Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/53PSMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Шабас С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов дистанционного дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Shabas S.G. (2020). Psychological and pedagogical support of a family in a kindergarten during self-isolation. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN320.pdf (in Russian)
УДК 316.6 ГРНТИ 15.31.31
Шабас Светлана Георгиевна
АНО ВО «Гуманитарный университет», Екатеринбург, Россия Доцент факультета «Социальной психологии» Кандидат психологических наук Почетный работник общего образования РФ E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0963-8663 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=873995
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов дистанционного дошкольного образования
Аннотация. В статье рассматривается специфика психолого-педагогического сопровождения семьи в детском саду в условиях дистанционного режима обучения. Время самоизоляции изменяет подходы и способы взаимодействия системы дошкольного образования и родителей воспитанников, вызывает необходимость адекватной обратной связи специалистов с семьей ребенка. Методами теоретического анализа, экспертных оценок и анализа информации чатов педагогов системы образования автором было выявлено, что существует достаточно много новых, удобных и безопасных форм работы с родителями и их воспитанниками в дистанционном формате. Однако, новая реальность потребовала от педагогов-психологов детских садов новых профессиональных компетенций и навыков работы в сфере использования различных гаджетов, интернет-технологий, коммуникаций, технических возможностей, формы и времени взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. У многих специалистов имеются страхи длительного пребывания в режиме онлайн, влияния технологий на здоровье, страх несостоятельности как специалиста в новом формате взаимодействия и страх плохих комментариев от родителей и коллег. Дистанционный формат психологического сопровождения семьи выявил у педагогов-психологов проблемы организационного характера, проблемы готовности к осуществлению данного взаимодействия, отсутствие навыков оказания психологической помощи в экстренной и кризисной ситуации и наличие собственных проблем самоизоляции с семьей. Поддержка педагогов-психологов системы образования в Свердловской области помогает специалистам в создании дистанционного документооборота, знакомит с перечнем полезных для работы интернет - ресурсов и содержит рекомендации для эффективных способов оптимизации психоэмоциональных состояний. Усилия каждого специалиста, личный вклад в развитие системы дистанционного образования, постоянное обучение и самообразование позволят повысить качество дистанционного психологического сопровождения семей дошкольников.
https:// mir-nauki. com
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; семья; детский сад; самоизоляция; дистанционное обучение
В условиях новой образовательной ситуации педагоги, родители и воспитанники детских садов вынуждены адаптироваться к имеющимся условиям и ритмам жизни. Привычная схема получения дошкольного образования с четким распределением функций и обязанностей всех участников образовательного процесса кардинально трансформировалась.
Для общества и системы образования эта ситуация потребовала новых подходов и решений для функционирования, в частности, дистанционный формат образовательного процесса. Значимыми проблемами перехода образования на онлайн-формат являются психоэмоциональные, социально-психологические, финансовые трудности, уровень навыков владения компьютером детей и взрослых, технические сбои, соблюдение гигиенических требований нагрузки для здоровья детей, а также возрастные возможности детей [1].
Влияние психологических факторов в межличностных отношениях в периоды самоизоляции, пролонгированные каникулы, требования к осуществлению образовательной деятельности родителями дошкольников, длительное пребывание детей в замкнутом помещении и другие новые факторы делают оказание психологической помощи, особенно актуальной. Изолирование семей с детьми дошкольного возраста в ограниченном пространстве может быть фактором, способствующим возникновению острых психологических состояний.
Требования информационной открытости образовательных организаций в соответствии в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года регламентируют внедрение информационных технологий как приоритетного направления взаимодействия ДОО с родителями. Применение интернет - ресурсов в образовательном процессе, создание единого информационного пространства позволяет сделать это взаимодействие более интенсивным и продуктивным [2].
Новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями необходимы в условиях самоизоляции для непрерывного продолжения развития и обучения детей. Согласованность действий семьи и детского сада, использование социальных сетей и мессенджеров позволит сохранить качество дошкольного образования. Для изучения образовательных потребностей семьи, ресурсов семейного воспитания и установления новых форм контакта возможно проведение анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи дистанционно». Консультации, интернет-информирование, создание каталога электронных ресурсов в условиях дистанционного взаимодействия может повысить уровень психолого-педагогической и воспитательно-образовательной деятельности родителей [3].
Дистанционные образовательные технологии могут помочь обеспечить комплексным, непрерывным образованием и психолого-педагогическим сопровождением всех детей, совершенствовать педагогические компетенции родителей, оказывая им методическую и консультативную помощь. Возможно проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед в форме вебинаров и онлайн-трансляций с помощью сервисов ВКонтакте и You Tube. Для воспитанников возможно проведение практических занятий в комплексном дистанционном сопровождении. Создание модели дистанционного взаимодействия «детский сад - семья» значительно повысит участие родителей в образовательно процессе и позитивизирует детско-родительские отношения в сложных условиях [4].
Введение
Время самоизоляции смещает цели дошкольного образования от обучения к адаптации детей и родителей и созданию новой комфортной среды взаимодействия. Основная задача онлайн-детсада-поддержка родителей и воспитанников в построении благополучной и необходимой сенсорной среды. Снижение ожиданий педагогов-психологов, специалистов и воспитателей от родителей и уменьшение требований к детям поможет установлению правильных целей психолого-педагогического сопровождения, особенно в условиях адекватно налаженной обратной связи специалиста с родителями [5].
Взаимодействие детского сада с семьей ребенка для обеспечения его полноценного развития направлено на активное участие родителей в коммуникации с педагогами и специалистами. Виртуальное общение как ресурс возможно в виде информационных вебинаров, индивидуальных онлайн-консультаций, опросов для определения насущных проблем и запросов родителей [6].
Дети с ОВЗ нуждаются в систематической, непрерывной поддержке, однако, изменение привычного ритма жизнедеятельности в условиях длительного карантина привели к необходимости перестройки работы на дистанционный формат. Условием получения результата такой деятельности являются: взаимодействие всех участников образовательного процесса, наличие технических возможностей, систематизация образовательных материалов, определение формы и времени взаимодействия. При подготовке к работе в условиях дистанционного формата необходимо изучить опыт работы других специалистов, определить направления работы исходя из запросов родителей и мотивировать всех участников на взаимодействие. Кроме того, необходимо понимание зоны активного восприятия и готовности семьи к взаимодействию [7].
Дистанционное психологическое консультирование в системе образования
Образовательные технологии рассматриваются с позиции разных подходов. Так, процессуальный подход выделяет дистанционные технологии как направление в образовательной деятельности с детьми. В структуру дистанционной технологии включена консультативная модель, в которой выделяются целевой, теоретико-методологический и организационный блоки. Основными направлениями онлайн-консультирования являются: психолого-педагогическое, логопедическое, медицинское и комплексное консультирование родителей (законных представителей), имеющих детей дошкольного возраста [8].
Особую значимость приобретают дистанционное консультирование для родителей детей с ОВЗ с использованием дистанционной коррекционно-развивающей работы и реабилитации. Такая работа позволяет индивидуализировать обучение и сформировать высокую позитивную мотивацию родителей для работы с их ребенком [9].
29.04.2020 Федерация психологов образования России провела вебинар «Особенности дистанционного психологического консультирования детей и родителей, находящихся в кризисных состояниях (для психологов образовательных учреждений)». Для повышения эффективности психологического сопровождения в системе образования в условиях дистанционного режима обучения педагогам психологам необходимо:
• знать практики работы с кризисными эмоциональными состояниями (тревога, плач, агрессия, истерика) в процессе телефонного или онлайн-консультирования;
• выдавать рекомендации для детей и родителей, находящихся в режиме самоизоляции;
• понимать проявления кризисных состояний во время дистанционного консультирования;
• принимать границы ответственности педагога-психолога, других специалистов и родителей ребенка;
• использовать способы преодоления психологического барьера дистанции при дистанционном общении;
• знать основы профилактики кризисных состояний у несовершеннолетних в дистанционном режиме обучения1.
Согласно рекомендациям Министерства просвещения РФ для специалистов психологической службы, в системе образования в условиях распространения коронавирусной инфекции от 27 марта 2020 г. N 07-2446 «О направлении информации» форматы и технологии психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса должны включать в себя:
• консультирование онлайн (с использованием программ zoom, skype, WhatsApp);
• консультирование по принципу "телефон доверия" через электронную почту и оперативная помощь через социальные сети;
• диагностику через сеть Интернет, с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование);
• создание онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы);
• психологическое просвещение и психопрофилактика посредством создания интересного видео-контента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек, коллекций видеофильмов;
• психологическую коррекцию с использованием онлайн- и мобильных тренажеров, онлайн игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов);
• использование мобильных и Интернет трекеров для фиксации и мониторинга социально-психологической адаптации;
• фиксацию и хранение результатов тестирований для мониторинговой деятельности в виртуальном облаке.
Результат взаимодействия педагога-психолога с родителями ребенка, особенно в процессе нахождения детей в домашних условиях самоизоляции во многом зависит от решения главных задач: установления границ общения (временных и пространственных), разделения ответственности за результаты развития ребенка, определения позитивного ресурса семьи и понимания запроса родителей для коммуникации в процессе получения психологической помощи и поддержки2.
1 Ермолаева А.В. Особенности дистанционного психологического консультирования детей и родителей, находящихся в кризисных состояниях (для психологов образовательных учреждений) // Вебинар Федерация Психологов Образования России 29.04.2020 URL: URL: https://rospsy.ru/node/455 (дата обращения 30.05.2020).
2 Сарпова И.А. Особенности работы с родителями в процессе нейрокоррекции ребенка // Онлайн-конференция «Актуальные вопросы детской нейропсихологии». Уральское представительство МАСПРР Информационно-психологический центр «Белый слон» Екатеринбург 27-30 апреля 2020 г. https://sprr74.net/Onlain_konferenciya_po_neiropsihologii (дата обращения 12.05.2020).
Страница 4 из 11
53PSMN320
Методы: теоретический анализ литературных источников, метод экспертных оценок, анализ информации чатов педагогов системы образования.
Выборка: педагоги-психологи ДОО г. Екатеринбурга, педагоги-психологи, специалисты и воспитатели, участники вебинаров и онлайн - конференций по дистанционному образованию.
Характеристика исследования
Многолетняя работа районного методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций Управления образования Ленинского района Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга позволила активно изучать специфику психолого-педагогической сопровождения семьи при переходе на дистанционный формат дошкольного образования. Кроме того, анализ информации чатов педагогов и специалистов системы образования позволил выявить их отношение к процессам внедрения дистанционных технологий, текущие проблемы и перспективы использования в системе дошкольного образования.
Результаты
Психолого-педагогическое сопровождение семьи в период самоизоляции оказалось невозможным для осуществления в обычных формах и методах при переходе на дистанционный формат дошкольного образования. Однако, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения особенно необходимо для помощи и поддержки семей с детьми.
Новая социальная ситуация потребовала от педагогов-психологов детских садов новых профессиональных компетенций и навыков работы не только в сфере использования различных гаджетов, но и в сфере коммуникации в дистанционном формате.
Для психолого-педагогической работы в новой реальности оказалось необходимым:
• организация рабочего места в домашних условиях;
• подбор инструментария с возможностью использования в дистантной форме;
• освоение дистанционных форм работы;
• освоение форм работы с семьей как с группой;
• соблюдение этических норм при проведении консультирования и диагностики в условиях совместного нахождения всей семьи.
Внедрение в профессиональную жизнь педагогов-психологов детских садов деятельности в дистанционном формате потребовало гибкости, адаптивности, умения и навыков работы с различными гаджетами. Для части педагогов-психологов детских садов эта ситуация вызвала негативную реакцию, связанную со следующими утверждениями: «не хочу», «боюсь нового», «боюсь, что не справлюсь», «не хочу напряжения», «я так не смогу», «для меня это невозможно», «я не на эту работу училась» и т. д.
5 мая состоялся Всероссийский Форум педагогов России «Инновации в образовании» Онлайн-марафон «Создаем онлайн-школу и онлайн-детский сад: зачем и как максимально просто это сделать?». Организаторами марафона были представлены к рассмотрению актуальные вопросы дистанционного образования: выгоды от онлайн формата для детей, педагогов и родителей; как обучить педагогов старше 50 лет онлайн-обучению, почему
каждому педагогу придется стать блогером; какие есть страхи перед онлайн и каковы причины не бояться? Аудитория марафона составила более 3600 человек. Переписку в чате многих педагогов-психологов, специалистов и воспитателей детских садов Российской Федерации и ближнего зарубежья можно охарактеризовать как «Нет - обучению в клетке из 4-х стен!», т. е. многие участники не поддерживают идею дошкольного дистанционного образования или не имеют навыков его осуществления.
Это подтверждается проведенным на марафоне анализом страхов, являющихся для педагогов-психологов, специалистов и воспитателей внутренним барьером для полноценного участия в дистантном образовании:
• страх бесполезности данного вида работы;
• страх искажения голоса, внешности или поведения через средства связи;
• страх кражи персональных данных при регистрации на образовательных платформах;
• страх испортить здоровье и зрение себе и воспитанникам при длительном использовании гаджетов;
• страх получить плохие комментарии родителей воспитанников на дистанционное взаимодействие или обучающее видео;
• страх использования выложенных развивающих видео для насмешек ли приколов;
• страх использования личных инновационных разработок другими педагогами.
Использование мультимедийных технологий, онлайн-платформ и виртуальный формат общения оказались сопряженными с рядом проблем в деятельности педагогов-психологов детских садов:
1. Проблемы организационного характера:
• отсутствие единой цифровой образовательной платформы;
• неустойчивая интернет - связь;
• трудности в установлении и поддержании дистанционного контакта педагога-психолога с семьей, педагогами и администрацией детского сада;
• сложности в организации и проведении рекомендуемых опросов и установочных бесед в условиях дистанционного режима обучения;
• отсутствие у многих специалистов необходимого домашнего оборудования для дистанционной работы;
• несовпадение имеющихся гаджетов для дистанционного взаимодействия.
2. Проблемы готовности к осуществлению дистанционного взаимодействия:
• недостаточный уровень компетенций педагогов-психологов для владения компьютерными технологиями дистанционной коммуникации с участниками образовательных отношений.
3. Отсутствие общего навыка работы в дистанционном формате.
4. Отсутствие навыка работы в дистанционном формате для оказания различных видов психологической помощи при проведении консультаций просветительского, методического и организационного характера:
• слабая информированность педагогов-психологов об условиях организации образовательной деятельности и досуга в домашних условиях;
• незнание методов, приемов и технологий для повышения мотивации детей дошкольного возраста при участии в дистанционном взаимодействии со специалистами детского сада;
• слабая информированность о возможностях улучшения адаптации детей и взрослых в условиях самоизоляции.
5. Невозможность организации необходимого рабочего пространства в домашних условиях.
6. Отсутствие опыта самопрезентации как профессионала в условиях дистантного взаимодействия.
7. Проблема неготовности оказания профессиональной экстренной и кризисной психологической помощи в специфических психологических состояниях неопределенности, тревожности, различных негативных эффектов (паники, агрессии и т. п.) в условиях самоизоляции.
8. Незнание психологических методов и техник саморегуляции в условиях эпидемической паники.
9. Отсутствие профессионального опыта консультирования, направленного на формирование навыков и умений адаптироваться к условиям физической, психологической и социальной изоляции.
10. Неготовность к выдаче психологических рекомендаций родителям по самоорганизации времени и пространства для взаимодействия с их ребенком, повышения стрессоустойчивости в условиях самоизоляции семьи.
11. Отсутствие возможности сетевого взаимодействия для психологического сопровождения педагогов в условиях дистанционного обучения.
12. Наличие у педагога-психолога проблем нахождения со своей семьей в ограниченном пространстве и возникновения негативных психологических реакций, как и у всех остальных родителей и педагогов ДОО.
Анализ рекомендаций для дистанционного психолого-педагогического сопровождения всех субъектов дошкольного образования выявил достаточно большое количество различных рекомендаций.
Так, в целом, можно выделить возможные формы психологической поддержки в дистанционном режиме педагога-психолога ДОО, используемые в работе с родителями и педагогами:
• психологическое просвещение в онлайн-режиме: использование аккаунтов в социальных сетях, собственных сайтов или сайтов детского сада, Skype, Whats App, Vibe, создание видеоконтента, инструкций, вебинаров, коллекций мультфильмов или детских фильмов для семейного просмотра, ссылок на полезные для занятий с детьми электронных ресурсов для детей и родителей;
• психологическая профилактика в дистанционном режиме: разработка конкретных рекомендаций педагогам и родителям для оказания помощи в воспитании, развитии и обучении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, обучение навыкам саморегуляции, позитивным стратегиям совладающего поведения;
• психологическое дистантное консультирование: применение методов экстренной и кризисной психологической помощи семье, педагогам или представителям администрации; помощь родителям в самоорганизации для осуществления совместной разнообразной деятельности с ребенком;
• психологическая диагностика: использование возможностей психодиагностических порталов (например, АТТИТЮД.РФ) для выявления текущего психического состояния детей и взрослых, мониторинг, создание онлайн-опросов с помощью интернет-конструкторов (например, Google-формы);
• психологическая коррекционно-развивающая работа: с использованием программ Zoom, Skype, WhatsApp и других цифровых платформ для детей с ОВЗ, родители которых могут помочь ребенку выполнить задания, предлагаемые педагог-психологом.
Анализ различных рекомендаций психолого-педагогического сопровождения для дистанционной работы педагогов-психологов с семьей в условиях самоизоляции Свердловской области выявил, что представлен широкий спектр возможностей по основным видам и формам деятельности.
С самого начала самоизоляционных мер на базе Центра цифровой трансформации образования «Единое цифровое пространство Свердловской области» в проекте «Кабинет психолога» выступила главный внештатный педагог-психолог Свердловской области Васягина Н.Н. Для обеспечения полноценной психологической поддержки семьям, имеющим детей в условиях самоизоляции, были предложены психологические рекомендации, выполнение которых могло бы помочь сохранить примерный привычный режим жизнедеятельности, физическую и интеллектуальную активность, социальные связи, сочувствие и поддержку, особенно необходимые ребенку-дошкольнику3.
Достаточно полно представлен «Дистанционный документооборот педагога-психолога в период самоизоляции»4.
На сайте для дистанционных мероприятий Свердловского регионального отделения ФПО «Технологии работы педагога-психолога в современных условиях цифровизации дошкольного образования» была представлена презентация педагогов-психологов ДОО РМО Ленинского района г. Екатеринбурга на тему: «Перечень полезных интернет ресурсов в работе педагога-психолога», «Создание интерактивных игр для развития познавательной активности и эмоционального интеллекта в программе Learning Apps» и другая полезная информация.
Руководители Свердловского регионального отделения ФПО России разместили на сайте для дистанционных мероприятий «Предложения по оптимизации психоэмоционального состояния семей с детьми, находящихся в условиях самоизоляции». Для педагогов-психологов образовательных организаций подготовлены к реализации следующие мероприятия: размещение информационных материалов для каждой возрастной группы детей, статьи для родителей о эффективных способах саморегуляции и оптимизации психоэмоционального состояния, размещение материалов для самопознания с возможностью последующей онлайн-консультацией психолога по результатам тестирования и многое другое.
3 Васягина Н.Н. Кабинет психолога: Психологические рекомендации семьям, имеющим детей в условиях самоизоляции // Центр цифровой трансформации образования Единое цифровое пространство Свердловской области URL: https://www.youtube.com/watch?v=o1LgkL4GQik (дата обращения 29.05.2020).
4 Ибатуллина А.В. Дистанционный документооборот в период самоизоляции // Вебинар 13 апреля 2020 URL: http://centerlado.ru/distancionnaya-pomosch/zapis-vebinara-o-provedenii-vebinara-13-04-20-distancionnyy-d/ (дата обращения 27.05.2020).
Полноценное и адекватное психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях самоизоляции семьи возможны только при наличии соответствующих усилий со стороны специалистов, их непосредственного участия в развитии системы дистанционного образования и повышения его качества.
Пути принятия и расширения использования дистанционных технологий в дошкольном образовании педагогами-психологами могут быть реализованы при условии опоры на себя, постоянного обучения и самообразования, использования в собственной жизни методов саморегуляции и контроля собственных эмоций, понимания, что онлайн - не история безысходности, а мотивация для обучения и развития. Необходимо перестать воевать с онлайн-образованием и принять его как помощника, т. к. у детского сада появляются новые функции -не «вместо», а «вместе» [10].
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: эффективность дошкольного дистанционного образования обусловлена качеством психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений в процессе повышения уровня их адаптивности к новым условиям виртуального формата общения.
Заключение
В эпоху пандемии педагоги детских садов получили абсолютно новые компетенции для работы в дистанционном формате. Современные способы взаимодействия субъектов дошкольных организаций позволяют значительно повысить эффективность процесса образования и уровень психолого-педагогического сопровождения. Дистанционное дошкольное образование может содействовать повышению вовлеченности педагогов, детей и родителей во взаимодействие детского сада с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Т.А. Возможности и трудности образовательного процесса в режиме самоизоляции // URL: Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». 2020. № 8. URL: https://sdo-j ournal .ru/j ournalpril/tvvolkova-vozmozhnosti-i-trudnosti-obrazovatelnogo-processa-v-rezhime-samoizolyacii.html (дата обращения 23.05.2020).
2. Панова Т.В. Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса через использование дистанционных технологий / Т.В. Панова, О.В. Фирсова, Г.И. Атаманская // Электронное практическое прил. к журн. «Современное дошкольное образование». 2019. № 21. С. 12-16. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/tv-panova-ov-firsova-gi-atamanskaya-povyshenie-kompetencii-roditelej-zakonnyh-predstavitelej-v-voprosah-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa-cherez-ispolzovanie-distancionnyh-tehnologij.html (дата обращения 23.05.2020).
3. Кабанцова Т.А. Особенности дистанционной работы с родителями в условиях самоизоляции // Урок URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23046 (дата обращения 23.05.2020).
4. Исаева С.А. Организация дистанционного комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи и семей, их воспитывающих // Инклюзивное образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с
ОВЗ и инвалидов: от раннего возраста до профессиональной подготовки. Региональные практики и модели: сб. науч. ст. СПб. 2020. С. 87-90. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42357340_56046121.pdf (дата
обращения 13.05.2020).
5. Макарова-Вендик А. Как наладить онлайн-обучение для дошкольников? Личный опыт руководителя детского сада от 29.04.2020 г. URL: https://eduregion.ru/k-zhurnal/kak-naladit-onlayn-obuchenie-dlya-doshkolnikov/ (дата обращения 02.06.2020).
6. Павлюк О.А. Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников / О.А. Павлюк, И.П. Дерипаска, Н.В. Конева // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы XII Международ. Науч-практ. Конф.) Чебоксары, 3 апр. 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. С. 100-102. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/530747/discussion_platform (дата обращения 29.05.2020).
7. Сурова И.А. Работа с родителями детей с ОВЗ в дистанционном формате // URL: Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». 2020. № 8. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/iasurova-rabota-s-roditelyami-detej-ovz-v-distancionnom-formate.html(дата обращения 13.05.2020).
8. Лазарева М.В. Модели дистанционных образовательных технологий и образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация Материалы Всероссийской науч. конференции с междунар. участием. 2019. С. 249-256 URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41847199_47505624.pdf (дата обращения 19.05.2020).
9. Мухутдинова Ю.Е. Технология дистанционного обучения детей с ОВЗ в дошкольной организации // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. заоч. конференции ученых и практических работников. 2019. С. 78-82. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38205185_24177529.pdf(дата обращения 29.05.2020).
10. Волосовец Т.У воспитателей в детсадах появились абсолютно новые компетенции: из выступления советника Министра просвещения РФ / Т. Волосовец // СДО.2020.25 апр. URL: https://sdo-journal.ru/news/news/718-competetntion2020.html (дата обращения 29.05.2020).
Shabas Svetlana Georgievna
Liberal arts university, Yekaterinburg, Russia E-mail: [email protected]
Psychological and pedagogical support of a family in a kindergarten during self-isolation
Abstract. The article studies the peculiarities of the psychological and pedagogical support of a family in a kindergarten in conditions of distance learning. The time of self-isolation changes the approaches to, and ways of interaction between the preschool education system and parents of pupils, causes a need for specialists for proper feedback from a child's family. The methods of theoretical analysis, expert assessments and analysis of the information obtained from the education system teachers' chatrooms have shown that there are quite a large number of new, convenient and safe forms of work with parents and their pupils in a distance format. However the new reality has required from kindergarten teachers-psychologists new professional competences and skills of work in the sphere of using different gadgets, Internet technologies, communications, technical capabilities, form and time of the interaction of all participants in the education process. Many specialists are fearful of staying online for a long time, of technologies influence on health, fearful of being incompetent as a specialist in a new format of interaction, as well as of negative comments from parents and colleagues. The distance format of the psychological support of a family has uncovered some organizational problems for teachers-psychologists, problems of readiness for performing this type of interaction, absence of skills to render psychological aid in an extreme and crisis situation, as well as presence of their own problems of self-isolation with their families. The support of teachers-psychologists of the education system in the Sverdlovsk Region assists specialists in the establishment of the distance-type document management, introduces a list of the Internet resources that are useful for work, and contains recommendations for efficient ways of optimization of the psychoemotional state. Each specialist's efforts, personal contribution to the development of the distance learning system, constant learning and self-education help to raise the quality of distance psychological support of pre-school children' families.
Keywords: psychological and pedagogical support; family; kindergarten; self-isolation; distance learning