Теория и методика спорта, профессиональной физической подготовки и оздоровительной физической культуры
Thaüry and methods of sports, professional physical training and health improving physical culture
Научно-практическая статья УДК. 796.799 © Бабушкин Г. Д., 2023 doi: 10.24412/1999-6241 -2023-394-339-344 5.8.5. Теория и методика спорта
Интеграция психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва
Геннадий Дмитриевич Бабушкин доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта; gena41@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-6748-6368
1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 144, Россия Реферат
Введение. Актуальность исследования интегральной подготовки в системе подготовки спортивного резерва обусловлена высокой значимостью психологических средств и методов в подготовке спортсменов. Проблема подготовки спортивного резерва обнаруживает себя, когда часть спортсменов, достигнувших этапа высшего спортивного мастерства, сходят с «дистанции», ограничиваются в приросте результатов. Это обусловлено допущенными просчетами в системе подготовки спортивного резерва. Значимость проблемы заключается в отсутствии прочных связей психологической подготовки с другими видами подготовок, ввиду чего спортсмен не может продемонстрировать на соревнованиях накопленный на тренировках потенциал. Цель — разработать программу интеграции психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили теория спортивной тренировки и положения спортивной психологии в области психологического обеспечения подготовки спортсменов. Исследование проводилось в 2021-2022 гг. с использованием анализа специальной литературы и документов, регламентирующих подготовку спортсменов в системе спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Результаты и обсуждение. Выявлено недостаточное внимание к интеграции психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва. Неудачные выступления спортсменов на соревнованиях объясняются отсутствием связей психологической подготовки с технической, физической, тактической подготовкой. Выводы. Разработана программа интеграции психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва.
Ключевые слова: психологические средства и методы, интеграция, подготовка спортсменов, интегральная подготовка,
этапы подготовки спортсменов, соревнование
Для цитирования: Бабушкин Г. Д. Интеграция психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 3(94). С. 339-344. ^://Моге|/10. 24412/1999-6241-2023-394-339-344
Scientific and Practical Article UDC 796.799 © Babushkin G. D., 2023 doi: 10.24412/1999-6241 -2023-394-339-344 5.8.5. Theory and Methods of Sport
Integration of Psychological Means and Methods into the Sports Reserve Training System
Gennady D. Babushkin \ Doctor of Science in Pedagogy, Professor at the chair of Theory and Methods of Physical Culture and Sport; gena41@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-6748-6368
1 Siberian State University of Physical Culture and Sport, 144 Maslennikov st., Omsk, 644009, Russia Abstract
Introduction. The relevance of the study of integral training in the sports reserve training system is determined by the high importance of psychological means and methods for training athletes. The problem of training a sports reserve is actualized when some of the athletes who have reached the stage of the highest sports mastery leave the "distance" and show decrease in athletic
performance. It is caused by miscalculations made in the sports reserve training system. The significance of the problem lies in the lack of strong connections between psychological preparation and other types of preparation, due to which at competitions an athlete cannot demonstrate the potential accumulated during training. The objective is to develop a program for integrating psychological means and methods into the sports reserve training system. Materials and Methods. The methodological basis of the study was the theory of sports training and the provisions of sports psychology in the field of psychological support for training athletes. The study was conducted in 2021-2022 by means of analysis of special literature and documents regulating training of athletes in the system of sports schools for children and youth of the Olympic reserve. Results and Discussion. The author states that little consideration has been given to the integration of psychological means and methods into the sports reserve training system. Athletes' failures during competitions are caused by lack of connections of psychological preparation on the one hand and technical, physical and tactical training on the other hand. Conclusions. A program has been developed for the integration of psychological means and methods into the sports reserve training system.
Keywords: psychological means and methods, integration, training of athletes, integral training, stages of training athletes,
competition
Citation: Babushkin G. D. Integration of Psychological Means and Methods into the Sports Reserve Training System. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 3(94). Pp. 339-344 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-394-339-344
Основные положения
1. Интегральная подготовка в спорте направлена на обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления всех сторон подготовленности спортсмена в соревновательной деятельности.
2. Интеграция психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва направлена на формирование связей психологической подготовки с технической, физической и тактической подготовкой.
3. Сформированные связи психологической подготовки с технической, физической и тактической подготовкой являются предпосылками для качественного овладения соревновательными упражнениями, развития физических качеств и их демонстрации в соревновательных условиях.
Введение
Актуальность, значимость, сущность проблемы.
Актуальность исследования интегральной подготовки в системе подготовки спортивного резерва обусловлена высокой значимостью психологических средств и методов в подготовке спортсменов. Проблема подготовки спортивного резерва обнаруживает себя, когда часть спортсменов, достигнувших этапа высшего спортивного мастерства, сходят с «дистанции», ограничиваются в приросте результатов. Сущность проблемы заключается в невозможности спортсмена продемонстрировать в соревновательных условиях накопленный на тренировках потенциал ввиду недостаточной прочности связей психологической подготовки с технической, физической, тактической подготовкой.
Объектом исследования явилась интеграция психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва.
Цель исследования — разработать программу интеграции психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва.
Степень разработанности проблемы. Существенное значение в подготовке спортивного резерва имеет своевременное ее психологическое обеспечение. Просчеты в психологической подготовке юных спортсме-
нов — это серьезные упущения (порой невосполнимые), сдерживающие процесс спортивного совершенствования и достижения высоких спортивных результатов [1-3]. Именно по этой причине некоторые спортсмены юниорского возраста, демонстрировавшие высокие результаты на соревнованиях, при переходе во взрослые команды испытывают большие затруднения в дальнейшем продвижении.
Совершенствование тренировочного процесса
по всем составляющим привело к его глубокой дифференциации: разработка систем тренирующих воздействий по технической, тактической, физической подготовке, проведение учебно-тренировочных сборов по физической (функциональной, атлетической), технико-тактической подготовке. Однако такое одностороннее совершенствование в отдельных компонентах не дает заметных результатов их реализации в соревновательной деятельности спортсменов. Требуется длительное время, чтобы дифференцированные эффекты тренировки проявлялись в эффективности взаимодействия видов подготовки в соревновательной деятельности спортсмена. Ю. Д. Железняк предлагает за счет интеграции видов подготовки сократить срок перехода игрока на уровень высшего понимания игры и продлить период его пребывания в спорте высших достижений [4]. В процессе интегральной подготовки спортсменов преследуются разные цели: создание специального фундамента; повышение уровня сфор-мированности психических процессов, физических и функциональных возможностей спортсмена; объединение всего, что было наработано в процессе развития отдельных качеств и формирования техники; приобретение специальных знаний.
Интегральная подготовка в спорте направлена на обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления всех сторон подготовленности спортсмена в соревновательной деятельности [5; 6]. В качестве основных средств интегральной подготовки выступают соревновательные и специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре
и особенностям деятельности функциональных систем к соревновательным упражнениям.
Взаимосвязь сторон подготовки спортсменов требует специального, целенаправленного воздействия, которое возможно при осуществлении интеграции процесса формирования связей между компонентами подготовки в целях объединения их в целостную соревновательную деятельность. На это и направлена интегральная подготовка в спорте. Высшей формой интегральной подготовки являются соревновательные упражнения, выполняемые в таких же форме, режиме, как на реальных соревнованиях.
Особое место в интегральной подготовке занимает внедрение психологических средств и методов в техническую, физическую и тактическую подготовку спортсменов. Все эти компоненты проявляются в целостном выполнении соревновательных упражнений и представляются результатом интегральной подготовки спортсменов. Учитывая значение интегральной подготовки в спорте и недостаточную разработанность вопросов, связанных с внедрением психологических средств и методов во все виды подготовок, можно вести речь об актуальности данной проблемы, так как фундамент, заложенный при подготовке спортивного резерва, будет базой для дальнейшего спортивного совершенствования.
В учебнике по теории и методике физического воспитания интегральной подготовке уделена всего одна страница, где указано лишь о необходимости введения в подготовку спортсменов особого раздела — интегральной подготовки [7, с. 389-390]. Встает вопрос: как могут тренеры внедрять интегральную подготовку в тренировочный процесс при такой недостаточной информации? Поэтому не случайно беседы с тренерами показывают, что их понимание интегральной подготовки сводится к соревновательной практике в тренировочном процессе. Впервые о необходимости внедрения интегральной подготовки в тренировочный процесс высказался Ю. Д. Железняк [4]. В дальнейших исследованиях предлагается содержание интегральной подготовки спортсменов высокой квалификации в конкретных видах спорта. Например, Л. Я. Аркаев представил содержание интегральной подготовки гимнастов на примере сборной команды России [8]; И. А. Винер-Усманова разработала содержание интегральной подготовки в художественной гимнастике [9]; А. А. Карелин обосновал систему интегральной подготовки высококвалифицированных борцов [10]; Г. Д. Бабушкин рассмотрел содержание интегральной подготовки юных гимнастов на начальном этапе [11]; В. А. Иванов — в структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов [12]. Таким образом, можно судить о возрастающем внимании исследователей к интегральной подготовке спортсменов.
Однако внедрение психологических средств и методов в техническую, тактическую, физическую подготовку спортивного резерва не нашло отражения в анализи-
руемой литературе. При этом значение психологических средств и методов, обусловливающих успешность овладения соревновательными упражнениями, развитие физических качеств, достаточно велико [5; 10; 13]. В связи с этим возникает необходимость разработки программы интеграции психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва.
Материалы и методы
Методологическую основу исследования составили теория спортивной тренировки и положения спортивной психологии в области психологического обеспечения подготовки спортсменов. Исследование проводилось в 2021-2022 гг. с использованием анализа специальной литературы и документов, регламентирующих подготовку спортсменов в системе СДЮСШОР. Были проанализированы учебные программы для СДЮСШОР по отдельным видам спорта. Использовались методы теоретического исследования, анализ литературных источников и документов, регламентирующих подготовку спортсменов в системе СДЮСШОР, обобщение.
Результаты и обсуждение
В процессе спортивной подготовки выделяются условно две части — аналитическая и интегральная. Аналитическая часть предусматривает овладение спортивными упражнениями и их совершенствование, развитие физических качеств. Многие упражнения, направленные в основном на совершенствование техники, воспитание силы, развитие гибкости, отработку отдельных тактических элементов и т. д., могут быть связаны с одновременным улучшением других компонентов подготовленности: физической, технической, психологической, что составляет интегральную часть спортивной тренировки.
Программа интеграции психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва. Цель программы — формирование связей психологической подготовки с технической, физической, тактической подготовкой.
При разработке задач программы интеграции психологических средств и методов в тренировочный процесс целесообразно ориентироваться на этапы многолетней подготовки спортсменов: этап начальной подготовки, тренировочный этап, этап спортивного совершенствования.
Этап начальной подготовки. Согласно Государственному стандарту подготовки спортсменов данный этап предусматривает создание у юных спортсменов подготовленности (физической, технической, психологической) к дальнейшему совершенствованию на последующем этапе — тренировочном.
Первой задачей интегральной подготовки являются овладение юными спортсменами средствами и методами психологической подготовки и их внедрение в физическую, техническую подготовку (идеомоторная тренировка, психорегулирующая тренировка, умение концентрировать внимание на определенном объекте).
Многообразие и сложность соревновательных упражнений, психических проявлений обусловливают необходимость выполнения очень больших объемов тренировочной работы аналитического характера, связанной с разучиванием соревновательных упражнений, отдельных действий и связок, развитием локальных качеств и способностей.
Следующей задачей интегральной подготовки юных спортсменов выступает формирование связей между средствами и методами психологической подготовки. Так, овладение идеомоторной тренировкой связано с отвлечением внимания от постороннего, его концентрацией на своих физических ощущениях, психическом состоянии перед выполнением упражнений и позволяет создать мобилизационную готовность спортсмена к развитию физических качеств, освоению спортивных упражнений.
Рекомендуемые средства: психотехнические игры для развития профессионально важных психических функций (внимания, ощущений, представлений, двигательной памяти), идеомоторная тренировка, общеподготовительные упражнения, внушение.
Ожидаемые результаты: развитые психические функции для овладения соревновательными упражнениями, сформированные связи между средствами и методами психологической подготовки. Так, освоив концентрацию внимания, спортсмен овладевает психоре-гулирующей тренировкой, идеомоторной тренировкой; постижение самовнушения связано с регуляцией уровня возбуждения.
Тренировочный этап. Сформированность внутривидовых (внутрипсихологической подготовки) связей позволяет перейти к решению следующей задачи — формированию связей психологической подготовки с технической, физической и тактической подготовкой, что будет обеспечивать развитие физических качеств и овладение соревновательными упражнениями, а в конечном счете успешность выступления спортсмена на соревнованиях. Развитие профессионально важных психических функций связано с развитием навыков психорегуляции, созданием мобилизационной готовности к развитию физических качеств, выполнению упражнений, овладением идеомоторной тренировкой.
Рекомендуемые средства: психотехнические игры для совершенствования психических функций, идеомоторная тренировка, психорегулирующая тренировка, убеждение, самоприказ, специально-подготовительные и соревновательные упражнения.
Ожидаемые результаты: связь психологических средств и методов с технической, физической, тактической подготовкой обеспечивает успешное совершенствование физических качеств и соревновательных упражнений, что в итоге будет способствовать созданию предстартовой мобилизационной готовности и успешному выступлению спортсмена на соревнованиях.
Этап спортивного совершенствования. Цель интегральной подготовки на данном этапе — сохранение сформированных взаимосвязей психологической подготовки с другими видами подготовки, их совершенствование и пополнение запаса средств и методов психологической подготовки. Это достигается при проведении контрольных игр, товарищеских матчей, боевых схваток в спортивных единоборствах, выполнении соревновательных упражнений с проявлением максимальной и субмаксимальной мощности, работой с околопредельными и предельными нагрузками, упражнений на оценку (в акробатике, гимнастике и т. п.). Здесь проявляются результаты интегральной подготовки в успешном или неуспешном выступлении спортсмена на соревнованиях. Следует иметь в виду, что устранение допущенных ранее просчетов в интегральной подготовке спортсменов затруднено в силу прочности сформированных стереотипов поведения, навыков.
Рекомендуемые средства: психотехнические игры для совершенствования функций внимания, решение ситуационных задач и составление спортсменами ситуационных задач для формирования тактического мышления и развития рефлексивности, физические упражнения для развития реакций, специально-подготовительные упражнения, соревновательные упражнения.
Ожидаемые результаты: сформированные связи психологической подготовки с технической, физической, тактической подготовкой; умелое использование психологических средств и методов в тренировочных и соревновательных условиях; успешные выступления спортсменов на соревнованиях; наличие предпосылок для дальнейшего спортивного совершенствования на этапе высшего спортивного мастерства.
Особенности интегральной подготовки спортивного резерва. Результатом интегральной подготовки на каждом из этапов является интегральная подготовленность спортсмена, характеризующаяся способностью к координации и реализации в тренировочной и соревновательной деятельности всех сторон подготовленности.
На каждом этапе должно быть оптимальное сочетание в тренировочном процессе аналитического и синтезирующего подходов. На начальном и тренировочном этапах преобладает аналитический подход в развитии физических качеств и овладении соревновательными упражнениями. На этапе спортивного совершенствования превалирует синтезирующий (интегральный) подход, предусматривающий формирование прочных связей психологической подготовки с другими видами подготовки и их проявление в соревновательной деятельности.
Интеграция психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва имеет
целью создание психологических предпосылок для реализации спортсменом на соревнованиях физической, технической и тактической подготовленности. В основе интеграции лежит применение слова и образа, сочетающихся с вербальными, визуальными и моторными действиями. Внутри системы ментальной тренировки применяются методы визуализации, вербальных (психолого-педагогических) воздействий, психической централизации, внушения, идеомоторный метод, использования психических механизмов биологической обратной связи. Средства и методы психологической подготовки должны обеспечивать формирование необходимых установок на предстоящую спортивную деятельность и преодолевать негативные воздействия экстремальных соревновательных условий.
В структуре годичного цикла подготовки спортсменов соотношение содержания интегральной подготовки и общего объема тренировочной нагрузки можно представить следующим образом. В подготовительном периоде доля интегральной подготовки составляет 20-30% от общего объема. В этот период преобладает аналитическая работа. В соревновательном периоде доля интегральной подготовки может увеличиваться до 60-70%. В переходном периоде — снижается до 20-30%.
Решение задач при внедрении психологических средств и методов в систему интегральной подготовки юных спортсменов представляется в следующей последовательности: 1) решение автономных задач в психологической подготовке, предусматривающих овладение психологическими средствами и методами; 2) формирование связей внутри психологической подготовки; 3) формирование связей между психологической и технической, физической, тактической подготовкой; 4) демонстрация спортсменом подготовленности на соревнованиях.
Формирование связи психологической подготовки с другими видами подготовки. Для формирования связи психологической и физической подготовки в процессе развития выносливости, силы, быстроты необходимо положительное отношение к предстоящей работе, вызывающей утомление, осознание важности выполнения определенного объема работы; создание установки на выполнение при любых условиях намеченной программы; совершенствование умения переключать внимание с внутренних ощущений, возникающих при нарастании утомления, на выполняемую деятельность; использование приемов самостимуляции и самомобилизации; овладение приемами психической релаксации.
При развитии и совершенствовании силы, быстроты, при выполнении движений взрывного характера с большими нагрузками необходимо развивать умение отвлечься от мыслей о трудностях, опасности, ошибках и концентрировать внимание на основных компонентах движения и готовности его начать; генерирование необходимого уровня эмоционального возбуждения;
формирование скоростных установок; умение избавляться от излишнего мышечного напряжения при максимальном темпе движений.
Для формирования связи психологической и технической подготовки необходимо развитие и совершенствование тех психических процессов (ощущения, представления, внимание, реакции), которые участвуют в регуляции движений и являются специфичными для каждого вида спорта; формирование двигательных установок, способствующих успешному овладению техническим действием; использование методов биологической обратной связи и идеомоторной тренировки. При исправлении ошибок в упражнениях целесообразным считается использование психорегулирующей тренировки для введения спортсмена в дремотное состояние и внушения правильного выполнения упражнения. Перед выполнением сложнокоординированных упражнений, связанных с возможным получением травм, спортсмену необходимо создать мобилизационную готовность с использованием психорегулирующей тренировки (мобилизационная часть), идеомоторной тренировки, самоприказа, самомоблилизации.
Для формирования связи психологической и тактической подготовки необходимо развитие и совершенствование психических функций, психологических качеств, определяющих эффективность тактических действий: сложной реакции, реакции антиципации, тактического (оперативного) мышления, рефлексивности, функций внимания (объема, переключения, распределения), эмоционального интеллекта.
Выводы
1. Разработана программа интеграции психологических средств и методов в систему подготовки спортивного резерва для этапа начальной подготовки, тренировочного этапа, этапа спортивного совершенствования, включающая цель, задачи, средства, методы, ожидаемые результаты.
2. На этапе начальной подготовки решаются задачи овладения средствами и методами психологической подготовки; формирования связей между ними.
3. На тренировочном этапе решаются задачи формирования связей между психологической и технической, физической, тактической подготовкой, что позволяет овладеть соревновательными упражнениями, развивать необходимые физические качества.
4. На этапе спортивного совершенствования решаются задачи совершенствования и сохранения связей между психологической и технической, физической, тактической подготовкой, что обеспечивает успешное выступление спортсменов на соревнованиях.
Перспективы. Результаты проведенного исследования могут служить отправным моментом для организации исследований по разработке интегральной подготовки спортсменов конкретных видов спорта, имеющих свою специфику.
Список источников / References
1. Добрева Ц. Индивидуализирано моделиране на спортната подготовка при висококвалифицирани гимнастики. София, 2008. 240 с.
2. Andersen-Champaign M. B. Spotpsychology in practice. JL: Human Kinetics, 2005. 338 р.
3. Платонов В. Н. Олимпийский спорт. Киев, 2009. 736 с.
4. Железняк Ю. Д., Портнов Ю. М., Савин В. П., Лексаков А. В. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001. 520 с.
5. Бабушкин Г. Д. Интегральная подготовка спортсменов : учеб. пособ. для магистрантов. Саратов, 2021. 100 c.
6. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. М., 2011. 864 с.
7. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. М., 2010. 464 с.
8. Аркаев Л. Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной страны) : дис. ... канд. пед. наук в виде научного доклада. СПб., 1994. 43 с.
9. Винер-Усманова И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2013. 210 с.
10. Карелин А. А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003. 46 с.
11. Бабушкин Г. Д. Интегральная подготовка юных гимнастов на начальном этапе // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1. С. 289-293.
12. Иванов В. А. Интегральная подготовка в структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 23 с.
13. Родионова И. А., Уляева Л. Г. Организация психологической подготовки в системе интегральной подготовки спортсменов, выполняющих диспетчерские функции в игре // Спортивный психолог. 2011. № 1. С. 15-20.
Поступила 31.03.2023; одобрена после рецензирования 25.04.2023; принята к публикации 30.06.2023.