Научная статья на тему 'Дисциплина "основы культурно-просветительской деятельности" в системе подготовки будущих педагогов-математиков'

Дисциплина "основы культурно-просветительской деятельности" в системе подготовки будущих педагогов-математиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / БАКАЛАВРИАТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER EDUCATION / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-МАТЕМАТИКОВ / TRAINING TEACHERS OF MATHEMATICS / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / POPULARIZATION / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / BACHELOR''S DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовиченко Алена Александровна

В статье рассматриваются актуальные вопросы культурно-просветительской деятельности будущих педагогов и реализации культурно-просветительского компонента в системе подготовки бакалавров педагогического образования в контексте требований Концепции развития математического образования в Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта. Описывается формирование культурно-просветительской компетентности будущих педагогов-математиков средствами учебной дисциплины «Основы культурно-просветительской деятельности». Цели дисциплины: формирование готовности к трансляции в широкие массы интереса и уважения к математической деятельности, ценности индивидуальной и массовой математической культуры и образованности, важности профессиональной математической деятельности и ее результатов для современной цивилизации; формирование умений проектировать различные элементы математического просвещения, формирование умений популяризации. Приводятся задания для коллективно-групповой и индивидуальной работы студентов с использованием различных средств популяризации математики (в рамках практических занятий) и темы индивидуальных проектов (в рамках самостоятельного изучения отдельных тем курса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовиченко Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINE "FOUNDATIONS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY" IN THE SYSTEM OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS of MATHEMATICs

The article discusses topical issues of cultural and educational activities of future teachers and the realization of the cultural and educational component in the system of training bachelors of pedagogical education in the context of the requirements of the Concept for the Development of Mathematical Education in the Russian Federation and the Federal State Educational Standard. The formation of cultural and educational competence of future teachers of mathematics is described with the help of the educational discipline «Foundations of cultural and educational activity». The objectives of the discipline: the formation of readiness to broadcast in the broad masses of interest and respect for mathematical activity, the value of individual and mass mathematical culture and education, the importance of professional mathematical activity and its results for modern civilization; the formation of skills to design various elements of mathematical education, the formation of publicity skills. Tasks are given for collective-group and individual work of students using various means of popularizing mathematics (within the framework of practical classes) and topics of individual projects (as part of an independent study of selected topics of the course).

Текст научной работы на тему «Дисциплина "основы культурно-просветительской деятельности" в системе подготовки будущих педагогов-математиков»

pedagogical sciences

УДК 378.016: 51

ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МАТЕМАТИКОВ

© 2017

Вдовиченко Алена Александровна, ассистент кафедры основ математики и информатики Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: vdovichenkoaa@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы культурно-просветительской деятельности будущих педагогов и реализации культурно-просветительского компонента в системе подготовки бакалавров педагогического образования в контексте требований Концепции развития математического образования в Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта. Описывается формирование культурно-просветительской компетентности будущих педагогов-математиков средствами учебной дисциплины «Основы культурно-просветительской деятельности». Цели дисциплины: формирование готовности к трансляции в широкие массы интереса и уважения к математической деятельности, ценности индивидуальной и массовой математической культуры и образованности, важности профессиональной математической деятельности и ее результатов для современной цивилизации; формирование умений проектировать различные элементы математического просвещения, формирование умений популяризации. Приводятся задания для коллективно-групповой и индивидуальной работы студентов с использованием различных средств популяризации математики (в рамках практических занятий) и темы индивидуальных проектов (в рамках самостоятельного изучения отдельных тем курса).

Ключевые слова: высшее образование, бакалавриат, педагогическое образование, подготовка педагогов-математиков, популяризация, культурно-просветительская деятельность.

DISCIPLINE «FOUNDATIONS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY» IN THE SYSTEM OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS

© 2017

Vdovichenko Alena Aleksandrovna, assistant lecturer of mathematics and computer sciences basics chair

Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: vdovichenkoaa@yandex.ru)

Abstract. The article discusses topical issues of cultural and educational activities of future teachers and the realization of the cultural and educational component in the system of training bachelors of pedagogical education in the context of the requirements of the Concept for the Development of Mathematical Education in the Russian Federation and the Federal State Educational Standard. The formation of cultural and educational competence of future teachers of mathematics is described with the help of the educational discipline «Foundations of cultural and educational activity». The objectives of the discipline: the formation of readiness to broadcast in the broad masses of interest and respect for mathematical activity, the value of individual and mass mathematical culture and education, the importance of professional mathematical activity and its results for modern civilization; the formation of skills to design various elements of mathematical education, the formation of publicity skills. Tasks are given for collective-group and individual work of students using various means of popularizing mathematics (within the framework of practical classes) and topics of individual projects (as part of an independent study of selected topics of the course).

Keywords: higher education, bachelor's degree, teacher education, training teachers of mathematics, popularization, cultural and educational activities.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации (далее - Концепция), утвержденная Правительством Российской Федерации в 2013 году, «представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации» [1]. Среди задач Концепции выделена задача популяризации математических знаний и математического образования. Как отмечает Е. С. Игнатьева [2], «современной школе, школе XXI века, требуются учителя-профессионалы». И это не только «специалисты, глубоко знающие предмет своей специальности, педагогики, но и наставники молодежи, умеющие эффективно осуществлять работу, связанную с популяризаций математического знания и математического образования».

Вопросы популяризации и просветительской деятельности, культурно-просветительской деятельности учителей и реализации культурно-просветительского компонента в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования, в том числе будущих педагогов-математиков, в настоящее время являются актуальными [3-12] и в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» [13], в котором культурно-просветительская деятельность является одним из видов профессиональной деятельности будущих бакалавров.

Поэтому кроме педагогической и проектной деятельности, которые являются основными при подготовке будущих педагогов математики в ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», будущему бакалавру необходимо освоить деятельность по математическому просвеще-

нию и популяризации математических знаний, то есть овладеть культурно-просветительской компетентностью.

В статье «Методы развития культурно-просветительской деятельности будущих учителей математики» [14] авторы отмечают, что «освоение данного вида профессиональной деятельности осуществляется в основном в период прохождения студентами педагогической практики, в процессе которой они организуют внеучеб-ную деятельность школьников. Однако для развития и формирования компетенций в сфере культурно-просветительской деятельности на этапе обучения в вузе студентам и преподавателям целесообразно использовать не только педагогическую практику, но и возможности учебных предметов».

Основной дисциплиной учебного плана, реализующей подготовку студентов в данном направлении, является дисциплина «Основы культурно-просветительской деятельности» (учебный план 2014 года); а так же одноименный модуль, входящий в курс «Методика обучения и воспитания (математика)», 5 семестр.

Целями дисциплины/модуля являются:

- формирование готовности к трансляции в широкие массы интереса и уважения к математической деятельности, ценности индивидуальной и массовой математической культуры и образованности, важности профессиональной математической деятельности и ее результатов для современной цивилизации;

- формирование умений проектировать различные элементы математического просвещения в форме занимательных задач, игр, головоломок, математических соревнований, игр с математическим содержанием;

- формирование умений популяризации: математического знания, наиболее значительных фигур российской математики и ее приложений и российского математического образования, высшего образования в российских университетах.

В рамках изучения дисциплины рассматриваются понятие и сущность культурно-просветительской деятельности учителя, принципы просвещения. Отдельный блок посвящен изучению истории просвещения в России, в котором отражены: история народного образования России, просвещение в Эпоху Петра Великого, в эпоху Анны Иоанновны и начала правления Елизаветы Петровны, просвещение во второй половине ХУШ-первой половине XIX веков, культурно-просветительская деятельность в досоветский период, политико-просветительская работа в годы Великой Отечественной Войны и первые послевоенные годы, культурно-просветительская деятельность государства в советский период [15].

На практических занятиях студенты выполняют коллективно-групповую работу по составлению карты «Математическое просвещение», включающую различные направления: отечественные и зарубежные математики-просветители, просветительская деятельность университетов России, деятельность Всесоюзного общества «Знание» и другие. Индивидуальная работа на практических занятиях включает разработку научно-популярных лекций по темам, входящим в сферу интересов студентов.

В рамках контрольной работы студентам предлагается разработать внеклассное мероприятие по теме исследования (по теме своей курсовой или выпускной квалификационной работы). Формы внеклассных мероприятий могут быть самыми разнообразными: математические соревнования (игры, конкурсы, турниры), фестивали, недели математики, деловые игры и другие, с которыми студенты знакомятся во время изучения дисциплины «Дополнительное математическое образование школьников» [16-19].

Особое внимание при разработке научно-популярных лекций и выполнении контрольной работы уделяется использованию различных средств популяризации математики, таких как:

- журнал «Квант» - советский и российский научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов, рассчитанный на массового читателя;

- журнал «Наука и жизнь» - ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал, рассчитанный на широкий круг читателей;

- серия «Популярные лекции по математике» - серия брошюр на разные математические темы, выпускавшаяся в 1949-1990 годы;

- «Математические этюды» - сайт, на котором представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и её приложениях.

Самостоятельное изучение отдельных тем и фрагментов курса реализуется в рамках проектного обучения. Студентам предлагается выполнить проекты по следующим темам:

Проект 1. Составить для вашего города и района перечень возможных объектов (с их описанием и указанием характеристик) природы, культуры, науки, искусства, которые возможно использовать для культурно-просветительской деятельности.

Проект 2. Разработать культурно-просветительскую программу для учащихся (по классам или группам классов) с целью популяризации научных знаний.

Проект 3. Разработать культурно-просветительскую программу для учащихся (по классам или группам классов) с целью популяризации культурных традиций вашего региона.

Проект 4. Разработать сценарий и технологическую карту проведения школьного этапа математической олимпиады «Кенгуру».

Проект 5. Разработать сценарий проведения культпохода школьников в краеведческий музей вашего города.

Проект 6. Разработать сценарий и технологическую карту проведения культпохода школьников на родину нашего земляка-математика М. Суслина.

Результатом проектной деятельности студентов группы является методическая разработка программ и сценариев мероприятий, оформление их в виде цифровых образовательных ресурсов. Лучшие проекты публикуются в сборнике научных трудов кафедры.

В качестве литературы для самостоятельного изучения студентам рекомендуется использовать учебно-методическое пособие Рыжова В. Н. [20], «Очерки о российских педагогах-математиках» Богомолова Н. В. [21], сборники серии «Математическое просвещение».

Таким образом, в процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с основными этапами становления математического знания и российского школьного математического образования, отечественным и зарубежным опытом организации культурно-просветительской деятельности; учатся анализировать и обобщать информацию о культурно-просветительской деятельности в сфере математического образования, овладевают методами и средствами осуществления культурно-просветительской деятельности в сфере математического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р. // М1р://минобрнауки.рф/докумен-ты/3894

2. Игнатьева Е.С. Популяризация математических знаний и математического образования как современная проблема педагогики // Анализ современных проблем в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 марта 2017 г., г. Самара). Самара: ЦНИК, 2017. С. 51-55.

3. Шишкина Т.И. Культурно-просветительская компетенция педагога как условие успешности педагогической деятельности // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 3 (3). С. 139-141.

4. Кондаурова И.К. Программа магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» как средство развития предметно-методической компетентности преподавателей математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 72-74.

5. Сухорукова Л.Н., Мирнова М.Н. Культурно-просветительская деятельность будущего учителя биологии в информационно-образовательной среде // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 98104.

6. Морозова С.А. Модель процесса музыкально-педагогической подготовки педагога к культурно-просветительской деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: педагогика, психология, социокинетика. 2016. № 2. С. 201-205.

7. Зайниев Р.М. Преемственность в математическом образовании и математической подготовке учителя математики // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 51-54.

8. Дзамыхов А.Х. Структура и содержание методической системы совместного изучения информатики и математики в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 49-53.

9. Ананьева М.С., Магданова И.В., Мусихина И.В. Мониторинг сформированности профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования по профилю «Математика» в области культурно-просветительской деятельности // Педагогическое образование в

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

133

pedagogical sciences

России. 2014. № 2. С. 5-10.

10. Шаманина Л.А. Учебный курс «Культурно-просветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. 2015. № 5.

11. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования россии» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.

12. Сергушин Е.Г., Королева А.Ю. Современные условия профессионального самоопределения бакалавров педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 72-74.

13. 8Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г. № 1426. // http://base.garant.ru/71300970/

14. Бердюгина О.Н., Ермакова Е.В., Губанова Л.В., Терпугова О.А. Методы развития культурно-просветительской деятельности будущих учителей математики // Научный диалог. 2016. № 7 (55). С. 231-239.

15. Вдовиченко А.А. Основы культурно-просветительской деятельности: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование (профиль -математическое образование). Саратов, 2016. 80 с.

16. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 22-24.

17. Кондаурова И.К. Внеурочная деятельность и дополнительное математическое образование школьников в условиях ФГОС. В 2 частях. Часть 2. Частные вопросы: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 - «Педагогическое образование» (профиль подготовки бакалавриата - «Математическое образование»; квалификация (степень) выпускника - бакалавр; форма обучения - очная). Саратов, 2015. 102 с.

18. Кондаурова И.К. Подготовка педагога-математика к профессиональной деятельности по трудовой функции «разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программы» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 153-155.

19. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал.

2015. № 3 (12). С. 13-14.

20. Рыжов В.Н. Основы культурно-просветительской деятельности в области математического образования. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 - «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Математическое образование». Саратов, 2014. 34 с.

21. Богомолов Н.В. Очерки о российских педагогах-математиках / под ред. П.И. Самойленко. М.: Высш. шк.,

2016. 310 с.

Статья поступила в редакцию 30.06.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.