Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Е. И.

Данная статья рассматривает проблему преподавания математики в строительном вузе, а именно, как систематизировать полученные знания, для их дальнейшего использования в профессиональной деятельности. В качестве решения данной проблемы используется технология модульного обучения. Выделяется ряд проблем в преподавании математики, которые разрешаются в рамках модульного обучения и позволяют получить прочную систему математических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.2

Е.И. Титова

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Данная статья рассматривает проблему преподавания математики в строительном вузе, а именно, как систематизировать полученные знания, для их дальнейшего использования в профессиональной деятельности. В качестве решения данной проблемы используется технология модульного обучения. Выделяется ряд проблем в преподавании математики, которые разрешаются в рамках модульного обучения и позволяют получить прочную систему математических знаний.

Ключевые слова: преподавание математики, систематизация знаний, модульное обучение.

Технология модульного обучения, широко применяемая в высших учебных заведениях, учитывая специфику самого предмета математики способна решить проблему больших объемов получаемых знаний с обеспечением прочности всей системы знаний студентов. В основе технологии модульного обучения лежит понятие модуль. Здесь за основу принято следующее определение модуля. Модуль - это учебная базовая единица логически структурированного фрагмента содержания курса высшей математики вместе с методическими материалами к нему. Она включает в себя логически и дидактически завершенные самостоятельные разделы лекционного и практического курсов по высшей математике, учебно-технологические карты, литературу, контрольные блоки и форму отчетности. [5] В модуле выделены профессионально-прикладные укрупненные проблемы, цели с учетом специфики строительного университета и требований государственного стандарта.

Динамичная структура модуля позволяет представить каждую тему, а в целом и содержание курса математики в трех различных вариантах: полном, сокращенном и углубленном. Причем выбор того или иного варианта осуществляется самим учащимся после прохождения входного актуализирующего контроля и реальной оценки своих познавательных возможностей. Как правило, полный вариант модуля рекомендуется для слабых учащихся, сокращенный вариант -для средних и углубленный - для сильных учащихся.

Кроме того, при выборе варианта изучения модуля должны учитываться особенности профессиональной специализации учащихся. Поэтому вариативность модуля проявляется при дифференциации учебного материала с учетом потребностей профессиональной подготовки учащихся. Например, на тему «Интегральное исчисление» студентам строительных специальностей можно увеличить количество часов, отведя меньшее количество часов в модуле «Комплексные числа и формы их представления». Так как, умение вычислять интегралы им наиболее необходимо в специальных предметах. Технология модульного обучения позволяет учитывать эти моменты и осуществлять соответствующую дифференциацию учебного материала. Обучаясь каждый в своем ритме студент самостоятельно пополняет систему своих математических знаний, прикладывая к этому свои творческие умения и получая определенные навыки.

Систематизация знаний по математике в рамках модульного обучения позволяет решить следующие проблемы в преподавании математике:

1. Определяющим приоритетным стержнем является развитие личности обучающегося. В обучении математике становление системы предметных знаний должно рассматриваться как результат развития учащихся. Но сегодня в обучении математике отсутствует непрерывная линия в построении его с точки зрения достижения развивающей цели. Поэтому применение технологии модульного обучения с использованием обобщения и систематизации знаний в обуче-

© Титова Е.И., 2014.

Вестник магистратуры. 2014. №4(31). Том II

ISSN 2223-4047

нии математике на разных ступенях и уровнях обучения выступает как условие развития учащихся.

2. С точки зрения гуманистического непрерывного математического образования приоритетным является личностно-ориентированное обучение, суть которого состоит в том, чтобы подчинить систему обучения реальным потребностям, интересам и возможностям учащихся, т. е. человек должен постоянно заботиться о развитии и поддержании на высоком уровне общих и специальных своих способностей. Для совершенствования общих способностей немаловажное значение имеет обобщение и систематизация знаний, которые влияют на способности учащихся логически рассуждать, совершать в уме сложные действия в прямом и обратном порядке, отражать мир в системе понятий, выделяя существенные свойства понятий, осуществлять построение выводов и т.д. Модульное обучение усиливает самостоятельность студентов, побуждая еще более совершенствовать свои знания.

Развитие математических способностей на их основе предполагает умение точно определять математические понятия, математически точно определять мысль, строить гипотезы и логически непротиворечиво, последовательно их доказывать, видеть связи, существующие между математическими понятиями и утверждениями и той реальностью, которые эти связи отражают. Таким образом, развитие общих и математических способностей может осуществляться при правильной организации модульного обучения нацеленного на обобщение и систематизацию знаний в процессе обучения математике.

3. Традиционная методическая система обучения математике мало содействует формированию достаточно высокого уровня системности знаний. Практика показывает, что у студентов существуют серьезные затруднения в усвоении математических дисциплин. Усвоение нередко носит формальный характер. Учащиеся не могут применять известные им понятия и их свойства для объяснения решения математических задач, а главное - все знания усваиваются как ря-доположенные и изолированные, не образуя системы знаний. Модульное обучение позволяет решить эту проблему, хорошо известно, что за счет связей системное знание богаче, чем знание элементов, и прочнее благодаря целостности.

4. В силу сложившихся традиций преподавания высшей математики, у большинства учащихся в сознании складывается «мозаичная картинка», отражающая содержание математического образования в процессе изучения математики в вузах. В последние годы положение осложнилось наметившейся тенденцией на сокращение количества часов, выделяемых на изучение математики в университетах. Повышение удельного веса научно-теоретической информации и ограниченность учебных ресурсов (учебного времени и возрастных познавательных возможностей учащихся) приводит к перегрузке памяти учащихся и к преобладанию у них фрагментарных знаний. Новые условия, программы обучения и учебники требуют от преподавателя повышения профессионального уровня и творческого потенциала, чтобы обобщить знания учащихся и привести их в систему.

Таким образом, мы видим, что специальная работа по обобщению и систематизации знаний по математике могут решить выше изложенные проблемы обучения математике в вузе, а также содействовать повышению прочности знаний по математике и развитию познавательных и творческих способностей учащихся в процессе обучения математике. А эффективность работы по обобщению и систематизации знаний повышается с применением модульного обучения. Где прежде всего нужно отказаться от поэтапного изучения материала маленькими порциями, излагая большими блоками. При большом объеме теоретического материала число учебных занятий можно свести к минимуму, при этом уменьшается временной разрыв, что очень важно для целостного восприятия теоретического материала между отдельными элементами изучаемой темы

Библиографический список

1. Ермолаева Е.И. Систематизация математических знаний у студентов строительных специальностей в рамках модульного обучения // Наука и школа. 2008. № 1. С. 33-37.

2. Ермолаева Е.И. Проблемы усвоения математических знаний студентами технических вузов// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 7. С. 270-272.

3. Ермолаева Е.И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования// В мире научных открытий. 2010. № 4-5. С. 109-110.

4. Родионов М.А., Макаров Ю.А. Психология мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. Пенза: ПГПУ, 2004.

5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование,

1996.

ТИТОВА Елена Ивановна - кандидат педагогических наук, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.