Педагогический ИМИДЖ
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 376.545
Лучшие практики работы с одарёнными детьми в Иркутской области
В. В. Казарина
Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск
Аннотация. В статье обучение одарённых рассматривается как одна из основных образовательных задач в мире. Проводится анализ использования опыта педагогов Германии, Австралии и других зарубежных стран в работе с одарёнными детьми в образовательных организациях Иркутской области. Описываются лучшие практики работы с одарёнными детьми. Представлены результаты апробации структуры базы видов внеучебных достижений и механизма формирования регионального электронного портфолио в школах Иркутской области.
Ключевые
слова: одарённые дети, обучение одарённых в мире, лучшие практи-
ки в работе с одарёнными детьми, внеучебные достижения, портфолио.
В Иркутской области функционируют общеобразовательные организации различных типов. Основные направления модернизации российского образования, введение новых финансовых механизмов в школах обусловили оптимизацию региональной образовательной сети. В последние годы сеть учреждений, реализующих программы общего образования, претерпевает значительные изменения. За последние четыре года в области значительно уменьшилось общее количество общеобразовательных организаций: с 1 260 в 2009 г. до 1 207 в 2013 г. (Приложение 1). Количество начальных школ уменьшилось в четыре раза, школ с углублённым изучением отдельных предметов - в 2,5 раза, основных - на 18 школ. Необходимо отметить, что при оптимизации сети сохраняется особый статус деревенской школы: являясь «центром села», она не исчезает из образовательной сети, а изменяет свой статус и становится филиалом более крупной школы. Особенностью изменения образовательной сети Иркутской области является сохранение школ, деятельность которых направлена на работу с одарёнными детьми. К 2016 году не изменилось количество лицеев (17); уменьшилось количество гимназий (с
14 до 8) и увеличилось количество школ с углублённым изучением отдельных предметов (с 9 до 14) (Приложение 2). Статистические данные подтверждают, что общероссийские демографические тенденции присущи и нашему региону. С 2005 года количество обучающихся уменьшилось на 42 860 человек. Однако в последние годы имеется тенденция к увеличению контингента (Приложение 3).
Учреждения, в которых обучаются одарённые подростки, работают стабильно, сохраняя традиции. Для представления оперативных данных был проведён анализ информации, которую представили 139 образовательных организаций (16 % общего количества ОУ Иркутской области), в том числе 4 гимназии, 12 лицеев, 3 школы с углублённым изучением отдельных предметов, 11 детских садов, 8 учреждений дополнительного образования детей (Приложение 4). Представлен анализ опыта работы этих учреждений с 37 041 обучающимися Иркутской области.
Работа в Иркутской области проводится с целью поиска среди всех детей способных, талантливых и одарённых детей, создания условий для развития их способностей в различных видах одарённости, развития творческих интересов через стимулирование их участия в исследовательской работе в различных областях науки, творческих и интеллектуальных конкурсах, спортивных соревнованиях.
Данное направление деятельности в Иркутской области имеет государственную поддержку. С 2010 года в области последовательно реализуется ведомственная целевая программа «Одарённые дети».
Основными мероприятиями программы являются интеллектуальные соревнования, среди них - ежегодная Всероссийская олимпиада школьников по различным образовательным предметам, которая позволяет выявлять интеллектуально одарённых учащихся, предоставлять им возможности для реализации познавательных потребностей, продолжения обучения в других учебных заведениях. Участие в олимпиадном движении способствует индивидуализации процесса образования отдельных одарённых подростков, уже чётко определившихся в своих предпочтениях. В 2015-2016 учебном году на региональном этапе олимпиады состязались 1 412 школьников по 22 общеобразовательным предметам. На заключительном этапе победители (67 человек) приняли участие в 17 мероприятиях [3].
Формы обучения одарённых детей
«Обучение одарённых в мире» (Gifted Educational International) - одна из важнейших образовательных задач. Направленность обучения на работу с одарёнными неизбежно ведёт к детализации содержания обучения, которое должно быть таким, чтобы в максимальном объёме обеспечить высокие познавательные потребности одарённых подростков и развивать их социальную компетентность. С целью обеспечения учебных потребностей одарённых детей в Иркутской области выделилось несколько направлений в отборе организационных форм обучения одарённых детей:
- обучение школьников, добившихся значительных успехов в рамках обычного класса, но по индивидуальным программам;
- создание для одарённых детей специальных (профильных и др.) классов в структуре обычной школы;
- организация специальных (музыкальных, художественных) школ.
При разработке содержания обучения одарённых детей обращается вни-
мание не только на его количественные (объём, время изучения материала), но и на качественные характеристики, на важность включения в содержание обучения одарённых детей программ и специальных занятий, где они могли бы обсуждать социальные и межличностные проблемы. Рассмотрим отдельные формы обучения, которые соответствуют этим позициям и реализуются в Иркутской области.
«Каникулярные Академии» Большой популярностью «Каникулярные Академии» для одарённых обучающихся пользуются в Германии. Этот опыт работы с одарёнными детьми внедряется и в Иркутской области. Для достижения высоких результатов на всероссийских соревнованиях региональные призёры и победители (68 человек в 2016 г.) ежегодно готовятся к участию в заключительном этапе олимпиады. В рамках ведомственной программы в 2010-2013 гг. проводились учебно-тренировочные сборы на базе областного образовательного центра «Галактика». В течение четырёх дней подростки проходили усиленную подготовку по пяти предметам (английский, французский, немецкий языки, география и математика), участвовали в деловых играх, тренингах и брейн-рингах. В июне 2016 года «Летняя школа» для одарённых детей прошла на базе ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» (далее - ГАУ ДПО ИРО).
Общеобразовательные организации также проводят работу по развитию интеллектуально одарённых подростков, организуя тематические образовательные смены в летних оздоровительных лагерях, каникулярные программы, программы развивающего отдыха. Школьники участвуют в летних профильных сменах и образовательных экспедициях, принимают участие в тематических сменах летних лагерей «НАНОград», «Сердце Байкала» и других мероприятиях.
Интеграция специалистов высшей школы, учителей, родителей Эта практика хорошо развита в Австралии. В австралийской системе образования нет понятия «воспитание», а есть понятие «pastoral care», подразумевающее заботу, внимание к индивидууму. Используя эту форму обучения, к работе с интеллектуально одарёнными учащимися в школы Иркутской области привлекаются сотрудники высших учебных заведений региона: ИГУ, ИрГТУ, ИРГУПС, БГУЭП, ИГМУ, МГЛУ, ИНИТУ и др. Взаимное сотрудничество включает педагогическую практику студентов, семинары и курсы повышения квалификации для педагогов школ, профориентационную работу с обучающимися. Например, преподаватели биолого-почвенного и химического факультетов ИГУ, кандидаты наук ведут практические занятия по химии и биологии на факультетах Иркутского государственного университета; принимают участие в подготовке учащихся естественнонаучных классов к олимпиадам, научно-практическим конференциям. Ученики ежегодно участвуют во Всероссийской Байкальской научно-практической конференции молодых учёных и студентов с международным участием «Актуальные вопросы современной медицины», становятся победителями и занимают призовые места.
В целях реализации проектов и программ расширения доступности качественного образования школы взаимодействуют как между собой внутри образовательной сети, так и с привлечением ресурсов сторонних организаций.
При работе с одарёнными детьми основу межведомственных взаимодействий составляют следующие принципы:
- заинтересованности каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;
- объединения усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении важных проблем, решение которых поодиночке неэффективно.
В результате межведомственного взаимодействия внимание общества привлекается к проблемам людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а у одарённых детей формируется положительная мотивация, активная жизненная позиция. Повышается количество участников в социально значимых проектах. Одарённые дети активнее участвуют в волонтёрской деятельности, помогают людям, нуждающимся во внимании и заботе.
В настоящее время в Иркутской области успешно реализуется сетевое взаимодействие учреждений. К работе с одарёнными подростками привлекаются ресурсы вузов области. Семь школ заявили о сотрудничестве с учреждениями СПО, муниципальными ЦРО, пятнадцать - с учреждениями ДОД (Приложение 5). Эффективность деятельности образовательных организаций с одарёнными детьми значительно повышается при использовании ресурсов различных организаций и учреждений области [2, с. 11].
Исследовательская деятельность одарённых детей
Проведённых анализ представленных материалов показал, что практически во всех школах есть детские объединения («научные общества»), направленные на организацию исследовательской деятельности одарённых детей. Организуется обучение основам научно-исследовательской деятельности с обязательным представлением и защитой курсовых работ, участие в научно-практических конференциях и проектах различных уровней:
- научно-практическая конференция «Рериховские чтения» для учащихся 1-11 классов Иркутской области;
- выездная лингвистическая школа "INSIGHT";
- проект по пропаганде творчества писателей и поэтов Ангарского ГО «Крылатая ангарская строка»;
- муниципальные научно-практические конференции старшеклассников «Поиск. Исследование. Открытие»;
- демонстрационные площадки проектно-исследовательских работ «Я познаю мир» (1-4 классы), «Эврика» (5-8 классы).
Практическая деятельность одарённых детей: практики, практикумы, стажировки
Результаты исследовательской деятельности одарённых детей находят своё применение на практических занятиях различных видов:
- практика на базе химического факультета ИГУ (спецкурс «Химический практикум»);
- практика на базе биолого-почвенного факультета ИГУ (спецкурс «Биологический практикум»);
- лаборатория нанотехнологий;
- опытно-экспериментальная работа Института стратегии развития образования РАО, осуществляемой под руководством д-ра пед. наук А. Н. Захлебного, д-ра биол. наук Е. Н. Дзятковской «Разработка новой модели образования в области экологии, безопасности, здоровья в интересах устойчивого развития региона (города, посёлка)»;
- реальное включение в профессиональную (профильную) практику;
- участие в стажировках;
- участие в программах Гёте-Института;
- интерактивные музеи;
- создание Музея занимательной химии, открытие «Экспериментария» в кабинете химии общеобразовательной организации;
- проведение учебных, лабораторных занятий и научно-исследовательских работ объединения «Водная экология» на базе Пресноводного аквариумного комплекса Лимнологического института СО РАН.
Использование ИКТ в работе с одарёнными детьми
Педагоги Иркутской области проводят занятия по робототехнике и меха-тронике в сетевом профильном классе. Работают Школа инженерной культуры (робототехника), экспертная площадка сетевой программы «Мир моих интересов» по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (федеральный уровень). На муниципальном уровне реализуется проект «Современному ребёнку - цифровое образование».
Таким образом, в Иркутской области сложилась результативная система работы педагогов с интеллектуально одарёнными подростками. Это направление деятельности педагогов признаётся эффективным на российском уровне.
На базе иркутских учреждений традиционно проводятся различные соревнования и конкурсы с участием одарённых подростков России. Участниками Байкальского (межрегионального) детского форума «Патриотическое воспитание: опыт, традиции, поиск» стали более 100 школьников из субъектов Сибирского, Дальневосточного федеральных округов: Республики Бурятия, Саха Якутии, Хакасии, Забайкальского края, Амурской и Кемеровской, Иркутской областей. В 2012 году впервые в Иркутской области проводились заключительные всероссийские этапы Всероссийской олимпиады школьников по четырём предметам (английскому, немецкому и французскому языкам; ОБЖ), в которых приняли участие более 500 одарённых школьников из всех субъектов России.
Объединения по интересам
Другие направления программы «Одарённые дети» (художественно-эстетическое, спортивное) представлены не так широко, поскольку основные спортивные и творческие соревнования проводятся по программам министерств культуры, спорта и молодёжной политики. Мероприятия ведомственной программы «Одарённые дети» имеют отличительные черты. Например, спортивные состязания министерства образования отличает такой конкурс, как «домашнее задание». Юные спортсмены пишут сочинение «Олимпиада начинается в школе» - организаторы оценивают разностороннее развитие участников спортивных соревнований.
Работа, направленная на выявление и развитие одарённости различных видов (художественно-эстетической, спортивной, практической и др.), организуется в объединениях по интересам, образовательных центрах, кружках, клубах, студиях, мастерских.
С сентября 2011 года реализуется инновационный проект «Межрайонная педагогическая площадка педагогов и воспитанников учреждений дополнительного образования детей северо-западного куста Иркутской области».
В марте-апреле 2016 года состоялись региональные фестивали-конкурсы
детского и молодёжного творчества «Звёздный дождь», «Театральная радуга», «Рукотворное чудо».
Самоуправление
Самоуправление мы понимаем не только как управление одних детей другими, делая при этом акцент на создание организационных структур, комиссий. В этом случае самоуправление рассматривается как деловая игра.
В регионе работает орган ученического самоуправления - Областной детский парламент, членами которого являются 50 старшеклассников из 38 муниципальных образований Иркутской области. Сессии парламента проводятся 2 раза в год на базе оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Галактика». Юные парламентарии разрабатывают проекты по различным темам, анализируют деятельность муниципальных органов ученического самоуправления Иркутской области; организуют выборы Председателя Областного детского парламента.
Традиционно проводится областной конкурс «Лучший ученик года», направленный на выявление разносторонне развитых подростков, стремящихся к самоактуализации, самореализации и саморазвитию. Заочный этап регионального конкурса в виде анализа материалов, представленных муниципальными победителями в виде портфолио. На очном этапе конкурса происходит определение победителей через систему тренингов и деловых игр, позволяющих участникам проявить свои интеллектуальные способности, эрудицию, коммуникативные способности, ораторское мастерство, творческие способности, личностные качества, активную гражданскую позицию по направлениям: интеллектуальные способности и личные качества, эрудиция; активная гражданская позиция; коммуникативные и творческие способности.
Самоуправление, понимаемое как управление подростка собой, может быть положено в реальные самоуправленческие процессы отдельной школы.
Финансовая поддержка региональной ведомственной целевой программы «Одарённые дети» направлена и на стимулирование индивидуальных успехов обучающихся и педагогов, работающих с ними. В течение десяти лет 22 июня проводится Губернаторский бал, также предусмотренный ведомственной программой, где выпускникам школ вручаются золотые медали «За особые успехи в учении». Всего за девять лет проведения Губернаторского бала золотые медали были вручены 3 019 выпускникам школ Приангарья. Проходит вручение именных стипендий Губернатора для одарённых детей и талантливой молодёжи за достижения в области культуры и искусства. В 2012 году по 24 тыс. рублей получили 60 юных жителей области. С 2009 года проводится региональный конкурс «Лучшие учителя, воспитавшие одарённых и талантливых детей», по итогам которого ежегодно 20 педагогов удостаиваются премии Губернатора Иркутской области. Учреждены именные стипендии обучающимся, имеющим высокие достижения в музыке и творчестве, в том числе и в виде грантов, дополнительных средств, полученных от публичных аукционов среди предпринимателей области.
Проведённый анализ содержания форм обучения одарённых подростков в рамках ведомственной целевой программы «Одарённые дети» позволяет говорить об их эффективности. Очевидно, что работа с одарёнными подростками не может ограничиваться только этими формами. За последние годы значительно расширился региональный реестр интеллектуальных конкурсов, в ко-
торых участвуют одарённые подростки Иркутской области. Сегодня поставлена задача разработки реестра соревнований, конкурсов, олимпиад, в которых принимают участие обучающиеся Иркутской области. Данный реестр будет полезен педагогам как для организации педагогического сопровождения одарённых детей, так и для анализа своей деятельности при подготовке к аттестации.
Содержание обучения одарённых детей
Программы развития
Взаимодействие с одарённым ребёнком на уровне муниципальных образований, образовательных организаций также строится на программно-целевых основах. В Иркутской области реализуются инновационные программы и проекты.
В обучении одарённых детей используются как ускорение, так и углубление отдельных дисциплин, модулей через реализацию авторских интенсивных образовательных программ, модульных и элективных куров, модифицированных образовательных программ. Например, в общеобразовательных организациях Ангарского МО реализуются программы курса внеурочной деятельности «Школа тайн и открытий» в 1-2 классах в предметной области «Окружающий мир».
Особенностью обучения и воспитания сегодня является ориентация взаимодействия на позитивную социализацию одарённых подростков. Так, в МБДОУ
г. Иркутска детский сад № 97 реализуется оздоровительный проект «Сибирячки-здоровячки»; в МБОУ ДО г. Иркутска ЦДТ - социально-образовательный проект «РОСТ».
Деятельность объединения «Водная экология» отвечает на сложившийся в обществе социальный запрос на формирование у подрастающего поколения экологического сознания и в вовлечении детей в реальную научно-исследовательскую деятельность. Одарённые дети принимают участие в научных проектах на базе «Пресноводного аквариумного комплекса» Лимнологического института СО РАН. Как любое научное творчество, деятельность учащихся заставляет их сталкиваться с вопросами, изучаемыми в программе основного образования - зоологии, экологии, информатики, математики, географии и т.
д., стимулируя глубокое и заинтересованное их изучение.
В ГАУ ДПО ИРО в 2010-2015 гг. успешно проведено научное исследование «Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости», что позволило разработать модель педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости, раскрывающую взаимосвязь структурных компонентов (содержательно-целевого, функционально-деятельностно-го, пространственного и управленческого) на диагностическом, поисковом, деятельностном и рефлексивном этапах реализации; уточнено понятие «подросток с проявлениями одарённости»; на основе видов деятельности и сфер индивидуальности разработана классификация видов одарённости, которые могут проявляться у подростков; конкретизировано понятие «социальная компетентность подростка с проявлениями одарённости»; определены критерии, показатели, уровни развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости.
В ходе исследования разработана карта формирования субъектного опыта, подготовлен содержательный аспект технического задания для разработки про-
граммного продукта по учёту, обработке и хранению информации о внеучеб-ных достижениях обучающихся на уровне общеобразовательной организации, муниципального образования, региона. Разработаны критерии эффективности педагогического сопровождения. Материал исследования был использован при формировании региональной, муниципальных и школьных баз данных одарённых детей, в деятельности базовых (опорных) и педагогических площадок региона. Практические результаты исследования могут быть использованы в системе ДПО, постдипломного образования и в методической деятельности педагогов, работающих с одарёнными подростками.
Региональные проекты, направленные на выявление и развитие
одарённых детей
Информация о работе с одарёнными подростками являлась одной из составляющих регионального мониторинга «О реализации программ предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения», проведённого сотрудниками ГАУ ДПО ИРО в 2008 г.
Согласно полученным данным, с 2008 г. по запросам потребителей организовывают предпрофильную подготовку и профильное обучение около трети общеобразовательных организаций Иркутской области. О работе с одарёнными подростками в рамках реализации ПППиПО заявили 216 из 695 школ (31 %).
В Иркутской области программы профильного, углублённого уровней осваивают 9 595 учащихся, что составляет 31 % от общего количества учащихся 1011 классов. По данным мониторинга, работа с одарёнными подростками в 2008 г. проводилась в большинстве случаев именно в профильных, предпрофиль-ных классах. Причём больше всего эта работа была организована в городских учреждениях (79 %), менее - в малых городских и поселковых (11 %), сельских (10 %) школах. Этот опыт систематизировали 225 (27 %) ОУ и представили его на различных уровнях: в районе - 191, в области - 31, в России - 3 ОУ.
Ведётся работа с целью систематизации достижений и более широкого информирования детской, педагогической общественности, социума о достижениях одарённых подростков. На достижение принципа «доступности и открытости», заложенного в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [3, с. 29], направлена практика использования технических средств, ИКТ, возможностей локальных сетей и глобальной информационной сети Интернет для афиширования достижений одарённых подростков.
Была выявлена необходимость использования специального программного обеспечения для формирования электронного портфолио обучающихся. На совете были определены реальные шаги для воплощения этой идеи. При сетевом взаимодействии с ГАУ ДПО ИРО в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы в ГАУ ДПО ИРО были разработаны средства для создания двух механизмов: формирования электронного портфолио обучающихся и базы данных одарённых обучающихся по внеучебным достижениям. Результаты эксперимента были использованы для разработки положения о региональной базе данных одарённых детей. Школьники и педагоги активно участвовали в обсуждении результатов апробации созданных механизмов на форуме ГАУ ДПО ИРО.
По результатам апробации в механизм формирования регионального электронного портфолио внесены значительные коррективы. Разработана единая структура видов внеучебных достижений, а также добавлены:
- возможность внесения текстовой работы подростка в портфо-лио и её просмотра пользователем;
- возможность заполнения дополнительных сведений, прикрепление грамот, отзывов о практиках;
- функции паролирования архивов портфолио, что позволяет одарённым подросткам самостоятельно выставлять на сайтах школы или в социальных сетях свои электронные ресурсы, прикреплять в портфолио ссылки на них; это значительно уменьшило технические трудности снижения скорости загрузки региональной базы;
- функции выстраивания рейтингов в экспериментальных школах, т. к. пока рейтинг учебных достижений обучающихся формируется полностью для всей школы, для внеучебных достижений частично, поскольку критерии рейтинга не разработаны;
- возможность отображения активности внеучебной деятельности обучающихся: посещение кружков, секций, клубов, отражение деятельности в общественных организациях, чего ранее не было.
В области разработан и регулярно дополняется перечень видов внеучеб-ных достижений, ставший структурной основой региональной базы данных одарённых детей:
- прикладное творчество, спортивные соревнования;
- олимпиады, научно-практические конференции, интеллектуальные турниры и конкурсы;
- хореография, театр, актёрское мастерство, литературно-поэтические конкурсы, арт-проекты, музыкальные конкурсы и фестивали;
- лидер-проекты, КВН;
- социально значимые проекты, экологические конкурсы, общественные организации.
Эти виды достижений соответствуют видам деятельности (практической, познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, социально значимой), видам одарённости и определяют структуру регионального электронного портфолио одарённых детей. Обновление базы данных осуществляется три раза в год, заполнение базы тьюторами и одарёнными подростками происходит в удобное для субъектов время. Сегодня реализованы возможности систематизации информации о достижениях обучающихся, возможности пересылки электронного портфолио через защищённые каналы связи по требованиям потребителей; исключены потери информации благодаря системе паролей и доступов к информации, автоматического формирования папки с электронным портфолио обучающегося по требованию потребителя.
С 2010 года школы области заполняют информацию в региональную базу о 268 268 обучающихся Иркутской области, из которых у 31 392 обучающихся (12 %) указываются внеучебные достижения.
Высокой эффективностью обладает практика использования Интернета для проведения социологических опросов в работе с одарёнными детьми. Для определения показателей социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости в 2013 г. нами был проведён интерактивный социологический опрос. Посетителям сайта ГАУ ДПО ИРО (www.iro38.ru) в течение двух недель была предоставлена возможность ответить на вопрос: «Как Вы думаете, какие проблемы одарённых подростков мешают им реализовать себя в
жизни?». В течение двух недель на вопрос ответили представители различных социальных групп: обучающиеся (209 человек, 16 %), родители (293 человека, 23 %), работники системы образования (771 человек, 61 %).
Проведя анализ мнений 1 273 респондентов, мы определили, что наиболее значимыми проблемами одарённых подростков являются неадекватная самооценка (35 % респондентов), несформированность коммуникативных умений, проявляющаяся в общении с учителями и сверстникам (29 % респондентов), неумение довести начатое дело до конца (10 % респондентов), отсутствие навыков в разрешении конфликтов и сотрудничестве (14 % респондентов), в обучении в школе (11 % респондентов) (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Результаты социального опроса посетителей сайта
Проблемы одарённых подростков
ii%
35%
24%%
IВ обучении в школе
IВ общении с учителями
В общении со сверстниками
IВ процессе сотрудничества
IВ разрешении конфликтов
В умении довести начатое дело до конца В самооценке
Роль педагогов в работе с одарёнными детьми Ведущая роль педагога в работе с одарёнными отмечается международным сообществом в целом. Например, в Великобритании действует Национальная Ассоциация содействия одарённым детям, с 1982 года выпускается специальный журнал «Обучение одарённых в мире» (Gifted Educational International). В Иркутской области также ведётся работа по созданию сообщества педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Очевидно, что его взаимодействие с одарённым ребёнком имеет свои особенности. Неоднократно проблема подготовки педагогов Иркутской области к обучению и воспитанию одарённых детей обсуждалась на страницах журнала «Педагогический ИМИДЖ» (ГАУ ДПО ИРО) [1, С. 71-72].
Проблему подготовки педагога к сопровождению одарённых подростков мы рассматриваем в двух аспектах:
1) обеспечение личностно-профессиональной готовности педагога к работе с одарёнными подростками;
2) формирование непосредственных представлений педагога о содержании сопровождения одарённых подростков.
В работе с одарёнными детьми особую роль играют профессиональные объединения педагогов. В последние годы работа с одарёнными подростками стала более широко обсуждаться представителями регионального педагогического сообщества. Так, в работе «Трибуны педагогического опыта в работе с одарёнными детьми», проведённой в 2009 г. специалистами ГАУ ДПО ИРО, приняли участие 42 педагога из 3 муниципальных образований. В 2013 году в панельной дискуссии по теме «Использование ученического портфолио для одарённых детей в деятельности общеобразовательного учреждения» приняли участие 130 человек. В феврале 2016 г. сотрудники ГАУ ДПО ИРО совместно с научно-педагогическими кадрами кафедры психологии образования Института психологии и педагогики ГАОУ ВО МГПУ (г. Москва) организовали и провели вебинар «Психолого-педагогические особенности работы с одарёнными детьми: теория и практика». В апреле 2016 года был проведён I обучающий семинар, в котором приняли участие более 150 руководителей, специалистов муниципальных органов управления образования, руководящих и педагогических работников образовательных учреждений из гг. Иркутска, Усолье-Сибирское, Усть-Кута, Иркутского, Куйтун-ского, Слюдянского, Усольского, Осинского районов.
Мы нашли возможность диссеминации инновационного опыта педагогической деятельности через проведение творческих встреч, которые становились ресурсом развития педагогического сопровождения. В процессе работы стихийно образовавшееся в электронной сети объединение педагогов приобрело форму неформального профессионального сообщества. Общение в блогах, через скайп, по электронной почте позволяло не только оперативно решать организационные вопросы, но и обмениваться мнениями, анализировать накопленный опыт.
Электронное общение было активным, но не могло заменить непосредственный контакт педагогов. Также мы нашли возможность диссеминации инновационного опыта педагогической деятельности через проведение творческих встреч, которые становились ресурсом развития педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Сегодня в ГАУ ДПО ИРО реализуются 3 дополнительные профессиональные программы для повышения квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.
В 2000 году во Франкфурте был открыт Центр для одарённых детей, призванный помочь детям и подросткам с выдающимися способностями, а также их родителям, воспитателям и учителям. С учётом этого опыта в 2015 году в Центре развития общего и дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО создан сектор по работе с одарёнными детьми, цель которого - курировать эту работу в Иркутской области.
Таким образом, изучение педагогической практики позволило установить, что в Иркутской области накоплен большой опыт по выявлению и сопровождению одарённых детей. Вектор работы с одарёнными детьми будет перенаправлен от поиска небольшой группы одарённых к развитию одарённости у широкого круга детей.
Приложение 1
Сеть общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы общего образования, распределённых по типам и видам
2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013
Всего (дневные и вечерние ОУ) 1298 1263 1239 1233
Дневные общеобразовательные учреждения, включая филиалы 1260 1231 1210 1207
Дневные ОУ - самостоятельные 1180 1100 993 937
Из них
В НШДС 62 60 50 50
Общеобразовательные школы и школы-интернаты 1077 999 902 847
В том числе
НОШ 254 187 107 64
ООШ 134 129 123 116
СОШ 634 632 630 627
ОУ с угл. изучением отд. предметов 23 18 11 9
Гимназии 14 14 14 14
Лицеи 18 17 17 17
Кадетские учреждения 2 2 2 2
СКОШ(И) 38 38 38 37
Девиантная школа 1 1 1 1
Филиалы 80 131 202 270
Вечерние ОУ 38 32 29 26
Приложение 2
Сеть общеобразовательных учреждений Иркутской области в 2015-2016 учебном году
ДОУ ОУ
№ МОУО ДОУ всего гимназия лицей с УИОП
1 г. Иркутск 125 70 5 5 4
2 г. Ангарск 72 37 2 2 2
3 г. Братск 65 38 - 3 1
№ МОУО ДОУ ОУ
ДОУ всего гимназия лицей с УИОП
4 г. Зима 9 9 - 1 -
5 г. Саянск 10 7 - - 1
6 г. Свирск 6 5 - - -
7 г. Тулун 12 9 - - 1
8 г. Усолье-Сибирское 27 14 - 1 2
9 г. Усть-Илимск 23 15 1 1 1
10 г. Черемхово 14 15 - 1 -
11 Аларский район 25 47 - - -
12 Балаганский район 10 8 - - -
13 Баяндаевский район 13 14 - - -
14 Бодайбинский район 10 10 - - -
15 Боханский район 16 19 - - -
16 Братский район 26 42 - - -
17 Жигаловский район 11 12 - - -
18 Заларинский район 18 24 - - 1
19 Зиминский район 6 18 - - -
20 Иркутский район 29 40 - - -
21 Казачинско-Ленский район 5 9 - - -
22 Катангский район 5 10 - - -
23 Качугский район 19 13 - - -
24 Киренский район 18 17 - - -
25 Куйтунский район 18 25 - - -
26 Мамско-Чуйский район 7 6 - - -
27 Нижнеилимский район 23 24 - - -
28 Нижнеудинский район 13 38 - - -
29 Нукутский район 15 15 - - -
30 Ольхонский район 8 7 - - -
31 Осинский район 16 29 - - -
32 Слюдянский район 11 16 - - -
33 Тайшетский район 36 35 - - -
34 Тулунский район 23 31 - - -
35 Усольский район 17 19 - 1 -
36 Усть-Илимский район 7 10 - - -
37 Усть-Кутский район 22 18 - 1 -
38 Усть-Удинский район 11 16 - - -
№ МОУО ДОУ ОУ
ДОУ всего гимназия лицей с УИОП
39 Черемховский район 27 22 - - -
40 Чунский район 21 24 - - -
41 Шелеховский район 13 16 - 1 1
42 Эхирит-Булагатский район 20 26 - - -
Всего 882 879 8 17 14
Приложение 3
Изменение численности обучающихся в 2005-2013 годах, тыс. человек
Приложение 4
Общеобразовательные организации, представившие оперативную информацию по работе с одарёнными детьми
Мониторинг «Лучшие практики работы с одарёнными детьми»
№ МОУО МДОУ ДОД гимназия лицей УИОП ОУ Всего
1 г. Ангарск 1 2 14 17
2 г. Бодайбо 0
3 г. Братск 0
4 г. Зима 1 1
5 г. Иркутск 5 4 3 4 3 30 49
6 г. Саянск 2 1 3
7 г. Свирск 4 4
8 г. Тулун 0
9 г. Усть-Илимск 0
№ МОУО МДОУ ДОД гимназия лицей УИОП ОУ Всего
10 г. Усолье-Сибирское 1 1
11 г. Усть-Кут 1 6 7
12 г. Черемхово 4 3 1 9 17
13 г. Шелехов 1 1
14 Балаганский район 2 2
15 Братский район 1 1
16 Жигаловский район 0
17 Заларинский район 1 1
18 Зиминский район 1 1
19 Иркутский район 0
20 Казачинско-Лен-ский район 1 1
21 Катангский район 1 1 2
22 Качугский район 4 4
23 Киренский район 0
24 Куйтунский район 0
25 Мамско-Чуйский район 0
26 Нижнеилимский район 1 3 4
27 Нижнеудинский район 0
28 Ольхонский район 0
29 Слюдянский район 2 2
30 Тайшетский район 1 1 2
31 Тулунский район 0
32 Усольский район 1 1 2
33 Усть-Илимский район 2 2
34 Усть-Удинский район 0
35 Черемховский район 1 1
36 Чунский район 0
37 Аларский район 7 7
38 Баяндаевский район 6 6
39 Боханский район 1 1
40 Нукутский район 0
№ МОУО МДОУ ДОД гимназия лицей УИОП ОУ Всего
41 Осинский район 0
42 Эхирит-Булагат-ский район 0
Всего 11 12 4 12 3 97 139
Приложение 5
Организации, включённые в сетевое и межведомственное взаимодействие при организации работы с одарёнными детьми в Иркутской области в 2013-2016 гг.
- Городской Совет ветеранов: поздравления участниками проектов с Днём пожилого человека, встречи с ветеранами войны и труда, надомная помощь.
- Комплексный центр социального обслуживания населения г. Черемхово и Черемховского района: адресное оказание помощи и поздравление пожилых людей, инвалидов с праздниками.
- Управляющая компания «Город»: адресное поздравление, вручение подарков ветеранам Великой Отечественной войны, поздравление с праздниками.
- Территориальные студии телевидения, СМИ.
- Службы МВД России: праздничные мероприятия для ветеранов ОВД.
- ФГБУ «ВСНЦ ЭЧ» СО РАМН (г. Ангарск): организация совместной деятельности по предпрофильному и профильному образованию обучающихся с целью углубления и расширения теоретической и практической подготовки, а также совершенствования профориентационной работы среди школьников.
- МУЗ БСМП г. Ангарск.
- Дворец культуры «Нефтехимик», «Современник», «Энергетик».
- МОУ ДОД «Музей победы»: приглашение обучающихся МОУ «Ангарский лицей № 1» для участия в мероприятиях, выставках, конкурсах, тематических праздниках, встречах с ветеранами войны и труда.
- ФИОП РОСНАНО, ГК РОСАТОМ и РОСКОСМОС: портал Лиги, предоставляющий интерактивную платформу, которая позволяет членам Лиги выстраивать плодотворный диалог образовательных учреждений, учёных, бизнеса и производства, обмениваться информацией, делиться мнениями, обсуждать актуальные вопросы, разрабатывать и реализовывать различные проекты, используя при необходимости ресурсы других членов сети.
- Общественная организация Иркутский региональный педагогический клуб «Перспектива».
- Московский государственный лингвистический университет. Евразийский лингвистический институт. Культурный французский центр «Альянс Фран-сез».
- Школа Нового Поколения, Фонд Олега Дерипаска «Вольное дело», компания «En+GROOP»: реализация программы по развитию робототехники, спонсирование участия команды по робототехнике в соревнованиях российского и международного уровней; спонсирование участия обучающихся в различных мероприятиях.
- Школьная лига «РОСНАНО»: спонсирование участия в тематических сме-
нах летнего лагеря «НАНОград»; предоставление учебно-методической литературы для обучающихся и учителей.
- Пресноводный аквариумный комплекс Лимнологического института СО РАН.
- ООО «Современные технологии».
- ООО «Маринер+».
- En+ Group - ведущая российская индустриальная группа, объединяет компании, работающие в сфере металлургии, энергетики, горнорудной промышленности, а также в стратегически связанных отраслях.
- ВОСТСИБУГОЛЬ - крупнейшее угольное предприятие Восточной Сибири. Профессиональный коллектив из пяти тысяч сотрудников. Семь разрезов в оперативном управлении - Мугунский, Азейский, Тулунский, Черемховский, Головинский, Ирбейский, Вереинский. Рекордные объемы добычи угля и миллиардные промышленные запасы.
- Комплексный центр социального обслуживания населения г. Черемхово и Черемховского района.
- Районный краеведческий музей им В. Я. Шишкова с. Ербогачён Катангско-го района.
- Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники: совместное сотрудничество в целях профессионального самоопределения и планирования карьеры обучающихся образовательного центра «Школьный университет», НОУ «Ведущий институт развивающих технологий» и их партнёров, развития творческой инициативы и организации интеллектуального досуга лицеистов в области информационных технологий и другие.
Список литературы
1. Казарина, В. В. Педагогическое сопровождение одарённых детей / В. В. Казарина // Педагогический ИМИДЖ. - 2011. - № 3 (12). - С. 71-72.
2. Казарина, В. В. Сетевая организация становления социальной компетентности одарённых детей / В. В. Казарина // Воспитание школьников. - 2013. - № 3. - С. 9-14.
3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом РФ 03.04.2012 : офиц. текст // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2012. - № 7. - С. 27-30.
4. «Одарённые дети» на 2012-2013 годы [Электронный ресурс] : ведомственная целевая программа, утверждённая приказом министерства образования Иркутской области от 21 октября 2011 года № 18-мпр // Иркутская область : официальный портал. - URL: http://minobr.irkobl.ru/sites/minobr/working/targe_%20programs/vedomst_prog/, свободный (дата обращения: 29.12.2012).
Best Practices of Educating Gifted Children in the Irkutsk region
V. V. Kazarina
Institute of Education Development of the Irkutsk Region, Irkutsk
Abstract. Education of gifted children is viewed as one of the primary educational goals in the world. The analysis of the application of the experience of teachers in Germany, Australia and other countries in working with gifted children in the Irkutsk region educational institutions is given. Best practices of working with gifted children are described. The results ofpilot testing of the structure of extra-curricular achievements types and mechanism of formation of a regional electronic portfolio in the schools of the Irkutsk region are presented.
Keywords: gifted children, teaching gifted children in the world, best practices in working with gifted children, extra-curricular achievements, an electronic portfolio.
Казарина Вера Викторовна
кандидат педагогических наук, заведующий сектором по работе с одарёнными детьми
Институт развития образования Иркутской области
664007, Иркутск, ул. Красноказа-чья, 10-А
тел.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]
Kazarina Vera Viktorovna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Head of the Department of Work with Gifted Children
Institute of Education Development of the Irkutsk Region
10-A Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007
tel.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]