5. Yakovleva N.E. Formirovaniemezhkul'turnojkommunikativnojkompetenciiuchaschihsya 8klassayakutskojshkolyna osnoveintegrirovannogo podhoda (na materiale nemeckogo yazyka). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2005.
6. Pluzhnik I.L. Formirovanie mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetencii studentov gumanitarnogo profilya v processe professional'noj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2003.
7. Elizarova G.V. Kul'tura i obuchenie inostrannym yazykam. Sankt-Peterburg, 2005.
Статья поступила в редакцию 30.09.16
УДК 371
Maksimtsova T.A., senior teacher, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Lebedeva L.Yu., teacher, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
PARENT ESTIMATION OF SYSTEM OF EXTRACURRICULAR EDUCATION FOR CHILDREN IN ST. PETERSBURG. The
article presents results of a survey conducted among consumers of extracurricular education services for children in St. Petersburg. The goal of the research team was to assess customer satisfaction with a range and quality of provided services. Parents whose children attend such institutions and organizations had been chosen to test in a questionnaire. The total number of people, who participated in tests, is 10,138 parents. The results obtained by the project team allow speaking about a high level of user credibility in extracurricular education institutions. At the same time, while claiming customer satisfaction with services rendered by the specified organizations the authors emphasize that it's topical problems faced by the system by studying not only what customers think but also expert evaluations of specialists working in this sphere.
Key words: organizations and institutions of extracurricular education for children, system of extracurricular education, extracurricular education, questionnaire, parents.
Т.А. Максимцова, ст. преп. Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
Л.Ю. Лебедева, преподаватель Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В ОЦЕНКАХ РОДИТЕЛЕЙ
В статье приводятся результаты исследования, направленного на выявление мнений и уточнение оценок об удовлетворённости основных потребителей системы дополнительного образования (родителей и детей) спектром и качеством оказываемых им услуг. В опросе приняли участие родители, дети которых посещают учреждения и отделения дополнительного образования. Выборка включала в себя более 10 000 человек. Полученные результаты позволяют говорить о высоком уровне доверия со стороны родителей и школьников к образовательным учреждениям дополнительного образования и ко всей системе дополнительного образования детей в целом. Вместе с тем, при высокой удовлетворённости потребителей услуг, выявленной в анкетном опросе, система дополнительного образования детей в настоящее время находится в кризисном состоянии и нуждается в более детальном изучении стоящих перед ней проблем через экспертные оценки специалистов, работающих в этой сфере.
Ключевые слова: учреждения и отделения дополнительного образования детей, система дополнительного образования, дополнительное образование, опрос, родители.
Проблемы качества образования и, соответственно, его оценки, остается одним из приоритетов государственной политики в области образования [1, с. 3]. Также значимы и вопросы экономики образования, эффективности планирования государственного заказа к образованию на различных его ступенях, а также планирования разнообразных платных образовательных услуг, предоставляемых гражданам.
В связи с этим в школах, дворцах творчества детей и молодёжи, домах и центрах детского творчества актуальна задача выявления насущных потребностей населения в дополнительном образовании, а также оценки удовлетворенности спектром и качеством оказываемых услуг.
Для планирования и эффективной реализации образовательной деятельности каждая организация, оказывающая услуги дополнительного образования детей, должна ответить на следующие ключевые вопросы: какова удовлетворённость населения услугами, ею оказываемыми, соответствуют ли запросы и ожидания потребителей (родителей и детей) реальным предложениям рынка и, в частности, предложениям данной организации? Кроме того, немаловажно выявить степень взаимопонимания и возможности взаимодействия потребителей услуг системы дополнительного образования (прежде всего, родителей учащихся) непосредственно с теми организациями, которые их оказывают. Важно также дать оценку потребностям детей по различным направлениям, и описать наиболее востребованные творческие объединения, в которых занимается ребёнок во внеурочное время, в том числе с учетом финансовой составляющей (бюджетная / платная основа обучения).
В целях решения поставленных проблем сотрудники кафедры социально-педагогических измерений СПб аПпО провели
опрос среди потребителей услуг системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга. Принимая во внимание факт, что дети, посещающие творческие объединения системы дополнительного образования в силу возраста, интеллектуального уровня, эмоционального фона и ряда других факторов не всегда могут быть надёжными информантами, опрос был ориентирован на их родителей, которые дают более взвешенные оценки и чьё мнение может быть более объективным, чем мнение детей и подростков. Поэтому в качестве основных потребителей услуг дополнительного образования и, соответственно, основных респондентов опросного исследования выступали именно родители.
Отметим, что история прикладных исследований системы дополнительного образования, по крайней мере, в Санкт-Петербурге, ещё не знала, такого массового опроса. В проведённом нами исследовании приняли участие 10138 респондентов, и, дополнительно опираясь на экспертные интервью с сотрудниками общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей (далее - ООУ и УДОД), личный опыт и наблюдения за их работой, мы можем увидеть вполне определенные тренды и дать достаточно объективную оценку удовлетворенности пользователей спектром и качеством оказываемых ими услуг.
Характеризуя процедурную сторону исследования, отметим, что анкетный опрос был проведен с использованием электронного сервиса Google forms. Ссылка на анкету, сформированную с помощью указанного сервиса, была предоставлена сотрудникам 58 принявших участие в исследовании образовательных учреждений (школ, дворцов творчества детей и молодёжи, домов и центров детского творчества и т.п.), и через них также предо-
ставлена родителям, чьи дети посещают секции, кружки, клубы в данных организациях. Непосредственный сбор данных осуществлялся в марте-апреле 2016 года.
Описывая выборочную совокупность [2, с. 35-36], заметим, что наиболее активными респондентами являются женщины, прежде всего мамы и бабушки, которые оказываются вовлеченными в образовательную, воспитательную и досуговую жизнь детей в большей степени, чем представители мужской части семьи. Таким образом, женщины, принявшие участие в опросе, составляют 81,9%, а мужчины - 18,1%. Большинство опрошенных родителей (64,9%) имеют высшее образование, 20,2% - среднее специальное. По количеству детей семьи респондентов распределились следующим образом: один ребёнок - у 39,4% респондентов; два ребёнка - у 48,8%; три и более детей - указали 11,8% респондентов.
Переходя к содержательному описанию полученных результатов, считаем важным акцентировать большую значимость дополнительного образования детей в современных российских условиях. Как показывает практика, сегодня «базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека» [3, с. 62]. Действительно, система дополнительного образования предназначена прежде всего для развития мотивации детей к познанию и творчеству открытия для себя новых областей деятельности и себя в них. Это, в свою очередь, возможно в рамках реализации двух целей: 1) помочь ребёнку осваивать основные образовательные программы школьного образования и 2) предоставить ему дополнительные образовательные услуги в соответствии с индивидуальным заказом ребёнка или его семьи [4, с. 67]. Образовательные организации системы дополнительного образования детей, будучи частью общей системы образования, располагают большими возможностями в нахождении ребёнком своей индивидуальности, так как базируются на его познавательных, творческих интересах и потребностях, побуждают личность к собственному развитию и совершенствованию. Они призваны также решать важнейшие проблемы социального характера, сопряжённые с развитием индивидуальных и социальных способностей и задатков детей, которые в будущем позволят им достигать успеха в творчестве, труде, спорте. Ведь известен тот факт, что количество и качество знаний, заложенных в детстве, влияют на дальнейшее образование и всю жизнь человека [5, с. 90]. Сегодня родители заинтересованы в качественном образовании своих детей, понимая, что образование - это тот капитал, который рано или поздно принесет ожидаемые плоды. В то же время мы видим недостаточную удовлетворенность школьным образованием. Поэтому неудивительно, что услуги, оказываемые организациями системы дополнительного образования, сегодня как никогда востребованы.
Десятки тысяч юных петербуржцев ежедневно посещают те или иные кружки, секции, клубы. Встаёт вопрос, что определило их выбор, какие причины стали решающими в выборе того или иного направления, того или иного учреждения? По мнению родителей, основным ориентиром при выборе детского объединения дополнительного образования (секции, кружка, клуба и т. п.) является не его престижность и не его практическая польза (например, польза для здоровья), а интерес ребёнка, стремление заниматься тем, что ему нравится. Думается, что во многом благодаря юному возрасту большинства детей, начинающих посещать кружки, клубы, секции, когда их образовательные стратегии еще не сформированы, а прагматическая цель подготовки к поступлению в вузы еще далека, выбор творческого объединения осуществляется преимущественно по такому правильному с точки зрения развития личности критерию, как интерес. Можно предположить (и это подтверждается данными наших исследований), что в старших классах при выборе того или иного творческого объединения интерес уходит на второй план, в то время как вопросы пользы, профессиональной подготовки выступают на первое место. Однако всегда ли только интерес определяет действия детей и их родителей при выборе дополнительного образования? Оказывается, нет. Помимо внутренних эмоционально окрашенных порывов и потребности узнать что-то новое, подход к выбору кружка или секции осуществляется и с прагматических позиций. Так, выбор того или иного учреждения или отделения дополнительного образования связан с близостью его расположения к месту, где проживает семья. Часто нехватка времени и занятость родителей не позволяет возить ребёнка в отдаленные
досуговые и развивающие учреждения. Тогда семья выбирает тот кружок или секцию, которые находятся ближе к дому. В качестве дополнительных значимых причин выбора ООУ или УДОД респонденты отмечают желание развить способности и раскрыть творческий потенциал детей, а также возможность занять их свободное время (см. таблицу 1).
Таблица 1
Что повлияло на ваш выбор творческого объединения (кружка, клуба, секции), в котором занимается ваш ребёнок?
Причины выбора творческого объединения %
Деятельность учреждения соответствует интересам и потребностям моего ребёнка 47,1
Учреждение расположено близко к дому 45,2
Желание развить способности и раскрыть творческий потенциал ребёнка 44,3
Возможность занять свободное время ребёнка 32,2
Самостоятельный выбор ребёнка 30,5
Учреждение известно в районе (городе) своими достижениями 28,9
Доступный размер оплаты (или ее отсутствие) 26,7
Стремление развить самостоятельность ребёнка 26,6
Занятия в учреждении способствуют расширению общекультурного кругозора 25,1
Занятия в учреждении направлены на приобретение знаний и практического опыта по выбранному направлению детского творчества (деятельности) 24,8
Стремление к формированию здорового образа жизни 21,5
Стремление обучать ребёнка у конкретного педагога 20,8
Из таблицы видно, что материальные соображения (доступность оплаты или её отсутствие) - в середине списка причин, расположенных в порядке убывания рейтинга. На первом месте - интересы и потребности ребёнка. Интересно отметить, что стремление к формированию здорового образа жизни - на предпоследнем месте, что наводит на размышления о том, как соотносятся здоровье и потребности ребёнка?
В развитии темы мы поинтересовались у родителей, как они узнали об интересующем их учреждении / отделении дополнительного образования детей? Как показывают данные, основным источником информации для них выступает школа (44,8%), кроме того, родители прислушиваются к рекомендациям знакомых и соседей (37,3%), а иногда носителем информации становится интернет-сайт учреждения (24,2%).
Характеризуя продолжительность включенности ребёнка в занятия того или иного кружка или секции, скажем, что в среднем она не велика. Так, при ответе на вопрос «Сколько лет ваш ребёнок занимается в творческом объединении (кружке, клубе, секции) отделения дополнительного образования?» подавляющее большинство родителей выбрали варианты в интервале до 2 лет. Лишь 8,6% опрошенных родителей указывают, что их дети посещают творческие объединения общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей 5 и более лет.
Изучая список основных направлений, которые предоставляют учреждения дополнительного образования детей для занятий во внеурочное время, хотелось бы отметить очевидных лидеров (см. таблицу 2). Так, чаще всего респонденты указывали, что их дети посещают (1) объединения, представляющие направление «Художественное творчество» (танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, цирковое искусство, театральное творчество и др.), а также (2) кружки и клубы, связанные с декоративно-прикладным и изобразительным искусством, дизайном. Популярны и физкультурно-спортивные секции (3).
Таблица 2
В каких детских объединениях дополнительного образования данного учреждения (отделения) занимается ваш ребёнок?
Направления работы объединениях дополнительного образования %
Художественное творчество (танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, цирковое искусство, театральное творчество и др.) 43,5
Декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, дизайн 24,6
Физкультурно-спортивная секции (по различным видам спорта, в том числе шашкам и шахматам) 21,8
Объединения естественнонаучной направленности (экология, биология, математика, физика и др.) 11,9
Техническое творчество 11,4
Объединения социально-педагогической направленности (иностранные языки, страноведение, этикет, журналистика, военно-патриотические клубы, детские общественные объединения и др.) 8,9
Краеведение, музееведение и туризм 5,8
Фото -, кино - и видеотворчество 3,7
Несмотря на очевидное лидерство объединений из профиля художественного творчества, можно было бы усомниться в их истинной популярности на том основании, что спрос порождается предложением, и вполне вероятно, что родители, а вместе с ними и дети подчас выбирают не то, что хотелось бы, а то, что им предлагает образовательное объединение. Однако полученные нами данные говорят об обратном. Сегодня Санкт-Петербургская система дополнительного образования предоставляет достаточно широкий спектр возможностей для реализации самых разных потребностей ребёнка, и 83,8% родителей удовлетворены разнообразием дополнительных общеобразовательных программ, которые реализуются в объединения общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
Таблица 3
Удовлетворены ли вы разнообразием дополнительных общеобразовательных программ^ реализуемых в нашем учреждении (отделении)?
%
Да 83,8
Нет 2,6
Затрудняюсь ответить 11,2
Итого 97,5
Не ответили на вопрос 2,5
Итого 100,0
Таким образом, можно полагать, что представленное в таблице 2 распределение отражает реальные потребности детей. Безусловно, можно по-разному объяснить популярность кружков и секций художественной направленности и одна из возможных трактовок связана с чрезмерной загруженность школьников. Сегодня учеба требует больших усилий как физических, так и умственных, поэтому детям и подросткам требуется определенная разрядка после занятий, которую могут предоставить прежде всего такие объединения участие, в которых не требует специальных навыков или умений, где результат можно получить довольно быстро не затрачивая времени, где присутствует двигательная активности и много возможностей для яркого самовыражения, что так важно для подрастающего поколения. Очевидно, что выбор, который делают дети есть не что иное как альтернатива школе, методам её работы и контроля. Думается, что кружки и секции художественного и декоративно-прикладного творчества своеобразная попытка разнообразить часто не веселые школьные будни.
Отмеченная выше удовлетворенность респондентов не только разнообразием существующих образовательных программ, находит своё продолжение и в положительных оценках их содержания и качества (см. рис.1).
В целом оценка родителей различных аспектов деятельности учреждений дополнительного образования положительна. Образовательные организации имеют высокий уровень доверия со стороны потребителей их услуг, и это касается как удовлетворенности разнообразием, так и удовлетворенности содержанием и качеством услуг. Так, у 76,9% респондентов не вызывают какого-либо возражения формы отчетных мероприятий в системе дополнительного образования, их вполне устраивает уровень учебной нагрузки детей на занятиях (79,8%), который ими
Рис. 1. Наскольковы удовлетворенысодержаниемикачрствомобразовательныхпрограммрчаеждания?
(ответы в процентах).
описывается как «нормальный» (лишь 1,8% сообщают о слишком высокой в целом нагрузке). Весьма позитивно родителями оцениваются и произошедшие за последнее время изменения в учреждении, где обучается ребёнок. Конечно, такие результаты не могут не радовать, ведь положительные оценки родителей являются предметом гордости педагогов, они свидетельствуют о высоком уровне работы специалистов системы дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге. Абсолютно положительная тональность полученных ответов является предметом для обсуждения в рамках проектов по реформированию системы дополнительного образования. То, что оценивается так позитивно родителями и детьми, необходимо сохранять, а если и проводить какие-то преобразования, то очень осторожно.
Вместе с тем, возможно, полная удовлетворенность родителей разными сторонами деятельности объединения общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей представлена и иначе. По нашему мнению, организации дополнительного образования получили бы поддержку в любом случае, даже при наличии там явных проблем, например, нехватке материально-технических средств, недостаточной компетентности педагогов, неудобном расписании занятий и т. п. По-видимому, сам факт включенности ребёнка в просоциальный коллектив, его созидательная, позитивная,
Библиографический список
творческая занятость не может родителями оцениваться негативно, а через положительную оценку деятельности ребёнка удовлетворительно оценивается работа самого учреждения, которое, возможно, и не приложило для этого должных усилий. В силу этого мы считаем, что проведение опросов среди пользователей услуг учреждений системы дополнительного образования в будущем целесообразно дополнять экспертными интервью специалистов, которые непосредственно включены в эту систему, знают её болевые точки и проблемы, хорошо понимаю структуру и перспективы развития. Родители часто оказываются просто удовлетворены самим фактом участия ребёнка в дополнительном образовании, и ждать от них чётко сформулированных запросов относительно содержания образовательных программ, профессиональных предложений по улучшению работы системы в целом или её отдельных частей вряд ли стоит, хотя мнения не-специалистов в категориях «нравится - не нравится» тоже важны. Думается, что сегодня, в условиях реформирования системы дополнительного образования детей, нельзя ориентироваться только на мнения потребителей услуг, а необходимо продолжить исследование качества дополнительного образования, привлекая специалистов-экспертов, которые должны дать свои оценки сложившейся ситуации.
1. Матюшкина М.Д., Ванина Э.В., Белоусов К.Ю. Социально-педагогические аспекты качества образования в контексте введения ФГОС. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2015: 3
2. Яшина М.Н. Методы социологических исследований. Социология: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2016; Глава 2: 35 - 36.
3. Хлопкова Н.А. Дополнительное образование детей как фактор развития системы образования. Международный журнал экспериментального образования. 2010; 4: 62 - 63.
4. Гущина Т.Н., Иобидзе Н.Г., Талова Т.М. Модель развития учреждения дополнительного образования детей за счет возможностей интеграции общего и дополнительного образования. Ярославский педагогический вестник. 2008; 3: 66 - 72.
5. Алексеева Л.Л., Жгенти И.В. Перспективы и проблемы современного дополнительного образования (анализ «Концепции развития дополнительного образования детей»). Инициативы XXI века. 2014; 4: 90 - 95.
References
1. Matyushkina M.D., Vanina 'E.V., Belousov K.Yu. Social'no-pedagogicheskie aspekty kachestva obrazovaniya vkontekste vvedeniya FGOS. Sankt-Peterburg: SPb APPO, 2015: 3
2. Yashina M.N. Metody sociologicheskih issledovanij. Sociologiya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2016; Glava 2: 35 - 36.
3. Hlopkova N.A. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak faktor razvitiya sistemy obrazovaniya. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010; 4: 62 - 63.
4. Guschina T.N., lobidze N.G., Talova T.M. Model' razvitiya uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej za schet vozmozhnostej integracii obschego i dopolnitel'nogo obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2008; 3: 66 - 72.
5. Alekseeva L.L., Zhgenti I.V. Perspektivy i problemy sovremennogo dopolnitel'nogo obrazovaniya (analiz «Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej»). Iniciativy XXI veka. 2014; 4: 90 - 95.
Статья поступила в редакцию 28.09.16
УДК 378
Marchenko E.P., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
TRAINING MUSIC TEACHERS TO SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH IN THE DIGITAL AGE SCHOOL THROUGH MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES. The article is dedicated to ways of formation of personal qualities of students in general musical education and general music education based on contemporary music computer technologies. The author studies main ways to train future teachers in music to teach the spiritual and moral education among youth in a digital age school.
Key words: music education, music computer technologies, music teacher, spiritual and moral education, information technologies in music.
Е.П. Марченко, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЁЖИ В ШКОЛЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА
Статья посвящена вопросу формирования личностных качеств обучаемого в единстве общего музыкального воспитания и общего музыкального образования на основе современных музыкально-компьютерных технологий. Рассмотрены основные пути подготовки педагога-музыканта к духовно-нравственному воспитанию молодёжи в Школе цифрового века.
Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, педагог-музыкант, духовно-нравственное воспитание, информационные технологии в музыке.
Важнейшей задачей современного музыкального образования является формирование в учебно-воспитательном процессе целостной личности, свободно ориентирующейся в динамичном
потоке музыкального искусства третьего тысячелетия. Подготовка музыканта, не только обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности, но и готового к реализации своего