Научная статья на тему 'Использование живописных материалов в работе со школьниками 11 12 лет'

Использование живописных материалов в работе со школьниками 11 12 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЖИВОПИСНЫЕ ТЕХНИКИ / ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурманская Д. Ю.

В статье рассматривается проблемы детского переходного возраста 11 12 лет; различные, живописные техники, изучаемые детьми на уроках изобразительного искусства. Объясняется целесообразность применения этих техник в различных школьных заданиях, их достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFERENT PAINT TECHNIQUES FOR CHILDREN 11 12 YEARS OLD

This article devotes to problems of children 11 ' 12 years old and different paint techniques, studied in school. Explanation of advisability different art techniques in school lessons, their benefit and some defects for school work.

Текст научной работы на тему «Использование живописных материалов в работе со школьниками 11 12 лет»

Д. Ю. Фурманская, аспирант кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики, художественно-графического факультета Орловского государственного факультета.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОПИСНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ 11 - 12 ЛЕТ

В статье рассматривается проблемы детского переходного возраста 11 - 12 лет; различные, живописные техники, изучаемые детьми на уроках изобразительного искусства. Объясняется целесообразность применения этих техник в различных школьных заданиях, их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: изобразительное искусство, живописные техники, переходный возраст.

Понимание и осмысление живописи как самого универсального из всех изобразительных искусств, происходит на протяжении всей человеческой жизни, но начало этому пониманию закладывается в так называемом переходном возрасте, т.е. в возрасте 11-12 лет. То, что рисуют дети до этого времени, не есть еще живопись или графика, а некое синтетическое изобразительное творчество. Этот возраст считается переходным от сочинения ярких и непосредственных композиций к штудированию учебных постановок. В связи с этим вместо разнообразия и яркости порою приходят одинаковость и серость; в ряде случаев работы хотя и прибавляют в грамотности, но теряют в интересе, приобретают специфически учебный вид; достижения более раннего возраста теряют смысл.

Вопрос обучения детей живописи связывается с вопросом о роли и месте профессиональных навыков и понятий в детском творчестве. Существенной частью живописной работы с детьми является развитие и разнообразных технических приемов работы с красками. Именно в возрасте 11-12 лет школьник, на уроках изобразительного искусства, начинает изучать живописную грамоту, живописные техники, приемы, материалы. И в зависимости от опыта и знаний педагога, это может являть как положительные, так и отрицательные моменты. Изучение свойств различных красок может и должно стать для детей увлекательным занятием, стимулирующим интерес к живописи.

Остановимся на некоторых практических мо-

ментах работы с детьми среднего возраста. Учащийся старается вначале раскрашивать предметы, составляя и подбирая на палитре, на отдельном листе бумаги подходящий цвет. Потом он начинает видеть больше, вводя в цвет оттенки. В начале работы он испытывает колебания, в результате рисунок требует исправления ошибок, поправок. Здесь ему на помощь приходит педагог, рекомендуя различные приемы работы. Иногда эти приемы ученик принимает как обязательные и единственные. Приемы могут определить его видение, полностью подчинить все дальнейшее развитие. Поэтому, важно показывать ученику не отдельные приемы, а связь между воспринятой натурой и способами использования материала. Лучше показывать ему много приемов - и у него самого, и у одноклассников, и на наглядных пособиях, чтобы он узнавал изобразительные возможности различных красок и, чтобы он понял, что не существует единственно возможного способа и формы изображения.

Так, кроме подбора оттенка цвета смешением красок на палитре, нужно показать ему возможности оптического смешения, показать эффекты, которые получаются при различном использовании фактуры красок, показать роль графических элементов в живописи - мазка, штриха, линии, показать роль цветного контура и контрастов и т. п. Вообще очень полезно такое разнообразное изучение материалов, своеобразная игра с ним, проба самых разных его возможностей - и на па-

литре, и на отдельных листах бумаги, и в специальных упражнениях. Такая "игра" может даже опережать и собственно изобразительные навыки - она облегчает решение изобразительной задачи, открывает возможность больше видеть в натуре, прибавляет смелости.

Работа краской и цветом преследует цель выявить форму предметов, их положение в пространстве, пространственные планы, среду, состояние. Опыт некоторых педагогов показывает, что эти цели даются детям легче, когда они работают именно цветом, нежели в графических техниках (например, карандашом или тушью).

Разнообразя используемые живописные материалы, согласуясь с целью урока и особенностями изображаемого, а так же со способностями конкретных учеников, педагог, достигает больших успехов без ущерба интересам детей. Иными словами, чем больше живописных техник изучается на уроках изобразительного искусства, тем интересней на них детям.

Самые применяемые в школе техники живописи - акварель и гуашь. Остановимся подробнее на каждой из них.

Среди всех красок используемых школьниками, акварель является наиболее распространенной. Слово "акварель" происходит от латинского слова "аква" - вода. В отличие от всех других красок она считается более доступной и будто бы более легкой по технике исполнения. Однако это не совсем так: владеть акварелью свободно, а тем более в совершенстве не просто. Именно акварель достаточно трудна для экспериментов, в ней трудно работать долго, трудно исправлять. Именно в работе акварелью у ребенка сильнее всего опасность приучиться к шаблонным эффектным приемам вроде изображения облаков по-сырому. Эффект здесь достигается легко, и на этом проигрывает и восприятие, и изобретательная способность ученика. Но, тем не менее, акварель все же более подходит к школьному обучению, чем, скажем, масляные краски, за счет своей мобильности, скорости и доступности в работе.

При работе с детьми, только начинающими рисовать, важную роль играет качество самой акварели, бумаги, кистей. Хорошего качества акварель достаточно прозрачна, ярка и насыщенна. Лучшие акварельные краски, выпускаются санкт-петербургским заводом художественных красок. Однако, дети часто рисуют некачественными красками, с которыми трудно справиться и маститому художнику.

Одно из достоинств акварели то, что краски хорошо смешиваются между собой. Палитрой могут служить фарфоровое блюдечко, чашечки, тарелочка или чаще всего, лист бумаги. В работе акварелью, так же большое значение имеют кисти. Для акварели лучшими считаются беличьи и колонковые: они упруги и в то же время мягки и эластичны. Кисти бывают различных размеров от 1 до

20 номера, указываемых на древке. В практической работе со школьниками самые употребительные номера с 3 по 6.

Сложность работы с акварелью одновременно является и ее достоинством. Невозможность исправлений и непредсказуемость техники акварели организует ребенка, постепенно воспитывает в нем усидчивость и внимательность, культуру работы с красками. Освоив акварель, учащемуся среднего возраста, легче перейти к работе с другими изобразительными материалами.

В школе вторыми по распространенности являются гуашевые краски. Они употребляются в живописи с белилами, без которых невозможно получить высветленные тона, в то время как в акварели белил избегают, и светлые тона получаются за счет разжижения красок водой. Лучше всего наносить гуашь мягкой щетинной кистью, обладающей достаточной упругостью. Очень мягкая кисть, как, например, беличья, не дает возможности разровнять краску на бумаге, а жесткая (щетинная) оставляет борозды. Гуашевые краски применяются на уроках изобразительного искусства в основном для декоративных работ (орнаментов, папье-маше и т. п.), а в качестве материала для станковой живописи ею пользуются незаслуженно мало.

Основной причиной этого являются некоторые ее свойства. Главная трудность работы с гуашью заключается в том, что она, очень быстро высыхая, резко изменяет свою светлоту, и во время работы ребенку трудно следить за правильностью цветовых и тоновых отношений. Чтобы быстрее преодолеть эту трудность и научиться учитывать это высветление гуаши в процессе работы, ученику вначале можно посоветовать делать предварительные выкраски на отдельных листах бумаги, чтобы видеть истинный тон краски после высыхания, но это отнимает время урока.

Другая трудность, с которой сталкивается учащийся, это нанесение краски ровным слоем так, чтобы после высыхания не было заметно полос или пятен. Многое здесь зависит и от самих красок, некоторые из них почти невозможно положить ровным слоем, как, например, встречающуюся в наборах охру желтую. Другие очень хорошо и ровно ложатся на поверхность. Но, конечно, главное - это умение обращаться с красками. Педагог должен объяснить ученикам, что для закрашивания поверхности ровным по цвету слоем, нельзя брать краску во время работы прямо из флакона, погружая туда кисть, обмакнутую перед этим в воду. Рекомендуется требуемое количество краски достать из флакона палочкой или ложкой и тщательно размешать в отдельной чашечке и потом уже наносить на поверхность. Это тоже усложняет процесс работы с детьми, им требуется внимательность и усидчивость, довольно редкая в 11 - 12 лет.

Достоинством гуаши является то, работать ею

можно на различных поверхностях: на бумаге, картоне, полотне, фанере и других материалах. Для прочности красочного слоя, особенно при работе над объемными изделиями, следует добавлять в краску клей ПВА. То, что гуашь наносится более густыми, плотными слоями, дающими по высыхании красивую матово-бархатистую поверхность и допускающими несколько перекрывающих слоев, позволяет, в отличие от акварели, исправлять ошибки в детских работах.

Другие виды красок, по различным причинам почти не применяются в работе со школьниками. Расскажем о некоторых из них коротко.

Масляные краски - самый удобный материал для цветовых экспериментов и вообще для углубленной работы над цветом, самый богатый возможностями, и податливый в работе. Масляная живопись не высветляется подобно гуашевой и допускает исправления в отличие от акварели. Однако она практически неприменима в школьных условиях из-за трудоемкости, длительности работы и опасности для детей (ядовитые растворители и т. п.).

Акриловые краски - самый современный и универсальный материал. Акриловые краски яркие и насыщенные как во время работы, так и по ее окончании. Разводятся водой, не имеют запаха и не токсичны, что очень важно при работе с детьми. Позволяют работать как пастозно, имитируя масляную живопись, так и прозрачными лессировками подобно акварели. Эти краски высыхают необратимо и не смываются при попадании на ра-

боту воды. Их можно использовать как в академической живописи, так и декоративных работах на любых поверхностях включая стекло и ткань. Существует целая серия декоративных акриловых красок - металлических и перламутровых оттенков. Все это говорит в пользу акриловых красок. Главная сложность в работе с ними в школе их ма-лоизвестность, малоизученность и консерватизм школьных программ. Возможно, в будущем, они будут широко использоваться в школе.

Подводя итог всему сказанному, заметим, что вообще не существует одного единственного способа изобразить предмет, что изображение всегда предлагает отбор и решение и потому оно всегда есть одновременно и сочинение. Школьному учителю стоит давать учащимся возможность поиска и выбора: любимой живописной техники, приема, цветового решения. Ребенку 11 - 12 лет важно чувствовать хоть немного самостоятельности.

Крайне важно, чтобы у ребенка "получалось", при этом, длительное отсутствие хоть небольших успехов заставляет его опустить руки и потерять интерес к дальнейшим поискам. И наоборот, излишняя легкость, и простота достижения цели -расхолаживает. Следовательно, задание для школьников 11 - 12 лет должно быть: посильным, увлекательным, и сообщающим каждый раз что-то новое. Изучение школьниками живописных техник не только стимулирует у них интерес к живописи, но и помогает им перейти на новую ступень творческого развития.

Fyrmanskaya D.Y.

THE DIFFERENT PAINT TECHNIQUES FOR CHILDREN 11 - 12 YEARS OLD.

This article devotes to problems of children 11 - 12 years old and different paint techniques, studied in school. Explanation of advisability different art techniques in school lessons, their benefit and some defects for school work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.