Научная статья на тему 'Психолого-педагогические предпосылки к исследованию личного состава и индивидуальному подходу в воспитательной работе'

Психолого-педагогические предпосылки к исследованию личного состава и индивидуальному подходу в воспитательной работе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические предпосылки к исследованию личного состава и индивидуальному подходу в воспитательной работе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

......................... -Ф'

1. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Мед-гиз, 1947.

2. Он же. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

3. Вестбрук А, Ратти О. Айкидо и динамическая сфера / пер. с англ. — К.: София, 1997.

4. Данилов В.П. (Стрельцов И.) Основы рукопашного боя по системе А.А. Кадочникова (серия «Ратник»). — Краснодар: Кубаньпечать, 2001.

5. Данилов В.П. (Стрельцов И.) Основы рукопашного боя (армейский вариант на основе системы А.А. Кадочникова). — Краснодар: Когорта, 2004.

6. Кадочников А.А. Патент Российской Федерации (19) RU (11) 2159580 (13) С2 (51) 7А61В10/00, А63В21/00 с приоритетом от 24 августа 1998 г. «Способ А.А.Кадочникова самозащиты от нападения».

7. Кадочников А.А., Ингерлейб М.Б. Специальный армейский рукопашный бой: система А. Кадочникова (серия «Мастера боевых искусств»). — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

8. Кузьмин А.Н. Механистический детерминизм систем боевой подготовки европейских государств и трансцендентность психологии противоборства. Монография (серия «Мастерство профессионала — оружие антитеррора»). — Ставрополь: Сервисшкола, 2004.

9. Он же. Процесс формирования личности мастера боевого контакта. Монография (серия «Мастерство профессионала — оружие антитеррора»). — Ставрополь: Сервисшкола, 2005.

10. Он же. Инновационная технология подготовки к стрессоустойчивой оперативно-боевой деятельности противоборства. Монография. (серия «Мастерство профессионала — оружие антитеррора»). — Ставрополь: Сервисшкола, 2006.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.

12. Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии // Инженерная психология (теория, методология, практическое применение). — М.: Наука, 1977.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА И ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДХОДУ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Воспитание—самое святое из всех святых дел.

Святитель Феофан Затворник

Некоторым руководителям кадровых и воспитательных аппаратов индивидуальный подход в воспитательной работе представляется суммой таких действий, как беседа, знакомство с семьей сотрудника, учет его наклонностей и т.п. Этого крайне мало. Основной предпосылкой для успешного решения проблемы дифференцированного подхода должна быть индивидуальная психолого-физиологическая характеристика объекта воспитания. Необходимо точно наметить узловые моменты, определяющие влияние милицейской профессии на личность, а также качества, обязательные для личности сотрудника органов внутренних дел. Исходя из этого, следует разработать критерии и методы исследования личного состава в целях подбора наиболее эффективных средств воспитания, способов оптимизации психолого-педагогической деятельности (труда).

С незапамятных пор подмечено: профессия накладывает отпечаток на человека. Подобное утверждение особенно справедливо в том случае, когда человек, образно выражаясь, прикипел душой к делу, ярко проявляется и самоутверждается в нем, соответствует ему всеми гранями своей натуры. Недаром ходит молва, будто смотритель маяка моментально просыпается, когда гаснет «путеводная звезда» моряков; точно так же и моториста будит тишина, наступившая из-за

С.С. ПЫЛЕВ

остановки двигателей. В каждой профессии вырабатывается определенный стереотип поведения.

Всякий руководитель, решая воспитательные задачи, обязан исходить из особенностей профессии.

Недавно мне довелось прочитать статью одного руководителя воспитательного аппарата. В статье, в частности, говорилось: воспитательное воздействие, цель которого заключается в том, чтобы каждого участкового уполномоченного отличали подлинный профессионализм, правовая и общая культура, высокая принципиальность, инициативность, должно быть и постоянным, и многогранным. Все это, разумеется, бесспорно. Но как этого добиться? Что именно надо сделать, чтобы эффективно управлять поведением участковых уполномоченных? Я часто слышал, что рецепты военной педагогики и военной психологии пригодны на все случаи жизни применительно к органам внутренних дел. Так ли это?

В одном из учебников военной психологии сказано: «Управление поведением прямо не связано с коренными изменениями относительно устойчивых психических свойств... Специфика военного дела такова, что командир и воспитатель не могут ждать, пока дисциплинированность достигнет высокого уровня. Задача состоит в том, чтобы побудить даже недисциплинированного военнослужащего на первых порах хотя бы внешне (по результатам деятельности) поступать дисциплинированно в каждый данный момент времени, качественно выполнять должностные обязанности».

Действительно, специфика военного дела такова , и авторы правильно подчеркивают это. А специфика работы участкового уполномоченного милиции совсем иная. Вряд ли настоящий руководитель допустит, чтобы участковый приступил к исполнению обязанностей в то время, когда его дисциплинированность еще не достигла «высокого уровня».

Любой начальник, любой воспитатель знает, насколько ответственна должность этой категории работников органов внутренних дел. Ведь именно по их поступкам порою судят обо всех сотрудниках милиции. И еще. В том же учебнике военной психологии сказано: «Управление поведением рассчитано на... «кратковременное действие», на обеспечение дисциплинированного поведения в процессе решения текущих задач». Но ни о каком «кратковременном действии» не может быть и речи, если мы представим себе многосложную работу участкового уполномоченного милиции, который встречается с людьми на улицах, предприятиях, принимает граждан, разбирает жалобы и заявления, осуществляет контроль за выполнением постановлений органов государственной власти.

Кроме того, солдат, как правило, находится в подразделении, на виду у командиров, а участковый очень часто бывает оторван от коллектива отдела и почти всегда вынужден принимать самостоятельные решения.

Таким образом, военная психология далеко не во всех случаях может оказать полезные услуги воспитателю личного состава органов внутренних дел. Беря из нее самое ценное, нужно вместе с тем отчетливо видеть отличие индивидуального подхода в армейских и милицейских условиях. Вот это-то отличие и должно определять подбор кадров, оценку состояния сотрудника и прогноз того, что с ним будет дальше.

В противоположность представителям других профессий, работник милиции на протяжении едва ли не всего времени, а не только «чисто» служебного, находится в состоянии стресса. Эпизодически попадая в экстремальные ситуации, он постоянно ожидает их повторения. Впрочем, мы имеем в виду не одни лишь подобные ситуации. Состояние стресса, согласно Гансу Селье, определяется тем, что человек под влиянием сильного раздражения (каким бы оно ни было) приходит в состояние напряжения.

Отметим, что некоторые стадии этого состояния бывают чрезвычайно полезными. Вот, скажем, одна из них, именующаяся прямо по-военному «К оружию!». Когда звучит приказ действовать, происходит внутренняя мобилизация всех жизненных и психических сил, уровень деятельности резко повышается и человек даже при небольшой физической силе способен решать очень сложные задачи. Но реакция длится в общем-то недолго. Затем наступает «реакция истощения».

Чем же объяснить то обстоятельство, что сотрудник милиции находится в стрессовом состоянии не только в «чисто» служебное время? Мы недаром взяли слово «чисто» в кавычки. Вспомним хотя бы фильм «Самый последний день». Участковый инспектор Ковалев, роль которого великолепно исполнил Народный артист России М.А. Ульянов, как и большинство его товарищей по службе, не разграничивает свое время - от сих до сих. Он и на службе, и вне службы руководствуется чувством милицейского долга, который заставляет его приходить на помощь заблудшим и выкорчевывать зло. Ковалева никто не заставлял провести тот роковой день так, как он его провел. Сродни ему и наш современник, полковник милиции Герой Советского Союза Александр Иванович Попрядухин. Будучи на отдыхе, сколько раз он принимал участие в задержании преступников!?

Кандидат философских наук И. Гавриленков пишет: «Работник милиции измеряет эти явления и свое отношение к ним другими нравственными мерками. Здесь право, служебная ответственность органически сливаются с нравственным требованием. Он должен вступить в схватку со злом. Но что тут на первом месте? Долг по правовому обязательству или по этическому чувству? Этот вопрос далеко не праздный. Без него не решить теорему героического подвига, особенно когда милиционер сознательно рискует жизнью». Анализируя благородные поступки сотрудников милиции, автор приходит к любопытному выводу: ни в одном из них на первом плане не стояли чисто правовые мотивы действий, всегда в выборе опасного решения преобладала нравственная составляющая.

В отличие от остальных граждан, работник милиции считается с вполне реальной возможностью получить травму после окончания служебного времени. Даже придя домой, сняв с себя форменную одежду, он ожидает экстренного вызова и подсознательно находится в напряжении. Все это необходимо учитывать в политико-воспитательных акциях, построенных так, чтобы они целиком охватывали организацию жизни сотрудника.

Следует помнить и о том, что действительность сталкивает работника милиции со множеством явлений антиобщественного порядка, явлений уродливых, безобразных. Поэтому его «производственный стимул» зачастую возникает из отрицания. Между тем в других профессиях человек руководствуется положительным стимулом. Реализуя какие-то идеи, он видит результаты своего труда. Строитель возводит дом и радуется, когда люди справляют новоселье. Художник создает картину - и его хвалят. Врача благодарят за излечение больного; если и не благодарят, то он сам видит, что избавил пациента от смерти.

Что же касается сотрудника милиции, то, повторяем, он испытывает больше отрицательных эмоций, чем положительных. Это усугубляет состояние стресса. Казалось бы, здесь на помощь должна прий-

ти удовлетворенность своими действиями. Но ведь каждому ясно, что задержание преступника, правонарушителя - совсем не то, что, допустим, выдать на-гора сверхплановый уголь или выпустить скоростную плавку стали. Отрицательные эмоции у сотрудника милиции преобладает над положительными, а удовлетворенность носит тоже несколько особый характер. Естественно, не исключены и положительные эмоции. Они рождаются в процессе содержательной профилактической работы или когда бывший преступник возвращается к нормальной жизни, становится хорошим человеком.

Постоянное столкновение с негативными сторонами жизни, с недоброжелательным отношением определенной части граждан может вызвать со временем некоторую психологическую переадаптацию. Будучи молодым, сотрудник приходит домой с радостным ощущением и надеждой, что вот-вот злу наступит конец и район избавится от правонарушений. Однако, увы, идет время, а мечта не сбывается. Тут-то и появляется опасность возникновения того внутреннего психологического состояния, психологической переадаптации, создающих несколько иную личность. Пусть сотрудник даже не нарушает законность, не злоупотребляет служебным положением, но общий фон его настроения уже не тот, нет уже в нем того оптимизма, который присущ новичку, незнакомому с самыми негативными сторонами жизни. Так развиваются пессимизм, подозрительность, недоверие, усугубляющие и без того отрицательный фон настроения.

Следовательно, к личности человека, который приходит на службу в органы внутренних дел и продолжает в них служить, должны быть предъявлены соответствующие требования. Надо быть уверенным, что эта личность сможет преодолеть состояние стресса и, опираясь на все положительное, что есть в оперативно-служебной деятельности, не допустит профессиональной переадаптации. Тогда и оптимизация труда как таковая будет происходить не за счет увеличения длительности рабочего дня и числа сотрудников.

Сегодня, как никогда, повышаются требования к личности солдата правопорядка и уровню его образования, культуры, к его интеллекту, деловым и моральным качествам, ибо в условиях демократизации общества роль и значение человека как творческой, всесторонне развитой личности неизмеримо возрастают. Эти требования целиком и полностью относятся и к сотрудникам милиции, которые участвуют в мероприятиях, направленных прежде всего на предотвращение преступлений в стадии их зарождения, на устранение причин, способствующих совершению преступлений. Надо воспитывать в каждом из них понимание того, что конкретные задачи профилактической деятельности тесно смыкаются с задачами государства в осуществлении планов социального развития городов и районов. Понимание этого - сти-

мул к дальнейшему повышению своего интеллекта, своей культуры, осознанию своей причастности к общегосударственному делу.

И здесь нельзя не затронуть еще одну проблему. Отсутствие знания психологии и педагогики приводит к тому, что иногда мы думаем, будто воспитательная работа вообще все может решить. Не потому ли кое-кто любое чрезвычайное происшествие пытается объяснить как результат только плохого воспитания. Бывает и так, но не всегда. Воспитатели имеют дело с личностью. «Зёрна» воспитания падают на ту или иную почву. Если она благодатная - будет толк. А если неблагодатная? Тогда нужно изменить ее, чтобы добиться положительной ответной реакции. Речь идет об изменении человеческого характера. Но можно ли воспитать любого человека? Причем так, чтобы он достойно нес службу в милиции?

Ф.Энгельс очень хорошо сказал, что человеком мы можем назвать только то существо, которое наряду со всеми функциями внутренних органов и головного мозга обладает еще способностью к диалектическому мышлению. Между тем мы знаем, что немало людей обладают лишь предметно-конкретным мышлением. Несомненно, это люди, как утверждает вся психиатрическая практика, больные. Врожденное умственное недоразвитие различных степеней (в частности, в самой легкой степени) предопределяет в них при наличии всего человеческого отсутствие способности к диалектическому мышлению, абстракции, обобщению. Подобный индивид, обладая великолепным предметно-конкретным мышлением, в состоянии вызубрить что угодно, приобрести твердые профессиональные навыки. Однако этот человек - уже человек не с большой буквы. Параметры его воспитания строго ограничены.

Имеются различные типы нервной деятельности (биологические типы). Можно ли оптимизировать их работу? Конечно. Только вряд ли что-нибудь дадут воспитательные мероприятия, если заострение черт характера холерика доходит до степени возбудимой психопатии. Это не психоз, не болезнь, а уродство характера. Человек с подобным характером ответствен перед законом во всем ; порой он находит место и в органах внутренних дел. Тем не менее, он психопат, от которого следует ожидать и нарушений дисциплины, и чрезвычайных происшествий. Их близко нельзя допускать не только к оружию, но и вообще к службе в милиции. Уж слишком однобоко развит их характер, а воспитанию они почти не поддаются.

Нам представляется ценным опыт военных инженерных психологов, создавших индивидуальную анкету (ее легко приспособить к условиям органов внутренних дел). Отвечая на вопросы анкеты, минимум три-четыре специалиста (психиатр, физиолог, врач) дают свои характеристики военнослужащему: состояние всех анализаторов, способность этих анализаторов к работе, к реализации действий, в кото-

рых придется участвовать, отмечают психологические особенности данного человека. Кроме того, в анкету вводятся характеристики, полученные от непосредственного начальника (служебная), от друзей, сослуживцев (личностная) и от кадровиков. В результате следует один из трех выводов:

1) испытуемый имеет положительные предпосылки к работе по данной специальности; 2) испытуемый имеет отрицательные предпосылки к работе по данной специальности; 3) испытуемый имеет неопределенные предпосылки к работе по данной специальности.

Вторая категория людей, таким образом, в подразделение не попадет, и никто не станет расходовать душевные силы и энергию, чтобы в конечном итоге убедиться: воспитательные меры по отношении к ним бесплодны, поскольку они просто-напросто не подходят для данной специальности. Ясно также, как поступать с другими, на кого можно опереться и с кем в первую очередь вести индивидуальную работу.

Остановимся подробно также на вопросе о комплексном подходе к воспитанию личного состава органов внутренних дел. Нельзя взваливать эту работу на плечи одного лишь персонала воспитательного аппарата. В ней должны участвовать руководители всех степеней и рангов. Тем более надо иметь в виду, что постоянное стрессовое напряжение рано или поздно приводит к срыву, к реакции истощения. Иной раз это заметно по необычности ответа сотрудника на замечание начальника. Кто должен определить, вошел ли сотрудник в такое патологическое состояние или нет? С одной стороны, руководители, персонал воспитательного аппарата, сослуживцы, с другой, - объективная психологическая и физиологическая оценка, обследование у врача, психолога, педагога.

Но ведь важно не просто констатировать подобный факт, а сделать все возможное, чтобы предотвратить его. Мы имеем сегодня методики, позволяющие в определенной степени следить за функциональным состоянием людей. Скажем, кожа, являясь отражением нашего мозга, его зеркалом, дает возможность регистрировать на ней электрические потенциалы и судить по их колебаниям, вышел человек из равновесия или нет. Определив это, мы не будем ждать, пока наступит срыв и сотрудник не справится с заданием, не вовремя заснет или, наоборот, совершит поступок в плане эмоциональной несдержанности. Именно в тот момент, когда реакция напряжения переходит в реакцию истощения, надо позаботиться о полноценном отдыхе сотрудника, либо найти какие-то иные «сильнодействующие» средства, индивидуальные

для каждого из людей. Совет педагога и психолога в таком случае трудно переоценить.

Не последнее место в предотвращении срывов занимает умение руководителей подразделений уважать человеческое достоинство подчиненных, следить за своими словами, поступками. Каждый человек очень чувствителен к репликам, словам, жестам другого. Поэтому общение между людьми требует большого искусства. В первую войсковую кампанию в Чечне мы организовали для выходивших из боевых операций сотрудников в Моздоке «вагон эмоциональной разгрузки». Всё здесь было важно: и встреча, и улыбка, и забота, и ответы на вопросы, и обед, и баня на элеваторе, и жесты, и решения простейших проблем, и минута молчания, и радость предстоящей встречи с родными...

Психологические взаимоотношения и их построение весьма сложны. Когда-то И.П. Павлов сказал, что человек живет на земле для познания своей психической деятельности. Парадоксально? Да. Ведь у нас много различных потребностей. И вместе с тем человек, хотя и требует для себя пищи, одежды и т.п., в первую очередь ждет признания значимости своей деятельности. Он стремится подниматься со ступеньки на ступеньку и болезненно реагирует, когда уровень развития его психической деятельности оценивают, как ему кажется, не слишком высоко.

Ошибается тот, кто требует, чтобы каждый человек был сыщиком на уровне Шерлока Холмса. Надо считаться с тем, что у каждого есть уровень своих способностей, своя направленность, свои особенности. И делать все возможное, чтобы в пределах этих особенностей он был определенной оригинальностью, неповторимой личностью. Ну, а если человек все-таки «не создан» для данной работы? Тогда он должен уйти, но так, чтобы его достоинство не пострадало. Иначе он будет оказывать активное сопротивление.

Какой же напрашивается вывод? Во-первых, специфические условия и задачи, решаемые милицией, обусловливают необходимость разработки психологических и физиологических критериев подбора кадров и контроля за их состоянием в процессе службы. Во-вторых, обнаруженные при обследовании индивидуальные особенности должны определять методы дифференцированного воспитания. В-третьих, педагогическую подготовку личного состава следует проводить в зависимости от специализации тех или иных сотрудников.

Активному и результативному решению поставленной проблемы может способствовать и четко налаженная культурно-досуговая работа в органах внутренних дел Российской Федерации.

Культурно-досуговая работа А Основные составные части воспитательной работы Работа по социальной защите сотрудников

\ т

Эффективное использование технических

средств воспитания, инфраструктуры культурно-досуговой, спортивной и экскурсионной работы

Методическая подготовка кадров к проведению воспитательной работы, профессиональная подготовка персонала

Рис. 1. Система воспитательной работы в ОВД РФ

Воспитание духовности и нравственных качеств, чувства гордости за свое Отечество, за историю России

Содействие формированию морально-психологической и профессиональной готовности успешно решать оперативно-служебные задачи

Приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, самодеятельному художественному творчеству

Основные задачи КДР

Организация культурного досуга в интересах поддержания на должном уровне духовно-эмоцианального

и морально-психологического состояния

Рис. 2. Основные задачи культурно-досуговой работы

Рис. 3. Средства культурно-досуговой работы

Рис. 4. Массовые формы культурно-досуговой работы

Рис. 5. Культурно-досуговая работа и дисциплина

Морально-психологическое обеспечение (МПО) — деятельность по созданию организационных, социально-психологических, правовых, культурно-бытовых условий, направленная на эффективное выполнение личным составом ОВД РФ оперативно-служебных задач.

Рис. 6. Культурно-досуговая работа — компонент морально-психологического обеспеченния

Рис. 7. Культурно-досуговая работа в оперативно-служебной обстановке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.