Научная статья на тему 'КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ'

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ТЕСТОВ / КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичкова Т. Ю., Хвастунова Е. М., Ячинова С. Н.

В статье выделяются критерии конструирования системы заданий для тестов. Рассматривается понятие «критериальное задание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ»

УДК 371

Т.Ю. Новичкова, Е.М. Хвастунова, С.Н. Ячинова

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

В статье выделяются критерии конструирования системы заданий для тестов. Рассматривается понятие «критериальное задание».

Ключевые слова: критериальное задание, конструирование системы заданий для тестов, критерии отбора тестовых заданий.

В последние годы теория и практика отечественного образования все больше внимания уделяет проблемам создания и внедрения тестов в образовательный процесс.

Любой тест, как известно, состоит из набора стандартизированных заданий. Мы предлагаем следующие принципы конструирования системы заданий для тестов:

¡.Система заданий должна соответствовать функциям задач в школе.

2.Система заданий должна обеспечивать осуществление преемственности в обучении математике.

3. Система заданий должна предусматривать обучение эристикам.

4.Система заданий должна обеспечивать дифференцированное обучение.

Рассмотрим первый принцип. Выделим критерии, которые реализуют данный принцип и

способствуют формированию понятий.

1. Критерий соответствия функциям задач - быть носителем действий, адекватных содержанию обучения.

2. Критерий соответствия функциям задач - являться средством целенаправленного формирования знаний, умений, навыков.

Одним из последних достижений в методике преподавания математики являются критериальные задачи. Так как любой тест состоит из заданий, то мы по аналогии с понятием «критериальная задача» определим понятие «критериальное задание».

Но прежде напомним, что процесс формирования понятий на основе деятельностной концепции состоит из:

- мотивации введения понятия,

- ознакомления с существенными свойствами понятия,

- усвоения логической структуры определения понятия,

- применения понятия,

- выяснения связей понятия с ранее изученными понятиями.

Г.И. Саранцев сопоставляет каждому этапу формирования понятия соответствующие ему задачи, в нашем случае, тестовые задания.

В связи с вышесказанным, критериальным назовем кратковременное (не требующее больших усилий) задание, выполнение которого характеризует сознательное усвоение каждого этапа.

Критериальными заданиями будут являться:

- задания на овладение действиями, адекватными определению понятия (распознавание объектов, принадлежащих объему понятия, выведение следствий);

- задания на применение понятий;

- задания на систематизацию понятий.

Например, для усвоения понятия «скалярное произведение векторов» ученикам может быть предложен следующий тест:

© Новичкова Т.Ю., Хвастунова Е.М., Ячинова С.Н., 2014.

Вестник магистратуры. 2014. № 6(33). Том I

ISSN 2223-4047

1. Верно ли сформулировано определение скалярного произведения (верный ответ обведите):

а) скалярным произведением двух векторов называется произведение их длин на тангенс угла между ними;

б) скалярным произведением двух векторов называется площадь параллелограмма построенного на этих векторах;

в) скалярным произведением двух векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними;

г) свой ответ.

2. Пусть ABCD - квадрат. Диагонали пересекаются в точке О. Найти углы между векторами AB и DA; OA и OB.

а) 450 и 900 ;б) 450 и 1800 ;в) 900 и 900; г) свой ответ.

3. Если а • b = 0, то из этого следует:

а) векторы параллельны;

б) векторы перпендикулярны;

в) векторы имеют общее начало;

г) свой ответ.

4. Из ниже перечисленных выражений обведите верные:

а) (а + b )• c = а • c + b • c ;

б) (a • c = а • (b + c);

в) (a + b + c)• d = (a + b)• d + c ;

г) (a + b + c)• d = a • d + (b + c)• d .

5. Найти скалярное произведение векторов а(x; y) и b (—y; x) .

а) 1;б) 10;в) 0;г) свой ответ.

6. Пусть F и N две силы, приложенные к одной точке. F = 8, N = 15, угол между

ними 600. Найти скалярное произведение этих двух сил:

а) 90;б) 30;в) 60;г) свой ответ.

Тест рассчитан на 10 минут. За каждое полностью выполненное задание выставляется 1 балл. Критерием проверки степени усвоения понятия является количество набранных баллов: 6 баллов - понятие усвоено; 3-5 баллов - понятие усвоено не полностью; менее 3 баллов - понятие не усвоено.

На основании выделенных критериев конструирования системы заданий для тестов, мы определили понятие «критериальное задание», опираясь на уровни овладения действиями. Критериальные задания помогают совершенствовать систему диагностики знаний учащихся, так как дают возможность проверить уровень усвоения понятия, указать причины не соответствия проверяемому уровню и своевременно внести коррективы в процесс обучения.

Библиографический список

1. Круглова А.Н., Ячинова С.Н. Методические аспекты тестирования как одной из форм итогового контроля // Новый университет. 2013. №10 (31). С. 4-8.

2. Миганова Е.Ю. Методика конструирования систем учебных математических задач (на примере курса геометрии педвузов). Учебное пособие. - АГПИ: Саранск - Арзамас - 2001. - 96с.

3. Новичкова Т.Ю. Теория и методика использования тестов в обучении математике учащихся общеобразовательных учреждений. Дис. канд. пед наук - Пенза - 2004. - 177с.

4. Новичкова Т.Ю., Гудкова В.С., Ячинова С.Н. Современные средства оценивания результатов обучения // Молодой ученый. 2014. №6 (65). С.740-742.

5. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособ. для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. - М.: Просвещение, 2002. - 224с.

НОВИЧКОВА Татьяна Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский артиллерийский инженерный институт.

ХВАСТУНОВА Екатерина Михайловна - студент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

ЯЧИНОВА Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.