Научная статья на тему 'Результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных пловцов-спринтеров и факторы её обусловливающие'

Результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных пловцов-спринтеров и факторы её обусловливающие Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
424
80
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯНИЕ / ПЛОВЦЫ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Рыбин Рустам Евгеньевич, Бачин Валерий Петрович

Проблема результативности соревновательной деятельности спортсменов является одной и актуальных в спортивной психологии. Ее решение позволяет использовать полученные результаты на практике. Целью настоящего исследования было определить результативность соревновательной деятельности пловцов спринтеров высокой квалификации и выявить влияние психологических факторов. Проведенное исследование позволило выявить влияние ряда психологических факторов на результативность соревновательной деятельности пловцов.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Рыбин Рустам Евгеньевич, Бачин Валерий Петрович,

Productivity of competitive activity of highly skilled swimmers and its key factors

The problem of productivity of competitive activity in sportsmen is important in sports psychology. Its solution uses the received results in practice. The purpose of the present research is to evaluate productivity of competitive activity of the swimmers of high qualification and to reveal the influence of the psychological factors. The carried out research reveals the influence of a number of the psychological factors on productivity of competitive activity of the swimmers.

Текст научной работы на тему «Результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных пловцов-спринтеров и факторы её обусловливающие»

УДК 797.215.2

Г. Д. БАБУШКИН Р. Е. РЫБИН В. П. БАЧИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ-СПРИНТЕРОВ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ

Проблема результативности соревновательной деятельности спортсменов является одной и актуальных в спортивной психологии. Ее решение позволяет использовать полученные результаты на практике. Целью настоящего исследования было определить результативность соревновательной деятельности пловцов спринтеров высокой квалификации и выявить влияние психологических факторов. Проведенное исследование позволило выявить влияние ряда психологических факторов на результативность соревновательной деятельности пловцов.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, факторы, влияние, пловцы высокой квалификации.

Актуальность. В ряде психологических исследований показано, что результаты выступления спортсменов на соревнованиях во многом обусловлены психологическими факторами [1—4 и др.]. При одинаковом уровне физической, технической подготовленности высококвалифицированных спортсменов именно психологические факторы могут играть решающую роль в реализации подготовленности спортсмена. Психологические факторы в своём многообразии приобретают особую значимость в соревновательном периоде, в течение которого результативность соревновательной деятельности обусловлена тем или иным психологическим фактором. Результативность соревновательной деятельности являлась предметом ряда исследований [5 — 8 и др.], в которых показано влияние изучаемого авторами того или иного фактора. Однако многие вопросы не нашли своего отражения. В их разрешении нуждаются тренеры и спортсмены.

Любое спортивное соревнование в силу условно-рефлекторной реакции организма на предстоящую деятельность вызывает существенные изменения в деятельности систем организма, приводящие к изменениям состояния спортсмена и затруднениям выполнения спортсменом заученных действий. В этом сказывается влияние различных факторов внешнего и внутреннего характера. Спортсмен готов показать определенный результат, но не может реализовать накопленный потенциал. Ответственность за результат и желание повысить свои спортивные достижения приводят к эмоциональным сдвигам, определяющим характер предстартового состояния спортсмена. В этом случае роль личностного фактора может оказаться решающим фактором. Однако в тренерской практике роль личностного фактора нередко недооценивается в силу различных причин.

Соревновательная деятельность в спринтерском плавании имеет свои специфические особенности, заключающиеся в следующем:

— необходимость вывода организма пловца-спринтера на высокий уровень активности в короткий промежуток времени (30 — 60 с);

— необходимость владения приемами психической саморегуляции, обусловливающими формирование оптимального предстартового состояния и его сохранение на протяжении всего соревнования.

Проблема исследования заключается в обосновании факторов, влияющих на результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных пловцов-спринтеров.

Гипотеза исследования: предполагается, что высококвалифицированные пловцы-спринтеры не всегда могут реализовать подготовленность на соревнованиях, что определяется комплексом факторов психологического характера.

Задачи исследования:

1. Определить результативность соревновательной деятельности пловцов-спринтеров высокой квалификации.

2. Выявить уровень сформированности навыков психической саморегуляции и степень эмоционального выгорания у пловцов.

3. Выявить уровень позитивной направленности предсоревновательной мыслительной деятельности пловцов и вегетативный тонус.

4. Определить влияние психологических факторов на результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных пловцов-спринтеров.

5. Проверить эффективность психологической подготовки пловцов к соревнованиям.

Методы и методики исследования. Анализ специальной литературы; анализ протоколов соревнований по плаванию; наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. В исследовании приняли участие пловцы-спринтеры высокой квалифи-

Результаты участия в соревнованиях на чемпионате России (ЧР) и Кубке России (КР) пловцов-спринтеров (мин/с)

Таблица 1

Ф.И. / разряд Дистанция

50 100 200

ЧР КР ЧР КР ЧР КР

П.И./МС (2,08,34)(осн.) 2,07,34

И.Е./МС (27,89) 27,73 (58,73)(осн.) 58,90 (58,73) 58,75 (2,07,03) (осн.) 2,06,74 (2,06,46) 2,06,47

Т.А./МС (29,09) 29,40 (1,03,58)(осн.) 1,04,00 (2,18,04)(осн.) 2,16,62 п/ф- 2,13,45 ф- 2,14,97

Ш.Д./МС (27,73) 29,02 (1,00,88)(осн.) 1,01,65 п/ф- 1,01,56 (2,13,84)(осн.) 2,15,23 п/ф- 2,16,01 ф- 2,13,49

С.Я./МС (34,31) 34,85 (33,69) 34,88 (1,13,95)(осн.) 1,14,33 (1,13,95) 1,15,83 (2,37,63)(осн.) 2,38,94 (2,37,63) 2,40,71

П.А./МС (33,15) (осн.) 34,04 (32,96) 33,44 (1,12,63)(осн.) 1,13,05 (1,11,54) 1,12,77 (2,37,00) 2,37,40 (2,37,00) 2,35,82

Р.Р./МСМК (25,88) (осн.) 26,02 п/ф- 25,80 ф- 25,75 (25,75) 25,85 ф- 25,55 (56,19)(осн.) 56,36 п/ф- 55,81 (55,81) 57,04

Л.Н./МС (29,62)(осн.) 29,42 (1,06,56)(осн.) 1,06,14 (2,26,25) (осн.) 2,22,60

Ж.С./МС (осн) (58,86) 1,00,78 (осн) (2,08,09) 2,08,49

Л.А./МС (29,82) 29,35 ф- 29,58 (1,04,98) 1,04,95 (2,22,21) 2,23,59

Ч.Е./МС (58,55)(осн.) 59,87 (2,06,09) (осн.) 2,05,29

В.В./МС (1,04,31)(осн.) 1,04,11 (2,22,29) (осн.) 2,21,50

Б.А./МС (1,00,26) 59,37 (2,08,19)(осн.) 2,05,57 ф- 2,06,76

А.А./МСМК (27,87) (осн.) 28,47 п/ф- 28,40 (28,26) 28,64 (1,02,34)(осн.) 1,02,53 п/ф- 1,02,00 (1,02,00) 1,03,29 ф- 1,03,15 (2,18,89) 2,19,02 (2,18,89) 2,20,90

Б.А./МС (1,55,36)(осн.) 1,54,99

Л.К./КМС (1,57,46)осн. 1,56,11

М.М./КМС (1,59,52) осн. 2,01,04

С.А./КМС (24,68)осн. 24,56 (53,86)осн. 53,98 (2,03,62) 2,02,12

Условные обозначения:

первое значение — заявочный результат, основная дистанция; второе значение — результат полуфинального заплыва; третье значение — результат финального заплыва; осн. — основная (профильная) дистанция пловца;

Показатели, выделенные жирным шрифтом, — улучшение заявочного результата.

кации — мастера спорта в количестве 18 человек. Спортсмены принимали участие в соревнованиях различного масштаба: чемпионат Сибирского федерального округа, Кубок России, чемпионат России. У пловцов были выявлены следующие психологические характеристики: направленность предсоревно-вательной мыслительной деятельности [9]; сформи-рованность навыков психорегуляции по методике А. В. Алексеева; показатель аутогенной нормы (СО), обоснованный М. Люшером и характеризующий нервно-психическое состояние человека [10]; степень

эмоционального выгорания по методике В. В. Бойко [11] в нашей модификации. Был проведен анализ содержания предсоревновательной подготовки пловцов. Под результативностью соревновательной деятельности пловцов мы понимаем степень реализации спортсменом своей подготовленности в соревнованиях.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены психологические характеристики личности и выявлена результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных пловцов-спринтеров.

о

ел

Е

т

Результаты первого этапа исследования. Спортсмены принимали участие в 56 стартах на различных соревнованиях (табл. 1). Из 56 стартов выявлено улучшение заявочных результатов у 40 % выступавших, у 60 % — наблюдалось ухудшение результатов. Таким образом, значительная часть пловцов-спринтеров не может реализовать свою подготовленность на соревнованиях. Можно предположить, что на этом сказалась предсоревновательная физическая подготовка в плане распределения по мощностям тренировочных нагрузок в микроциклах, а также пробелы в психологической подготовке.

Анализ психологических факторов показал следующее. В целом в группе пловцов выявлен средний уровень направленности предсоревновательной мыслительной деятельности в пределах 46 — 53 балла при максимуме 60 баллов. У одного пловца (МСМК) был выявлен высокий уровень мыслительной деятельности (её позитивной направленности). Анализ содержания предсоревновательной мыслительной деятельности пловцов позволил выявить следующие недостатки: сложность концентрации внимания, пловцам не всегда удается справиться со своим состоянием, появление отрицательных мыслей, проявление неуверенности, нежелание интересоваться специальной литературой.

На основании полученных результатов можно предполагать, что средний уровень мыслительной деятельности пловцов (отражающий её недостаточно позитивную направленность) не способствует реализации в соревновательных условиях накопленного на тренировках потенциала.

Анализ результатов выявления навыков психической саморегуляции показал следующее. В среднем по группе выявлен низкий уровень сформирован-ности навыков психорегуляции: у двух пловцов выявлен высокий уровень, у двух — средний уровень, у остальных — низкий уровень. Это объясняет то, что пловцы не умеют сконцентрироваться на предстоящей деятельности, перед соревнованием в их сознание проникают отрицательные мысли, спортсмены не всегда справляются со своим состоянием. В итоге спортсмены с низким и средним уровнем развития навыков психорегуляции не всегда могут реализовать свои возможности на соревнованиях.

Выявление нервно-психического состояния по показателю отклонения от аутогенной нормы, проведенное за неделю до соревнования, позволило установить следующее. В целом в группе выявлен средний уровень. При этом у двух пловов выявлен низкий уровень. Вполне возможным будет предположить негативное влияние отклонения от аутогенной нормы на результативность соревновательной деятельности.

Мы полагаем, что длительное воздействие чрезмерных физических и психических нагрузок в тренировочной и соревновательной деятельности на психику спортсмена может привести к психическому истощению — эмоциональному выгоранию.

Выявление степени эмоционального выгорания пловцов показало следующее. Эмоциональное выгорание выявлено у пяти спортсменов. К эмоциональному выгоранию спортсмена может привести следующее:

— недовосстановление спортсмена после тренировок и соревнований;

— однообразие тренировочных занятий;

— неоправдавшиеся ожидания спортсмена относительно своих результатов;

— отсутствие психологической поддержки со стороны тренера;

— неудачные выступления на соревнованиях;

— неудовлетворение актуальных потребностей;

— завышенные притязания.

В эмоциональном выгорании выделяется три фазы: напряжение, резистенция, истощение.

Фаза «напряжение» отражает переживание спортсменом психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, тревогу и депрессию, «загнанность в клетку». Фаза напряжения характеризуется как нервное (тревожное) состояние, которое служит предвестником, т.е. запускающим механизмом появления эмоционального выгорания. Среднегрупповое значение составляет 19,7 балла, что свидетельствует о несформированности этой фазы. У двух спортсменов эта фаза находится в стадии формирования.

Фаза «резистенция» проявляется в неадекватном эмоциональном реагировании на различные ситуации, редукции (снижении внимания) к выполнению своих профессиональных обязанностей, эмоционально-нравственной дезорганизации. Среднегруп-повое значение составляет 50,2 балла, что характеризует эту фазу в стадии формирования. У двух спортсменов эта фаза сформировалась.

Фаза «истощение» отражает эмоциональный дефицит, эмоциональную отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения, личностную отстраненность. Среднегрупповое значение составляет 35,6 балла и свидетельствует о том, что эта фаза не сформировалась. У двух спортсменов эта фаза сформировалась, у трёх — находится на стадии формирования.

Анализируя влияние эмоционального выгорания на результативность соревновательной деятельности, можно сказать следующее. У спортсменов с выраженным эмоциональным выгоранием результативность соревновательной деятельности ниже заявочной.

Результаты второго этапа исследования. Второй этап исследования предполагал пересмотр содержания предсоревновательной подготовки пловцов в плане распределения тренировочных нагрузок по мощностям (рис. 1).

На втором этапе исследования, на этапе пред-соревновательной подготовки к соревнованию в течение трех недель с пловцами были организованы занятия, предусматривающие формирование у пловцов позитивного мышления и навыков психической саморегуляции. При формировании навыков психорегуляции использовалась психорегулирующая тренировка А. В. Алексеева с постепенным переходом с гетеровнушения на аутовнушение.

Для формирования позитивного мышления использовались следующие приемы:

— прием «закладка мыслей» [12]. Спортсмен представляет себе ощущения и концентрируется на них от удачного выступления на соревновании. Спортсменам рекомендуется использовать установки типа: «Все прошло успешно», «Я выполнил поставленную цель» и т.п. Спортсмену предлагается ежедневно в течение пяти минут внушать себе мысли об успешном выступлении на предстоящем соревновании. Непосредственно перед стартом в ситуации беспокойства, тревоги, излишнего возбуждения спортсменам предлагается произносить утверждения типа: «Я спокоен и расслаблен», «Соревнование пройдет успешно», «Я выступлю удачно» и т.п.;

— приём «нахождение у себя положительных сторон». Спортсменам предлагалось составить список (15 — 20) своих положительных сторон типа: «Я могу хорошо подготовиться к соревнованию»,

1-я неделя

2-я неделя

60

30 -

10 -

—1

1 2

3 1 2 3 1_

12 3 4 1 2 3 4 : 12 3 4 ■ 1 4 12 3 4

11Умерен. I 2 Большая I ЗСубмакс. I 4 Макс.

1 день

2 день

3 день

4день

5 день

бдень

3-я неделя

Рис. 1. Распределение нагрузки на предсоревновательном этапе, %

«При любом состоянии я выступаю успешно», «Я оптимист». «Я уже многого достиг в спорте» и т.п. Такая аналитическая работа над собой позволяет спортсмену гордиться собой, ощущать удовлетворение и побуждать себя к дальнейшему совершенствованию. Ибо достигнутый успех и его ощущение ведут к новому успеху.

— медитативный мыслеобразный тренинг предусматривает очищение сознания от постороннего, негативного, мешающего продуктивной деятельности спортсмена. В процессе медитативного тренинга формируется позитивное мышление у спортсмена. Перед проведением тренинга со спортсменами проводилась работа по формированию навыков психорегуляции, так как в основе тренинга лежит владение концентрацией внимания. В процессе тренинга спортсмены отвечали на ряд вопросов, отражающих следующие мыслеобразы: «моя подготовленность», «рефлексия, самооценка, цели», «моя команда», «уверенность», «мой образ». В процессе

тренинга сознание переводится с одного мыслеоб-раза на другой в определенной последовательности.

Положительная динамика формирования навыков психорегуляции наблюдалась лишь у 40 % спортсменов. Это свидетельствует о трудности формирования навыков психорегуляции у взрослых спортсменов и кратковременности занятий. У 50 % спортсменов наблюдалось повышение уровня позитивности в предсоревновательной мыслительной деятельности. После тренинга спортсмены приняли участие в чемпионате Сибирского федерального округа. Были проанализированы соревновательные результаты. Результаты анализа следующие (табл. 2).

В течение четырёх дней соревнования пловцы стартовали 32 раза на основных (профилирующих) дистанциях. В 25 случаях пловцы превзошли заявочный результат, являющийся в большинстве случаев личным рекордом пловца. Участвуя в финальных заплывах, все спортсмены превзошли заявочный и полуфинальный результаты. Результат, показан-

о

СП

Е

Таблица 2

Результаты соревновательной деятельности пловцов-спринтеров на чемпионате Сибирского федерального округа (мин, с)

Ф. И. Дистанция

50 м 100 м 200 м

Р. Р. 24,75 (осн.) 25,42 25,78 54,75(осн.) 54,55 2,02,47 2,12,50

П. И. 2,07,34 (осн.) 2,02,77

Ж. С. 57,29 (осн.) 56,34 2,05,57 (осн.) 2,00,90

Т. А. 28,29 28,58 28,06 1,02,18 (осн.) 1,01,80 2,10,76 (осн.) 2,12,25

Л. Н. 29,11 ( осн.) 29,12 1,03,89 (осн.) 1,02,94 2,22,80 (осн.) 2,18,82

Г. Р. 30,87 29,79 1,05,10 (осн.) 1,03,29 2,29,73 (осн.) 2,17,74

И. Е. 27,15 26,47 56,96 (осн.) 56,30 2,02,31 (осн.) 2,00,95

К. П. 25,01 (осн.) 24,85 24,69 54,84 (осн.) 55,42 2,19,64 2,05,04

П. А. 32,91 (осн.) 32,37 32,46 1,11,77 (осн.) 1,11,10 2,36,77 2,34,89

Г. А. 33,68 32,87 33,40 1,12,47 (осн.) 1,12,42 2,34,88 (осн.) 2,33,51

Условные обозначения:

первое значение — заявочный результат, основная дистанция; второе значение — результат финального и полуфинального заплыва на дистанции 50 м;

третье значение — результат финального заплыва на дистанции 50 м;

показатели, выделенные жирным шрифтом, отражают улучшение

результата на соревновании;

осн. — основная, профильная дистанция пловца

ный одним из спортсменов (МСМК) на 200 м, оказался хуже заявочного результата. Это объясняется тем, что пловец за неделю до этого выступал на международных соревнованиях, где показал лучший результат, который позволил ему квалифицироваться на чемпионат России и стал заявочным результатом на данные соревнования. Поэтому спортсмен не стал выкладываться полностью на промежуточном для него соревновании (чемпионате СФО). У двух спортсменок наблюдалось ухудшение результата в финальной части соревнования. Несмотря на то что времени для отдыха было достаточно (полуфинальные заплывы проходили в начале программы, а финальные в конце), спортсменки не смогли улучшить результат. Видимо предстоящие финальные заплывы вызвали дополнительное волнение и напряжение, справиться с которым спортсменки не смогли.

В целом, выступление сборной Омской области на чемпионате СФО считается успешным (табл. 2): в 78 % случаев пловцы улучшили заявочные результаты. В этом, несомненно, заслуга проведенной грамотно предсоревновательной физической и психологической подготовки с пловцами перед чемпионатом СФО.

Выводы. Специальная подготовленность пловцов высокой квалификации к соревнованию не всегда может быть реализована в соревновательных условиях. На результативность соревновательной деятельности пловцов-спринтеров влияет ряд изучен-

ных нами психологических факторов: недостаточный уровень сформированности навыков психорегуляции; наличие негативной направленности в структуре предсоревновательной мыслительной деятельности; преобладание трофотропного реагирования; эмоциональное выгорание. Не исключается влияние других неучтённых факторов. Опираясь на результаты проведенного педагогического эксперимента, необходима дополнительная работа с перечисленными выше факторами в плане психологического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям, что будет способствовать повышению результативности соревновательной деятельности. Об этом свидетельствуют результаты проведенного исследования.

Библиографический список

1. Алексеев, А. В. Преодолей себя! / А. В. Алексеев. — Ростов/н Д : Феникс, 2006. — 352 с.

2. Бабушкин, Г. Д. Результативность соревновательной деятельности спортсмена и пути её повышения / Г. Д. Бабушкин // Спортивный психолог. — № 1. — С. 63 — 68.

3. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. — М. : Советский спорт, 2006. — 296 с.

4. Психология соревновательной деятельности спортсмена : моногр. / Под ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск : СибГУФК, 2010. - 263 с.

5. Скорук, Е. А. Переносимость психической нагрузки и её влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов / Е. А. Скорук, Г. Д. Бабушкин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. - № 3 (129). - С. 171-174.

6. Шумилин, А. П. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки дзюдоистов к соревнованиям в системе многолетней спортивной тренировки : моногр. / А. П. Шумилин. -Красноярск : СФУ, 2010. - 320 с.

7. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений : моногр. / Б. П. Яковлев. - Сургут : СурГПУ, 2007. - 201 с.

8. Яковлев, Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности : учеб. пособие. - М. : Советский спорт, 2014. -311 с.

9. Бабушкин, Г. Д. Характеристика мыслительной деятельности спортсмена перед соревнованием и её диагностика / Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : сб. науч. ст. - Чебоксары : ЧГПУ, 2013. - С. 7-11.

10. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности : учеб. пособие / В. Ф. Сопов. -М. : Академический проект, 2005. - 128 с.

11. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб. : Сударыня, 1999. - 30 с.

12. Бабушкин, Г. Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена : моногр. / Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких. -Омск : СибГУФК, 2013. - 237 с.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта.

РЫБИН Рустам Евгеньевич, магистрант группы Г13Мпс кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта.

БАЧИН Валерий Петрович, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры теории и методики плавания. Адрес для переписки: депа41 @таЦ.ш

Статья поступила в редакцию 05.11.2014 г. © Г. Д. Бабушкин, Р. Е. Рыбин, В. П. Бачин

УДК 796.342.082.1-053.6

О. Н. КУДРЯ Е. В. ФИЛИМОНОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ОСОБЕННОСТИ

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСИСТОВ 12-14 ЛЕТ ПРИ ИГРЕ НА КОРТАХ С РАЗНЫМ ТИПОМ ПОКРЫТИЙ

Проанализированы показатели соревновательной деятельности теннисистов 12-14 лет при игре на кортах с разным типом покрытия в различные периоды годичного цикла. Отмечено снижение технико-тактических показателей соревновательной деятельности при игре на площадках с грунтовым покрытием. Выявлена взаимосвязь между специальными показателями соревновательной деятельности и уровнем развития ско-ростно-силовых качеств. Обоснована необходимость развития скоростно-силовой выносливости при подготовке к соревнованиям, проходящим на кортах с мягким покрытием.

Ключевые слова: теннисисты 12-14 лет, соревновательная деятельность, корты с разным типом покрытий.

Введение. В современном теннисе соревнования проводятся на кортах с разным типом покрытий, среди которых в зависимости от высоты и скорости отскока мяча выделяют быстрые и медленные. В зависимости от покрытия корта у игрока есть возможность выработать определенную тактику игры.

Анализ соревновательной деятельности высококвалифицированных теннисистов [1-3] показал, что игра на разных покрытиях отличается разносторонностью технических действий, объемом технических действий, качественно-количественными параметрами передвижений, что предъявляет дополнительные требования к организации тренировочного

процесса. Согласно данным литературы, ведущие теннисисты страны принимают участие в 10-20 соревнованиях в течение годичного цикла, показывая свой лучший результат от одного до трех раз. При этом остальные соревнования используются как средство подготовки, наряду со специально-подготовительными и общеподготовительными средствами. Участие в этих турнирах помогает совершенствовать все виды подготовленности, накапливать соревновательный опыт, который будет реализован в турнирах более высокого ранга.

Активная соревновательная деятельность у теннисистов начинается с 12-летнего возраста. Юные