Научная статья на тему 'Методы активизации творческих способностей детей средствами акварельной живописи в системе дополнительного образования'

Методы активизации творческих способностей детей средствами акварельной живописи в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL AND CREATIVE ACTIVITY / АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ / WATERCOLOR PAINTING / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ РЕШЕНИЕ / ARTISTIC AND FIGURATIVE SOLUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Иван Михайлович

Автор статьи рассматривает трудности, возникающие в процессе обучения детей акварельной живописи. Автором указывается на малое количество времени, уделяемой занятиям изобразительной деятельностью в целом, и акварельной живописи, в частности. Это приводит к тому, что дети не всегда успевают закончить свою работу, что, в конечном итоге, вызывает у них отторжение к сфере изобразительной деятельности. В статье говорится о важности не только получения детьми основ владения различными художественными материалами, но и о необходимости развития в детях духовных и эстетических качеств. Автор статьи рассматривает наиболее распространённые материалы, с которыми знакомятся дети в процессе обучения на уроках изобразительного искусства, а именно: цветные карандаши, гуашевые и акварельные краски. В статье отмечается важность эффективной организации образовательного процесса по освоению техники акварельной живописи в системе дополнительного образования. Автор статьи рассматривает причины, по которым у детей возникает неприятие данной техники по причине её сложности, а также предлагает пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of activation of creative abilities of children by means of watercolor painting in the system of additional education

The author considers the difficulties arising in the process of teaching watercolor painting to children. The author points to the small amount of time devoted to the activities of visual activity in General, and watercolor painting in particular. This leads to the fact that children do not always have time to finish their work, which ultimately causes them to rejection of the sphere of visual activity. The article deals with the importance not only of getting children the basics of owning various artistic materials, but also the need to develop spiritual and aesthetic qualities in children. The author of the article considers the most common materials, which are familiar to children in the process of learning in the lessons of fine arts, namely: color pencils, gouache and watercolor paints. The article notes the importance of effective organization of the educational process for the development of watercolor painting techniques in the system of additional education. The author of the article considers the reasons for children's rejection of this technique due to its complexity, and also offers solutions to this problem.

Текст научной работы на тему «Методы активизации творческих способностей детей средствами акварельной живописи в системе дополнительного образования»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 243-247. УДК 376.24

И. С. Сергеев

Методы активизации творческих способностей детей средствами акварельной живописи в системе дополнительного образования

Автор статьи рассматривает трудности, возникающие в процессе обучения детей акварельной живописи. Автором указывается на малое количество времени, уделяемой занятиям изобразительной деятельностью в целом, и акварельной живописи, в частности. Это приводит к тому, что дети не всегда успевают закончить свою работу, что, в конечном итоге, вызывает у них отторжение к сфере изобразительной деятельности.

В статье говорится о важности не только получения детьми основ владения различными художественными материалами, но и о необходимости развития в детях духовных и эстетических качеств. Автор статьи рассматривает наиболее распространённые материалы, с которыми знакомятся дети в процессе обучения на уроках изобразительного искусства, а именно: цветные карандаши, гуашевые и акварельные краски.

В статье отмечается важность эффективной организации образовательного процесса по освоению техники акварельной живописи в системе дополнительного образования. Автор статьи рассматривает причины, по которым у детей возникает неприятие данной техники по причине её сложности, а также предлагает пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: художественное образование, эстетическое воспитание, творчество, учебно-творческая деятельность, акварельная живопись, художественно-образное решение

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 243-247.

I. S. Sergeev

Methods of activation of creative abilities of children by means of watercolor painting in the system of additional education

The author considers the difficulties arising in the process of teaching watercolor painting to children. The author points to the small amount of time devoted to the activities of visual activity in General, and watercolor painting in particular. This leads to the fact that children do not always have time to finish their work, which ultimately causes them to rejection of the sphere of visual activity.

The article deals with the importance not only of getting children the basics of owning various artistic materials, but also the need to develop spiritual and aesthetic qualities in children. The author of the article considers the most common materials, which are familiar to children in the process of learning in the lessons of fine arts, namely: color pencils, gouache and watercolor paints.

The article notes the importance of effective organization of the educational process for the development of watercolor painting techniques in the system of additional education. The author of the article considers the reasons for children's rejection of this technique due to its complexity, and also offers solutions to this problem.

Keywords: art education, aesthetic education, creativity, educational and creative activity, watercolor painting, artistic and figurative solution

ополнительное образование детей сегодня представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. На сегодняшний день дополнительное образование детей является важнейшим компонентом в образовательном пространстве, «частью системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для интеллектуального, духовного развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей» [2, с. 70].

Успех художественного образования, полученного ребёнком в процессе обучения, зависит не только от широты спектра используемых им в работе материалов, но и невозможен «... без воспитания понимания и уважения к духовным ценностям, без умения ценить народное и профессиональное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, без пробуждения творческой активности у обучающегося» [1, с. 11].

Все живописные техники условно можно разделить на 2 большие группы: укрывистые (гуашь, акрил, темпера, масло) и прозрачные (акварель).

Основными материалами, используемые при работе в школе с детьми на основных и дополнительных занятиях по изобразительному искусству по причине их доступности являются цветные карандаши, гуашевые и акварельные краски.

В период обучения детей изобразительной деятельности в рамках школьной программы автором были сделаны следующие наблюдения:

1. Дети боятся выйти за контуры рисунка. В большей степени проявляется это при работе именно красками - ученики не «доводят» цвет до краёв очертаний рисунка, боясь за них выйти (работать с кистью детям тяжелей, чем с карандашами).

2. В процессе работы с графическими материалами, с карандашами, в частности, проблема «боязни» контуров почти уходит, однако встаёт другая. Закрывать белую поверхность листа карандашами приходится дольше, поэтому дети часто начинают торопиться и уже меньше обращают внимание на то, что выходят за контуры рисунка.

3. В большинстве случаев дети охотнее рисуют карандашами, чем используют в своей работе краски, в особенности, акварельные.

На уроках изобразительного искусства ученики в большинстве случаев вынужденно работают на листах формата А4 в связи с малым количеством часов, уделяемых данному предмету. При работе на этом формате бумаги дети в большинстве случаев в конце урока получают законченное произведение, однако, с другой стороны, на этом формате им тяжелее прорабатывать мелкие детали, что не позволяет в полной мере реа-лизовывать свой замысел.

Дети, не удовлетворённые своим результатом на уроках рисования, но имеющие потребность в развитии своих художественных способностей нуждаются в дополнительном школьном образовании. И здесь первую помощь призван осуществить педагог. Владение частной методикой, технологией является одной из составляющих педагогического мастерства, профессионализма учителя, но без знаний научных основ педагогики, психологии будут неполные знания о возможностях детей, о педагогическом общении, об изучении детей и проектировании индивидуального и личностного подхода к ним. Практика показывает, что учитель в повышении своей квалификации больше сориентирован на инновационные технологии, методы, а не на пополнение своих знаний о природе ребенка, его возрастных возможностях и индивидуальных способностях. Учителю необходимо уметь поддержать природное желание ребенка узнавать новое и развивать интерес к учению на основе формирования умения учиться.

Являясь учителем рисования в общеобразовательной школе и ведущим дополнительные занятия, автор, проведя исследования и наблюдения в развитии детей, в данной статье предлагает обратить внимание на его методы преподавания акварельной живописи.

В системе дополнительного образования предусмотрено большее количество времени на проведение занятий. Данный факт позволяет проводить занятия на листах формата А3, что само по себе расширяет поле для детского творчества. С другой стороны, время, затрачиваемое на работу с большим форматом, увеличивается, в связи с этим у некоторых детей ближе к концу работы интерес к ней снижается, что выражается в небрежности.

Акварельная живопись является одной из самых трудоёмких в исполнении техник среди прочих, но, в то же время, и самых увлекательных.

Для получения успешных результатов при обучении основам акварельной живописи необходимо дать навыки работы с более простыми техниками.

Первую работу на дополнительных занятиях целесообразно посвятить рисованию цветными карандашами, т.к. на их примере проще всего объяснить детям важность избегания белых не закрытых мест на листе бумаги, при этом ученики приобретают основные правила штриховки.

Следующую работу предлагается выполнить гуашевыми красками. Опираясь на уже имеющиеся у детей умения работы карандашами, педагогу проще объяснить детям, как работать гуашью с точки зрения проблемы не закрашенных контуров.

Для развития у детей умений работы с гуашью можно применять плоские кисти - ученикам интересно наблюдать, как с помощью различных наклонов и нажимов можно управлять линией, делая её послушной - тоньше или толще.

После получения представления работы с карандашами и гуашью можно приступать к работе с акварелью. При изучении основ акварельной живописи особенно важно создание у ребёнка ситуации успеха, т.к. если карандаш или гуашь можно исправить, то акварель - почти невозможно. «Оптимальная организация художественно-творческой деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования предполагает подбор заданий с учетом постепенного возрастания трудности их выполнения (от простого к сложному), постепенного усложнения их деятельности» [1, с. 12].

С первых шагов работы акварелью детям нужно объяснить основные отличия акварельной бумаги от обычной. Основное отличие - фактура бумаги, затем следует её плотность (у акварельной она выше). Это необходимо сделать по той причине, что, если ребёнок на начальных этапах знакомства с акварелью станет работать неправильно, ему будет сложно или практически невозможно добиться нужного результата, что в свою очередь повлечёт за собой неприятие с его стороны акварельной живописи.

Большинству детей нравится наблюдать за процессом растекания краски и смешения различных оттенков между собой, поэтому имеет смысл первую работу посвятить довольно простому упражнению: предложить детям поработать в технике «по-сырому», выполняя заливки 3-мя основными цветами - жёлтым, красным и синим.

Данное упражнение довольно простое, при его выполнении довольно сложно допустить критическую ошибку и испортить картину, что очень важно на первых этапах знакомства с акварелью.

Для закрепления полученных навыков следующую работу рекомендуется исполнить в жанре натюрморт - фон сделать заливкой, поверх которой кончиком кисти наносить пятна краски различных оттенков. Сами предметы натюрморта можно выполнить в технике «по-сухому».

Данная методика на начальных этапах обучения детей акварельной живописи интересна тем, что не вызывает у ребёнка отторжения - при написании фона подобным методом сложно испортить работу, в то время как полученные результаты вызывают у ребёнка дальнейшее желание изучать акварельную технику.

Исследования автора показали, что есть дети, которые в силу своей повышенной активности в принципе не очень аккуратно работают, независимо от используемого материала (карандаш, гуашь, акварель и т.д.). В данном случае им сложнее объяснить принципы работы с акварелью, т.к. они не видят большой разницы при работе с различными материалами, и они преследуют одну цель - быстрее закончить своё произведение.

В подобной ситуации на помощь может прийти акварельная живопись, особенно в технике

«по-сырому». Большинству детей интересно наблюдать за процессом растекания краски по поверхности листа и смешением их между собой. Так как они взаимодействуют друг с другом с невысокой скоростью, ученики, в том числе, гиперактивные, начинают проявлять аккуратность в работе, и постепенно добиваются успехов благодаря активизации их творческих способностей.

Исследования автора, проводимые во время работы в школе, показывают, что на первых этапах знакомства с акварелью дети не очень-то хотят с ней работать, зачастую это связано с тем, что у них не хватает или вообще отсутствуют навыки работы в данной технике.

Встречаются и такие ученики, которые уже пробовали свои силы в работе акварелью, однако в силу тех или иных причин не прониклись её красотой, не познали широту и разнообразие возможностей творчества использования этой техники изобразительного искусства.

Основных причин - две.

Первая причина - ребёнок попробовал писать в акварельной технике самостоятельно, но вследствие того, что базовых навыков работы с довольно сложным материалом у него нет, его постигла неудача.

Вторая причина - ученик уже работал в акварельной технике, однако, в связи с тем, что материал ему был объяснён в недостаточном количестве и даже неправильно, у него пропадает желание продолжать знакомство с данной техникой.

В первом случае ребёнку проще указать на его ошибки, объяснить их ему недостатком опыта и знаний. Во втором ситуация сложнее - ученик уже пробовал себя в акварельной живописи, с ним работал педагог, однако несмотря на всё это он так и не добился больших успехов в работе с такой увлекательной техникой. При таких обстоятельствах у школьника уже почти установилось прочное отторжение акварели, вне зависимости от того, как она исполняется: «по-сырому», «по-сухому», «а-ля прима», смешанная и т.д. Перед учителем встаёт задача в корне изменить это отношение, раскрыв перед учеником весь спектр возможностей данной техники. В данном случае «для формирования навыков и умений целесообразно использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репро-дуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, беседа, повто-рение описания наглядного изображения объекта, неоднократное прочтение последовательности выполнения того или другого практического задания и др.» [3, с. 68].

Большое значение также имеет и возраст, в котором ребёнок начинает своё знакомство с акварелью. Если ученик начинает постигать её искусство с начальной школы, то работа учителя несколько упрощается - в раннем возрасте дети очень восприимчивы к оценкам результатов своей работы со

стороны учителя и несмотря на то, что в основном их приучают работать в определённых рамках и соблюдать множество правил, вне зависимости от вида деятельности (верное выполнение заданий по тем или иным предметам, поведение в школе и вне её стен и т.д.), акварельная живопись позволяет «раздвинуть» эти рамки, «выйти за контуры», при котором дети не только не получат порицания, но, наоборот, похвалу.

С детьми, которые уже перешли в среднюю школу и делают первые шаги на ниве акварельной техники, дело обстоит сложнее - у них, как раз эти рамки уже довольно прочно установлены и школьникам сложнее за них выйти. Помимо этого, в силу психологических особенностей данного возраста они становятся менее восприимчивы к мнению взрослых, начинают больше прислушиваться к мнению сверстников, которое зачастую не объективно, а также слишком критично воспринимать своё творчество. В данной ситуации на плечи учителя ложится обязанность постоянно поддерживать ученика, рассказывать о том, что акварельная техника в принципе считается одной из самых сложных и для постижения её азов требуется больше времени, чем для любой другой. «Основная задача учителя изобразительного искусства, на наш взгляд, состоит в воспитании человека высокой духовной и творческой культуры, отличающегося активным эстетическим восприятием» [8, с. 26].

В ходе своей исследовательской деятельности автор статьи наблюдает работу девочки 11 лет, которая пришла в изостудию, имея за плечами небольшое количество времени занятий в кружке во время обучения в начальной школе. Ребёнок сильно мотивирован, проявляет тягу к изобразительной деятельности, однако очень критично относится к итогам своего творчества. Опыта работы в акварельной технике на момент начала занятий в изостудии у неё было немного. Первая работа, являвшая собой пейзаж и выполненная акварелью, была сделана в технике «по-

сырому» и была оценена ею невысоко в силу описываемых выше причин, несмотря на достойное качество. Однако, по прошествии некоторого времени, после получения нужного количества знаний и навыков при работе с акварелью, этот же ребёнок и большинство других при возможности выбора материала для будущей картины останавливается на акварели. «В обучении акварельной живописи очень важно заинтересовать и увлечь ученика, привить любовь к тонкой технике акварельной живописи, научить её эстетически чувствовать». [8, с. 32.]

Советский психолог Л.С. Выготский писал: «По сравнению одного из русских учёных, как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [4, с. 6].

Для примера, используя это определение творчества допустимо утверждать, что предложенные методы активизации творческих способностей детей средствами акварельной живописи в системе дополнительного образования приносят плоды в развитии детей и позволяют сделать обобщающие выводы:

1. У детей ощутимо снижается «боязнь» перед акварельными красками (проблема белых контуров снижается), у них возникает интерес к данной технике живописи.

2. У детей появляется интерес к рисованию за счёт того, что им нравится наблюдать за растеканием цвета по поверхности листа, подвижные дети начинают аккуратнее работать акварельными красками.

3. Дети начинают проникаться красотой акварельной живописи, познавать её широту и разнообразие возможностей для творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буровкина Л.А. К вопросу о приобщении обучающихся к народной художественной культуре в учреждениях дополнительного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 3. С. 8-15.

2. Буровкина Л.А. Художественно-творческая деятельность учащихся в учреждениях дополнительного образования как средство формирования социально-культурной личности / Л.А. Буровкина // Materiaty VIII Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania swiatowej nauki - 2012» Volume 13. Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka i studia, 2012. C. 69-73.

3. Буровкина Л.А. О подходах к решению вопросов методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству / Л.А. Буровкина // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна: сб. статей / отв. Ред. М.С. Соколова, М.В. Соколов. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. №. 1. С. 66-71.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

5. Ломов С. П. Методология художественной деятельности / Инновационные проекты и программы в образовании. М.: Инновации и эксперимент в образовании. 2013. № 2. С. 49-52.

6. Ломов С.П. Изобразительное искусство как фактор формирования научного мировоззрения школьников / Теория и практика общественного развития. Краснодар: Издательский дом «ХОРС». 2015. № 17. С. 179-184.

7. Ломов С. П. Методология художественного образования: учебное пособие / Ломов С. П., Аманжолов С. А. М.: Прометей, 2011. 188 с.

8. Семёнова М.А. Художественный образ в искусстве акварельной живописи: монография. М.: МГПУ, 2016. 180 с.

9. Чеканцев П.А. Пространство в станковой живописи / П.А. Чеканцев, З.А. Чеканцева // Преподаватель XXI век. 2013. Т. 1. № 4. С. 189-193.

REFERENCES

1. Burvkina L.A. On the issue of familiarizing learners with folk art culture in institutions of additional education. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. 2016. no. 3. pp. 8-15. (in Russian)

2. Burvkina L.A. Artistic and creative activity of students in institutions of additional education as a means of forming a socio-cultural personality / L.A. Burrovka // Materiaiy VIII Miqdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania swiatowej nauki - 2012» Volume 13. Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka i studia, 2012. pp. 69-73. (in Russian)

3. Burvkina L.A. On approaches to the solution of the problems of teaching methods in fine and decorative and applied art Burvkina // Modern trends of fine, decorative and applied art and design: Sat. articles / Ed. M.S. Sokolova, M.V. Sokolov. Novosibirsk: Publishing House of the National Pedagogical University, 2017. no. 1. pp. 66-71. (in Russian)

4. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood: Psyche. Essay: Book. for the teacher. 3rd ed. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991. 93 p. (in Russian)

5. Lomov S.P. Methodology of artistic activity. Innovative projects and programs in education. Moscow, Innovations and experiment in education. 2013. no. 2. pp. 49-52. (in Russian)

6. Lomov S.P. Fine art as a factor in the formation of the scientific outlook of schoolchildren. Theory and practice of social development. Krasnodar: Publishing house "HORS". 2015. no. 17. pp. 179-184. (in Russian)

7. Lomov S.P. Methodology of art education: textbook / Lomov, S.P., Amanzholov, S.A., Moscow, Prometheus Publ., 2011. 188 p. (in Russian)

8. Semenova M.A. Artistic image in the art of watercolor painting: monograph. Moscow, MGPU Publ., 2016. 180 p. (in Russian)

9. Chekantsev P.A. Space in easel painting / P.A. Chekantsev, Z.A. Chekantseva. Teacher of the XXI century. 2013. V. 1. no. 4. pp. 189-193. (in Russian)

Информация об авторах Сергеев Иван Михайлович

(Россия, Москва) Аспирант кафедры живописи и композиции института культуры и искусств Московский городской педагогический университет E-mail: sergeev_i_m@mail.ru

Information about the author

Sergeev Ivan Mikhailovich

(Russia, Moscow) Post-graduate student of the Department of painting and composition. Institute of culture and arts Moscow City Pedagogical University E-mail: sergeev_i_m@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.