УДК 378.2
ИНТЕГРАЦИЯ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ И МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ»
© 2015
В.Н. Аниськин, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики, доцент кафедры «Информатика, прикладная математика и методика их преподавания»
Е.В. Куликова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Математика и методика обучения» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия) А.Н. Ярыгин, доктор педагогических наук, профессор, заместитель ректора Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Обосновывается значение учебного курса «История математики» в подготовке бакалавров педагогического образования профиля «Математика» и приводятся специальные компетенции, формируемые у студентов при изучении этого курса. Констатируется необходимость методического и содержательного совершенствования преподавания курса «История математики» в плане оптимизации структуры, условий реализации и результатов освоения студентами. Предлагаются пути решения этих проблем путем применения модульно-рейтинговой системы подготовки студентов в комплексе с интенсификацией внедрения в учебный процесс современных и перспективных образовательных информационных технологий и исследовательских методов, в частности, метода проектов. Представлены виды текущего и итогового контроля по курсу «История математики», обеспечивающие усвоение студентами единиц его содержания, формирование умений, накопление опыта практической деятельности и оценивание результатов (распределение баллов). Показана эффективность применения метода проектов в подготовке и защите рефератов по характеризуемому курсу, а также в активизации исследовательской деятельности студентов через их целесообразную деятельность, сообразуемую с личными интересами в данной предметной области. Резюмируется эффективность интеграции модульно-рейтинговой системы и метода проектов для усвоения студентами-математиками содержания курса «История математики» и их подготовленности к использованию элементов истории математики на уроках в период педагогической практики и в дальнейшей самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: учебный курс «История математики»; модульно-рейтинговая система обучения; метод проектов; интеграция методов обучения; образовательные информационно-коммуникационные технологии; специальные компетенции бакалавров педагогического образования профиля «Математика».
В настоящее время, в связи с включением раздела «Математика в историческом развитии» в программу школьного курса математики 5 - 9 классов, значительно возрастает роль учебного курса «История математики» в подготовке бакалавров педагогического образования профиля «Математика» в педагогических вузах. Данный раздел предназначен для формирования у учащихся школ представлений о математике как части человеческой культуры, для общекультурного развития обучающихся и создания культурно-исторической среды обучения. К сожалению, в образовательных учреждениях на него не выделяется обязательных учебных часов и специальных уроков, а усвоение отдельно не контролируется, но, вместе с тем, содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания школьного математического образования [1].
В связи с этим, с одной стороны, требуется методическое и содержательное совершенствование преподавания учебного курса «История математики» в плане оптимизации его структуры, условий реализации и результатов освоения. С другой стороны, изменения в содержании учебных планов бакалавриата профиля «Математика», связанные с увеличением доли самостоятельной работы студентов и, вместе с тем, недостаточно высокий уровень их начальной подготовки и отношение к учёбе, обусловливают необходимость существенной корректировки традиционной системы оценки знаний, базирующейся на итоговом контроле в форме экзамена или зачёта, так как она не способствует организации эффективной аудиторной и самостоятельной работы, направленной на достижение запланированных образовательных результатов.
Решение указанных проблем возможно путём применения модульно-рейтинговой системы обучения студентов в комплексе с интенсификацией внедрения в учебный процесс современных и перспективных образовательных информационных технологии и исследовательских методов, в частности, метода проектов.
При этом одним из принципов модульно-рейтинго-вой системы является рейтингование (оценивание) учебных достижений будущих бакалавров педагогического образования для повышения их мотивации к усвоению содержания дисциплин подготовки, а также для своевременной коррекции содержания учебных дисциплин (в том числе и курса «История математики») и методик их преподавания, регулярности и объективности оценки результатов аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Разработке балльно-рейтинговой карты дисциплины предшествует определение количества модулей и образовательных результатов, формируемых в каждом модуле; количества аудиторных часов на каждый модуль; критериев оценивания сформированности образовательных результатов; создание материалов для контрольных мероприятий по дисциплинарным модулям и заданий для контроля всех видов учебной работы студентов.
Учебный курс «История математики» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1.2). Его изучение студентами происходит в течение одного семестра и опирается на курсы алгебры, геометрии, математического анализа, пройденные ими за три семестра, а также на курсы философии и истории. В силу особенностей содержания и краткосрочности курса деление его на модули не целесообразно. В ходе изучения курса происходит систематизация и обобщение знаний по истории развития основных понятий и методов курсов геометрии, алгебры и математического анализа, а так же реализуется профессионально-педагогическая направленность образовательного процесса подготовки будущих бакалавров-математиков. Курс «История математики» направлен на формирование у студентов следующих специальных компетенций:
- способностей выделить основные этапы в истории развития математики, назвать движущие силы эволюции математических идей и сформулировать концепции современной математической науки,
- готовности анализировать историю развития математических понятий школьного курса математики в
социально-экономическом контексте эпохи и использовать результаты проведённого анализа в своей профессионально-педагогической деятельности [2].
С целью формирования этих компетенций студент педвуза направления подготовки Педагогическое образование профиля «Математика» в ходе освоения курса «История математики» должен знать:
- основные этапы развития математики, закономерности взаимодействия математики с другими науками, искусством, социально-экономическими и политическими условиями;
- особенности современного состояния математики, место школьного курса математики в целостной системе математического знания;
- концепции современной математической науки;
- логику развития математических методов и идей;
- историю формирования и развития математического тезауруса;
- классические положения истории развития математической науки;
- хронологию основных событий истории математики и их связь с историей мировой культуры в целом;
- требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) к использованию элементов истории математики в школьном курсе математики;
- методы и приёмы использования элементов истории математики на уроках математики и во внеурочное время.
Должен уметь:
- определять цель использования элементов истории математики на уроке и во внеурочное время на основе анализа индивидуальных и типических особенностей учащихся и обязательного минимума содержания образования;
- отбирать / корректировать / разрабатывать дидактические ресурсы для использования элементов истории математики на уроке и во внеурочное время с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- обоснованно выбирать способ использования элементов истории математики (педагогическую технологию / технику / методику / метод / приём) при изучении математики для достижения заданных воспитательных и образовательных целей обучения.
Должен владеть:
- технологией применения элементов истории математики на уроках математики в соответствии с запланированными результатами;
- технологией применения элементов истории математики во внеурочное время в соответствии с запланированными результатами.
Имеющийся у нас опыт подготовки бакалавров-математиков показывает, что достижение запланированных результатов обучения происходит более эффективно, если лекции и семинарские занятия по курсу «История математики» посвятить непосредственно вопросам систематизации и обобщения знаний по истории развития основных понятий и методов курсов геометрии, алгебры и математического анализа, а вопросы, связанные с методическими особенностями применения полученных знаний по истории математики в профессионально-педагогической деятельности, включить в задания для самостоятельной работы студентов.
В приводящейся ниже таблице 1 представлены возможные виды текущего и итогового контроля по курсу «История математики», обеспечивающие усвоение студентами единиц его содержания, формирование умений, накопление опыта практической деятельности и оценивание результатов (распределение баллов).
Студентам также выдается таблица, содержащая критерии оценки работ и сроки их выполнения. Ниже, в качестве примера, приведена таблица 2, в которой представлены критерии оценивания конспекта, подготавливаемого студентами по плану коллоквиума «Знаменитые Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4(13)
задачи древности».
Таблица 1 - Виды текущего и итогового контроля по курсу «История математики».
Вид контроля Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Текущий контроль
Аудиторная работа
Ведение конспекта лекций и работа с ним Лекция 1. Периодизация истории математики. Лекция 2. Развитие понятия о числе. Лекция 3. Алгебра уравнений. Лекция 4. История развития понятия функции. Лекция 5. История развития геометрии. 2,5 5
Работа на семинарских занятиях Тема 1. Теорема Пифагора. Тема 2. История развития тригонометрии. Тема 3. Основные понятия и методы школьного курса математики. Тема 4. История математического образования в России. Тема 5. История создания русских учебников математики. 2,5 5
Круглый стол. Значение отдельных цивилизаций для развития математики. 2 5
Коллоквиум. Знаменитые задачи древности. 2 6
Самостоятельная работа обязательная
Конспект, содержащий ответы на вопросы по плану коллоквиума. 2 5
Подбор и решение старинных задач. 2 5
Аннотация учебников по математике: П.Л. Магницкий «Арифметика». А П Киселев «Геометрия» 2 5
Реферат, разработка электронной презентации. 11 20
Самостоятельная работа на выбор студента
Разработка электронной презентации для фрагмента урока, содержащей сведения по истории развития основных математических понятий (методов). 0 10
Написание фрагмента конспекта урока с использованием сведений по истории развития основных математических понятий. 0 10
Разработка внеклассного мероприятия по истории математики. 0 14
Подбор и решение старинных задач (задач из старых учебников, задач с практическим содержанием, задач, иллюстрирующих старинные приёмы решения), объединённых одной темой. 0 10
Контрольное мероприятие по модулю Тест (для неаттестованных студентов) 30 -
Итоговое количество баллов 56 100
Другим условием обеспечения качественной подготовки бакалавров и специалистов в вузах в настоящее время является использование в учебном процессе современных и перспективных компьютерных средств образовательных информационных технологий. Доказано, что систематическое применение компьютерных
средств в учебном процессе позволяет повысить мотивацию студентов к обучению, расширить спектр применяемых учебных задач путём компьютерного моделирования и управления процессом их решения, оптимизировать формы контроля учебной деятельности обучаемых и обеспечить гибкость управления учебным процессом.
Таблица 2 - Критерии оценивания конспекта по плану коллоквиума «Знаменитые задачи древности».
Примеры заданий Критерии оценки и количество баллов Темы для изучения
Конспект, содержащий ответы на вопросы по плану коллоквиума. Конспект структурирован, освещает все вопросы плана, содержит подробное, обоснованное решение задач - 5 баллов. Конспект структурирован, освещает все вопросы плана, содержит краткое, без обоснований решение задач - 3 балла. Конспект освещает все вопросы плана, материал не обработан, не структурирован, не содержит решений задач - 2 балла. Знаменитые задачи древности: трисекция угла, удвоение куба, квадратура круга. 1. Формулировка задач. 2. История возникновения задач. 3. Попытки доказательства задач с помощью вспомогательных средств. 4. Доказательство неразрешимости задач с помощью циркуля и линейки.
Проанализировав учебные планы родственных нам физико-математических факультетов педвузов, мы установили, что на изучение курса «История математики» отводится от 22-х до 32-х академических учебных часов, в том числе: 10 часов лекций, от 8-ми до 18-ти часов -практических занятий и 4 часа индивидуальной работы. Подобный временной разброс зависит от квалификации, которую получают выпускники по окончании вуза (учитель математики, учитель математики с дополнительной специальностью, учитель физики с дополнительной специальностью и т.п.). Очевидно, что качественное изучение студентами довольно-таки обширного курса «История математики» за столь короткое время, отведённое учебным планом, весьма затруднительно, а порой и просто невозможно, без совершенствования методов и форм преподавания, которые будущий бакалавр сможет эффективно использовать и в своей дальнейшей самостоятельной педагогической деятельности.
В настоящее время всё большее распространение получает термин «визуальное мышление», которое по определению В.П. Зинченко может трактоваться как: «... человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определённую смысловую нагрузку и делающих значение видимым» [3]. Интерес педагогов к особенностям процесса формирования визуального мышления обучающихся в ходе учебной деятельности возрастает именно в связи с быстро расширяющимися и становящимися всё доступнее школьному учителю дидактическими и техническими возможностями компьютера для сочетания различных форм представления информации.
Именно поэтому одним из актуальных направлений внедрения и использования современных и перспективных информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения являются мультимедийные презентационные технологии [4-13]. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого учителем материала [14, 15]. Очевидно, что усвоение знаний и качество обучения при этом значительно повышаются, так как у обучающихся одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия информации. Сравнение программных средств подготовки электронных презентаций позволило сделать выбор в пользу Microsoft PowerPoint (пакет MS Office) в силу его 80
широкого распространения, доступности интерфейса при достаточно больших возможностях для анимации предоставляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых материалов.
Традиционно изучение курса «История математики» в педвузе сопровождается написанием и защитой рефератов. Мы предлагаем студентам организовывать подготовку рефератов с использованием метода проектов, а их защиту - с помощью электронной презентации.
Известно, что в основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект» и его прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы, а также увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности [16-19][. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Комплексная реализация модульно-рейтинговой системы обучения и метода проектов на практике (в том числе и в преподавании курса «История математики») ведёт к изменению позиции преподавателя, который из носителя готовых знаний и их транслятора трансформируется в организатора и управленца познавательной, исследовательской, иной учебной и внеучебной деятельности студентов [20-25]. Изменяется и психологический климат в студенческой группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою обязательно-должностную учебно-воспитательную работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Использование метода проектов позволяет активизировать исследовательскую деятельность студентов в процессе изучения ими курса «История математики», так как этот метод способствует организации и построению обучения на активной основе, через целесообразную деятельность обучаемого, сообразуясь с его личными интересами именно в этой предметной области. Конечно же ожидаемый эффект при этом можно достигнуть при условии того, что изучаемая проблема знакома и значима для студентов, а для её решения им необходимо использовать наряду с уже полученными знаниями, новые, которые ещё предстоит приобрести.
На семинарских занятиях по курсу «История математики» преподаватель совместно со студентами анализирует программу школьного курса математики, выделяя те темы и те вопросы, которые необходимо проиллюстрировать сведениями из истории математики. Студенты работают в подгруппах над одной из выбранных тем, объединенных общей проблемой в зависимости от специализации группы, например:
1. Связь математики с другими науками.
2. Факторы, влияющие на развитие математики.
3. Значение отдельной цивилизации для развития математики.
4. Основные понятия школьного курса математики.
Студенты на основе анализа литературы и собственных интересов выбирают для исследования одно из направлений общей темы, например:
1. «Математика - прораб архитектуры».
2. «Предсказания в математике - миф или реальность?».
3. «К чему может привести реформа школьного образования» (на примере Китайской цивилизации).
4. «Простые числа так ли они просты?».
В процессе работы над выбранной темой студенты должны сформулировать и выдвинуть гипотезу исследования, поставить цель и определить задачи, спланировать этапы своей работы, опровергнуть или подтвердить Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4(13)
выдвинутую гипотезу. Таким образом, содержание лекций и семинарских занятий по курсу «История математики» полностью охватывает такие основные вопросы программы по истории математики для студентов педвузов, как: основные периоды развития математики; анализ значения различных цивилизаций (Древний Египет, Римская империя, Греция, Китай, Эпоха Возрождения) в развитии математической науки; биографии выдающихся математиков; установление связей между математикой, другими науками и искусством; историческое развитие содержательно-методических линий школьного курса математики.
С целью проверки уровня сформированности специальных компетенций студентам могут предлагаться приводимые в таблице 3 разнообразные тестовые задания по курсу «История математики», направленные на проверку перечисленных выше знаний, умений и опыта деятельности будущих бакалавров-математиков.
Таблица 3 - Тестовые задания для проверки знаний, умений и опыта деятельности студентов.
Знания, умения, опыт деятельности
Студент должен знать основные этапы развития математики, закономерности взаимодействия математики с другими науками, искусством, социально-экономическими и политическими условиями.
Студент должен знать историю формирования и развития математических терминов, понятий и обозначе-
Студент должен знать требования ФГОС ОО к использованию элементов истории математики в школьном курсе математики.
Студент должен знать методы и приемы использования элементов истории математики на уроках математики и во внеурочное время.
Студент должен уметь определять цель использования элементов истории математики на уроке и во внеурочное время на основе анализа индивидуальных и типических особенностей учащихся, обязательного минимума содержания образования.
Примеры тестовых заданий
Перечислите факторы (не менее четырёх), влияющие на развитие математики. Установите соответствие между цивилизацией и фактором, повлиявшим на развитие математики:
1) Египет;
2) Древняя Греция;
3) Средневековая Европа;
4) Европа XIX века;
а) Социально-политические условия;
б) Географические условия;
в) Великие географические открытия;
г) Узкая специализация учёных.
Какая ситуация привела к необходимости введения отрицательных чисел? Математики какой цивилизации впервые стали оперировать с отрицательными числами?
1) Египет;
2) Вавилон;
3) Индия;
4) Китай;
5) Древняя Греция;
6) Древний Рим;
Что препятствовало признанию отрицательных чисел равноправными с положительными?
Работа какого математика решила проблему введения отрицательных чисел?
1) «Геометрия» Декарта;
2) «Арифметика» Диофанта.
Перечислите не менее четырёх воспитательных и образовательных задач, которые возможно решить включением в урок математики (во внеклассную работу) исторического материала.
Перечислите (не менее четырёх) варианты использования исторического материала на уроке математики.
Выберите одну из воспитательных (образовательных, развивающих) задач, которые возможно решить включением в урок математики (во внеклассную работу) исторического материала. Запишите: в каком классе, в какой теме, какой материал по истории математики, в каком виде, может быть использован для решения выбранной воспитательной (образовательной, развивающей) задачи.
Студент должен уметь отбирать / корректировать / разрабатывать дидактические ресурсы для использования элементов истории математики на уроке и во внеурочное время с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Студент должен уметь обоснованно выбирать способ использования элементов истории математики (педагогическую технологию / технику / методику / метод / приёмы) при изучении математики для достижения заданных воспитательных и образовательных целей обучения.
Студент должен владеть технологией применения элементов истории математики на уроках математики в соответствии с запланированными результатами.
Вам предстоит изучение темы «Теорема Пифагора» в восьмом классе. Составьте с использованием образовательных информационно-коммуникационных технологий краткое историческое сообщение, посвященное методам доказательства теоремы Пифагора в истории науки.
Выберите один из вариантов использования исторического материала на уроке математики.
Запишите: в каком классе, в какой теме, в каком виде может использоваться выбранный вами исторический материал.
Вам предстоит изучение теоремы Пифагора в восьмом классе с углубленным изучением математики и в гуманитарном классе.
Определите, какой материал по истории математики (биография Пифагора, характеристика научных интересов школы Пифагора, различные способы доказательства теоремы Пифагора) может быть использован в этих классах. Ответ обоснуйте.
Решению каких воспитательных (образовательных, развивающих) задач будет способствовать использование выбранного исторического материала. Ответ обоснуйте.
Опишите, какой материал по истории математики, в каком виде может использоваться в классе с углубленным изучением математики и в гуманитарном классе для достижения выбранных вами воспитательных (образовательных, развивающих) задач._
Подводя итог нашим размышлениям, можно уверенно резюмировать, что благодаря интеграции модульно-рейтинговой системы и метода проектов, студенты-математики в полном объёме усваивают содержание курса «История математики», несмотря на ограниченное время, отводимое на его изучение, и становятся подготовленными к использованию элементов истории математики на своих уроках в период педагогической практики и в дальнейшей самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.
учебным пред-проект. М.: Изд-во
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Примерные программы по метам. Математика 5-9 классы: «Просвещение», 2011. 64с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки высшего профессионального образования 050100 «Педагогическое образование», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46.
3. Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания // Вопросы философии. 1973. № 11. С. 42-46.
4. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.
5. Нечитайло А.А., Прядильникова Н.В., Депцова Т.Ю., Гнутова А.А., Шокова Е.В. Обучающие интернет-технологии как инновационный инструмент создания системы электронного дистанционного образования (практический опыт применения) // Вестник Поволжского государственного университета сервиса.
Серия: Экономика. 2014. № 2 (34). С. 24-28.
6. Ефремкина И.Н., Туйдукова О.А. Возможности применения информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин (на примере психологии) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 123-127.
7. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 82-88.
8. Шкиль О.С. Профессиональная компетентность дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 137-140.
9. Бутахина Л.А. Использование информационно-образовательных технологий при обучении студентов экономических направлений (на примере английского языка) // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 3 (35). С. 136-141.
10. Сергушина О.В., Евсеева О.А. Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 112-113.
11. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 82-88.
12. Замара Е.В. Информационно-технологическая компетентность личности в условиях современного среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 29-31.
13. Сальников И.И. Информационные технологии в вузовской науке на современном этапе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 10-12.
14. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 43-46.
15. Михелькевич В.Н., Радомский В.М. Формирование у студентов технических вузов умений продвижения продуктов инновационной деятельности на
рынок интеллектуальной собственности // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 74-77.
16. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Формирование правовой компетенции студентов вуза с использованием метода проектов в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 107-111.
17. Андреева Т.В. Экспертное оценивание качества научно-исследовательских работ и инновационных проектов студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 76-82.
18. Гринев С.Я. Аспекты формирования профессиональной культуры у будущих специалистов управления проектами // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 19-22.
19. Куликова Е.В. Предпосылки осуществления единого подхода при организации обучения методам решения планиметрических задач // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 34-37.
20. Ершова О.В., Мишурина О.А. Рейтинговая система оценки знаний студентов технического университета как средство повышения качества профессиональной подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 149-151.
21. Павлова Е.С. Рейтинг и оценка уровня знаний студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 90-91.
22. Ершова О.В., Мишурина О.А. Критериальный подход к оценке качества химической подготовки студентов на основе рейтинговой системы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 96-99.
23. Бекоева М.И. Педагогические условия использования модульного подхода в современном вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 295298.
24. Kotliarova O.O. The problem of students' academic activity assessment within the credit-modular system in modern conditions of specialists' training // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 36-39.
25. Смолюк И.А. Трансформация образовательной среды в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса // Азимут научных исследова-
ний: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 29-32.
MODULAR AND RATING SYSTEM AND METHOD OF PROJECTS IN TEACHING THE TRAINING COURSE «HISTORY OF MATHEMATICS»
© 2015
V.N. Aniskin, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of IT, applied mathematics and methods of their teaching, dean of the faculty of mathematics, physics and IT E.V. Kulikova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the department
of Mathematics and methods of its teaching
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia) A.N. Yarygin, doctor of pedagogical sciences, professor, vice rector
Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)
Abstract. The authors show the importance of a training course «History of Mathematics» in teaching bachelors of mathematics. The special competences of students which should be formed have shown. The article discusses the improvement of instruments and methods into the foundational ideas of the teaching course «History of mathematics». Scientists have made a few advances regarding the development of modern and perspective information technologies and research methods (method of project) within the modular and rating system of training. Moreover this article focuses on analyzing the current final control, one of the conditions necessary for the assessment of students' knowledge and practical skills. This paper shows the role of a method of project in research activity of students' development. Critically important questions concern researching the integration of modular and rating system and method of project while teaching the course «History of Mathematics», the readiness of students to use knowledge of the course at work.
Keywords: training course «History of mathematics»; modular and rating system of training; method of projects; integration of methods of training; educational information and communication technologies; special competences of bachelors of pedagogical education in «Mathematics.