Научная статья на тему 'Актуальные проблемы преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях Иркутской области'

Актуальные проблемы преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
954
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЕДИНОЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MULTICULTURAL EDUCATION / NATIONAL AND REGIONAL COMPONENT / NATIONAL SCHOOL / COMMON ETHNIC AND CULTURAL EDUCATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дармаева Арюна Дугаровна

В статье рассмотрены проблемы изучения бурятского языка в современной школе, т. е. использование в образовательном процессе школы воспитательного потенциала этнической культуры, эффективность решения задач поликультурного образования, формирование национального самосознания, проблемы, возникающие в процессе преподавания родного языка. Обозначена специфика функционирования бурятского языка в Иркутской области. Проанализированы некоторые аспекты региональной языковой политики. Предложены пути решения проблем преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual Problems of Teaching the Buryat Language in Educational Institutions of Irkutsk Region

The article considers the problems of studying the Buryat language at modern school such as using the educational potential of ethnic culture; the efficiency of solving the multicultural education problems; the formation of national identity; the problems of teaching the native language. The author defines the particularities of functioning of the Buryat language in Irkutsk region. In the paper some aspects of the regional language policy are analyzed. The author offers some ways of solving the problems of teaching the Buryat language in the educational institutions of Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях Иркутской области»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 81-22

Актуальные проблемы преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях Иркутской области

А. Д. Дармаева

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

А.НН°Тация. В статье рассмотрены проблемы изучения бурятского

языка в современной школе, т. е. использование в образовательном процессе школы воспитательного потенциала этнической культуры, эффективность решения задач поликультурного образования, формирование национального самосознания, проблемы, возникающие в процессе преподавания родного языка. Обозначена специфика функционирования бурятского языка в Иркутской области. Проанализированы некоторые аспекты региональной языковой политики. Предложены пути решения проблем преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях Иркутской области.

Ключевые

слова: поликультурное образование, национально-региональ-

ный компонент, национальная школа, единое этнокультурное образовательное пространство.

Современное образование строится с ориентацией на сохранение этнокультурных приоритетов развития. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ каждому субъекту федерации предоставляется возможность конструировать образовательную модель с учётом национально-культурных особенностей региона.

Современная социально-педагогическая ситуация развития национальных отношений в поликультурной среде требует осмысления и конструирования национально-регионального компонента образования.

В образовательном процессе школы слабо используется воспитательный потенциал этнической культуры, недостаточно эффективно решаются задачи поликультурного образования, формирования национального самосознания. На наш взгляд, только то образование

^гаудпоирог МОЖно признать национальным, которое отвечает характеру и потребностям нации, её истории, её основным стремлениям. Поэтому в образовательно-воспитательный процесс следует включить элементы реальной национальной культуры.

Современное молодое поколение призвано пройти путь от «массового человека» к личности, от тоталитарной культуры к свободной. И обществу необходимо позаботиться не только о сохранении культурной среды, традиций, форм общения людей, но и сохранении человека как объекта культуры, «транслятора социальной памяти, традиций, обычаев, образцов поведения» [1, с. 13]

На территории Усть-Ордынского Бурятского округа обязательства по созданию условий для сохранения и развития бурятского языка регулируются региональным законом «Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской области с особым статусом», принятым в период объединения субъектов.

Кроме детей Усть-Ордынского Бурятского округа, изучают бурятский язык учащиеся Ольхонского района (Тонтинская НОШ структурное подразделение Еланцынской СОШ), СОШ № 16 с. Одинск Ангарского городского округа.

По данным муниципальных органов Иркутской области, осуществляющих управление в сфере образования, в 2016-2017 уч. г. бурятский язык изучается в 62 общеобразовательных учреждениях; в 50 общеобразовательных организациях «Бурятский язык» и «Бурятская литература» ведутся как самостоятельные предметы; факультативно - в 12 учреждениях. Число изучающих родной язык составляет 4 766 обучающихся.

Учебные планы образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу начального (1-4 классы) и основного общего образования (5-6 классы, 7-8 классы - пилоты опережающего введения ФГОС основного общего образования), формируются на основе федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования с учётом примерного учебного плана и Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования [2, с. 7,

Учебный план для 1-8 классов по ФГОС начального и основного общего образования состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

- учебные занятия для углублённого изучения отдельных обязательных учебных предметов;

- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Для начального образования представлены три варианта примерного учебного плана, а для основного общего образования - четыре варианта:

- для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском

11].

языке (по пятидневной и шестидневной учебной неделе);

- для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке с учётом изучения второго иностранного языка;

- для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но, наряду с ним, изучается родной язык и литература [2, с. 8].

Учебные планы образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу основного общего образования (7-9 классы), формируются на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования с учётом федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

Учебный план для классов, реализующих федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, состоит из инвариантной части, регионального компонента и компонента образовательной организации.

Предметы и курсы регионального компонента содержания общего образования направлены на формирование компьютерной грамотности, освоение информационно-коммуникационных технологий для дальнейшего их применения; изучение природно-климатических и социально-экономических особенностей, истории и культуры Иркутской области с использованием краеведческого материала; социализацию выпускников [2, с. 16, 17].

Учебный план образовательной организации, реализующей основную образовательную программу основного общего образования с изучением родного языка, рекомендуется для обучения школьников, чьи родители выбрали для изучения родной язык и литературу, и вводится в образовательной организации при условии кадрового, программно-методического и учебного обеспечения.

Цель инвариантной части - обеспечить подготовку школьника в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создающими единство образовательного пространства на территории страны. Региональный компонент и компонент образовательной организации должны учитывать в содержании образования социокультурные особенности и традиции, отражающие национальное и региональное своеобразие культуры.

По учебному плану ФГОС на изучение родного (бурятского) языка выделяется 3 часа в неделю, но в действительности выбор вариантов учебного плана школами совершенно разный. Например: если № 1 - вариант примерного учебного плана начального общего образования (пятидневная неделя); № 1 - вариант примерного учебного плана основного общего образования (пятидневная неделя); № 2 - примерный учебный план начального и основного общего образования (шестидневная неделя); № 3 - примерный учебный план начального общего образования с изучением родного языка и литературы (шестидневная неделя); № 4 - примерный учебный план основного общего образования с изучением родного языка и литературы (шестидневная неделя), то ситуация по выбору варианта учебного плана в образовательных учреждениях районов области следующая:

- Аларский р-н: во всех 6 школах, изучающих бурятский язык, выбран вариант № 1, где на изучение родного языка отводится 1 ч за счёт части, формируемой образовательным учреждением;

- Боханский р-н: из 7 школ, изучающих бурятский язык, в 3 школах выбран

ЛГАУДПОИРОГ ЛГ О о

-- вариант № 3, где на изучение родного языка отводится 3 ч, в осталь-

ных школах - № 2 (по 1, 2 ч.);

- Баяндаевский р-н: из 9 школ в 5 школах № 3, 4 (по 3 ч), в 3 школах - факультативно (по 1 ч), в 1 школе - № 1 (по 1 ч);

- Нукутскийр-н: из 6 школ в 4 школах № 3, 4 (по 3 ч), в 2 школах - № 1, где изучается факультативно;

- Осинский р-н: во всех 9 школах № 3, 4 (по 3 ч);

- Эхирит-Булагатский р-н: во всех 13 школах № 3, 4 (по 3 ч); в 3 школах изучается факультативно;

- Ангарский городской округ: по № 1 (по 1, 2 ч) за счёт части, формируемой образовательным учреждением;

- Ольхонский р-н: 2 школы по № 1 (по 1 ч).

Следовательно, в условиях бессистемного подхода к выбору учебного плана о преемственности дошкольного и школьного образования, которая является одним из основных положений Федерального государственного образовательного стандарта, и качественности изучения родного языка говорить не приходится.

Поэтому введение в образовательный процесс с продуманным, системным подходом учебных планов способствовало бы положительным изменениям в процессе преподавания родного языка как предмета, а также сохранению бурятского языка в целом.

Наряду с этим необходима «дальнейшая трансформация прежней «национальной» школы как школы практически русскоязычной по содержанию образования - в школу двуязычную, бикультурную, с изучением родного языка и национальной культуры в содержании образования, желательно с широкими возможностями в формировании этнического самосознания» [1, с. 18].

«Национальная школа» как особый тип учебного заведения со спецификацией целей, содержания образования могла бы рассматриваться как региональный вариант общеобразовательной школы или работать в статусе «Региональных тематических инновационных комплексов» с изучением родного языка, где будут реализовываться проекты кафедры этнорегионального образования ГАУ ДПО ИРО и непосредственно школ, изучающих родной язык.

Обновление национальной школы может эффективно осуществляться не за счёт частичного совершенствования отдельных сторон её деятельности, а в условиях образовательно-воспитательной системы школы, в которой происходит активное сотворчество учителей, включение их в инновационные процессы, сотрудничество с обучающимися. Например, такое включение, как создание целостного этнокультурного образовательного пространства в рамках Комплексного проекта «Единое пространство этнокультурного образования», что даст возможность регулировать, анализировать, развивать совместную деятельность образовательных учреждений разных уровней. Это позволит не только сохранить бурятский язык, но и принять единую концепцию развития бурятского языка. Кроме того, внедрение в образовательный процесс школ тьюторского сопровождения учителей родного языка и литературы с целью вовлечения в процессы индивидуализации, мотивации, повышения профессиональной компетентности, формирования инновационного ресурса и осуществления презентации достижений педагогов.

Сегодня проблема сохранения и развития бурятского языка в Усть-Ордын-

ском Бурятском округе и в Иркутской области, где компактно проживают буряты, стала одной из острейших. Положение осложнилось резким сокращением речевых контактов в школах, в семьях (особенно многонациональных). Это привело к значительному увеличению лиц коренного населения, не владеющих родным языком, к значительному сужению функции родного языка, к заметному снижению его социальной престижности.

Процесс преподавания литературного бурятского языка в школах Иркутской области усложняется значительным расхождением диалектной и литературной лексики на орфоэпическом, лексическом уровнях, так как бурятский язык многодиалектный. Различия между диалектами в большей мере связаны с этническими делениями их носителей. Носители каждой группы диалектов составляют определённую этническую группу. В Иркутской области: хоринская (литературный диалект), хонгодорская, эхиритская и булагатская этнические группы. Западно-бурятский диалект оказывается изолированным от общего процесса литературного и языкового развития. Владение родным языком и получение образования на бурятском языке не приобретает личностной значимости.

Потеря родного языка и культуры приводит к изменению самосознания жителей региона, к недооцениванию значения обучения на родном языке в образовательном процессе.

В регионе социально-лингвистическая ситуация характеризуется следующим образом:

- языком бытового общения является русский;

- в целом образовательный процесс в школах осуществляется на русском языке;

- предметное преподавание бурятского языка ограничивается 2 часами в неделю, а где-то и 1 часом в неделю;

- на факультативном уровне родной язык изучается как иностранный;

- непроизвольно укоренилась установка на изучение русского и иностранного языков как социально более желательных и необходимых.

В связи с этим в сфере обучения родному языку из ранее существовавших проблем некоторые на данный момент решены:

- утверждение (сентябрь 2016 г.) на заседании регионального учебно-методического объединения Иркутской области Региональной концепции преподавания родного (бурятского) языка и литературы в Иркутской области;

- разработка (ноябрь 2016 г.) Примерной образовательной программы начального и основного общего образования «Бурятский язык» по Региональной концепции преподавания родного (бурятского) языка и литературы Иркутской области;

- формирование рабочей группы из ведущих учителей бурятского языка для разработки Примерной образовательной программы «Бурятская литература».

Сегодня учителя родного языка работают по «Программе по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения (2009 г.)», разработанной в Республике Бурятия. При сохранении общей тенденции языковая ситуация в Иркутской области в корне отличается от языковой ситуации в Бурятии. Поэтому в необходимости разработанной и разрабатывающихся программ, адаптированных под языковую ситуацию нашего региона, сомнений нет.

После утверждения примерных образовательных программ планируется работа над проектом «Учебно-методический комплекс по бурятскому языку и литературе», который должен быть адаптирован к примерным образовательным программам с учётом диалектных особенностей, языковой ситуации региона, включая учебники, рабочие тетради, учебно-методические рекомендации, пособия и т. д.

Но наряду с этим существует ряд проблем, требующих скорейшего разрешения:

- сокращение часов родного языка в условиях перехода школ на учебный план с пятидневным режимом обучения, что повлечёт за собой ещё ряд других проблем: проблема сохранения бурятского языка, кадровый вопрос и т. д;

- бессистемный подход к выбору учебного плана в образовательных учреждениях с изучением бурятского языка;

- обновление учебно-методического обеспечения преподавания родного (бурятского) языка с учётом обучающихся, не владеющих родным языком в общеобразовательных учреждениях на основе новых научных подходов и образовательных технологий;

- создание системы непрерывного обучения родному языку в образовательных учреждениях (сад-школа) на основе преемственности и учёта возрастных особенностей обучаемых.

Кафедра этнорегионального образования ГАУ ДПО ИРО предлагает некоторые пути решения данных проблем:

1. Разработка Регионального базисного учебного плана для школ с изучением родного языка. Разработка методических рекомендаций «Об организации преподавания бурятского языка и литературы в общеобразовательных организациях Иркутской области (в 2016-2017 уч. г.)».

2. Сохранение 6-дневного режима обучения в школах с изучением бурятского языка.

3. Перевод школ, ранее называвшихся «Национальными школами», в «Региональные тематические инновационные комплексы» с изучением родного языка, где будут реализовываться проекты кафедры (например, апробация Примерных образовательных программ «Бурятский язык», «Бурятская литература») и проекты школ.

4. Предоставление вариативности учебных планов и программ в зависимости от местных условий и уровня национального самосознания и развития детей, в том числе возможности углублённого изучения родного языка (например, создание модели Бурятской национальной школы на базе средней школы Осинского района).

5. Поиск возможностей для сочетания различных форм получения национального образования. Речь идёт о воскресных школах, курсах, культурно-образовательных центрах и др.

6. Создание целостного этнокультурного образовательного пространства в рамках Комплексного проекта «Единое пространство этнокультурного образования», что даст возможность регулировать, анализировать, развивать совместную деятельность образовательных учреждений разных уровней, а также позволит не только сохранить бурятский язык, но и принять Единую концепцию развития бурятского языка.

7. Внедрение в образовательный процесс школ тьюторского сопровожде-

ния учителей родного языка и литературы с целью вовлечения в процессы индивидуализации, мотивации, повышения профессиональной компетентности, формирования инновационного ресурса и осуществления презентации достижений педагогов.

Сегодня важно понимать, что нужно выработать общее видение сохранения и функционирования бурятского языка с исполнительной властью на местах, с общественностью, с родителями и с участниками образовательного процесса в школах. Необходимо договориться о единых подходах, совместных усилиях для достижения общей цели - сохранения родного бурятского языка.

Список литературы

1. Бажеева, Т. П. Социальный и языковой аспекты формирования раннего (детского) бурятско-русского и русско-бурятского двуязычия / Т. П. Бажеева. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 152 с.

2. Мантыков, В. М. Обусинская средняя школа как модель бурятской национальной школы / В. М. Мантыков, И. А. Маланов. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. - 148 с.

3. Состояние и перспективы развития бурятского языка. Вопросы координации организационно-методической работы : материалы форума бурятского языка. - Улан-Удэ, 2008. - 140 с.

Actual Problems of Teaching the Buryat Language in Educational Institutions of Irkutsk Region

А. D. Darmaeva

Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk

Abstract. The article considers the problems of studying the Buryat language at modern school such as using the educational potential ofethnic culture; the efficiency of solving the multicultural education problems; the formation of national identity; the problems of teaching the native language. The author defines the particularities offunctioning of the Buryat language in Irkutsk region. In the paper some aspects of the regional language policy are analyzed. The author offers some ways of solving the problems of teaching the Buryat language in the educational institutions of Irkutsk region.

Keywords: multicultural education, national and regional component, national school, common ethnic and cultural education space.

Дармаева Darmaeva

Арюна Дугаровна Aryuna Dugarovna

Кандидат филологических наук, заве- Candidate of Sciences (Philology), дующий кафедрой этнорегионального Head of the Ethnic and Regional образования Education Department

Институт развития образования Institute of Education Development of Иркутской области Irkutsk Region

664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10-A, Krasnokazachiya St, Irkutsk,

10-А 664007

тел.:8(3952)500904 tel.: 8(3952)500904

e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.