УДК 51-7
Е.И. Титова, А.Д. Мартынова
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО Т-КРИТЕРИЮ СТЬЮДЕНТА
В данной статье авторами рассматривается важность вопроса о систематизации математических знаний у студентов младших курсов. Проводится педагогический эксперимент оценки знаний по математике у обучающихся после изучения основ дисциплины. Сравнение насколько тесно связаны используемые знания с сформировавшейся системой знаний у студентов осуществляется с помощью икритерия Стьюдента.
Ключевые слова: систематизация знаний по математике, I-критерий Стьюдента.
Необходимость обобщения и систематизации знаний обусловлена спецификой процесса познания. Овладение материалом не сводится к одному познавательному акту, а содержание знаний и умений не раскрывается сразу во всем многообразии. От обучающегося требуется неоднократное обращение к ранее изученному.
Под повторением обычно понимают возвращение к прежде изученному, чтобы усовершенствовать и закрепить знания. Анализ педагогической практики и специальные исследования утверждают, что функции обобщения и систематизации знаний не сводятся к обычному воспроизведению изученного материала. Значение обобщения и систематизации знаний неизмеримо повышается в высших учебных заведениях. Это объясняется и структурой программы учебного курса высшей математики, и психологическими особенностями деятельности учащихся.
Учащиеся постепенно овладевают основными понятиями курса высшей математики, и это ставит преподавателя перед необходимостью систематизации и обобщения знаний в процессе обучения. Развитие мышления студентов обеспечивает доступность усвоения ими обобщенных знаний и способов деятельности.
Целью нашего исследования являлось установить важность систематизации математических знаний на первых курсах ее изучения в вузе. А именно, насколько полученные и запомнившиеся знания помогают студентам пройти тестовые аттестации по предметам, как математики, так и других смежных с ней дисциплин.
Возьмем группу студентов, работа с которыми на занятиях по математике была направлена на формирование прочной системы знаний. И сравним, с помощью критерия Стьюдента, две выборки: экзаменационных оценок студентов по итогам изучения курса математики и оценок, полученных ими на тестовой аттестации, спустя год обучения азам высшей математики. Насколько они близки друг к другу.
Установим, насколько объективны между собой оценки, поставленные преподавателем и оценки, полученные этими же студентами при решении тестовых заданий на компьютерной диагностике по темам пройденного курса. Каждый ли студент применил свой запас изученного материала из сформированной у него математической системы знаний. Важна ли работа преподавателя по систематизации знаний для дальнейшего обучения студентов.
Полученные экспериментальные данные и основные расчеты представим в виде таблицы:
© Титова Е.И., Мартынова А.Д., 2014.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2014. № 12 (39) . Том IV
Таблица 1
№ учащегося Оценка преподавателя Оценка тестирования Отклонение от среднего значения Квадрат отклонения
(Уг) Х1~ху1~у (х; — х)2 (У; - У)2
1 4 3 -0.1 -1 0.01 1
2 4 4 -0.1 0 0.01 0
3 3 3 -1.1 -1 1.21 1
4 4 5 -0.1 1 0.01 1
5 5 4 0.9 0 0.81 0
6 4 3 -0.1 -1 0.01 1
7 3 4 -1.1 0 1.21 0
8 5 4 0.9 0 0.81 0
9 4 4 -0.1 0 0.01 0
10 4 3 -0.1 -1 0.01 1
11 5 4 0.9 0 0.81 0
12 4 5 -0.1 1 0.01 1
13 5 5 0.9 1 0.81 1
14 5 5 0.9 1 0.81 1
15 3 4 -1.1 0 1.21 0
Расчет значения средних величин:
62
х = - = — = 41 15 15
_ = = 60 = У 15 15
S =
м
£(*г - х)2 + 2(уг - у)2
(п — 1) * п
М
7.75 + 8
14* 15
м
15.75
210
= 0.3
Получим экспериментальное значение t-критерия Стьюдента:
\х-у\ |4.1-4| 0.1
^эксп
0.3
= 77ТТ= 0.3 0.3
Рассчитаем количество степеней свободы для нашего числа испытуемых: к(число степеней сво б оды) = 2 п - 2 = 2 * 1 5-2 = 2 8 , при уровне значимости: а = 0.05
В зависимости от найденных параметров, посмотрим табличное значение 1>критерия Стьюдента для нашего эксперимента:
tKp (2 8; 0. 0 5 )=2.0484
Получаем:
^эксп ^ ^кр
0.3<2.0484
Расчет, насколько наши выборки близки друг к другу, произведен с помощью 1>критерия Стьюдента.
Полученный результат исследования говорит о том, что выборки отличаются друг от друга несущественно, следовательно, гипотеза, что оценки преподавателя и оценки компьютерного тестирования близки, верна. Тем самым, можно смело утверждать, что те студенты, которых оценили удовлетворительно, которые обладают не прочной системой знаний, хуже справились, а где и вовсе нет, с поставленными задачами тестирования. Студенты, обладающие крепкой системой математических знаний, по оценки преподавателя, блестяще справились со всеми задачами.
Таким образом, преподавателям необходимо формировать у студентов прочную систему знаний по изучаемой дисциплине на своих занятиях - это дает возможность справиться не только с любыми заданиями различного уровня сложности, но и решать задачи профессионального характера.
Библиографический список
1.Буркина В.А., Титова Е.И. Механизмы систематизации математических знаний// Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 884-886.
2.Ермолаева Е.И. Проблемы усвоения математических знаний студентами технических вузов// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, №7, 2010г. С. 270-272.
3.Ермолаева Е.И. Систематизация математических знаний у студентов строительных специальностей в рамках модульного обучения// Наука и школа. 2008. № 1. С. 33-37.
4.Ермолаева Е.И., Куимова Е.И. О важности фундаментальной математической подготовки студентов по направлению «Строительство»// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 26. С. 463-467.
5.Крымская Ю.А., Титова Е.И., Ячинова С.Н. Профессиональная подготовка строителей через решение математических задач// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 168.
ТИТОВА Елена Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.
МАРТЫНОВА Анастасия Дмитриевна - студент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.