Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / УРОВНИ АНАЛИЗА ЦЕЛЕЙ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичкова Т. Ю., Хвастунова Е. М., Ячинова С. Н.

В статье проводится анализ официальных документов, педагогической и методической литературы, описывающей различные подходы к содержанию и способам задания целей обучения. Основное внимание уделяется тому, что цели обучения рассматриваются на уровне теоретического представления образования, а не на уровне учебного процесса, что необходимо учителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Вестник магистратуры. 2014. № 9(36).

ISSN 2223-4047

УДК 371

Т.Ю. Новичкова, Е.М. Хвастунова, С.Н. Ячинова

ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В статье проводится анализ официальных документов, педагогической и методической литературы, описывающей различные подходы к содержанию и способам задания целей обучения. Основное внимание уделяется тому, что цели обучения рассматриваются на уровне теоретического представления образования, а не на уровне учебного процесса, что необходимо учителю.

Ключевые слова: цели обучения, целеполагание, уровни анализа целей, конструирование целей обучения.

Известно, что цель - это " идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности". От того, как и какие цели поставит учитель, зависит, сможет ли он проверить достигнута цель или нет. Приступая к конструированию целей урока, учитель в первую очередь ориентируется на официальные нормативные документы. Такими документами являются "Стандарт среднего полного (общего) образования по математике. Базовый уровень" и "Программа основного общего образования". Стандарты образования указывают глобальное направление обучения, а Программы отражают цели обучения, сформулированные Стандартом, придавая им определенность в конкретном наполнении содержания учебного предмета. Стандарт и Программа отражают разные уровни целей обучения.

Анализируя Стандарт, мы видим, что цели сформулированы как весьма абстрактное пожелание школе и имеют обобщенный характер. Кроме того, формулировка целей Стандартом вызывает ряд вопросов: какие математические знания необходимы учащимся для последующего обучения, а какие для практической деятельности? Какие качества мышления для этого надо формировать? Какой уровень критичности мышления необходим для будущей профессиональной деятельности? Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, обратимся к другому официальному документу - к "Программе основного общего образования". Данная формулировка целей Программой по математике для общеобразовательных учреждений не дает ответы на вопросы, которые у нас возникли после рассмотрения целей обучения, сформулированных Стандартом.

Редакция целей Стандартом и Программой позволяет произвольно понимать полноценное функционирование в обществе, объем конкретных знаний, а значит, и содержание обучения. Описанные в Стандарте, в Программе цели образования являются стратегическими, следовательно, и недостаточно диагностируемыми. Возможность постановки диагностируемых целей обучения появляется на этапе проектирования изучения темы, проектирования системы уроков по ней, разработки конкретного урока и его этапов.

В связи с тем, что цели обучения являются одной из основных педагогических категорий, имеющих практическое значение, проблема целеполагания исследуется в ряде педагогических и методических работ. Поэтому при подготовке к уроку или серии уроков по теме учитель, кроме официальных документов, обращается к педагогической и методической литературе.

В педагогических исследованиях рассматриваются различные классификации целей обучения и по-разному конкретизируются [3]. Анализ целей в них идет на первом уровне - уровне теоретического представления математического образования. Для учителя же важно рассмотрение целей обучения на уровне учебного процесса, чего в них нет.

© Новичкова Т.Ю., Хвастунова Е.М., Ячинова С.Н., 2014.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2014. № 9(36).

Методическая литература также не вносит ясность в вопрос конструирования целей обучения на уровне учебного процесса. В ней анализ целей обучения идет также на первом уровне.

В методических пособиях для учителя к учебникам основное внимание уделяется рекомендациям по изучению конкретных вопросов курса, раскрываются особенности методических подходов к изложению теории, даются указания к работе с упражнениями и решение наиболее трудных из них, приводится содержание самостоятельных и контрольных работ. Основная цель этих пособий - помочь учителю привести свою работу в соответствие с авторскими установками при использовании конкретного учебника. Материал в них изложен в соответствии с примерным планированием учебного материала и о целях обучения математике в них ничего не говорится.

С точки зрения деятельностного подхода к обучению цель должна задавать образец результата деятельности. В связи с этим в её формулировке должен быть указан результат деятельности обучаемого [2]. Но здесь возникает проблема описания результатов обучения на языке действий таким образом, чтобы они согласовывались с требованиями программы и не противоречили друг другу.

Однако практика показывает, что чаще всего учителя, следуя программе, формулируют цели либо через конкретное содержание типа "ввести, сформировать понятие", либо через собственную деятельность, например: "показать прием решения...", "выработать умения...". И в первом, и во втором варианте учитель, намечая свои действия, фактически не описывает ожидаемые результаты своей деятельности.

Формулируя развивающие цели типа "развивать мышление, аналитические умения и навыки", учитель указывает более обобщенные цели, которые уместны на уровне учебного предмета или цикла предметов, но не на конкретном уроке. В такой формулировке опять отсутствуют ожидаемые результаты, и цель не является диагностируемой.

Попытка сформулировать цели через учебную деятельность учащихся, например: "цель урока - решение задач на нахождение корней квадратного уравнения" - вносит некоторую определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь из поля зрения выпадает ожидаемый результат обучения, его следствия.

Таким образом, анализ официальных документов, педагогической и методической литературы, описывающей различные подходы к содержанию и способам задания целей обучения, позволяет сделать вывод о том, что цели обучения в них рассматриваются обобщенно и их рассмотрение соответствует первому уровню - уровню теоретического представления математического образования. Возможность постановки диагностируемых целей обучения появляется на уровне учебного процесса - на этапе проектирования изучения темы, системы уроков по ней, разработки конкретного урока или его этапов.

Библиографический список

1. Саранцев Г.И. Цели обучения математике в средней школе в современных условиях / Математика в школе. - 1999. - № 6. - с. 36-41.

2. Хвастунова Е.М., Ячинова С.Н. Методические аспекты постановки целей обучения / Молодой ученый. - 2014. №6(65). - с.767-769.

3. Ячинова С.Н., Хвастунова Е.М., Новичкова Т.Ю. О некоторых аспектах проблемы целеполага-ния в педагогической литературе / Молодой ученый. - 2014. - №8(67). - с. 909-911.

4. Ячинова С.Н. Цели обучения как средство управления учебной деятельностью на уроке математики. Дис.канд.пед.наук - Пенза - 2003. - 165с.

НОВИЧКОВА Татьяна Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский артиллерийский инженерный институт

ХВАСТУНОВА Екатерина Михайловна - студент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

Вестник магистратуры. 2014. № 9(36). 2223-4047

ЯЧИНОВА Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.