системное мышление, субординировать знания.
Личностно-деятельностный подход ориентировал нас при проведении педагогического эксперимента на реальную личность, на типологию, реальный уровень творческих, волевых, эмоциональных, физических и других личностных качеств студента, а также на учет индивидуальных, возрастных особенностей, природных возможностей и социальных условий, в которых происходит реальное становление и развитие личности.
Опираясь на аксиологический подход в процессе развития творческих способностей, преподаватель способствует формированию их ценностного отношения к творчеству, труду, красоте, будущей профессиональной деятельности, стремления к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, к самообразованию, самореализации, саморазвитию.
Для нашего исследования мы считаем необходимыми следующие компоненты технологического подхода: постановка целей и их максимальное уточнение; ориентация целей на гарантированное достижение результатов; оценка текущих результатов; заключительная оценка результатов.
Библиографический список
1. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем. — М. : Мысль, 1978. - 272 с.
2. Моделирование воспитательных систем: теория — практика / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. — М. : РОУ, 1995. — 188 с.
3. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. — М. : Политиздат, 1981. — 432 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. — Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 560 с.
5. Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования [Текст] / Н.Ф. Вишнякова. — Минск, 1996. — 300 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М. : Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М. : Политиздат, 1975. — 302 с.
8. Слободчиков, В.И. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе. — М. : АКАДЕМИЯ, 1999. — 128 с.
9. Каган, М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. — М.: Политиздат, 1974. — 326 с.
10. Афанасьев, Б.В. Организация преподавания музыки в образовательной школе [Текст] / Б.А. Афанасьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Изд. 2-е. — Л., 1973. — 144 с.
БУХАРИНА Валентина Александровна, аспирантка кафедры педагогики и психологии.
454021, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129.
Дата поступления статьи в редакцию: 06.07.2009 г.
© Бухарина В.А.
УДК 378-147: 75: М. А. ДЕРБИСОВА
Омский государственный педагогический университет
АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ
Профессиональные знания и умения в живописи как о науке — это знания истории изобразительного искусства, связанные со становлением живописи как научного знания; знания о технологии живописи, о материалах живописи и их свойствах; знания о технических приемах живописи; знания закономерностей изображения и умения применять их в работе.
Ключевые слова: анализ, живопись, композиция, линейная, освещение, рисунок.
Дизайн играет важную роль в существовании и развитии материальной культуры общества, фундаментом для которого являются социально-экономические процессы, степень развития научно-технического и культурного прогресса в современном социальном обществе. В этой связи становятся актуальными вопросы формирования профессиональной компетентности специалистов-дизайнеров в целом и такого компонента профессионального качества, как знания и умения, формируемые в процессе обучения акварельной живописи, и в этом плане значительную роль выполняет
профессиональная подготовка будущего специалиста в вузе. Совершенствование системы образования входит в число основных государственных приоритетов во многих странах мира, в том числе и в Казахстане.
Профессиональные знания и умения в живописи как о науке — это знания истории изобразительного искусства, связанные со становлением живописи как научного знания; знания о технологии живописи, о материалах живописи и их свойствах; знания о технических приемах живописи; знания закономерностей изображения и умения применять их в работе.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
Акварельная живопись выполняет значительную роль в профессиональной подготовке в вузе. Дизайнерское проектирование не может состояться без изучения комплекса сопутствующих дисциплин. Предметы общехудожественной подготовки вырабатывают культуру визуального восприятия и пространственного мышления будущего специалиста, выполняют служебную и творческую роль в осуществлении профессиональной деятельности.
Акварель — вид живописи водяными красками, самое традиционное и доступное в применении изобразительное средство живописца. Работа акварелью является в то же время одной из сложных живописных техник в живописи. В работе маслом художник по ходу работы может допускать исправление или переписать картину, в акварели это сделать невозможно. Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква», что означает — «вода», которая является растворителем для красок. Акварель — единственный вид красок, обладающих особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Э. Делакруа писал, что она даёт тонкость и блеск живописной работе на белой бумаге, ее прозрачность заключается в существе белой бумаги. Свет проходит сквозь краску на белую поверхность бумаги и создает особую светимость акварели. Прелесть акварели и в мягкости, естественности переходов одного цвета в другой, в разнообразии тончайших оттенков. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемых специальным перетиранием порошков. Акварель в наше время является самостоятельным видом техники живописи. Овладение техникой акварельной живописи является обязательным требованием в обучении живописи, так как эта техника широко применяется в учебных работах именно на начальной стадии обучения. После ознакомления с техниками акварельной, гуашевой приступают к изучению масляной живописи и смешанных техник.
В обучении студентов специальности «Дизайн» огромное место занимают базовые академические дисциплины, такие как рисунок, живопись, композиция, являющиеся фундаментом художественного образования, преподавание которых должно вестись с учетом требований, предъявляемых на сегодняшний день к профессии дизайнера. Профессиональная деятельность которых связана со специфической сферой по разработке предметно-пространственной среды с целью проектирования высоких потребительских характеристик для оптимизации и гармонизации эстетического взаимодействия человека и общества
Преподавание академической живописи формирует у студента-дизайнера такие качества, как мировоззрение, образное мышление, живописные знания, умения и навыки, колористическую культуру, творческие качества профессионального мастерства художника, пространственное мышление, владение творческими методами изображения и композиционным мастерством, развитие творческой индивидуальности и художественного вкуса.
Модель содержания учебного предмета «Акварельная живопись» необходимо составлять как цепочку по следующему плану. Сначала мотивы и цель деятельности, затем система задач, согласно государственному стандарту образования, принципы обучения, основное теоретическое содержание предмета, методы, приемы, средства, формы проведения занятий, система оценки и результат деятельности.
Содержание образования отражено в таких нормативных документах, как учебные планы,
учебные программы, учебники, учебные пособия. Вторая особенность указанных программ — введение специального раздела — межпредметные связи, которые должны быть учтены в других предметах и являются необходимыми при овладении новым материалом по всем дисциплинам учебного плана. Теоретические знания, межпредметные связи — это содержательный блок; способы деятельности, формы организации процесса методы обучения составляют процессуальный блок.
Л. А. Ивахнова, исследовав проблему конструирования содержания предметов изобразительного цикла, отметила следующие главные требования управления процессом обучения: «1. Указание цели обучения. 2. Установление исходного состояния. 3. Определение программы воздействия. 4. Обеспечение систематического контроля за управляемым процессом, организация системы обратной связи. 5. Выработка корректирующих воздействий и их реализация». Содержательный аспект, пишет она, отражает ту часть культурного наследия, которая проецируется в разрабатываемый предмет [1]. Положения, которые должны быть в основе предмета по искусству, в содержательном аспекте следующие: ориентация на профессиональную деятельность с современных позиций, знание закономерностей композиции и художественного языка, знание процесса творчества, способов работы с художественными материалами, познание национальных особенностей региона, республики, отражение жизни в образной форме, интегративный подход к содержанию предмета. В процессуальном аспекте должна быть прежде всего педагогическая позиция по управлению усвоением знаний предмета с учетом психологических закономерностей восприятия и изображения искусства.
Важную роль в предметном обучении играет цель, которая ставится преподавателем в каждом учебном действии, содержание предмета должно следовать за прогрессивным развитием науки, философии, культуры, эстетики. Образное содержание, эмоциональная выраженность учебного задания — главное определяющее его значимости, целостности, при этом техническая часть выполнения художественной работы должна быть подчинена главному содержательному фактору.
Поэтому критериями оценки акварельной работы были определены следующие показатели: техническое исполнение, цветовой строй, композиционный строй, эмоционально-содержательный фактор, владение понятийно-теоретической терминологией. Эти критерии выбраны как обобщающие среди множества показателей усвоенности знаний, умений и навыков работы акварельной живописью.
Эмоционально-содержательный критерий — это наличие идеи, смысла, выраженное в эмоциональночувственной форме. Это выразительные средства живописи, отражающие образное содержание работы, ее функциональность.
Композиционный критерий — организация изображения на листе, компоновка, пропорции изображенных предметов, перспективные отношения, тоновые отношения, объемно-конструктивные отношения, пластика форм, ритм, контрасты, наличие композиционного центра.
Цветовой строй: цветовые отношения, цветовые закономерности (светотени, предметного цвета, цветового рефлекса, спектрально-пространственной характеристики цвета, теплохолодности, воздушной перспективы, освещения, контраста), колорит, гармония цвета.
Техническое исполнение: умение пользоваться материалами и средствами акварельной живописи, писать в технике алла прима, по сухому, по мокрому, лессировкой, гризалью, умение смешивать краски, соблюдать этапность, владеть кистью, уметь смешивать краски.
Студенты-дизайнеры должны знать: средства выразительности, способы изобразительной деятельности, закономерности живописного изображения, композиционных законов, законы перспективы, техники акварельной живописи, терминологию живописи, основные характеристики цвета, основные и производные цвета.
Уметь работать акварельными красками в разных техниках и материалах, вести последовательно длительное задание и кратковременный этюд акварелью, писать по законам реалистического, формального способов изображения, уметь писать с натуры, по памяти, по представлению, по воображению объекты реальной действительности акварельными красками, владеть приемами работы / отмывка, алла прима, по сухому, по сырому, сложной многослойной живописи лессировками на основе подмалевка и др./, смешивать краски.
В преподавании акварельной живописи предполагалось использовать модульное обучение, как одну из современных педагогических технологий, основанное на идее о том, что студент должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением, таким образом, мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать деятельность студента. Модульное обучение использует технологии программированного обучения, суть теории поэтапного формирования умственных действий, проблемный метод. Модуль, как программа, включает в себя целевые действия, информацию, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль выступает как индивидуализированная форма обучения по содержанию, методам, самостоятельности, темпу деятельности студента. Модуль — это функциональный узел, в котором объединено содержание и технология обучения. Студент учится таким качествам как самоорганизации, самоконтролю и самооценке, что дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому увидеть свой уровень знаний, пробелы в учебе.
Для определения содержания модуля необходимо выделить основные идеи курса, сконструировать учебное содержание вокруг этих идей, определить дидактическую цель, которая должна быть направлена на усвоение предмета, а также на использование этого материала в будущей профессиональной практике. Модуль должен учитывать внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание в другие предметы.
Чтобы создать модель межпредметных связей в учебной теме, необходимо было провести структурнологический анализ содержания специальных учебных дисциплин дизайна. Внутренний анализ — это структурно-логический анализ содержания изучаемой темы на предмет выявления ее ведущих положений и основных связей образующих элементов. Внешний — это структурно-логический анализ содержания тем других дисциплин учебного плана с целью определения их содержания с содержанием изучаемой темы и выявление одинаковых знаний, которые необходимо использовать, чтобы научно и всесторонне раскрыть ведущие положения изучаемой темы рассматриваемого учебного предмета.
Важными критериями построения модуля является структурирование деятельности студента в соблюдении последовательности этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. В ходе проведения модульного обучения необходимо делать корректировку пробелов знаний и умений, определить уровень усвоения. Модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения. Модульная технология освобождает педагога от выполнения чисто информационной функции, создает условия для совместного выбора педагогом и студентом оптимального пути обучения, она передает некоторые функции преподавателя в самоуправление студента.
Подводя итог сказанного выше, можно определить качества личности художника дизайнера, необходимые для его профессии и сформированные на предмете живопись это: желание к профессиональной деятельности дизайнера, обладание достаточным объемом теоретических знаний умений, навыков, владение техникой акварельной живописи, развитые композиционные и творческие способности, умение применить их в профессиональной деятельности дизайнера.
Библиографический список
1. Ивахнова Л.А. Интегративный подход к конструированию содержания учебных предметов : учеб. пособие. — Алматы, 1994. — С.9.
ДЕРБИСОВА Мария Абдувакитовна, соискатель кафедры изобразительного искусства и методики преподавания факультета искусств, ассистент профессора, заместитель декана факультета дизайна Казахской головной архитектурно-строительной академии, г.Алматы, Республика Казахстан.
E-mail: [email protected], [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 18.06.2009 г.
© Дербисова М.А.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ