УДК 796.92 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЫЖНИКОВ-УНИВЕРСАЛОВ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ А.Н. Илькин - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ю.Н. Кузнецова - преподаватель физической культуры Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени ПА. Столыпина,
Ульяновск, Россия
A TRAINING-COMPETETIVE ACTIVITY MODELING OF SKIERS-UNIVERSALISTS OF MASS
CATEGORIES A.N. Ilkin - candidate of pédagogies, associate professor I.N. Ulyanov State Pedagogical University Y.N. Kuznetsova - teacher of physical culture P A. Stolypin State Agricultural Academy Ulyanovsk, Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: лыжные гонки, моделирование, спортивная подготовка.
Аннотация. В связи с появлением в конце прошлого века в соревновательных программах по лыжным гонкам спринтерских дисциплин специалисты стали выдвигать новые варианты построения тренировочного процесса, а также искать инновационные подходы в системе спортивного подготовки лыжников. В связи с этим в теории и практике лыжного спорта стали происходить разделения в методике тренировочных занятии, так появились «лыжники-спринтеры» и «лыжники-стайеры». Современные соревновательные программы по лыжным гонкам диктуют необходимость подготовки не лыжников определенного амплуа, а лыжников-универсалов, результативно выступающих как на спринтерских, так и на стагОерских дистанциях. Определяющим концептуальным положением современного процесса спортивного подготовки лыжников-универсалов должно стать моделирование тренировочно-соревновательногО деятельности, на основе использования комплексного интегрального метода тренировки.
Материалы. Теоретическое и методологическое обоснование модели тренировочно-соревновательногО деятельности лыжников-универсалов массовых разрядов, которая основана на сочетании в спортивного подготовке микрогщклов спринтерского и стайерской направленности.
Методы: СинтезированныгО анализ и обобщение научно-методическогО литературы, изучение и обобгцение современных методик спортивной подготовки лыжников-гонщиков, треш1ровочно-соревновательного и педагогического опыта, моделирование.
Результаты. Разработана модель тренировочного процесса лыжников-универсалов массовых разрядов, позволяющая создать представление о структуре и содержании тренировочного и соревновательной деятельности спортсменов данного направления, определить основные методологические положения и выявить педагогические условия, влияющие на результативность соревновательной деятельности. Структура модели включает в себя следующие составляющие компоненты: голевой, методологический и содержательно-результативныгО.
Моделирование тренировочно-соревновательного процесса лыжников-универсалов массовых разрядов, основанного на сочетании в спортивного подготовке спортсменов микрогщклов спринтерского и стайерской направленности, позволяет получить прогнозируемыгО результат -повышение уровня физической подготовленности, технико-тактического мастерства, фунщиональных показателей состоянгш организма занимающихся и, как следствие, достижение высокого уровня спортивных результатов в соревновательной деятельности.
Заключение. Эффективная реализагщя разработанной модели инновагщонного тренировочного процесса лыжников-универсалов массовых разрядов зависит от высокого профессионализма тренера, обеспечивающего разностороннюю спортивную подготовку лыжников-универсалов, внедрения в
тренировочный процесс принципа универсальности, увеличения в тренировочном макроцикле объёма
специальной подготовки, акцентированного использования в тренировочных занятиях интегрального
метода тренировки, обучения спортсменов технико-тактическим действиям, применяемых на
спринтерских и cmafiepcKiix дистанциях в лыжных гонках.
Keywords: cross country skiing, modeling, sports training.
Annotation. As there appeared sprint distances in cross country skiing competitive programs, at the end of the last century, the specialists started to introduce new variants of the training process organization and also started to search for innovative approaches in the system of sports training of skiers. That is why in the theory and practice of skiing started to occur divisions in the methodology of the training lessons and, as a result, "skiers-sprinters" and "skiers-stayers" appeared. Modern competitive programs on cross country skiing demand the training of the skiers-universalists, who show good results as sprinters and as stayers. The basic conceptual thesis of a modern process of sports training of skiers-universalists should become a modeling of the training-competitive activity, on the basis of a complex integral method of training use.
Materials. Theoretical and methodological substantiation of the training-competitive activity modeling of skiers-universalists of mass categories, which is based on the combination of the microcvcles of sprinters and stayers orientation in sports training.
Research methods: Synthesized analysis and summarizing of a scientific-methodical, literature, modern methodologies of skiers-racers sports training, a training-competitive and pedagogical experience study and summarizing, modeling.
Results. A model is created of skiers- universalists training process of mass categories, which allows to form a notion of a structure and content of the training and competitive activity among sportsmen of this profile, to define the main methodological items and to reveal pedagogical conditions, which influence the effectiveness of competitive activity. The structure of the model includes the following components: objective, methodological and content - resultant.
The training-competitive process modeling of skiers- universalists of mass categories, based on the combination of the microcvcles of sprinters and stayers orientation in sportsmen 's training, allows to get a predictable result -physical readiness level, technical-tactical, mastery, functional indices of an organism state increase and, as a result, the achievement of a high level of sports results in a competitive activity.
Conclusion. An effective realization of a created innovative training process model of skiers-universalists of mass categories depends on a trainer's high professionalism, who provides many-sided sports training of skiers- universalists, introduces the principle of universality into the training process, the increase of the volume of a special training in a training macrocvcle, the use of an integral method at the training lessons, the teaching of technical-tactical, activities used at sprinters and stayers distances in cross country skiing.
Введение. Начиная с 1996 года в соревновательных программах по лыжным гонкам появились спринтерские дисциплины и специалисты стали выдвигать новые варианты построения тренировочного процесса, а также искать инновационные подходы в системе спортивной подготовки лыжников. В связи с этим в теории и практике лыжного спорта стали происходить разделения в методике тренировочных занятий, так появились «лыжники-спринтеры» и «лыжники-стайеры». Однако современные условия диктуют необходимость подготовки лыжников-универсалов, которые будут эффективно выступать как на спринтерских, так и на стайерских дистанциях [1, 2, 6, 7, 8, 9, 10].
Анализируя положения о всероссийских соревнованиях последних лет по лыжным гонкам среди студентов, можно отметить, что состав команды от каждого университета формируется из 5 юношей и 5 девушек, а
программа соревновании на примере юношей выглядит следующим образом:
• индивидуальный спринт - 1,5 км (классический стиль);
• индивидуальная гонка - 10 км (классический стиль);
• командный спринт - 1,5 км (свободный стиль);
• индивидуальная гонка - 10 км (свободный стиль).
Командный подсчет результатов происходит по наибольшей сумме очков, набранных четырьмя лучшими спортсменами в каждом виде программы. Данные форматы соревнований диктуют необходимость подготовки не лыжников определенного амплуа (спринтеров или стайеров), а лыжников-универсалов.
Определяющим концептуальным положением современного процесса спортивной подготовки лыжников-универсалов должно стать
моделирование тренировочно-
соревновательной деятельности, на основе использования комплексного интегрального метода тренировки.
Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование модели тренировочно-соревновательной деятельности лыжников-универсалов массовых разрядов, которая основана на сочетании в спортивной подготовке микроциклов спринтерской и стайерской направленности.
Задачи:
1. Выявить особенности содержания спортивной подготовки лыжников-универсалов массовых разрядов.
2. Разработать модель тренировочно-соревновательной деятельности лыжников-универсалов массовых разрядов.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, моделирование.
Анализ научно-методической литературы и современных тенденций процесса спортивной подготовки лыжников-гонщиков массовых разрядов позволил выявить несоответствие между теорией и практикой спортивной тренировки в лыжных гонках. Несмотря на достаточную разработанность научно-методических материалов в области подготовки спортсменов, выступающих как на спринтерских, так и на стайерских дистанциях, современные форматы соревнований диктуют необходимость наличия нового подхода к процессу спортивной подготовки лыжников-гонщиков, обладающих качествами
спортсменов-универсалов.
Результаты и их обсуждение. Разработка модели тренировочного процесса лыжников-универсалов массовых разрядов позволяет создать представление о структуре и содержании тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов данного
направления, определить основные
методологические положения и выявить педагогические условия, влияющие на результативность соревновательной
деятельности (рисунок 1).
Предлагаемая нами модель была разработана в результате синтезированного анализа литературных источников, изучения и обобщения современных методик спортивной подготовки лыжников-гонщиков, собственного тренировочно-соревновательного и
педагогического опыта [3, 5].
Целевым компонентом модели тренировочно-соревновательной деятельности лыжников-универсалов массовых разрядов является достижение высокого уровня спортивных
результатов, как на стайерских, так и на спринтерских дистанциях.
Следующий компонент модели раскрывает основные методологические положения, которые нашли своё отражение в задачах, принципах и экспериментальной программе.
Разработанная модель включает в себя следующие задачи спортивной подготовки:
• повышение уровня физической подготовленности, которое направлено на укрепление и сохранение здоровья, улучшение функциональных возможностей, а также развитие ведущих физических и двигательно-координационных качеств лыжников-универсалов: общей и скоростно-силовой выносливости, быстроты, силы, ловкости и динамического равновесия;
• повышение уровня технико-тактического мастерства, обращенное на овладение лыжниками-универсалами технико-тактическими приемами, такими как быстрое начало лыжной гонки, умеренное постепенное увеличение скорости по дистанции, эффективный финиш и др;
• формирование индивидуального стиля выступлений в современных лыжных гонках, предусматривающее обеспечение индивидуального подхода в тренировочном процессе к каждому занимающемуся, который определяет проявление специфических качеств, умений и навыков, присущих только одному спортсмену, обеспечивающих высокую результативность соревновательной деятельности.
Основой модели стали общепедагогические дидактические принципы и ведущие специфические принципы спортивной тренировки:
• принцип сознательности и активности, предусматривающий самопознание и самосовершенствование тренировочной деятельности, а также разъяснение её основ спортсменам;
• принцип наглядности, направленный на познание сущности изучаемых двигательных действий лыжников-гонщиков, биомеханических закономерностей их построения;
• принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий определение степени трудности педагогического задания, а также индивидуальный подход к каждому занимающемуся в процессе тренировочных занятий, учитывая состояние здоровья и уровень физической подготовленности;
• принцип систематичности, предполагающий последовательное построение тренировочного процесса в виде упорядоченного алгоритма, обеспечивающего логику и взаимосвязь различных аспектов управления;
• принцип непрерывности, предусматривающий недопустимость больших перерывов в тренировочном процессе, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности;
• принцип волнообразности и вариативности, предусматривающий волнообразное и изменчивое увеличение физической нагрузки;
• принцип цикличности, направленный на упорядоченность и взаимосвязь больших, средних и малых циклов при построении тренировочного процесса.
Важным принципом, на котором основывалось содержание разработанной модели, стал выдвинутый нами принцип универсальности, отражающий в себе специфические закономерности подготовки спортсменов и сочетающий тренировочные микроциклы спринтерской и стайерской направленности с поэтапным комплексным развитием физических качеств,
обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов в современных лыжных гонках.
Данное определение было сформулировано нами исходя из того, что принцип - это руководящее положение, основное правило или установка для какой-либо деятельности, а универсальность, согласно толковому словарю (от латинского universalis) - разносторонний, всеобъемлющий, пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные функции.
Следовательно, принцип универсальности, как руководящая идея, лежащая в основе смоделированного нами тренировочного процесса, призван обеспечить многоцелевую разностороннюю спринтерско-стайерскую подготовку лыжников-гонщиков массовых разрядов. Методологическая основа
предложенного принципа универсальности:
• сочетать в тренировочном процессе микроциклы спринтерской и стайерской направленности;
• способствовать поэтапному комплексному развитию физических качеств;
• стремиться к достижению взаимосвязи и единства всех компонентов тренировочного процесса, выполняющих различные функции;
• учитывать специфические закономерности, обусловливающие процесс спортивной подготовки лыжников-универсалов.
Инновационность содержания
экспериментальной программы спортивной подготовки лыжников-универсалов
обусловлена применением комплекса форм, средств и методов педагогического воздействия на организм занимающихся, акцентированным использованием интегрального метода спортивной тренировки, сочетающего в себе на одном тренировочном занятии нагрузки аэробного и анаэробного характера, которые направлены на одновременное развитие спринтерских и стайерских качеств спортсменов, а также диагностикой исходного и текущего уровня физической и технической подготовленности с использованием различных тестов, позволяющих определить уровень развития ведущих физических качеств спортсменов-универсалов.
Данная программа (этапа спортивной специализации) разработана согласно методическим рекомендациям по организации спортивной подготовки в Российской Федерации и включает в себя пять взаимосвязанных лет обучения.
Целью программы явилась подготовка лыжников-гонщиков, обладающих качествами спортсменов-универсалов. Главными задачами предложенной программы стало повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, углубленное изучение и совершенствование техники лыжных ходов, тактического мастерства, а также накопление соревновательного опыта. Теоретический раздел программы направлен на изучение истории лыжных гонок, зарождения современных форматов соревнований, усвоение правил по лыжным гонкам, техники лыжных ходов и методики тренировочного процесса современных лыжников-гонщиков.
Практический раздел предусматривает постепенное увеличение объёма и интенсивности физической нагрузки, совершенствование технико-тактического мастерства, регулярное участие спортсменов в соревновательной деятельности как на спринтерских, так и на стайерских дистанциях. В программе приведены примеры построения тренировочного процесса лыжников-универсалов на разных этапах годичного цикла, а также детально описана методика тренировочных микроциклов ординарной, ударной и восстановительной направленности [11].
Вышеобозначенные методологические
положения обеспечиваются эффективной реализацией выявленных нами педагогических условий, что в совокупности с прогнозируемым
положительным результатом, составляет содержательно-результативную часть
разработанной модели тренировочно-
соревновательной деятельности лыжников-универсалов массовых разрядов.
ЦЕЛЬ: достижение высокого уровня спортивных результатов на стайерских: и спринтерских дистанциях
МЕТО ДО Л ОГНЧЕСКИЕ ПОЛО ЖЕ НИ Я
Задами:
- повышение уровня физической подготовленности,
- повышение уровня технико -такгтич еского мастерства.
формирование индивидуального стиля выступления в современных лыжных гонках
Принципы:
- общепедагогические дидактические принципы занятий физическими упражнениями,
- ведущие специфические принципы спортивной тренировки,
- принцип унилерсаллмости
Экспериментальная программа:
- применение комплекса форм, средств и методов педагогического воздействия,
- акцентированное использование интегрального метода тренировки,
- диагностика исходного и текущего уровня физической и технической
подготовленн ости
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Ко Ш' тр ук гниннг
планирован не тре нкрлнпчног о процесса
Эффек гнвная ре алнтацня фшхчгскон нагрузки
Самос тоятелъ -мая с пор тнв наст подготов ка
Своевреме коррекция содержания треннро во чног процесс а
Об уче мне техннкл тактнческ ш действиям
Вр а чеб ноле дат огм чес кий
нтроль н самоконтроль
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: по выше пне урн вня ф юичегкой подготовленное ти. технико-тактического мастерства, функциональных показателем организма 1 а июп ю щихся, дог тюке и ие высокмл спортивных результатов
Рисунок 1 - Модель тренировочно-соревновательной деятельности лыжников-универсалов массовых разрядов
Выполнение выявленных педагогических условий направлено на достижение высоких спортивных результатов как конечной цели тренировочного процесса, которому, в первую очередь, необходимо правильное, гибкое, адекватное уровню подготовленности спортсменов и предстоящей соревновательной деятельности планирование.
Обеспечение конструктивного планирования тренировочного процесса основывается на принципах универсальности и цикличности спортивной подготовки и отражает в своем содержании взаимосвязанные циклы
построения круглогодичного тренировочного процесса лыжников-универсалов.
Конструктивное планирование означает системное, стройное, сглаженное, выстроенное согласно намеченной цели и определенных задач планирование, имеющее научное обоснование и продуманную соотнесённость отдельных направлений спортивной подготовки (физическая, техническая, тактическая, психологическая и теоретическая подготовка).
Содержание планов тренировочного процесса зависит от поставленных целей спортивной подготовки, материально-технической базы,
квалификации лыжников, календаря
соревнований и должно предусматривать корректировку и варианты выполнения физической нагрузки, что обеспечивает своевременную коррекцию содержания тренировочного процесса, которое является следующим значимым условием реализации спроектированной нами модели.
Известно, что эффективный результат любой педагогической, в том числе и в тренировочно-соревновательной, деятельности, в огромной мере определяется не только успешным, грамотным планированием осуществляемого процесса, но и дидактическими способностями и конструктивными умениями тренеров и воспитанников, позволяющими им
совместными усилиями отбирать,
реконструировать и адаптировать формы, средства и методы спортивной подготовки. В лыжном спорте данные моменты являются особенно необходимыми, поскольку обусловлены изменениями погодных условий, состоянием тренировочных трасс и уровнем подготовленности потенциальных соперников. Непосредственное выполнение описываемого педагогического условия зависит от индивидуальных особенностей занимающихся, целеполагания спортивной подготовки и находит свое выражение в своевременном внесении изменений в тренировочный процесс показателей физической нагрузки (объема, интенсивности, отдыха), а также в определенном чередовании восстановительных, ударных и ординарных микроциклов.
Еще одним значительным педагогическим условием, входящим в содержание нашей модели, стала эффективная реализация физической нагрузки, которая была направлена на подбор рационального соотношения форм, средств и методов тренировочных занятий, оптимального сочетания объёма и интенсивности физической нагрузки, а также на увеличение суммарной доли специальной физической подготовки в круглогодичном тренировочном процессе.
Конечной целью соревновательной деятельности в лыжных гонках является победа в соревновании, либо достижение наилучшего результата, которые в огромной степени обусловлены не только технической и физической подготовленностью, но и уровнем развития тактического мастерства спортсменов. Поэтому в нашей работе существенное внимание уделялось обучению технико-тактическим действиям, которое было выдвинуто как одно из значимых
педагогических условий предлагаемой модели тренировочного процесса лыжников-универсалов массовых разрядов [4, 12].
Важность указанного направления определена переменчивыми, непостоянными условиями проведения лыжных соревнований, овладение тактикой которых предопределяет итоговый успех. На рисунке 2 представлена схема обучения технико-тактическим действиям, раскрывающая основные содержательные аспекты технико-тактической подготовки лыжников-универсалов массовых разрядов.
Целью самостоятельного спортивного подготовки в тренировочном процессе стало самосовершенствование и саморазвитие лыжников-универсалов. В основе данного педагогического условия лежит теоретическая подготовка спортсменов, являющаяся неотъемлемой составной частью каждого тренировочного процесса:
• самостоятельное изучение теории лыжного спорта, правил соревнований, специальной литературы;
• самостоятельное освоение спортсменами гигиенических норм и правил;
• просмотр и самостоятельный анализ видеоматериалов по технике и тактике ведения лыжной гонки;
• самостоятельное изучение приемов самоконтроля, самомассажа;
• самостоятельное овладение навыками предупреждения травматизма и оказания первой помощи при травмах и обморожениях.
Кроме того, самостоятельная подготовка лыжников предусматривала дополнительные самостоятельные занятия различными видами и формами физических упражнений в режиме дня (фитнес, йога, катание на велосипеде, плавание и др.). Педагогический контроль в указанном направлении осуществлялся путем бесед с контрольными вопросами, наблюдений, обсуждений в команде.
Обязательным условием тренировочно-соревновательной деятельности является грамотный и регулярно проводимый враче бно-педагогическгш контроль и самоконтроль спортивной подготовки, который заключается в плановом прохождении углублённого медицинского осмотра, а также в применении доступных форм личного контроля, одна из которых предполагает регулярное заполнение индивидуального спортивного дневника с постоянной фиксацией выполненной физической нагрузки и самочувствия.
О ~ ' . .III.___IIНЕ-. - 1»к'ГИЧ< жи. ___ВИЯ.
Ооп.ая тактическая ■ I одготовка Техническая подготовка Сп ели альи ая тактическая ■ 1 одготовка
Тремфовочная деятельно ;ть
овладение техникой льпм:их ходов н нхчрнмененне е _5авнсн:мостн от E.ienbiHX услоЕнн н лндньлд^'альног ппдготоЕлеянопн шортсменоЕ:
разЕнтне дниамяческого райноьесия: нз^енне опьгта cf ^t.it ^rnix ста орт смея ое :
ион гроль собственной р аоотосп ocoöh остн.
iipHe^tti оорьоы с соперником, II I': I >-1411111 11 - м Е прямой ЕНДНМОПЫ - приёмы ООрЬОЫ с УСЛОВНЫМ противником;
^ подбор оптимального лызлого ннзентаря в ¡агнснмостн от климатических условий н рельефа трасс,
S зоспнтанше та:лнческого уг развитие интуиции и антнпнпапнн: ^ ведение дневника спортсмена.
анализ н крнгнческин разоор как ошчоочных так н удачных тактических дейстЕнй
■__'^ревнпательная д. -i f.ii.iKn i ».
моделирование техинко- тазс^ческнх форм КОНКрйТНОГО СОр>ХНОЕ2ИНЯ.
ллаьнроЕанне ташнч^скнх действий: V, реализация ¿актнческого плана"
V мнение лравилино распределить сипо днстан.1 гн:
уяснетне тактических загш^лоЕ соп ернчка:
применение при^юв маскнр\т лцнх сооствлный план та» тнчепшх действий.
" "?ыхг>д в очередной тур соревнований ■с 1.1нннмальнымн затратами сил.
прогнозирование предстоять Е035ЮЖИ1С трудностей и препятствий:
V составление нескольких вариантов та1.шчс.скнх планс-Е предстоящего соревнования'
корректировка гакгнкн соревнования
рациональное нспользованне гехннкг ты^чых ходов от фактического протекания лыжной гонки
Рисунок 2 - Схема обучения технико-тактическим действиям лыжников-универсалов в тренировочной и соревновательной деятельности
Важное значение для оценки состояния здоровья и работоспособности лыжников имеет врачебный контроль, данные которого позволяют оценивать эффективность тренировочного процесса и, при необходимости, своевременно вносить соответствующие изменения в объем и интенсивность нагрузок, а также регулировать процесс восстановления лыжника после занятий. Самостоятельный контроль систематически проводится спортсменом, и его данные фиксируются в дневнике. В ходе контроля определяются уровень развития отдельных физических качеств лыжника и его технической подготовленности, а также динамика изменения функциональной подготовленности в течение всего годичного цикла. Последующий анализ данных самоконтроля в сопоставлении с другими видами контроля предоставляет возможность правильно оценить динамику изменения различных видов подготовленности и своевременно внести в тренировочный процесс необходимые коррективы.
Моделирование тренировочно-
соревновательного процесса лыжников-универсалов массовых разрядов позволяет получить прогнозируемый результат -повышение уровня физической
подготовленности, технико-тактического
мастерства, функциональных показателей состояния организма занимающихся и, как следствие, достижение высокого уровня спортивных результатов в соревновательной деятельности.
Заключение. Разработана модель
инновационного тренировочного процесса лыжников-универсалов массовых разрядов, основанного на сочетании в спортивной подготовке спортсменов микроциклов спринтерской и стайерской направленности. Структура модели включает в себя следующие составляющие компоненты: целевой, методологический и содержательно-результативный.
Эффективная реализация модели зависит от высокого профессионализма тренера, обеспечивающего разностороннюю
спортивную подготовку лыжников-
универсалов, внедрения в тренировочный процесс принципа универсальности, увеличения в тренировочном макроцикле объёма специальной подготовки,
акцентированного использования в
тренировочных занятиях интегрального метода тренировки, обучения спортсменов технико-тактическим действиям, применяемых на спринтерских и стайерских дистанциях в лыжных гонках.
Литература в подготовительном периоде годичного цикла : дне.
1. Авдеев, A.A. Построение тренировочного ••• канд. пед. наук / A.A. Авдеев. - СПб., 2007. - 178
процесса лыжников-спринтеров массовых разрядов
с.
2. Андреев, А.П. Построение структуры и содержания тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков с учетом основных факторов, определяющих спортивный результат : дис. ... канд. пед. наук / А.П. Андреев. -Малаховка, 1998. - 175 с.
3. Баталов, А.Г. Модельно-целевой способ построения спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов в зимних циклических видах спорта / А.Г. Баталов // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 8-12.
4. Боген, М.М. Тактическая подготовка основа многолетнего спортивного совершенствования : учеб. пособие для тренеров, слуш. повышения квалификации, препод, и студ. физкультурных учеб. заведений. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 60 с.
5. Бурдина, М.Е. Подходы к моделированию индивидуальных целевых систем соревнований в лыжных гонках в период подготовки к зимним Олимпийским играм / М.Е. Бурдина // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 7. - С. 30.
6. Гераскин, K.M. Специфика реализации технико-тактической подготовленности лыжников-гонщиков в соревновательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / K.M. Гераскин. - М„ 2010. - 206 с.
7. Грачев, Н.П. Построение тренировочных нагрузок в годичном цикле лыжников-гонщиков 1516 лет с учетом факторов, лимитирующих работоспособность : дис. ... канд. пед. наук / Н.П. Грачев. - М„ 2002. - 115 с.
8. Двоскин, A.C. Тактическая подготовка лыжников-спринтеров к соревновательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук/A.C. Двоскин. -СПб., 2010.-208с.
9. Князев, А.П. Моделирование соревновательной деятельности квалифицированных лыжниц-гонщиц на этапе спортивного совершенствования : дис. ... канд. пед. наук / А.П. Князев. - СПб., 2005. - 139 с.
10. Михайловский, С.П. Технология совершенствования двигательных действий лыжников-спринтеров : дис. ... канд. пед. наук / С.П. Михайловский. - Хабаровск, 2011. - С. 126.
11. Программа подготовки лыжников-универсалов этапа спортивной специализации / А.Н. Илькин. -Ульяновск : УлГПУ, 2013. - 50 с.
12. Сиделев, П.А. Особенности соревновательной деятельности и факторы, определяющие достижение высокого результата в лыжном спринте / П.А. Сиделев, А.Г. Баталов // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации / под ред. В.В. Ермакова, Л.Ф. Кобзевой, A.B. Гурского. - Смоленск : СГАФКСТ, 2011.-С. 144-148.
Статья поступила в редакцию: 03.12.2014 г.
References
1. Avdeev, A.A. A training process organization of skiers-sprinters of mass categories during the preparatory period of a twelve months' cycle : thesis of the candidate of pedagogics / A.A. Avdeev. - Saint-Petersburg, 2007. - 178 p.
2. Andreev, A.P. The structure and content creation of a training process of qualified skiers-racers, taking into account the main factors, which define sports result : thesis of the candidate of pedagogics / A.P. Andreev. -Malakhovka, 1998. - 175 p.
3. Batalov, A.G. A model - objective way of sports training organization of highly qualified sportsmen in winter cyclic kinds of sport / A.G. Batalov // Theory and practice of physical culture. - 2001. - No 2. - P. 8-12.
4. Bogen, M.M. Tactical training is the base for a long-term sports development : a manual for trainers, attendees of qualification courses, teachers and students of physical culture educational establishments. -Moscow : Physical culture and sport, 2007. - 60 p.
5. Burdina, M.E. The approaches to individual objective systems modeling of cross country skiing competitions during the period of training for Winter Olympic Games / M.E. Burdina // Theory and practice of physical culture. - 2009. - No 7. - P. 30.
6. Gcraskin. K.M. The specificity of technical-tactical training realization of skiers-racers in competitive activity : thesis of the candidate of pedagogics / K.M. Geraskin. - Moscow, 2010. - 206 p.
7. Grachev, N.P. The training loads organization in a twelve months' cycle of 15-16 year-old skiers-racers, taking into account the factors, limiting working capacity : thesis of the candidate of pedagogics / N.P. Grachev. - Moscow, 2002. - 115 p.
8. Dvoskin, A.S. Tactical training of skiers-sprinters to competitive activity : thesis of the candidate of pedagogics / A.S. Dvoskin. - Saint Petersburg, 2010. -208 p.
9. Knyazev, A.P. A competitive activity modeling of qualified skiers-racers at the stage of sports development : thesis of the candidate of pedagogics / A.P. Knyazev. -Saint Petersburg, 2005. - 139 p.
10. Mikhailovskiy, S.P. The technology of motional actions development of skiers-sprinters : thesis of the candidate of pedagogics / S.P. Mikhailovskiy. -Khabarovsk, 2011.-P. 126.
11. The program of skiers-universalists training at the stage of sports specialization / A.N. Ilkin. - Ulyanovsk : Ulyanovsk State Pedagogical University, 2013. - 50 p.
12.Sidelev, P.A. The peculiarities of competitive activity and the factors, which define high results achievement in skiing sprint / P.A. Sidelev, A.G. Batalov // Urgent questions of highly qualified skiers-racers training / under edition of V.V. Ennakov, L.F. Kobzeva, A.V. Gurskoy. - Smolensk : Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism 2011. -P. 144-148.