Научная статья на тему 'Формирование культуры досуга у сотрудников органов внутренних дел'

Формирование культуры досуга у сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
710
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / LEISURE / ФОРМИРОВАНИЕ / СОТРУДНИК ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ENTERTAINMENT / DEVELOPING / POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И Ю. Лазарева

В статье рассматриваются вопросы организации свободного времени и содержательного досуга сотрудников органов внутренних дел, анализируются условия, необходимые для формирования культуры проведения досуга сотрудниками полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing a culture of leisure among the staff of interior bodies

The problems of organization of free time and leisure of the staff of interior bodies are considered, the conditions needed to create a culture of leisure in police, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры досуга у сотрудников органов внутренних дел»

18. Грошев С.Б. Организационно-правовое обеспечение комплексных оперативно-профилактических операций, проводимых органами внутренних дел: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2005.

19. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие. М., 2009.

E-mail: [email protected]

И.Ю. ЛАЗАРЕВА,

адъюнкт* кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности

(Московский университет МВД России)

Формирование культуры досуга у сотрудников органов внутренних дел

В статье рассматриваются вопросы организации свободного времени и содержательного досуга сотрудников органов внутренних дел, анализируются условия, необходимые для формирования культуры проведения досуга сотрудниками полиции.

Свободное время, досуг, формирование, сотрудник органа внутренних дел.

Я момента вступления в законную силу 1 1 марта 2011 г. Федерального закона «О ^—.'полиции» были сформулированы новые подходы в деятельности по охране правопорядка, определено основное назначение полиции, заключающееся в защите прав, собственности и обеспечении общественной безопасности граждан [1].

В своем выступлении Министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев подчеркнул, что «от каждого из нас, от рядового до генерала, от нашего отношения к служебному долгу, профессионализма и высокой гражданской ответственности зависят благополучие, безопасность и спокойствие отдельного человека, общества и государства в целом» [13, с. 8].

Отметим, что качественное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач напрямую зависит как от формирования у сотрудников высоких профессиональных качеств и укрепления дисциплины в служебных коллективах, так и от общего уровня их культуры, в частности культуры проведения досуга как самими сотрудниками, так и членами их семей.

* Ранее — старший инспектор отдела организационно-пропагандистской работы Департамента государственной службы и кадров МВД России.

Если предположить, что свободное время является продолжением рабочего (в нашем случае — служебного) времени, то досуг, являясь производной от повседневной службы, в свою очередь, должен способствовать отдыху и восстановлению сил сотрудников для успешного выполнения служебно-боевых задач.

Эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, уровня его интеллекта, развитости интересов, моральных качеств, и формирование культуры досуга невозможно без учета этих составляющих.

В толковом словаре В.И. Даля досуг определяется как «свободное незанятое время, простор от дела», а то, чем заполнен досуг, (пассивный отдых, праздность или созидание и поиски) зависит от направленности личности, которую В.И. Даль определяет словами «досужный — свободный от дел, занятий» или «досужий — умеющий, способный к делу, искусный» [8, т. 1, с. 481]. М.М. Поплавский характеризует досуг как педагогическую категорию, отражающую деятельный характер свободного времени [17], Т.А. Ев-теева конкретизирует сущность и содержание человеческого досуга, считая это деятельностью в свободное время, избираемою в соответствии со склонностями и интересами здоровой человеческой личности [9].

Анализ научной литературы [9, 11, 12, 14, 15, 17] показывает, что под свободным временем авторы подразумевают часть нерабочего времени, которым человек распоряжается по своему усмотрению. Таким образом, базовым, определяющим словом здесь выступает «свободное», т. е. «не занятое трудом, делом» время, в частности, свободное от исполнения служебных обязанностей [7, с. 19].

113

£ о X

ы

о

и

О ^

О <

о

<

I

ъ ш

5

6

114

Полагаем, что на современном этапе развития российского общества возрастает социальная значимость досуга поскольку каждому сотруднику, независимо от занимаемой должности и звания, предоставляются определенные возможности для всестороннего и гармонического саморазвития.

Мониторинг кадровой ситуации в органах внутренних дел, проведенный Департаментом государственной службы и кадров МВД России, показал, что разрыв, проявившийся между уровнем материальной обеспеченности, степенью социально-правовой защищенности сотрудников и значительно возросшей служебной нагрузкой на личный состав, вызванной ростом преступности, возникающими внутренними конфликтами, привел к ощутимому размыванию кадрового ядра, снижению престижа службы, оттоку наиболее квалифицированных кадров. В то же время происходит рост численности молодых сотрудников в возрасте до 30 лет, доля которых в 2010 г. составляла в уголовном розыске 52,6 %, криминальной милиции — 48,5 %, следствии — 49,3 %, среди участковых инспекторов — 47,3 %, в подразделениях БЭП — 47,5 % и всего по системе МВД России — 36 % кадрового состава, т. е. той ее части, которая более всего является объектом воспитательной работы по возрастному признаку [2, с. 8].

Анализ ведомственных приказов и материалов по воспитательной работе с личным составом в органах внутренних дел [2, 3, 4, 5, 10, 16] выявил актуальность и значимость культурно -досуговой работы, необходимость ее коренного улучшения. Это вызвано такими причинами, как снижение уровня морально-психологического состояния личного состава, падение в обществе рейтинга и престижа службы в органах внутренних дел, утрата общей культуры защитников правопорядка и доверия населения к работе сотрудников полиции.

В этом контексте своевременным явился приказ МВД России № 80 от 11 февраля 2011 г. «Об организации морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», который определил проведение целенаправленной воспитательной, культурно-досуговой, социальной работы с сотрудниками полиции как важнейшую часть и приоритетное направление управленческой деятельности руководителей всех рангов, сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию и развитию у личного состава «государственно-патриотического мировоззрения, комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально

значимых качеств личности, обусловленных требованиями государства и общества к гражданскому и профессионально-нравственному облику сотрудника органов внутренних дел, потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности» [3, с. 6].

Нами было проведено исследование бюджета свободного времени сотрудников полиции путем анкетирования 108 молодых сотрудников (в возрасте до 30 лет) и 362 курсантов. Исходя из ответов респондентов установлено, что в рабочие дни (за исключением работающих посуточно) 2 часа и более свободного времени имеют 61,2 % сотрудников; в субботу 5 часов и более на проведение досуга имеют 72,1 % респондентов; в воскресенье 8 часов и более для удовлетворения досуговых потребностей имеют 68,3 % опрошенных.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют, что в недельном исчислении у 67,2 % опрошенных сотрудников общее количество свободного времени составляет 23 часа и более. Это является основанием для предположения, что вопросы организации досуга должны находиться в поле зрения руководителей и быть на особом контроле, т. к. неразвитые потребности по рациональному использованию свободного времени приводят к поискам облегченных путей времяпрепровождения. Существует многочисленная категория людей, не умеющих и не знающих, как использовать свободное время, и потому стремящихся «убить» его. В этом случае оно становится не благом, а злом как для самого человека, так и для общества. Возникает ситуация не просто нерационального его заполнения, а антиобщественного его использования. Это не значит, конечно, что данный факт выступает причиной преступного поведения. Но неоспоримо, что нерациональное использование свободного времени влечет за собой многие негативные проявления и отклоняющееся (от норм профессиональной этики и современных требований к сотруднику полиции) поведение и играет роль так называемого деструктивного фактора, способствующего при определенных условиях нарушению служебной дисциплины и даже в отдельных случаях — противоправному поведению.

Также установлено, что значительная часть сотрудников в силу своей загруженности имеют крайне ограниченное количество свободного времени. Данное положение опрашиваемые связывают с несовершенной организацией труда (11,7 %), нечетким планированием служебной деятельности (28,7 %), несоответствием между нормативной штатной численностью и объемом выполняемых функциональных обя-

занностей (56,4 %), неумением организовать свой труд (3,2 %).

Все это приводит к тому, что времени на отдых и досуг практически не остается.

Для изучения практики организации досуга и свободного времени сотрудниками полиции был проведен опрос 23 начальников управлений и отделов территориальных органов МВД России по работе с личным составом, обучающихся на Высших академических курсах, а также анкетирование 156 действующих сотрудников органов внутренних дел и 183 курсантов и слушателей вузов МВД России. Анализ результатов исследования показал контраст между рациональной и эффективной организацией служебного процесса и недостаточной организованностью личного и общественного досуга, нерациональным его использованием.

При ранжировании вариантов ответов на вопрос анкеты: «Что влияет на успешность организации досуга в подразделении?», 86 % из общего числа опрошенных респондентов на первое место поставили необходимость активной поддержки со стороны руководства; уровень материальной базы, наличие необходимого оборудования и культинвентаря (аппаратуры, музыкальных инструментов, помещений для репетиций) выделили 67 % опрошенных; 35 % анкетируемых отметили важность личности организаторов, отвечающих за подготовку и проведение культурно-досугового мероприятия. В числе прочих факторов, влияющих на успех проведения досуга, были отмечены выбор интересных и активных форм, актуальных тем и художественный уровень проводимых мероприятий.

Опрос позволил установить, что истоки проблем, связанных с организацией досуга, различны. Согласимся с мнением исследователей, выделяющих среди объективных факторов общий недостаток количества свободного времени, недостаточную материально-техническую базу, плохую организацию досуга, недостаток личных финансовых средств.

Однако не стоит снимать ответственности и с самих сотрудников. Низкий уровень духовных интересов и потребностей, отсутствие умений и навыков самоорганизации свободного времени являются немаловажными факторами, которые могут быть определяющими в конкретных жизненных ситуациях.

Анализ современных практик культурно-досуговой работы в органах и подразделениях МВД России позволил выявить ряд недостатков в организации этого направления деятельности, среди которых медленно развивающаяся нормативная методическая база культурно-досуговой

работы, недостаточное финансирование данного направления деятельности, недокомплек-тование высококвалифицированными кадрами учреждений культурно-досуговой сферы, отсутствие регулярной переподготовки и повышения квалификации специалистов культурно-досуговой деятельности в органах внутренних дел, узость используемых форм, средств и методов, их шаблонное ежегодное копирование.

Проблема организации досуга и в еще большей мере проблема формирования потребностей и способностей человека в самоорганизации своего свободного времени затрагивает все группы населения. Однако особую остроту она приобретает в среде сотрудников полиции, так как воспитательная работа здесь своеобразна, специфична и особенно сложна потому, что в своей деятельности сотрудники отдельных служб обычно сталкиваются не с лучшими сторонами нашей жизни; объектом ее воздействия являются люди, среди которых немало и тех, кто искалечен неправильным воспитанием, какими-либо неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Поскольку эта деятельность является, в первую очередь, нравственной, воспитательной, то основываться она должна на использовании достижений правовых наук, педагогики, психологии. Поэтому очень важен вопрос педагогического аспекта деятельности сотрудников полиции и (в этом контексте) — научный подход к организации досуга, формированию потребности культурного его проведения сотрудниками полиции [6, с. 11].

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон Российской Фе-

дерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. 14 февр. № 7. Ст. 900.

2. Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в 2010 г. и задачах на 2011 г.: приказ МВД России № 189 от 15 марта 2010 г.

3. Об организации морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 80 от 11 февраля 2011 г.

4. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: приказ МВД России № 120 от 1 февраля 2007 г.

5. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 1138 от 24 декабря 2008 г.

6. Гатальский В.Д. Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих сред-

115

ствами культурно-досуговой деятельности: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

7. Гордон Л.А, Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972.

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка: в 4 т. М., 1994.

9. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Л., 1980.

10. Кубышко В.Л. Актуальные проблемы реформирования системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России: / сб. матер. учеб.-метод. сбора руководителей аппаратов по работе с личным составом образовательных учреждений МВД России. М., 2008.

11. Новикова Л.И. Воспитательная система // Педагогика. 1991. № 11.

12. Новый энциклопедический словарь / гл. ред. А.П. Горкин. М., 2000.

13. Нургалиев Р.Г. Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 г.: / сб. норм.-метод. матер. по организации работы с личным составом в органах внутренних дел. М., 2006.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю.Шведовой. 23-е изд., испр. М., 1990.

15. Орлов Г.П. Свободное время и личность. М.,1983.

16. Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: методическое пособие / М.И. Марьин, В.Е. Петров, А.И. Ада-ев, ред. В.Л. Кубышко. М., 2006.

17. Поплавский М.М. Досуг как педагогическая проблема. Киев, 1994.

E-mail: [email protected]

О и О X

ы

о

U

о ^

о <

о

<

X

ъ ш

S £

116

А.В. РАВНЮШКИН,

начальник цикла Центра профессиональной подготовки (ГУ МВД по Кемеровской области)

Семейно-бытовое правонарушение: понятие и состав

В статье рассматриваются административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, предусмотренные в законодательстве некоторых субъектов РФ. Отмечая различия в названии, содержании диспозиций, автор рассматривает в новом ракурсе административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и предлагает свой вариант понятия и состава административного правонарушения.

Правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, региональное административное законодательство, нарушение прав в семейно-бытовых отношениях.

В ст. 72 Конституции РФ отмечено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное и семейное законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения

осуществляется законами субъектов Российской Федерации [1].

Следует согласиться с мнением, что региональное законодательство об административных правонарушениях в правовой системе России выполняет вполне ощутимую социальную функцию, призванную защищать гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан в различных сферах общественной деятельности [17].

В законах об административных правонарушениях некоторых субъектов РФ содержатся понятия административного правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, предусматривающие административную ответственность за совершение семейно-бытового дебоширства, бытового дебоширства или нарушение прав членов семьи. Такие понятия административного правонарушения законодательно закреплены в нескольких субъектах РФ (республиках Алтай, Бурятия, Чувашия, Мордовия; областях Кировская, Пензенская, Калужская, Ивановская).

Из анализа приведенных выше правонарушений, установленных субъектами Российской Федерации, следует, что под семейно-бытовым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.