Научная статья на тему 'Динамика эмоциональных состояний пловцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям'

Динамика эмоциональных состояний пловцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
335
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щербаков Иван Сергеевич

В данном исследовании показано, что уровень эмоционального состояния у пловцов-спринтеров перед стартом не соответствует их квалификации. Предложена дальнейшая разработка методики повышения соревновательной результативности омских пловцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика эмоциональных состояний пловцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям»

однако в зависимости от ступени непрерывного образования, а также от раздела программы по физическому воспитанию, в котором реализуется система профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей, их пропорции в общем содержании учебного предмета могут быть разными (рис. 1).

На представленной схеме видно, что содержательный элемент концептуальной модели профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей представляет собой усвоение теоретического материала, формирование правильной осанки и нормальных сводов стоп, адаптированных к возрастным возможностям детей, в сочетании с освоением программного материала.

Характерной особенностью данной модели является наличие взаимосвязи изучаемого материала как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальная связь отображает поэтапное изучение учебного материала, заключающееся в постоянном возвращении к изучаемым темам от года к году с их углублением и усложнением. Связь по горизонтали отображает синтез знаний и способов деятельности общефизкультурного и профилактического характера.

В целом профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна пронизывать все содержание учебного предмета «Физическая культура», переплетаясь и сочетаясь с каждой учебной темой, с задачами каждого урока.

Экспериментальное внедрение разработанной модели профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей в образовательном процессе по физической культуре в образовательных уч-

реждениях различного типа (ООШ № 72, гимназия № 147 и лицей № 137) в течение трех лет привело к улучшению его состояния, характеризующемуся снижением количества детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки, с 78,1% до 59,4% и количества детей, имеющих различные нарушения сводов стоп, с 50% до 26,6%.

Таким образом, интеграция образовательной и оздоровительной деятельности становится необходимым условием успешности процесса формирования физической культуры личности, а принцип интеграции приобретает статус методологического и дидактического принципа построения учебного процесса.

Библиографический список

1. Формирование культуры здоровья в условиях современного образования: Монография/ О.Л. Трещева, М.П.Асташи-на, И.В. Павлова и др., под общей ред. О.Л. Трещевой. — Омск: СибГАФК, 2002. - 268 с.

2. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека/ Л.И. Лубышева. — М.: ГЦИФК, 1992. — 120 с.

3. Кузин В.В. Интегративная биосоциальная антропология/ В.В. Кузин, Б.А. Никитюк. — М.: ФОН, 1996. — 220 с.

ПЕНЬКОВА Ирина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ВиС.

Дата поступления статьи в редакцию: 05.04.2007 г.

© Пенькова И.В.

УДК 796.071.2:159.9

И. С. ЩЕРБАКОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ДИНАМИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПЛОВЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ЭТАПЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ

В данном исследовании показано, что уровень эмоционального состояния у пловцов-спринтеров перед стартом не соответствует их квалификации. Предложена дальнейшая разработка методики повышения соревновательной результативности омских пловцов.

Несколько обстоятельств привлекают особое внимание к проблеме совершенствования психологической подготовки пловцов высокой квалификации на этапах непосредственной подготовки (ЭНП) к соревнованиям.

Во-первых, исследуемый этап развития спортивного плавания отмечается скачкообразным ростом тренировочных и соревновательных нагрузок. Это существенно осложнило построение различных структурных образований тренировочного процес-

са, в том числе мероприятий, связанных с психологической подготовкой пловца [1, 5, 8].

Во-вторых, потребовались принципиально новые подходы к профилактике переутомления спортсменов и перенапряжения, несущих основную нагрузку функциональных систем, средствами психической саморегуляции [2, 8].

В-третьих, проведенные исследования свидетельствуют об ограниченном использовании спортсме-

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

нами средств психической подготовки [9, 10].

Практика подготовки выдающихся пловцов убедительно показывает возможность применения различных средств и методов психологической поддержки в процессе непосредственной подготовки к соревнованиям, в течение спортивного сезона. В основе каждого из таких решений — система соревнований, принятая в стране, традиции плавательных школ, обобщённый опыт подготовки выдающихся пловцов, результаты научных исследований, интуиция и опыт тренеров и психологов команд, анализ и учёт индивидуальных возможностей талантливых пловцов.

Анализ научно-методической литературы показал, что имеется недостаточно сведений о влиянии психических состояний на спортсменов на интересующем нас этапе подготовки, поэтому знания об управлении психическими состояниями высококвалифицированных пловцов в зависимости от направленности тренировочной нагрузки на этапе предсоревновательной подготовки могут стать основой для более эффективного планирования тренировочного процесса.

В исследовании принимали участие пловцы высокой квалификации, учащиеся училища олимпийского резерва и университета физической культуры (г. Омск), имеющие спортивные звания КМС и МС (n = 20), имеющие опыт участия в соревнованиях всероссийского масштаба (финалисты и призёры чемпионатов и первенств России).

На изучаемом нами этапе непосредственной подготовки к соревнованиям была выявлена направленность тренировочных занятий, позволяющая целенаправленно и эффективно вести подготовку спортсмена к главным стартам года (таблица 1).

Спортсменам помимо стандартной тренировочной нагрузки до и после тренировки предлагалось заполнить тестовую карту САН. Данный тест позволил судить об эмоциональном состоянии спортсменов, отражающем силу, здоровье, утомление; характеристики движения, подвижности, скорости и темпа протекания функций и процессов.

Одной из основных особенностей, влияющих на успешность деятельности спортсменов, является способность управлять своими эмоциями, чувствами, мыслями, т. е. способность к психорегуляции. Результаты эксперимента по исследованию уровня развития навыков психорегуляции у спортсменов высокой квалификации представлены в таблице 2.

Динамика эмоциональных состояний под воздействием тренировочных нагрузок у высококвалифицированных пловцов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям характеризуется следующим. В начале втягивающего микроцикла высокие показатели имеют специальная выносливость (5,27 балла) и скоростные возможности (5,62 балла). Несколько меньшую степень выраженности имеют следующие компоненты: скоростная (5,2 балла) и общая выносливость (5,12 балла). Меньше всего пловцы ориентированы на выполнение заданий, связанных с контролем над техникой плавания (4,73 балла) и техникой выполнения стартов и поворотов (5 баллов). На наш взгляд, недостаточная акцентуация при выполнении данных упражнений имеет негативный характер, так как в начале этапа предсоревновательной подготовки спортсмен в большей степени должен быть ориентирован на усиление всего технико-тактического арсенала.

В конце втягивающего микроцикла значительных изменений эмоционального фона не произошло. Незначительно повысились (Р>0,05) следующие компоненты: общая выносливость (5,22 балла); техника

всех способов плавания (5,01 балла). А при выполнении заданий на скорость, скоростную и специальную выносливость, технику старта и поворота эмоциональное состояние высококвалифицированных пловцов в конце втягивающего микроцикла незначительно снизилось (Р>0,05). По нашему мнению, значения всех показателей, характеризующих изменения эмоционального состояния спортсменов под воздействием тренировочных нагрузок, соответствуют решаемым задачам на данном отрезке при подготовке к соревнованиям, а незначительное ухудшение некоторых показателей связано с тем, что к завершению втягивающего микроцикла пловцы начинают испытывать достаточно высокие нагрузки, которые обусловлены стремлением довести организм тренированного спортсмена до стрессового состояния, способного вызвать дополнительный адаптационный скачок.

В конце ударного микроцикла (3-й период) характеристики подвижности, скорости и темпа протекания функций и процессов, здоровья, утомления, эмоционального состояния у пловцов высокой квалификации представлены следующим образом. Снизилась (Р<0,05) по сравнению со вторым периодом способность к выполнению специализированной плавательной работы в режиме общей выносливости (5,17 балла). На наш взгляд, такое снижение связано с тем, что во время ударного микроцикла борцы преодолевают нагрузки, которые по объему и интенсивности выше, чем на предстоящих соревнованиях. Достаточно высокую степень выраженности эмоционального фона имеют задания скоростной направленности (5,48 балла). Несколько меньшую степень выраженности (Р>0,05), чем во втором периоде, имеют следующие компоненты: техника способов плавания (5,01 балла); специальная выносливость (5,17 балла), техника стартов и поворотов (5,01 балла). Незначительно повысилась (Р>0,05) скоростная выносливость (5,1 балла). В конце ударного микроцикла после максимальных нагрузок у пловцов возросла утомляемость, накопилась усталость, появляются негативные эмоции, спортсмены утомлены физически и психологически, вот почему в этот момент снижается целый ряд показателей, характеризующих психическую готовность спортсмена к выполнению соревновательного упражнения.

В конце восстановительного микроцикла достоверно увеличилось (Р<0,001) по сравнению с первым периодом восприятие тренировочных заданий на технику плавания (5,19 балла), а общая и специальная выносливость незначительно снизилась (Р>0,05). Это объясняется тем, что спортсмены настроены на результат, но величина данных показателей, по нашему мнению, недостаточна для проявления максимальных психофизических возможностей. По динамике эмоциональных состояний при выполнении упражнений на технику стартов и поворотов можно сказать следующее: (Р>0,05) наблюдается небольшое понижение (4,36 балла) и достоверное повышение (Р<0,05) эмоционального фона при выполнении заданий в скоростном режиме (5,5 балла). Это говорит о том, что перед стартом пловцы заинтересованы в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на результатах соревновательной деятельности.

При сравнении показателей, характеризующих эмоциональные состояния пловцов-спринтеров в первом периоде исследования, с показателями четвертого периода выяснилось следующее: достоверно улучшилась (Р<0,01) техника соревновательного упражнения к концу этапа предсоревновательной подготовки. Это говорит о том, что пловцы мотивирова-

Общая схема тренировочной работына этапе непосредственной подготовки к соревнованиям

ПН ВТ СР ЧТ пг СБ ВС

техника всех способов плавания спец. вын-ть техника старта и поворота отдых спец. вын-ть скоростная вын-ть л

ЕГ у и 33 общая вын-ть общая вын-ть скор-я вын-ть скорость техника всех способов плавания скорость у Ь

Таблица2

Выраженносгьдинамики эмоциональных состояний пловцов под воздействием тренировочных нагрузок на этапе непосредственной подготовки (х±<т), баллы

№ Напр авленность тренировочной работы на воде Период исследования категорий самочувствия, активности, настроения на этапе непосредственной подготовки Р

1 2 3 4

1 Техника всех способов плавання 4,73±0,63 5,01±0,5б 5,01±0,51 5,19±0,43 Р10.05 Р, 3< 0,05 Р34< 0,001 Р41< 0,01

2 Техника старта и поворотов 5,0±0,78 4.3 ±0,76 5,01 ±0,76 4,36±0,69 Р,,> 0,05 Рьэ> 0,05 Р3.4> 0,05 Р41 > 0,05

3 Общая выносливость 5,12±0,52 5,22±0,48 5.17±0,53 5,08±0,64 Р.1> 0.05 Рц> 0,05 Р3.4> 0,05 Р4Л> 0,05

4 Специальная выносливость 5Д7±0,65 4,79±0,49 5,17±0,59 4,95 ±0,37 Р:; > 0,05 Р;.з> 0,05 Р34> 0,05 Р4',> 0,001

5 Скоростная выносливость 5,2±0,б 4,7.2 ±0,6 5,1±0,61 5,17±0,68 Р1;> 0,05 Рз,з> 0,05 Р3 4> 0,05 Р41 > 0,05

6 Скорость 5,62±0,24 5,13±0,25 5,48±0,47 5,5±0,б2 Р,-,> 0.05 Рц> 0,05 Р3.4> 0,05 Р4Л> 0,05

ны на результат. К концу этапа предсоревнователь-ной подготовки у пловцов-спринтеров наблюдается незначительное снижение (Р>0,05) эмоционального компонента подготовки по общей выносливости (5,08 балла) и скорости (5,5 балла). По мере приближения соревнований пловцов в меньшей степени волнуют вопросы техники выполнения старта и поворота соревновательной дистанции, но зато в большей степени спортсменов волнует эмоциональный фон при выполнении заданий в режиме специальной выносливости, величина которого достоверно снизилась (Р<0,001) по сравнению с началом этапа непосредственной подготовки к соревнованиям. Такое снижение, на наш взгляд, может отрицательно сказаться на выступлении на соревнованиях и не соответствует квалификации пловцов и рангу соревнований, к которым они готовились.

В настоящем исследовании мы показали, что уровень эмоционального состояния у пловцов-спринтеров перед стартом не соответствует их квалификации. Такого уровня готовности высококвалифицированным пловцам недостаточно для достижения высокого спортивного результата в соревнованиях, о чем свидетельствует недостаточно высокий коэффициент результативности соревновательной деятельности пловцов, равный 32%. Однако дальнейшая разработка методики, включающей оценку, коррекцию и управление взаимовлиянием эмоциональных состояний и нагрузки с использованием ресурсных состояний и их моделирование, позволит существенно повысить эффективность этапа предсоревновательной подготовки

высококвалифицированных пловцов омской школы плавания, что, в свою очередь, положительно скажется на соревновательной деятельности.

Мы считаем, что для повышения соревновательной результативности омских пловцов необходимо, чтобы у спортсменов к концу этапа непосредственной подготовки к соревнованиям существенно вырос уровень тренировочных заданий положительного эмоционального воздействия по сравнению с началом, а величина побудительных оснований должна быть значительно выше тех величин, которые были выявлены во время исследования. И это, на наш взгляд, зависит от того, насколько качественно будет осуществляться процесс психологической подготовки, в частности управление эмоциональными состояниями во время проведения этапа предсорев-новательной подготовки.

Библиографический список

1. Антонинов А.В. Планирование тренировочной нагрузки пловцов различной квалификации на основе анализа здоровья и динамики результатов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Антонинов. - Малаховка, 2000. — 24 с.

2. Волков И.П. Некоторые результаты психорегулирующей тренировки пловцов / И.П. Волков // Вопросы спортивной психогигиены. - М., 1973.- С. 130-134.

3. Неверкович С.Д. Роль и функции психологии в спорте / С.Д. Неверкович // Спортивный психолог. - 2004. - № 2. - С. 4.

4. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

5. Платонов В.Н. Тренировка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: ФиС, 1985. - 284 с.

6. Попов А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. - М.: Флинта, 2000. - 152 с.

7. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта / А.В. Родионов. - М.: Юпитер, 2002.-160 с.

8.Смоленцева В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов / В.Н. Смоленцева. Монография. -Омск: СибГУФК, 2003. - 196 с.

9. Суханов А.Д. Пути формирования мотивации достиже-

ния наивысшего спортивного результата / А.Д. Суханов. // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №4. - С. 37-38.

10. Щербаков Е.П. Функциональная структура воли / Е.П. Щербаков. - Омск: ОГИФК, 1990. - 257 с.

ЩЕРБАКОВ Иван Сергеевич, аспирант.

Дата поступления статьи в редакцию: 12.07.2007 г. © Щербаков И.С.

УДК 378 Р.В. ЛИТВИНОВ

О.П. ГОЛОВЧЕНКО

Сибирская автомобильнодорожная академия

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

В статье рассмотрены некоторые аспекты подготовки юных футболистов в онтогенезе с учетом развития необходимых физических качеств.

Двигательные возможности человека формируются на базе естественного и стимулируемого развития природно детерминированных компонентов физического потенциала человека (Н.А.Бернш-тейн, 1956, В.К.Бальсевич, 1980). Более того, генетически, биологически и социально обусловленное развитие двигательного потенциала человека имеет ряд фундаментальных закономерностей этого процесса, главными из которых являются гетерох-ронность и сенситивность (В.К.Бальсевич, 2000), существенно предопределяющие двигательные возможности человека в окружающей среде как в общем смысле, так и в смысле развития специальных, присущих какому-то виду спорта качеств. Абсолютные результаты развития кинезиологического потенциала человека зависят от характера, направленности, содержания и интенсивности тренирующих и обучающих воздействий. При этом недооценка своевременного формирования того или иного качества с точки зрения его возрастной сен-ситивности может негативно сказаться на двигательных возможностях индивидуума в его практической деятельности, тогда как совпадение воздействий с периодами естественных ускорений в развитии тренируемых функций существенно повышает их эффективность.

Нынешняя организация спортивной подготовки юных футболистов мало согласуется с закономерностями развития физического потенциала человека (А.П.Золотарев, 1997, В.Г.Тристан, 1994, Н.А.Фомин, 1981). Она совершенно не учитывает влияние характера тренирующих и обучающих воздействий на процессы адаптации организма спортсмена к физическим и психологическим нагрузкам разного характера, объема и интенсивно-

сти. Так, в двух последних программах учебно-тренировочной работы для футбольных спортивных школ соответственно в 1981 и 1996 гг. при достаточно глубокой проработке учебного процесса в целом и наличии многочисленных рекомендаций общего характера внимания к развитию в первую очередь физического потенциала растущего организма юных спортсменов явно недостаточно. Так, за весь период обучения (от 8 до 18 лет) из общего числа 8860 на физическую подготовку отводится 1212, то есть всего 13,67 % запланированных часов.

Кроме того, несмотря на некоторую смену авторов программ и руководящих футболом и школами ведомств, содержание программ во многом одинаково, а возрастному физическому развитию юных футболистов как по количеству часов, так и по их содержанию уделяется явно вспомогательная роль. Что касается специфики упражнений и средств, рекомендованных в программах, то они в основном набраны из раздела «гимнастики и мускуляции» (Ж. Анкетиль, 1973) без учета известных рекомендаций, имеющих солидную научную и практическую основу (Н.А. Бернштейн, 1956, В.К. Бальсевич, 2000, И.П. Ратов, 1976, Ф.П. Суслов и др., 1981).

При этом обе программы имеют абсолютно одинаковые разделы по общей и специальной подготовке и одинаковые контрольные нормативы (табл. 1,2), весьма приблизительно оценивающие качественную сторону физической подготовки в связи с отсутствием уровневой тестовой программы физической подготовленности, а также комплексных оценок ударных действий и игрового потенциала футболистов. В то же время требования по специальной подготовке либо явно не способны оценить десятилетний непрерывный труд юных спортсменов и их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.