Научная статья на тему 'Особенности организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии'

Особенности организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1837
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИ / SUPPLEMENTARY EDUCATION / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / DEVELOPMENT / PARENTS / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Лариса Дашиевна

В статье рассматривается проблема значимости процесса организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии. В контексте исследования раскрываются особенности организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях страны. В связи с этим проанализированы нормативные документы развития образования Монголии, определено, что активно развиваются альтернативные формы дошкольного образования. В статье представлен анализ анкет, адаптированных для родителей и педагогов дошкольных учреждений, по выявлению приоритетных направлений дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии, определению проблем и перспектив его развития. Выявлено, что родители детей, посещающих детские сады, осознают важность дополнительного образования, но не понимают значимость тех или иных дополнительных услуг. В сравнительном анализе приоритетных направлений дополнительного образования в дошкольных учреждениях Забайкальского края и Монголии определены их общие и отличительные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Лариса Дашиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of Supplementary Education in Preschool Institutions of Mongolia

The article reveals the importance of the peculiarities of supplementary education arrangement in preschool institutions of Mongolia. The author analyzes the regulations and standards of education development of Mongolia and determines that the alternative forms of preschool education are actively developing. The article presents the analysis of the questionnaires, adapted for parents and teachers of pre-school institutions. The questionnaires are aimed at the identification of the priorities for supplementary education in preschool institutions of Mongolia, its development prospects and the problems definition. The author finds out that the parents of children attending day care centers realize the importance of supplementary education, but do not understand the significance of certain supplementary courses. The comparative analysis of the priorities of supplementary education in preschool institutions of Zabaikalsky Krai and Mongolia defines their common and unique features.

Текст научной работы на тему «Особенности организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии»

УдК 373.2 ББК 74.1

Лариса дашиевна Попова,

педагог-психолог, детский сад «Солнышко» (п. Агинское, Россия), e-mail: [email protected]

Особенности организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии

В статье рассматривается проблема значимости процесса организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии. В контексте исследования раскрываются особенности организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях страны. В связи с этим проанализированы нормативные документы развития образования Монголии, определено, что активно развиваются альтернативные формы дошкольного образования. В статье представлен анализ анкет, адаптированных для родителей и педагогов дошкольных учреждений, по выявлению приоритетных направлений дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии, определению проблем и перспектив его развития. Выявлено, что родители детей, посещающих детские сады, осознают важность дополнительного образования, но не понимают значимость тех или иных дополнительных услуг. В сравнительном анализе приоритетных направлений дополнительного образования в дошкольных учреждениях Забайкальского края и Монголии определены их общие и отличительные черты.

Ключевые слова: дополнительное образование, дошкольное образовательное учреждение, развитие, родители, педагоги.

Larisa Dashiyevna Popova,

Education Psychologist, Kindergarten “Solnyshko” (Aginskoye, Russia), e-mail: [email protected]

The Peculiarities of Supplementary Education in Preschool Institutions of Mongolia

The article reveals the importance of the peculiarities of supplementary education arrangement in preschool institutions of Mongolia. The author analyzes the regulations and standards of education development of Mongolia and determines that the alternative forms of preschool education are actively developing. The article presents the analysis of the questionnaires, adapted for parents and teachers of pre-school institutions. The questionnaires are aimed at the identification of the priorities for supplementary education in preschool institutions of Mongolia, its development prospects and the problems definition. The author finds out that the parents of children attending day care centers realize the importance of supplementary education, but do not understand the significance of certain supplementary courses. The comparative analysis of the priorities of supplementary education in preschool institutions of Zabaikalsky Krai and Mongolia defines their common and unique features.

Keywords: supplementary education, pre-school educational institution, development, parents, teachers.

Во многих странах мира дошкольное образование является первичным звеном единственной системы воспитания и учёбы. О ней заботятся местные органы власти, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, религиозные и общественные организации, частные лица. Как правило, в большинстве стран функционируют стационарные и сезонные ясли, детсады с разной длительностью ра-

боты, дошкольные отделения при начальных классах, материнские школы, площадки. Воспитательная работа, целью которой является гармоничное развитие детей, формирование навыков жизни в обществе, осуществляется в соответствии с программами воспитания и учёбы. Во всех странах существуют системы подготовки педагогических работников (курсы, средние специальные, высшие учебные

12

© Л. Д. Попова, 2013

заведения). Каждая национальная система дошкольного образования имеет свои особенности, собственный передовой опыт и проблемы развития.

Многоаспектностью проблем дошкольного образования выделяются следующие: управление качеством образования, оздоровление детей, организация целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, инновационные технологии, предшкольное образование, интеграция детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии, психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса и регионализация содержания дошкольного образования в поликультурном регионе [2. С. 112]. Наряду с этим недостаточная разработанность и несомненная значимость проблемы изучения опыта развития дошкольного образования Монголии являются аргументацией для актуальности темы исследования.

Конец XX и начало XXI вв. характеризуются существенными социально-экономическими изменениями в жизни Монголии, связанными с переходом к рыночной экономике, постиндустриальному, информационному обществу при сохранении многих элементов традиционной народной культуры. Общесоциальные изменения в начале XXI в. находят своё отражение в государственных документах Монголии, посвящённых модернизации всей национальной системы образования [1. С. 3].

В подготовленной Министерством образования Монголии и одобренной специальным распоряжением Правительства Монголии от 16.08.2006 г. (№ 192-р) «Концепции модернизации образования Монголии на период 20062015 гг.» отмечается: «Чтобы модернизовать образование Монголии, прежде всего, необходимо повышать профессиональный уровень педагогических кадров дошкольного образования, одновременно с поэтапным решением вопросов социальной защиты, модернизовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и управления, обеспечить адекватные условия для работы и жизни педагогических работников в отношении уровня заработной платы и социальной защищённости, повышать потенциал педагогических кадров вуза» [1. С. 11]. В свете данного документа вполне объяснима система подготовки педагогов дошкольного образования в

Монголии. Так, в Монгольском государственном университете образования функционирует институт дошкольного образования, который решает и вопросы, выделенные «Концепцией модернизации образования Монголии на период 2006-2015 гг.».

На сегодняшний день в Монголии существует сеть дошкольных учреждений различных типов, которая охватывает 71 % детей, нуждающихся в дошкольном образовании. Основными задачами дошкольного образования являются: охрана жизни и здоровья детей; интеллектуальное, личностное и физическое развитие детей; приобщение к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьёй в интересах полноценного развития ребёнка. Гармоничное развитие дошкольников без организации дополнительного образования, активного участия воспитателей, педагогов и родителей в образовательном процессе не представляется возможным.

Дополнительное образование всё активнее входит в систему воспитания дошкольников. Направление организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии имеет выраженные этногеографические особенности, которые находят отражение в организации музыкально-эстетического развития, физического развития, научно-исследовательской, гражданско-патриотической деятельности.

Важную роль в развитии этнокультуры народов Монголии сыграли исследования И. М. Майского, Н. Л. Жуковской, А. И. Андреева, Ю. И. Дробышева, С. Д. Сыртиповой, М. Н. Монгушного. Различным аспектам образования в Монголии посвящены исследования в области истории педагогики и образования (З. Баасанжав, Ч. Бат-Очир, Ш. Бира, Б. Бор,

Н. Бэгз, Б. Даваасурэн, Ч. Дашдаваа, Ч. Дон-дог, Т. Жамънжав, Т. Машдай, Г. Навааннажил, Ш. Нацагдорж, О. Пурэв, Б. Самбуу, Ш. Шаг-дар, Л. Шагдарсурэн, Б. Батсайхан и др.); в области философии образования (Ц. Балхаажав, Б. Батчулуун, Ц. Бучидмаа, Н. Хавх, Б. Чулуун-доржидр); в области теории обучения (Т. Арслан, Д. Ванчигсурэн, Ж. Даваа, Д. Дашхуу, Ц. Дорж, Я. Хишигт и др.); в области развития принципа народности в воспитании (Д. Баттог-тох, Т. Намжил, Г. Эрдэнэ-Очир, Х. Сампил-дэндэв, Л. Дашням, Ш. Сухбат, Д. Дашжамц, Б. Сарантуяа и др.); этнопедагогические проблемы воспитания и образования (Г. Цэрэн-

ханд, Т. Намжил, Г. Эрдэнэ-Очир, С. Сухбат и др.); положения теории физической культуры личности (Ч. Чултэмдорж, Х. Лхагважав, Д. Батчулуун, Г. Лхагвасурэн, Г. Цэрэндорж,

Н. Тарва, Л. Чойбалсан, Л. Уртнасан, Л. Алтан-цэцэг и др.).

Следует отметить, что проблема организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии, на наш взгляд, изучена недостаточно. Совместно с преподавателями Института дошкольного образования Монгольского государственного университета образования нами была предпринята попытка изучения особенностей организации дополнительного образования в дошкольном образовании Монголии.

Так, в дошкольных учреждениях Улан-Батора был проведён опрос педагогов и родителей с целью выявления приоритетных направлений дополнительного образования в ДОУ, определения проблем и перспектив его организации.

В анкетировании приняли участие 158 родителей детей, посещающих государственные и частные дошкольные учреждения. Представляем анкету для родителей.

Анкета для родителей

1. Чем интересуется Ваш ребёнок? Постоянны ли его интересы?

2. Считаете ли Вы, что у Вашего ребёнка есть особые таланты, способности?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

3. Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребёнок посещал различные формы дополнительного образования в ДОУ?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

4. Как Вы считаете, в каком возрасте следует начинать посещать кружки дополнительного образования в ДОУ?

а) от 2-4 лет;

б) 4-7 лет;

в) затрудняюсь ответить.

5. Оцените важность направлений дополнительных услуг в ДОУ для Вашего ребёнка. Поставьте в ячейке рядом с каждым высказыванием номер места по важности от 1 (самое важное) до 4 (менее важное).

№ Направление дополнительного образования в ДОУ Место

1 а) музыкально-эстетическое развитие

2 б) физкультурно-оздоровительное

3 в) интеллектуально-познавательное

4 г) социально-активизирующее

6. Какие дополнительные услуги предпочтительнее в ДОУ?

7. Ваш ребёнок посещает учреждения дополнительного образования (ДДТ, УДОД)?

а) да;

б) нет.

8. По каким причинам Ваш ребёнок посещает учреждения дополнительного образования?

9. Вас информирует ваше дошкольное учреждение об организации дополнительных услуг в ДОУ?

а) да;

б) нет.

10. Какую дополнительную информацию Вы хотели бы получить об организации дополнительного образования в ДОУ?

Родители отмечают постоянность интересов своих детей, что составляет 57 %, смену интересов - 19 %, остальные 24 % воздержались.

Анализ ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что у Вашего ребёнка есть особые таланты, способности?» представлен в виде гистограммы 1.

100 -С

ао +

№ 101 № 162 № 119 № 122 № 147 Амила

Гистограмма 1

Большинство родителей отмечают, что его ребёнок талантливый, способный в том или ином виде деятельности. Это отмечается как родителями детей, посещающих государствен-

ные (за исключением ДОУ № 119), так и в негосударственные детские сады. При этом все респонденты (100 %) хотят, чтобы ребёнок посещал различные кружки ДОУ.

Мнения респондентов разделились: родители государственных детских садов считают, что с 4 лет ребёнок может посещать кружки дополнительного образования в ДОУ, родители негосударственных детских садов «Амила» (77 %) и «Ялгуун» (50 %)

Итак, можно сделать вывод о том, что респонденты подчёркивают важность художественно-эстетического развития и соци-ально-активизирующего направления дополнительного образования в ДОУ. Тем не менее, многие респонденты затруднились отметить самое важное и менее важное направления дополнительного образования в детском саду. В связи с этим возникает противоречие между незнанием родителями специфики деятельности каждого направления дополнительного образования и стремлением ребёнка посещать различный спектр форм дополнительного образования.

Вместе с тем респонденты отметили дополнительные секции, которые, по их мнению, должен посещать ребёнок: кружок музыки, интеллектуальные кружки, рисование, физическое развитие, здоровье, шахматы, танцы, плавание, гимнастика, спорт, традиции и обычаи монголов, балет.

Анализируя ответы на вопрос «Ваш ребёнок посещает учреждения дополнительно-

Для того чтобы посмотреть, как родители ответили на вопрос «В каком возрасте следует начинать посещать кружки дополнительного образования в ДОУ?» - обратимся к табл. 1.

предпочитают пользоваться дополнительными услугами в ДОУ с 2 лет. При оценке респондентами значимости направлений дополнительного образования в ДОУ результаты определились следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

го образования (ДДТ, УДОД)?», следует отметить, что большинство детей дошкольного возраста Монголии не посещают учреждения дополнительного образования. Так, в государственных детских садах № 101 (62 %), № 162 (71 %), № 119 (80 %), № 122 (76 %), № 147 (75 %), негосударственном детском саду «Ял-гуун» (55 %) родители утверждают, что ребёнок не посещает учреждения дополнительного образования, поэтому для них не актуален этот вопрос предложенной нами анкеты. Респонденты негосударственного детского сада «Амила» (61 %) указывают на непосещение детьми дополнительных секций в связи с тем, что детский сад не предоставляет услуги, соответствующие интересам ребёнка, развитию его способностей.

Информирование родителей о дополнительных образовательных услугах в ДОУ, как свидетельствуют данные анкетирования, недостаточное, что находит отражение в гистограмме 2.

Таблица 1

Варианты ответов Дошкольные учреждения

№ 101 № 162 № 119 № 122 № 147 «Амила» «Ялгуун»

2-4 лет 46 % 20 % 30 % 21 % - 77 % 50 %

4-7 лет 52 % 77 % 65 % 73 % 100 % 17 % 50 %

Затрудняюсь ответить 2 % 3 % 5 % 6 % - 5 % -

Направление дополнительного образования в ДОУ Дошкольные учреждения

№ 101 № 162 № 119 № 122 № 147 «Амила» «Ялгуун»

Художественно-эстетическое развитие 4 4 2 4 4 3 4

Физкультурно-оздоровительное 4 1 1 1 2 1 1

Интеллектуально-познавательное 4 3 3 2 3 4 2

Социально-активизирующее 3 4 4 4 1 4 3

100 <

Гистограмма 2

Таким образом, родители осознают важность дополнительного образования, но не понимают значимость тех или иных дополнительных услуг.

В организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях ключевую роль играет педагог, т. к. является не только субъектом непосредственно образовательной деятельности, но и организаторам, программистом, мастером, профессионалом.

Проведено анкетирование 53 педагогов дошкольных учреждений Монголии (государственных и негосударственных). Подобного рода анкетирование проводилось и в дошкольных учреждениях Забайкальского края.

Анкета для педагога

1. Считаете ли Вы, что дополнительное образование - это

а) особое образовательное пространство, где объективно задаётся множество отношений, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей;

б) составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее ребёнку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и лич-ностно;

в) деятельность, в которой возможна творческая, авторская позиция, самореализация и совершенствование навыков педагога;

г) деятельность, которая предполагает «дополнительный заработок».

2. Какие формы дополнительного образования нашего ДОУ, Вы считаете наиболее эффективными:

а) занятия-инсценировки;

б) занятия-путешествия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;

г) соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры;

д) научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;

е) нетрадиционные: домашнее задание, кружок моделирования;

ж) клуб;

з) секция;

и) другое.

3. Желаете ли Вы реализовывать программы дополнительного образования в ДОУ?

а) да;

б) нет.

4. Вы считаете наиболее важными следующие направления дополнительного образования в ДОУ:

- художественно-эстетическое развитие детей;

- физическое воспитание и развитие;

- интеллектуальное развитие;

- раннее развитие детей;

- экологическое воспитание;

- социально-активизирующее;

- экскурсионные и культурно-массовые мероприятия;

- другое.

5. Какие проблемы встречаются Вам при организации дополнительного образования?

6. Что Вы можете предложить для организации дополнительного образования в ДОУ?

По мнению 36 % опрошенных педагогов, дополнительное образование - деятельность, в которой возможна творческая, авторская позиция, самореализация и совершенствование навыков педагога; 28 % выделяют дополнительное образование как составную (вариативную) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее ребёнку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно; для 19 % опрошенных - особое образовательное пространство, где объективно задаётся множество отношений, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей; и остальные опрошенные педагоги (17 %) считают, что организация дополнительного образования является стимулом увеличения заработной платы.

Респонденты отмечают наиболее эффективные формы работы дополнительного образования: занятия-инсценировки, познавательно-досуговые, соревновательные, научно-ис-

следовательские и секции. Наряду с этим у педагогов ярко выражен интерес и желание реализовывать программы дополнительного образования в детском саду (гистограмма 3), что составляет 71%.

ШИШ

I ■ I 1 Р I В I ■ ■ Г ■ I • ■ г

.*■ г1,

- ,1 й ! ,'»• ..... Н

Гистограмма 3

да Ґ нет

В русле нашего исследования необходимо более детально проанализировать вопрос 4 с целью выявления приоритетных направлений дополнительного образования (по мнению педагогов) в дошкольных учреждениях Монголии (табл. 3).

Таким образом, для педагогов дошкольных учреждений Монголии значимыми направлениями при организации дополнительного образования является художественно-эстетическое и физическое воспитание и развитие детей. Следует отметить, что на 3-м уровне по значимости оказалось интеллектуальное развитие детей, что является отличительной особенностью по сравнению с дошкольными учреждениями Забайкальского края.

Таблица 3

Направление дополнительного образования в ДОУ Дошкольные учреждения

№ 101 № 162 № 119 № 122 № 147 «Амила» «Ялгуун»

Художественно-эстетическое развитие детей 53 % 51 % 25 % 10 % 16 % 15 % 60 %

Физическое воспитание и развитие 28 % 23 % 25 % 42 % 50 % 15 % 30 %

Интеллектуальное развитие - 14 % 10 % 10 % 0 % - -

Раннее развитие детей 8 % 7 % 15 % 10 % 16 % - -

Экологическое воспитание 7 % 0 % 15 % 10 % - 50 % -

Социально-активизирующее 4 % 5 % 10 % 18 % - 20 % 10 %

Педагогами отмечены проблемы при организации дополнительного образования в детских садах:

- кадровый вопрос (недостаточно педагогов, имеющих специальное образование);

- несоответствие образовательной среды и материально-технической базы дошкольного учреждения;

- ведение большого количества документации;

- недостаточное финансирование;

- «нехватка» времени в связи с чётко разработанным режимом дня, в котором не предусмотрена работа кружков;

- превышение количественного состава группы;

- проблема недостаточной оснащённости учебно-методическим материалом по различным направлениям дополнительного образования.

Обозначенные проблемы объясняют желание посещать курсы повышения квалификации, развивающие семинары, перенимать опыт педагогов других стран, рассмотреть вопрос ведения документации, снизить нагрузку.

На основе проведённого анкетирования педагогов дошкольных учреждений Забайкальского края и Монголии обратимся к сравнительным данным (табл. 4).

Таблица 4

Варианты ответов Педагоги дошкольных учреждений Забайкальского края Педагоги дошкольных учреждений Монголии

Особое образовательное пространство, где объективно задаётся множество отношений, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей 62 % 19 %

Составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее ребёнку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно 28 %

Деятельность, в которой возможна творческая, авторская позиция, самореализация и совершенствование навыков педагога 34 % 36 %

Деятельность, которая предполагает «дополнительный заработок» 28 % 17 %

Педагоги дошкольных учреждений Забайкальского края и Монголии значение понятия «дополнительное образование» раскрывают по-разному, что представлено в табл. 4. Наряду с этим, у большинства педагогов ярко выражен интерес и желание реализовывать программы дополнительного образования в детском саду.

Вопрос о наиболее эффективных формах организации дополнительного образования в ДОУ педагоги как Забайкальского края, так и Монголии рассматривают одинаково. Так, педагоги Забайкальского края (68 %) предпочитают познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения; соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры; научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты, что также отражено в ответах педагогов ДОУ Монголии.

Для педагогов дошкольных учреждений Монголии значимым направлением при организации дополнительного образования является художественно-эстетическое и физическое воспитание и развитие детей, что является характерным и для педагогов ДОУ Забайкальского края.

Наряду с положительными моментами при организации дополнительного образования в детском саду педагоги Забайкальского края отмечают, что вопросы организации и контроля

дополнительного образования в документах чётко не прописаны; недостаточно разработаны вопросы нормирования рабочего времени, правового обеспечения, финансирования, организации работы; не включены обязанности контроля содержания дополнительных занятий, соблюдения режимных моментов, эффективности педагогических методов и приёмов обучения; результаты работы, как правило, оцениваются на основе опроса детей. Эти пробелы отмечаются и педагогами Монголии при организации дополнительного образования в ДОУ.

Итак, наряду с выделенными проблемами, следует подчеркнуть, что система дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии находится на стадии развития. Дополнительное образование в ДОУ является необходимым условием повышения качества дошкольного образования, стимулом для профессионального роста педагогов, взаимодействия ДОУ и семьи, также является особым образовательным пространством для развития индивидуальных, творческих способностей ребёнка. Организация дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии и Забайкальского края имеет общие и отличительные особенности, что является предметом для дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Мунхнасан Дэлгэржав. Модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров в Монголии: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 179 с.

2. Улзытуева А. И. Региональная научно-практическая конференция «Современное дошкольное образование: тенденции, проблемы перспективы» // Гуманитарный вектор. 2008. № 2. С. 112-113.

References

1. Munhnasan Djelgjerzhav. Modernizacija sistemy povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v Mongolii: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2008. 179 s.

2. Ulzytueva A. I. Regional’naja nauchno-prakticheskaja konferencija «Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie: tendencii, problemy perspektivy» // Gumanitarnyj vektor. 2008. № 2.

S. 112-113.

Статья поступила в редакцию 10.07.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.