Научная статья на тему 'Художественно-выразительный язык акварели'

Художественно-выразительный язык акварели Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
824
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВАРЕЛЬ / МЕТОД ЛЕССИРОВКИ / АЛЯ ПРИМА / WATERCOLOR / METHOD OF SCUMBLING / ALA PRIMA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зайцева Ирина Владимировна

С помощью акварельной живописи проводятся первоначальные этапы практического изучения законов живописи. Студенты должны понимать основной язык акварели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественно-выразительный язык акварели»

Художественно-выразительный язык акварели Зайцева И. В.

Зайцева Ирина Владимировна / Zajceva Irina Vladimirovna - магистр, кафедра изобразительного искусства,

Академия архитектуры и искусств,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: с помощью акварельной живописи проводятся первоначальные этапы практического изучения законов живописи. Студенты должны понимать основной язык акварели.

Abstract: by means of the watercolor painting the primary stages of practical study of laws of painting are conducted. Students must understand the basic language of watercolor.

Ключевые слова: акварель, метод лессировки, аля прима.

Keywords: watercolor, method of scumbling, ala prima.

Для студентов художественно-графических факультетов важным этапом обучения является процесс изучения работы в акварельной технике. С помощью акварельной живописи проводятся первоначальные этапы практического изучения законов живописи. Работа акварелью сложна, многообразна, интересна и является важным средством в обучении студентов. По мнению художницы А. П. Остроумовой-Лебедевой, красота и привлекательность акварельной живописи заключается в легкости и стремительности мазка, в быстром беге кисти, в прозрачности и яркости красок [1, с.6].

Прозрачность красок - это особенность и достоинство акварели, работать с этой техникой можно, не прибегая к использованию белил. Сама чистота белой бумаги является прекрасным светом, который проходит сквозь слои краски. Нужный цвет может быть получен как смешением красок на палитре, так и наложением их друг на друга на бумаге. Г лавное преимущество акварельных красок заключается в том, что, работая ими, можно добиться исключительной прозрачности и чистоты цвета. Уникальность акварельных красок в том, что имеются богатые возможности работы с цветом, можно положить цвет, и через него будет светится бумага, можно работать лессировками, и один цвет будет просвечиваться через другой, можно усиливать, прокладывая несколько раз цвет, повторно его перекрывая.

Акварель помогает выработать зоркость глаза, уверенность и смелость руки, выработать ощущение прекрасного. Однако техника акварели требует большой аккуратности, терпения и выдержки, так как ошибочно нанесенный мазок акварельной краски бывает очень трудно исправить. Художник, прежде чем начать работать, должен составить не только грамотно выполненный рисунок, но продумать, как надо положить краски, обдумать весь свой будущий лист, весь свой ход работы. Во время работы очень важно сохранять свет, иначе работа потеряет свою акварельную легкость и воздушность. Важно помнить, что каждый, даже едва заметный слой краски, влияет на характер всего живописного произведения. Просвечиваясь, нижние слои создают общий колорит картины - этот прием используется в пейзажной живописи. Необходимо стараться не допускать ошибок, а если они все-таки имеются, то с тонким мастерством нужно уметь их скрыть, либо полностью начинать работу заново. Акварелью, как считал художник Делакруа, надо всегда работать наверняка: исправления в ней невозможны [2, с.36].

Различают три способа работы акварелью. Во-первых, можно работать многослойно, делая первую общую прокладку красками очень легко, гораздо слабее и прозрачнее, чем в натуре, а затем, постепенно усиливая цвет при помощи последующих слоев краски, которые наносятся на предыдущий высохший слой методом лессировок. Во-вторых, метод аля прима, когда краску кладут на бумагу в один слой, набирая сразу необходимое количество краски на кисть. В -третьих, в один слой работают и по влажной бумаге, когда мазки слегка расплываются и, сливаясь, лишаются четких границ. Часто они используются вместе в смешанной технике. Также существует метод мозаичного письма, при котором художник мелкими мазками строит форму предметов натуры, уточняя и обогащая цвет в каждом мазке. Метод мозаичного письма в технике акварели очень интересен с творческой точки зрения, но овладеть им в совершенстве можно только при большом опыте работы в живописи, так как, работая мелкими мазками над различными участками формы, художник постоянно держит во внимании большие цветовые и тональные отношения натурной постановки, т.е. в совершенстве владеет цельным видением [5, с.184].

Прием лессировочного письма дает возможность глубже изучить натуру, передать ее материальные качества, подробно проработать детали, довести работу до завершенности. Этот стиль письма был характерен для конца 18 века и первой половины 19 века для многих европейских художников. В России прием последовательных наслоений красок применяли А. Иванов, К. Брюллов и многие другие художники.

Если в приеме последовательного письма художник наносит постепенно один за другим несколько слоев краски, то техника в один слой по сухой поверхности дает возможность заканчивать работу в один сеанс, с первого нанесения. Прием письма акварелью в один слой - самый подходящий для передачи быстроменяющихся явлений природы. Но он требует особенно умелого распределения всего хода работы, безошибочного владения кистью. Акварельная живопись в однослойном письме требует от художника мастерства уверенной руки в нанесении акварельного пятна.

Работа по сырому - один из творческих и увлекательных методов письма. Работая таким способом, художник погружается в волшебство подвижности акварельных красок, дает возможность передавать в работе туман, дождь, плавные переходы планов.

Соединение техник «по сырому» и «по сухому» применялось много лет назад английскими акварелистами и русскими мастерами. Используя письмо по влажной поверхности для достижения наибольшей цельности изображения, они отрабатывали его уже по сухой поверхности.

Овладев основными приемами акварели, можно в дальнейшем использовать ее различные свойства. Художники, овладевшие в совершенстве мастерством акварели, не ограничиваются каким-либо одним приемом письма, для них характерны постоянные поиски наиболее эффективных способов выражения своих образных замыслов. Например, художник В. Суриков, владея большим мастерством акварели, ее богатыми техническими возможностями, по-разному использовал акварель в зависимости от задач, которые ставил [5, с.90]. Кажущаяся легкость и простота в акварельной живописи больших мастеров -это, прежде всего, результат огромного творческого труда, постоянных поисков.

Литература

1. Акварели и рисунки русских и советских художников. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. - Издательство «Изобразительное искусство». 1982г.

2. Лепикашъ В.А. Акварель. Московская специальная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом. Москва. 2010г.

3. Марков П. Об акварели или живописи водяными красками. Московская специальная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом. Москва. 2003г.

4. Михайлов А.М. Искусство акварели. Учебное пособие. - М.:Издательство «Изобразительное искусство».1995г. - 200с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.