Научная статья на тему 'Особенности формирования художественнопознавательного интереса учащихся в детской школе искусств'

Особенности формирования художественнопознавательного интереса учащихся в детской школе искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / методы воспитания / изобразительное искусство / образовательная дополнительная программа / Additional education / upbringing methods / visual arts / educational supplementary program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Светлана Викторовна

В данной статье рассматриваются особенности формирования художественно-познавательного интереса учащихся на художественном отделении детской школы искусств. Целью исследования являются пробуждение художественно-познавательного интереса школьников, вовлечение в деятельность учреждений дополнительного художественного образования. В процессе работы были изучены литературные источники по теме исследования, проведён анализ полученной информации. В статье описаны особенности формирования художественно-познавательного интереса учащихся. Статья будет интересна практикующим педагогам изобразительного искусства в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING PUPILS’ ART AND CULTURAL INTEREST IN THE SCHOOL OF ARTS FOR CHILDREN

This article examines the features of artistic and educational interest formation of students in the art department of the children's art school. The purpose of the study is to awaken the artistic and cognitive interest of schoolchildren, to involve the institutions of supplementary art education into the activities. In the process of work literary sources on the topic of research were studied and analyzed, the obtained information was analyzed. The article describes the features of students’ artistic and educational interest formation. The article will be of interest for teachers practicing visual art in the system of additional education.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования художественнопознавательного интереса учащихся в детской школе искусств»

УДК 372.874

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-46-53

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Дементьева С. В.

Московский государственный областной университет 141014, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Московская обл., Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности формирования художественно-познавательного интереса учащихся на художественном отделении детской школы искусств. Целью исследования являются пробуждение художественно-познавательного интереса школьников, вовлечение в деятельность учреждений дополнительного художественного образования. В процессе работы были изучены литературные источники по теме исследования, проведён анализ полученной информации. В статье описаны особенности формирования художественно-познавательного интереса учащихся. Статья будет интересна практикующим педагогам изобразительного искусства в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, методы воспитания, изобразительное искусство, образовательная дополнительная программа.

PECULIARITIES OF FORMING PUPILS' ART AND CULTURAL INTEREST IN THE SCHOOL OF ARTS FOR CHILDREN

S. Dementeva

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, Moscow region 105005, Russian Federation

Abstract. This article examines the features of artistic and educational interest formation of students in the art department of the children's art school. The purpose of the study is to awaken the artistic and cognitive interest of schoolchildren, to involve the institutions of supplementary art education into the activities. In the process of work literary sources on the topic of research were studied and analyzed, the obtained information was analyzed. The article describes the features of students' artistic and educational interest formation. The article will be of interest for teachers practicing visual art in the system of additional education.

Key words: Additional education, upbringing methods, visual arts, educational supplementary program.

© CC BY Дементьева С. В., 2019.

Дополнительное образование -

целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образов ательно-инф ормационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование является составной частью системы образования, направлено на усвоение учащимися социокультурных ценностей, развитие индивидуальных способностей, профессиональной ориентации1.

К дополнительному образованию в области изобразительного искусства относятся: детские художественные школы, художественные отделения детских школ искусств, кружки изобразительного искусства, художественные студии.

В настоящее время особое внимание в системе дополнительного образования необходимо уделять именно художественно-эстетическому и нравственному воспитанию детей, так как это во многом определяет становление личности современного школьника. Активное воздействие на художественно-эстетическое, нравственное, духовное воспитание оказывает изобразительное искусство в системе дополнительного образования [1; 2].

Искусство способно быть источником подлинных переживаний, благодаря чему оно может идеально восполнять то, что необходимо человеку для удовлетворения его потребностей.

1 Федеральный закон о дополнительном образовании [Электронный ресурс]. URL: http:// czprof.ru/index.php/else/134-2009-11-25-10-39-

01 (дата обращения: 07.10.2018).

Но «хитрость» искусства, по мнению методолога В. С. Кузина, заключается в том, что оно, развлекая человека и доставляя ему наслаждение, пробуждает к активности все его высшие способности и силы, побуждая его к творчеству, к самосовершенствованию, к стремлению стать лучше. Искусство формирует идеалы, к воплощению которых человек начинает стремиться [6, с. 101].

Использование возможностей изобразительного искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании является актуальным в системе дополнительного образования, которая становится эффективным способом решения воспитательных, эстетических и учебно-творческих задач [2].

Основной проблемой в области художественного дополнительного образования является снижение художественно-познавательного интереса учащихся.

В высказываниях многих педагогов дополнительного образования можно слышать об угасании интереса к изобразительной деятельности. И это действительно имеет место. Лишь немногие дети продолжают в среднем школьном возрасте активно заниматься изобразительной деятельностью в учреждениях дополнительного образования [5, с. 3].

В связи с этим возникает цель -пробуждение художественно-познавательного интереса школьников, вовлечение в деятельность учреждений дополнительного художественного образования.

Развитие художественно-творческой активности учащихся можно считать одной из основных задач в процессе формирования их эстетических

ценностей в системе дополнительного образования. Учебно-творческая работа над созданием тематических композиций, художественного образа средствами изобразительного искусства является сегодня одним из актуальных направлений в системе дополнительного образования. Включение учащихся в учебно-творческий процесс способствует развитию у них интереса к окружающему нас миру, формирует их творческую активность, так как учебные занятия по изобразительному искусству дают возможность донести огромные объёмы информации в различных областях науки и техники [3].

Наше исследование проводилось в художественном отделении детской школы искусств. Данная детская школа искусств располагается на базе общеобразовательной школы, численность которой составляет 120 человек. На момент начала исследования численность учащихся на художественном отделении составляла шесть человек.

В первую очередь проблемными вопросами в данной детской школе искусств являются: нехватка педагогических кадров, нехватка современного оборудования и маленькие помещения для проведения занятий.

В то же время нужно выделить и положительные моменты, такие как: индивидуализация работы с детьми (в связи с их малым количеством); повышенный социальный контроль над детьми; непосредственная близость школы к природе, что даёт неограниченные возможности эстетического, экологического и трудового воспитания.

Особенности организации учебной и внеучебной деятельности учащихся художественного отделения детской школы искусств с целью пробуждения

художественно-познавательного интереса и вовлечения в творческую деятельность данного учреждения новых учащихся:

1. Проведение выставок творческих работ учащихся в общеобразовательной школе, а также проведение выставок на базе других учреждений (например - санаторий, клуб, поликлиника, детский сад и др.)

Выставки должны иметь тематическую направленность, например: «Осенняя палитра», «Новогодняя выставка», «9 мая - День Победы», «Весенняя палитра».

Интерес у учеников поможет вызвать персональная выставка «Моя первая выставка». На ней можно показать как лучшие работы одного ученика по разным направления художественной деятельности, так и проследить его профессиональный «рост» в работах.

К организации выставки в школе нужно подходить очень ответственно, с одной стороны, как художник-профессионал, выделяя лучшие работы учеников, с другой стороны, стараться не обижать отстающих учеников.

Необходимо также принимать активное участие в конкурсах-выставках районного уровня, областного, международного. Участие и победа в данных мероприятиях положительно сказываются на репутации учреждения дополнительного образования. Поощрение дипломами и подарками на данных конкурсах является важным элементом стимулирования деятельности учащихся.

2. Посещение с учащимися выставок, концертов, мастер-классов, музеев, средних и высших художественных учебных заведений.

Данная внеклассная деятельность имеет огромное значение в процессе обучения: во-первых, она несёт в себе образовательную ценность, во-вторых, является важным аспектом в процессе неформального общения учеников с учителем.

Необходимо также привлекать родителей учеников к концертно-выста-вочной деятельности, к посещению выставок, награждений, творческих вечеров и концертов1.

3. Проведение пленэров - эта форма проведения занятия очень важна для закрепления и расширения полученных в течение учебного года знаний и навыков, выработки умений творчески применять их при изображении окружающей действительности на открытом пространстве в условиях естественного освещения.

Рисование класса на свежем воздухе привлечёт к себе внимание других школьников, у них может возникнуть желание тоже что-то нарисовать. Для этого необходимо заранее подготовить бумагу (формата А5 или А4) и графические материалы (мелки, пастель, уголь, фломастеры, ручки, карандаши). Можно предложить школьникам сделать простые зарисовки цветов, листьев, веточек. В процессе работы нужно рассказать ребятам о художественном отделении школы искусств и пригласить их с родителями посетить день открытых дверей [8].

4. «День открытых дверей» - это мероприятие должно не только проводиться раз в полугодие, но и стать лозунгом школы дополнительного обра-

1 Научно-методический центр культуры и искусства Московской области [Электронный ресурс]. URL: http://nmcmosobl.ru/konkursy (дата обращения: 20.10.2018).

зования. Двери школы всегда должны быть открыты для новых учеников, на уроках могут присутствовать ребята, которые захотели посмотреть, как рисуют их одноклассники.

За несколько недель до предполагаемой даты мероприятия (дня открытых дверей) нужно сделать рекламу среди школьников, их родителей и жителей поселка (села, деревни), особое внимание нужно уделить большому красочному объявлению на дверях школы.

Для проведения дня открытых дверей необходимо подготовить мастер-класс, например - изготовление тряпичной куклы, войлочной игрушки, бумажная пластика, валяние из шерсти, декоративная роспись и др. Мастер-класс должен отвечать всем трём задачам в обучении (обучать, воспитывать, развивать). Лучше всего, если результатом такого мастер-класса будет создание готового изделия, которое можно будет забрать с собой.

Учебный класс также необходимо подготовить ко дню открытых дверей -организовать выставку учебных работ.

На проекторе или экране монитора можно демонстрировать фотографии и видео с занятий художественного отделения школы искусств, а также подготовить рекламную продукцию о школе - книги, листовки, рекламные проспекты.

5. Использование мультимедиа технологий.

Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса дополнительного образования в области изобразительного искусства, так как воплощают принцип наглядности в обучении современными способами.

Ещё К. Д. Ушинский говорил, что детская природа требует наглядности.

Мультимедиа технологии - это средство или инструмент познания, благодаря которому более ярко и полно можно изучать изобразительное искусство.

Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также развитию информационной грамотности.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Одним из примеров использования мультимедиа технологий можно назвать применение современных программ для смартфонов в качестве средств создания изображений, иллюстрации, анимации.

Нехватка современного оборудования не должна становиться преградой для информационной и технологической грамотности учащихся. Нужно учитывать тот факт, что у каждого учащегося есть с собой персональный маленький компьютер - смартфон. Например, программа «Кукольная анимация» позволяет создавать мультфильмы прямо в телефоне, добавляя различные аудиоэффекты и музыкальное сопровождение.

Интересными для учащихся старшего школьного возраста могут стать такие программы, как Adobe Photoshop Sketch (приложение для рисования), FlipaClip - Cartoon animation (программа для создания анимации), ArtFlow (программа для рисования с очень простым интерфейсом) и др.

6. Необходимо информировать

учащихся и их родителей, учителей, жителей о предстоящих мероприятиях (концертах, выставках, мастер-классах). Средства информирования: бумажные объявления, рекламные буклеты, интернет-ресурсы, радио, объявления в газете.

Изготовление рекламной продукции должно занимать особое место в деятельности художника-преподавателя. Для начала необходимо заручиться поддержкой директора школы и продумать концепцию, дизайнпро-ект. Реклама должна соответствовать образовательному учреждению, быть информативной [7].

7. Личное участие педагога в творческой деятельности посёлка, города, района. Повышение квалификации, уровня образования педагога.

Об этом писал К. Д. Ушинский: «Педагог настолько образовывает и воспитывает, насколько образован и воспитан он сам» [10, с. 15].

Педагог должен быть примером для своих учеников. На базе школы необходимо проводить авторские выставки. В свободное от уроков время учебный класс может превращаться в творческую мастерскую художника-педагога, в которой он будет писать свои картины, а его ученики могут приходить и наблюдать за этим увлекательным процессом [9].

В процессе исследования учитывались приведённые выше особенности, благодаря чему численность учащихся на художественном отделении удалось увеличить до тридцати четырех человек.

Возрос художественно-познавательный интерес учащихся, что проявляется в творческой активности

vsoy

каждого из них, в стремлении совершенствовать свои знания, умения и навыки.

Учащиеся заинтересовались современными программами для художников, которые можно установить на телефон. Примером занятия с использованием программы на телефоне является создание учащимися с помощью «Кукольной анимации» пластилинового мультфильма.

Применение информационных технологий не только интенсифицирует процесс обучения, но и мотивирует современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

Стоит заметить, что дополнительное образование детей предполагает прежде всего реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности и области знаний, поэтому основной целью педагога изобразительного искусства в системе дополнительного образования является организация системы обучения детей основам изобразительной грамоты

и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры [4].

Развитие художественно-познавательного интереса учащихся является основным аспектом дополнительного художественного образования школьников.

* * *

Занятия в системе дополнительного художественного образования всегда предполагают творческий подход не только к проведению занятия, но и к организации воспитательной работы и внеучебной деятельности. Необходимо учитывать особенности организации и проведения учебной и внеучебной деятельности, которые присущи учреждениям дополнительного художественного образования, с целью повышения художественно-познавательного интереса учащихся.

Статья поступила в редакцию 23.11.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Барциц Р. Ч. Графическая композиция. Иллюстрация книги. Теория и практика: учебное пособие. М., 2014. 245 с.

2. Барциц Р. Ч. Методологическая основа решения задач эстетического воспитания и художественного образования студентов художественных факультетов в современных условиях // Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. Вып. 4. С. 39-46.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. 96 с.

4. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. М. Дополнительное образование детей. М., 2004. 346 с.

5. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов. М., 2007. 208 с.

6. Ломов С. П. Методология художественного образования: учебное пособие. М., 2015. 188 с.

7. Ломов С. П., Аманжолов С. А. Цветоведение. М., 2015. 153 с.

8. Ростовцев Н. Н. Рисование с натуры как учебный предмет (история, теория, методика): автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 1965. 36 с.

9. Рощин С. П. Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога: монография. М., 2013. 111 с.

10. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / под ред.: С. Ф. Егорова и др. Т. 5. М., 1990. 528 с.

REFERENCES

1. Bartsits R. Ch. Graficheskaya kompozitsiya. Illyustratsiya knigi. Teoriya i praktika [The graphic composition. Illustrating the book. Theory and practice]. Moscow, 2014. 245 p.

2. Bartsits R. Ch. [The methodological basis for solving tasks of aesthetic education and art education for students of artistic faculties in modern conditions]. In: Materialy IV Mezh-dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Vyp. 4 [Proceedings of the IV International scientific-practical conference. Vol. 4], 2015, no. IV, pp. 39-46.

3. Vygotskii L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood]. Saint Petersburg, 1997. 96 p.

4. Evladova E. B., Loginova L. G., Mikhailova N. M. Dopolnitel'noe obrazovanie detei [Additional education of children]. Moscow, 2004. 346 p.

5. Ignat'ev S. E. Zakonomernosti izobrazitel'noi deyatel'nosti detei [Patterns of children's graphic activity]. Moscow, 2007. 208 p.

6. Lomov S. P. Metodologiya khudozhestvennogo obrazovaniya [Methodology of art education]. Moscow, 2015. 188 p.

7. Lomov S. P., Amanzholov A. S. Tsvetovedenie [Chromatics]. Moscow, 2015. 153 p.

8. Rostovtsev N. N. Risovanie s natury kak uchebnyi predmet (istoriya, teoriya, metodika): av-toref. dis. ... dokt. ped. nauk [Drawing from nature as a subject (history, theory, technique): abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 1965. 36 p.

9. Roshchin S. P. Formirovanie professional'no-lichnostnykh potrebnostei khudozhnika-pedago-ga [The formation of the professional and personal needs of the artist-teacher]. Moscow, 2013. 111 p.

10. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskie sochineniya. T. V [Pedagogical works. Vol. 5]. Moscow, 1990. 528 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дементьева Светлана Викторовна - аспирант кафедры живописи Московского государственного областного университета, преподаватель художественного отделения Детской школы искусств № 1 пгт. Скоропусковский; e-mail: sweta.babkina@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Svetlana V Dementeva - postgraduate student of the Department of painting at Moscow Region State University, teacher of the Art Department, musical school№1, Skoropuskovskiy village; e-mail: sweta.babkina@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Дементьева С. В. Особенности формирования художественно-познавательного интереса учащихся в детской школе искусств // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 46-53. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-46-53

FOR CITATION

Dementeva S. V. Peculiarities of Forming Pupils' Art and Cultural Interest in the School of Arts for Children. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 1, рр. 46-53.

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-46-53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.