Научная статья на тему 'Психологический детерминизм - концептуальная основа реформирования служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД'

Психологический детерминизм - концептуальная основа реформирования служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
11
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР" / СОСТОЯНИЕ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОПЕРАТИВНО-БОЕВОГО ПРОТИВОБОРСТВА / БОЕВОЙ СТРЕСС / РУКОПАШНОЕ ИЛИ СТРЕЛКОВОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / АКТИВНО ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ (ПРОТИВНИК) / МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ / СИСТЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ / HUMAN FACTORS / THE CONDITION OF SPECIFIC TACTICAL TRAINING / THE LEVEL OF SKILLS / EXTREME CONDITIONS OF OPERATIONAL BATTLE STRUGGLE / ACTIVE OFFENDER / MECHANICAL DETERMINISM PSYCHOLOGICAL DETERMINISM / THE SYSTEM OF SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин А. Н.

Анализ текущей практики пресечения противоправных действий и задержания правонарушителей сотрудниками милиции, а также материалов по чрезвычайным происшествиям, произошедшим в процессе несения службы, показывает наличие существенных противоречий между усилиями и результатами в данных условиях правоохранительной деятельности. Впервые сущность сформулированной проблемы представлена в качестве следствия исторически сложившегося противоречия между двумя научными парадигмами: реализованной механистической и актуальной психологической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DETERMINISM AS THE CONCEPTUAL BASE OF THE REFORMS IN THE SPHERE OF OFFICIAL BATTLE TRAINING

The analysis of the problem of criminal actions and detention of offenders by the police, documents of extreme situations demonstrates opposition between the police and results of their activity. The essence of this opposition, being formulated for the first time by the author, is the relations between two scientific paradigm: realized mechanistic and actual psychological ones

Текст научной работы на тему «Психологический детерминизм - концептуальная основа реформирования служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ —

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА РЕФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

А.Н. КУЗЬМИН,

кандидат психологических наук, доцент

Аннотация. Анализ текущей практики пресечения противоправных действий и задержания правонарушителей сотрудниками милиции, а также материалов по чрезвычайным происшествиям, произошедшим в процессе несения службы, показывает наличие существенных противоречий между усилиями и результатами в данных условиях правоохранительной деятельности. Впервые сущность сформулированной проблемы представлена в качестве следствия исторически сложившегося противоречия между двумя научными парадигмами: реализованной механистической и актуальной психологической.

Ключевые слова: «человеческий фактор», состояние тактико-специальной подготовленности, уровень готовности, экстремальные условия оперативно-боевого противоборства, боевой стресс, рукопашное или стрелковое противоборство, активно противодействующий правонарушитель (противник), механистический детерминизм, психологический детерминизм, система саморегуляции.

PSYCHOLOGICAL DETERMINISM AS THE CONCEPTUAL BASE OF THE REFORMS IN THE SPHERE OF OFFICIAL BATTLE TRAINING

A.N. KUZMIN,

candidate of psychological sciences, associate professor

The summary. The analysis of the problem of criminal actions and detention of offenders by the police, documents of extreme situations demonstrates opposition between the police and results of their activity. The essence of this opposition, being formulated for the first time by the author, is the relations between two scientific paradigm: realized mechanistic and actual psychological ones.

Key words: human factors, the condition of specific tactical training, the level of skills, extreme conditions of operational battle struggle, active offender, mechanical determinism psychological determinism, the system of self-regulation.

Сформулированная проблема существенной недостаточности состояния подготовленности конкретного сотрудника СПМ к реальным условиям рукопашного или стрелкового противоборства с активно противодействующим правонарушителем (противником) не ограничивается рамками правоохранительной деятельности только вневедомственной охраны Ставропольского края и даже всей системы МВД. Вскрытое противоречие присутствует в тех сферах деятельности человека, которые связаны с экстремальными условиями, но подготовка к которым осуществляется исключительно в пределах механистической парадигмы научного знания. В первую очередь «выученная беспомощность» проявляется в процессе деятельности рукопашного или стрелкового противоборства. Масштабы проблемы «внезапной утраты» личным составом необходимого уровня подготовленности при погружении в экстремальность противоборства тем больше и очевиднее, чем более значительны масштабы самого вооруженного конфликта.

В системе координат психологической науки проблема подготовки к оперативно-боевой деятельности противоборства звучит, как противоречие между механистическим, одноуровневым и узкопредметным характером организации педагогического процесса и системно-структурным, иерархически-многоуровневым психологическим характером содержания реального профессионального мастерства субъекта в том числе интегрируемым на едином психологическом основании — едином межпредметном содержании профессионального мастерства.

В конечном итоге логика индуктивного восхождения выполненных исследований (5—8) приводит к определению сущности сформулированной проблемы как противоречия между двумя научными парадигмами: реализованной механистической и актуальной психологической.

Структура и содержание отечественной системы профессионально-служебной подготовки в основных ее прикладных видах были сформированы в тридцатых годах прошлого века. Естественно, что в их кон-

цептуальное основание было положено учение об условном рефлексе и рефлекторной дуге, находившееся в тот период времени на вершине эволюционного развития научного познания.

Действительно, на протяжении последних двух веков постепенно формировались науки о поведении и деятельности человека. В основу естественнонаучной мысли был положен принцип механистического детерминизма, обоснованный французским мыслителем Р. Декартом в его великой идее об отражении мозгом внешних явлений — стимулов, по аналогии с отражением светового луча, т.е. рефлекса. Идея Р. Декарта была успешно развита И.П. Павловым в его учении об условном рефлексе. Выразив собой материалистический принцип детерминизма: материальная причина — материальный процесс — материальная реакция, механизм условного рефлекса предстал в начале двадцатого века не только как универсальный принцип анализа высшей нервной деятельности, но и как парадигма научного знания.

Однако в соответствии с условиями проводившихся И.П. Павловым опытов с животными объяснительный потенциал его теории в отношении реальных, «живых» движений, характеризующихся своей естественностью и ситуационной задачесообразностью, оказался весьма ограниченным. По схеме рефлекторной дуги совершаются не более чем элементарные, жестко запрограммированные, кратковременные акты, которые не нуждаются в коррекциях относительно изменяющихся внешних и внутренних условий.

Но абсолютное большинство движений основывается на более сложном механизме, представленном Н.А. Бернштейном в 1947 г. (1) и получившем название «рефлекторного кольца». Учение Н.А. Бернштей-на ознаменовало рождение новой парадигмы научного знания.

В тексте Федерального закона РФ «О милиции» ключевым термином, определяющим целеполагание процесса профессионально-служебной подготовки личного состава ОВД, является понятие «готовность». Однако в диалектически разноуровневых парадигмах научного знания тождественные по форме понятия имеют сущностно различное содержание. Для реализации механистического подхода достаточно освоения кинематики (формы выполнения) одних только приемов борьбы, стрельбы и тактических комбинаций, только шаблонного ряда отдельных операций, вырванных из целостной оперативно-боевой деятельности, без учета особых условий экстремальности противоборства с правонарушителем. В системе координат механистического детерминизма считается вполне достаточным уровень подготовленности, ограниченный достижением «эффектных побед» над «безответными» бумажными мишенями и манекенами. Более того, нормативно установленные в Курсе

стрельб упражнения по порядку их проведения и по содержанию процесса производства выстрела нивелируют возможности современного оружия до уровня пищалей шестнадцатого века.

Внутри парадигмы механисцизма вообще невозможно объяснить различие между движениями пловца, выполняемыми им лежа на лавочке, и реально используемыми в воде; между вращением педалей на велотренажере и при реальном движении на велосипеде; различие между знанием того, как двигаются шахматные фигуры, и процессом игры в шахматы с реальным соперником. Не улавливается здесь различие между выполнением упражнений стрельбы по мишени и деятельности при встречном огневом противоборстве, между выполнением «боевых приемов борьбы» на манекене и в реальном рукопашном противоборстве.

Поэтому, исключив из системы служебно-боевой подготовки модель противника и всего процесса деятельности противоборства, оказывается устраненной и вся практическая психология. Содержание и структура учебных предметов оказываются низведенными до их механистической части и выраженными в виде деятельностно-неопределенных прилагательных: подготовка к деятельности рукопашного противоборства низводится до «физической подготовки», внутри которой представлен всего лишь раздел «боевые приемы борьбы»; подготовка к деятельности стрелкового противоборства низводится до «огневой подготовки»; подготовка к практическому решению тактических задач противоборства низводится до «специальной («тактико-специальной») подготовки». Более того, процесс двигательного (исполнительного) решения тактических задач противоборства подменяется, во-первых, рассмотрением ряда типовых ситуаций, не требующих никакого решения в силу своей очевидности. Во-вторых, утратой из единого содержания подготовительных, атакующих и защитных действий по решению тактической задачи последней ее части, что, соответственно, привело к образованию самостоятельного раздела «меры личной безопасности». Однако при его изложении в традиционном, объяснительно-иллюстративном стиле, вырванном из практики двигательного (исполнительного) решения задач противоборства, заведомо обреченном на недееспособность в практической сфере. Следствием сложившегося положения является повсеместно наблюдаемый феномен, получивший название «выученная беспомощность». Весьма верно отражая состояние уровня специальной подготовленности многих специалистов ОВД, в развернутой форме звучащий как: «Теоретически все знают, по частям с трудом выполняют, а реально действовать не могут».

Катастрофическое уменьшение объема отражаемой действительности в ее рефлекторно-дуговой модели, полнейшая механистичность представлен-

ной конструкции наиболее явно раскрывается в преимущественно отрицательных результатах саморегуляции субъектом своей деятельности в практике оперативно-боевого противоборства.

Воздействие на субъекта экстремальных условий, возникающих при объективировании противника в ситуации его активного противодействия, может быть учтено только в системе координат психологической причинности. И только в этой парадигме субъект учебно-боевой деятельности, встречаясь с иерархически-многоуровневой моделью реального противника, может на чувственно-практическом основании обрести не только кинематику, но и реальные динамику и ритмику движений, достичь эффективную задачесообразность действий, реально освоить процесс саморегуляции в так называемом состоянии боевого стресса.

Последнее становится возможным исходя из разработанной психологической концепции стресса, где все изменения в психической и двигательной сферах представлены как процесс функционально-деятельностных перестроений филогенетических программ человека («родовых программ» и «ведущих уровней» — в терминологии Н.А. Бернштейна) (5—7).

Непосредственно в терминах педагогики принципиальное противоречие заключается в несоответствии форм организации учебно-познавательной деятельности профессионально-служебной подготовки формам профессиональной деятельности, тем более при необходимости ее осуществления в экстремальных условиях стрелкового противоборства, в условиях антагонистического, встречного, взаимного уничтожения сторон.

Реализуемый в системе профессионально-служебной подготовки МВД России объяснительно-иллюстративный подход, заложенный еще Я.А. Ко-менским в период перехода от феодального способа производства к капиталистическому, закономерно ограничен проблемой «обращенности педагогической системы как бы в прошлое, к кладовым социального опыта», где делается «ставка на «школу памяти», запоминание учебного материала...» (4, с. 14). Проблема возникает в связи с ориентированностью системы образования на трансляцию обобщенного и систематизированного до абстрактности массива учебной информации, посредством которой «в готовом виде осваиваются результаты общественно-исторической практики человечества». При этом обучающийся как бы удаляется из процесса поиска знаний, «.ему навязываются цели усвоения кем-то уже добытых знаний. Учебная информация оказывается началом и концом активности человека и теряет для него личностный смысл» (там же).

Конечно, объяснительно-иллюстративное обучение вполне обоснованно заняло доминирующее положение в истории педагогики, представляя собой наиболее оптимальный способ передачи наследия

профессиональной культуры. Специфический «канал передачи» функционирует благодаря использованию семиотических средств, которые позволяют оперировать информацией о предметных областях научного знания в виде знаковых систем. «Знаковая система «замещает» реальную деятельность и адресуется через каналы коммуникации каждому конкретному индивиду» (4, с. 14). Общественно признанная эффективность использования такого «канала» второсигнальной связи поколений основывается на экономичности, универсальности и в целом общей доступности интеллектуального и духовного богатства общества.

Вместе с тем в исследованиях, выполненных в научной школе А.А. Вербицкого, достоверно и обоснованно показано, как это преимущество легко превращается в свою противоположность. Это происходит при том условии, когда за цель обучения принимается степень усвоенности учебной информации, ограниченной пределами самой знаковой системы, а в качестве критерия подготовленности принимается объем и прочность усвоенных теоретических знаний, т.е. информации в ее второсигналь-ном выражении, «очищенной» от первосигнального содержания. Еще К.Д. Ушинский отмечал: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт» (9, с. 143). Опыт должен приобретаться каждым обучаемым индивидуально в процессе чувственно-практического освоения будущей профессиональной деятельности.

Следствием вскрытых противоречий является тот вывод, что основная внутренняя (субъективная) причина совершения ЧП, наиболее часто допускаемых сотрудниками нарядов ГЗ СПМ, состоит в грубейших нарушениях тактики несения службы в составе наряда. Это, соответственно, становится возможным в связи с отсутствием навыков индивидуальных и совместных действий в составе наряда у сотрудников ГЗ СПМ.

В свою очередь, основной причиной отсутствия навыков, формируемых только в процессе учебно-тренировочных практических занятий в специально моделируемых условиях противоборства, является теоретически-односторонняя направленность организации и содержания профессионально-служебной подготовки. Что предопределяет, во-первых, ее принципиальная отнесенность к механистической парадигме научного знания и, как следствие, принятой системы координат, ее «академичность» и отстраненность от механизмов саморегуляции деятельности субъекта, ее формальное, общетеоретическое и обезличенное значение для субъекта обучения, ограниченного уровнем приобретения знаний о профессии, но не практического овладения профессией.

Только на основе современных научных достижений, с опорой на психологическую причинность механизма саморегуляции деятельности, становится

возможным удовлетворение требований «заказчика» по подготовке специалистов необходимого уровня, способных к активно-двигательному решению тактических задач стрелкового противоборства.

Сокращения, используемые в тексте: ОВД — органы внутренних дел; МОБ — милиция общественной безопасности; ОВО — отдел вневедомственной охраны; СПМ — строевое подразделение милиции; ГЗ — группа задержания.

Литература

1. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Медгиз, 1947.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.— М.: Физкультура и спорт, 1991.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. — М.: Высш. школа, 1991.

5. Кузьмин А.Н. Механистический детерминизм си-

стемы оперативно-боевой подготовки и трансцендентность психологии противоборства: Монография. — Ставрополь: Сервисшкола, 2004. (Серия «Мастерство профессионала — оружие антитеррора»).

6. Кузьмин А.Н. Процесс формирования личности мастера боевого контакта: Монография. — Ставрополь: Сервисшкола, 2005. (Серия «Мастерство профессионала — оружие антитеррора»).

7. Кузьмин А.Н. Инновационная технология подготовки к стрессоустойчивой оперативно-боевой деятельности противоборства. Часть 1: Монография. — Ставрополь: Сервисшкола, 2006. (Серия «Мастерство профессионала — оружие антитеррора»).

8. Кузьмин А.Н. Проблема состояния подготовленности сотрудников нарядов ГЗ СПМ (НТ) к активно- двигательному решению задач стрелкового противоборства и пути ее повышения: Материалы НИР-2008 НИЦ «Охрана» МВД России. — Ставрополь: «Альфа-принт», 2008.

9. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. — М., 1953. Т. 1.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

А.Ю. ЛЯШЕНКО

Аннотация. Статья посвящена проблемам повышения квалификации специалистов по управлению персоналом в современной системе образования. Рассмотрены причины и недостатки, приведшие к кризису данной формы послевузовского обучения, современные тенденции развития повышения квалификации менеджеров по персоналу.

Ключевые слова: повышение квалификации, послевузовское обучение, современная система образования, управление персоналом, менеджеры по управлению персоналом.

ADVANCED TRAINING OF HR-MANAGERS IN THE MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

A.Y. LYASHENKO

The summary. This article is devoted to the problems of advanced training of specialists in personnel management in the modern education system. The authors examined the causes and weaknesses that led to a crisis of this form of afteruniversity education, current trends in the development of advanced of HR-managers.

Key words: advanced training, afteruniversity education, modern sistem of educa of education, Human resource (HR) management, HR-managers.

Реформирование всей системы профессионального образования вызвало глубокий интерес к проблемам послевузовского обучения и, естественно, к повышению профессиональной квалификации. Повышение профессиональной квалификации специалистов в области управления человеческими ресурсами не может не учитывать изменение представлений о роли и

месте менеджера по персоналу в управлении крупной организацией. Новые технологии, глобализация экономики, динамичность компаний приводят к тому, что человеческие ресурсы в современных организациях становятся стратегическими ресурсами. От профессионализма менеджера по управлению персоналом в первую очередь зависят результаты деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.