Угодно итог Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 376.545
Проблемы сопровождения одарённой личности в системе дополнительного образования детей
О. В. Копанева
Институт развития образования Иркутской области,
г. Иркутск
Аннотация.
В статье рассматриваются различные подходы к определению одарённости, одарённого ребёнка, возможная система работы педагога с одарёнными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей, проблемы сопровождения одарённой личности в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова:
одарённые дети, дополнительное образование, работа педагога с одарёнными детьми.
В последнее время во многих странах мира пристальное внимание обращено к проблеме детской одарённости.
В ХХ в. в зарубежной психологии представлены различные концепции одарённости. Известны концепция Дж. Рензулли (утверждение, что одарённость представляет собой сочетание интеллектуальных способностей, творческости и настойчивости), многофакторная мюнхенская модель одаренности К. Хеллера, К. Перле-та, Т. К. Лима и др. [2].
В России проблема развития повышенных способностей детей достаточно остро встала в начале ХХ в. Её решение носило специфический характер, определяющим стал национальный компонент. Российские учёные отстаивали свои позиции перед коллегами зарубежных стран о неординарности индивидуального развития одаренных детей.
Со временем в отечественной педагогике начала ХХ в. определились направления для научных исследований
в области одарённости. Прежде всего это понимание одарённости, её происхождение и структура, социальная необходимость выявления и развития одарённости.
В научных исследованиях психологов (А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. А. Леви, А. М. Матюшкин, А. В. Моляко, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), педагогов (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Б. М. Неменский, Е. А. Флёри-на и др.), генетиков (В. П. Эфроимсон) высказывались разные мнения на феномен «детской одарённости». Это необычайное и таинственное явление связано с гениями прошлого и яркими примерами в настоящем; «гениальность», «одарённость», «талант» - всё это способности, данные человеку природой.
Одарённый ребёнок - это «особый» ребёнок. Так, Всемирная организация здравоохранения отнесла одарённых детей к группе риска. «Риск в том, что эти дети могут навредить не только обществу («криминальные таланты»), но и себе, не реализовав свои способности, не раскрывшись в полной мере. Задача взрослых - создать максимально благоприятные условия для одарённых детей, чьи большие возможности сочетаются с чуткостью, ранимостью, незащищённостью [7].
До сих пор наука опирается на две противоположные точки зрения на одарённость. Одна из позиций - одарённым является каждый ребёнок и задача педагога в том, чтобы вовремя заметить вид скрытых способностей и развить их. Противоположная точка зрения в том, что одарённость - редкое явление, которым наделён незначительный процент детей и задачей педагога становится психолого-педагогическое сопровождение таких детей для целенаправленного развития. На самом деле и та и другая точки зрения подразумевают достаточно кропотливую работу любого педагога по выстраиванию индивидуального маршрута для подобных детей [1].
Индивидуальный образовательный маршрут - образовательная программа, которая предназначена конкретному ребёнку для развития его индивидуальных творческих способностей. Его использование - одна из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессио-нального самоопределения обучающегося. Однако методика построения индивидуального образовательного маршрута ещё требует доработки, особенно для использования в системе дополнительного образования.
На основании вышеизложенного не случайным является то, что стратегическим направлением Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) является создание системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи. Этой проблемой сегодня призваны заниматься различные государственные структуры, академическая наука, педагоги-практики. Продуктом решения данной проблемы должна стать особая образовательная среда, с особыми педагогическими подходами, педагогическими кадрами, образовательной атмосферой [4].
Существующая в России Концепция дополнительного образования детей направлена на развитие мотивации к творчеству, познанию, спорту и труду, обеспечивает развитие каждого ребёнка как личности, способной к самоопределению, осознающей свою социальную значимость [3].
В системе государственного образования дополнительное образование является совершенно особенным пространством, так как специфика учреждений дополнительного образования детей позволяет выстроить образовательный
процесс, учитывая особенности каждого ребёнка. Такой процесс обеспечит целостность и непрерывность сопровождения и развития детской одарённости, единство содержания и организации, преемственности и взаимосвязи.
Необходимо формирование благоприятной среды для работы с детьми, имеющими особые способности. Поэтому дополнительное образование, опираясь на нормативы (дети от 6 до 18 лет), систематизирует возможности и способности одарённого ребёнка по этапам развития детской одарённости - «от выявления через становление к успеху».
Многие учреждения дополнительного образования разрабатывают определённые алгоритмы для работы с одарёнными детьми, стараясь таким образом собрать группы ребят, объединённых своей неординарностью. Такой подход к проблеме возможен. В этом случае у детей появляется возможность проявлять и развивать свои способности через сравнение. В ходе общения детей внутренние психологические барьеры снимаются, результативность деятельности повышается за счёт раскрепощённости, возможности реализовать себя и быть понятым. Способность к творческой деятельности, индивидуальная или совместная, формирует и развивает способности детей.
«Одарённость» тесно связано с интеллектом ребёнка [5]. Но под нею нельзя понимать только интеллектуальные характеристики и личностные возможности человека. Ребёнок, наделённый какими-либо способностями, уже другой и по характеру, и по восприятию мира. Он выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Такой ребёнок должен получать от дополнительного образования возможность оптимально раскрывать свои таланты и способности, а профильность и мно-гоуровневость образовательных программ (при условии выбора самим ребёнком направления деятельности) позволит исключить неуспешность, повысить интерес к выбранному занятию, сделать его устойчивым, переходящим в потребность.
Одарённость, будучи сложным явлением, имеет положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одарённости можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т. д. К отрицательным - индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.
Неординарного с рождения ребёнка общество старается воспитать и обучить таким образом, чтобы его социализация проходила бесконфликтно для окружающих. Но проблема в том и состоит, что именно талантливые дети доставляют наибольшие проблемы при обучении и воспитании: это напрямую связано с их психологическими особенностями - опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Кроме того, рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут, а это обстоятельство всегда проблема при выражении своих мыслей.
Работа педагогов дополнительного образования с такой категорией обучающихся изначально направлена на развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Но с одарённым ребёнком должен работать не менее одарённый педагог. Задачи по поиску, подготовке и поддержке квалифицированных кадров достаточно широки и
требуют серьёзного решения, ведь педагог, работающий с одарёнными детьми, - это личность, которая адекватно реагирует на различные вызовы, умеет воспринимать критику и работать с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Взаимодействие педагога с одарённым ребёнком должно быть направлено на помощь в развитии способностей; педагог не должен и не может сомневаться в собственной компетентности и возможности решать возникающие проблемы. Для реализации этих задач должны быть созданы необходимые условия на всех уровнях управления - на уровне образовательной организации, муниципальном и региональном уровнях.
Педагоги дополнительного образования, исходя из практики, ориентируются на одарённость по четырём составляющим:
1) дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одарённость);
2) дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одарённость);
3) дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные математики, шахматисты и др.): этих детей чаще называют талантливыми;
4) дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).
Чтобы наиболее полно реализовать способности и склонности одарённого
ребенка, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести вычленение критериев одарённости, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми обучающимися должна быть направлена на разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также на анализ и систематизацию педагогической деятельности [5]. К тому же важно создавать условия для обучения и воспитания самодостаточной, коммуникабельной личности, умеющей реализовывать свой потенциал, исходя из интересов общества. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребёнка, а также создание определённых физических и психологических условий для его развития [6].
В Иркутской области накоплен большой опыт по отслеживанию и систематизации работы с одарёнными детьми. В общеобразовательных организациях гг. Иркутска, Усть-Илимска, Братска и Усолье-Сибирское разработаны модели по формированию условий развития творческих способностей детей, мотивации к познанию и творчеству, информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и сопровождения детей, выделяющихся способностями повышенного уровня. Этот опыт транслируется на региональном уровне через практику внедрения достижений современной педагогической науки и обмен педагогическими практиками.
Региональная система дополнительного образования в 2015-2016 учебном году включала 106 учреждений, предоставлявших возможность выбора профильных направлений творческой деятельности, направленных на выявление, развитие и поддержку одарённых детей. В настоящее время при ГБУ «Центр развития дополнительного образования детей» функционирует «Отдел сопровождения одарённых детей и организационно-массовой работы», созданный в целях формирования методических и организационных условий для развития одарённых детей.
В Иркутской области представлены такие формы обучения одарённых детей в условиях дополнительного образования, как индивидуальное обучение, обучение в малых группах по программам творческого развития; работа по исследовательским и творческим проектам; очно-заочные школы; творческие конкурсы и фестивали. Реализуются образовательные программы с использованием технологии уровневой дифференциации
Накопленный опыт подтверждает тот факт, что в работе с одарёнными детьми необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение, целью которого является содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Выявление педагогом-психологом одарённых детей - достаточно сложная задача, но это не является единственной трудностью в сегодняшних реалиях. Сложность заключается ещё и в том, что в ряде организаций дополнительного образования детей упразднена должность психолога. Поэтому диагностические процедуры по выявлению одарённости проводят сами педагоги дополнительного образования. Но подробную диагностику может провести лишь обладающий определёнными знаниями и компетенциями специалист. К тому же важной задачей педагога-психолога при работе с одарёнными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций.
Таким образом, сегодня можно выделить ряд проблем, существующих в дополнительном образовании одарённых детей:
- отсутствие в штате учреждения дополнительного образования детей ставки педагога-психолога;
- отсутствие единой системы выявления детской одарённости, несмотря на огромное количество имеющихся методик;
- отсутствие у педагогов должной квалификации и опыта в области выявления и сопровождения одарённых детей. К сожалению, нередко в роли педагога дополнительного образования выступают «узкие» специалисты. В этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи одарённым детям, ведь для работы с такими детьми нужны специально подготовленные кадры.
На основании вышеизложенного следует отметить, что сегодня крайне важно разработать инструментарий для определения детской одарённости и способов сопровождения одарённых детей, сформировать эффективную систему их выявления, оценивания и сопровождения.
Список литературы
1. Ананьина, Н. А. Детская одарённость как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Н. А. Ананьина // Мой детский сад : сайт. - URL: http:// http:// www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2479.html/ (дата обращения: 08.12.2016).
2. Казарина, В. В. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. В. Казарина. - М., 2015. - 241 с.
3. Концепция дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_168200/ (дата обращения: 09.12.2016).
4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом РФ 03.04.2012 г. // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2012. - № 7. - С. 27-30.
5. Ларионова, Л. И. Интеллектуальная одарённость и культурно-психологические факторы её развития : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Л. И. Ларионова. - Иркутск, 2002. - 420 с.
6. Мальцева, О. Н. Психологическое сопровождение одарённых детей в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / О. Н. Мальцева // Онлайн публикация документов : сайт. - URL: http://lib3.podelise.ru/docs/10494/index-127837. html (дата обращения: 03.12.2016).
7. Низова, С. В. Одарённый ребёнок в дополнительном образовании - путь от элементарного к элитарному / С. В. Низова // Одарённый ребёнок. - 2012. - № 2. -С. 77-83.
The Problems of a Gifted Person's Accompaniment in the System of Additional Education for Children
Kopaneva O. V
Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk
Abstract. The article deals with the various approaches to the following definitions: giftedness, a gifted child, system of teacher's work with gifted children in the institutions of additional education for children, the problems of accompaniment of a gifted person in the institutions of additional education.
Keywords: gifted children, additional education, teacher's work with gifted children.
Копанева Kopaneva
Ольга Владимировна Olga Vladimirovna
старший методист центра общего и Senior Specialist of the General дополнительного образования and Additional Education Centre
Институт развития образования Иркут- Institute of Education
ской области Development of Irkutsk Region
664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья,
e
10-А Krasnokazachiya St, Irkutsk,
10-А
тел.: 8(3952)500904
e-mail: [email protected]
664007
tel.: 8(3952)500904
e-mail: [email protected]