Научная статья на тему 'Деятельность руководителя при включении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство дошкольной организации'

Деятельность руководителя при включении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство дошкольной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ / ДЕТИ С ОВЗ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ACTIVITY MANAGER / CHILDREN WITH HIA / INCLUSIVE EDUCATION / LOCAL ACTS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Азлецкая Елена Николаевна, Гонтаренко Ирина Викторовна

Статья посвящена актуальной теме дошкольного образования организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации. Целью статьи является описание деятельности руководителя дошкольной организации при включении детей с ОВЗ в образовательное пространство дошкольной организации. Решаемой проблемой является то, что в дошкольную организацию приходят самые различные дети не только по возрасту, но и с индивидуальными особенностями развития, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возникает необходимость создания индивидуальных образовательных маршрутов и разработкой моделей инклюзии детей с ОВЗ. Такой подход связан с современной социальной концепцией, позволяющей рассматривать инклюзию как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию детей и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания. Авторы обосновывают тезис, что в современной ситуации образования наиболее адекватные условия для осуществления процессов включения дошкольников с ОВЗ, могут быть созданы в детском саду комбинированного вида, в котором предусмотрены функционирование групп компенсирующей направленности, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение. В статье обозначены и обоснованы задачи, которые необходимо решить руководителю дошкольной образовательной организации при организации инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Азлецкая Елена Николаевна, Гонтаренко Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES AT THE HEAD OF INCLUSION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN EDUCATIONAL SPACE OF PRESCHOOL INSTITUTIONS

The article is devoted to the actual topic of preschool education the organization of inclusive education of children with disabilities in preschool educational organizations. The aim of the article is to describe the activity of the head preschool organization when the children with HIA in the educational space of preschool organization. Solve problems is the fact that in pre-school organizations come a variety of children not only in age, but also with individual special needs, including those with disabilities. In this connection there is need to create individual educational routes and the development of models of inclusion of children with HIA. This approach is associated with modern social concept allows to consider inclusion as a dynamically evolving approach of a positive attitude to diversity of children and in the perception of the individual characteristics, not as a problem but as an opportunity to enrich the learning process. The authors substantiate the thesis that the current situation of education in the most appropriate conditions for carrying out the process of integrating preschool children with HIA can be created in the kindergarten combined type, which provides for the operation of groups of compensating orientation, recruitment, software and methodical and logistical support. The article identified and justified by the tasks that need to be addressed to the head of preschool educational organizations in the organization of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Деятельность руководителя при включении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство дошкольной организации»

УДК 373.2:376

ГРЕБЕННИКОВА Вероника Михайловна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

АЗЛЕЦКАЯ Елена Николаевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

ГОНТАРЕНКО Ирина Викторовна,

Детский сад № 230, г. Краснодар, Россия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена актуальной теме дошкольного образования - организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации. Целью статьи является описание деятельности руководителя дошкольной организации при включении детей с ОВЗ в образовательное пространство дошкольной организации. Решаемой проблемой является то, что в дошкольную организацию приходят самые различные дети не только по возрасту, но и с индивидуальными особенностями развития, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возникает необходимость создания индивидуальных образовательных маршрутов и разработкой моделей инклюзии детей с ОВЗ. Такой подход связан с современной социальной концепцией, позволяющей рассматривать инклюзию как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию детей и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания. Авторы обосновывают тезис, что в современной ситуации образования наиболее адекватные условия для осуществления процессов включения дошкольников с ОВЗ, могут быть созданы в детском саду комбинированного вида, в котором предусмотрены функционирование групп компенсирующей направленности, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение. В статье обозначены и обоснованы задачи, которые необходимо решить руководителю дошкольной образовательной организации при организации инклюзивного образования.

Ключевые слова: деятельность руководителя, дети с ОВЗ, инклюзивное образование, локальные акты, психолого-педагогическая помощь

Veronica M. GREBENNIKOVA, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Elena N. AZLETSKAYA, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Irina V. GONTARENKO, Kindergarten № 230, Krasnodar, Russia

ACTIVITIES AT THE HEAD OF INCLUSION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN EDUCATIONAL SPACE OF PRESCHOOL

INSTITUTIONS

The article is devoted to the actual topic of preschool education - the organization of inclusive education of children with disabilities in preschool educational organizations. The aim of the article is to describe the activity of the head preschool organization when the children with HIA in the educational space of preschool organization. Solve problems is the fact that in pre-school organizations come a variety of children not only in age, but also with individual special needs, including those with disabilities. In this connection there is need to create individual educational routes and the development of models of inclusion of children with HIA. This approach is associated with modern social concept allows to consider inclusion as a dynamically evolving approach of a positive attitude to diversity of children and in the perception of the individual characteristics, not as a problem but as an opportunity to enrich the learning process. The authors substantiate the thesis that the current situation of education in the most appropriate conditions for carrying out the process of integrating preschool children with HIA can be created in the kindergarten combined type, which provides for the operation of groups of compensating orientation, recruitment, software and methodical and logistical support. The article identified and justified by the tasks that need to be addressed to the head of preschool educational organizations in the organization of inclusive education.

Keywords: activity manager, children with HIA, inclusive education, local acts, psychological and pedagogical assistance

Благодарность. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад № 230», Российская Федерация Acknowledgement. Municipal budget preschool educational institution of municipal formation Krasnodar "Kindergarten № 230", Russian Federation

Законы Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривают принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - как взрослых, так и детей. С целью реализации этого принципа во многих субъектах России разрабатываются документы, целевые программы, посвящённые вопросам поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям в условиях перехода к инклюзивному образованию.

В нашей стране начиная с семидесятых годов, стали реализовываться модели помощи лицам с ОВЗ, в первую очередь такая помощь предлагалась детям в условиях специальных (коррекционных) образовательных организаций. Однако в последнее время стало актуальным

организация образовательного процесса детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников. Такой подход связан с современной социальной концепцией, позволяющей рассматривать инклюзию как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию детей и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания [1]. Инклюзивное образование предполагает не просто обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно со здоровыми сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольной образовательной организации, сформированную как часть жизни граждан нашего общества.

Наиболее адекватные условия для осуществления процессов включения дошкольников с ОВЗ, по нашему мнению, могут быть созданы в детском саду комбинированного вида, в котором предусмотрены функционирование групп компенсирующей направленности, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение. Однако, имеющиеся условия, как показывает наша практика, могут являться лишь базой для дальнейшего развития инклюзивного образовательного пространства. Для результативного включения детей с ОВЗ в образовательное пространство дошкольной организации руководителю дошкольной организации необходимо решить ряд задач.

Во-первых, вопросы деятельности детского сада, касающиеся организации образования детей с ОВЗ, должны быть регламентированы Уставом и локальными актами образовательной организации. Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность нашего детского сада в части образования детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, включает в себя:

- положение об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ;

- положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложениями (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк, должностные обязанности членов ПМПк);

- положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и/или ребенка с инвалидностью в образовательном процессе;

- положение о разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута;

- положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы;

- договор с родителями детей с ОВЗ;

- договора сетевого взаимодействия с ПМПК, ресурсным центром, детской поликлиникой

и др.

Во-вторых, так как инклюзивная образовательная среда определяется как совокупность специальных образовательных условий, создаваемых образовательной организацией для включения детей с ОВЗ, необходимо обеспечить создание этих условий, которые позволили бы учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Для индивидуализации образовательного процесса руководитель дошкольной организации обеспечивает:

1) разработку и реализацию программы коррекционной работы;

2) материально-технические условия, в том числе условия безбарьерной среды;

3) организацию условий использования специальных образовательных и дидактических пособий;

4) соблюдение допустимого уровня нагрузки детей с ОВЗ и/или инвалидностью, определяемого с привлечением медицинских работников;

5) организацию проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

6) при необходимости обеспечение услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь и др.

При этом немаловажным является то, что создаваемая образовательная среда была оптимальной как для детей с ОВЗ, так и для их здоровых сверстников, чтобы все дети могли максимально развивать свой потенциал.

В-третьих, специфика организации образовательной и коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ и/или инвалидностью обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива детского сада, обеспечивающего инклюзивное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь ясное представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного процесса для таких детей. Эта задача в нашем детском саду решается посредством организации внутрифирменного обучения и повышения квалификации педагогического состава (семинары, мастер-классы, практикумы (анализ кейс-задач), деловая игра, тренинги, проектирование, участие в вебинарах, стажировки, конкурсы профессионального мастерства) и курсовой подготовки.

В-четвертых, важным условием для обеспечения эффективного включения детей с ОВЗ в дошкольную организацию является проведение просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности конкретных детей, со всеми участниками образовательного процесса. С этой целью, в частности, нами разработана и реализуется программа по созданию позитивной, принимающей атмосферы «Добрый мир». В совместной игровой, познавательной, творческой деятельности решается главная задача - включение ребенка с ОВЗ в детский коллектив здоровых сверстников и воспитание взаимного толерантного отношения друг к другу. Наш опыт показывает, что целенаправленную работу необходимо проводить и с родителями дошкольников: разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения; обратить внимание, что личный пример взрослых воспитывает у дошкольников чувство уважения к людям и толерантности к людям с ОВЗ. В программе «Добрый мир» разработан раздел посвященный работе с родителями детей посещающих инклюзивную группу детского сада.

В-пятых, поскольку включающий (инклюзивный) процесс непосредственно соединен с основным образовательным процессом детского сада, то требует его качественных изменений. Поэтому необходимо организовать мониторинг инклюзивного процесса для того чтобы получить полноценную информацию для обеспечения управленческих решений в образовательной организации. С целью организации мониторинга инклюзивного процесса в нашем детском саду были разработаны анкеты. Они позволяют отследить динамику компонентов, которые обеспечивают эффективное включение детей с ОВЗ в образовательное пространство дошкольной организации: условия достижения образовательных результатов в инклюзивном процессе, состояние инклюзивной образовательной среды, удовлетворенность участников инклюзивного процесса, отношение педагогического персонала и родителей к инклюзии в детском саду. Анкеты предназначены как для персонала детского сада, так и для родителей детей, посещающих нашу дошкольную образовательную организацию.

Таким образом, деятельность руководителя при включении детей с ОВЗ в образовательное пространство дошкольной организации позволяет решать следующие социально значимые задачи:

1) расширение охвата детей необходимой коррекционной психолого-педагогической и медико-социальной помощью;

2) максимальное приближение необходимой помощи к месту жительства ребёнка;

3) обеспечение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ консультативной поддержкой;

4) подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. ЮНЕСКО. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. / Перевод с англ. языка: Ко-

това С.. // М.: Перспектива, Владимир: Транзит-ИКС. 2007.

REFERENCES

1. UNESCO. Guidelines for inclusion: ensuring access to education for all. [Rukovodstvo po inkluzii: obespechenie dostu-

pa k obrazovaniu dlya vseh] Translated from English. Language: Kotova C. Moscow:Perspective, Vladimir:Transit-X.

2007.

Информация об авторе

Гребенникова Вероника Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики, психологии и коммуника-тивистики, Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, Россия

Азлецкая Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Information about the author

Veronica M. Grebennikova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Elena N. Azletskaya, Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Гонтаренко Ирина Викторовна, заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, Детский сад № 230,

г. Краснодар, Россия Получена: 15.05.2016

Для цитирования статьи: Гребенникова В.М., Азлецкая Е.Н., Гонтаренко И.В. Деятельность руководителя при включении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство дошкольной организации. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 64-67

Irina V. Gontarenko, Head of Municipal Budget Preschool educational Institution, Kindergarten № 230, Krasnodar, Russia

Received: 15.05.2016

For article citation: Grebennikova V.M., Azletskaya E.N., Gontarenko I.V. Deyatel'nost' rukovoditelya pri vklyuchenii detey s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obra-zovatel'noe prostranstvo doshkol'noy organi-zatsii. [Activities at the head of inclusion of children with disabilities in educational space of preschool institutions]. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 64-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.