Научная статья на тему 'Стратегия внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва'

Стратегия внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка / спортсмены / спортивный резерв / взаимосвязь / виды подготовки / готовность / соревновательная деятельность / training / athletes / sports reserve / interconnection / types of training / readiness / competitive activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геннадий Дмитриевич Бабушкин

Введение. Проблема реализации интегральной подготовки в тренировочном процессе подготовки спортивного резерва недостаточно разработана, что является сдерживающим фактором дальнейшего спортивного совершенствования. Значимость проблемы заключается во влиянии интегральной подготовки на овладение спортсменами соревновательной деятельностью и ее результативность. Цель — разработать стратегию внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва. Объект исследования — содержание интегральной подготовки спортсменов в системе спортивного совершенствования. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили положения теории и методики спортивной тренировки, отражающие техническое и физическое совершенствование спортсменов в системе многолетней спортивной тренировки. Результаты и обсуждение. Определено содержание интегральной подготовки спортсменов для тренировочного этапа и этапа спортивного совершенствования. Разработана стратегия внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва. Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию составных компонентов подготовленности спортсмена: технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в соревновательной деятельности. Выводы. Внедрение интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва позволит создать предпосылки для дальнейшего спортивного совершенствования спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of Introducing Integral Training into the Training Process of a Sports Reserve

Introduction. The problems of implementing integral training in the training process of preparing a sports reserve are not sufficiently developed, which is a limiting factor for further sports improvement. The significance of the problem lies in the influence of integral training on athletes’ mastery of competitive activity and its effectiveness. The purpose of the study is to develop a strategy for introducing integral training into the training process of the sports reserve. The object is the content of athletes’ integral training in the system of sports improvement. Materials and Methods. The methodological basis of the study includes the provisions of the theory and methodology of sports training reflecting the technical and physical improvement of athletes in the system of the long-term sports training. Results and Discussion. The content of integral training of athletes for the initial, training stage and the stage of sports improvement is defined. A strategy for introducing integral training into the training process of the sports reserve has been developed. Integral training is aimed at combining and comprehensive implementing the constituent components of an athlete’s preparedness for competitive activity: technical, physical, tactical, psychological, intellectual. Conclusions. The introduction of integral training in the training process of the sports reserve will create the prerequisites for further sports improvement of athletes at the stage of mastering higher sports skills.

Текст научной работы на тему «Стратегия внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва»

Теория и методика спорта, профессиональной физической подготовки и оздоровительной физической культуры

Thaüry and methods of sports, professional physical training and health improving physical culture

Научно-практическая статья УДК 796.799 © Бабушкин Г. Д., 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-495-455-460 5.8.5. Теория и методика спорта

Стратегия внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва

Геннадий Дмитриевич Бабушкин доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта; gena41@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-6748-6368

1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 144, Россия Реферат

Введение. Проблема реализации интегральной подготовки в тренировочном процессе подготовки спортивного резерва недостаточно разработана, что является сдерживающим фактором дальнейшего спортивного совершенствования. Значимость проблемы заключается во влиянии интегральной подготовки на овладение спортсменами соревновательной деятельностью и ее результативность. Цель — разработать стратегию внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва. Объект исследования — содержание интегральной подготовки спортсменов в системе спортивного совершенствования. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили положения теории и методики спортивной тренировки, отражающие техническое и физическое совершенствование спортсменов в системе многолетней спортивной тренировки. Результаты и обсуждение. Определено содержание интегральной подготовки спортсменов для тренировочного этапа и этапа спортивного совершенствования. Разработана стратегия внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва. Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию составных компонентов подготовленности спортсмена: технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в соревновательной деятельности. Выводы. Внедрение интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва позволит создать предпосылки для дальнейшего спортивного совершенствования спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства.

Ключевые слова: подготовка, спортсмены, спортивный резерв, взаимосвязь, виды подготовки, готовность,

соревновательная деятельность

Для цитирования: Бабушкин Г. Д. Стратегия внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 4(95). С. 455-460. ^://Моге|/10. 24412/1999-6241-2023-495-455-460

Scientific and Practical Article UDC 796.799 © Babushkin G. D., 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-495-455-460 5.8.5. Тhеоry and Methods of Sport

Strategy of Introducing Integral Training into the Training Process

of a Sports Reserve

Gennady D. Babushkin \ Doctor of Science (in Pedagogy), Professor at the Chair of Theory and Methods of Physical Culture and Sports; gena41@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-6748-6368

1 Siberian State University of Physical Culture and Sports, 144 Maslennikov st., Omsk, 644009, Russia Abstract

Introduction. The problems of implementing integral training in the training process of preparing a sports reserve are not sufficiently developed, which is a limiting factor for further sports improvement. The significance of the problem lies in the influence of integral training on athletes' mastery of competitive activity and its effectiveness. The purpose of the study is to develop a strategy for introducing integral training into the training process of the sports reserve. The object is the content of athletes' integral training

in the system of sports improvement. Materials and Methods. The methodological basis of the study includes the provisions of the theory and methodology of sports training reflecting the technical and physical improvement of athletes in the system of the long-term sports training. Results and Discussion. The content of integral training of athletes for the initial, training stage and the stage of sports improvement is defined. A strategy for introducing integral training into the training process of the sports reserve has been developed. Integral training is aimed at combining and comprehensive implementing the constituent components of an athlete's preparedness for competitive activity: technical, physical, tactical, psychological, intellectual. Conclusions. The introduction of integral training in the training process of the sports reserve will create the prerequisites for further sports improvement of athletes at the stage of mastering higher sports skills.

Keywords: training, athletes, sports reserve, interconnection, types of training, readiness, competitive activity

Citation: Babushkin G. D. Strategy of Introducing Integral Training into the Training Process of a Sports Reserve. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 4(95). Pp. 455-460 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-495-455-460

Основные положения

1. Интегральная подготовка в спорте представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки в целостный процесс соревновательной деятельности спортсменов, направлена на объединение технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной сторон подготовленности спортсмена в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

2. Внедрение интегральной подготовки в тренировочный процесс решает задачи в пределах каждого вида подготовки (физической, технической, тактической, психологической).

Введение

Актуальность, значимость, сущность проблемы.

Актуальность настоящего исследования определяется высокой значимостью интегральной подготовки в системе тренировочного процесса спортивного резерва и недостаточной разработанностью проблемы ее реализации в системе многолетней спортивной тренировки, что является сдерживающим фактором дальнейшего спортивного совершенствования. Значимость проблемы заключается во влиянии интегральной подготовки спортивного резерва на овладение спортсменами соревновательной деятельностью и дальнейшее спортивное совершенствование. Своевременное решение данной проблемы будет служить предпосылкой для достижения высоких результатов на этапе высшего спортивного мастерства. Сущность проблемы состоит в разработке стратегии внедрения интегральной подготовки в систему тренировочного процесса спортивного резерва, что будет способствовать дальнейшему спортивному совершенствованию.

Гипотеза исследования: предполагается, что анализ содержания и задач спортивной подготовки в системе многолетнего тренировочного процесса позволит разработать стратегию внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва.

Цель — разработать стратегию внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва.

Задачи исследования

1. Обобщить результаты научных исследований по проблеме интегральной подготовки в спорте.

2. Создать структурно-функциональную модель стратегии внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва.

Материалы и методы

Исследование базировалось на положениях теории и методики спортивной тренировки (Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов, В. П. Филин и др.); теоретических основ спортивной психологии (П. А. Рудик, А. Ц. Пуни и др.); теории деятельности (А. Н. Леонтьев); теории функциональных систем (П. К. Анохин). Для нашего исследования мы выбрали личностно-деятельностный подход, который соответствует требованиям времени, становлению спортивного совершенствования юных спортсменов. Использовались такие методы исследования, как анализ, обобщение, интерпретация научных трудов.

Теоретические предпосылки и степень разработанности проблемы. Появление научной категории «интегральная подготовка» в спорте обусловлено спецификой соревновательной деятельности в спорте, ее сложностью, эмоциональной напряженностью спортсменов, экстремальностью соревновательной деятельности. Вопросам подготовки спортивного резерва в последнее время стало уделяться особое внимание, обусловленное необходимостью качественной подготовки спортсменов для высшего спортивного мастерства. При этом исследованиям по внедрению интегральной подготовки в систему многолетней спортивной тренировки не уделяется должного внимания. На сегодняшний день очень мало концептуальных исследований научной категории «интегральная подготовка» в спорте. Как правило, исследователи интегральной подготовки ограничиваются видом спорта, этапом подготовки спортсменов. Между тем качество подготовки спортивного резерва во многом определяет дальнейшее его спортивное совершенствование на последующем этапе. Отсутствие внимания тренеров при подготовке спортивного резерва к большому спорту приводит к тому, что некоторые спортсмены сходят с «дистанции», не справляются с новыми нагрузками, ограничиваются в приросте результатов. Это обусловлено рядом причин, в основном из-за системы подготовки спортивного резерва: отсутствия внимания тренеров к интегральной подготовке спортсменов; стремительной подготовки спортсменов; погони за спортивными результатами.

Интегральная подготовка в спорте направлена на объединение и комплексную реализацию составных компо-

нентов подготовленности спортсмена: технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. На практике сложилась тенденция к тому, что каждая из сторон подготовленности спортсмена формируется узконаправленными средствами и методами. Именно поэтому отдельные качества, способности и умения, развиваемые на тренировочных занятиях, часто не могут проявиться в соревновательных условиях. В связи с этим необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности, который называется интегральной подготовкой.

К разработке проблемы интегральной подготовки в спорте исследователи приступили сравнительно недавно. Интегральная подготовка в спорте направлена на обеспечение комплексного проявления всех сторон подготовленности спортсмена к соревнованиям: физической, технической, тактической, психологической [1-9].

Так, тренер сборной Советского Союза Л. Я. Аркаев одним из первых показал значение интегральной подготовки гимнастов высокой квалификации и представил ее содержание. Внедрение интегральной подготовки в тренировочный процесс сборной команды страны по спортивной гимнастике способствовало занятию лидерских позиций советскими гимнастами на международной арене [10]. В подготовке к соревнованиям олимпийского чемпиона Бориса Шахлина доля интегральной подготовки в тренировочном процессе достигала 95%. Вероятно, такой подход при подготовке способствовал его стабильным выступлениям на соревнованиях.

В дальнейшем Ю. Д. Железняк с соавторами на примере спортивных игр раскрыл структуру интегральной подготовки, обозначил цели, задачи, предложил комплексы упражнений для формирования связей между видами подготовки [6].

Свое понимание интегральной подготовки в художественной гимнастике представила И. А. Винер-Усманова [11]. Система интегральной подготовки гимнасток сборной команды России (по И. А. Винер) включает такие компоненты, как перспективные модели соревновательной деятельности, спрогнозированные с учетом опережения требований правил соревнований; система отбора в сборную команду; совершенствование технического мастерства гимнасток; контроль за уровнем подготовленности; совершенствование организационно-управленческого аспекта; организация научно-методического обеспечения (медико-биологического, психологического, педагогического). Автором сформулированы принципы интегральной подготовки, включающие мультимодальность, индивидуализацию, комплексность, системность, долго-срочность, прогрессивность и методы; представлены задачи интегральной подготовки на этапе спортивной специализации и спортивного совершенствования. Внедрение интегральной подготовки в систему тренировочного процесса сборной страны по художественной гимнастике позволило сохранить достигнутое лидерство на международной арене.

Анализ литературы показал, что в основном исследования интегральной подготовки проводились на конкретном виде спорта и для конкретного этапа подготовки (Л. Я. Аркаев — спортивная гимнастика [10]; А. А. Карелин — борьба [12], Г. Д. Бабушкин — спортивная гимнастика [4]; Ю. Д. Железняк с соавторами — спортивные игры [6-7]; В. А. Иванов — регби [13]; А. В. Антохин — фехтование [14]; В. П. Губа — футбол [15]; М. Н. Умаров, А. К. Эш-таев — спортивная гимнастика [16]), что ограничивало понимание интегральной подготовки в тренировочном процессе и ее значение в соревнованиях.

Так, А. А. Карелин [12], рассматривая содержание интегральной подготовки борцов, провел структурирование системы подготовки борцов высшей квалификации, концептуально раскрыл систему развития сторон подготовки борцов: 1) педагогической, 2) психологической, 3) физической, 4) тактической, 5) технической. Автором определены ведущие компоненты выделенных сторон подготовки, оказывающие наибольшее влияние на достижение спортивного результата. В структуре сторон подготовки борца исследователем обозначены три уровня подготовленности: 1) учебный уровень, являющийся показателем обучаемости и определяющий ее результативность, обеспечивающий комплекс знаний, умений и первичных навыков, используемых в последующей спортивной деятельности;

2) тренировочный уровень, состоящий из тренировочных, соревновательных режимов спортивной деятельности;

3) соревновательный уровень, включающий интегральные составляющие всех сторон подготовки борца, входящих в структуру спортивной деятельности, обеспечивающих успешность выступления на соревнованиях.

В анализируемых научных публикациях представлены понимание, значение, задачи, средства, методы интегральной подготовки в том или ином виде спорта. Однако в литературе не рассматриваются содержание и реализация интегральной подготовки в системе многолетней спортивной тренировки. Уделяется внимание интегральной подготовки и в зарубежных изданиях, в которых решаются отдельные вопросы того или иного вида подготовки спортсменов [17-22], однако в них отсутствуют концептуальные исследования интегральной подготовки.

Результаты и обсуждение

В процессе настоящего исследования нами были изучены научные работы (отечественные и зарубежные), в которых рассматриваются вопросы интегральной подготовки в спорте. При разработке стратегии внедрения интегральной подготовки в многолетний тренировочный процесс мы исходили из Федерального государственного стандарта по видам спорта. В системе подготовки спортивного резерва нами было изучено содержание интегральной подготовки на следующих этапах: 1) начальной подготовки; 2) тренировочном; 3) спортивного совершенствования. На рисунке представлена концептуальная модель стратегии внедрения интегральной подготовки в систему тренировочного процесса спортивного резерва.

Содержание интегральной подготовки на начальном этапе. Цель интегральной подготовки на данном этапе — формирование внутривидовых связей между состав-

ляющими конкретного вида подготовки. К интегральной подготовке приступают после решения специфических задач каждого вида подготовки. Интегральной подготовке предшествуют развитие необходимого уровня физических качеств; овладение базовыми спортивными упражнениями

конкретного вида спорта. [

Содержание интегральной подготовки для спортивного резерва

J

Этап начальной подготовки

Т

Задачи

- развитие физических качеств — овладение соревновательными упражнениями

- формирование внутривидовых связей

]

Критерии

интегральной

Методы подготовленности

—игровои — необходимый

— переменный уровень развития

— повторный, физических качеств

— интервальный — владение

— круговая базовыми

тренировка упражнениями

— внутривидовые

связи

Рис. Концептуальная модель стратегии внедрения интегральной подготовки в систему тренировочного процесса спортивного резерва (Fig. Conceptual model of the strategy for introducing integral training into the sports reserve training process system)

В разделе физической подготовки должна достигаться взаимосвязь физических качеств: развитие одного физического качества способствует развитию другого качества; с развитием силы развиваются силовая выносливость, скоростно-силовые способности; с развитием быстроты — скоростно-силовые способности. Основное средство интегральной подготовки — общеподготовительные упражнения умеренной интенсивности.

В разделе технической подготовки движения объединяются в целостное техническое действие, достигается взаимосвязь технических приемов. Овладение основными техническими действиями способствует освоению более сложных упражнений. Основное средство — соревновательные упражнения.

В разделе тактической подготовки формируется взаимосвязь тактических действий. Овладение индивидуальными тактическими приемами (например, в футболе) с постепенным усложнением способствует освоению групповых тактических действий.

В разделе психологической подготовки основное внимание уделяется формированию мотивации к избранному виду спорта. Проявление положительных эмоций на за-

нятиях помогает воспитанию интереса к занятиям спортом и повышает спортивную мотивацию. Удовлетворение актуальных потребностей юных спортсменов, успешное овладение техническими действиями укрепляют спортивную мотивацию.

Критерии интегральной подготовленности: сформиро-ванность внутривидовых взаимосвязей. Успешное решение задач интегральной подготовки на данном этапе является предпосылкой для решения задач интегральной подготовки на последующем тренировочном этапе.

Доля интегральной подготовки в системе общей тренировки составляет до 10%, в разных видах спорта она может увеличиваться. Например, в гимнастике, акробатике, фигурном катании и пр. основную часть занимает аналитическая работа, связанная с овладением большим количеством упражнений.

Содержание интегральной подготовки на тренировочном этапе. Целью интегральной подготовки является формирование связей между видами подготовки. Достижение спортивного результата на данном этапе происходит в две ступени: на первой — уровень развития физических качеств и морфофункциональных показателей обусловливают эффективность двигательных действий; на второй — реализация физических способностей и их развитие осуществляются через технику конкретных движений.

Взаимосвязь между физической и технической подготовкой достигается: 1) при развитии физических качеств для выполнения конкретного упражнения; 2) при развитии физических качеств в рамках структуры соревновательных упражнений; 3) при развитии специальных физических способностей применительно к конкретным приемам в процессе многократного их повторения с интенсивностью, превышающей соревновательную интенсивность. В последнем случае необходима силовая выносливость. Для этого рекомендуются определенные методические приемы и организация проведения упражнений: 1) чередование упражнений для развития физических качеств; 2) чередование упражнений для развития физических качеств с упражнениями по технике; 3) соединение качеств и способностей с приемом игры (например, периферическое зрение и передача мяча, шайбы), быстрота перемещения и удары мяча, броски по воротам; 4) чередование упражнений для развития скоростно-силовых способностей с различными перемещениями (например, в парах с набивными мячами); 5) спрыгивание с высоты 30-40 см и прыжок вверх с выполнением нападающего удара или блока (в волейболе).

Взаимосвязь между технической и тактической подготовкой достигается путем совершенствования технических приемов в рамках тактических действий и многократного повторения тактических действий с повышенной интенсивностью, что способствует совершенствованию техники движений. Совершенствование технических приемов (например, в футболе, волейболе и т. п.) с помощью тактических действий и многократного повторения технических действий с повышенной интенсивностью содействует совершенствованию техники и тактики.

Взаимосвязь между психологической и технической подготовкой. Использование идеомоторной тренировки

перед выполнением упражнений способствует овладению техническими действиями. Психологическая подготовка направлена на создание состояния мобилизационной готовности спортсмена к выполнению упражнений (используется психорегуляция), к максимальному проявлению физических качеств, к достижению наивысшего результата, потому как уровень проявления необходимых качеств и сложно-координированных упражнений находится в прямой зависимости от состояния психической готовности.

Взаимосвязь между психологической и тактической подготовкой. Развитие психомоторных качеств (реакции, внимания, мышления, рефлексии, ориентировки в пространстве и др.) способствует формированию индивидуальных тактических умений и взаимодействий с партнерами по команде.

Взаимосвязь между психологической и физической подготовкой заключается в проявлении волевых качеств, создании мобилизационной готовности при развитии физических качеств (используются внушение, психорегуляция). Настойчивость и упорство при беге на средние и длинные дистанции способствуют развитию физического качества выносливости. Решительность и смелость при работе с большими и околопредельными весами влияет на развитие физического качества силы. Овладение спортсменом психорегуляцией положительно воздействует на создание состояния мобилизационной готовности к выполнению спортивных упражнений при развитии физических качеств (силы, выносливости) в зоне максимальной и субмаксимальной мощности.

Важной особенностью тренировочного процесса, построенного по принципу интегральности, являются адекватные психологические установки: при выполнении технических упражнений, развитии физических качеств — установка на быстроту, мощность производимой работы. Тем самым развиваются физические качества и совершенствуются технические действия.

Основные средства: общеподготовительные и соревновательные упражнения, сопровождающиеся большой и максимальной интенсивностью; работа с околопредельными весами; участие в соревнованиях. Критерии интегральной подготовленности: сформированы связи между видами подготовки. Решение задач интегральной подготовки на данном этапе будет служить предпосылкой для решения задач интегральной подготовки на этапе спортивного совершенствования.

Доля интегральной подготовки в системе общей тренировки составляет 10-20%, в разных видах спорта и периодах подготовки спортсменов она может увеличиваться. Так, в спортивных играх она может составлять 50-60%.

Содержание интегральной подготовки на этапе спортивного совершенствования. Цель интегральной подготовки — обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления всех сторон подготовки, определяющих успех в соревновательной деятельности.

На данном этапе реализация технических действий осуществляется через тактические действия, что отражается на результатах. Наблюдается целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и она совершеннее,

тем больше у спортсмена возможностей максимально использовать свой физический (двигательный) потенциал. Чем разнообразнее и совершеннее тактика, тем больше возможностей максимально реализовать в соревновательной деятельности свой физико-технический потенциал.

Взаимосвязь между технической и тактической подготовкой осуществляется через интеграцию технических приемов в тактические действия и достигается при выполнении следующих упражнений (например, в спортивных играх): 1) выполнение приемов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных в защите, нападении); 2) последовательное выполнение тактических действий с совершенствованием технических приемов игры; 3) переключение тактических действий на прочной основе технических действий [6; 7].

Для полноценной интегральной подготовки выделяются следующие преимущественные направления: 1) совершенствование индивидуальных технико-тактических действий; 2) совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей; 3) совершенствование способности к переключению максимальной двигательной активности на относительное расслабление для обеспечения высокой работоспособности. Для осуществления работы в этих направлениях могут использоваться такие методические приемы, как облегчение условий выполнения упражнений за счет применения различных моделирующих устройств; усложнение условий за счет применения отягощений, проведения занятий в неблагоприятных условиях; интенсификация соревновательной деятельности (например, за счет увеличения игрового поля в футболе, хоккее).

На данном этапе подготовки спортсменов важное значение придается совершенствованию связей психологической подготовки с другими видами подготовки. Психологическая подготовка в системе интегральной подготовки должна быть направлена на создание надежных предпосылок для реализации физической, технической и тактической подготовленности в соревновательных условиях. Применение слова и образа, психорегулирующей тренировки должно сочетаться с регуляцией психического состояния и моторными действиями [9]. Основные средства: специально-подготовительные упражнения, приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным упражнениям; соревновательные упражнения; соревнование.

Критерии интегральной подготовленности: сфор-мированность взаимосвязи между видами подготовки, реализация спортсменом подготовленности на соревнованиях. Решение задач интегральной подготовки на данном этапе будет являться предпосылкой для решения задач спортивной подготовки на следующем этапе — высшего спортивного мастерства.

Доля интегральной подготовки в системе общей тренировки составляет 25-40%, в некоторых видах спорта (игровые) она может значительно увеличиваться. Объем средств интегральной подготовки в многолетнем плане должен повышаться по мере приближения к ответственным соревнованиям в годичном цикле тренировки. Это позволит

планомерно увязывать возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями, диктуемыми необходимостью успешного обеспечения соревновательной деятельности.

Выводы

1. Проведенный анализ показал наличие незначительного количества работ по интегральной подготовке спортсменов, в которых она рассматривается на конкретном этапе подготовки спортсменов в конкретном виде спорта, а также ее содержание в многолетнем тренировочном процессе.

2. Разработана стратегия внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва, которая может быть применена к любому виду спорта. Обоснована концептуальная модель стратегии внедрения

интегральной подготовки в тренировочный процесс спортивного резерва. Определены критерии интегральной подготовленности для каждого этапа подготовки. Сформулированы задачи, средства, методы.

Перспективы исследования. Результаты проведенного исследования открывают возможности для обоснования средств и методов интегральной подготовки для конкретного вида спорта в системе многолетней спортивной тренировки. Целесообразность дальнейших исследований интегральной подготовки спортсменов определяется ее значимостью в спортивном совершенствовании, в выступлениях на соревнованиях и необходимостью обоснования содержания интегральной подготовки в системе многолетней спортивной тренировки.

Список источников / References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник. M., 2010. 340 с.

2. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев, 2004. В0В с.

3. Бабушкин Г. Д. Интеграция психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 2В, № 2(93). С. 217-223. https^/doi^g/W. 24412/1999-6241-2023-293-217-222.

4. Бабушкин Г. Д. Интегральная подготовка юных гимнастов на начальном этапе // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1. С. 2ВВ-293.

5. Бабушкин Г. Д. Интегральная подготовка спортсменов. Саратов, 2021. 100 с.

6. Железняк Ю. Д. Совершенствование подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. M., 1981. 4В с.

7. Железняк Ю. Д., Портнов Ю. М., Савин В. П., Лексаков А. В. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учеб. пособие. M., 2001. 520 с.

В. Теория и методика физической культуры : учебник для физкультурных вузов / под ред. Ю. Ф. Курамшина. M., 2010. 450 с.

9. Родионова И. А., Уляева Л. Г. Организация психологической подготовки в системе интегральной подготовки спортсменов, выполняющих диспетчерские функции в игре // Спортивный психолог. 2011. № 1. С. 15-20.

10. Аркаев Л. Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной страны) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1994. 43 с.

11. Винер-Усманова И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2013. 47 с.

12. Карелин А. А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003. 46 с.

13. Иванов В. А. Интегральная подготовка в структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов : авто-реф. дис. . канд. пед. наук. M., 2001. 23 с.

14. Антохин А. В. Построение интегральной подготовки фехтовальщиков-рапиристов 15-16 лет : дис. ... канд. пед. наук. M., 2006. 203 с.

15. Губа В. П., Лексаков А. В., Антипов А. В. Интегральная подготовка спортсменов. M., 2010. 20В с.

16. Умаров М. Н., Эштаев А. К. Интегральный подход в подготовке высококвалифицированных гимнастов // Фан-спортга. 2009. № 3. С. 45-47.

17. Джинджарадзе Н. Г. 1нформацшна культура. Киев, 1999. 14В с.

1В. Жордочко Р. В., Полщук В. Д. Легка атлетика : навч. поабник. Киев, 1994. 159 с.

19. Clow A., Hucklebridge F. The impact of psychological stress on immune function in the athletic population. Exercise Immunology Review. 2011. No. 7. Рр. 5-17.

20. Birrer D., Morgan G. Psychological skills training as a way to enhance an athlete's performance in highintensity sports. Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2010. Vol. 20. Рр. 7В-В7.

21. Wulf G. Attentional focus and motor learning: a review of 15 year. International Review of Sport and Exercise Psychology. 2016. No. 6. Рр. 77-104.

22. Савченко В. Г. Основи психологiчноï пвдготовки спортсмешв висо^ квалiфiкацiï (на матерiалi боксу) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1997. 4В с.

Поступила 16.06.2023; одобрена после рецензирования 19.08.2023; принята к публикации 30.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.