УДК 796.332 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-12-118-124
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УПРАЖНЕНИЙ СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ
А.В. Орлов
Разработаны и внедрены технологические карты упражнений в тренировочный процесс футболистов с целью освоения и совершенствования ситуационной техники, составляющих основу содержания информационного Банка технологии спортивной тренировки «Функционально-техническая подготовка футболистов». Доказана эффективность применения технологических карт упражнений системы функционально-технической подготовки футболистов в экспериментальных условиях на основе анализа динамики соревновательных показателей.
Ключевые слова: футболисты, функционально-техническая подготовка технологические карты упражнений, ситуационная техника контроля мяча.
Орлов Алексей Викторович, канд. пед. наук, доц., orlov-fUtsal@mail.ги, Россия, Москва, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»
Уровень индивидуального исполнительского мастерства футболиста определяется уровнем его скоростно-силовых возможностей. В их основе лежат функциональные возможности организма по энергообеспечению длительной мышечной деятельности переменной мощности и сложнокоординационного характера [1, 2].
Для современного футбола характерны высокая интенсивность соревновательной деятельности, выражающаяся как в повышении количества технико-тактических действий (ТТД) с мячом, выполняемых футболистами в единицу времени, так и в увеличении доли перемещений игроков по полю на скоростях выше средних (то есть выше 4 м/с) и, соответственно, доли ТТД с мячом, выполняемых на повышенных и высоких скоростях [3, 4].
Кроме этого, соревновательная деятельность в современном фут -боле характеризуется значительно возросшим количеством единоборств в борьбе за мяч и широким применением тактики прессинга по всему полю [5, 6]. Все это в совокупности обусловливает рост сложности техни-
TECHNOLOGICAL MAPS OF THE SYSTEM EXERCISES FUNCTIONALL Y -TECHNICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS
Orlov A.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, orlov-futsal@ mail.ru, Russia, Moscow, Russian University of Sports «GCOLIPE»
Technological charts of exercises were developed and implemented in the training process of football players in order to master and improve situational techniques, which form the basis of the content of the information Bank of the technology of sports training "Functional and technical training of football players". The effectiveness of the application of technological charts of exercises of the system of functional and technical training of football players in experimental conditions is proved based on the analysis of the dynamics of competitive indicators.
Key words: football players, functional and technical training, technological cards of exercises, situational ball control technique.
ческих приемов контроля мяча и увеличение объема, выполняемых в игре приемов техники [7, 8].
В силу произошедшей интенсификации технико-тактических действий футболистов в игре остро встала проблема выстраивания адекватной современному уровню игровых требований системы спортивной подготовки, способной обеспечить параллельное развитие функционально -физических и специальных игровых способностей футболистов [9, 10].
Цель исследования - теоретически разработать, внедрить и оценить эффективность применения технологических карт упражнений сис -темы функционально-технической подготовки футболистов в экспериментальных условиях.
Задачи исследования:
1) разработать и внедрить в тренировочный процесс футболистов технологические карты упражнений для освоения и совершенствования ситуационной техники передач мяча, остановок, передач головой из раз -личных положений, завершающих ударов, составляющих основу содержа -ния информационного Банка технологии спортивной тренировки «Функционально-техническая подготовка футболистов (ФТПФ)»;
2) оценить эффективность применения технологических карт упражнений системы функционально-технической подготовки футболистов в экспериментальных условиях на основе анализа динамики соревновательных показателей.
Методика и организация исследования. Методы исследования:
- анализ специальной научно-методической литературы и документальных данных;
- опрос спортсменов и тренеров;
- педагогические наблюдения с элементами видеосъемки;
- констатирующий и формирующий педагогические эксперименты;
- методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Российский университет спорта ГЦОЛИФК» в период с сентября 2021 г. по август 2022 года. В эксперименте приняли участие футболисты студенческой команды в количестве 24 человек. Реализация цели исследования предусматривала проведение формирующего педагогиче -ского эксперимента. С этой целью было сформировано две группы испы -туемых - контрольная и экспериментальная. В контрольной группе футболисты занимались по программе для футбольных академий, детско -юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва [11], а в тренировочный процесс игроков экспериментальной группы были внедрены технологические карты упражнений системы функционально-технической подготовки футболистов. Оценка эффективности экспериментальной методики осуществлялась по динамике показателей технико-тактических действий в соревновательных условиях.
Результаты исследования и их обсуждение. Для решения методической проблемы предлагалась система функционально -технической подготовки футболистов (далее - ФТПФ), основу которой составляют специализированные тренажеры для освоения ситуационной техники, технологи -ческие карты упражнений, алгоритмы физической нагрузки, модели недельных циклов программы подготовки, а также автоматизированные системы педагогического контроля с элементами искусственного интеллекта.
Система ФТПФ направлена на освоение и совершенствование приемов техники контроля мяча в ситуационных фрагментах игры с одновременным развитием функций энергообеспечения организма футболи-стов. Одной из важнейших составляющих этой системы являются технологические карты упражнений (ТКУ) с мячом, составляющие ее основное содержание.
Основными составляющими ситуационной техники контроля мяча, по нашему мнению, являются: различные варианты приема (остановки) мяча и его ведения, завершающие удары в ворота (ногой и головой) из различных положений (с хода, в прыжке, в падении, в единоборстве и т. д.), передачи мяча ногой и головой в различных игровых ситуациях и на раз -личных участках игрового поля.
Технологическая карта упражнений для освоения и совершенствования ситуационной техники передач мяча, остановок, передач головой из различных положений, завершающих ударов составляет основу содержа -ния информационного Банка технологии спортивной тренировки «Функционально-техническая подготовка футболистов (ФТПФ)».
Вариативность выполнения базовых упражнений позволяет разнообразить тренировочные занятия. В зависимости от степени освоения того или иного технического приема, использовались два типа алгоритмов тренировочной нагрузки: первый - обучающих воздействий, исходящий из первоначальных индивидуальных возможностей, второй - максимальных тренировочных воздействий, применяющийся на этапе совершенствования технического приема.
Оценка эффективности применения технологических карт упражнений системы функционально-технической подготовки футболистов осуществлялась в процессе проведения формирующего педагогического эксперимента по количественным и качественным показателям ТТД, выполняемых в процессе соревнований.
Результаты исследований показали, что перед началом формирующего педагогического эксперимента по показателям выполнения ударов по воротам, в створ ворот, количеству забитых мячей за игру, передач мяча по длине и направленности, количеству передач, результативных обводок с умеренной и предельной скоростью, а также отборов и перехватов футбо -
листы КГ и ЭГ достоверно не отличались друг от друга (р>0,05). Данное обстоятельство подтверждает факт однородности рассматриваемых групп.
За время формирующего педагогического эксперимента у футболи -стов КГ показатели удара по воротам ногой и головой возросли несущественно - на 1,1 и 0,5 раза соответственно (р>0,05). В результате применения технологических карт упражнений для освоения и совершенствования си -туационной техники, составляющей основу содержания информационного Банка технологии спортивной тренировки «Функционально -техническая подготовка футболистов (ФТПФ)» у игроков ЭГ по итогам проведения формирующего педагогического эксперимента отмечается достоверное повышение показателей ударов по воротам ногой на 7,5 раза и головой -на 4,8 раза (р<0,05).
Следует обратить внимание на то, что после проведенного форми -рующего педагогического эксперимента у футболистов ЭГ отмечается достоверное увеличение показателей выполнения удара по воротам ногой по сравнению с КГ на 6,4 раза (р<0,05). Исследования позволили устано -вить, что в результате применения технологических карт упражнений в процессе проведения формирующего педагогического эксперимента у футболистов ЭГ отмечается достоверное увеличение количественных показателей выполнения ударов головой на 4,3 раза (р<0,05).
Контроль соревновательной деятельности футболистов позволил установить, что у полузащитников и нападающих к концу формирующего педагогического эксперимента достоверно повышаются показатели точности выполнения ударов в створ ворот ногой на 2,1 и 1,8 раза соответственно (=2,18 и 2,20; р<0,05) по сравнению с начальными результатами.
Результаты исследования позволяют констатировать (рисунок), что у футболистов ЭГ за время формирующего педагогического эксперимента количество забитых голов в матче увеличивается с 1,7 до 3,9 раза (=2,18; р<0,05), а у спортсменов КГ - с 1,6 до 1,9 раза (=1,29; р>0,05).
До эксперимента ■ После эксперимента
Динамика забитых мячей у футболистов КГ и ЭГ
Результаты педагогического наблюдения за соревновательной деятельностью футболистов позволили установить, что за время эксперимента у защитников, полузащитников и нападающих отмечается увеличение количество забитых голов в ворота соперника на 0,7, 0,9 и 0,6 раза соответственно.
Полученные данные позволяют констатировать, что применение технологических карт упражнений для освоения и совершенствования ситуационной техники, составляющей основу содержания информационного Банка технологии спортивной тренировки «Функционально-техническая подготовка футболистов (ФТПФ)» положительно отражается на результативности выполнения ударов выраженных в увеличении количества забитых голов в соревнованиях за время эксперимента.
Контроль соревновательных показателей футболистов показал, что в результате внедрения технологических карт упражнений для освоения и совершенствования ситуационной техники, составляющей основу содер -жания информационного Банка технологии спортивной тренировки «Функционально-техническая подготовка футболистов (ФТПФ)» у спортсменов существенно увеличиваются количественные и качественные характеристики технико-тактических действий. Полученные данные позволяют рекомендовать предлагаемую методику в качестве универсального подхода для подготовки спортивного резерва и высококвалифициро -ванных спортсменов в футболе, который обеспечивает существенное повышение спортивно-технического мастерства.
Выводы. Представленная технологическая карта упражнений пока -зала свою высокую эффективность в экспериментальных условиях и может способствовать модификации и совершенствованию новых вариантов тренировочных заданий, соответствующих функционально-технической направленности многолетней подготовки футболистов.
Разработанные алгоритмы применяемых упражнений для освоения и совершенствования технических приемов контроля мяча можно с успехом использовать в качестве эффективной методической основы для рас -чета моделей недельных циклов в многолетней подготовке футболистов.
Технологические карты упражнений, алгоритмы, параметры состояний и результаты спортсменов, показанные в тестах, составляют существенные признаки системы и объединены в Банк гибкой технологии функционально-технической подготовки футболистов.
Список литературы
1. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2007. 256 с.
2. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические основы подготовки футболистов. М.: ТВТ Дивизион, 2010. 152 с.
3. Теория и методика футбола: учебник / под общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лексакова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Спорт, 2018. 624 с.
4. Чирва Б.Г. Футбол. Концепция технической и тактической подготовки футболистов. М.: ТВТ Дивизион, 2008. 334 с.
5. Орлов А.В. Алгоритм-метод проектирования тренировочной нагрузки как инструмент моделирования недельных циклов подготовки юных футболистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 4. С. 112-117.
6. Макеев П.В. Функциональная подготовленность футболистов на этапе спортивной специализации и ее взаимосвязь с технико-тактическим мастерством в процессе индивидуализации тренировочных занятий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 2. С. 15.
7. Крыжевских П.В. Повышение технической подготовленности юных футболистов 7-8 лет на этапе начальной подготовки с использованием специальных тренажеров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 10 (200). С. 200-207.
8. Горлова Ю.И., Алтунина О.Е., Барков И.А. Дифференцированный подход в системе тренировки футболистов 13-14 лет // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4. С. 105-112.
9. Антипов А.В., Кулишенко И.В., Полишкис М.М. Оценка современных методов определения физической работоспособности футболистов // Теория и практика физической культуры. 2020. №_ 3. С. 20.
10. Шагин Н.И. Содержание специальных игровых упражнений в процессе интегральной тренировки юных футболистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. №_ 5. С. 14.
11. Футбол: программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / под общ. ред. д.п.н., проф., заслуженного работника высшей школы РФ В.П. Губы. М.: Человек, 2015. 208 с.
References
1. Varyushin V.V. Trenirovka yunyh futbolistov [Training of young football players]: textbook. allowance. M.: Physical culture, 2007. 256 p.
2. Tyulen'kov S.Yu. Teoretiko-metodicheskie osnovy podgotovki futbolistov [Theoretical and methodological foundations for the preparation of football players. M.: TVT Division, 2010. 152 p.
3. Teoriya i metodika futbola [Theory and methodology of football]: textbook / ed. VP. Guda, A.V. Leksakov. 2nd ed., revised. and additional. M.: Sport, 2018. 624 p.
4. Chirva B.G. Futbol. Koncepciya tekhnicheskoj i takticheskoj podgotovki futbolistov [Football. The concept of technical and tactical training of football players]. M.: TVT Division, 2008. 334 p.
5. Orlov A.V. Algoritm-metod proektirovaniya trenirovochnoj nagruzki kak instrument modelirovaniya nedel'nyh ciklov podgotovki yunyh futbolistov [Algorithm-method for designing a training load as a tool for modeling weekly training cycles for young football players] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2022. Iss. 4. P. 112-117.
6. Makeev P.V. Funkcional'naya podgotovlennost' futbolistov na etape sportivnoj specializacii i ee vzaimosvyaz' s tekhniko-takticheskim masterstvom v processe individualizacii trenirovochnyh zanyatij [Functional preparedness of football players at the stage of sports specialization and its relationship with technical and tactical skills in the process of individualization of training sessions] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training]. 2022. No. 2. P. 15.
7. Kryzhevskih P.V. Povyshenie tekhnicheskoj podgotovlennosti yunyh futbolistov 7-8 let na etape nachal'noj podgotovki s ispol'zovaniem special'nyh trenazherov [Improving the technical readiness of young football players 7-8 years old at the stage of initial training using special simulators] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 10 (200). P. 200-207.
8. Gorlova Yu.I., Altunina O.E., Barkov I.A. Differencirovannyj podhod v sisteme trenirovki futbolistov 13-14 let [A differentiated approach in the system of training football players aged 13-14] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2021. Iss. 4. P. 105-112.
9. Antipov A.V., Kulishenko I.V., Polishkis M.M. Ocenka sovremennyh metodov opredeleniya fizicheskoj rabotosposobnosti futbolistov [Evaluation of modern methods for determining the physical performance of football players] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 3. P. 20.
10. Shagin N.I. Soderzhanie special'nyh igrovyh uprazhnenij v processe integral'noj trenirovki yunyh futbolistov [The content of special game exercises in the process of integral training of young football players] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training]. 2020. No. 5. P. 14.
11. Futbol: programma dlya futbol'nyh akademij, detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva i uchilishch olimpijskogo rezerva [Football: a program for football academies, children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve and schools of the Olympic reserve] / under the total. ed. doctor of pediatric sciences, prof., honored worker of the higher school of the Russian Federation V.P. Guda. M.: Man, 2015. 208 p.