Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение предсоревновательной подготовки спортсменов высокой квалификации'

Психологическое обеспечение предсоревновательной подготовки спортсменов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
361
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА / СПОРТСМЕНЫ / СОРЕВНОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г.

В статье представлены содержание и значение психологического обеспечения предсоревновательной подготовки спортсменов высокой квалификации. Приводятся результаты соревновательной деятельности спортсменов, свидетельствующие о низкой степени реализации их подготовленности на соревнованиях. Проведено тестирование пловцов, результаты которого свидетельствуют о недостаточном развитии психологических качеств, отражающих психологическую подготовленность к соревнованию. Представлены результаты работы со спортсменами, подтверждающие позитивное влияние психологического обеспечения на выступления пловцов на соревнованиях. Результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов во многом обусловлена содержанием этапа предсоревновательной подготовки, существенное место в котором должно занимать психологическое обеспечение подготовки спортсменов, построенное на основе значимости факторов, составляющих психологическую подготовленность. Целью психологического обеспечения подготовки спортсменов высокого класса к соревнованиям является создание психологических предпосылок для реализации спортсменами своей подготовленности и демонстрации личных рекордов. Однако не все спортсмены, участвующие в эксперименте, улучшали заявочные результаты, что свидетельствует о трудности формирования у взрослых высококвалифицированных спортсменов значимых психологических качеств, развитию которых на предыдущих этапах занятий спортом не уделялось должного внимания. Представленные в статье средства могут использоваться при работе со спортсменами и других видов спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение предсоревновательной подготовки спортсменов высокой квалификации»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

УДК/UDC 796.01:159.9

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 12.04.2015 г.

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев1 Доктор педагогических наук, профессор Г.Д. Бабушкин2 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Г. Бабушкин3

1 Сургутский государственный университет ХМАО-ЮГРЫ, Сургут

2 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

3 Омский государственный институт сервиса, Омск

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PRE-SEASON TRAINING OF HIGHLY SKILLED ATHLETES

Dr.Sc.Psych., Professor B.P. Yakovlev1 Dr.Hab, Professor G.D. Babushkin2 Ph.D., Associate Professor E.G. Babushkin3

1 Surgut State University Khanty-Mansi Autonomous Region Yugra, Surgut

2 Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk

3 Omsk State Institute of Service, Omsk

Аннотация

В статье представлены содержание и значение психологического обеспечения предсоревновательной подготовки спортсменов высокой квалификации. Приводятся результаты соревновательной деятельности спортсменов, свидетельствующие о низкой степени реализации их подготовленности на соревнованиях. Проведено тестирование пловцов, результаты которого свидетельствуют о недостаточном развитии психологических качеств, отражающих психологическую подготовленность к соревнованию. Представлены результаты работы со спортсменами, подтверждающие позитивное влияние психологического обеспечения на выступления пловцов на соревнованиях. Результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов во многом обусловлена содержанием этапа предсоревновательной подготовки, существенное место в котором должно занимать психологическое обеспечение подготовки спортсменов, построенное на основе значимости факторов, составляющих психологическую подготовленность. Целью психологического обеспечения подготовки спортсменов высокого класса к соревнованиям является создание психологических предпосылок для реализации спортсменами своей подготовленности и демонстрации личных рекордов. Однако не все спортсмены, участвующие в эксперименте, улучшали заявочные результаты, что свидетельствует о трудности формирования у взрослых высококвалифицированных спортсменов значимых психологических качеств, развитию которых на предыдущих этапах занятий спортом не уделялось должного внимания. Представленные в статье средства могут использоваться при работе со спортсменами и других видов спорта.

Ключевые слова: психологическое обеспечение, подготовка, спортсмены, соревнование, результаты.

Annotation

The effectiveness of competitive activity has been the subject of several studies, proving the effect of specific factors being studied by the authors. In elite sport when physical fitness and technical preparedness of the athletes are the same the psychological factors are crucial for the best performance. The paper presents the structure and meaning of psychological support of preseason training of highly skilled athletes. The results of athletes' competitive activity, indicating their poor fitness during competitions, were given in the paper. Swimmers were tested. The results indicate the lack of development of psychological qualities, reflecting the psychological readiness for a competition. The results of the work with athletes, that confirmed the positive impact of psychological support of swimmers' competitive performance were adduced. The effectiveness of competitive activity of highly skilled athletes is largely stipulated by the essence of the phase of pre-season training stage, which should be largely focused on psychological support of training of athletes, organized on the basis of the importance of factors that make up psychological preparedness. The purpose of psychological support of the competitive training of highly skilled athletes was to create psychological preconditions for the implementation by athletes of their preparedness and showing personal records. However, not all athletes involved in the experiment, had their results improved, which suggests difficulties in the formation of significant psychological qualities of adult highly-skilled athletes, which had been neglected at previous sports phases. The methods stipulated in the paper can be used in the work with athletes specializing in other sports.

Keywords: psychological support, training, athletes, competition, results.

Введение. Результативность соревновательной деятельности являлась предметом ряда исследований [3, 8, 11 и др.], в которых показано влияние того или иного фактора, изучаемого авторами. На высоком уровне спортивного мастерства при одинаковой физической, технической подготовленности спортсменов именно психологические факторы играют решающую роль в демонстрации максимальных результатов.

Ответственность спортсмена за результат и желание повысить свои спортивные достижения приводят к эмо-

циональным сдвигам, определяющим характер его предстартового состояния [4, 11, 12 и др.], оказывая влияние на деятельность. В этом случае роль личностного фактора может оказаться решающей. Однако в тренерской практике его роль нередко недооценивается в силу различных причин.

Психологические аспекты предсоревновательной подготовки спортсменов зачастую остаются за пределами внимания тренеров. Происходит это, по-видимому, потому, что

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

на данном этапе тренеры считают достаточным подготовить спортсмена к выполнению спортивных действий. Однако возникает трудность в реализации подготовленности спортсмена в сложных соревновательных условиях, с чем спортсмены зачастую не справляются [1-3, 7, 11 и др.]. Экстремальный характер соревновательной деятельности, мотивированность спортсмена на достижение высокого результата в соревновании, субъективные переживания предстоящего выступления - всё это и многое другое создает психическую нагрузку для спортсмена, с которой они не всегда справляются [8, 11]. На преодоление ее отрицательного влияния на спортсмена и предназначено психологическое обеспечение предсоревновательной подготовки спортсменов [1, 2, 4, 5, 12 и др.], которое в конечном счете должно обеспечить реализацию подготовленности и успешное выступление на соревновании. Однако эта цель достигается далеко не всегда (в 50 % случаев).

При обосновании содержания психологического обеспечения многолетней подготовки спортсменов в качестве основного принципа мы придерживаемся принципа опережающей постановки задач, который не нашел своего места в предлагаемом содержании психологического обеспечения многолетней подготовки спортсменов, рекомендованном Г. Б. Горской [5], и в программах для СДЮСШОР.

Цель исследования - проанализировать результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов и обосновать содержание психологического обеспечения предсоревновательной подготовки.

Методика и организация исследования. На первом этапе исследовалась результативность соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации: спортсменов, специализирующихся в стрельбе из пистолета, - 16 человек (МСМК, МС и КМС); пловцов-спринтеров -14 человек (МС и КМС); конькобежцев - 29 человек (МСМК и МС) - участников Олимпийских игр в г. Сочи-2014 г. и Универсиады по конькобежному спорту в г. Коломне, 2014 г. В сборе материалов приняли участие сотрудники лаборатории психологии спорта: К. В. Диких, Р. Е. Рыбин, Е. А. Скорук.

Результаты исследования и их обсуждение. Из 29 конькобежцев, выступавших на соревнованиях, планируемый результат выполнили только 20 человек (70 %). Из 14 пловцов-спринтеров, принимавших участие в 56 стартах на различных соревнованиях (Чемпионат Сибирского федерального округа, Кубок России, Чемпионат России, международные соревнования на кубок В. Сальникова), улучшение заявочных результатов выявлено только в 40 %о случаев. Мы полагаем, что на этом сказались пробелы в психологической подготовке спортсменов. С целью проверки этого предположения было проведено исследование психологических факторов, отражающих психологическую подготовленность спортсменов. Так, у стрелков, пловцов и конькобежцев выявлен средний уровень позитивной направленности предсоревновательной мыслительной деятельности, находящийся в пределах 46-53 балла при максимуме 60 баллов. В структуре предсоревновательной мыслительной деятельности пловцов налицо следующие недостатки: сложность концентрации внимания (пловцам не всегда удается справиться со своим состоянием); возникновение отрицательных мыслей; проявление неуверенности; нежелание интересоваться специальной литературой. У пловцов обнаружен низкий уровень сформированности навыков психорегуляции и помехоустойчивости. Это объясняет то, что пловцы не умеют сконцентрироваться на предстоящей деятельности, перед соревнованием в их сознание проникают отрицательные мысли, спортсмены не всегда справляются со своим состоянием. Выявление нервно-психического состояния спортсменов по показателю отклонения от аутогенной нормы, проведенное за неделю

до соревнования, позволило установить средний уровень. Проведенное тестирование и анализ выступления пловцов на соревнованиях свидетельствуют о влиянии недостаточно сформированной психологической подготовленности спортсменов на результативность соревновательной деятельности.

Второй этап исследования предусматривал разработку содержания психологического обеспечения предсоревно-вательной подготовки спортсменов и проверку его эффективности. Психологическое обеспечение включало работу по следующим направлениям: 1) диагностика и коррекция состояния психологической готовности спортсменов к соревнованию; 2) коррекция направленности тренировочной нагрузки на основе диагностики состояния спортсмена; 3) формирование позитивной направленности мыслительной деятельности осуществлялось посредством использования приёма «закладки мыслей» [3]. Спортсменам предлагался комплекс позитивных утверждений, которые они должны были внушать в свободное время. Содержание утверждений соответствует успешной соревновательной деятельности; 4) совершенствование навыков психической саморегуляции с использованием психорегулирующей тренировки по А. В. Алексееву; 5) актуализация ресурсных возможностей спортсменов по методике Г. Д. Горбунова [4]. В основе методики лежат идеи измененных состояний сознания по Мильтону Эриксону. Спортсменам, находящимся в дремотном состоянии, внушаются предсоревновательные установки для оптимизации предстартового состояния и успешного выступления на соревновании. Данное направление обусловлено тем, что, как показали наши исследования, не все пловцы при проплывании дистанции 100 м достигают зоны субмаксимальной мощности, оставаясь в зоне большой мощности; 6) медитация с использованием медитативного «мысле-образного тренинга», предусматривающего очищение сознания спортсмена от постороннего, негативного, мешающего продуктивной деятельности, и формирование психологии победителя. В основу медитативного тренинга положены рекомендации А. А. Иванова [6]. После завершения 3-недельных занятий тестирование формируемых качеств выявило их существенное повышение.

Эффективность психологического обеспечения пред-соревновательной подготовки проверяли на команде пловцов-спринтеров высокой квалификации - членов сборной Омской области. Психологическая предсоревнова-тельная подготовка пловцов-спринтеров обеспечивалась в 3-недельном предсоревновательном мезоцикле при подготовке к чемпионатам Сибирского федерального округа (СФО) в 2014 г. и Чемпионату России 2014 г. Анализ выступления пловцов на чемпионате СФО показал следующее. В течение 4 дней пловцы стартовали 32 раза. В 25 случаях они превзошли заявочный результат, являющийся в большинстве случаев личным рекордом пловца, что составило 80 %.

На Чемпионате России пловцы (6 чел.) приняли участие в 24 стартах. В 70 % случаев они улучшили заявочный результ и отметили положительную динамику роста способности к саморегуляции, чувствовали себя более уверенными перед стартом. Спортсмены, перевыполнившие заявочные результаты, отмечают, что этому способствовали занятия психологической подготовкой, что они ощутили пользу психологической подготовки и нашли её полезной и своевременной, создающей предстартовое состояние, которое способствовало установлению личных рекордов.

Подготовка пловцов к Чемпионату СФО (февраль 2015 г.) не предусматривала психологического обеспечения предсоревновательной подготовки спортсменов. Анализ выступления пловцов на соревновании показал, что значительная их часть (78 0%) не выполнила заявочных результатов. Причины

84

http://www.teoriya.ru

№ 7 • 2015 Июль | July

этого: 1) отсутствие предсоревновательной психологической подготовки пловцов; 2) пловцы выступали «под нагрузкой» -в предсоревновательной подготовке не было восстановительного микроцикла. Его отсутствие объясняется тем, что Чемпионат СФО является промежуточным соревнованием перед предстоящим Чемпионатом России (апрель 2015 г), к которому готовятся спортсмены.

Вывод. Результаты исследования свидетельствуют о трудности формирования у взрослых высококвалифицированных спортсменов значимых психологических качеств, развитию которых на предыдущих этапах занятий спортом не уделялось должного внимания. Представленные в статье средства могут использоваться при работе со спортсменами и других видов спорта.

Литература

1. Алексеев А.В. Психогогика /А.В. Алексеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 192 с.

2. Бабушкин Г.Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям: учеб. пособие / Г.Д. Бабушкин. - Омск: СибГУФК, 2007. - 92 с.

3. Бабушкин Г.Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена: монография / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких. - Омск: СибГУФК, 2013. - 240 с.

4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта: учеб. пособие / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2014. - 328 с.

5. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учеб. пособие / Г.Б. Горская. - Краснодар: КГИФК, 1995. - 184 с.

6. Иванов А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А.А. Иванов. - М.: Советский спорт, 2012. - 112 с.

7. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / А.В. Родионов. - М.: Академический проект, 2004. - 576 с.

8. Скорук Е.А. Переносимость психической нагрузки и её влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов / Е.А. Скорук, Г.Д. Бабушкин // Омский научный вестник. -2014. - № 2 . - С. 171-174.

9. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учеб. пособие / В.Ф. Сопов. - М.: Академический проект, 2005. - 128 с.

10. Спортивная психология: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск: СибГУФК, 2012. - 440 с.

11. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений:

монография / Б.П. Яковлев. - Сургут: РИО СурГПУ, 2007. - 201 с. 12. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: уч. пособие / Б.П. Яковлев. - М.: Советский спорт, 2014. - 312 с.

References

1. Alekseev, A.V. Psikhogogika (Psychogogics) /A.V. Alekseev. - Rostov-on/D.: Feniks, 2004. - 192 P.

2. Babushkin, G.D. Psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie podgotovki sportsmenov k sorevnovaniyam: ucheb. posobie (Psycho-pedagogical support of pre-season training of athletes: study guide) / G.D. Babushkin. - Omsk: SibGUFK, 2007. - 92 P.

3. Intellektual'no-psikhologicheskaya podgotovka sportsmena: monografiya (Intellectual and psychological preparation of athlete: monograph) / G.D. Babushkin, K.V. Dikikh. - Omsk: SibGUFK, 2013.

- 240 P.

4. Gorbunov, G.D. Psikhopedagogika sporta: ucheb. posobie (Psychopedagogics of sport: study guide) / G.D. Gorbunov. -Moscow: Sovetskiy sport, 2014. - 328 P.

5. Gorskaya, G.B. Psikhologicheskoe obespechenie mnogoletney podgotovki sportsmenov: ucheb. posobie (Psychological support of long-term training of athletes:) / G.B. Gorskaya. - Krasnodar: KGIFK, 1995. - 184 P.

6. Ivanov, A.A. Psikhologiya chempiona. Rabota sportsmena nad soboy (Champion's psychology. Athlete's self-cultivation) / A.A. Ivanov. -Moscow: Sovetskiy sport, 2012. - 112 P.

7. Rodionov, A.V. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta: uchebnik dlya fizkul'turnykh vuzov (Psychology of physical education and sport: textbook for physical culture universities) / A.V. Rodionov.

- Moscow: Akademicheskiy proekt, 2004. - 576 P.

8. Skoruk, E.A. Perenosimost' psikhicheskoy nagruzki i ee vliyanie na rezul'tativnost' sorevnovatel'noy deyatel'nosti sportsmenov (Mental load tolerance and its influence on competitive performance of athletes) / E.A. Skoruk, G.D. Babushkin // Omskiy nauchny vestnik. -2014. - № 2 . - P. 171-174.

9. Sopov, V.F. Psikhicheskie sostoyaniya v napryazhennoy professional'noy deyatel'nosti: ucheb. posobie (Mental states in stressful professional activity: study guide) / V.F. Sopov. - Moscow: Akademicheskiy proekt, 2005. - 128 P.

10. Sportivnaya psikhologiya: uchebnik dlya fizkul'turnyh vuzov (Sport Psychology: textbook for physical culture universities) / Ed. by G.D. Babushkin. - Omsk: SibGUFK, 2012. - 440 P.

11. Yakovlev, B.P. Psikhicheskaya nagruzka v sporte vysshikh dostizheniy: monografiya (Mental load in elite sport: monograph) / B.P. Yakovlev. -Surgut: RIO SurGPU, 2007. - 201 P.

12. Yakovlev, B.P. Motivatsiya i emotsii v sportivnoy deyatel'nosti: uchebnoe posobie (Motivation and emotions in sport: study guide) / B.P. Yakovlev. - Moscow: Sovetskiy sport, 2014. - 312 P.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

УДК/UDC 796.01

Поступила в редакцию 13.05.2015 г.

Доктор биологических наук, профессор С.И. Логинов1

1 Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

Ключевые слова: физическая активность, теории поведения, теоретический анализ.

Введение. На протяжении двух десятилетий мы развиваем подход, рассматривающий физическую активность человека как поведение, связанное со здоровьем. К изучению этой проблемы нас побудили исследования В. К. Бальсевича, обобщенные в монографии «Онтокинезиология человека», в которой автор первым среди отечественных ученых дал определение физической активности (ФА) и разграничил понятия «двигательная активность» и «физическая активность» [1]. ФА как форма поведения, связанная с движениями и затратой энергии, является предметом комплексных междисциплинарных исследований, теоретической основой которых традиционно выступают теории поведения. Среди этих теорий видное место занимает теория самодетерминации E. L. Deci, R. M. Ryan (2012). Теория выдвигает три конструктивных элемента - автономность, связь с другими

людьми и компетентность, которые, как предполагается, способствуют более эффективному формированию моти-вационных моделей приобщения физически низкоактивных людей к регулярным занятиям физическими упражнениями для здоровья.

В ходе наших исследований мы используем эту теорию для планирования и оценки результатов в проектах, посвященных оптимизации ФА пожилых людей. Нам удалось повысить уровень внутренней мотивации и компетентности, что способствовало совершенствованию интенционного компонента поведения, связанного с физической активностью.

Вывод. Поведенческие теории могут успешно применяться для планирования, оценки и прогноза результатов научного исследования в области физической активности.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. -

М.: Теория и практика физической культуры. - 2000. - 275 с.

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.