Научная статья на тему 'Выявление и развитие одарённых детей через организацию олимпиадного движения в Иркутской области'

Выявление и развитие одарённых детей через организацию олимпиадного движения в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1209
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ / ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СБОРЫ / GIFTED CHILDREN / DEVELOPMENT OF GIFTEDNESS / ALL-RUSSIAN OLYMPIAD FOR SCHOOL STUDENTS / OLYMPIAD MOVEMENT / TRAINING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казарина Вера Викторовна, Терентьева Лилия Владимировна, Фомина Татьяна Михайловна

В статье описывается опыт выявления одарённых детей в Иркутской области. Рассказывается об организации регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в Иркутской области. Подводятся итоги олимпиады 2016 года. Анализируются организация системной подготовки учащихся к участию в олимпиаде, проведение учебно-тренировочных сборов для учащихся школ Иркутской области победителей и призёров региональных и всероссийских предметных олимпиад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identifying and Developing the Abilitiesof Gifted Children via Organization the Olympiad Movement in Irkutsk region

The article describes the experience of identifying gifted children in Irkutsk region, organization of the regional stage of All-Russian Olympiad for School Students and sums up the outcomes of the Olympiad in 2016. The authors analyse the organization of students’ systematic training for participating in the Olympiad and the Regional summer school for students who are the winners of the Regional and All-Russian Olympiads.

Текст научной работы на тему «Выявление и развитие одарённых детей через организацию олимпиадного движения в Иркутской области»

УДК 376 545 Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html

Выявление и развитие одарённых детей через организацию олимпиадного движения в Иркутской области

В. В. Казарина, Л. В. Терентьева, Т. М. Фомина Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

Аннотация. В статье описывается опыт выявления одарённых детей в Иркутской области. Рассказывается об организации регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в Иркутской области. Подводятся итоги олимпиады 2016 года. Анализируются организация системной подготовки учащихся к участию в олимпиаде, проведение учебно-тренировочных сборов для учащихся школ Иркутской области - победителей и призёров региональных и всероссийских предметных олимпиад.

одарённые дети, развитие одарённости, Всероссийская олимпиада школьников, олимпиадное движение, учебно-тренировочные сборы.

Ключевые слова:

Работа с одарёнными детьми и талантливой молодёжью обозначена приоритетным направлением современного образования в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов утверждённой Президентом РФ 03.04.2012 года. В данном документе отмечается: «Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов» [3, с. 27].

Детская одарённость как «интегральная, динамическая личностная характеристика, которая определяет возможность достижения ребёнком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми» [5], интенсивно начинает проявляться

УАУДПОИРО г

именно в школьные годы - в период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике, уровень и широта которых характеризуют формирование и зрелость самого явления - одарённости» [2, с. 385].

Развитие одарённости - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, художественной, трудовой), а также личностной активности самого ребёнка, его способности к саморазвитию. Проведённый нами анализ работ отечественных и зарубежных учёных показал, что сопровождение одарённых детей должно представлять собой целенаправленный процесс развития определённых задатков, способностей, качеств личности, которые могут быть скрыты и которые необходимо развернуть, раскрыть через создание благоприятной среды и включение детей в деятельность [1; 2].

Многие прошедшие проверку временем формы работы с одарёнными детьми и молодёжью успешно используются в настоящее время в Иркутской области: создаются специализированные школы для детей, проявивших выдающиеся способности, центры дополнительного образования и технического творчества; проводятся интеллектуальные, творческие и спортивные состязания; расширяется сотрудничество школ с университетами, учреждениями культуры, науки и спорта; организуются летние и зимние школы для учащихся по разным отраслям знаний, заочные и вечерние школы при вузах; осуществляются исследовательские проекты и научные экспедиции. Всё это формирует необходимую для развития способностей среду.

В области накоплен большой опыт по выявлению талантливых и одарённых детей, созданию условий для их сопровождения, развития способностей и творческих интересов, стимулирования их участия в исследовательской работе, творческих и интеллектуальных конкурсах, спортивных состязаниях. Анализируя работу в рамках ведомственной целевой программы «Одарённые дети», можно выделить участие одарённых детей в научной конференции «Человек и космос» (г. Байконур, Казахстан), фестивале «Компьютерная Галактика», детском молодёжном парламенте и других мероприятиях, проводимых с целью выявления ярких, разносторонне развитых личностей, готовых и стремящихся к самоактуализации, самореализации и саморазвитию [1, с. 30]. Однако анализ показывает, что педагоги школ часто ограничиваются разовыми мероприятиями. По официальным данным за 2012 г., охват школьников муниципальными и областными мероприятиями по выявлению и поддержке талантливых детей в области составил 19,7 %, а в отдельных районах области не превысил и 4 % [4].

Среди эффективных форм работы с одарёнными детьми особое место занимают предметные олимпиады - интеллектуальные состязания, которые не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и помогают обучающимся формировать творческий мир. Участие в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Здесь ученики могут проверить свои знания, умения и навыки и сравнить себя с другими участниками.

В отличие от простых контрольных работ и зачётов, проектной и ис-

следовательской деятельности, различных интеллектуальных конкурсов, написания рефератов, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по общеобразовательным предметам и способствуют более широкой эрудиции. В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона, а это, в свою очередь, повышает статус всего олимпиадного движения.

Не стоит забывать о том, что в рамках олимпиады школьный предмет - это в первую очередь наука. Значит, чем больше школьников из года в год принимают участие в олимпиадах, тем популярнее становится та или иная наука. Школьники, принимающие участие в олимпиадах, и в дальнейшем интересуются наукой, становятся знаменитыми учёными, добиваясь больших успехов.

Участие школьников в интеллектуальных олимпиадах на международном уровне способствует как повышению имиджа страны, так и развитию патриотизма у одарённых детей. Соревнуясь с детьми из других стран, дети демонстрируют не только личностные способности и достижения, но и возможности отечественной системы образования.

Всероссийская олимпиада школьников (олимпиада) проводится каждый учебный год в четыре этапа:

1) школьный этап - октябрь, ноябрь: для учащихся 5-11 классов;

2) муниципальный (городской, районный) этап - ноябрь, декабрь: для учащихся 7-11 классов, ставших победителями и призёрами предыдущего этапа; организуется органами местного самоуправления;

3) региональный этап - январь, февраль: для старшеклассников (9-11 классы), ставших победителями или призёрами муниципального этапа;

4) заключительный (всероссийский) этап - март, апрель. Победители регионального этапа становятся участниками всероссийских состязаний.

Олимпиада проводится с целью выявления талантливых школьников, а также формирования интереса к научным знаниям по математике, информатике, русскому языку, физике, химии, технологии, биологии, праву, истории, обществознанию, иностранным языкам, ОБЖ, МХК, литературе, экологии, астрономии, географии и другим предметам школьной программы для учащихся 7-11 классов. Сложность заданий, которые получают участники олимпиады, зависит от класса обучающегося и этапа олимпиады. За успешное выполнение каждого задания школьникам начисляются баллы. Школьники, показавшие лучшие знания, получают дипломы и награды, а также возможность участвовать в следующем этапе олимпиады.

Система подготовки учащихся к олимпиадам включает в себя следующие компоненты:

- базовая школьная подготовка по предмету;

- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективные курсы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);

- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т. д.);

- целенаправленная подготовка к участию в определённом этапе

УАУДПОИРО г

соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Педагоги Иркутской области используют эту форму работы с одарёнными детьми с 2005 года. За эти годы мы убедились в том, что для достижения хороших результатов важно не воспринимать олимпиаду как «разовое мероприятие», после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиаде должна быть системной на протяжении всего учебного года. Целесообразно организовать освоение образовательной программы общеобразовательной организации одарёнными детьми, используя различные формы проведения занятий по выбору. Программы элективных курсов, предметов по выбору необходимо ориентировать не на освоение вопросов теории, а на развитие творческих способностей детей.

Целесообразно разрабатывать индивидуальные программы подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающие его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.

Повышают качество работы с одарёнными детьми использование диагностического инструментария, отслеживание успехов одарённых детей, мониторинг их внеучебных достижений.

Эффективно использовать игровые формы работы с одарёнными детьми, например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы. Это позволяет уделять внимание совершенствованию и развитию у детей как экспериментальных навыков, так и умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач.

Немаловажную роль в работе со способными детьми играет положительное отношение родителей к подготовке ребёнка, их поддержка. Родители участвуют в создании ресурсного обеспечения взаимодействия с одарёнными детьми (покупают книги, помогают пользоваться ресурсами Интернета и др.), становятся союзниками педагогов и детей.

Важным моментом является подведение итогов участия в олимпиадах. Одарённые дети, участники олимпиад, отличаются от других учащихся инициативностью, развитыми интеллектуальными и творческими способностями.

За последнее десятилетие, с 2005 по 2016 годы, увеличилось количество предметов Всероссийской олимпиады, в состязаниях по которым смогли принять участие школьники Иркутской области: с 12 до 22 предметов. Охват школьников на всех этапах олимпиадного движения также с каждым годом увеличивается.

В 2012-2013 учебном году в Иркутской области региональный этап был проведён по 21 общеобразовательному предмету. Количество участников составило 1390 человек из 32 (76 %) муниципальных образований. Было определено 55 победителей и 284 призёра [1, с. 31].

В 2015-2016 учебном году в региональном этапе олимпиады приняли участие 1410 школьников из 40 (95 %) муниципальных образований Иркутской области. Особенно активно приняли участие школьники из следующих муниципальных образований:

- г. Иркутск 224 участника;

- г. Ангарск 215 участников;

- г. Братск 149 участников;

- г. Усолье-Сибирское 68 участников;

- г. Шелехов 60 участников;

- Усольский район 58 участников;

- г. Усть-Илимск 33 участника;

- Иркутский район 30 участников.

Проведение регионального этапа включало в себя регистрацию участников, подготовку аудиторий, техническое обеспечение конкурсов, обработку комплектов заданий и результатов, размещение участников в гостиницу, транспортную доставку участников к местам проведения олимпиады и местам проживания и другие мероприятия.

Предметными жюри было разработано 86 комплектов заданий, проверено более 2700 олимпиадных работ участников регионального этапа олимпиады. Проверка работ была выполнена эффективно. По результатам проверки работ было подано всего 3 апелляции по 2 предметам из 22. Результаты первоначальной проверки во всех случаях были подтверждены конфликтной комиссией.

Победителями и призёрами регионального этапа Всероссийской олимпиады в 2016 году стали более шестидесяти школьников. На заключительный (федеральный) этап по 20 предметам отправилась команда Иркутской области из 61 школьника. По итогам заключительного этапа олимпиады по обществознанию Андрийчук Александр, ученик 11 класса МБОУ г. Иркутска СОШ № 14 (учитель Дорошкевич Тамара Игоревна), стал победителем. Остальные 20 участников получили звание призёров.

В области сложился свой опыт подготовки призёров регионального этапа к дальнейшим состязаниям. Традиционно организуются учебно-тренировочные сборы по подготовке к заключительному Всероссийскому этапу олимпиады на базе ООЦ «Галактика».

С 14 по 18 июня 2016 года учебно-тренировочные сборы «Летняя школа - 2016» для учащихся школ Иркутской области - победителей и призёров региональных и всероссийских предметных олимпиад впервые - проводились на базе ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области». На учебные занятия по математике, физике, русскому и английскому языкам прибыли 47 обучающихся 9-10-х классов из городов Ангарска, Братска, Иркутска, Усолье-Сибирское, а также Братского, Иркутского и Усольского районов. Занятия со школьниками проводили ведущие преподаватели ИГУ, эксперты региональных предметных комиссий ЕГЭ, члены региональных жюри предметных олимпиад: С. Н. Марков, В. Н. Агейчик, В. И. Донской, С. В. Ловцов, Н. М.Ва-люшина, Е. В. Гречина, О. Э. Садовникова, А. А. Мамедов и другие преподаватели. В течение четырёх дней ребята смогли не только приобрести новые знания по предметам, но и приобрести ценный опыт общения с друзьями. На заключительном собрании было утверждено новое название учебно-тренировочных сборов и эмблема «Летней Академии».

Таким образом, в Иркутской области накоплен большой опыт в работе с одарёнными детьми, проводятся конкурсные мероприятия различного уровня, чаще всего интеллектуальные соревнования. Несмотря на высокие достижения учащихся, мы вынуждены констатировать, что эта работа не является системной, не может в полной мере способствовать актуальной цели российского

УАУДПОИРО г

образования - выявлению одарённых детей и созданию условий для развития их одарённости. Например, не разработаны критерии эффективности и показатели результативности работы с одарёнными детьми на региональном уровне. Мы считаем неверным рассматривать участие в олимпиадах как критерий эффективности работы учителя. Показателями эффективности реализации системы работы с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам являются удовлетворённость детей своей деятельностью, повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, совершенствование компетентностей одарённых детей.

Список литературы

1. Казарина, В. В. О некоторых формах работы с одарёнными детьми (Из опыта Иркутской области) / В. В. Казарина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 5. - С. 29-32.

2. Казарина, В. В. Участие одарённых детей в интеллектуальных конкурсах как способ активизации их взаимодействия с социумом / В. В. Казарина // Психология образования: состояние и перспективы: материалы Второй конференции психологов образования Сибири. Иркутск, 27-30 июня 2012 г. / ФБОУ ВПО «ИГУ» : редкол.: Н. П. Баркова [и др.]. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. - С. 383-388.

3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом РФ 03.04.2012: офиц. текст // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2012. - № 7. - С. 27-30.

4. Об итогах реализации ведомственной целевой программы «Одарённые дети» на 2012-2013 годы» [Электронный ресурс] / Информационный ресурс министерства образования Иркутской области - URL: http//old.38edu.ru/index.php//deyatelnost/ tselevyeprogrammy/691-programma-iro, свободный (дата обращения: 04.05.2013).

5. Рабочая концепция одарённости [Электронный ресурс] / Московский городской психолого-педагогический университет. Электронная библиотека; ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 95 с. - URL: http:// psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-htm, свободный (дата обращения: 18.11.2015).

Identifying and Developing the Abilities of Gifted Children via Organization the Olympiad Movement in Irkutsk region

V. V. Kazarina, L. V. Terentyeva, T. M. Fomina

Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk

Abstract. The article describes the experience of identifying gifted children in Irkutsk region, organization of the regional stage of.'All-Russian Olympiadfor School Students and sums up the outcomes of the Olympiad in 2016. The authors analyse the organization of students' systematic training for participating in the Olympiad and the Regional summer school for students who are the winners of the Regional and All-Russian Olympiads.

Keywords: gifted children, development of giftedness, All-Russian Olympiad for School Students, Olympiad movement, training activities.

Казарина Вера Викторовна

кандидат педагогических наук, заведующий сектором по работе с одарёнными детьми Институт развития образования Иркутской области 664007, Иркутск, ул. Красноказачья, 10-А

тел.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]

Kazarina Vera Viktorovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Head of the Department for Work with Gifted Children

Institute of Education Development of Irkutsk Region

10-A Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007

tel.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]

Терентьева Лилия Владимировна

старший методист сектора по работе с одарёнными детьми Институт развития образования Иркутской области 664007, Иркутск, ул. Красноказачья, 10-А

тел.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]

Terentyeva Liliya Vladimirovna

Senior specialist of the Department for Work with Gifted Children Institute of Education Development of Irkutsk Region

10-A Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007

tel.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]

Фомина Татьяна Михайловна

старший методист сектора по работе с одарёнными детьми Институт развития образования Иркутской области 664007, Иркутск, ул. Красноказачья, 10-А

тел.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]

Fomina Tatyana Mikhailovna

Senior specialist of the Department for Work with Gifted Children Institute of Education Development of Irkutsk Region

10-A Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007

tel.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.