УДК / UDC: 796.01:159.9
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-
мыслительная деятельность спортсмена: пути формирования
Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев Кандидат психологических наук, доцент Л.А. Коваленко Аспирантка Н.Р. Усаева
Сургутский государственный университет ХМАО-ЮГРЫ, Сургут Доктор педагогических наук, профессор Г.Д. Бабушкин Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
ATHLETE'S MENTAL ACTIVITY: WAYS OF FORMATION
B.P. Yakovlev, professor, M.Sc. Psych., Surgut State University, Khanty-Mansi Autonomous Region Yugra, Surgut
L.A. Kovalenko, associate professor, Ph.D., Surgut State University, Khanty-Mansi Autonomous Region Yugra, Surgut
N.R. Usaeva, postgraduate student Surgut State University, Khanty-Mansi Autonomous Region Yugra, Surgut G.D. Babushkin, professor, Dr.Hab. Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk Keywords: intelligence, thinking, activity, elite athletes, effectiveness. Different requirements for mental qualities of an athlete are defined by specificity of training and competitive activities in each sport. In recent years, it has been of great interest to define the structure and manifestations of general and special mental properties of athletes.
The purpose of the research was to determine and substantiate the directions of mental activity of elite athletes within a competitive training.
The results of the study of elite athletes have confirmed our hypothesis about the effect of the directed thinking on the effectiveness of competitive activity. According to the analysis of directions of mental activity of elite athletes suggests that positive thinking, influencing the effectiveness of competitive activity prevails in the overall structure of mental activity of athletes. However, there are also negative and uncertain thoughts about the upcoming performance at a competition, which leads to non-fulfillment of planned results by an athlete. Increase in the share of positive thinking in the structure of mental activity of athletes is an additional resource for improvement of results in competitions. When an athlete does not fulfill planned results at competitions means that the coach miscalculated about the psychological preparation of athletes in the long-term training, which affects the results of competitive performance. The presented in the paper materials supplement the theory and methodology of sports training and sports psychology with new data about the importance of mental activity of athletes, their sports improvement and the need for its formation.
Ключевые слова: интеллект, мышление, деятельность, спортсмены высокой квалификации, результативность.
Введение. Особенности тренировочной и соревновательной деятельности в каждом виде спорта определяют разные требования к психическим качествам спортсмена. В последние годы большой интерес представляют работы по определению структуры и проявлениям общих и специальных свойств интеллекта и мышления спортсменов.
Для многих выдающихся спортсменов современности характерна направленность в подготовке на гармоничное развитие и совершенствование физического и интеллектуально-мыслительного потенциала.
Так, известный олимпийский чемпион, доктор технических наук, писатель Юрий Власов пишет: «Я всегда считал, несмотря на глубокую любовь к физической деятельности и упражнениям, главным развитие интеллектуального и духовного в человеке ... Назначение человека - совершенствовать и расширять разум, знание. Все остальное должно быть подчинено этому. И спорт должен укреплять человека, помогать достигать эту главенствующую цель, а не разрастаться в нечто самостоятельное и самодовлеющее...» [3, с. 128].
Процесс спортивной подготовки характеризуется напряженной интеллектуально-мыслительной активностью и проявлением креативных способностей, способствующих эффективности и надежности тренировочных и соревновательных действий спортсменов. В потенциальном росте своего спортивного мастерства спортсмен все больше сосредоточивается на развитии образного и абстрактного мышления, способствующего глубокому и ясному осмыслению каждого конкретного действия, операции вне их непосредственного исполнения, опираясь лишь на опыт чувственного восприятия. И чем адекватнее и содержательнее в мышлении процесс действий, операций, тем выше качество и меньше количество ошибок при их выполнении.
Спортсмен должен уметь точно и быстро отражать физические свойства действий и операций, точно проектировать и прогнозировать их реальные комбинации в сложном действии, точно, быстро, подвижно реализовывать замысел в решении двигательной задачи [11, 12].
Уровень высокой интеллектуальной активности определяет и скорость приобретения знаний, умений и навыков,
86
http://www.teoriya.ru
№ 2 • 2015 Февраль | February
и скорость приема и переработки различной информации. С развитием интеллектуальных способностей спортсмен начинает целостнее и гармоничнее осмысливать движение отдельно от практического действия, видеть их как бы со стороны «в умственном плане». А после выполнения каких-либо операций он мысленно анализирует их, формируя и создавая более совершенные способы решения двигательных задач, проблемных ситуаций.
Если при высокой мыслительной активности спортсмен достигает способности хорошо решать определенные, нормированные двигательные задачи с большой автоматизированной точностью, скоростью, то спортсмен с развитыми интеллектуальными способностями решает двигательные задачи по большей части путём оптимизации и гармонии, расширяя представление о возможности гармонии «силы и ума».
Однако сегодняшний уровень подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта не позволяет в полной мере решать задачи полноценного определения, развития и совершенствования интеллектуальных способностей, стимулирования мыслительной активности занимающихся спортом.
Цель исследования - определить и научно обосновать направленность интеллектуально-мыслительной деятельности спортсменов высокой квалификации в условиях соревновательной подготовки.
Анализ научных исследований на данную тему показал, что спортивная деятельность определяется целым рядом как общих, так и специфических требований к уровню интеллектуально-мыслительных возможностей. Как указывает Бр. Дж. Кретти [8], по-видимому, должен существовать некоторый минимальный показатель интеллектуального развития (IQ=110-120), ниже которого совершенствование спортивного мастерства становится затруднительным. Однако в обобщенном виде сказать, что спортсмен обладает высоким, средним или низким интеллектом, было бы чрезмерным упрощением в аспекте его возможностей самосовершенствования спортивной подготовленности. Необходимо сначала соотнести некоторое сочетание различных характеристик интеллекта с конкретными требованиями, предъявляемыми к спортсмену в жизни и в его виде спорта, и уже тогда проводить сравнительный анализ зависимости эффективности тренировочной и соревновательной деятельности от специальной интеллектуальной подготовки.
Однако сейчас пока невозможно с уверенностью сказать, что какая-то программа совершенствования интеллекта и мышления сформирует именно нужные для того или иного вида спорта способности либо даст объективную информацию о связи интеллектуальных и творческих способностей с учетом требований специфических видов спорта.
Общие интеллектуальные способности человека являют собой чрезвычайно сложный компонент личности. Дж. Гилфорд предложил модель «структуры интеллекта» (SOI), систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей [4]. В структуре интеллекта по Дж. Гилфорду можно выделить 120 факторов (5 х 4 х 6) человеческого интеллекта (см. рисунок). В настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т. е. подобраны для их диагностики соответствующие тесты [4].
Концепция Дж. Гилфорда широко используется за рубежом, особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать и направлять интеллект на развитие как общих, так и специальных способностей. Однако главным достижением Дж. Гилфорда считается разделение мышления на дивергентное и кон-
Операции
Познавательные функции
Память
S
Дивергентное мышление .У_в.
Конвергентное мышление 7_
Оценка
Содержание Образное
Символическое
Семантическое
Поведенческое
Результат I Элементы
II Классы
IV Системы
V Преобразования
VI Применения
Структура интеллекта по Дж. Гилфорду
вергентное. Первое связано с порождением множества решений на базе однозначных данных и является основанием креативности (творчества). Второе - конвергентное мышление - направлено на поиск единственно верного результата и может диагностироваться традиционными тестами интеллекта [4].
Спортсмены, обладающие дивергентным мышлением, меньше ограничены нормативными требованиями, заданными факторами и условиями задачи, способны к быстрому варьированию путей решения проблемной ситуации, идущих в разных направлениях и продуцирующих множество различных вариантов решений, которые приводят к оригинальным выводам и результатам.
Доктор педагогических наук, профессор Цв. Желязков пишет, что интеллектуализация спортивной тренировки является центральным и доминирующим фактором спортивного достижения в современной системе спортивной подготовки [5]. Высокая эффективность этого фактора, считает болгарский ученый, обусловливается рядом его частных компонентов:
• возрастающим взаимодействием и взаимным проникновением различных научных дисциплин, таких как физиология, психология, биомеханика, биохимия и др.;
• интенсивным внедрением современной тренажерной, телеметрической и электронно-вычислительной техники;
• универсализацией научных методов (прежде всего математизацией научно-исследовательского процесса) и другими компонентами.
Профессор Цв. Желязков характеризует отличия феномена интеллектуализации спортивной деятельности от других видов человеческой деятельности, он пишет: «В отличие от сферы материального производства, где интеллектуализация облегчает или полностью устраняет физический труд, в спорте она приводит к его интенсификации» [5, с. 42]. Следовательно, с повышением спортивного мастерства увеличивается число факторов, определяющих спортивные достижения, а вместе с тем и экстремальные психологические требования к интеллектуальным проявлениям спортсмена. Поэтому следует поддержать автора в том, что все больше будет возникать проблема допустимых границ влияния на интеллект спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок, а также связанных с ними проблем психологических особенностей состояния здоровья.
В целом психологическая подготовленность в спортивной деятельности тесно взаимосвязана с интеллектуальной и креативной активностью спортсмена. В настоящее время
спортсмены высокого класса обладают достаточно высоким интеллектом, позволяющим им осознавать социальные задачи спортивной деятельности, социальную значимость спортивных достижений и свое место в спорте.
В отдельных видах спорта, таких как единоборства, спортивные игры и пр., на первый план выступает интегрирование различных профессионально важных качеств (перцептивных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых, интуитивных) в специфическую систему, способствующую оптимальному протеканию психических проявлений в беспрерывно меняющихся условиях деятельности при дефиците времени для оценки и анализа ситуации. Таким образом, в этих видах спорта спортсмен сталкивается с необходимостью готовиться к постоянно возникающим экстремальным ситуациям и преодолевать их. Эффективность действий спортсмена в этих условиях может быть обеспечена лишь в том случае, когда акцент делается не только на ситуации в целом, но и на точности восприятия объектов, быстроте реагирования и выполнении двигательных действий, на оперативности мыслительной деятельности, обеспечивающей анализ ситуации, выбор и реализацию оптимального или оригинального решения из ряда альтернатив.
Уровень достижений в спорте обусловлен рядом факторов: соответствующими для данного вида спортивной деятельности способностями; мотивацией спортсмена; соответствующими индивидуально-психологическими особенностями личности; наличием соответствующей спортивной базы, квалифицированного тренера и многими другими факторами [6, 9-11 и др.]. Однако такому, на наш взгляд, важному фактору, как содержание предсоревновательной мыслительной деятельности спортсмена, в теории и методике спортивной тренировки и спортивной психологии не придаётся значения. В спортивной психологии на сегодня остаются неразрешенными проблемы характеристики мыслительной деятельности спортсмена в процессе подготовки к соревнованию, её влияния на результативность соревновательной деятельности спортсмена, её направленности и факторов, обусловливающих формирование её содержания.
Чем характеризуется мыслительная деятельность спортсмена перед соревнованием? Каково соотношение позитивного и негативного мышления у спортсмена в связи с участием в предстоящем соревновании? Знает ли спортсмен о влиянии характера мыслительной деятельности на формирование предстартового состояния и результаты его соревновательной деятельности? Даже их тренеры не всегда имеют данную информацию. Скорее всего, у каждого спортсмена мысли имеют определенное содержание и направленность (позитивные, неопределённые, негативные). Узнать содержание мыслей спортсмена и направить их в необходимое (позитивное) русло - первостепенная задача тренера. Ибо, что спортсмен думает о себе, таков он и есть, таков он и будет [1, 2, 7, 8]. Представление человека о себе делает его таким, каким он сегодня является.
Формирование у спортсменов позитивного мышления должно являться одной из задач психологической подготовки. Однако психологическая подготовка спортсмена в сегодняшнем виде в большей части технологизирована и направлена в основном на формирование психических функций, морально-волевых качеств, навыков саморегу-
ляции. При этом в стороне остаются сложные психические образования, такие как мировоззрение, «Я-концепция», сознание, мышление, самооценка, отражающие отношение спортсмена к самому себе. Этот аспект психологической подготовки спортсмена должен быть составной частью учебно-тренировочного процесса.
Сегодня становится ясным, что спортсмены нуждаются в освоении навыков самостоятельной психокоррекции своего состояния и поведения на соревнованиях, которые бы позволяли самостоятельно формировать яркий и эффективный внутренний образ - «Я-концепцию» - человека, умеющего побеждать противников и себя, быть субъектом своей деятельности [2]. Однако их этому не учат. Выдающиеся спортсмены за долгие годы занятий спортом сами выстраивают свой мысленный образ и с этим идут на старт, поединок.
Методика и организация исследования. Мы предположили, что предсоревновательная направленность мыслительной деятельности спортсменов оказывает влияние на результативность соревнования. Для проверки выдвинутой гипотезы была выявлена направленность мыслительной деятельности перед подготовкой к выступлению на соревновании. С этой целью использовался разработанный нами тест «Мыслительная деятельность спортсмена» [1]. По характеру мыслительной деятельности (её позитивной направленности) выделены три уровня: высокий - 55-60 баллов, средний - 35-54 и низкий - 20-34 балла. Перед соревнованием спортсменов опрашивали относительно запланированных результатов. Результативность соревновательной деятельности спортсменов определялась по близости к запланированным цифрам.
В исследовании приняли участие спортсмены высокой квалификации: 29 конькобежцев - мастеров спорта и мастеров спорта международного класса - из них членов сборной России 9 человек - участники Олимпийских игр (Сочи, 2014) и 20 - участники Всероссийской универсиады (г. Коломна, 2014); 20 мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта по стрельбе из пистолета; 3 мастера спорта по плаванию -участники Кубка В. Сальникова (г. Санкт-Петербург, 2013).
Результаты исследования и их обсуждение. Определение направленности мыслительной деятельности у спортсменов перед соревнованием выявило достаточно высокий уровень и составило в среднем 54 балла. Из всей выборки спортсменов в зависимости от выполнения запланированного результата на соревновании были выделены две группы Первая группа спортсменов выполнила запланированный результат. Направленность их мыслительной деятельности составила 54,7 балла. Вторая группа не выполнила запланированного результата. Направленность мыслительной деятельности спортсменов этой группы ниже, чем в первой группе, и составила 52,1 балла. Исходя из сопоставления результативности соревновательной деятельности и уровня направленности мыслительной деятельности этих двух групп, можно говорить о влиянии содержания мыслительной деятельности на результативность соревновательной деятельности спортсменов, что было подтверждено при проведении однофакторного дисперсионного анализа с вычислением коэффициента Фишера (см. таблицу)
Анализ результатов тестирования мыслительной деятельности спортсменов показал следующее. Все обследованные спортсмены планируют цели перед выступлением
Влияние содержания мыслительной деятельности спортсменов на результаты соревнования (коэффициент Фишера)
№ Спортсмены Уровень позитивности в мышлении, баллы F расч. F критич. р
1 Конькобежцы, п = 29 54 5,6 3,5 0,01
2 Стрелки из пистолета, п =20 50 7,8 4,6 0,001
3 Пловцы, п =13 50 5,8 3,5 0,01
88
http://www.teoriya.ru
№ 2 • 2015 Февраль | РеЬгиагу
на основе реальной оценки своей подготовленности и знают, как достичь поставленной цели. Это один из залогов успешного выступления на соревновании. Однако не все спортсмены всегда выступают на соревнованиях успешно: таковых всего 21 % из обследованных спортсменов. Остальные выступают успешно в большинстве случаев.
Позитивное самовнушение играет значимую роль в спортивном совершенствовании. Все спортсмены используют его в своей спортивной деятельности. Это помогает им достигать высоких результатов. Однако не все спортсмены (а таковых 71 %) используют положительные утверждения при подготовке к соревнованию. Видимо, они не знают об их влиянии на рост спортивных результатов и успешные выступления. Это объясняется тем, что обращение спортсменов к специальной спортивной литературе не является для них постоянным, а ситуативным - по совету других.
Мыслительная деятельность перед соревнованием и перед стартом у всех спортсменов направлена на успешное выступление, что является положительным моментом. В общей структуре мыслительной деятельности спортсменов доля позитивного мышления составляет 810%. Это свидетельствует о допущенных тренерами просчетах в системе многолетней подготовки, что сказывается на результатах выступления спортсменов на ответственных соревнованиях.
Читателю (особенно спортсмену и тренеру) будет интересно знать, как избавиться от негативного мышления и развить у себя позитивное мышление. Ниже приводятся рекомендации для формирования позитивного мышления у спортсмена, в основу которых положены принципы работы мозга, изложенные канадским физиологом Дж. Кехо [7]. (Более подробно методика изложена в монографии [1, 3].)
Первый этап - развитие веры в успех. Для развития веры в успех необходимо формирование следующих убеждений:
Первое - мир спорта полон богатств.
Второе - занятия спортом приносят радость и удовлетворение.
Третье - у меня неограниченные возможности.
Четвертое - мои достижения в спорте зависят только от меня.
Второй этап - программирование себя на успех. Спортсмен должен чувствовать себя способным, уверенным, удачливым прямо сейчас, на том этапе, которого он достиг в спорте.
Третий этап - видение успеха. Спортсмен должен научиться видеть успех везде, при выполнении каждого задания тренера, на каждой тренировке, на каждом соревновании.
Четвертый этап - интеллектуальное самосовершенствование.
Пятый этап - ассоциация себя с известными великими спортсменами.
Данная методика используется нами при подготовке к соревнованиям высококвалифицированных пловцов-спринтеров. Имеются положительные результаты от её внедрения.
Заключение. Результаты проведённого исследования спортсменов высокой квалификации подтвердили выдвинутую гипотезу о влиянии направленности мышления на результативность соревновательной деятельности. Анализ направленности интеллектуально-мыслительной деятельности высококвалифицированных спортсменов позволяет говорить, что в общей структуре интеллектуально-мыслительной деятельности спортсменов преобладает позитивный характер мышления, оказывающий влияние на результативность соревновательной деятельности. Однако имеются и негативные, и неопределенные мысли о предстоящем выступлении на соревнованиях, что при-
водит к невыполнению спортсменом запланированных результатов. Увеличение доли позитивного мышления в структуре интеллектуально-мыслительной деятельности спортсменов представляет собой дополнительный ресурс в повышении результатов на соревнованиях. Невыполнение спортсменами запланированных результатов на соревнованиях свидетельствует о допущенных тренерами просчетах в психологической подготовке спортсменов в системе многолетней тренировки, что сказывается на результатах выступления на соревнованиях. Представленные в статье материалы дополняют положения теории и методики спортивной тренировки и спортивной психологии новыми данными о значении интеллектуально-мыслительной деятельности спортсменов, их спортивном совершенствовании и необходимости её формирования.
Литература
1.
Бабушкин, Г.Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких. - Омск: Сиб-ГУФК, 2013. - 240 с.
Бабушкин, Г.Д. Результативность соревновательной деятельности спортсмена и пути её повышения / Г.Д. Бабушкин // Спортивный психолог. - 2014. - № 1. - С. 56-61
Власов Ю.П. Формула мужества / Ю.П. Власов. - М.: Знание, 1987. - 96 с. (Нар. унив. Педаг. фак., № 10). Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин.
- М.: Изд-ва «Лантерна», «Вига», 1995. - 150 с. Желязков, Ц. О некоторых постоянно действующих факторах в современной спортивной тренировке / Ц. Желязков // Теория и практика физ. культуры, 1998. - № 11-12. - С. 41-45. Иванов, А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А.А. Иванов. - М.: Советский спорт, 2012. - 112 с. Кехо, Дж. Подсознание может всё / Дж. Кехо. - Минск: Попурри, 2007. - 176 с.
Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пе-зешкиан. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2009. - 464 с. Ю.Пономарев, П.Л. Гипноз в спорте высших достижений: Стратегии применения гипноза в спорте и физической культуре / П.Л. Пономарев. - М.: Советский спорт, 2010.
- 293 с.
11. Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев. - М.: Советский спорт, 2014. - 312 с.
12. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений/ Б.П. Яковлев. - Сургут: РИО СурГПУ,2007. - 201 с.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
References
1.
Babushkin, G.D. Intellectual and psychological preparation of athlete/ G.D. Babushkin, K.V. Dikikh. - Omsk: SibSUPC, 2013.
- 240 P. (In Russian)
Babushkin, G.D. Efficiency of athlete's competitive performance and ways to increase it / G.D. Babushkin // Sportivny psikholog. - 2014. -№ 1. - P. 56-61. (In Russian)
Vlasov, Yu.P. Courage formula /Yu.P. Vlasov. - Moscow: Znanie, 1987.
- 96 P. (Peop. univ. Pedag. faculty, № 10). (In Russian) Druzhinin, V.N. Psychology of general abilities / V.N. Druzhinin. -Moscow: Lanterna, Viga, 1995. - 150 P. (In Russian) Zhelezkov, Ts. On some permanent factors in modern sports training / Ts Zhelezkov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 1998. - № 1112. - P. 41-45. (In Russian)
Ivanov, A.A. Champion's psychology. Athlete's self-activation / A.A. Ivanov. - Moscow: Sovetsky sport, 2012. - 112 P. (In Russian) Kehoe, J. The subconscious can do anything /J. Kehoe. - Minsk: Popurri, 2007. - 176 P. (In Russian)
Kretti, B.J. Psychology in modern sport / B.J. Kretti. - Minsk / Transl. from Engl. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1978. - 224 P. (In Russian) Pezeshkian, N. Psychosomatics and positive psychotherapy / A.N. Pezeshkian. - Moscow: Institute of positive psychotherapy, 2009. -464 P. (In Russian)
10. Ponomarev, P.L. Hypnosis in elite sport: Strategies for the use of hypnosis in sport and physical education / P.L. Ponomarev. -Moscow: Sovetsky sport, 2010. - 293 P. (In Russian)
11. Yakovlev, B.P. Motivation and emotions in sport /B.P.Yakovlev. -Moscow: Sovetsky sport, 2014. - 312 P. (In Russian)
12. Yakovlev, B.P. Mental load in elite sports / B.P. Yakovlev. - Surgut: RIE SurSPU,2007. - 201 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: sportscience@mail.ru
Поступила в редакцию 28.11.2014 г.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.