Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая подготовка художников-педагогов к работе с детьми в дополнительных образовательных учреждениях'

Психолого-педагогическая подготовка художников-педагогов к работе с детьми в дополнительных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / КОМПОЗИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPOSITION / COMPOSITIONAL THINKING / YOUNGER STUDENTS / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева А. Р.

В статье рассматриваются современные подходы к обучению художников-педагогов к работе с детьми в системе дополнительного образования. Проведён анализ, разработанной системы критериев, которые позволяют правильно ориентироваться художникам-педагогам в работе с детьми в дополнительных образовательных учреждениях. Автор убедительно доказывает, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность образовательных учреждений дополнительного образования детей как открытых социально-педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно обеспечивающих творческий потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и молодёжью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF PAINTING TEACHERS FOR WORK WITH CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article considers modern approaches to teaching artists and teachers to work with children in the system of additional education. The analysis conducted in the research develops a system of criteria that helps to properly organize the work of painting teachers in working with children at additional educational institutions. The author convincingly proves that in new socio-economic conditions the activity of institutions of additional education for children are of particular importance, for these schools serve open socio-pedagogical institutions that most fully and effectively provide creative potential in spending free time for children. Institutions of extra educational services fulfill implementation of requests of society and considerably expand traditional styles, forms and techniques of educational work with children and young people. A special emphasis in the research is made on the development of creativity among youth.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая подготовка художников-педагогов к работе с детьми в дополнительных образовательных учреждениях»

4. Fartak L.I. Realizaciya poznavatel'no-tvorcheskogo potencíala studentov v osvoenii proektnoj tehnologii. Festival' pedagogicheskih idej. 2014; 3 Available at: http://festival.1september.ru/articles/584451/

5. Sorokopud Yu.V. Novye trebovaniya k podgotovke prepodavatelej vysshej shkoly v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 4 (41): 198-200.

Статья поступила в редакцию 27.01.1

УДК 378

Aliyeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Art Graphics Disciplines, Karachaevo-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), Е-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF PAINTING TEACHERS FOR WORK WITH CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article considers modern approaches to teaching artists and teachers to work with children in the system of additional education. The analysis conducted in the research develops a system of criteria that helps to properly organize the work of painting teachers in working with children at additional educational institutions. The author convincingly proves that in new socio-economic conditions the activity of institutions of additional education for children are of particular importance, for these schools serve open socio-pedagogical institutions that most fully and effectively provide creative potential in spending free time for children. Institutions of extra educational services fulfill implementation of requests of society and considerably expand traditional styles, forms and techniques of educational work with children and young people. A special emphasis in the research is made on the development of creativity among youth.

Key words: composition; compositional thinking; younger students; additional education.

А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц. каф. методики преподавания художественно-графических дисциплин. Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье рассматриваются современные подходы к обучению художников-педагогов к работе с детьми в системе дополнительного образования. Проведён анализ, разработанной системы критериев, которые позволяют правильно ориентироваться художникам-педагогам в работе с детьми в дополнительных образовательных учреждениях. Автор убедительно доказывает, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность образовательных учреждений дополнительного образования детей как открытых социально-педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно обеспечивающих творческий потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и молодёжью.

Ключевые слова: композиция; композиционное мышление; младшие школьники; дополнительное образование.

Перестройка высшего и среднего образования в стране направлена на то, чтобы дать школе высокообразованного специалиста с широкой эрудицией и культурой, высоким педагогическим мастерством. В связи с этим необходимо аккумулировать опыт всей отечественной и мировой педагогики, плодотворные идеи психологии, ключевые позиции обновления советской школы.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает: защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях; квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста; реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся; участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения; психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др.

Существующая система взглядов учёных и практиков в области системы образования и дополнительного образования детей в частности, на процессы и явления в природе и обществе определяет ведущий замысел, определяет стратегию действий по развитию системы дополнительного образования детей. Государственная политика в области образования выдвигает конструктивные принципы её организации и функционирования, которые отражены в Концепции модернизации российского системы образования.

Дополнительное образование детей представляет собой уникальную социально-педагогическую систему, деятельность которой взаимосвязана с различными сферами жизнедеятель-

ности человека. В настоящее время данная образовательная система существует и развивается в ситуации инновационных изменений российского общества.

По общепринятому определению «дополнительное образование детей»:

- единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности;

- неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванная, обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;

- специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических установок, оно способствует профориентации, придает становлению человека новое качество.

В России исторически сложилась весьма стройная система художественного образования, которая включает в себя общее - в общеобразовательных учреждениях (детские сады, школы); дополнительное, существующее в общеобразовательных школах в форме кружков, мастерских, студий по различным видам искусства. К дополнительному образованию относятся художественные и музыкальные школы, школы искусств, центры эстетического воспитания, наконец, музеи, в которых существуют многообразные формы эстетического воспитания и художественного образования. Одна из главных задач дополнительного образования - создание условий для выявления и развития одаренных детей.

В последнее время понятие «одаренный» заменяется понятием - «ребёнок, мотивированный» к той или иной деятельности. Как бы подразумевается, что, если ребёнок хочет, то значит, он и сможет успешно овладеть конкретным видом, в нашем случае, искусства. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят [1].

Эти признаки в достаточно полной мере отражают многообразие проявлений детей в изобразительной деятельности - эмоциональность, содержание рисунков, их качественная сторона, владение техническими навыками. Но перечисленные признаки не отмечают возрастные особенности этих проявлений.

В подготовке специалистов художников-педагогов в высших и средних учебных заведениях большое значение в настоящее время приобретает проблема развития творческих способностей. Совершенствование учебного процесса, повышение качества учебных работ во многом зависит как от творческого поиска художника-педагога, так и от разработки и издания научно-методической литературы для самостоятельного изучения студентами теории и практики изобразительного искусства, в частности, на примере опыта выдающихся мастеров.

Глубокие и профессиональные навыки в изобразительном искусстве позволяют художнику-педагогу успешно вести работу по эстетическому воспитанию детей, верно, ориентироваться в вопросах теории и методики обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования [2].

Продолжая лучшие традиции дошкольной художественной педагогики, известный ученый Т.С. Комарова разработала систему критериев, которые позволяют правильно ориентироваться художникам-педагогам в работе с детьми в дополнительных образовательных учреждениях.

1. Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации). Если изображение выполнено по замыслу, отметить его оригинальность, разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.

2. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась).

3. Строение предмета - части предмета расположены, верно, их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

4. Передача пропорций предмета в изображении.

5. Композиция - вытянутое построение, скученное изображение, нет единства, пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое). Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

6. Передача движения. Статическое изображение. Начальный момент изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение достаточно четко и определенно.

7. Цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов. Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.

8. Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска

Библиографический список

мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура, выходит за линии контура).

9. Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного их выбора.

10. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликаций):

а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чём она заключалась;

б) обращался ли ребёнок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю;

в) есть ли у ребёнка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями?

г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная характеристика оценки).

12. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

13. Творчество. Отметить, что нового внес ребёнок в изображение, самостоятельность замысла, его реализацию. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное [3; 4].

Анализируя данную систему критериев, можно с уверенностью сказать, что эта система посвящена комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку творческого потенциала обучающихся. Эти критерии с успехом можно использовать и для оценки детских работ школьников, корректируя их в зависимости от возраста детей.

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность образовательных учреждений дополнительного образования детей как открытых социально-педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно обеспечивающих творческий потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и молодёжью. Все это обусловливает необходимость оптимизации содержательного наполнения свободного времени детей, повышения качества деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей в социуме.

В состав современного полного образования включается: общее (базовое) образование, обеспечивающее каждому ребёнку надежные ориентиры в природном и социальном мире на всех этапах взросления, профильное обучение поддерживающее осознанный выбор будущей сферы самореализации, дополнительное образование способствующее накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Только полное образование сегодня может быть соотнесено с понятием качественного и эффективного образования.

Дополнительное образование ребёнка, укрепляясь связями с базовым (общим) и профильным (предпрофильным) постепенно перемещается с дополнительного в центр самопознания, самореализации, напряжённых поисков призвания, формирования собственной судьбы.

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. Санкт-Петербург: Питер, 2011.

2. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Москва, 2007.

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Руководитель авторского коллектива Н.Е. Ве-ракса. Москва: Мозаика-Синтез, 2010.

4. Алиева А.Р. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство в системе подготовки художников-педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 3 (46): 99-100.

References

1. Il'in E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.

2. Ignat'ev S.E. Zakonomernosti izobrazitel'noj deyatel'nosti detej. Moskva, 2007.

3. Primernaya osnovnaya obscheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya. Rukovoditel' avtorskogo kollektiva N.E. Veraksa. Moskva: Mozaika-Sintez, 2010.

4. Alieva A.R. Professional'naya kompetentnost' i pedagogicheskoe masterstvo v sisteme podgotovki hudozhnikov-pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 3 (46): 99-100.

Статья поступила в редакцию 25.01.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.