ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2014. № 11(38). Том I
УДК 371
В.С. Гудкова, С.Н. Ячинова
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ОБУЧЕНИЕМ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассматриваются принципы преемственности и систематизации в обучении математике между средней и высшей школой. Реализация данных принципов раскрывается на примере изучения понятия предела.
Ключевые слова: преемственность обучения, систематизация обучения, обобщение, математика, предел.
В математическом образовании важным является реализация принципа преемственности. Практика обучения показывает, что проблема преемственности наиболее остро проявляется между обучением в средней и высшей школе.
Чаще всего принцип преемственности понимается как связь между различными этапами в процессе обучения, который требует взаимосвязи содержания, методов и форм обучения математике.
Кроме вышесказанного, преемственность включает в себя и социальную адаптацию в новых условиях, и подготовку учащихся к обучению в высшей школе, то есть овладение ими необходимым объемом знаний и умений. Преемственность характеризуется опорой на ранее изученное, дальнейшим развитием имеющихся знаний, умений и навыков, установлением связей между новыми и ранее приобретенными знаниями. Преемственность способствует формированию обобщенных системных знаний у учащихся. При систематизации материал группируется на укрупненные дидактические единицы, которые легко запоминаются, а затем воспроизводятся и применяются при необходимости. Значимую роль при этом играет обобщение, так как в процессе выявления общих признаков и свойств, происходит переход учащихся на более высокий уровень усвоения знаний.
Одной из актуальных задач в контексте преемственности является обучение математике студентов первого курса технических специальностей. Основная особенность заключается в взаимосвязи содержания обучения со школьным курсом алгебры старших классах, что и определяет необходимость преемственности в рамках названного курса.
Обучение в высшей школе отличается от обучения в средней школе содержанием, организационными формами и методами, увеличением объема учебного материала, поэтому многие первокурсники испытывают трудности в учебе.
Рассмотрим пример, раскрывающий роль систематизации в реализации преемственности в обучении математике.
В старших классах средней школы изучается понятие предела, затем, основываясь на него, вводится понятие производной и понятие интеграла.
Кроме того, понятие предела - основное понятие математического анализа, которое изучается в курсе математики в высшей школе. С помощью него вводятся не только понятия производной, определенного интеграла, которые изучались в школе, но и кратного интеграла, которые в свою очередь используются в следующих темах: теория функций нескольких переменных, дифференциальные уравнения, ряды. Таким образом, понятие предела является основополагающим для всего курса математического анализа. В связи вышесказанным, изучение данного понятия следует начать с повторения, обобщения и систематизации знаний, полученных в школе. Для выявления практической значимости изучаемого понятия предела в курсе математики в вузе целесообразно составить схему, которая способствует систематизации изученного материала и актуализации знаний учащихся (рис. 1).
© Гудкова В С., Ячинова С.Н., 2014.
Вестник магистратуры. 2014. № 11(38). Том I
ISSN 2223-4047
Схема позволяет реализовать перспективность в изучении понятия предела, раскрыть сферы его применения, показать его значимость для дальнейшего изучения всего курса математики, тем самым являясь мотивационной составляющей обучения.
Рис. 1
Повышению качества обучения математике студентов первого курса технических специальностей способствует установление преемственности в обучении между средней и высшей школой, которая рассматривается в содержании изучаемого материала и в организационной форме обучения.
Реализацию принципа преемственности можно осуществлять на лекциях, на практических занятиях посредством составления схем, опорных таблиц, решения задач на повторение и актуализацию знаний, установление связи со школьным курсом алгебры.
В целом, структурирование, систематизация, обобщение создают условия для более успешного овладения студентами умениями и навыками и позволяют реализовать преемственность при обучении математике в средней и высшей школе.
Библиографический список
1. Крымская Ю.А., Титова Е.И., Ячинова С.Н. Профессиональная подготовка строителей через решение математических задач // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 168.
2. Куимова Е.И., Куимова К.А., Ячинова С.Н. Формирование мотивационной составляющей обучения на примере изучения дифференциальных уравнений // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 775777.
3. Новичкова Т.Ю., Гудкова В.С., Ячинова С.Н. Методические возможности организации итогового повторения в техническом вузе // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). С. 508-510.
4. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособ. для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
5. Ячинова С.Н., Гудкова В.С. Мотивация обучения студентов посредством моделирования // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 141-1144.
ГУДКОВА Валентина Сергеевна - студент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.
ЯЧИНОВА Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.