ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ СПОРТСМЕНОМ СВОЕГО ПОТЕНЦИАЛА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
УДК/UDC 796.093.1
Поступила в редакцию 18.09.2015 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев1 Доктор педагогических наук, профессор Г.Д. Бабушкин2 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин1
1 Сургутский государственный университет, Сургут
2 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
PSYCHOLOGICAL FACTORS TO CONTRIBUTE TO EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF ATHLETE'S CAPACITIES UNDER COMPETITIVE CONDITIONS
Professor, Dr.Sc.Psych. B.P. Yakovlev1 Professor, Dr.Hab. G.D. Babushkin2 Ph.D., Associate Professor V.V. Apokin1
1 Surgut State University, Surgut
2 Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk
Аннотация
Реализация спортсменом на соревнованиях своих возможностей, своей подготовленности представляется актуальной проблемой теории спортивной тренировки и спортивной психологии. Данная проблема находится под пристальным вниманием исследователей в области спортивной психологии, так как именно психологические факторы во многом обусловливают достижение спортсменом планируемых результатов. Эта проблема постоянно стоит перед тренером и спортсменом. Далеко не все спортсмены и не всегда способны реализовать накопленный на тренировках потенциал в соревновательных условиях. Существенную роль в реализации спортсменом подготовленности на соревнованиях играют психологические факторы: содержание мыслительной деятельности спортсмена, когнитивно-психологический ресурс, переносимость спортсменом психических нагрузок, «Я-концепция» спортсмена и др. В статье представлены пути решения данной проблемы и результаты внедрения методик в подготовку спортсменов высокой квалификации.
Ключевые слова: проблема, фактор, подготовленность, реализация, соревнование, интеллектуализация, психическая нагрузка.
Annotation
It is impostant for the theory of sports training and sports psychology that an athlete could implement his capabilities, his fitness in a competition. This issue is under the spotlight of researchers in the field of sports psychology, since it is psychological factors that largely determine athlete's achievement of planned results. This is constant goal of the coach and athlete. Only some athletes and not always are able to realize gained training potential in competitive conditions. Psychological factors are essential for the implementation of athlete's fitness in a competition: the essence of athlete's mental activity, cognitive and psychological capacities, athlete's stress tolerance, athlete's self-identity and others. Solutions to the given problem and the results of the implementation of techniques in the training of highly-skilled athletes are presented in the paper.
Keywords: problem, factor, fitness, implementation, competition, intellectualization, mental load.
Актуальность. Проблема реализации подготовленности на соревнованиях значима как для тренера, так и для спортсмена. Наука и практика показывают, что значительная часть спортсменов высокого класса не могут реализовать свой потенциал на соревнованиях. Заявочный вес не покоряется штангисту, заявочная высота не покоряется прыгуну, заявочное время пловца не выполняется, биатлонист делает промахи в стрельбе и т. п. Причины этого явления имеют различный характер (объективный, субъективный). И все же большая доля в этом приходится на спортсмена, его психику. Не умаляется при этом и роль тренера. Различные авторы, занимающиеся этой проблемой, предлагают экспериментально проверенные средства, методы [1, 3-5, 8 и др.]. Данная проблема является объектом исследования ряда ученых. Находятся новые варианты её решения [1, 4, 7, 9 и др.].
Цель исследования - анализ влияния психологических факторов на реализацию спортсменом своей подготовленности на соревнованиях и обоснование путей её повышения.
Методика и организация исследования. Для определения личностных характеристик использовались известные в психологии методики. Выявлялись следующие личностные характеристики: содержание предсоревновательной мыслительной деятельности, способность к психорегуляции, переносимость спортсменом психической нагрузки, помехоустойчивость. Были проанализированы результаты выступлений спортсменов высокой квалификации (более 60): пловцов-спринтеров на Чемпионате Сибирского Федерального округа 2014 г., Чемпионате России 2014 г., Кубке России 2014 г.; конькобежцев - участников Олимпийских игр в Сочи 2014 г., Чемпионате России 2014 г.; стрелков из пистолета -участников первенства Омской области 2014 г.
Результаты исследования. Анализ литературы по психологии и результаты нашей исследовательской и практической работы со спортсменами позволили нам обозначить пути решения заявленной в статье проблемы.
Б.П. Яковлев [8, 9] предлагает решение проблемы реализации спортсменами подготовленности с позиции влияния психической нагрузки на психомоторную деятельность и механизмы саморегуляции личности спортсмена (эмоции, волю, мотивацию, интеллект, интуицию), которые обуславливают готовность к эффективной соревновательной деятельности. Г.Д. Бабушкин, Е.А. Скорук считают, что данная проблема может решаться через призму переносимости спортсменом психических нагрузок, её диагностики и развития у спортсменов [2, 7].
Выступление спортсмена на соревнованиях сопровождается высокой психической нагрузкой, с влиянием которой спортсмены не всегда могут справиться [2, 7, 8]. Отсюда нежелательные психические состояния спортсмена и неудовлетворительные результаты. В этом нас убеждают результаты исследования переносимости психических нагрузок спортсменами-стрелками [7]. Проведённый однофакторный дисперсионный анализ по Фишеру показал, что степень переносимости психической нагрузки спортсменами-стрелками высокой квалификации в целом оказывает достоверное влияние на результативность соревновательной деятельности. Из 10 исследованных показателей переносимости психической нагрузки достоверное влияние на результативность оказывают: мотивация, потребность в достижении, способность к саморегуляции, смелость и решительность, настойчивость и упорство, а также сила характера. Показано, что спортсмены-стрелки из пистолета с высокой степенью переносимости психических нагрузок выступают на соревнованиях более успешно. Степень переносимости психической нагрузки у пловцов-спринтеров высокой квалификации в целом оказалась на уровне выше среднего. Низкие показатели способности к саморегуляции, помехоустойчивости, средний уровень выявлены в позитивности мышления. В развитии этих качеств видится потенциал повышения степени переносимости спортсменами психических нагрузок и улучшения результативности соревновательной деятельности пловцов.
Если в теории и методике спортивной тренировки определены наиболее эффективные сочетания объема и интенсивности физических нагрузок в макроциклах, мезоциклах и микроциклах, то вопросы объема и интенсивности психической нагрузки для теории и практики спорта пока остаются нерешенными [3, 7, 8]. Отсюда различные негативные явления в спортивной практике. В связи с этим видится следующее направление в повышении степени реализации подготовленности в соревнованиях. Это - нормирование психических нагрузок на спортсмена с учетом возраста, квалификации, вида спортивной деятельности.
Мы полагаем, что существенным фактором, влияющим на реализацию спортсменом подготовленности на соревнованиях, являются направленность его предсоревнова-тельной мыслительной деятельности, её позитивная составляющая. Результаты тестирования направленности мыслительной деятельности у конькобежцев - участников Олимпиады в Сочи 2014 г. и Чемпионата России 2014 г. перед соревнованием выявили достаточно высокий её уровень -в среднем 54 балла (при максимуме 60). В зависимости от выполнения запланированного результата на соревновании были выделены две группы: первая (20 человек) выполнила в забегах запланированный результат. Направленность мыслительной деятельности спортсменов этой группы составила 54,7 балла. Вторая группа (9 человек) не выполни-
ла в забегах запланированного результата. Направленность мыслительной деятельности спортсменов этой группы ниже, чем первой, - 52,1 балла. Можно говорить о влиянии содержания мыслительной деятельности на результативность соревновательной деятельности конькобежцев, что потом подтвердил факторный анализ. Аналогичные результаты получены при исследовании готовности стрелков из пистолета [7].
Исследование (в соавторстве с Р.Е. Рыбиным) реализации подготовленности пловцов (18 чел.) высокой квалификации, выступающих на Чемпионате Сибирского Федерального округа, Кубке России, Чемпионате России в 2014 г, показало следующее. Значительная часть пловцов-спринтеров (60 %) не смогли реализовать свою подготовленность на соревнованиях. В группе пловцов, не выполнивших заявочного результата, были выявлены средний уровень позитивной направленности предсоревновательной мыслительной деятельности, низкий уровень развития навыков психорегуляции, низкая помехоустойчивость.
Следующее направление в решении проблемы реализации подготовленности спортсмена - интеллектуализация подготовки. Она обусловлена высокой значимостью интеллектуальной составляющей в спортивной деятельности при решении спортсменом задач, возникающих в тренировочных и соревновательных условиях. Интеллектуализация подготовки спортсмена предполагает перевод его с позиции объекта деятельности тренера в позицию субъекта своей деятельности посредством создания когнитивно-психологического ресурса, являющегося психологической предпосылкой, обусловливающей проявление интеллектуальной активности и достижение на этой основе высоких спортивных результатов в избранном виде спорта [3].
Реализация принципа интеллектуализаци предполагает формирование знаний о проявлении психики в спортивной деятельности, которые бы позволяли спортсменам использовать эти знания в различных соревновательных ситуациях. К необходимым психологическим знаниям мы относим: знания о личности спортсмена; знания о закономерностях и психологических особенностях тренировочного и соревновательного процессов; знания о средствах, методах и приемах психологической подготовки. Нами разработана программа интеллектуально-психологической подготовки юных конькобежцев [3]. Внедрение её в практику подготовки конькобежцев дало положительные результаты. Глубокое осознание спортсменом регулятивных механизмов мотивации и эмоций в спортивной деятельности позволяет ему максимально мобилизоваться к старту и самореализовать свои потенциальные возможности и способности. В основе такой мобилизации лежат личностные факторы управления и регуляции состояния и деятельности [8]. А этому спортсменов надо учить.
Одним из эффективных направлений в решении проблемы реализации подготовленности спортсмена на соревнованиях мы считаем формирование позитивной «Я-концепции». Нами приводятся рекомендации для формирования позитивной «Я-концепции» [3], в основу которых положены принципы работы мозга, изложенные канадским физиологом Дж. Кехо [6], и рекомендации других авторов [1, 5, 6 и др.]. Работа по формированию позитивной «Я-концепции» проводится нами с пловцами-спринтерами высокой квалификации.
При психологической подготовке спортсменов высокой квалификации к соревнованиям весьма полезными будут методики Г.Д. Горбунова [5]: первая - психотренинг адаптации спортсмена к соревновательной деятельности, предусматривающий последовательное сюжетное воображение предстоящего выступления на соревновании; вторая - актуа-
лизация ресурсных возможностей накануне соревнований. Суть методик заключается в визуализации ярких моментов успешных выступлений на прошедших соревнованиях. Данные методики мы используем (чередуя их через день) на фоне глубокого расслабления при подготовке пловцов к соревнованиям в течение 30 мин перед тренировкой в воде.
Об эффективности использования описанных выше методик при работе с пловцами высокой квалификации Омской области можно судить по их результатам на различных соревнованиях. Выступая на Чемпионате Сибирского Федерального округа, пловцы в 80 % случаев улучшали заявочные результаты: на Кубке России (2015 г, первый этап) в 70 % случаев улучшали заявочные результаты, 4 пловца завоевали первые места. Выступление пловцов на Чемпионате России 2015 г. показало достаточно высокую эффективность психологического обеспечения предсоревновательной подготовки: один пловец стал бронзовым призером, другой занял 6-е место. Вывод
Значительная часть спортсменов высокой квалификации не могут реализовать на соревнованиях потенциал, накопленный на тренировках. Реализация спортсменами своей подготовленности в соревновательных условиях обусловлена рядом психологических факторов, влияние которых особенно заметно в спорте высших достижений, где борьба идёт за каждое очко, за доли секунды. Проведённые нами исследования и предсоревновательная психологическая подготовка пловцов-спринтеров позволили существенно развить необходимые психологические качества, способствующие созданию психической готовности к старту и повышению степени реализации спортсменами подготовленности на соревнованиях.
Литература
1. Алексеев А.В. Преодолеть себя / А.В. Алексеев. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 152 с.
2. Бабушкин Г.Д. Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики её переносимости спортсменом / Г.Д. Бабушкин, Б.П. Яковлев // Омский научный вестник. -2013. - № 5. - С. 178-182.
3. Бабушкин Г.Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена / Г.Д. Бабушкин, К. В. Диких. - Омск: СибГУФК, 2013. - 240 с.
4. Бабушкин Г.Д. Содержание предсоревновательной мыслительной деятельности спортсмена / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких, Е.А. Скорук // Спортивный психолог. - 2014. - № 2. - С. 59-62.
5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2014. - 328 с.
6. Кехо Дж. Подсознание может всё! / Дж. Кехо /пер. с англ. -Минск: Попурри, 2007. - 176 с.
7. Скорук Е.А. Переносимость психической нагрузки и её влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов / Е.А. Скорук, Г.Д. Бабушкин // Омский научный вестник. -2014. - № 8. - С. 171-174.
8. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б.П. Яковлев. - Сургут: СурГПУ, 2007. - 201 с.
9. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте: теоретические и практические аспекты / Б.П. Яковлев. - Великие Луки: ВЛГИФК, 2002. - 194с.
References
1. Alekseev, A.V. Preodolet' sebya (How to overcome oneself) / A.V. Alekseev. - Moscow: Fizkultura i sport, 1985. - 152 P.
2. Babushkin, G.D. Psikhicheskaya nagruzka v sorevnovatel'noy deya-tel'nosti i metodika diagnostiki ee perenosimosti sportsmenom (Mental load in competitive activity and diagnostics of its tolerance in athletes) / G.D. Babushkin, B.P. Yakovlev // Omskiy nauchny vestnik.
- 2013. - № 5. - P. 178-182.
3. Babushkin, G.D. Intellektual'no-psikhologicheskaya podgotovka sportsmena (Intellectual and psychological preparation of athlete) / G.D. Babushkin, K. V. Dikikh. - Omsk: SibGUFK, 2013. - 240 P.
4. Babushkin, G.D. Soderzhanie predsorevnovatel'noy myslitel'noy deyatel'nosti sportsmena (Essence of precontest mental activity of athlete) / G.D. Babushkin, K.V. Dikikh, E.A. Skoruk // Sportivny psik-holog. - 2014. - № 2. - P. 59-62.
5. Gorbunov, G.D. Psikhopedagogika sporta (Sports Psychodiagnostics) / G.D. Gorbunov. - Moscow: Sovetskiy sport, 2014. - 328 P.
6. Kehoe, J. Podsoznanie mozhet vse! (Mind power into the 21st century) / J. Kehoe / Transl. from English. - Minsk: Popurri, 2007. - 176 P.
7. Skoruk, E.A. Perenosimost' psikhicheskoy nagruzki i ee vliyanie na rezul'tativnost sorevnovatel'noy deyatel'nosti sportsmenov (Mental stress tolerance and its impact on competitive performance of athletes) / E.A. Skoruk, G.D. Babushkin // Omskiy nauchny vestnik. -2014. - № 8. - P. 171-174.
8. Yakovlev, B.P. Psikhicheskaya nagruzka v sporte vysshikh dostizheniy (Mental load in elite sport) / B.P. Yakovlev. - Surgut: SurGPU, 2007.
- 201 P.
9. Yakovlev, B.P. Psikhicheskaya nagruzka v sporte: teoreticheskie i prakticheskie aspekty (Mental load in sport: theory and practice) / B.P. Yakovlev. - Velikie Luki: VLGIFK, 2002. - 194 P.
ПОЗДРАВЛЯЕМ
Уважаемая Людмила Ивановна и коллектив редакции!
Ректорат и профессорско-преподавательский состав Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета поздравляет Вас с 90-летием со дня выхода в свет первого номера журнала «Теория и практика физической культуры».
За эти девять десятилетий журнал стал настоящим путеводителем в мире спортивной науки. Не одно поколение российских спортсменов показывало свои наивысшие достижения благодаря исследованиям, опубликованным на страницах журнала «Теория и практика физической культуры».
Выражаем благодарность коллективу журнала за подвижническую деятельность. Уверены, что команда сохранит высокий научный, творческий и профессиональный уровень издания и порадует читателей новыми интересными работами.
От всей души желаю Вам, ветеранам, авторам журнала спортивного азарта, крепкого здоровья и благополучия!
С уважением, ректор ПГГПУ А.К. Колесников