Научная статья на тему 'ПСИХОТРЕНИНГИ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ'

ПСИХОТРЕНИНГИ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовленность / психотренинг / спортсмен / развитие / возраст / квалификация / психологическая подготовка / соревнование / preparedness / psychotraining / athlete / development / age / qualification / psychological preparation / competition

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич

Цель исследования: разработать концептуальную модель внедрения психотренингов в систему многолетней подготовки спортсменов. Материалы и методы исследования. Проведен анализ специальной литературы (отечественной и зарубежной), позволивший выявить наиболее распространенные психотренинги, используемые в психологической подготовке спортсменов. Конкретный психотренинг должен использоваться с учетом вида спорта, спортивной квалификации, возраста спортсмена. Однако это положение не нашло отражения в анализируемой литературе. Обобщено знание о возможностях психотренингов в подготовке спортсменов с учетом их квалификации и возраста. С использованием методов теоретического исследования, сравнительного анализа, обобщения при изучении литературы по спортивной психологии и теории спортивной тренировки обоснована концептуальная модель внедрения психотренингов в систему многолетнего тренировочного процесса. Результаты исследования. В статье представлено распределение психологических тренингов в системе многолетней спортивной тренировки. Представленное распределение психотренингов соответствует задачам, решаемым на конкретном этапе многолетней подготовки спортсменов. На этапе начальной подготовки рекомендуются психотехнические игры и упражнения для развития психических функций, обусловливающих успешное овладение избранным видом спорта. На тренировочном этапе психотренинги используются для создания психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям. На этапе спортивного совершенствования использование психотренингов направлено на обучение спортсменов приемам самостоятельного создания психической готовности к выполнению соревновательных упражнений. На этапе высшего спортивного мастерства назначение психотренингов сводится к созданию состояния готовности спортсмена к демонстрации рекордных достижений. Заключение. Результаты анализа психологической литературы позволили выявить значительное количество психотренингов, рекомендованных для совершенствования психологической подготовки спортсменов. При этом отсутствуют рекомендации по использованию психотренингов в системе многолетней подготовки спортсменов. Приведенные в статье материалы дополняют технологию внедрения психотренинго

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOTRAINING IN THE SYSTEM OF LONG-TERM PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATHLETES

The research purpose is to develop a conceptual model for the introduction of psychotraining into the system of long-term training of athletes. Materials and methods of research. An analysis of special literature (domestic and foreign) was carried out, which made it possible to identify the most common psychotrainings used in the psychological training of athletes. Specific psychotraining should be used taking into account the type of sport, sports qualification and age of the athlete. However, this position was not reflected in the analyzed literature. Knowledge about the possibilities of psychotraining in the training of athletes, taking into account their qualification and age, is generalized. Using the methods of theoretical research, comparative analysis, generalization, studying the literature on sports psychology and the theory of sports training, the conceptual model of introducing psychotraining in the system of a long-term training process was substantiated. Research results. The article presents the distribution of psychological trainings in the system of long-term sports training. The presented distribution of psychotrainings corresponds to the tasks solved at a particular stage of longterm training of athletes. At the stage of initial training, psychotechnical games and exercises are recommended for the development of mental functions that determine the successful mastery of the chosen sport. At the training stage, psychotrainings are used to create the athlete’s psychological preparedness for competitions. At the stage of sports improvement, the use of psychotraining is aimed at teaching athletes how to independently create mental readiness to perform competitive exercises. At the stage of the highest sportsmanship, the purpose of psychotraining is to create a state of readiness for the athlete to demonstrate record achievements. Conclusion. The results of the analysis of psychological literature allowed us to identify a significant number of psychotrainings recommended for improving the psychological preparation of athletes. At the same time, there are no recommendations on the use of psychotraining in the system of long-term training of athletes. The materials presented in the article supplement the technology for introducing psychotraining into the system of psychological training of athletes, taking into account age and sports qualification.

Текст научной работы на тему «ПСИХОТРЕНИНГИ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ»

УДК.796.799 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-62-70

ПСИХОТРЕНИНГИ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Г.Д. Бабушкин

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия

Аннотация

Цель исследования: разработать концептуальную модель внедрения психотренингов в систему многолетней подготовки спортсменов.

Материалы и методы исследования. Проведен анализ специальной литературы (отечественной и зарубежной), позволивший выявить наиболее распространенные психотренинги, используемые в психологической подготовке спортсменов. Конкретный психотренинг должен использоваться с учетом вида спорта, спортивной квалификации, возраста спортсмена. Однако это положение не нашло отражения в анализируемой литературе. Обобщено знание о возможностях психотренингов в подготовке спортсменов с учетом их квалификации и возраста. С использованием методов теоретического исследования, сравнительного анализа, обобщения при изучении литературы по спортивной психологии и теории спортивной тренировки обоснована концептуальная модель внедрения психотренингов в систему многолетнего тренировочного процесса.

Результаты исследования. В статье представлено распределение психологических тренингов в системе многолетней спортивной тренировки. Представленное распределение психотренингов соответствует задачам, решаемым на конкретном этапе многолетней подготовки спортсменов. На этапе начальной подготовки рекомендуются психотехнические игры и упражнения для развития психических функций, обусловливающих успешное овладение избранным видом спорта. На тренировочном этапе психотренинги используются для создания психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям. На этапе спортивного совершенствования использование психотренингов направлено на обучение спортсменов приемам самостоятельного создания психической готовности к выполнению соревновательных упражнений. На этапе высшего спортивного мастерства назначение психотренингов сводится к созданию состояния готовности спортсмена к демонстрации рекордных достижений.

Заключение. Результаты анализа психологической литературы позволили выявить значительное количество психотренингов, рекомендованных для совершенствования психологической подготовки спортсменов. При этом отсутствуют рекомендации по использованию психотренингов в системе многолетней подготовки спортсменов. Приведенные в статье материалы дополняют технологию внедрения психотренингов в систему психологической подготовки спортсменов с учетом возраста и спортивной квалификации.

Ключевые слова: подготовленность, психотренинг, спортсмен, развитие, возраст, квалификация, психологическая подготовка, соревнование.

PSYCHOTRAINING IN THE SYSTEM OF LONG-TERM PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATHLETES

G. D. Babushkin1, e-mail: gena41@mail.ru, ORCID: 0000- 0002-6748-6368

Abstract

The research purpose is to develop a conceptual model for the introduction of psychotraining into the system of long-term training of athletes.

Materials and methods of research. An analysis of special literature (domestic and foreign) was carried out, which made it possible to identify the most common psychotrainings used in the psychological training of athletes. Specific psychotraining should be used taking into account the type of sport, sports qualification and age of the athlete. However, this position was not reflected in the analyzed literature. Knowledge about the possibilities of psychotraining in the training of athletes, taking into account their qualification and age, is generalized. Using the methods of theoretical research, comparative analysis, generalization, studying the literature on sports psychology and the theory of sports training, the conceptual model of introducing psychotraining in the system of a long-term training process was substantiated.

Research results. The article presents the distribution of psychological trainings in the system of long-term sports training. The presented distribution of psychotrainings corresponds to the tasks solved at a particular stage of long-term training of athletes. At the stage of initial training, psychotechnical games and exercises are recommended for the development of mental functions that determine the successful mastery of the chosen sport. At the training stage, psychotrainings are used to create the athlete's psychological preparedness for competitions. At the stage of sports improvement, the use of psychotraining is aimed at teaching athletes how to independently create mental readiness to perform competitive exercises. At the stage of the highest sportsmanship, the purpose of psychotraining is to create a state of readiness for the athlete to demonstrate record achievements.

Conclusion. The results of the analysis of psychological literature allowed us to identify a significant number of psychotrainings recommended for improving the psychological preparation of athletes. At the same time, there are no recommendations on the use of psychotraining in the system of long-term training of athletes. The materials presented in the article supplement the technology for introducing psychotraining into the system of psychological training of athletes, taking into account age and sports qualification.

Keywords: preparedness, psychotraining, athlete, development, age, qualification, psychological preparation, competition.

ВВЕДЕНИЕ

Cодержание психологической подготовки спортсменов, представленное в учебниках по психологии, не отвечает современным требованиям, что сказывается на профессиональной подготовке тренеров в физкультурных вузах. Существенное значение на этапе предсорев-новательной подготовки спортсменов имеет психологическое обеспечение этого этапа, основной задачей которого является создание психологических предпосылок для реализации подготовленности спортсменов в сложных соревновательных условиях [1, 2, 3, 14, 15, 18]. Существенное значение в подготовке спортсменов к соревнованиям придается психотренингам [3, 4, 11, 12, 13, 17, 20]. Проведенный анализ специальной литературы отечественных[5, 6, 9, 10. 11, 18] и зарубежных исследователей [22-26], а также результаты наших исследований позволили нам теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения в содержание психологической подготовки спортсменов ряда психологических тренингов. Психологические тренинги, включенные в содержание психологической подготовки спортсменов, направлены на повышение уровня психологической готовности к тренировочной и соревновательной деятельности и могут быть использованы при работе со спортсменами различных видов спорта и спортивной квалификации. Психотренинг представляет собой упражнение, направленное на развитие конкретных психических функций: внимания, ощущения, реакции, представления, мышления и др. (име-

ющих важное значение для подготовки спортсменов к тренировочной и соревновательной деятельности).

Широкое распространение как в научной работе, так и в практике подготовки спортсменов получила психорегулирующая тренировка, разработанная А.В. Алексеевым [1]. Так, А.В. Алексеев использовал психорегулирующую тренировку при создании психической готовности спортсмена к старту (вариант мобилизации), при восстановлении работоспособности (вариант расслабления, успокоения), при исправлении ошибок в технике упражнений, при формировании навыков психорегуляции. Для освоения психорегулирующей тренировки необходимо развить функции внимания, ощущения, представления. Для этого Ю.В. Цзен и Н.В. Пахомов предлагают комплекс психотехнических игр и упражнений, направленных на развитие конкретных психических функций [19]. Интересные средства для психологической подготовки спортсменов предложили А.А. Иванов [8] и И.П. Волков [16].

При анализе влияния психологических средств на предстартовое состояние спортсменов А.О. Савинкина с соавторами [18] установили, что развитие навыков саморегуляции, управление собственным функциональным состоянием, снижение избыточной тревожности, стресса позволяют спортсменам справляться с неблагоприятными предстартовыми состояниями. Выбор психологических методов обусловлен конкретным видом спорта, возрастом спортсмена, наличием необходимого оборудования и вре-

мени. Ковалева А.В. с соавторами [9] на основе анализа зарубежной литературы заключают, что психологическое сопровождение спортсменов должно включать в себя три взаимосвязанных аспекта: когнитивный, поведенческий, психофизиологический. Когнитивный аспект связан с развитием когнитивных функций; поведенческий аспект предполагает формирование комплекса однотипных подготовительных действий перед выполнением соревновательного упражнения; психофизиологический аспект связан с развитием навыков саморегуляции. В отношении развития у юных спортсменов навыков саморегуляции В.Р. Малкин с соавторами [12] рекомендуют следующее: словесные формулы должны быть простыми, конкретными, достижимыми; предлагается следующая последовательность использования формул (я хочу — умею — делаю — должен — всегда буду делать). Н.В. Москвина с соавторами в своем исследовании [13] установили, что нижней возрастной границей овладения аутогенной тренировкой является возраст 12-13 лет, что обусловлено уровнем самосознания и самооценки, сформированного у юных спортсменов. Методика использования внушенного сна-отдыха, предложенная Б.П. Яковлевым [21], рекомендуется для восстановления работоспособности после напряженных тренировок и соревнований. Г.Д. Горбунов [7] применительно к плаванию предложил психологические тренинги: актуализацию ресурсных возможностей спортсмена, адаптацию к соревновательной ситуации. Наблюдается использование в спортивной практике и научных исследованиях мотивационных тренингов [4]: причинных схем, личностной причинности, внутренней мотивации, мотивации достижения, методики формирования позитивного мышления.

Проведенный анализ литературы показал следующее: рекомендованные авторами психологические средства предназначены для конкретного этапа подготовки и вида спорта. При этом в литературе не указываются пути решения проблемы внедрения психологических средств и методов в систему многолетней подготовки спортсменов, на что и направлено настоящее исследование.

Гипотеза исследования: предполагается, что обобщение содержания психотренингов в спорте в соответствии с задачами, решаемыми

на конкретных этапах многолетней подготовки спортсменов, позволит обосновать концептуальную модель внедрения психотренингов в систему многолетней подготовки спортсменов. Целью исследования явилась разработка концептуальной модели внедрения психотренингов в систему многолетней подготовки спортсменов. Задачи исследования: 1. Обобщить знания о возможности психотренингов в подготовке спортсменов с учетом их квалификации и возраста. 2. Обосновать концептуальную модель внедрения психотренингов в систему многолетнего тренировочного процесса.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическую основу исследования составили положения теории и методики спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.П. Филин и др.); концептуальные положения в области психологии спорта (А.Ц. Пуни, А.В. Родионов и др.); теоретические и практические наработки в области психологической подготовки (Г.Д. Бабушкин, Г.Д. Горбунов, В.Ф. Сопов, Б.П. Яковлев и др.). Методы исследования: теоретическое исследование, обобщение, анализ и синтез психологического знания. Проанализирована специальная литература по психологии спорта: выявлены наиболее эффективные психотренинги для совершенствования психологической подготовки спортсменов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Мы полагаем, что при использовании психотренингов в работе со спортсменами следует исходить из задач этапа подготовки, возраста и квалификации спортсменов. Этап начальной подготовки спортсменов. На данном этапе тренеру, психологу следует учитывать следующие психологические проблемы и трудности, возникающие у юных спортсменов и требующие их преодоления (В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалева, 2013): 1. Несоответствие ожиданий юных спортсменов реальному тренировочному процессу, что может приводить к разочарованию, снижению мотивации занятий спортом. 2. Необходимость быстрого овладения основами техники вида спорта и приобретения соответствующего уровня физической подготовленности, т. е. демонстрации

высокой обучаемости, способности к овладению данным видом спорта. 3. Необходимость зарекомендовать себя в первых соревнованиях при отсутствии соревновательного опыта может обернуться неуспешным выступлением в связи с завышенными притязаниями. 4. Проявление страха у юных спортсменов при разучивании новых упражнений, первым участием в соревнованиях. Для устранения обозначенных проблем предлагаются представленные ниже психотренинги.

На данном этапе подготовки целесообразно развитие психических функций юных спортсменов, являющихся основой для освоения психологических тренингов на последующем (тренировочном) этапе. Для этого рекомендуется использовать психотехнические игры Н.В. Пахомова и Ю.В. Цзена (1999). Та или иная игра (упражнение) направлена на развитие конкретной психической функции. Ниже приводятся некоторые психотехнические игры и упражнения для развития конкретной психической функции: 1) «Прожектор», «Ритмичное созерцание», «Сверхвнимание» — для развития сосредоточенности внимания; 2) «Палец». «Муха», «Проводник» — для развития устойчивости внимания; 3) «Психорегулирующая тренировка» (вариант расслабления) — для развития способности к расслаблению мышц. Для начинающих спортсменов важно формирование психологической самозащиты от сбивающих влияний на основе ментальной тренировки. Спортсменам объясняются внушающие функции других людей, создается представление о феномене биополя человека. Спортсмен может усилить свою психологическую защищенность путем специальных ментальных упражнений, целью которых является создание дополнительных слоев или мысленных контуров по границе своей биополевой капсулы (И.П. Волков, 2002). Внедрение психотехнических игр и упражнений в тренировочный процесс начинающих спортсменов будет способствовать созданию предпосылок для успешного овладения избранным видом спорта.

Тренировочный этап. Особенности работы с юными спортсменами на этом этапе заключаются в решении задач, связанных с формированием психологической структуры соревновательной деятельности и участием в соревнованиях. В формировании мотивации

широкое распространение получили мотива-ционные тренинги, используемые в различных сферах деятельности человека (учебе, труде). В работе с юными спортсменами рекомендуются следующие мотивационные тренинги (Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, 2000): 1) тренинг причинных схем, суть которого заключается в том, что позитивное действие на мотивацию оказывает схема, при которой неудачное выступление спортсмена на соревнованиях объясняется недостатками собственных усилий и недостаточной подготовленностью; 2) тренинг личностной причинности основывается на следующем исходном положении: первичная особенность мотивации человека — стремление к эффективному взаимодействию с окружающей действительностью, стремление изменить ее в желаемом направлении; 3) тренинг внутренней мотивации, которую составляют следующие особенности субъективных состояний: сконцентрированность внимания, мыслей, чувств на занятиях спортом; ощущение полной включенности в спортивную деятельность; 4) тренинг мотивации достижений, суть которого заключается в том, что формирование мотивации достижения у спортсменов будет осуществляться при формировании синдрома достижения. При подготовке спортсменов к соревнованиям появляются определенные психологические проблемы: переоценка своих возможностей, завышенная самооценка, самоуверенность, что не способствует повышению спортивной мотивации. Тренер должен знать, какой причинной схеме отдает предпочтение спортсмен при объяснении неуспешных выступлений. Для этого рекомендуется мотивационный тренинг «Причинные схемы» [4].

На этом этапе возникает проблема развития навыков психорегуляции. В развитии у спортсменов способности к психорегуляции целесообразно выделять следующие этапы: озна-комительно-мотивационный этап, предусматривающий формирование у занимающихся необходимых знаний и положительного отношения к занятиям психорегуляцией; подготовительный этап, предусматривающий развитие психических функций, обусловливающих развитие способности к психорегуляции; основной этап, предполагающий развитие умений к расслаблению, успокоению и мобилизации с использованием приемов психорегулирующей

тренировки. На данном этапе необходимо внедрение в тренировочный процесс идеомотор-ной тренировки с целью овладения техникой спортивных упражнений и создания готовности к выполнению упражнений. Этап спортивного совершенствования. Существенную роль в успешности соревновательной деятельности спортсмена играет позитивное мышление, для формирования которого предлагается тренинг формирования позитивного мышления спортсмена (Г.Д. Бабушкин, 2013). Методика проведения тренинга включает решение следующих задач:

1. Развитие веры в успех. Для развития веры в успех необходимо формирование у спортсмена следующих убеждений: мир спорта полон богатств; занятия спортом приносят радость и удовлетворение; у меня неограниченные возможности; мои достижения в спорте зависят только от меня.

2. Программирование себя на успех

3. Видение успеха.

4. Интеллектуальное самосовершенствование.

4. Ассоциация себя с известными великими спортсменами.

5. Мысленная визуализация успешных действий.

5. Мысленное представление успешного выступления на соревновании.

6. Оформление положительных сторон спортивной деятельности.

7. Развитие концентрации и размышления.

8. Закрепление позитивных утверждений. 8. Управление вниманием.

Медитативный тренинг разработан на основе рекомендаций А.А. Иванова (2010) для занятий с квалифицированными пловцами (Г.Д. Бабушкин, 2013). Однако данный тренинг с некоторыми коррекциями формулировок можно использовать при работе со спортсменами других видов спорта. Приступать к занятиям следует после развития психических функций. Данный тренинг можно использовать и на последующем этапе — этапе спортивного совершенствования. Каждый спортсмен конкретного вида спорта должен составить на базе этого тренинга собственный, отражающий особенности своего вида спорта.

Психотренинги для создания психической готовности спортсмена к соревнованию, предложенные Г.Д. Горбуновым (2014): 1. Адаптация

к соревновательной ситуации, разработанный применительно к плаванию. 2. Актуализация ресурсных возможностей спортсменов накануне соревнования.

Тренинг «Внушённый отдых» (Б.П. Яковлев, 2014) является эффективным методом для качественного и быстрого восстановления. Суть этого метода — приведение спортсмена в дремотное состояние вплоть до засыпания. Этап высшего спортивного мастерства. Особую актуальность на данном этапе приобретает актуализация спортивной мотивации, являющаяся одной из актуальных и трудных проблем спортивной тренировки, спортивной психологии. Метод убеждения на этом этапе не работает. Главным здесь будет создание условий для полноценных тренировок и выступлений на соревнованиях по психологическому механизму «снизу-вверх». Выступления на соревнованиях бывают не всегда удачными, что нередко связано с недостаточной психологической подготовленностью. В этой связи актуальным для данного этапа является развитие недостаточно развитых профессионально важных психологических качеств и создание на этой основе психической готовности к стартам. Рекомендуются следующие тренинги: Актуализация ресурсных возможностей спортсменов и адаптация к соревновательной деятельности (Г.Д. Горбунов, 2014); Мобилизующая часть психорегулирующей тренировки, которая проводится ежедневно во время спортивной тренировки, для чего спортсмен с тренером или психологом создают комплекс словесных формулировок, отражающих моти-вационный, эмоциональный, физический компоненты состояния психической готовности. Повышение уровня мотивации в соответствии с моделью Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд. Автором предложены следующие рекомендации [23]: Рекомендация 1: Мотивация происходит как за счёт ситуационных факторов, так и за счёт характерных особенностей личности. Пытаясь повысить уровень мотивации, необходимо учитывать ситуационные и личностные факторы. Тренеру легче изменить ситуационный фактор, чем личностный.

Рекомендация 2. Учитывать существование множества мотивов. Необходимо приложить много усилий, чтобы определить и понять мотивы, вынуждающие спортсмена заниматься спортом.

Рекомендация 3. Изменить окружающие условия, чтобы повысить мотивацию. Создание ситуации для повышения мотивации может по существу означать создание таких условий, которые бы отвечали целому ряду запросов или потребностей занимающихся. Рекомендация 4. Не забывать о том, что руководитель оказывает влияние на мотивацию. Тренер своим отношением к работе, к спортсменам играет важную роль в воздействии на мотивацию занимающихся.

Рекомендация 5. Видоизменяйте поведение; чтобы изменить нежелательные мотивы спортсменов, необходимо создание условий, которые бы способствовали мотивации спортсменов, поскольку тренеру легче контролировать непосредственно окружающие условия, чем мотивы занимающихся.

Психотренинг «Медитация». Медитацию можно сравнить с приведённой в некую систему техникой, с помощью которой человек способен подчинить своей воле скрытые силы разума и привести их в состояние наибольшей концентрации. Она включает в себя тренировку разума, особенно внимания и силы воли, с тем чтобы мы смогли оторваться от поверхностного уровня сознания и проникнуть в его глубины. Специальная практика медитации может усиливать наши психические возможности. Если при медитации внимание концентрируется на физиологических процессах тела, то это может привести к их изменению, как при аутогенной тренировке. Медитации свойственна выраженная концентрация внимания на определенном объекте (внешнем предмете, образе, мысли) или, наоборот, полное рассредоточение внимания, его «расфокусировка». И в том, и в другом

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А. В. Преодолей себя / А. В. Алексеев. - М. : ФиС, 2006. - 192 с.

2. Бабушкин, Г. Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена : монография / Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких. - Омск : СибГУФК, 2013. - 340 с.

3. Бабушкин, Г. Д. Позитивные психотехнологии в структуре подготовки спортсменов / Г. Д. Бабушкин // Спортивный психолог. - 2014. - № 4. - С. 42-46.

4. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации : монография / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. - Омск : СибГАФК, 2000. - 132 с.

5. Боровик, О. Н. Психофизиологические аспекты применения антистрессовой релаксации в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов / О.

случае человек полностью выключается из системы внутренних и внешних раздражителей, теряет возможность правильно оценить временные промежутки. Лучшее время для медитации — раннее утро натощак, около 30 минут. Помещение для медитации должно быть спокойным, чистым и прохладным. Поза при медитации должна быть правильной. Необходимо сидеть выпрямившись, так, чтобы позвоночник, затылок и голова находились на одной линии. Руки могут находиться там, где удобно вам. Результаты исследований авторов [3, 4, 5, 7, 12 и др.] свидетельствуют о положительном влиянии психологических тренингов на формирование психологической подготовленности спортсменов к соревнованию, так как они способствуют овладению избранным видом спорта, оптимизации предстартового состояния, повышению результативности соревновательной деятельности. Проведенное исследование позволило обосновать концептуальную модель внедрения психотренингов в систему подготовки спортсменов (рисунок).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты анализа психологической литературы позволили выявить значительное количество психотренингов, рекомендованных для совершенствования психологической подготовки спортсменов. При этом отсутствуют рекомендации по использованию психотренингов в системе многолетней подготовки спортсменов. Приведенные в статье материалы дополняют технологию внедрения психотренингов в систему психологической подготовки спортсменов с учетом возраста и спортивной квалификации.

Н. Боровик // Спортивный психолог. - 2017. - № 3. - С. 60-63.

6. Веракса, А. Н. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена / А. Н. Веракса. - М. : Спорт, 2016. - 123 с.

7. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта : учебное пособие / Г. Д. Горбунов. - М. : Советский спорт, 2014. - 328 с.

8. Иванов, А. А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А. А. Иванов. - М. : Советский спорт, 2012. - 110 с.

9. Ковалева, А. В. Современные методы и средства психологической подготовки спортсменов / А. В. Ковалева, А. В. Квитчастный, И. Т. Выходец // Спортивный психолог. - 2014. - № 2. - С. 36-40.

Рисунок - Концептуальная модель внедрения психотренингов в систему многолетней спортивной тренировки Figure - Conceptual model of introducing psychotraining into the system of long-term sports training

10. Ловягина, А. Е. Метакогнитивные стратегии спортсменов при принятии решений в трудных ситуациях спортивной карьеры / А. Е. Ловягина // Спортивный психолог. - 2019. - № 3. - С. 11-14.

11. Ланцева, Н. А. Особенности применения идеомотор-ной тренировки в фигурном катании / Н. А. Ланцева, А. Н. Николаев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - Вып. 4 (134). - С. 146-152.

12. Малкин, В. Р. Психотехнологии в спорте : учебное пособие / В.Р. Малкин, Л. Н. Рогалева. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2013. - 96 с.

13. Москвина, Н. В. Использование аутогенной тренировки для коррекции предстартовых состояний спортсменов младших возрастных групп / Н. В. Москвина, И. В. Цыплакова, И. М. Савченко //Спортивный психолог. - 2022. - № 1. - С. 23-27.

14. Николаев, А. Н. Практическая спортивная психология : учебное пособие / А. Н. Николаев. - СПб. : Лань, 2022. - 200 с.

15. Пономарев, П. Л. Гипноз в спорте высших достижений: Стратегии применения гипноза в спорте и физ. культуре : учеб.-практ. руководство / П. Л. Пономарев.

- М. : Советский спорт, 2010. - 296 с.

16. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. - СПб. : Питер, 2002. - С. 251-254.

17. Родионов, А. В. Психология - спорту высших достижений / А.В. Родионов // Спортивный психолог. -2010. - № 1(13). - С. 4-7.

18. Савинкина, А. О. Психологические и психофизиоло-

REFERENCES

1. ALekseev, A. V. Overcome yourself / A. V. ALekseev. -Moscow : FIS, 2006. - 192 p.

2. Babushkin, G. D. Intellectual and psychological training of an athlete: a monograph / G. D. Babushkin, K. V. Dikikh. - Omsk : SibGUFK, 2013. - 340 p.

3. Babushkin, G. D. Positive psychotechnologies in the structure of training athletes / G. D. Babushkin // Sports psychologist. - 2014. - № 4. - pp. 42-46.

4. Babushkin, G. D. Formation of sports motivation: a monograph / G. D. Babushkin, E. G. Babushkin. - Omsk : SibGAFC, 2000. - 132 p.

5. Borovik, O. N. Psychophysiological aspects of the use of anti-stress relaxation in the system of training highly qualified athletes / O. N. Borovik / / Sports psychologist.

- 2017. - № 3. - pp. 60-63.

6. Veraksa, A. N. Mental training in the psychological preparation of an athlete / A. N. Veraksa. - Moscow: Sport, 2016. - 123 p.

7. Gorbunov, G. D. Psychopedagogy of sport: textbook / G. D. Gorbunov. - Moscow : Soviet Sport, 2014. - 328 p.

8. Ivanov, A. A. Psychology of a champion. An athlete's work on himself / A. A. Ivanov. - Moscow : Soviet Sport, 2012. - 110 p.

9. Kovaleva, A. V. Modern methods and means of psychological training of athletes / A. V. Kovaleva, A. V. Kvitchastny, I. T. Vykhodets // Sports Psychologist. -2014. - № 2. - pp. 36-40.

10. Lovyagina, A. E. Metacognitive strategies of athletes when making decisions in difficult situations of a sports career / A. E. Lovyagina // Sports psychologist. -2019. - № 3. - pp. 11- 14.

гические методы коррекции предстартового состояния в спорте / А. О. Савинкина, Ю. В. Байковский, А. В. Ковалева // Спортивный психолог. - 2018. - № 2(49).

- С. 73-78.

19. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности : учебное пособие / В. Ф. Сопов. - М. : Академический проект, 2005. - 126 с.

20. Цзен, Н. В. Психотехнические игры-упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. - М. : Класс, 1999. - 272 с.

21. Яковлев, Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности : учебное пособие / Б. П. Яковлев. - М. : Советский спорт, 2014. - 312 с.

22. Crews, D.J. Electroencephalographs measures of attentional patterns prior to the golf putt / D.J. Crews, D.M. Landers //Med Sci Sports Exerc/ 1993. 25(1): - P. 116-126.

23. Unestahl, L. E. Integrated Mental Training / L. E. Unestahl. Veje, Sweden, 1996. - Р. 25-36.

24. Gould, D. Zones of Optimal Functioning research: a review and critique / D. Gould, S. Tuffey // Anxiety, Stress, and Coping. - 1996. - № 9. - P. 53-68.

25. Hanin, Y. Performance affect in soccer players: an application of the IZOF model / Y. Hanin, P. Syrja // International Journal of Sports Medicine. - 1995. - № 16. - P. 260-265.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Peper, E. The use of electrodermal biofeedback for peak performance training / E. Peper, A. Schmid // Somatics.- 1983. - Т. 4. - №. 3. - P. 16-18.

11. Lantseva, N. A. Features of the use of ideomotor training in figure skating / N. A. Lantseva, A. N. Nikolaev // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. - 2016.

- Issue 4 (134). - pp. 146-152.

12. Malkin, V. R. Psychotechnologies in sport : textbook / V. R. Malkin, L. N. Rogaleva. - Ekaterinburg : Ural University Publishing House, 2013. - 96 p.

13. Moskvina, N. V. Use of autogenic training for correction of pre-start states of athletes of younger age groups / N. V. Moskvina, I. V. Tsyplakova, I. M. Savchenko // Sports Psychologist. - 2022. - № 1. - pp. 23-27.

14. Nikolaev, A. N. Practical sports psychology : textbook /A. N. Nikolaev. - St. Petersburg: Lan, 2022. - 200 p.

15. Ponomarev, P. L. Hypnosis in elite sports: Strategies for using hypnosis in sports and physical culture : manual / P. L. Ponomarev. - Moscow : Soviet Sport, 2010. - 296 p.

16. Workshop on sports psychology / edited by I. P. Volkov.

- St. Petersburg: Peter, 2002. - pp. 251-254.

17. Rodionov, A. V. Psychology to the sport of highest achievements / A. V. Rodionov // Sports psychologist. -2010. - № 1(13). - pp. 4-7.

18. Savinkina, A. O. Psychological and psychophysiological methods for correcting the pre-start state in sports / A. O. Savinkina, Yu. V. Baykovsky, A. V. Kovaleva // Sports Psychologist. - 2018. - № 2(49). - pp. 73-78.

19. Sopov, V. F. Mental states in stressful professional activity: textbook / V. F. Sopov. - Moscow : Academic Project, 2005. - 126 p.

20. Tszen, N. V. Psychotechnical games-exercises / N. V. Tszen, Yu. V. Pakhomov. - Moscow : Class, 1999. - 272 p.

21. Yakovlev, B. P. Motivation and emotions in sports

activity: textbook / B. P. YakovLev. - Moscow : Soviet Sport, 2014. - 312 p.

22. Crews, D. J. Electroencephalographs measures of attentionaL patterns prior to the goLf putt / D.J. Crews, D. M. Landers // Med Sci Sports Exerc / 1993. 25(1): - P. 116-126.

23. UnestahL, L. E. Integrated Mental Training / L. E. E. UnestahL. Veje, Sweden, 1996. - P. 25-36.

24. GouLd, D. Zones of OptimaL Functioning research: a review and critique / D. GouLd, S. Tuffey // Anxiety,

Stress, and Coping. GouLd, S. Tuffey // Anxiety, Stress, and Coping. - 1996. - № 9. - P. 53-68.

25. Hanin, Y. Performance affect in soccer pLayers: an appLication of the IZOF modeL / Y. Hanin, P. Syrja // InternationaL JournaL of Sports Medicine. - 1995. -№ 16. - P. 260-265.

26. Peper, E. The use of eLectrodermaL biofeedback for peak performance training / E. Peper, A. Schmid // Somatics. - 1983. Peper, A. Schmid // Somatics. - 1983. - VoL. 4. - №. 3. - P. 16-18.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Бабушкин Геннадий Дмитриевич (Вabushkin Gennady Dmitrievich) - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, ул. Масленникова, 144; е-таН: gena41@maiL.ru. ORCID: 0000- 0002-67486368.

Поступила в редакцию 4 октября 2023 г. Принята к публикации 28 октября 2023 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Бабушкин, Г.Д. Психотренинги в системе многолетней подготовки спортсменов / Г.Д. Бабушкин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023.- Т.11, №4 - С. 62-70. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-62-70

FOR CITATION

Babushkin G.D. Psychotrenings in the system of Long-term training of athLetes. Science and sport: current trends., 2023, voL.11, no . 4. - pp. 62-70. DOI: 10.36028/2308-8826-202311-4-62-70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.