Научная статья на тему 'Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в летних интеллектуальных школах'

Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в летних интеллектуальных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / ЛЕТНЯЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / GIFTEDNESS / GIFTED CHILDREN / SUMMER SCHOOL / EDUCATIONAL PROJECT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / STRUCTURAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казарина Вера Викторовна

В статье представлен опыт реализации научно обоснованной модели психолого-педагогического сопровождения развития социальной компетентности одарённых детей в условиях летней интеллектуальной школы. Характеризуются структурные компоненты психолого-педагогического сопровождения выявления и развития одарённости обучающихся летней школы. Проводится оценка эффективности модели. Описывается опыт проведения летних интеллектуальных школ в Иркутской области. Рассматривается роль летних интеллектуальных школ в развитии одарённости подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Organization of Psychological and Pedagogical Support of Gifted Children in Summer Intellectual Schools

The article presents the experience of realizing the scientifically grounded model of psychological and pedagogical support of gifted children’s social competence development in conditions of summer intellectual school. The structural components of psychological and pedagogical support of identifying and developing the students\ giftedness in summer school are characterized. In the paper the efficiency of the model is evaluated; the experience of summer intellectual schools in Irkutsk region is described. The author examines the role of summer schools in the intellectual development of gifted adolescents.

Текст научной работы на тему «Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в летних интеллектуальных школах»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 371.212.3

Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в летних интеллектуальных школах

В. В. Казарина

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

Аннотация.

Ключевые слова:

В статье представлен опыт реализации научно обоснованной модели психолого-педагогического сопровождения развития социальной компетентности одарённых детей в условиях летней интеллектуальной школы. Характеризуются структурные компоненты психолого-педагогического сопровождения выявления и развития одарённости обучающихся летней школы. Проводится оценка эффективности модели. Описывается опыт проведения летних интеллектуальных школ в Иркутской области. Рассматривается роль летних интеллектуальных школ в развитии одарённости подростков.

одарённость, одарённые дети, летняя школа, образовательный проект, психолого-педагогическое сопровождение, структурные компоненты.

Для цитирования:

Дата поступления статьи в редакцию: 21 ноября 2017 г.

Казарина В. В. Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в летних интеллектуальных школах // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 16-24. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-16-24

Необходимость вовлечения в социальную практику подростков, проявляющих высокие способности в какой-либо деятельности, определяется как одно из приоритетных направлений государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Для выявления талантливых ребят, оказания им помощи в интеллектуальном росте, раскрытии своих творческих, умственных, физических способностей по инициативе Президента РФ В. Путина были созданы фонд «Талант и успех» и образовательный центр «Сириус» (Сочи), аналога которому до сих пор нет даже в европейских странах. Однако работа в этом направлении не может быть эффективной без инициативы из регионов, направленной на создание условий для взаимодействия всех заинтересованных лиц: педагогов и психологов, общественных структур и государственных организаций, родителей и самих одарённых детей. Такая инициатива есть и в Иркутской области, где работа с одарёнными детьми имеет государственную поддержку. С 2010 года в области реализуется ведомственная целевая программа «Одарённые дети», муниципальные программы и проекты, нормативно закрепляющие практики выявления, развития и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.

Анализ практической деятельности свидетельствует о недостаточной готовности одарённых подростков к взаимодействию с постоянно изменяющейся социальной средой. Для решения этой проблемы с 2010 года сотрудниками государственного автономного учреждения дополни-

тельного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области» (ГАУ ДПО ИРО) проводятся исследования одарённости подростков. Опираясь на позиции культурно-исторической концепции, мы рассматриваем в структуре одарённости такие компоненты, как интеллект, креативность и духовность (Л. И. Ларионова [3, с. 80]). Педагогический уровень методологической основы исследования составляют социокультурный, герменевтический, акме-ологический подходы к процессу развития социальной компетентности одарённых подростков.

В исследованиях раскрыта сущность психолого-педагогического сопровождения, определены структурные компоненты и этапы реализации, разработана классификация видов одарённости; определены критерии и показатели, уровни развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости. Была проведена экспериментальная проверка эффективности модели в условиях общеобразовательной организации; разработана карта формирования субъектного опыта; подготовлен содержательный аспект технического задания для разработки программного продукта по учёту, обработке и хранению информации о внеучебных достижениях обучающихся; разработаны критерии эффективности и условия результативности педагогического сопровождения [1].

Продолжая работу, в 2016 году мы установили, что, с одной стороны, имеется много исследований, посвящённых социализации и формированию социальной компетентности одарённых детей и подростков в условиях общеобразовательной организации. С другой стороны, мало изучена проблема развития социальной компетентности у подростков с проявлениями одарённости в образовательном процессе вне школы.

Выявленное противоречие позволило сформулировать цель экспериментального исследования: проверить эффективность научно обоснованной модели психолого-педагогического сопровождения развития социальной компетентности одарённых детей в условиях летней интеллектуальной школы.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи: реализовать научно разработанную модель психолого-педагогического сопровождения развития социальной компетентности одарённых подростков в условиях летней интеллектуальной школы и определить её результативность.

Для достижения цели и решения поставленных задач был разработан проект «Нерпёнок», рассчитанный на 2 года. Проект был назван в честь детёныша байкальской нерпы (лат. Рша sibirica) - самого яркого представителя, реликта третичной фауны, эндемика озера Байкал, единственного в мире вида тюленя, который живёт в пресной воде. Детеныши нерпы по-своему одарены: они способны погружаться на глубину до 200 метров, выдерживать давление до 21 атм., пребывать под водой до 40 минут. Но вместе с тем они беззащитны. Уникальность этого животного заставляет относиться к нему особенно бережно. С 1980 года нерпа признана видом, близким к исчезновению, и внесена в Красную книгу МСОП. Организовывая проект, мы предполагали так же бережно и ответственно относиться к особому дару природы - одарённому ребёнку, используя для этого не только мастерство педагогов и мудрость взрослых, но и природные ресурсы Сибири и великого озера Байкал. Основные принципы проекта «Нерпёнок» - демократичность, гласность, объективность, общедоступность, защита прав и интересов обучающихся. Был разработан официальный логотип, который использовался на всех ресурсах, официальная страница в социальной сети: https://vk.com/nerpyonok2017.

Для решения первой задачи Проекта в 2016 году на базе ГАУ ДПО ИРО были организованы и проведены учебно-тренировочные сборы для призёров и победителей всероссийских олимпиад и конкурсов «Летняя школа "Нерпёнок - 2016 "». Педагогическая деятельность была направлена на реализацию научно разработанной модели психолого-педагогического сопровождения развития социальной компетентности одарённых подростков в условиях летних интеллектуальных школ, обусловливающей усиление позитивных факторов и снижение влияния негативных фак-

торов развития одарённости подростка. Психолого-педагогическое сопровождение выявления и развития одарённости обучающихся «Летней школы «Нерпёнок - 2016» мы характеризуем содержательно-целевым, функционально-деятельностным, пространственным, управленческим, индивидно-групповым компонентами (по В. А. Сластенину [5]).

Содержательно-целевой компонент объединяет цели, задачи, содержательные направления Проекта. Летняя школа «Нерпёнок» проводится в целях активизации внеклассной и внешкольной работы, приобщения школьников к миру культуры и направлен на выявление, поддержку и развитие одарённости обучающихся образовательных организаций как Иркутской области, так и других регионов Российской Федерации.

Задачи Летней школы «Нерпёнок»: предоставление обучающимся возможностей для реализации личностного и интеллектуального потенциала; предоставление одарённым детям возможностей для творческого самовыражения; выявление и развитие одарённых детей; содействие повышению квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми; популяризация новых технологий и их интеграции, используемых для работы с одарёнными детьми; предоставление возможности для публичного предъявления результатов творчества и образовательных итогов одарённых детей ближайшему социуму; сохранение и развитие лучших традиций культуры народов, проживающих на территории Иркутской области.

Летняя школа «Нерпёнок» объединяла в себе различные направления в соответствии с видами одарённости. Участники школы были разделены на 4 группы по направлениям: «Физика», «Математика», «Русский язык», «Английский язык». По каждому направлению в рамках проекта были разработаны образовательные программы (модули).

Функционально-деятельностный компонент характеризует виды обучающих занятий, которые предлагались обучающимся во время учебных и внеучебных занятий по указанным направлениям. Продолжительность каждой смены составляла пять дней.

Помимо занятий по определённому направлению ребята занимались изучением дополнительных предметов, помогающих расширять кругозор: психологией, журналистикой, фотографией.

Образовательная деятельность по проекту включала в себя также проведение диагностических процедур, которые позволили педагогам Летней школы выделять у подростков проявления одарённости различных видов и организовывать психолого-педагогическое сопровождение с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей. С помощью системы диагностик были определены виды одарённости на основании разработанной классификации проявлений одарённости в различных видах деятельности; установлен уровень развития социальной компетентности каждого участника Летней интеллектуальной школы; сформулированы личностные, социально-психологические проблемы одарённых подростков. Формирование подгрупп для групповых и индивидуальных занятий по выбору проводилось с учётом выделенных проблем.

Особенностью данной школы являлось предоставление возможностей для реализации личностного и интеллектуального потенциала через систему тренингов, образовательных и деловых игр, экскурсий, мозговых штурмов, интеллектуальных конкурсов. Например, школьникам запомнился образовательный квест по помещениям Института развития образования. По особым маршрутам каждая команда побывала практически во всех уголках здания: от мемориальной доски у входа до кабинета директора. Одарённые дети посмотрели работу лабораторий и типографии, понаблюдали, как издаётся журнал и обрабатываются материалы ЕГЭ, поучаствовали в съёмках фильма и посетили медицинский кабинет, а также библиотеку, бумажными и электронными ресурсами которой они могли пользоваться в течение всего обучения. В финале квеста все команды собрались в столовой, где их ждал чай с пирогами, заботливо приготовленными работниками столовой. Интересные формы обучения способствовали выявлению лидерских качеств, развитию творческого мышления, формированию коммуникативных навыков, повышению об-

разовательного и культурного уровня одарённых детей.

Несмотря на то, что Школа проводилась в условиях города, большое внимание уделялось оздоровительным процедурам. В свободные часы ребята имели возможность проводить время на близлежащих спортивных площадках, посещать культурные и массовые мероприятия. Для них были организованы экскурсионные программы, экскурсия в Иркутскую областную государственную универсальную научную библиотеку имени И. И. Молчанова-Сибирского.

Признавая влияние наследственности, деятельности, воспитания на развитие проявлений одарённости, с психолого-педагогических позиций более подробно будем говорить о таком факторе, как образовательная среда. Характеризуя пространственный компонент, мы говорим о создании среды Летней школы, учитывающей влияние внутренних (личностных, обусловливающих формирование социальной активности, адекватной самооценки) и внешних (воспитание и внешняя среда, которые лежат в основе поведения одарённого ребёнка) факторов развития одарённых детей (по В. А. Лазареву [2]).

Материально-техническая оснащённость учебных аудиторий ГАУ ДПО ИРО позволила создать образовательную среду, включающую в себя всё необходимое для обучения: интерактивные доски, видеосистемы, аудиодоски, выход в Интернет. Конференц-зал с необходимым оборудованием, медицинский пункт, санитарно-бытовые условия определялись условиями, предоставленными одной из гостиниц города.

Управленческий компонент характеризует внешнее и внутреннее управление Проектом. Для повышения качества обучения в Школе министерством образования Иркутской области и администрацией ИРО был создан Экспертный совет, в полномочия которого входило проведение внутренней экспертизы содержания проектов и программ, отбираемых педагогами для реализации в Летней школе; их рекомендация к реализации по определённому направлению; экспертиза плана работы Школы на период обучения; рекомендации по кадровому составу Школы; рекомендации одарённым детям по выбору направления обучения в Летней школе. Для разработки и реализации Проекта был создан организационный комитет, который решал текущие задачи. Для повышения эффективности взаимодействия педагогов с одарёнными детьми был создан орган самоуправления - Совет Школы из числа одарённых детей, педагогов, родителей или лиц, их заменяющих, попечителей, представителей учредителя. Совет школы подводил итоги каждого дня, решал текущие вопросы (например, назначал дежурных) и вносил коррективы в планирование.

Индивидно-групповой компонент объединяет всех участников проекта. Подросток с проявлениями одарённости являлся главной фигурой педагогического сопровождения. В работе Школы приняли участие 42 победителя и призёра регионального и всероссийского этапов всероссийской олимпиады школьников. Анализ организации олимпиадного движения в Иркутской области позволил эффективно провести работу по отбору участников для зачисления в Школу. Право на обучение в Летней школе «Нерпёнок» имели школьники 10-17 лет, которые продемонстрировали выдающиеся успехи в изучении отдельных наук (русский и английский язык, физика, математика), проявили себя в конкурсных мероприятиях регионального и федерального уровней. Зачисление на обучение в Школе проводилось на основании достижений обучающихся независимо от социального положения, места проживания, финансовых возможностей и социального статуса. Пребывание в данной школе было бесплатным для детей и открывало новые возможности пред одарёнными школьниками. Сюда попали талантливые ребята, которые действительно имеют на это право, хотят развиваться дальше.

Не менее важными участниками Проекта являются педагоги, которым тоже предстоит много учиться: овладеть новыми компетенциями, научиться не только консультировать и сопровождать проекты, но и организовывать коучинг (англ. coaching), помогать одарённым детям достичь некой жизненной или профессиональной цели. В формировании педагогического коллектива шко-

лы было несколько принципиальных позиций. Во-первых, к работе в школе были привлечены председатели предметных комиссий регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по отдельным предметам и их заместители. Во-вторых, к работе привлекались сотрудники ИРО, имеющие опыт работы в подготовке детей к интеллектуальным мероприятиям и привлекаемые к работе региональных предметных комиссий. В-третьих, практические и внеурочные занятия проводились студентами старших курсов высших учебных заведений, которые имели успехи в региональных и федеральных интеллектуальных испытаниях во время учёбы в школе. Наконец, воспитательную и оздоровительную работу помогали проводить волонтёры - студенты Педагогического института Иркутского государственного университета.

Отличительной особенностью проекта являлась возможность привлечения к работе с одарёнными детьми в рамках Летней школы «Нерпёнок» ресурсов таких ведущих образовательных организаций региона, как государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области» (ГАУ ДПО ИРО); федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет» (ФГБОУ ВО ИГУ).

Благодаря успешному опыту проведения летней школы на базе ГАУ ДПО ИРО в городе Иркутске в дальнейшем было решено организовать интеллектуальную школу за пределами города. В 2017 году сотрудники ИРО и Иркутской городской общественной детско-молодёжной организации «Краеведческий клуб «Иркутск - Форт Росс» организовали летний лагерь для одарённых детей (Лагерь). При расширении сетевого взаимодействия к работе с одарёнными детьми теперь привлекались ресурсы не только ФГБОУ ВО ИГУ, но и государственного автономного образовательного высшего образования Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ).

Под руководством научного руководителя лагеря Ларионовой Людмилы Игнатьевны, доктора психологических наук, профессора ГАОУ ВО МГПУ, сотрудники ИРО и Краеведческого клуба занимались организацией работы Лагеря. Были существенно скорректированы цели образовательной программы:

содействие развитию в Иркутской области перспективного кадрового научного и инженерного потенциала из числа нынешних одарённых подростков региона;

участие в разработке системы эффективного использования материально-технического и ресурсного потенциала региона для интеллектуального развития одарённых подростков Иркутской области.

Представителями образования, науки, бизнеса, реального сектора экономики Иркутской области совместно разрабатывались новые образовательные программы, проекты технопарков, экспе-риментариумов, кванториумов для выявления и развития одарённых детей и молодёжи в Иркутской области. В основу содержания была положена концепция научно-практического обучения (НПО) школьников, или обучение в прототипе технопарка (А. И. Савенков [6], Л. Е. Осипенко [4]). Сущность НПО - интеграция приобретения обучающимися глубоких фундаментальных знаний с практическим субъектным опытом по реализации учебных исследований и проектов личного и глобального значения. Л. Е. Осипенко доказывает тождественность методологии технопарка и структуры НПО школьников, что позволяет экстраполировать специфику наукоёмкого производства на педагогическую проблематику, рассмотреть структуру феномена НПО школьников через призму методологии технологического парка [4].

Право на обучение в летнем лагере имели школьники с 12 до 16 лет, которые продемонстрировали выдающиеся успехи по физике, математике, проявили себя в творчестве (музыка, хореография, изобразительное искусство, техническое творчество). Ребят для обучения отбирали по рекомендациям иркутского регионального организационного комитета интеллектуальных конкурсов. Для формирования списков анализировались итоги участия детей Иркутской области

в научных конференциях и интеллектуальных конкурсах. Участники являлись победителями и призёрами международных и всероссийских интеллектуальных конкурсов РАО (г. Санкт-Петербург), СФ РАО (г. Новосибирск) проекта «Продуктивное обучение для всех», активными участниками проекта «Шаг в будущее», иных предметных олимпиад, конкурсов, турниров регионального, российского, международного уровней.

В результате летний лагерь для одарённых детей «Нерпёнок - 2017» был организован на базе одноимённого экологического центра в поселке Большое Голоустное. С 16 июля по 5 августа 2017 года в лагере за две смены отдохнули 60 подростков из семи муниципальных образований: г. Иркутск, г. Бодайбо, г. Черемхово, г. Тулун, г. Усолье-Сибирское, Нижнеилимский, Усольский район.

Организация Лагеря в пригородной зоне позволила значительно увеличить влияние на развитие одарённости такого фактора, как среда. Дополняя представленную выше характеристику пространственного компонента, мы говорим о создании информационно-образовательного пространства летнего лагеря «Нерпёнок», учитывающего влияние внутренних и внешних факторов развития одарённых детей (по В. А. Лазареву). Во время обучения был создан гимн лагеря, сделаны видеоролики с записями исполнения этого гимна воспитанниками обеих смен. Интерактивная среда создавалась страничной в социальной сети «ВКонтакте». Ролик гимна набрал более 1090 просмотров в сети «Интернет». Среди подписчиков не только педагоги, но и дети, их родители, друзья и знакомые. Образовательная деятельность была организована таким образом, что воспитанники имели возможность познакомиться с социальной средой: ходили на экскурсии по посёлку, к озеру Байкал, на Сухое озеро, активно посещали культурные и массовые мероприятия в близлежащих населённых пунктах, в поселке Большое Голоустное во время проведённых смен.

Дополнились и характеристики индивидно-группового компонента. В 2017 году работа в проекте объединила талантливых педагогов и школьников не только Сибири, но и других регионов Российской Федерации. На протяжении 20 дней одарённым детям удалось познакомиться и пообщаться с прекрасными специалистами ведущих вузов не только России, но и других стран: Италии, Белоруссии. Для проведения обучающих занятий были привлечены преподаватели:

Ларионова Л. И., доктор психол. наук, профессор, профессор ГАОУ ВО МГПУ;

Стафеев С. К., доктор. технич. наук, профессор Национального исследовательского университета Информационных технологий, механики и оптики (г. Санкт-Петербург);

Осипенко Л. Е., доктор пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник института системных проектов МГПУ (Белоруссия);

Чернова М. Б., канд. психол. наук, европейский специалист по арт-терапии (Италия);

Дубынин И. А., канд. психол. наук, специалист Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (г. Москва);

Асач А. В., старший преподаватель Национального исследовательского университета Информационных технологий, механики и оптики (г. Санкт-Петербург).

Подготовка педагогов к работе в интеллектуальной школе осуществлялась в различных формах. Проводилась теоретическая подготовка при освоении дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации на базе ГАУ ДПО ИРО (воспитатели) и ФГБОУ ВО ИГУ (вожатые). С 2011 года в ИРО реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогов «Сопровождение одарённых детей в современном образовательном процессе» в объёме 72 часов. В 2015-2016 годах разработаны три программы по проблеме психолого-педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости (18, 36, 72 час.). Востребованность этих программ растёт с каждым годом.

Совершенствование практических навыков (педагогические советы, практикумы, студии,

мастерские) организовывались непосредственно в школах и во время практико-ориентирован-ной подготовки (стажировки) на базе ИРО. Организаторами лагеря проводилось индивидуальное консультирование педагогов по образовательным стратам, выделенным на основе уровня готовности педагогов к сопровождению одарённых подростков, уровня квалификации, профессиональной подготовленности слушателей. Чередование теоретических и практических этапов обучения обеспечило готовность педагогов к сопровождению, поскольку опиралось на профессиональный, социальный, личный опыт педагогов.

В результате кропотливой подготовительной работы для организации деятельности вне обучающих занятий были отобраны высококвалифицированные педагоги Иркутской области, имеющие большой опыт в организации проектов с одарёнными детьми:

Казарина В. В., канд. пед. наук, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин ГАУ ДПО ИРО;

Емельянова Е. В., старший преподаватель кафедры психодиагностики и практической психологии ПИ ИГУ;

Тараканова М. И., директор МБОУ Белореченский лицей Усольского района;

Рау Е. В., учитель математики МБОУ г. Иркутска СОШ № 21;

Банкович Е. А., магистрант ПИ ФГБОУ ВО ИГУ

Работа лагеря была организована при сотрудничестве с администрацией г. Черемхо-во в лице Ведякиной А. В., начальника отдела культуры, работников ДК им. М. Горького: Муратова Д. А., Масленникова А. и Матвеевой О. В. Дополнительные занятия проводили Скареднева Е. Д., лектор Иркутского планетария, преподаватель ИГУ, Никифоров П. Г., исполнительный директор Иркутского планетария, Кузеванова Е. Н., зам. директора по экспозиционной работе Байкальского Музея Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (БМ ИНЦ СО РАН).

При решении второй задачи проекта определялась результативность модели психолого-педагогического сопровождения развития социальной компетентности одарённых подростков в условиях летней интеллектуальной школы. Анализируя проведённую работу, можно отметить выполнение всех критериев результативности разработанной модели. Взаимодействие всех участников образовательного процесса в социально-проектной деятельности в рамках летних интеллектуальных школ было личностно-ориентированным. Средства и методы взаимодействия были ориентированы на самореализацию и саморазвитие одарённого подростка, приобретение им субъектного опыта при использовании ресурсов информационно-образовательного пространства. Проводился мониторинг развития одарённости подростков, их социальной компетентности с целью выявления и решения личностных и социально-психологических проблем. Была проведена специальная подготовка педагога к реализации модели сопровождения развития социальной компетентности одарённых подростков в летней школе.

На основании проведённой диагностики организованный процесс можно назвать эффективным, поскольку выявлена положительная динамика в изменении уровня развития социальной компетентности одарённых подростков; психоэмоциональная обстановка во всех временных творческих группах летней школы характеризовалась как положительная; педагоги участвовали в расширении информационно-образовательного пространства, использовали его ресурсы для личностного развития и развития социальной компетентности одарённых подростков.

Таким образом, в результате реализации Проекта проверена эффективность научно обоснованной модели психолого-педагогического сопровождения развития социальной компетентности одарённых детей в условиях летней интеллектуальной школы. Показана целесообразность специально организованного обучения педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Разработанная модель психолого-педагогического сопровождения создаёт условия для развития социальной компетентности как в условиях городской интеллектуальной школы, так и в

выездном летнем лагере для одарённых подростков. Разработанные условия результативности и критерии эффективности позволили оценить успешность реализации модели. Организованная практика доказала эффективность работы с одарёнными детьми в условиях летних интеллектуальных школ.

Работа с одарёнными детьми не может носить «сезонный» характер. Идея по созданию центров для обучения и отдыха молодёжной элиты России, предложенная Президентом РФ, поддержана в Иркутской области как министерством образования Иркутской области, так и муниципальными органами управления образованием, отдельными педагогами, родителями, педагогической общественностью. Считаем, что повысить эффективность работы с одарёнными детьми можно в рамках специализированных центров (кванториумов, экспериментариумов, бизнес-инкубаторов, технопарков). Систематизировать эту работу поможет создание специализированного образовательного центра, координирующего организацию деятельности по образованию одарённых детей в течение всего учебного года.

Список литературы

1. Казарина В. В. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости [Электронный ресурс] // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 2. URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2015-2 (дата обращения: 19.05.2016).

2. Лазарев В. А. Педагогическое сопровождение одарённых старшеклассников : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Ярославль, 2005. 329 с.

3. Ларионова Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одарённости. М. : Институт психологии РАН, 2011. 320 с.

4. Осипенко Л. Е. Проектирование научно-практического обучения школьников : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. М., 2016. 392 с.

5. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др. ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой: [науч. ред. Н. Б. Крылова]. М. : Академия, 2006. 288 с.

6. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М. : Ось-89, 2013. 480 с.

The Organization of Psychological and Pedagogical S upport of Gifted Children in Summer Intellectual Schools

V. V. Kazarina

Institute of education development of Irkutsk region, Irkutsk

Abstract. The article presents the experience of realizing the scientifically grounded model of psychological and pedagogical support of gifted children's social competence development in conditions of summer intellectual school. The structural components ofpsychological and pedagogical support of identifying and developing the students\ giftedness in summer school are characterized. In the paper the efficiency of the model is evaluated; the experience of summer intellectual schools in Irkutsk region is described. The author examines the role of summer schools in the intellectual development of gifted adolescents.

Keywords: giftedness, gifted children, summer school, educational project, psychological and pedagogical support, structural components.

Казарина Вера Викторовна

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин

Институт развития образования Иркутской области

664007, г. Иркутск, ул. Краснока-зачья, 10 А

тел.: +7(3952)500904 e-mail: vvkaz@yandex.ru

Kazarina Vera Viktorovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Head of the Natural and Mathematical Sciences

Department Institute of Education Development of Irkutsk Region

10 A Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007

tel.: +7(3952)500904 e-mail: vvkaz@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.