Научная статья на тему 'Пути совершенствования системы этнокультурного образования в образовательных организациях Иркутской области'

Пути совершенствования системы этнокультурного образования в образовательных организациях Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АССОЦИАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ETHNIC AND CULTURAL EDUCATION / ETHNIC AND CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ASSOCIATION OF ETHNIC AND CULTURAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дармаева Арюна Дугаровна

В статье рассмотрены проблемы, состояние и перспективы этнокультурного образования в муниципальных районах Иркутской области, т. е. использование в образовательном процессе школы воспитательного потенциала этнической культуры, эффективность решения задач поликультурного образования, формирование национального самосознания. Предложены некоторые пути совершенствования системы этнокультурного образования в образовательных учреждениях Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дармаева Арюна Дугаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ways of Improving the Ethnic and Cultural Education System in the Educational Institutions of Irkutsk Region

The article deals with the problems, status and prospects of ethnic and cultural education in the municipal districts of Irkutsk region that include using the educational potential of ethnic culture in educational process; the efficiency of multicultural education problems solving; the formation of national identity. The author offers some ways of improving the system of ethnic and cultural education in educational institutions of Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования системы этнокультурного образования в образовательных организациях Иркутской области»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 370.12

Пути совершенствования системы

этнокультурного образования в образовательных организациях Иркутской области

А. Д. Дармаева

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

А.ННотация. В статье рассмотрены проблемы, состояние и пер-

спективы этнокультурного образования в муниципальных районах Иркутской области, т. е. использование в образовательном процессе школы воспитательного потенциала этнической культуры, эффективность решения задач поликультурного образования, формирование национального самосознания. Предложены некоторые пути совершенствования системы этнокультурного образования в образовательных учреждениях Иркутской области.

Ключевые

слова: этнокультурное образование, этнокультурное образо-

вательное пространство, Ассоциация этнокультурных образовательных организаций.

Этнокультурное образование - это целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в образовательных учреждениях.

Сегодня одна из основных задач школы - последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента является корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным компонентом.

Необходима разработка и реализация программ этнокультурного образования во всех типах и видах образовательных учреждений нашего региона. В школах с этнокультурным компонентом на этапе внедрения в учебный процесс разработанных программ будет необходимо создание программы воспитательной работы, включающей традиционные для общеобразовательного учреждения направления, учитывающей интересы всех

субъектов учебно-воспитательного процесса: учащихся, учителей, родителей.

Поскольку прежняя система образования в регионе была ориентирована в основном на образцы научного знания прошлого, без должного учёта многовековых традиций национальной культуры, необходимо пересмотреть данную ориентацию педагогики и реформировать её в соответствии с этническими потребностями обучающихся.

Кроме того, необходимо учитывать многонациональный состав населения в регионе. Этническое многообразие, наличие крупных религиозных конфессий, а также ориентация населения на два языка - русский и родной (бурятский, татарский и т. д.) - усиливают актуальность данной проблемы.

Необходимой предпосылкой становления в регионе системы этнокультурного образования является создание этнокультурного образовательного пространства, так называемой культурной почвы, поля для развития этнических культур, материальных условий развития национально-культурных общностей, с одной стороны.

С другой стороны, этнокультурное образовательное пространство - это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки и курсы, - которое с точки зрения структуры должно состоять из трёх взаимосвязанных частей: институциональная (школы, колледжи, вузы и т. д.), внеинституциональная (курсы, библиотеки, радио и т. д.), неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т. д.).

Этнокультурное образовательное пространство в этой части создаётся в соответствии с тем, на каком языке преподаются учебные дисциплины, какие предметы изучаются и каково содержание изучаемых курсов. Родной и государственный языки должны стать языками обучения и общения уже в детских садах.

Изучение родного языка в Иркутской области осуществляется во всех районах Усть-Ордынского Бурятского округа, а также в Ольхонском районе (Тонтин-ская НОШ - структурное подразделение Еланцынской СОШ, МБОУ «Черноруд-ская СОШ»), в СОШ № 16 с. Одинск Ангарского городского округа [2, с. 40].

Языковая ситуация в сфере изучения родного языка в регионе характеризуется следующим образом:

- языком бытового общения является русский;

- в целом образовательный процесс в школах осуществляется на русском языке;

- по учебному плану ФГОС на изучение родного языка выделяется 3 часа в неделю, в действительности в некоторых районах области оно сокращается до 2 часов в неделю, где-то и до 1 часа, а в условиях перехода школ на учебный план с пятидневным режимом обучения сокращение часов родного языка повлечёт за собой проблему сохранения бурятского языка, кадровый вопрос и т. д.;

- на факультативном уровне родной язык изучается как иностранный;

- непроизвольно укоренилась установка на изучение русского и иностранного языков как социально более желательных и необходимых;

- бессистемный подход к выбору учебного плана в образовательных учреждениях с изучением родного языка приводит к нарушению преемственности дошкольного и школьного образования, которая является одним из основных положений Федерального государственного образовательного стандарта, следовательно, о качественности изучения родного языка говорить не приходится. Поэтому введение в образовательный процесс с продуманным, системным подходом учебных планов способствовало бы положительным изменениям в процессе

преподавания родного языка как предмета и сохранению языка в целом.

На территории Нижнеудинского района изучается тофаларский язык в Алыгджерской СОШ, во 2, 3, 4 классах (37 чел.), по пятидневному учебному плану как предмет (1 ч. за счёт части, формируемой образовательным учреждением) и в 7 классе как спецкурс «Художественная обработка материала» 1 ч.; в Верхне-Гутарской СОШ, во 2, 3, 4 классах (15 чел.), факультативно 1 ч., в 6, 7 классах, как элективный курс «Деревянные узоры» 1 ч.; в Нерхинской НТТТДС, во 2, 3, 4 классах (16 чел.), 1 ч.

Требуется переиздание ранее опубликоваанного учебно-методического комплекса по тофаларскому языку под редакцией доктора филологических наук, профессора В. И. Рассадина.

Эвенкийский язык сегодня изучают в СОШ с. Ербогачён (31 чел.) - факультативно, и в НТТТДС с. Хамакар (3 чел.) ведётся кружок внеурочной деятельности.

В связи с этим в сфере обучения родному языку из ранее существовавшего ряда проблем некоторые на данный момент решены и решаются:

- утверждена на заседании регионального учебно-методического объединения Иркутской области Региональная концепция преподавания родного (бурятского) языка и литературы в Иркутской области;

- разработана ведущими учителями бурятского языка и литературы Эхи-рит-Булагатского района и кафедрой этнорегионального образования ГАУ ДПО ИРО и утверждена на заседании регионального учебно-методического объединения Иркутской области Примерная программа для общеобразовательных организаций по учебному предмету «Бурятский язык» по Региональной концепции преподавания родного (бурятского) языка и литературы Иркутской области, находится на стадии внешней экспертизы в Республике Бурятия и Агинском Бурятском Автономном округе для утверждения на заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

- разработана Примерная программа для общеобразовательных организаций по учебному предмету «Бурятская литература» ведущими учителями бурятского языка и литературы Осинского района и кафедрой этнорегионального образования ГАУ ДПО ИРО, пройдена общественно-профессиональная экспертиза и обсуждение, находится на стадии подготовки к утверждению на заседании регионального учебно-методического объединения Иркутской области.

Кроме того, кафедрой этнорегионального образования ГАУ ДПО ИРО проводится планомерная работа по улучшению условий преподавания родных языков в образовательных организациях Иркутской области, где изучается родной язык (бурятский, эвенкийский, тофаларский); по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, по созданию этнокультурной образовательной и воспитательной среды:

- реализуется основная деятельность кафедры - курсы повышения квалификации с целью совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров, учителей родных языков и литературы, работников методических служб. Например, курсы повышения квалификации для сотрудников ДОУ, учителей начальных классов, преподающих родной язык по ДПП «Этнокультурное образование в условиях реализации ФГОС ДО»;

- организуются семинары, заседания круглых столов с целью оказания методической помощи работникам образовательных учреждений, в которых преподаётся родной язык. Например, семинар «Этнопедагогика как социокультурный феномен» проводился совместно с Ресурсным центром по развитию

этнокультурной толерантности детей «Мы вместе», с Дворцом творчества детей и молодёжи г. Ангарска с целью обмена опытом среди руководителей образовательных и культурных организаций, педагогов дополнительного образования, работников ДОУ, НОШ, СОШ;

- организован и проведён мастер-класс по народному декоративно-прикладному искусству «Единство народов Прибайкалья» в рамках XIII областного образовательного форума «Образование Прибайкалья - 2017»;

- проводится аналитическая работа: оценка профессиональных компетенций учителей родного языка и литературы, социологический опрос родителей учеников, изучающих родной язык;

- организованы и проведены общественные обсуждения (расширенные муниципальные родительские собрания) по проблеме сохранения родного (бурятского) языка в образовательных организациях округа с участием представителей муниципальной власти, общественных объединений, преподавательского состава, родителей;

- проведено анкетирование родителей учащихся 7, 8 классов, для которых бурятский язык является родным, с целью определения общественного мнения по вопросам сохранения и развития родного (бурятского) языка в регионе (см. таблицу).

Результаты социологического исследования «Проблема сохранения родного (бурятского) языка»

Таблица

Ощуща-

ется ли

о а а о Как вы считаете, важно ли содействие исполнительной

s о ZJ ь о - и власти Что, на ваш взгляд, может стать наи-

о « CS еь а п « и т - Ч 3 = о В о и а изучение родного языка для вашего ребёнка? в сохранении и развитии родного языка в вашем районе? более эффективной мерой по сохранению родного языка в вашем районе?

7, 8 257 1. 198 чел. 1. 91 чел. Изучение родного языка как предмета

(77 %) - (35,5 %) - (56 чел. - 22 %);

« о «да». «да». продолжение изучения родного языка

2. 39 чел. 2. 152 чел. (19 чел. - 7,3 %);

Й ^ (23 %) - (59,1 %) - создание языковой среды, общение

«нет» «нет» (10 чел. - 4 %);

^ увеличение часов родного языка и часов

н S внеурочной деятельности по родному

is языку (13 чел. - 5 %);

X проведение мероприятий по сохранению и развитию бурятского языка (15 чел. - 5,8 %)

Район Класс Количество респондентов Как вы считаете, важно ли изучение родного языка для вашего ребёнка? Ощущается ли содействие исполнительной власти в сохранении и развитии родного языка в вашем районе? Что, на ваш взгляд, может стать наиболее эффективной мерой по сохранению родного языка в вашем районе?

Осинский 7, 8 102 1. 95 чел. (93 %) -«да». 2. 5 чел. (7 %) -«нет» 1. 81 чел. (79,4 %) -«да». 2. 17 чел. (16,6 %) -«нет» Продолжение изучения родного языка (17 чел. - 16,6 %); создание языковой среды, общение (13 чел. - 12,1 %); увеличение часов родного языка и часов внеурочной деятельности (23 чел. - 22,5 %); проведение мероприятий по сохранению и развитию бурятского языка (6 чел. - 5,8 %); организация кружков и факультативных занятий в школе по родному языку (12 чел. - 11,7 %)

Аларский 7, 8 126 1. 102 чел. (81 %) -«да». 2. 22 чел. (17, 5 %) -«нет» 1. 53 чел. (42 %) -«да». 2. 65 чел. (51,5 %) -«нет» Изучение родного языка как предмета (30 чел. - 23,8 %); продолжение изучения родного языка (19 чел. - 15,07 %); факультативное изучение родного языка (31 чел. - 24,6 %); создание языковой среды, общение (3 чел. - 2,3 %); увеличение часов родного языка (13 чел. - 10, 3 %); проведение мероприятий по сохранению и развитию бурятского языка (4 чел. - 3,1 %)

Боханский 7, 8 77 1. 56 чел. (72, 7 %) -«да». 2. 12 чел. (13,3 %) -«нет» 1. 21 чел. (27,2 %) -«да». 2. 41 чел. (53,2 %) -«нет» Изучение родного языка как предмета (23 чел. - 30 %); организация курсов бурятского языка для родителей (9 чел. - 11,6 %); создание языковой среды, общение (3 чел. - 4 %); организация кружков и факультативных занятий в школе по родному языку (8 чел. - 10,3 %)

а еь

о и св

Ч «

о о

ffl t -

О <u

и Ч

is IS

S О

Как вы считаете, важно ли изучение родного языка для вашего ребёнка?

Ощущается ли содействие исполнительной власти в сохранении и развитии родного языка в вашем районе?

Что, на ваш взгляд, может стать наиболее эффективной мерой по сохранению родного языка в вашем районе?

«

и h

7, 8

64

1. 47 чел. 1. 32 чел.

(73,4 %) - (50 %) -

«да». «да».

2. 11 чел. 2. 29 чел.

(17,1 %) - (45,3%) -

«нет» «нет»

1. 63 чел. 1. 46 чел.

(84 %) - (61, 3 %) -

«да». «да».

2. 8 чел. 2. 22 чел.

(10,6 %) - (29,3 %) -

«нет» «нет»

Продолжение изучения родного языка (9 чел. - 14 %);

факультативное изучение родного языка (7 чел. - 11 %)

«

w

7, 8

75

Продолжение изучения родного языка (26 чел. - 35 %);

создание языковой среды, общение (13 чел. - 17, 3 %);

увеличение часов родного языка и внеурочной деятельности (8 чел. - 10,6 %);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проведение мероприятий по сохранению и развитию бурятского языка (5 чел. - 6,6 %)

Таким образом, кафедра этнорегионального образования предлагает некоторые пути совершенствования системы этнокультурного образования в образовательных организациях Иркутской области, изучающих родные языки:

- трансформировать прежнюю «национальную» школу как школу практически русскоязычную по содержанию образования - в школу двуязычную, би-культурную, с изучением родного языка и включением национальной культуры в содержание образования, желательно, с широкими возможностями в формировании этнического самосознания». То есть одна «национальная школа» из района как особый тип учебного заведения с определёнными целями, содержанием образования могла бы работать в статусе «Регионального тематического инновационного комплекса» с изучением родного языка, где будут реализовы-ваться этнокультурные проекты школ и кафедры этнорегионального образования ИРО Иркутской области;

- создать целостное этнокультурное образовательное пространство в рамках комплексного проекта, разрабатываемого кафедрой «Единое пространство этнокультурного образования». На наш взгляд, этот проект даст возможность регулировать, анализировать, развивать совместную деятельность образовательных учреждений разных уровней. Позволит не только сохранять родные

языки в регионе, но и принять единую концепцию развития родных языков. Например, создать сайт для учителей родного языка;

- создать рабочую группу по тьюторскому сопровождению учителей родного языка и литературы (два учителя от каждого района области) и разработать проект тьюторского сопровождения учителей;

- войти школам Иркутской области, изучающим родной язык, в состав Ассоциации этнокультурных образовательных организаций Республики Бурятия;

- осуществлять анализ этнокультурных образовательных потребностей населения в режиме мониторинга;

- разработать учебно-методический комплекс нового поколения по родным языкам; осуществлять издание учебных, наглядных и справочных пособий, книг для детей, двуязычных и многоязычных словарей, разговорников и самоучителей;

- разработать программы воспитания и обучения для дошкольных учреждений, учебно-методические пособия и фильмы, компьютерные игры на родных языках; терминологические словари на национальных языках;

- наладить выпуск периодических изданий на языках этнических групп;

- организовать вещание по радио на языках этносов региона, предусмотрев на них специальные учебные передачи и курсы по изучению языков.

В соответствии с новыми стандартами этнокультурное образование в регионе реализуется, во-первых, через введение в учебный план специальных дисциплин этнокультурной направленности (таких, как родной язык и литература), во-вторых, через интеграцию этнокультурного компонента в содержание традиционных предметов (таких, как история, география, литература), в-третьих, - во внеучебной деятельности (через работу кружков, фольклорных коллективов, музейную педагогику, и т. д.). Основой этнокультурного образования является освоение родной и неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной модели поведения в полиэтнической среде. Федеральные государственные стандарты общего образования в вариативной части Базисного образовательного плана предусматривают «реализацию содержания образования, обеспечивающего региональные особенности и индивидуальные интересы и потребности обучаемых».

Список литературы

1. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика : учеб. пособие для студ. высш. проф. образования / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - 3-е изд. перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 240 с.

2. Дармаева, А. Д. Актуальные проблемы преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях Иркутской области / А. Д. Дармаева // Педагогический ИМИДЖ. - 2017. - № 1 (34). - С. 39-45.

3. Шеболкина, Е. П. Концепция развития этнокультурного образования как системообразующий элемент регионализации образования в Республике Коми / Е. П. Шеболкина // Образование в Республике Коми. - 2016 - № 5. - С. 4-9.

The Ways of Improving the Ethnic and Cultural Education System in the Educational Institutions of Irkutsk Region

A. D. Darmaeva

Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk

Abstract. The article deals with the problems, status and prospects of ethnic and cultural education in the municipal districts of Irkutsk region that include using the educational potential of ethnic culture in educational process; the efficiency of multicultural education problems solving; the formation of national identity. The author offers some ways of improving the system of ethnic and cultural education in educational institutions of Irkutsk region.

Keywords: ethnic and cultural education, ethnic and cultural educational environment, Association of ethnic and cultural educational organizations.

Дармаева Арюна Дугаровна

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой этнорегио-нального образования

Институт развития образования Иркутской области

670007, г. Иркутск, ул. Красноказа-чья, 10-А

тел.: 8(3952)500904 e-mail: daruna73@mail.ru

Darmaeva Aryuna Dugarovna

Candidate of Sciences (Philology), Head of the Ethnic and Regional Education Department

Institute of Education Development of Irkutsk Region

10-A Krasnokazachiya St, Irkutsk, 670007

tel.: 8(3952)500904 e-mail: daruna73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.