УДК 371
Ю.А. Крымская, Т.Ю. Новичкова, С.Н. Ячинова
ПРИКЛАДНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ
В данной статье рассматривается роль прикладных задач при изучении курса математического анализа на примере дифференциальных уравнений.
Ключевые слова: практическое содержание обучения, задачи прикладного характера, дифференциальные уравнения.
Прикладная и практическая направленность обучения математике - это обширная методическая проблема. Основным средством реализации прикладной и практической направленности обучения являются задачи с практическим содержанием (задачи прикладного характера).
Практика показывает, что прикладные задачи можно использовать с различной дидактической целью, они могут мотивировать, развивать умственную деятельность, иллюстрировать соотношения между математикой и другими дисциплинами.
Так, при изучении дифференциальных уравнений демонстрация их применения в различных областях науки, в смежных дисциплинах способствует повышению мотивации изучения данного раздела математического анализа и более осознанному усвоению основных понятий, методов и приемов их решения.
Приведем примеры прикладных задач, которые можно предложить курсантам военных вузов на различных этапах изучения дифференциальных уравнений.
Задача 1. Пройденный снарядом путь в канале ствола орудия и скорость V при ряде до-
аБ"
пущений связаны между собой выражением V =-, где " < 1, а, Ь - эмпирические коэф-
Ь + Б"
фициенты. Найти зависимость между временем ^ движением снаряда и пройденным расстоянием 5 по каналу ствола.
„ ЖБ ЖБ аБ"
Решение. По условию задачи имеем: V = —, тогда — =
Ж' Ж Ь + Б"
Разделяя переменные, получим:
(Ь + ) ЖБ = Ж,.
aSn
Проинтегрируем
b + S
, = Г ^ ЖБ = Ь Г Б-"ЖБ +1Г ЖБ = +1
аБ" а 1 -" а
Тогда общее решение имеет вид:
t = -a
hSl~n ^ S + —
v 1" n J
+ c.
© Крымская Ю.А., Новичкова Т.Ю., Ячинова С.Н., 2014.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2014. № 12 (39) . Том IV
При t = 0, S = 0 получаем С = 0 . Следовательно частное решение:
1
t = — a
f bSl-n \
S +
1 - n j
Задача 2. Противотанковая граната с массой тГ движется по каналу ствола гранатомета. Скорость ее на срезе ствола V0 (начальная скорость) известна. Эффективная скорость пороховых газов из сопла гранатомета V3 - const. Определить массу пороха m0, необходимую для придания гранате скорости V0 на срезе ствола.
Замечание. Уравнение, описывающее движение гранаты в канале ствола гранатомета,
имеет вид
dV , (0
dm mr + m
где m0 - масса пороха; m0 > m > 0, m меняется от m0 до 0 (m0 - масса порохового стартового заряда); mr - масса гранаты, mr - const.
V3 - эффективная скорость истечения пороховых газов, V3 - const. V = V (m) - скорость движения гранаты в канале ствола гранатомета. Начальные условия: V m= = 0 . (2)
Решая уравнение (1) при начальных условиях (2), получим:
dV =--dm; V = -V3 f+ c;
mr + m J mr + m
v=-V3 in(m + m)+c,
где c - const;
m + m
0=-v3 in(m + m)+c; c=v3 in(m + m); v=v3 in——0.
mr + m
По условию задачи V = V при m = 0, тогда:
V=V3 in .
mr
Преобразуем правую часть, применяя приближенное равенство:
x -1 2mn
ln x « 2--, V - V
'0
x +1 2mr + m0
откуда найдем
шо : шо
2шгУ0 2Уэ~ У
Приведенные задачи 1 и 2 можно предложить при изучении дифференциальных уравнений первого порядка, в частности, уравнений с разделяющимися переменными для более осознанного усвоения метода их решения и нахождения частного решения дифференциального уравнения.
В заключении отметим, что приведенные задачи лишь частично раскрывают возможности приложения дифференциальных уравнений. Систематическое и целенаправленное решение задач прикладного содержания способствует формированию мотивации изучения математики, формированию знаний и умений, необходимых для решения задач возникающих в профессиональной деятельности, повышая тем самым качество профессиональной подготовки студентов.
Библиографический список
1.Крымская Ю.А., Титова Е.И., Ячинова С.Н. Построение математических моделей в прикладных задачах // Молодой ученый. - 2013. - №12 (59) - с. 3-6.
2.Куимова Е.И., Куимова К.А., Ячинова С.Н. Формирование мотивационной составляющей обучения на примере изучения дифференциальных уравнений // Молодой ученый. - 2014. - №2 (61) - с.775-777.
3.Новичкова Т.Ю., Крымская Ю.А., Ячинова С.Н. Прикладная направленность преподавания математики как средство повышения качества обучения в военных вузах // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 619-621.
4.Ячинова С.Н., Гудкова В.С. Мотивация обучения студентов посредством моделирования // Молодой ученый. - 2014. - №4 - с.1141-1144.
КРЫМСКАЯ Юлия Александровна - студент, Пензенский государственный университет.
НОВИЧКОВА Татьяна Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский артиллерийский инженерный институт.
ЯЧИНОВА Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.