Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 372.881.1(571.1/ 5) "1985/2011"
Изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера и Сибири в системе образования в 1985-2011 гг.
Е. В. Иванченко
Гимназия № 1 им. А. А. Иноземцева, г. Братск
Аннотация. В статье анализируется степень изучения родного языка и владения им в последние десятилетия у коренных малочисленных народов Севера и Сибири. Даётся оценка федеральным нормативным актам в области образования. Особое внимание уделяется соотношению изучения национальных языков коренных малочисленных народов Севера и Сибири и русского языка.
Ключевые
Слова: национальные языки коренных малочисленных народов,
Северный и Сибирский регионы.
Со второй половины 80-х гг. XX в. регионы Севера и Сибири представляют собой уникальные полиэтнические территории, где взаимодействие российской культурно-цивилизационной системы и традиционной культуры коренных малочисленных народов приводит к развитию межнациональных отношений, которые стимулируют появление многообразных межкультурных стратегий государства, касающихся различных сторон жизни общества, его культуры и образования. Это касается в первую очередь культурно-образовательной внутриполитической стратегии государства, от реализации которой зависит стабильное развитие коренных малочисленных народов Севера и Сибири, обладающих социокультурным потенциалом.
В последние десятилетия образованию отводится важная роль в сохранении и устойчивом развитии этноса, его культурных и исторических традиций, служащих ценностными ориентирами в развитии северных регионов. Автохтонные малочисленные народы Севера и Сибири постепенно включаются в общую систему российского образования, осваивая всё новые направления, но ситуация осложняется тем, что резкая трансформация российского общества в последние десятилетия привела к социокультурному расслоению, а следовательно, и возникновению проблемы получения высшего и среднего профессионального образования коренным населением Севера и Сибири, которое во многом является малообеспеченным [1]. В связи с культурным и духовным обнищанием резко возросла значимость сохранения и развития родных языков коренных малочисленных народов - важной составляющей национально-регионального компонента этнокультурного образования. Федеральным законом № 82-ФЗ «О гарантиях прав корен-
ных малочисленных народов» от 30 апреля 1999 г. установлено право на бесплатное образование для коренных малочисленных народов, а также предусмотрен свободный доступ к образованию на всех уровнях. Реализация этого права для коренных народов Севера является необходимым условием для сохранения их культуры, языков и идентичности. В Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2009-2011 гг. особое место отведено развитию системы образования в сельских районах, мест компактного проживания малочисленных автохтонов, так как образовательные учреждения в отдалённых посёлках являются очагами культуры и просвещения.
В последние десятилетия актуальной проблемой остаётся обучение родному языку и основам культуры в регионах Севера. Наиболее отчётливо это прослеживается в середине 80-х гг. ХХ в., когда остро встал вопрос о сохранении языков малочисленных народов. Это связано с тем, что в начале 80-х годов большое распространение среди коренных народов получил русский язык. Его преподавание велось наряду с родными языками. Многие советские работники в рамках интернациональной политики убеждали и заставляли малочисленные народы изучать русский язык.
Русский язык должен был объективно оказать положительное влияние на процесс интернационализации межэтнических взаимоотношений, функционирования и развития родных языков. В действительности, изучению русского языка в национальных школах, например, Иркутской области и Красноярского края, в тот период уделяли значительно больше внимания, чем изучению языков коренных народов. Согласно социологическим опросам, проведённым в 80-е гг. ХХ в., русским языком свободно владели 97 % тофаларов, родным - 14,5 %. К тому же русский язык являлся основным разговорным языком у 92,3 % тофаларов, тогда как родной язык лишь у 2,8 %. В 1985 г. из 100 детей в возрасте до 5 лет 3 человека говорили на тофаларском языке, 8 человек понимали его, а 89 человек не владели им. В 1989 г. из тофаларов в возрасте 20-29 лет только 3,8 % свободно владели национальным языком, в возрасте 40-49 лет - 36 %, в возрасте 50-59 лет - 71,9 %, в возрасте 60-69 лет - 95 %, старше 70 лет - 100 % [3].
Наступившая в нашей стране перестройка открыла возможности для более широкого изучения национальных языков. Именно с этой целью тогда были приняты общесоюзные и местные программы развития языков народов СССР, обеспечивающие обучение на этих языках и их изучение, подготовку педагогических кадров, развитие литературы, науки и искусства, телевидения и радиовещания, издание книг, газет и журналов на языках народов СССР, выпуск словарей, справочников, учебной и учебно-методической литературы и другие меры, направленные на развитие языков малочисленных народов [2]. Однако возможность обучения на родном языке, если он не являлся русским или государственным языком национальных республик, фактически не гарантировалась, так как в большинстве регионов обучение родному языку завершалось на уровне начальной школы, что не обеспечивало полного освоения языка. Это было существенным препятствием в подготовке нового поколения учителей родного языка и культуры из числа коренных малочисленных народов. «Для многих будущих учителей процесс изучения родного языка начинается в среднем или высшем учебном заведении практически с нуля», - писала в статье «Этнорегиональное образование на Севере: пути развития и модернизации» директор Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена Л. Б. Гашилова [4].
В 1986-1988-х гг. в школах регионов Севера отмечено сокращение количества часов на обучение родному языку. Родные языки коренных малочисленных
народов Севера не являлись языками обучения. Многие годы не изучался родной язык в школах Тофаларии. Только к 1989-1990 учебному гг. появились буквари на тофаларском языке и началось изучение родного языка. Сокращение часов и отсутствие учебно-методической литературы связаны с необеспеченностью образовательных учреждений учебными программами, которые должны были соответствовать образовательным стандартам, а также необеспеченностью методическими пособиями, низкой мотивацией учеников и родителей к изучению родного языка, отсутствием профессиональных педагогических кадров. Картина с изучением родных языков как учебного предмета более позитивна. В целом в российской системе школьного образования, наряду с русским языком, изучались (как родные) ещё 74 национальных языка.
За последние 20 лет общее количество изучаемых национально-этнических языков увеличилось на 11 (в том числе за счёт языков коренных малочисленных народов Севера).
В Красноярском крае проживает около 16,6 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера и Сибири (далее - КМНСС). К ним относятся долганы, эвенки, ненцы, якуты, кеты, нганасаны, селькупы и энцы. На протяжении последнего десятилетия численность КМНСС в Красноярском крае фактически не менялась. Заметно сократилось лишь число эвенков (в Эвенкийском районе), но несколько выросло число ненцев (в основном, в Долгано-Ненецком районе). Среди прочих только ненцы в наибольшей мере смогли сохранить владение языком своей национальности, в то время как долганы, нганасаны и энцы знания этнических языков почти утратили. Например, в Таймырском (Долгано-Ненецком) муниципальном районе (далее - ТДНМР) из 34,3 тыс. человек его жителей 1,3 % составляют представители КМНСС, подавляющее большинство которых (свыше 80 %) проживают в сельской местности. Автомобильных или железнодорожных дорог, связывающих ТДНМР с остальной территорией России, нет (добраться туда можно только с помощью самолётов или вертолётов). Так, в городе Дудинке (одном из административных центров ТДНМР) большинство детей из числа КМНСС поступает в среднюю школу № 1, и только в этой школе они имеют возможность учить родной язык в качестве самостоятельного предмета (ненецкий язык учили как предмет 18 детей в 1-4 классах; 6 детей - в 6-9 классах), что в совокупности составляет лишь 19,8 % учащихся ненецкой национальности [2].
С методической точки зрения изучение этнических языков как самостоятельного предмета организовано в полном соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Так, в Дудинском районе из пяти этнических посёлков, в четырёх ведётся преподавание родных языков малочисленных народов (программа по обучению долганского языка в СОШ № 1 г. Дудинки в начальных классах предусматривает его ежегодное изучение в объёме 70 часов). До 2007 г. на Таймыре существовал самостоятельный Усть-Енисей-ский район (после объединения с Красноярским краем район был переименован в сельское поселение Караул). Согласно информации органов управления образованием ТДНМР на территории бывшего Усть-Енисейского района действуют шесть общеобразовательных организаций, в которых учатся дети КМНСС (в основном, ненцы; а небольшое число долган и энцев).
Единственным этническим языком, который преподаётся, является ненецкий. Так, в посёлке Караул (882 жителя) функционирует средняя школа-интернат, насчитывающая 182 ученика, 95 из которых - дети КМНСС. Ненецкий язык в 1-4 классах в рамках школьного предмета изучает 21 человек, в 5-9 классах в рамках факультатива - 63 человека (в совокупности 46,4 % учащихся ненецкой национальности) [8].
Школы-интернаты способствовали отрыву детей северян от ценностей своей родной культуры и родного языка, но в силу объективных причин отказаться от них полностью нельзя. Так, писатель Юрий Сергеевич Рытхэу отмечал, что дети, выросшие в интернатах, не знают родного языка, часто настроены пренебрежительно или равнодушно к собственной культуре, а родной язык кажется им отсталым и примитивным [7].
На территории Иркутской области проживают представители более 120 национальностей, в том числе коренные народы Севера и Сибири, самые крупные из которых - эвенки и тофалары (или тофы). Их численность составляет 1743 человека. Данные переписи населения 2010 г. свидетельствуют о том, что большинство КМНСС почти не владеют своими родными языками; для 99,8 % из них основным средством коммуникации является русский язык. Низкий процент владения родным языком среди эвенков можно объяснить тем, что многие из взрослых эвенков учились в школах-интернатах, где преподавался только русский язык. В последние полтора десятка лет эвенки Иркутской области проживают, в основном, в Катангском, Казачинско-Ленском и Качугском районах (почти половина всех эвенков региона сосредоточена в самом северном районе Иркутской области - Катангском). Отметим, что в школах-интернатах Качугского и Казачинско-Ленского районов, где учатся дети эвенкийской национальности, их родной язык не преподаётся.
Представители ещё одной коренной малочисленной народности Севера - то-фаларов - компактно проживают в трёх посёлках Нижнеудинского района Иркутской области: Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха (Нерха и Верхняя Гутара построены ещё в 40-е гг. ХХ в. в связи с переходом тофов к оседлому образу жизни). Территория их традиционного расселения именуется Тофаларией.
Тофаларский язык до конца 1980-х гг. существовал только в устной форме. Его письменность была создана профессором Валентином Ивановичем Рассадиным (в 1989 г. для тофаларских детей был издан подготовленный В. И. Рассадиным букварь; выпущены учебник «Родной язык» (для начальных классов), хрестоматия «Родная речь» (для 3-4 классов), пособие по развитию тофаларской устной речи, книга «Сказки седого Саяна»; в 1990 г. в начальных классах началось изучение родного языка). В 2002-2003 учебном году число школьников, изучавших тофаларский язык как предмет в общеобразовательных организациях Нижне-удинского района, достигло 111 человек, но к 2010 году их число сократилось до 68 человек, а в 2011 году тофаларский язык стали изучать факультативно.
Таким образом, родной язык изучали почти все школьники тофаларской национальности, обучавшиеся в начальных классах. Продолжать изучение языка в средних и старших классах не было возможности из-за отсутствия соответствующей учебной литературы.
В довершение всего, нельзя не отметить, что Российская Федерация является многонациональным государством, которому присуще этническое многообразие, поэтому в федеральных законах и целевых программах по устойчивому экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов отведено особое место повышению уровня образования, возрождению и сохранению родных языков, формированию подготовки кадров национальной интеллигенции из числа автохтонных народов. Тем не менее общей проблемой для всех северных школ остаётся необеспеченность учебно-методической базы по изучению родных языков и традиционной культуры предков. Лишь в некоторых регионах ученики школ обеспечены учебниками и учебными пособиями. К настоящему времени переизданы учебники эвенкийского языка для начальных классов, переиздаются словари по эвенкийскому языку, азбука эвенкийского
языка. В общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях Эвенкийского муниципального района Красноярского края большое внимание уделяется краеведению, этнографии, истории Эвенкии, её культурному наследию. В районе идёт подготовка к открытию первых кочевых школ - детских садов. Специалист краевого Центра развития этнокультурного образования коренных малочисленных народов Севера «Бододёкит» («Жизненный путь») З. И. Пикунова убеждена, что «нельзя отделять язык от культуры, от промыслов, от быта, от уклада жизни индигенных народов. Только комплексный подход позволит сохранить родные языки северян и сами автохтонные малочисленные народы Севера и Сибири» [5].
Список литературы
1. Акимов, В. В. К вопросу подготовки педагогических кадров для школ коренных народов Севера / В. В. Акимов // Проблемы обеспечения трудовой занятости малочисленных народов Севера в условиях перехода к рыночной экономике : тез. докл. Всерос, науч.-практ. конф. - Якутск : Изд-во «Северовед», 1997. - С. 70.
2. Винокурова, У А. Воспитание и образование детей народов Севера : пособие в помощь учителю школ крайнего Севера / У А. Винокурова. - Якутск : Сахаполиграфиздат, 1997. - 79 с.
3. ГАИО. Ф. Р-280. Оп. 2. Д. 7. Л. 46. ; Ф. Р-280. Оп. 1. Д. 4. Л. 10.
4. Гашилова, Л. Б. Этнорегиональное образование на Севере: пути развития и модернизации / Л. Б. Гашилова, А. А. Набок // Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока / ред.: В. А. Штыров и [др.]. - М. : Изд-во Совета Федерации РФ, 2012. - 196 с.
5. Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций : коллект. монография / отв. ред. Н. П. Копцева. - СПб. : Эйдос, 2011. - 114 с.
6. Матис, В. И. Современные подходы к национальному образованию / В. И. Матис // Образование в Сибири. - 1996. - № 1. - С. 69-80.
7. Рытхэу, Ю. С. Лозунги и амулеты / Ю. С. Рытхэу // Российская газета. - 1988. - вып. от 19 мая.
8. Солдатенков, А. Д. Воспитание учащихся в пришкольном интернате : сб. статей / А. Д. Солдатенков, Г. И. Лобанцев, Н. В. Парова, В. Н. Ибрагимова. - М. : Просвещение, 1980. - 113 с.
The Study of the Native Languages of Indigenous Small-numbered Ethnic Groups of the North And Siberia in Education System
in 1985-2011
E. V. Ivanchenko
Gymnasium № 1 n. a. A. A. Inozemtsev, Bratsk
Abstract. The author analyzes the level of studying and native languages proficiency of indigenous people during recent decades. In the article assessment of the Federal Laws of the Russian Federation on education is given. Special attention is payed to the ratio of studying Russian and native languages by indigenous ethnic groups of the North and Siberia.
Keywords: native languages of indigenous small-numbered ethnic groups, Northern and Siberian regions.
Иванченко Евгения Валерьевна Ivanchenko Evgeniya Valerievna
учитель истории и обществознания Teacher of History and Social Studies
Муниципальное бюджетное общеобра- Municipal budgetary general education
зовательное учреждение «Гимназия № institution "Gymnasium № 1 named after
1 имени А. А. Иноземцева» A. A. Inozemtsev"
665729, г. Братск, б. Космонавтов, 9 9 Kosmonavtov Ave., Bratsk, 665729
тел.: 8(3953)455282 tel.: 8(3953)455282
е-mail: [email protected] е-mail: [email protected]