УДК 378 © В. С. Романюк, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13005
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Становление и развитие социально-культурной деятельности
в системе МВД России
Романюк Владимир Станиславович \
кандидат педагогических наук, доцент кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел. Е-т^1: [email protected]
1 Казанский юридический институт МВД России, 420108, Казань, ул. Магистральная, 35, Россия
Аннотация
Введение. Рассмотрены роль и значение культурного досуга в профессиональном и личностном развитии человека. В исторической перспективе кратко обозначены современные проблемы организации социально-культурной деятельности полицейских. В научной литературе данный вопрос представлен мало, поэтому основной источниковедческой базой исследования явились архивные материалы, а также данные, полученные при изучении опыта работы ведомственных культурно-досуговых учреждений.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе архивных источников МВД Республики Татарстан, а также научных публикаций по указанной проблематике, находящихся в свободном доступе. В качестве ведущих методов исследования применялся контент-анализ, а также сравнительно-сопоставительный анализ собранной информации.
Результаты и обсуждение. Определены и раскрыты основные этапы становления и развития культурного досуга сотрудников полиции, соответствующие общим тенденциям социально-культурной деятельности в тот или иной период. Начальный этап становления социально-культурной деятельности (1917-1941) характеризуется внедрением новых, советских форм отдыха, предназначение которых заключалось в просвещении и воспитании. На основном этапе (1945-1990) социально-культурная деятельность сотрудников ОВД приобрела черты стабильности, стала наиболее разнообразной. Современный этап (с 1991 г. по сегодняшний день) можно обозначить как период реформ и поиска новых востребованных форм культурного досуга полицейских.
Выводы. Становление и развитие социально-культурной деятельности в системе МВД России представляет собой достаточно длительный процесс, истоки которого можно обнаружить в начале XX в. Разработанная периодизация данного процесса, основанная на анализе конкретно-исторических условий развития ведомства, позволяет более точно проследить значимые изменения в организации досуга полицейских.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность; система МВД России; развитие; основные этапы.
Для цитирования: Романюк В. С. Становление и развитие социально-культурной деятельности в системе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3(78). С. 277-282. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13005
Основные положения
1. Социально-культурная деятельность в системе МВД России имеет длительную историю и богатый опыт, изучение которого приобретает особое значение в настоящих условиях эффективной организации свободного времяпрепровождения сотрудников органов охраны правопорядка.
2. Выделение основных этапов становления и развития социально-культурной деятельности в системе МВД России позволяет более четко проследить тенденции организации досуга сотрудников полиции в различные исторические периоды и обозначить дальнейшие перспективы в данной сфере.
Введение. Прежде всего нужно было определиться с отправной точкой и поиском объективной детерминации приобщения сотрудников полиции к социально-культурной деятельности. Эта работа должна основываться на анализе литературных и архивных источников, содержащих описание конкретных фактов организации социально-культурной деятельности сотрудников полиции. Основная цель работы состоит в поиске и обозначении ключевых точек процесса становления и совершенствования социально-культурной деятельности в системе МВД России, позволяющих проследить и охарактеризо-
вать его динамику и дальнейшие перспективы эффективного развития досуга сотрудников полиции.
Теоретические предпосылки. Роль и значение социально-культурной деятельности в личностном развитии являются очевидными и общепризнанными, поскольку для взрослого человека, большая часть времени которого занята выполнением профессиональных обязанностей, досуг едва ли не единственный способ дальнейшего приобщения к культуре. Вместе с тем участие в специально организованных массовых формах досуга позволяет не только решать задачи внутриличностного становления человека, но и способствовать его профессиональному росту, снимая эмоциональную усталость, психологическую напряженность, препятствуя возникновению синдрома профессионального выгорания и т. д. [1; 2; 3 и др.].
Именно поэтому в недавнем прошлом нашей страны практически каждое профессиональное сообщество было всерьез озадачено вопросами организации социально-культурной деятельности специалистов как на местном, так и на общегосударственном уровнях, а художественная самодеятельность существовала почти на всех предприятиях.
К сожалению, сегодня по многим причинам эта ситуация сменилась на противоположную, и вопросы централи-
зованной организации и совместного проведения досуга представителей тех или иных профессиональных коллективов, можно сказать, не ставятся. Отрадно, что в этих условиях в системе МВД России проблеме организации массовой социально-культурной деятельности сотрудников полиции уделяется столь же значительное, как и ранее, внимание, а в рамках Департамента государственной службы и кадров функционирует Управление организации морально-психологического обеспечения, осуществляющее культурно-просветительную работу с сотрудниками органов внутренних дел и членами их семей, занимающееся развитием сферы ведомственной культуры и др.
По инициативе и при непосредственном участии этого органа ежегодно несколько десятков тысяч полицейских принимают участие в конкурсах, фестивалях, акциях и других социокультурных мероприятиях, в связи с чем можно считать современный уровень организации досуга сотрудников полиции достаточно высоким.
Эти достижения являются следствием конкретно-исторического процесса эволюции социально-культурной деятельности в системе МВД России, продолжительность которого составляет, по предварительным оценкам, около двух веков. Важно отметить слабую изученность указанного процесса с историко-педагогической точки зрения, поскольку в научной литературе работы, посвященные социально-культурной деятельности сотрудников полиции, встречаются крайне редко, а в исторической перспективе вообще отсутствуют. Данную проблему исследовали А. В. Бирюкова, А. Ю. Ефремов, Ю. В. Савельева, И. В. Хмельницкая и др. В целом вопрос историографии социально-культурной деятельности сотрудников полиции малоизучен и требует проведения научно-поисковой работы.
Материалы и методы. Исследование процесса становления и развития социально-культурной деятельности в системе МВД России проводилось на базе архивных источников МВД Республики Татарстан, а также научных публикаций по изучаемой проблематике, находящихся в свободном доступе. В качестве основных методов исследования применялся контент-анализ, а также сравнительно-сопоставительный анализ собранной информации.
Результаты и обсуждение. Систематизация и обобщение полученных в ходе исследования данных позволили выделить этапы становления и развития социально-культурной деятельности в системе МВД России.
1. Дореволюционный этап. Анализ научной литературы показал, что в нашей стране до начала XX в. социально-культурная деятельность в связи с существовавшим государственным и общественным строем являлась уделом лишь узкого круга лиц, а именно представителей буржуазии и аристократии. Большая же часть населения (крестьяне, рабочие) по экономическим причинам не имела свободного времени, которое она могла бы потратить на то или иное досуговое занятие.
Кроме того, статус досуга как формы и способа личностного развития человека еще не сформировался, отсутствовали также как научные, так и методические раз-
работки по его организации. Поэтому можно утверждать, что в системе правоохранительных органов Российской империи для осуществления социально-культурной деятельности полицейских не было никаких предпосылок.
Необходимость в специально организованных формах досуга сотрудников полиции существовала даже в те времена. По мнению И. Ю. Лазаревой, одного из исследователей проблемы досуга сотрудников МВД России, еще в 1910 г. на страницах ведомственной периодической печати ставился вопрос об организации клубной деятельности полицейских [4] в педагогических целях — для профилактики асоциального образа жизни, безнравственного поведения, укрепления корпоративной культуры и др. Однако эти пожелания так и не нашли способов реализации, вплоть до создания на территории России в 1917 г. Советского государства.
Важно подчеркнуть, что социально-культурная деятельность как возможный вариант свободного времяпрепровождения полицейских в дореволюционной России не исключалась полностью. Безусловно, для лиц, занимавших руководящие посты в Департаменте полиции, губернских, уездных и городских полицейских органах, существовала масса вариантов культурного проведения досуга, начиная от посещения театров и музеев и заканчивая, например, туризмом. Но для чинов среднего и нижнего звена полиции — урядников, приставов, городовых — таких возможностей было намного меньше, прежде всего ввиду значительной продолжительности рабочего времени.
Таким образом, период с начала XVIII в. до 1917 г. (создание органов полиции) можно считать предварительным этапом развития социально-культурной деятельности в системе МВД России, когда лишь зарождалось понимание значимости организованного досуга полицейских, однако никаких практических действий в этом направлении не предпринималось.
2. Начальный этап. С организацией советской милиции эта ситуация в корне изменилась, поскольку новое руководство страны было заинтересовано не только в экономических показателях, но и в поддержке высокого морально-психологического состояния работающего человека. При этом, как справедливо отмечает А. С. Кутузовская, внедрялись новые, советские формы отдыха, главными функциями которых были просвещение и воспитание [5]. Поэтому уже в 20-х гг. прошлого века в системе НКВД, к которой относилась и милиция, стали популяризоваться государственные и профессиональные праздники, творческие вечера, художественные конкурсы и т. д.
Предварительное изучение архивных материалов МВД Республики Татарстан позволило выявить первую задокументированную дату проведения одного из таких конкурсов — 1928 г. В архивной карточке приводится развернутое описание хода конкурса, его победителей и призов, что помогло восстановить достаточно подробную картину данного события.
Продолжением указанной исследовательской работы должен стать перечень осуществляемых по линии НКВД
социально-культурных мероприятий, отражающий основные формы, приоритетные направления и содержательные аспекты проведения досуга милиционеров того периода. Можно вести речь о соответствии организации досуга милиционеров общим тенденциям развития социально-культурной деятельности в стране, заключавшимся в предпочтении массовых форм и ориентации преимущественно на политико-просветительскую работу, для руководства которой в главном управлении милиции был создан культурно-просветительский отдел.
По словам Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова, в ту пору страну охватило поистине массовое движение по организации клубных кружков — общеобразовательных, производственных, военных, рабкоровских, физкультурных, художественных и др. [6, с. 33]. Организации клубной деятельности сотрудников милиции также способствовало открытие специализированных домов культуры, имеющих репетиционные базы, необходимое оборудование, площадки для выступлений и т. д.
Так, в Татарской Республике для милиционеров в 1932 г. был открыт клуб имени В. Р. Менжинского, в котором практиковались выступления различных профессиональных артистов и самодеятельных коллективов, празднование тех или иных событий, просмотры кинофильмов и др. В 30-х гг. прошлого века аналогичные клубы были созданы практически во всех крупных городах страны, поэтому задачу первичной организации социально-культурной деятельности милиционеров можно было считать решенной.
Однако Великая Отечественная война прервала дальнейшее становление социально-культурной деятельности сотрудников милиции, так и оставив ее на начальном этапе развития.
3. Основной этап. В послевоенные годы восстановление народного хозяйства надолго вывело из круга приоритетных вопросы организации эффективного досуга милиционеров, который, как правило, ограничивался потребительскими его формами, такими как просмотр кинокартин и спектаклей, не предполагающих какой-либо личной инициативы. Проведенный в 1950 г. в МВД смотр-конкурс самодеятельного изобразительного искусства можно считать лишь исключением из этого правила [7]. Главной целью социально-культурной деятельности милиционеров, как и ранее, выступали их политическое воспитание и просвещение, а не удовлетворение других, присущих досугу потребностей.
В дальнейшем эта ситуация повернулась в сторону активизации деятельности милиционеров в сфере досуга путем организации в рамках МВД смотров художественной самодеятельности, предполагающих систематические занятия каким-либо видом творчества. Постепенно возрастающий уровень социально-культурной деятельности милиционеров, сконцентрированной преимущественно в закрепленных за МВД клубах, позволил в 70-80-х гг. создать при них полноценные творческие коллективы: вокально-инструментальные, оркестровые, театральные и др., успешно выступающие на различных сценических площадках.
Наиболее ярким примером таких коллективов является созданный в 1973 г. академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России, ставший визитной карточкой и важнейшим показателем социально-культурной деятельности данного ведомства [8]. Этот ансамбль и в наши дни успешно продолжает и развивает лучшие традиции профессионального военного искусства, регулярно гастролируя как в России, так и за рубежом.
В целом можно утверждать, что в 80-х гг. прошлого века работа художественных коллективов в системе МВД приобрела стабильный и устоявшийся характер, основанный на реализации востребованных видов социально-культурной деятельности. Например, изучение программы работы ДК им. В. Р. Менжинского за этот период показывает, что такими видами являлись тематические вечера (старинного русского романса, военной песни, поэзии, юмора и др.), выставки художественного творчества, встречи с ветеранами, конкурсные мероприятия.
Следующее важное направление развития социально-культурной деятельности в системе МВД конца 70-х и начала 80-х гг. XX в. — становление музейного дела, поскольку за более чем шестидесятилетний период функционирования советской милиции у нее появилась полноценная история. Кроме того, был накоплен значительный опыт борьбы с различными правонарушениями, а также арсенал вещественных доказательств, достаточный для составления целостных экспозиций.
Центральный музей МВД России был открыт в г. Москве в 1981 г., хотя идея его создания возникла в начале 70-х гг. Музейные экспозиции, размещенные в 25 залах, наглядно иллюстрируют историю создания и развития правоохранительных органов нашей страны и включают в себя документы, личные вещи сотрудников милиции, образцы техники, оружия и т. д. [9]. Примерно в это же время подобные музеи образовались в большинстве других регионов страны, что позволяет считать музееведение важным аспектом социально-культурной деятельности в МВД позднего СССР.
Несмотря на явные успехи и достижения в сфере организации досуга милиционеров, происшедшие в нашей стране реформы 90-х гг. сначала приостановили стабильный ход социально-культурной деятельности в МВД, а затем направили его в иное русло. Политический кризис, связанный со сменой идеологии в стране, а также следовавший за ним экономический коллапс исключили в последнем десятилетии XX в. задачу социально-культурного развития милиционеров не только из числа основных, но даже из второстепенных. Безусловно, свертывание социально-культурных программ в то время носило общегосударственный характер, и в системе МВД оно лишь было следствием этой общей тенденции. Тем не менее острый недостаток финансирования социально-культурной деятельности полностью перечеркнул весь богатый опыт и наработки в данной сфере со времени распада СССР и до начала нового тысячелетия.
4. Современный этап. В начале 2000-х гг. произошло возрождение, точнее, перерождение культурного досуга в системе МВД России, и руководство ведомства вновь стало уделять данной стороне жизни сотрудников серьезное внимание.
Так, значительную поддержку в рамках Спартакиады МВД России по служебно-прикладным видам спорта получило спортивное направление реализации досуга сотрудников милиции. Такую форму организации дополнительной физической подготовки нельзя назвать новой для российских силовых ведомств, однако прежде она применялась преимущественно в работе с военнослужащими.
В современных условиях Спартакиада является мощным стимулирующим средством привлечения сотрудников МВД к развитию физической культуры, предоставляя на базе Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» широкие возможности для занятия спортом сотрудникам органов безопасности и правопорядка. Согласно приказу МВД России от 31 декабря 2017 г. № 987 только в финальных соревнованиях Спартакиады за этот же год приняло участие 8035 сотрудников органов внутренних дел, что свидетельствует о массовости указанного чемпионата. Число квалифицированных спортсменов, принимающих участие в Спартакиаде, постоянно увеличивается, как следствие, растет престиж соревнований, способствующих организации планомерных и систематических тренировок сотрудников МВД в спортивных секциях [10].
В то же время такие базисные компоненты прежней системы организации досуга сотрудников МВД, как культурные центры и клубы, безвозвратно утрачены. Однако объяснять их исчезновение лишь финансовыми соображениями было бы не совсем верным. На наш взгляд, групповая форма социально-культурной деятельности в виде клуба не нашла места в сегодняшней социальной реальности, в которой его ключевые функции информатизации и коммуникации осуществляются иными и более эффективными способами. Многие востребованные в недавнем прошлом виды занятий в рамках клубной работы, например просмотр художественных фильмов, морально устарели. Наряду с этим возросшая доступность материальных средств социально-культурной деятельности (оборудование, материалы, инструменты и др.) также способствует предпочтению индивидуальных форм досуга.
Возможно, именно поэтому в настоящее время социально-культурная деятельность в системе МВД России преимущественно сконцентрирована в индивидуальных формах. Об этом также косвенно свидетельствует популярность при организации досуга сотрудников органов внутренних дел конкурсных мероприятий, предполагающих соревнования отдельных участников. Если в области спорта таким конкурсом является Спартакиада, то в рамках художественного направления социально-культурной деятельности сегодня проводится целый спектр разнообразных конкурсных мероприятий, способствующих развитию досуга сотрудни-
ков силовых структур в области музыки, литературы, фотоискусства и др.
К наиболее массовым и значимым среди этих конкурсов относится проводимый с 2006 г. фестиваль музыкального творчества «Щит и Лира», ежегодно объединяющий на своих площадках более нескольких тысяч участников из числа сотрудников ОВД. Данный конкурс, включающий 11 номинаций, позволяет показать мастерство в вокальном, исполнительском, хореографическом видах искусств, способствуя культурно-эстетическому воспитанию работников системы МВД России. По мнению Д. А. Рыбалкина, названный фестиваль способствует развитию творческих возможностей курсантов и слушателей образовательных организаций МВД, положительно влияет на морально-психологический климат, состояние служебной дисциплины в учебных коллективах и помогает процессу формиро-в ания лично сти офицера полиции [11].
Другими важными мероприятиями, организуемыми в правоохранительных органах, являются литературный конкурс «Доброе слово» и фотоконкурс «Открытый взгляд», создающие условия не только для творческой самореализации, но и для повышения престижа службы в органах внутренних дел. Помимо этих общефедеральных мероприятий, во многих субъектах РФ для сотрудников различных ведомств МВД России организуются дополнительные конкурсы, как правило, приуроченные к праздничным или памятным датам.
Выводы. Краткий анализ становления и развития социально-культурной деятельности в системе МВД России позволяет обозначить основные этапы данного процесса:
— дореволюционный, в ходе которого постепенно назревала необходимость в организации культурного досуга полицейских;
— начальный, охватывающий период с 1917 г. по 1941 г., когда в систему НКВД активно внедрялись различные способы культурно-массовой, воспитательной и пропагандистской работы;
— основной, продолжавшийся с 1945 г. по 1990 г., когда социально-культурная деятельность в МВД достигла наибольшего уровня развития, массовости и востребованности;
— современный (с 1991 г. по наши дни), характеризующийся значительным снижением интенсивности социально-культурной деятельности сотрудников полиции и переориентацией указанного процесса с массовых и групповых на преимущественно индивидуальные формы досуговых занятий.
Важно отметить, что разработанная периодизация процесса становления и развития социально-культурной деятельности в системе МВД России носит ориентировочный характер и требует дополнений и уточнений. Представляется, что такая работа будет сопряжена с поиском точной архивной информации о количественном и содержательном наполнении социально-культурной деятельности сотрудников ОВД, позволяющая получить более полную картину изучаемого явления.
Список литературы
1. Головина Г. В. Культура досуга как условие адекватного развития личности // Аналитика культурологии. 2011. № 1(19). С. 241-244.
2. Калимуллина О. А. Досуг как сфера проявления и развития творческой направленности личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 26. С. 241-248.
3. Felton J. S. Burnout as a clinical entity its importance in health care workers. Occupational medicine. 1998. Vol. 48. Рр. 237-250.
4. Лазарева И. Ю. От милиции — к полиции, или Размышления о чтении статьи в журнале «Вестник полиции» за 1910 год // Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 2. С. 190-194.
5. Кутузовская А. С. Модели досуга в России и за рубежом // Социальная политика и социология. 2016. Т. 15, № 3(116). С. 175-183.
6. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. М., 2004. 539 с.
7. Прохоров А. К. Вопросы культурно-просветительской работы в войсках МВД (МГБ) СССР в 1946-1960 гг. // Власть. 2015. № 3. С. 134-137.
8. Елисеев В. Нам песня жить и служить помогает // Родина. 2012. № 11. С. 98-99.
9. Боева О. М. О стратегических направлениях развития культуры в МВД России // Академическая мысль. 2018. № 2(3). С. 122-126.
10. Кулиничев А. Н., Клименко Б. А., Воротник А. Н., Лопатин И. И. Служебно-прикладные виды спорта как основа профессионального становления сотрудника ОВД // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2016. № 1(27). С. 71-73.
11. Рыбалкин Д. А. Социокультурная среда образовательного учреждения МВД России как фактор формирования антикоррупционной позиции будущих полицейских // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 3(17). С. 101-103.
Поступила 02.09.2018
UDC 378 © V. S. Romanyuk, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13005
13.00.01 General Pedagogy, History of Pedagogy and Education 13.00.05 Theory, Methods and Organization of Socio-Cultural Activity
Formation and Development of Socio-Cultural Activity in the System of the Russian Ministry of Internal Affairs
Vladimir S. Romanyuk 1,
Candidate of Sciences (Pedagogy), associate-professor of the department of administrative law, administrative activity and management of law enforcement bodies. E-mail: [email protected]
1 Kazan Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, Kazan, 420108, Magistralnaya St., 35, Russia
Abstract
Introduction. The paper focuses on the role of cultural leisure activities in the professional and personal development of an individual. The historical perspective enables the author to outline the modern problems of organizing socio-cultural activities for police officers. The issue under examination is not sufficiently covered by the scientific literature, therefore, the main resources of the research are the archive materials and the data obtained through studying the work of cultural organizations of the Ministry.
Materials and Methods. The research was conducted basing on the archive resources of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tatarstan and available scientific publications related to the problem. The leading methods employed are content analysis and comparative analysis of the collected data.
Results and Discussion. The author identifies and reveals the main stages of formation and development of cultural leisure of police officers corresponding to the general tendencies of socio-cultural activities of definite periods. The initial stage of formation of socio-cultural activity covering the period from 1917 to 1941 is characterized by introduction of new, Soviet forms of leisure which main functions were education and upbringing. At the main stage from 1945-1900 socio-cultural activity of a law enforcement officer gained stability and became more various. The present stage (since 1991 up to now) can be identified as the period of reforms and search of new demanded forms of cultural leisure of police officers.
Conclusions. Formation and development of socio-cultural activity in the system of the Russian Ministry of Internal Affairs is rather a long-time process dating back to the early 20th century. By means of the systematized periodization of this process basing on the analysis of definite historical conditions of the Ministry development it is possible to more accurately track the significant changes in the organization of leisure time for police officers.
Keywords: socio-cultural activity; the system of the Russian Ministry of Internal Affairs; development; main stages.
Citation: Romanyuk V. S. Formation and Development of Socio-Cultural Activity in the System of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2019. Vol. 24, No 3(78). Pp. 277-282. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13005
Referenses
1. Golovina G.V. Culture of Leisure as the Condition of Adequate Development of the Personality. Analytics of Cultural Science. 2011. No. 1(19). Pp. 241-244. (In Russ.)
2. Kalimullina O. A. Leisure as Sphere of Manifestation and Development of Creative Orientation of the Personality. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 2014. No. 26. Pp. 241-248. (In Russ.)
3. Felton J. S. Burnout as a Clinical Entity its Importance in Health Care Workers. Occupational Medicine. 1998. vol. 48. Pp. 237-250.
4. Lazareva I. Yu. From Militia - to Police, or Reflections on Reading the Article in the Police Bulletin of 1910. Education. Science. Academic Personnel. 2011. No. 2. Pp. 190-194. (In Russ.)
5. Kutuzovskaya A. S. Leisure Models in Russia and Abroad. Social Policy and Sociology. 2016. Vol. 15. No. 3(116). Pp. 175-183. (In Russ.)
6. Kiseleva T. G., Krasilnikov Yu. D. Socio-Cultural Activity. Moscow, 2004. 539 p. (In Russ.)
7. Prokhorov A. K. Questions of Cultural and Educational Work in Troops of the Ministry of Internal Affairs (Ministry of State Security) of the USSR in 1946-1960. The Authority. 2015. No. 3. Pp. 134-137. (In Russ.)
8. Eliseev V. Singing helps us Live and Serve. Motherland. 2012. No. 11. Pp. 98-99. (In Russ.)
9. Boeva O. M. On the Strategic Directions of Cultural Development in the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Academic Thought. 2018. No. 2(3). Pp 122-126. (In Russ.)
10. Kulinichev A. N., Klimenko B. A., Vorotnik A. N., Lopatin I. I. Occupational Applied Sports as the basis for Professional Formation of Law Enforcement Officers. Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2016. No. 1(27). Pp. 71-73. (In Russ.)
11. Rybalkin D. A. Socio-Cultural Environment of the Russian Ministry of Internal Affairs Educational Institution as the Factor of Forming the Anti-Corruption Position of Future Police Officers. Bulletin of the Kazan Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2014. No. 3(17). Pp. 101-103. (In Russ.)
Submitted 02.09.2018