18. Грошев С.Б. Организационно-правовое обеспечение комплексных оперативно-профилактических операций, проводимых органами внутренних дел: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2005.
19. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие. М., 2009.
E-mail: [email protected]
И.Ю. ЛАЗАРЕВА,
адъюнкт* кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности
(Московский университет МВД России)
Формирование культуры досуга у сотрудников органов внутренних дел
В статье рассматриваются вопросы организации свободного времени и содержательного досуга сотрудников органов внутренних дел, анализируются условия, необходимые для формирования культуры проведения досуга сотрудниками полиции.
Свободное время, досуг, формирование, сотрудник органа внутренних дел.
Я момента вступления в законную силу 1 1 марта 2011 г. Федерального закона «О ^—.'полиции» были сформулированы новые подходы в деятельности по охране правопорядка, определено основное назначение полиции, заключающееся в защите прав, собственности и обеспечении общественной безопасности граждан [1].
В своем выступлении Министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев подчеркнул, что «от каждого из нас, от рядового до генерала, от нашего отношения к служебному долгу, профессионализма и высокой гражданской ответственности зависят благополучие, безопасность и спокойствие отдельного человека, общества и государства в целом» [13, с. 8].
Отметим, что качественное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач напрямую зависит как от формирования у сотрудников высоких профессиональных качеств и укрепления дисциплины в служебных коллективах, так и от общего уровня их культуры, в частности культуры проведения досуга как самими сотрудниками, так и членами их семей.
* Ранее — старший инспектор отдела организационно-пропагандистской работы Департамента государственной службы и кадров МВД России.
Если предположить, что свободное время является продолжением рабочего (в нашем случае — служебного) времени, то досуг, являясь производной от повседневной службы, в свою очередь, должен способствовать отдыху и восстановлению сил сотрудников для успешного выполнения служебно-боевых задач.
Эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, уровня его интеллекта, развитости интересов, моральных качеств, и формирование культуры досуга невозможно без учета этих составляющих.
В толковом словаре В.И. Даля досуг определяется как «свободное незанятое время, простор от дела», а то, чем заполнен досуг, (пассивный отдых, праздность или созидание и поиски) зависит от направленности личности, которую В.И. Даль определяет словами «досужный — свободный от дел, занятий» или «досужий — умеющий, способный к делу, искусный» [8, т. 1, с. 481]. М.М. Поплавский характеризует досуг как педагогическую категорию, отражающую деятельный характер свободного времени [17], Т.А. Ев-теева конкретизирует сущность и содержание человеческого досуга, считая это деятельностью в свободное время, избираемою в соответствии со склонностями и интересами здоровой человеческой личности [9].
Анализ научной литературы [9, 11, 12, 14, 15, 17] показывает, что под свободным временем авторы подразумевают часть нерабочего времени, которым человек распоряжается по своему усмотрению. Таким образом, базовым, определяющим словом здесь выступает «свободное», т. е. «не занятое трудом, делом» время, в частности, свободное от исполнения служебных обязанностей [7, с. 19].
113
£ о X
ы
о
и
О ^
О <
о
<
I
ъ ш
5
6
114
Полагаем, что на современном этапе развития российского общества возрастает социальная значимость досуга поскольку каждому сотруднику, независимо от занимаемой должности и звания, предоставляются определенные возможности для всестороннего и гармонического саморазвития.
Мониторинг кадровой ситуации в органах внутренних дел, проведенный Департаментом государственной службы и кадров МВД России, показал, что разрыв, проявившийся между уровнем материальной обеспеченности, степенью социально-правовой защищенности сотрудников и значительно возросшей служебной нагрузкой на личный состав, вызванной ростом преступности, возникающими внутренними конфликтами, привел к ощутимому размыванию кадрового ядра, снижению престижа службы, оттоку наиболее квалифицированных кадров. В то же время происходит рост численности молодых сотрудников в возрасте до 30 лет, доля которых в 2010 г. составляла в уголовном розыске 52,6 %, криминальной милиции — 48,5 %, следствии — 49,3 %, среди участковых инспекторов — 47,3 %, в подразделениях БЭП — 47,5 % и всего по системе МВД России — 36 % кадрового состава, т. е. той ее части, которая более всего является объектом воспитательной работы по возрастному признаку [2, с. 8].
Анализ ведомственных приказов и материалов по воспитательной работе с личным составом в органах внутренних дел [2, 3, 4, 5, 10, 16] выявил актуальность и значимость культурно -досуговой работы, необходимость ее коренного улучшения. Это вызвано такими причинами, как снижение уровня морально-психологического состояния личного состава, падение в обществе рейтинга и престижа службы в органах внутренних дел, утрата общей культуры защитников правопорядка и доверия населения к работе сотрудников полиции.
В этом контексте своевременным явился приказ МВД России № 80 от 11 февраля 2011 г. «Об организации морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», который определил проведение целенаправленной воспитательной, культурно-досуговой, социальной работы с сотрудниками полиции как важнейшую часть и приоритетное направление управленческой деятельности руководителей всех рангов, сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию и развитию у личного состава «государственно-патриотического мировоззрения, комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально
значимых качеств личности, обусловленных требованиями государства и общества к гражданскому и профессионально-нравственному облику сотрудника органов внутренних дел, потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности» [3, с. 6].
Нами было проведено исследование бюджета свободного времени сотрудников полиции путем анкетирования 108 молодых сотрудников (в возрасте до 30 лет) и 362 курсантов. Исходя из ответов респондентов установлено, что в рабочие дни (за исключением работающих посуточно) 2 часа и более свободного времени имеют 61,2 % сотрудников; в субботу 5 часов и более на проведение досуга имеют 72,1 % респондентов; в воскресенье 8 часов и более для удовлетворения досуговых потребностей имеют 68,3 % опрошенных.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют, что в недельном исчислении у 67,2 % опрошенных сотрудников общее количество свободного времени составляет 23 часа и более. Это является основанием для предположения, что вопросы организации досуга должны находиться в поле зрения руководителей и быть на особом контроле, т. к. неразвитые потребности по рациональному использованию свободного времени приводят к поискам облегченных путей времяпрепровождения. Существует многочисленная категория людей, не умеющих и не знающих, как использовать свободное время, и потому стремящихся «убить» его. В этом случае оно становится не благом, а злом как для самого человека, так и для общества. Возникает ситуация не просто нерационального его заполнения, а антиобщественного его использования. Это не значит, конечно, что данный факт выступает причиной преступного поведения. Но неоспоримо, что нерациональное использование свободного времени влечет за собой многие негативные проявления и отклоняющееся (от норм профессиональной этики и современных требований к сотруднику полиции) поведение и играет роль так называемого деструктивного фактора, способствующего при определенных условиях нарушению служебной дисциплины и даже в отдельных случаях — противоправному поведению.
Также установлено, что значительная часть сотрудников в силу своей загруженности имеют крайне ограниченное количество свободного времени. Данное положение опрашиваемые связывают с несовершенной организацией труда (11,7 %), нечетким планированием служебной деятельности (28,7 %), несоответствием между нормативной штатной численностью и объемом выполняемых функциональных обя-
занностей (56,4 %), неумением организовать свой труд (3,2 %).
Все это приводит к тому, что времени на отдых и досуг практически не остается.
Для изучения практики организации досуга и свободного времени сотрудниками полиции был проведен опрос 23 начальников управлений и отделов территориальных органов МВД России по работе с личным составом, обучающихся на Высших академических курсах, а также анкетирование 156 действующих сотрудников органов внутренних дел и 183 курсантов и слушателей вузов МВД России. Анализ результатов исследования показал контраст между рациональной и эффективной организацией служебного процесса и недостаточной организованностью личного и общественного досуга, нерациональным его использованием.
При ранжировании вариантов ответов на вопрос анкеты: «Что влияет на успешность организации досуга в подразделении?», 86 % из общего числа опрошенных респондентов на первое место поставили необходимость активной поддержки со стороны руководства; уровень материальной базы, наличие необходимого оборудования и культинвентаря (аппаратуры, музыкальных инструментов, помещений для репетиций) выделили 67 % опрошенных; 35 % анкетируемых отметили важность личности организаторов, отвечающих за подготовку и проведение культурно-досугового мероприятия. В числе прочих факторов, влияющих на успех проведения досуга, были отмечены выбор интересных и активных форм, актуальных тем и художественный уровень проводимых мероприятий.
Опрос позволил установить, что истоки проблем, связанных с организацией досуга, различны. Согласимся с мнением исследователей, выделяющих среди объективных факторов общий недостаток количества свободного времени, недостаточную материально-техническую базу, плохую организацию досуга, недостаток личных финансовых средств.
Однако не стоит снимать ответственности и с самих сотрудников. Низкий уровень духовных интересов и потребностей, отсутствие умений и навыков самоорганизации свободного времени являются немаловажными факторами, которые могут быть определяющими в конкретных жизненных ситуациях.
Анализ современных практик культурно-досуговой работы в органах и подразделениях МВД России позволил выявить ряд недостатков в организации этого направления деятельности, среди которых медленно развивающаяся нормативная методическая база культурно-досуговой
работы, недостаточное финансирование данного направления деятельности, недокомплек-тование высококвалифицированными кадрами учреждений культурно-досуговой сферы, отсутствие регулярной переподготовки и повышения квалификации специалистов культурно-досуговой деятельности в органах внутренних дел, узость используемых форм, средств и методов, их шаблонное ежегодное копирование.
Проблема организации досуга и в еще большей мере проблема формирования потребностей и способностей человека в самоорганизации своего свободного времени затрагивает все группы населения. Однако особую остроту она приобретает в среде сотрудников полиции, так как воспитательная работа здесь своеобразна, специфична и особенно сложна потому, что в своей деятельности сотрудники отдельных служб обычно сталкиваются не с лучшими сторонами нашей жизни; объектом ее воздействия являются люди, среди которых немало и тех, кто искалечен неправильным воспитанием, какими-либо неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Поскольку эта деятельность является, в первую очередь, нравственной, воспитательной, то основываться она должна на использовании достижений правовых наук, педагогики, психологии. Поэтому очень важен вопрос педагогического аспекта деятельности сотрудников полиции и (в этом контексте) — научный подход к организации досуга, формированию потребности культурного его проведения сотрудниками полиции [6, с. 11].
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон Российской Фе-
дерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. 14 февр. № 7. Ст. 900.
2. Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в 2010 г. и задачах на 2011 г.: приказ МВД России № 189 от 15 марта 2010 г.
3. Об организации морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 80 от 11 февраля 2011 г.
4. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: приказ МВД России № 120 от 1 февраля 2007 г.
5. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 1138 от 24 декабря 2008 г.
6. Гатальский В.Д. Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих сред-
115
ствами культурно-досуговой деятельности: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.
7. Гордон Л.А, Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка: в 4 т. М., 1994.
9. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Л., 1980.
10. Кубышко В.Л. Актуальные проблемы реформирования системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России: / сб. матер. учеб.-метод. сбора руководителей аппаратов по работе с личным составом образовательных учреждений МВД России. М., 2008.
11. Новикова Л.И. Воспитательная система // Педагогика. 1991. № 11.
12. Новый энциклопедический словарь / гл. ред. А.П. Горкин. М., 2000.
13. Нургалиев Р.Г. Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 г.: / сб. норм.-метод. матер. по организации работы с личным составом в органах внутренних дел. М., 2006.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю.Шведовой. 23-е изд., испр. М., 1990.
15. Орлов Г.П. Свободное время и личность. М.,1983.
16. Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: методическое пособие / М.И. Марьин, В.Е. Петров, А.И. Ада-ев, ред. В.Л. Кубышко. М., 2006.
17. Поплавский М.М. Досуг как педагогическая проблема. Киев, 1994.
E-mail: [email protected]
О и О X
ы
о
U
о ^
о <
о
<
X
ъ ш
S £
116
А.В. РАВНЮШКИН,
начальник цикла Центра профессиональной подготовки (ГУ МВД по Кемеровской области)
Семейно-бытовое правонарушение: понятие и состав
В статье рассматриваются административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, предусмотренные в законодательстве некоторых субъектов РФ. Отмечая различия в названии, содержании диспозиций, автор рассматривает в новом ракурсе административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и предлагает свой вариант понятия и состава административного правонарушения.
Правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, региональное административное законодательство, нарушение прав в семейно-бытовых отношениях.
В ст. 72 Конституции РФ отмечено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное и семейное законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения
осуществляется законами субъектов Российской Федерации [1].
Следует согласиться с мнением, что региональное законодательство об административных правонарушениях в правовой системе России выполняет вполне ощутимую социальную функцию, призванную защищать гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан в различных сферах общественной деятельности [17].
В законах об административных правонарушениях некоторых субъектов РФ содержатся понятия административного правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, предусматривающие административную ответственность за совершение семейно-бытового дебоширства, бытового дебоширства или нарушение прав членов семьи. Такие понятия административного правонарушения законодательно закреплены в нескольких субъектах РФ (республиках Алтай, Бурятия, Чувашия, Мордовия; областях Кировская, Пензенская, Калужская, Ивановская).
Из анализа приведенных выше правонарушений, установленных субъектами Российской Федерации, следует, что под семейно-бытовым