Научная статья на тему 'Предсоревновательная подготовка пловцов высокой квалификации'

Предсоревновательная подготовка пловцов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

CC BY
268
107
Поделиться
Ключевые слова
ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЛОВЦЫ / СОРЕВНОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PRE CONTEST PREPARATION / SWIMMERS / COMPETITION / RESULTS / PSYCHOLOGICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Рыбин Рустам Евгеньевич, Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Бачин Валерий Петрович

В статье представлено содержание психологической и физической подготовки спортсменов на материале плавания. Обоснована необходимость внедрения психологической подготовки на предсоревновательном этапе пловцов к соревнованиям высокого ранга. Показано содержание психологической и специальной подготовки. Приводятся результаты соревновательной деятельности пловцов с использованием предложенной авторами методики.

Похожие темы научных работ по физической культуре и спорту , автор научной работы — Рыбин Рустам Евгеньевич, Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Бачин Валерий Петрович,

Pre contest preparation of the swimmers of high qualification

In the article the idea of integration of psychological and physical preparation of sportsmen on material of navigation is examined. The necessity of integration on pre contest preparation stage of physical and psychological preparations of the swimmers to competition is proved. The contents integrated of preparation is shown. The results of competitive activity of the swimmers for the benefit of the technique, offered by the authors are resulted.

Текст научной работы на тему «Предсоревновательная подготовка пловцов высокой квалификации»

УДК 797.215.2

Р. Е. РЫБИН Г. Д. БАБУШКИН В. П. БАЧИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье представлено содержание психологической и физической подготовки спортсменов на материале плавания. Обоснована необходимость внедрения психологической подготовки на предсоревновательном этапе пловцов к соревнованиям высокого ранга. Показано содержание психологической и специальной подготовки. Приводятся результаты соревновательной деятельности пловцов с использованием предложенной авторами методики.

Ключевые слова: предсоревновательная подготовка, пловцы, соревнование, результаты, психологическая подготовка.

Актуальность. Характер предстартового состояния спортсмена, его поведение в процессе подготовки к стартам и результаты соревновательной деятельности во многом определяются содержанием предсоревновательной подготовки. На наш взгляд, существенное место в предсоревновательной подготовке, особенно спортсменов высокой квалификации, должна занимать психологическая подготовка в интеграции с физической подготовкой. В последнее время проблема интеграции в спорте находит своё решение в некоторых научных исследованиях [1, 2], в которых показана её эффективность при обучении движениям и развитии физических качеств. Суть интеграции психологической и физической подготовки спортсменов заключается в предварительном обучении психологическим приёмам и способам управления своим состоянием, поведением и деятельностью и дальнейшем включении полученных знаний и освоенных приёмов психологической подготовки в тренировочный и соревновательный процесс [2]. Подготовка к соревнованиям пловцов высокой квалификации, по сути, представляет собой совершенствование специальной физической подготовленности (специальной выносливости). Известно, что реализация физического потенциала в значительной степени обусловлена психологической подготовленностью спортсмена [3 — 5 и др.]: проявление физического потенциала обусловлено проявлением психического потенциала. Однако в спортивной литературе недостаточно представлено взаимодействие физического и психологического потенциалов личности и их взаимовлияния для возможного практического использования данного знания.

Проблема исследования состоит в поиске направлений совершенствования предсоревнователь-ной подготовки пловцов-спринтеров.

Гипотеза исследования. Предполагается, что организация психологической подготовки пловцов-спринтеров перед тренировкой на воде на предсо-ревновательном этапе позволит создать готовность

спортсменов к соревнованию и улучшить заявочный результат.

Цель исследования — разработать содержание психологической подготовки пловцов-спринтеров и внедрить её в тренировочный процесс при подготовке к соревнованиям и проверить её влияние на результаты соревновательной деятельности.

Методы исследования: анализ специальной литературы, анализ протоколов соревнований; беседа; интервью; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе исследования приняли участие пловцы-спринтеры в количестве восьми человек, квалификации — мастера спорта (7 чел.) и мастер спорта международного класса (1 чел.). На данном этапе пловцы готовились к чемпионату России (ноябрь, 2014). Предсоревно-вательный мезоцикл продолжительностью 3 недели включал три микроцикла: втягивающий, ударный и восстановительный по 7 дней каждый. На втором этапе пловцы (3 человека) готовились к международным соревнованиям по плаванию на Кубок В. Сальникова.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное предварительное обследование пловцов спринтеров выявило недостаточный уровень сформированности навыков психической саморегуляции, помехоустойчивости, позитивной направленности мыслительной деятельности. Мы полагаем, что это оказывало отрицательное влияние на результаты соревновательной деятельности пловцов. Так, анализ протоколов предыдущих соревнований показал, что из 56 стартов на соревнованиях пловцы улучшали заявочное время только в 40 % случаев.

Эти результаты побудили нас к совершенствованию предсоревновательной подготовки пловцов-спринтеров, которое осуществлялось посредством внедрения психологической подготовки в тренировочный процесс.

о

от

Е

Т

1 день 2 день Здень 4 день 5 день б день

Рис. 1. Распределение нагрузки в предсоревновательном мезоцикле (%)

Перед тренировкой на воде со спортсменами в течение 40 минут занимался психолог. Направленность психологических занятий предусматривала следующее содержание:

1. Формирование позитивной направленности мыслительной деятельности осуществлялось посредством использования приёма «закладки мыслей» [4]. Спортсменам предлагался комплекс позитивных утверждений, которые они должны были внушать в свободное время. Содержание утверждений соответствует успешной соревновательной деятельности.

2. Нахождение у себя положительных сторон. Цель этого приёма заключается в том, что спортсмены находят и признают положительные стороны своей личности, которыми они вправе гор-

диться. Это вызывает ощущение удовлетворения собой в достижении успеха.

3. Формирование навыков психической саморегуляции с использованием психорегулирующей тренировки по А. В. Алексееву [3]. Занятия проводились по методу гетеровнушения с постепенным переходом к аутовнушению. Спортсменам раздавался текст психорегулирующей тренировки для самостоятельных занятий дома.

4. Медитативный «мысле-образный тренинг» предусматривает очищение сознания от постороннего, негативного, мешающего продуктивной деятельности спортсмена. В основу медитативного тренинга положены рекомендации А. А. Иванова [5]. В процессе медитативного тренинга у спортсмена формируется позитивное мышление.

1 неделя 2 неделя 3 неделя

Рис. 2. Распределение нагрузки по неделям, в %

Таблица 1

Результаты выступления пловцов-спринтеров на чемпионате России (мин, сек)

Ф. И. О. Дистанция, м

50 100 200

Р. Р. 24,75 (осн.) 25,33 52,77 (осн.) 54,02 53,60 2,02,47 2,03,42

П. И. 2,02,77 (осн) 2,03,48

Ж. С. 27,39 25,48 56,34 (осн.) 55,54 2,00,90 (осн.) 1,59,28

Т. А. 28,02 27,45 27,34 27,60 1,01,80 (осн.) 58,88 58,58 58,94 2,10,76 (осн.) 2,08,76

И. Е. 26,47 26,13 56,30 (осн.) 55,95 2,00,95 (осн.) 2,01,06

П. А. 32,37 (осн.) 32,35 1,11,10 (осн.) 1,10,15 2,34,89 2,33,79

Г. А. 32,87 33,51 1,12,42 (осн.) 1,11,99 2,33,51 (осн.) 2,34,38

Ш. Д. 27,31 27,89 59,92 (осн.) 59,54 59,56 59,90 2,11,13 (осн.) 2,10,83 2,09,87

Условные обозначения:

— первое значение — заявочный результат, основная дистанция;

— второе значение — результат предварительного заплыва;

— третье значение — результат полуфинального заплыва;

— четвертое значение — результат финального заплыва;

— осн. — основная, профильная дистанция пловца.

Перед медитативным тренингом со спортсменами проводилась психорегулирующая тренировка (вариант успокоения). В процессе тренинга спортсмены отвечали на ряд вопросов, отражающих содержание следующих мысле-образов: «моя подготовленность», «рефлексия, самооценка, цели», «моя команда», «уверенность», «мой образ». В процессе тренинга сознание переводится с одного мысле-образа на другой в определенной последовательности. По мере освоения медитативного тренинга спортсменам предлага-

лось использовать медитативный тренинг самостоятельно в домашней обстановке и использовать его при подготовке к старту на соревнованиях. После завершения занятий тестирование формируемых качеств выявило их существенное повышение.

Тренировка на воде строилась в соответствии с принципами спортивной тренировки [6 — 8]. Объём и интенсивность нагрузки варьировались и имели волнообразный характер (рис. 1, 2). В распределении тренировочных нагрузок в микроциклах мы руководствовались следующими положениями, представленными в теории и методике спортивной тренировки:

1) рост удельного веса соревновательных воздействий — повышение доли физических упражнений в субмаксимальной и максимальной зонах мощности в ударном микроцикле;

2) увеличение однонаправленности нагрузок в отдельные дни занятий;

3) повышение вариативности (скачкообразности, контрастности) задаваемых нагрузок в каждом микроцикле.

Преимущественно, как в недельном цикле, так и по дням, работа спортсменов в зоне умеренной мощности составляла 43 — 45 % от всей нагрузки. В отдельные дни работа в этой зоне мощности составляла 70 %. Работа осуществлялась в аэробном режиме, что способствовало повышению аэробных возможностей организма. Значительно меньше, в пределах 20 — 25 %, выполнялась работа в зоне большой мощности. Работа в зонах субмаксимальной и максимальной мощностях (характерной для соревновательной деятельности) имела волнообразный характер и колебалась в пределах 10—17 % от общей работы.

Результаты участия пловцов в чемпионате России представлены в табл. 1.

Спортсмены принимали участие в 24 стартах (основных и неосновных). В 60 % пловцы улучшали заявочный результат. Не все дистанции были основными у пловцов. В 10 основных дистанциях из 14 результаты были улучшены, что составило 70 %. По сравнению с прошедшим до этого чемпионатом Сибирского федерального округа, на котором пловцы в 80 % улучшали заявочный результат, на чемпионате России эти показатели несколько ниже. Это можно объяснить разной мотивацией спортсменов и их целевой установкой на соревнование. Выступая на чемпионате Сибирского федерального округа, пловцы ставили цель показать результат как можно лучше, чтобы отобраться на предстоящий чемпионат России. Выступление

о

от

Е

Т

Таблица 2

Результаты выступления пловцов-спринтеров на международных соревнованиях на Кубок В. Сальникова (мин, сек)

Ф. И. О. Дистанция

50 100 200

Р. Р. 24,75 (осн) 25,23 53,60 (осн) 55,14

Т. А. 27,34 27,94 58,58 (осн) Б80 2,08,70 (осн) 2,08,48

Ш. Д. 59,54 (осн) 1,00,60 2,09,87 (осн) 2,13,22 2,12,87

Примечание: условные обозначения те же, что и в табл. 1.

формирование оптимального предстартового состояния и реализацию подготовленности на соревновании. Результативность соревновательной деятельности команды пловцов на трёх соревнованиях можно считать удовлетворительной. Спортсмены находились в оптимальном состоянии и были готовы как физически, так и психологически достичь поставленных целей. Занятия по психологической подготовке принесли свои плоды: большинство спортсменов чувствовали себя психологически готовыми и на практике применяли полученные знания и умения. Однако не все пловцы перевыполнили заявочные результаты. Видимо, сказалось неумение использовать в соревновательной практике приобретенные на тренировках знания и психологические приемы, болезнь перед соревнованием, а также высокий ранг соревнований.

Библиографический список

на чемпионате России для пловцов не предусматривало попасть на дальнейшие соревнования (за исключением трех спортсменов). Это как бы финал, к которому они были устремлены, выступая на чемпионате округа, конечный путь.

Подготовительный процесс сводился к основному старту, которым являлся чемпионат России, однако не все спортсмены смогли показать результаты лучше заявочных результатов. Физическая подготовленность пловцов соответствовала уровню соревнований, этапу подготовки и позволяла при должной реализации показать рекордный для спортсменов результат.

В целом спортсмены считают выступления удачными. Один пловец выполнил норматив мастера спорта международного класса, другой завоевал второе место. Три пловца показали результаты, которые позволили им отобраться на международные соревнования — на Кубок В. Сальникова. Пловцы отметили положительную динамику роста способности к саморегуляции, чувствовали себя более уверенными перед стартом. Спортсмены, перевыполнившие заявочные результаты, отмечают, что этому способствовали занятия психологической подготовкой. В беседе со спортсменами отмечается, что они ощутили пользу психологической подготовки и находят её полезной и своевременной, она позволила им создать свое предстартовое состояние, которое способствовало установлению личных рекордов.

На втором этапе исследования пловцы (3 человека) готовились к соревнованиям на Кубок В. Сальникова. Все пловцы перед соревнованием переболели (простуда) и поэтому не смогли показать запланированные результаты (табл. 2).

Заключение. Предсоревновательная подготовка пловов, включающая психологическую подготовку, предваряющую основную тренировку на воде в предсоревновательном мезоцикле, способствовала совершенствованию качеств, обеспечивающих

1. Никоноров, Д. В. Интеграция физического и познавательного развития детей 6 — 7 лет в процессе обучения двигательным действиям : дис. ... канд. пед. наук / Д. В. Никоноров. — Набережные Челны, 2014. — 155 с.

2. Рапопорт, О. А. Интеграция физической и психологической подготовкой борцов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации : дис. ... канд. пед. наук / О. А. Рапопорт. — Красноярск, 2005. — 150 с.

3. Алексеев, А. В. Преодолеть себя / А. В. Алексеев. — М. : Физкультура и спорт, 2003. — 180 с.

4. Бабушкин, Г. Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена : моногр. / Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких. — Омск : СибГУФК, 2013. - 240 с.

5. Иванов, А. А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой /А. А. Иванов. — М. : Советский спорт, 2012. — 112 с.

6. Андрущишин, И. Ф. Комплексная система психолого-педагогической подготовки спортсменов : учеб. пособие / И. Ф. Андрущишин. — Алматы, 2012. — 332 с.

7. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. — 4-е изд. испр. и доп. — СПб. : Лань, 2005. — 384 с.

8. Платонов, В. Н. Тренировка пловцов высокого класса / В. Н. Платонов, С. М. Вайцеховский. — М. : Физкультура и спорт, 1985. — 256 с.

РЫБИН Рустам Евгеньевич, магистрант гр. Г13МФпс гуманитарного факультета. БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта.

БАЧИН Валерий Петрович, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры теории и методики плавания. Адрес для переписки: gena41@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2015 г. © Р. Е. Рыбин, Г. Д. Бабушкин, В. П. Бачин