Научная статья на тему 'Организация инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях'

Организация инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3754
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / PRE-SCHOOL EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / CHILDREN WITH DISABILITIES / MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульзутуева Оюна Дабаевна

В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях в связи с введением Федерального государственного стандарта. Автор актуализирует внимание на особенностях организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, к которым относит разработку адаптированных образовательных программ с учётом демографических, национальных, географических и других условий региона; создание психолого-медико-педагогической комиссии; организацию эффективного взаимодействия различных структур; проектирование новых механизмов управления инклюзивным образованием, а также выделяет основные направления организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях Забайкальского края. В статье приводятся статистические данные о количестве детей с ограниченными возможностями здоровья, о детях-инвалидах, об охвате детей с особыми образовательными потребностями дошкольными организациями края, а также об организации вариативных форм дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Автор подробно представляет опыт создания в Могойтуйском районе Муниципального ресурсного центра развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста по организации комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями на базе детского сада муниципального дошкольного образовательного учреждения «Могойтуйский детский сад "Буратино"». Работа Центра предусматривает раннюю диагностику, оказание специальной помощи не только детям, но и семьям, в которых они воспитываются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ульзутуева Оюна Дабаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Inclusive Education in Preschool Educational Institutions

The article examines the problems of inclusive education in preschool educational organizations in connection with the introduction of the Federal state educational standard. The author highlights the peculiarities of the work organized with children with disabilities and disabled children. This work includes the development of adapted educational programs taking into account the demographic, national, geographical and other conditions of the region; creation of a psychological-medical-pedagogical commission; organization of effective interaction of various structures; design of new mechanisms for the management of inclusive education. The author outlines the main directions for the organization of inclusive education in pre-school educational institutions of the Trans-Baikal Territory. The article provides statistics on the number of children with disabilities, on disabled children, on the coverage of children with special educational needs in preschool organizations in the area, and on the organization of variable forms of pre-school education for children with disabilities and disabled children. The author presents in detail the experience of Mogoytuisky District in creating a municipal resource center for the development of inclusive education for preschool children in order to organize comprehensive assistance to children with special educational needs on the basis of a municipal pre-school educational institution "Mogoytuisky kindergarten "Buratino". The Center provides early diagnosis, special assistance not only for children, but also for the families in which they are brought up.

Текст научной работы на тему «Организация инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях»

http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 376.23

Оюна Дабаевна Ульзутуева,

кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: ochirova_75@mail.ru

Организация инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях в связи с введением Федерального государственного стандарта. Автор актуализирует внимание на особенностях организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, к которым относит разработку адаптированных образовательных программ с учётом демографических, национальных, географических и других условий региона; создание психолого-медико-педагогической комиссии; организацию эффективного взаимодействия различных структур; проектирование новых механизмов управления инклюзивным образованием, а также выделяет основные направления организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях Забайкальского края. В статье приводятся статистические данные о количестве детей с ограниченными возможностями здоровья, о детях-инвалидах, об охвате детей с особыми образовательными потребностями дошкольными организациями края, а также об организации вариативных форм дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Автор подробно представляет опыт создания в Могойтуйском районе Муниципального ресурсного центра развития инклюзивного образования детей дошкольного возраста по организации комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями на базе детского сада муниципального дошкольного образовательного учреждения «Могойтуйский детский сад "Буратино"». Работа Центра предусматривает раннюю диагностику, оказание специальной помощи не только детям, но и семьям, в которых они воспитываются.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольное образование, Федеральный государственный образовательный стандарт, дети с ограниченными возможностями здоровья, основная образовательная программа дошкольного образования

Введение. Современные экономические, социальные и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с особыми образовательными потребностями. Проблемы со здоровьем у ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка, возникает вопрос решения проблемы инклюзивного образования на федеральном и других уровнях. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что инклюзивное образование детей дошкольного возраста направлено на обеспечение коррекции нарушения развития различных категорий детей с ограниченными возможностями развития (далее ОВЗ) и детей-инвалидов, на их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и с учётом особых образователь-

ных потребностей1. Инклюзивное образование -образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлечённым в общий процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции [2].

Л. С. Выготский назвал состояние ребёнка с ограниченными возможностями здоровья «социальным вывихом» и обозначил его как основную причину отставания ребёнка в развитии, т. к. нарушения в развитии приводят к искажению связи с социумом и культурой как источником развития [3]. По отношению к ребёнку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на каждом возрастном этапе. «Принципиально важно сегодня признание всеми специалистами доказанного отечественной и признанного мировой наукой положения о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребёнка с ограниченными возможностями

1 Об образовании в Российской Федерации: новый федеральный закон: прин. Гос. Думой РФ 21.12.2012 г. - М.: Проспект, 2013. - 160 с.; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки. - М.: Сфера, 2014. - 96 с.

© Ульзутуева О. Д., 2017

147

здоровья непосредственно связаны не с первичным нарушением, а именно с «социальным вывихом» [6].

Методология и методы исследования.

По данным Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, на апрель 2017 года всего детей-инвалидов - 1299, из них от 0 до 3 лет - 369, а с 3 до 7 лет - 930. Детей с ОВЗ от 0 до 3 лет - 3718, а с 3 до 7 лет -8893. При этом не все дети-инвалиды и дети с ОВЗ посещают детские сады. Так, количество детей-инвалидов от 0 до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, составляет 9 человек, от 3 до 7 лет - 440. Детей с ОВЗ, посещающих ДОО, от 0 до 3 лет - 369, а с 3 до 7 лет - 4060. Следовательно, одним из актуальных направлений совершенствования системы воспитания дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов в Российской Федерации является поиск эффективных форм коррекционного воздействия как в ДОО, так и в домашних условиях.

Традиционно в системе дошкольного образования в России существовали коррекционные детские сады, но в связи с последними изменениями в законодательных документах в ДОО создаются группы оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности. Всего групп компенсирующей направленности по Забайкальскому краю для детей от 0 до 3 лет - 1 (посещают детский сад 22 ребёнка), а для детей от 3 до 7 лет - 57 (всего охвачено 872 ребёнка). Групп общеразвивающей направленности в рамках инклюзивного образования создано по краю для детей от 0 до 3 лет - 58 (посещают детский сад 282 ребёнка), а для детей от 3 до 7 лет -761 (всего охвачено 2997 детей). Всего групп оздоровительной направленности для детей от 0 до 3 лет - 3 (посещают детский сад 20 детей), а для детей от 3 до 7 лет - 35 (всего охвачено 373 ребёнка). Групп комбинированной направленности по Забайкальскому краю для детей от 0 до 3 лет - 5 (посещают детский сад 38 детей), а для детей от 3 до 7 лет - 50 (всего охвачено 256 детей).

В целях организации комплексного подхода к образовательной деятельности и оценки эффективности выполнения психолого-педагогической помощи для компенсирующих групп разрабатываются адаптированные образовательные программы. В настоящее время в рамках выполнения нормативных требований на сайте Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» выставлены проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, такие как Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (автор Н. В. Нищева)

и Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (под редакцией Л. В. Лопатиной)1.

Очевидно, что Программы должны быть дополнены частью, формируемой участниками образовательных отношений, в которых учитываются образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. На наш взгляд, отражение особенностей региона в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, обеспечивает каждому ребёнку, в том числе с ОВЗ и детям-инвалидам, наилучшие психологические условия для проживания в мировом сообществе, оснащая его способностью к жизнедеятельности на данном уровне достижений культуры и предотвращая уход личности за пределы реальной культуры региона [10].

Историко-культурная характеристика Забайкалья позволяет сделать вывод о том, что на данной территории сформировалась особая форма российской культуры: региональная культура. Отличие региональной культуры Забайкалья от общероссийской, по мнению исследователей, проявляется в диалектическом взаимодействии универсального и локального с явным преобладанием локального над универсальным, что и определяет в целом своеобразие региональной культуры Забайкалья [9].

В соответствии с вышеизложенным в дошкольных образовательных организациях Забайкальского края для детей с ОВЗ и детей-инвалидов организовываются вариативные формы работы: лекотеки, консультационные группы, пункты организации служб ранней помощи, центры игровой поддержки ребёнка, где образовательная деятельность реализуется с учётом социокультурных, географических, национальных и других условий региона, что отражено в таблице.

Таблица

Вариативные формы дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Коли- Коли-

Наименование чество групп чество детей

0-3 3-7 0-3 3-7

Лекотеки 6 15

Консультационные пункты 12 40 30 90

Пункты организации служб ранней помощи 0 0 0 0

Группы кратковременного пребывания для детей с ОВЗ и детей-инвалидов 0 3 0 11

Семейное образование 0 1 0 1

1 Федеральный институт развития образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/ (дата обращения: 20.08.2017).

Адаптационные группы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов 0 0 0 0

Центр игровой поддержки ребёнка для детей с ОВЗ и детей-инвалидов 28 2 196 4

Иное (указать) 0 0 0 0

Результаты исследования и их обсуждение. И. Ю. Лебеденко, О. Н. Родионова в рамках решения проблем организации инклюзивного образования в условиях конкретной образовательной организации выделяют как обязательные такие условия:

- создание гибкой системы профессиональной деятельности педагогических работников, ориентированной на создание комфортных, максимально благоприятных условий полноценного проживания детства как реализации права каждого ребёнка на дошкольное образование с высоким уровнем качества образовательных услуг и позитивной социализации;

- равный доступ к образованию для всех воспитанников с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в разнообразных организационных формах интеграции и инклюзивной практики; поддержка и фасилитация личностно ориентированной траектории развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях эффективного полисубъектного взаимодействия с детьми и взрослыми [5].

Проведённый анализ позволил нам выделить основные условия организации инклюзивного образования в ДОО Забайкальского края, к которым мы относим создание психолого-медико-педагогического консилиума - ПМП(к), обеспечивающего межведомственное взаимодействие, первичную диагностику, определение реабилитационного потенциала ребёнка, семьи. Педагоги на основании решения ПМПК разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты. Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учётом их возможностей, а также развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу [1].

Организация и проведение творческих, культурно- и спортивно-досуговых мероприятий, кружковой работы, обобщение и трансляция опыта позволит детям с ОВЗ и детям-инвалидам войти в социальную среду здоровых детей. Дети с особыми потребностями получают достаточный объём общеобразовательных услуг, способных компенсировать физические и психические отклонения и адаптироваться в дальнейшей жизни.

Особое значение играет организация эффективного взаимодействия различных структур, ориентированных на решение многочисленных задач развития инклюзивного образования. Необходимо взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, культуры и спорта, создание межведомственного консилиума с целью сопровождения ребёнка с ОВЗ и детей-инвалидов во всех сферах жизнедеятельности.

Организация инклюзивного образования в ДОО Забайкальского края предполагает следующие направления:

1. Работа с детьми. При воспитании дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов важной является проблема развития активности, самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Сущность субъективно-деятельностного подхода в дошкольной педагогике заключается в создании эффективных педагогических условий для развития дошкольника как субъекта познания, общения, деятельности. При этом развитие активности, самостоятельности ребёнка идёт двумя каналами:

- под руководством взрослого;

- путём самостоятельной деятельности ребёнка.

В связи с этим субъектно-деятельностный подход актуален для всех участников образовательных отношений.

Гуманитарный подход позволяет рассматривать ребёнка, его личность, его неповторимую индивидуальную культуру как самоценность. В этом подходе начинают играть познание и помощь уникальности, единичности - целостности растущего человека [4].

Согласно психолого-педагогической теории амплификации детского развития оптимальные педагогические условия для развития личности ребёнка создаются не путём форсированного обучения, а путём максимального обогащения содержания и способов осуществления специфически детских видов деятельности. Развивающий эффект достигается, когда деятельность остаётся подлинно детской, самостоятельной.

Принцип гуманизма лежит в научно-методической деятельности. В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов является принцип создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Данный принцип особенно значим при работе с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

2. Работа с педагогами. В ДОО проводятся семинары по организации комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями на разные темы (например, «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития») с приглашением узких специалистов.

3. Работа с родителями. С учётом того, что успех развития ребёнка во многом зависит от семьи, в комплексной программе должна предусматриваться работа с родителями (тренинги, родительские собрания, «Школа для родителей», консультации, обучающие занятия, группы взаимопомощи, кружки по интересам, семинары, методическая библиотека).

4. Создание психолого-педагогических условий, которые делятся на пространственно-временные, социальные и деятельностные. При пространственно-временных условиях необходимо учитывать требования к развивающей предметно-пространственной среде. К ним относятся гибкость и трансформируемость предметного пространства. Социальные условия включают формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей, администрацию. Создание деятельностных условий заключается в доступности и разнообразии видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации.

5. Проведение психолого-педагогической диагностики по следующим критериям:

- критерии качества предполагают оценку достижений ребёнка по освоению основной образовательной программы, сформированности культурных способов деятельности, по качеству самостоятельной деятельности ребёнка;

- критерии факта заключаются в оценке деятельности ребёнка, зависящей от качества осуществляемой педагогической деятельности, от проведения организованной образовательной деятельности, от взаимодействия с родителями;

- критерии результативности основаны на оценке уровня удовлетворённости, от практического применения знаний, умений и навыков участников образовательных отношений, от интенсивности обратных связей между воспитанником и взрослыми.

При проведении диагностики применяются следующие методы:

- теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей по исследуемой проблеме. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное;

- педагогическое наблюдение - это планомерное изучение педагогического явления. Главной задачей наблюдения является накопление фактов, фиксация их существенных сторон и методов;

- естественный эксперимент - предполагает изучение образовательной деятельности, педагогического явления в специально созданных и контролируемых условиях при планомерном воздействии на изучаемый объект;

- опрос - педагог проводит индивидуальные беседы по заранее составленному вопроснику и записывает получаемые ответы для заполнения анкет и получения большей информации о данном объекте. Объектом в данном случае является научно-методический процесс.

На основании данных об онтогенетических особенностях формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста (А. Ш. Тори-ев, В. В. Бойко, А. Е. Гульянц, А. В. Запорожец, М. Я. Басов и т. д.) и требований основной образовательной программы дошкольных образовательных учреждений Е. И. Рябова выделяет следующие критерии оценки уровня сформированности общей моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста: правильность выполнения движения, координация/точность движений, понимание словесной многоступенчатой инструкции [7].

Н. Б. Содномова, Д. В. Посходиева отмечают, что у ребёнка как субъекта деятельности, в том числе ребёнка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, проявляются следующие качества:

- интерес к деятельности;

- избирательное отношение к деятельности и разным видам этой деятельности;

- инициативность и желание заниматься этой деятельностью;

- самостоятельность в выборе и осуществлении этой деятельности;

- творчество и интерпретация различных видов деятельности [8].

В настоящее время в системе дошкольного образования Забайкальского края ведётся активная работа по проектированию новых механизмов управления инклюзивным образованием. Интересным представляется проект «Инновационная модель открытого сетевого пространства дошкольного образования "ИСТОК" (Инновационная сеть творческих образовательных коллективов)», которая предполагает создание на базе дошкольных образовательных организаций Могойтуйского района консультативных пунктов психолого-педагогической помощи родителям детей раннего и дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. При этом обязательным условием создания таких пунктов является наличие альтернативных и вариативных групп на базе ДОО. Ресурсный центр посещают дети разного возраста с проблемами речевого и психического развития; с нарушением зрения и слуха; соматически ослабленные дети; с диагнозом резидуальная энцефалопатия; дети с ДЦП и др.

Особенностью деятельности ВКЦ «ИСТОК» является его выездной характер, поскольку территория муниципального района «Могойтуйский район» характеризуется дифференцированным характером социокультурной ситуации развития

детей дошкольного возраста. На территории муниципального района «Могойтуйский район» -99 чабанских стоянок удаленностью от населённых пунктов от 10 до 120 км, где проживают 189 детей дошкольного возраста, из них 158 не охвачены дошкольным образованием; 8 железнодорожных разъездов удалённостью до 70 км, где проживают 77 детей, из них 36 не охвачены дошкольным образованием; 3 воинские части удалённостью до 20 км, где проживают 58 детей, из них 23 не охвачены дошкольным образованием. Кроме того, в трёх малонаселённых сёлах (Курульжа, Харганаши, Уронай) отсутствуют детские сады, при этом в данных населённых пунктах проживают дети (71 ребёнок) от 0 до 7 лет, из них 63 ребёнка не охвачены дошкольным образованием. Из этой категории детей охвачены дошкольным образованием, посещают дошкольные учреждения только 115 детей (29 %). Всего в районе 46 детей с ОВЗ и детей-инвалидов, из них 20 детей посещают детские сады района. Выездной характер Центра определяется тем, что в функциональной структуре выделяются должности визитного воспитателя или тьютора, обеспечивающих работу с детьми на удалённых территориях, не посещающих ДОУ.

Тьюторское сопровождение детей, в том числе детей с ОВЗ, понимается как педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов детей, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка, в том числе детей раннего возраста, детей с ОВЗ. Принцип индивидуализации тьюторского сопровождения означает, что за родителями и детьми остаётся право на выстраивание собственного содержания образования и собственной образовательной программы. Педагогическая деятельность педагога-тьютора (визитного воспитателя) в условиях семейного образования (выездной формат работы на чабанских стоянках, удалённых поселениях и др.) заключается в индивидуальной работе с родителями и с детьми дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ.

Тьюторское сопровождение родителей (законных представителей), имеющих детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ, понимается как проектирование и построение с родителями детей, не посещающих ДОО, образовательной программы сопровождения ребёнка в его индивидуальном движении, обучение принятию оптимальных решений в различных педагогических и образовательных ситуациях. В течение всего периода обучения родителей сопровождают педагог-тьютор. Тьюторское сопровождение родителей предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и других специалистов. Для

организации тьюторского сопровождения родителей разработаны дополнительные программы информационно-просветительской направленности.

Сетевое взаимодействие с дошкольными образовательными организациями муниципального района - это способ деятельности дошкольных образовательных организации по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов по реализации образовательных программ. Сетевое взаимодействие позволяет разрабатывать, апробировать и предлагать новые инновационные модели образовательных программ, проектов. Одним из ключевых принципов организации сетевого взаимодействия ДОО является принцип многообразия дошкольного образования при сохранении единства требований к его качеству.

Фактором, обусловившим создание Консультационного центра «ИСТОК» на базе МДОУ «Могойтуйский детский сад "Буратино"», стало то, что в рамках деятельности учреждения накоплен опыт работы с родителями и с детьми дошкольного возраста, не посещающими дошкольные учреждения, детьми-инвалидами и с ОВЗ. В 2011 году была создана патронажная группа из числа детей с различными нарушениями в развитии для детей посёлка Могойтуй и муниципального района «Могойтуйский район». Основными задачами ВКЦ «ИСТОК» является организация комплексной работы с детьми посредством разработки и реализации индивидуальных образовательных программ детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ в соответствии с их психофизическими возможностями, предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ.

Общая цель деятельности ВКЦ «ИСТОК» состоит в формировании общего образовательного пространства муниципального района «Могойтуйский район», внутри которого будет обеспечено оказание комплексной помощи, тьюторское сопровождение детей и родителей по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ на основе сетевого взаимодействия ДОУ муниципального района «Могойтуйский район», охват детей отдаленных территорий.

Задачи деятельности ВКЦ «ИСТОК»:

1. Совершенствовать нормативно-правовую базу деятельности ВКЦ «ИСТОК», включая разработку локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность педагогических работников, предоставление образовательных услуг.

2. Обеспечить развитие инфраструктуры ВКЦ «ИСТОК» с учётом характера сетевого вза-

имодействия с ДОУ посёлка Могойтуй, муниципального района «Могойтуйский район» и выездных площадок.

3. Обеспечить оснащение (дооснащение) ВКЦ «ИСТОК» в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

4. Разработать новый перечень услуг, предоставляемых ВКЦ «ИСТОК», обеспечить их реализацию с использованием нового оснащения и дополнительного кадрового ресурса сетевого взаимодействия.

5. Обеспечить расширение числа потребителей образовательных услуг ВКЦ «ИСТОК», в том числе посредством максимального охвата тьюторским сопровождением детей раннего, дошкольного возраста и их родителей, проживающих на отдалённых территориях.

6. Формализовать опыт деятельности ВКЦ «ИСТОК» в формате веб-ресурсов, печатных изданий.

7. Тиражировать лучшие практики деятельности ВКЦ «ИСТОК» на муниципальном, региональном, межрегиональном уровнях, в том числе посредством организации стажировочных мероприятий.

Перспективы деятельности ВКЦ «ИСТОК» рассматриваются через расширение инфраструктуры консультационного центра и закрепление за ним статуса муниципального.

Прогноз результативности деятельности ВКЦ «ИСТОК» основан на определении комплекса планируемых результатов, включая:

- создание пакета нормативно-правовых, программно-методических материалов, регламентирующих деятельность ВКЦ «ИСТОК»;

- разработку технологического пакета деятельности ВКЦ по реализации отдельных услуг с

учётом характеристик потребителей (детей, родителей, педагогических работников, социальных партнёров);

- институциализацию сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций по предоставлению комплекса услуг в рамках ВКЦ «ИСТОК»;

- обеспечение максимального охвата комплексом услуг, тьюторским сопровождением всех детей, не охваченных дошкольным образованием в условиях муниципального района «Мо-гойтуйский район»;

- современное оснащение ВКЦ «ИСТОК», отвечающее перечню предоставляемых услуг;

- диссеминацию лучших практик, опыта деятельности ВКЦ «ИСТОК» в формате технологических пакетов.

Заключение. Социальными эффектами деятельности ВКЦ «ИСТОК» стали: повышение удовлетворённости родителей, общества поселка Могойтуй и муниципального района «Могойтуйский район» широтой и качеством предоставляемых образовательных, консультационных, методических, просветительских, информационных услуг МДОУ «Могойтуйский детский сад "Буратино"» и дошкольным образованием в целом; включённость родителей в жизнедеятельность дошкольной образовательной организации; формирование чувства причастности родителей к жизни ребёнка, понимание закономерностей его развития как основы ответственного родительства.

Таким образом, организация инклюзивного образования в детском саду предполагает реализацию вариативных форм работы по разным направлениям с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также разработку индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных образовательных программ.

Список литературы

1. Артюшенко Н. П. Роль психолого-медико-педагогической комиссии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования // Вестник ТГПУ. 2009. № 7. С. 66-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Брызгалова С. В., Зак Г. Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3. С. 14-20.

3. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. 3-е изд. М.: Педагогика, 1983. С. 365-366.

4. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144 с.

5. Лебеденко И. Ю., Родионова О. Н. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста: организационный аспект // Известия ВГПУ. 2015. № 8. С. 20-25.

6. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. 2010. № 1. С. 6-22.

7. Рябова Е. И. Особенности физического развития детей дошкольного возраста, обучающихся в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование в России. 2016. № 9. С. 22-28.

8. Содномова Н. Б., Посходиева Д. В. Теоретические подходы педагогического сопровождения инклюзивного образования дошкольников // Вестник БГУ. 2010. № 1. С. 264-269.

9. Спиридонова А. В. Проблема взаимодействия универсального и локального в региональной культуре Забайкалья // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 33. С. 246-249.

10. Ульзутуева О. Д. Проектирование вариативной части основной образовательной программы дошкольной образовательной организации // Актуальные проблемы образования: вызовы и тенденции / К. Г. Эрдынеева [и др.]; под ред. Т. К. Клименко. Чита: ЗабГУ, 2016. С. 226-243.

Статья поступила в редакцию 11.09.2017; принята к публикации 12.10.2017

Библиографическое описание статьи

Ульзутуева О. Ю. Организация инклюзивного образования в ДОО // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 147-153.

Oyuna D. Ulsutueva,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st, Chita, 672039, Russia), e-mail: ochirova_75@mail.ru

Organization of Inclusive Education in Preschool Educational Institutions

The article examines the problems of inclusive education in preschool educational organizations in connection with the introduction of the Federal state educational standard. The author highlights the peculiarities of the work organized with children with disabilities and disabled children. This work includes the development of adapted educational programs taking into account the demographic, national, geographical and other conditions of the region; creation of a psychological-medical-pedagogical commission; organization of effective interaction of various structures; design of new mechanisms for the management of inclusive education. The author outlines the main directions for the organization of inclusive education in pre-school educational institutions of the Trans-Baikal Territory. The article provides statistics on the number of children with disabilities, on disabled children, on the coverage of children with special educational needs in preschool organizations in the area, and on the organization of variable forms of pre-school education for children with disabilities and disabled children. The author presents in detail the experience of Mogoytuisky District in creating a municipal resource center for the development of inclusive education for preschool children in order to organize comprehensive assistance to children with special educational needs on the basis of a municipal pre-school educational institution "Mogoytuisky kindergarten "Buratino". The Center provides early diagnosis, special assistance not only for children, but also for the families in which they are brought up.

Keywords: inclusive education, pre-school education, Federal state educational standard, children with disabilities, main educational program of preschool education

References

1. Artyushenko N. P. Rol' psikhologo-mediko-pedagogicheskoi komissii v reabilitatsii detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya sredstvami inklyuzivnogo obrazovaniya // Vestnik TGPU. 2009. № 7. S. 66-70.

2. Bryzgalova S. V., Zak G. G. Inklyuzivnyi podkhod i integrirovannoe obrazovanie detei s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami // Spetsial'noe obrazovanie. 2010. № 3. S. 14-20.

3. Vygotskii L. S. Problemy razvitiya psikhiki // Sobranie sochinenii: v 6 t. T. 3. 3-e izd. M.: Pedagogika, 1983. S. 365-366.

4. Inklyuzivnaya praktika v doshkol'nom obrazovanii / pod red. T. V. Volosovets, E. N. Kutepovoi. M.: Mozaika-Sintez, 2011. 144 s.

5. Lebedenko I. Yu., Rodionova O. N. Inklyuzivnoe obrazovanie detei doshkol'nogo vozrasta: organizatsionnyi aspekt // Izvestiya VGPU. 2015. № 8. S. 20-25.

6. Malofeev N. N., Nikol'skaya O. S., Kukushkina O. I., Goncharova E. L. Edinaya kontseptsiya spetsial'nogo federal'nogo gosudarstvennogo standarta dlya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: osnovnye polozheniya // Defektologiya. 2010. № 1. S. 6-22.

7. Ryabova E. I. Osobennosti fizicheskogo razvitiya detei doshkol'nogo vozrasta, obuchayushchikhsya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 9. S. 22-28.

8. Sodnomova N. B., Poskhodieva D. V. Teoreticheskie podkhody pedagogicheskogo soprovozhdeniya inklyuzivnogo obrazovaniya doshkol'nikov // Vestnik BGU. 2010. № 1. S. 264-269.

9. Spiridonova A. V. Problema vzaimodeistviya universal'nogo i lokal'nogo v regional'noi kul'ture Zabaikal'ya // Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. 2007. № 33. S. 246-249.

10. Ul'zutueva O. D. Proektirovanie variativnoi chasti osnovnoi obrazovatel'noi programmy doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii // Aktual'nye problemy obrazovaniya: vyzovy i tendentsii / K. G. Erdyneeva [i dr.]; pod red. T. K. Klimenko. Chita: ZabGU, 2016. S. 226-243.

Received: September 11, 2017; accepted for publication: October 12, 2017

Reference to the article

Ulsutueva O. D. Organization of Inclusive Education in Preschool Educational Institutions // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Professional Education, Theory and Methodology of Teaching. 2017. Vol. 12, No. 6. PP. 147-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.