Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности'

Педагогическая модель формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL MODEL / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламов С.А.

В статье описаны результаты моделирования педагогического процесса, осуществляемого в ходе социально-культурной деятельности курсантов и направленного на формирование их профессиональной компетентности. Структура разработанной педагогической модели, включающая в себя методологический содержательно-методический и результативный, компоненты позволяет построить целостную систему социально культурной деятельности курсантов вузов МВД России способствующую формирования их профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

The article describes the results of modeling of pedagogical process carried out in the course of socio-cultural activities of the students and aimed at developing their professional competence. The structure of the developed pedagogical model that includes substantial methodological-methodical and efficient components allows you to build a comprehensive system of social and cultural activities of students of universities of Ministry of internal Affairs of Russia contributing to the formation of their professional competence.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности»

вовым вопросам трудоустройства и т.д.

Литература

1. Система интерактивного мониторинга трудоустройства выпускников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://симт.рф (Дата обращения: 02.06.2017)

2. Колдаев В.И. Моделирование индивидуального образовательного маршрута студента в учебном процессе вуза // Сибирский педагогический журнал. 2012. -№3.

3. Новобранцев А. С. Инновационная практика работы центра карьеры университета / / Инновации в непрерывном образовании. 2010. № 1.

4. Хайруллина Ю.Р., Коваленко С.О. Функционирование системы подготовки специалистов-гуманитариев в университетах России и Германии: общее и особенное / / Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2.

5. Щербакова М.В., Балбекова О.А. Деятельность центра развития карьеры в системе работы вуза по трудоустройству выпускников / / Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. Сборник материалов VI Международной заочной научно-практической конференции. Белгород: изд-во БГТУ им. В.Г.Шухова. 2014.

6. Career Center Universität Bonn. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.uni-bonn.de/einrichtun gen/careercenter (Дата обращения: 18.09.2017)

References

1. Sistema interaktivnogo monitoringa trudoustrojstva vypusknikov [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa :http://simtrf (Data obrashhenija: 02.06.2017)

2. Koldaev V. I. Modelirovanie individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta studenta v uchebnom pracesse vuza // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012. №. 3.

3. Novobranchev A.S. Innovacionnaja praktika raboty centra kar'ery universiteta / / Innovacii v nepreryvnom obra-zovanii. 2010.№.1.

4. Hajrullina Ju. R., Kovalenko S.O. Funkcionirovanie sistemy podgotovki specialistov-gumanitariev v universitetah Rossii i Germanii: obshhee i osobennoe / / Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. 2 015. №.2.

5. Shherbakova M.V., Balbekova O.A. Dejatel'nost centra razvitija kar'ery v sisteme raboty vuza po trudoustrojstvu vypusknikov / / Sodejstvie professional'nomu stanovleniju lichnosti i trudoustrojstvu molodyh specialistov v sovremennyh uslovijah. Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferenzii. BGTU im. V.G.Shuhova. 2014.

6. Career Center Universität Bonn. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.uni-bonn.de/einrichtungen/ careercenter (Data obrashhenija: 18.09.2017)

УДК 378.14

СЛВарламов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описаны результаты моделирования педагогического процесса, осуществляемого в ходе социально-культурной деятельности курсантов и направленного на формирование их профессиональной компетентности. Структура разработанной педагогической модели, включающая в себя методологический содержательно-методический и результативный, компоненты позволяет построить целостную систему социально культурной деятельности курсантов вузов МВД России способствующую формирования их профессиональной компетентности.

Ключевые слова: педагогическая модель, профессиональная компетентность, социально-культурная деятельность

Sergey A.Varlamov PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

The article describes the results of modeling of pedagogical process carried out in the course of socio-cultural activities of the students and aimed at developing their professional competence. The structure of the developed pedagogical model that includes substantial methodological-methodical and efficient components allows you to build a comprehensive system of social and cultural activities of students of universities of Ministry of internal Affairs of Russia contributing to the formation of their professional competence.

Key words: pedagogical model, professional competence, socio-cultural activities

Проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов является одним из краеугольных камней современной педагогической науки. Введенные в научный оборот более чем четверть века назад Болонским процессом понятия компетенция и компетентность до настоящего времени являются крайне спорными и неоднозначными. В научной литературе можно встретить более нескольких сотен различных противоречащих и взаимоотрицающих определений этих понятий, часть из которых полностью ассоциирует компетентность и компетенции. В своем исследовании под профессиональной компетентностью мы понимаем меру овладения компетенциями, представляющей собой требования работодателя к результатам профессиональной подготовки специалистов.

В большинстве случаев сегодня эти требования закреплены на законодательном уровне, однако для некоторых профессий такие нормативно-правовые акты пока не приняты. Так, например, для подготовки

специалистов в области правоохранительной деятельности федеральных государственных образовательных стандартов на уровне бакалавриата и магистратуры не разработано, в связи с чем будущие полицейские получают профессиональное образование исключительно по программам специалитета, либо по программам подготовки юристов. В тоже время, по вопросам формирования профессиональной компетентности будущих полицейских имеются современные важные и перспективные научные наработки, важное место среди которых занимает изучение дополнительных способов педагогической деятельности в данной сфере.

Одним из таких способов может выступать использование элементов социально-культурной деятельности в процессе профессиональной подготовки курсантов. Как справедливо отмечает О.Н.Романюк, организация досуга курсантов является важнейшим аспектом воспитательной работы в вузах МВД России, поскольку позволяет формировать ряд профессионально значимых качеств будущих полицейских, таких как патриотизм, дисциплинированность, духовность и др. [5]. По словам В.В. Гопта, культурно-досуговая деятельность обладает большим потенциалом для формирования профессиональных качеств будущего специалиста [1]. Сходной точки зрения придерживаются Т.В.Кыштымова, И.Ю.Блясова, АГ.Максимовских, М.Н. Коны-гина, ЕАГузь, а также ряд других авторов, подчеркивающих высокую значимость и потенциал социально-культурной деятельности в ходе профориентации и профессионального становления студентов [3, 4].

Таким образом, опираясь на исследования уже этих ученых можно говорить о возможности формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности, что в свою очередь предполагает необходимость разработки соответствующей данному процессу педагогической модели. А поскольку рассматриваемый процесс является педагогическим, основные компоненты разрабатываемой модели соответствуют известным компонентам педагогических систем.

Согласно данной модели формирование профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности предполагает взаимодействие педагогов и будущих полицейских, совместная работа которых может быть представлена в виде матрицы, которую образуют структурные компоненты педагогического процесса и различные аспекты досуга.

Основополагающим компонентом данной модели является цель, определяющая основное предназначение предстоящей социально-культурной деятельности курсантов. Такая цель состоит в овладении различными компетенциями, составляющими основу профессиональной деятельности будущего полицейского. Эта цель, в соответствии с проектом федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии «полицейский», может выполняться путем решения частных задач, предусматривающих овладение курсантами общих и профессиональных компетенций в сфере правоохранительной деятельности. Однако их достижение возможно различными способами, что ставит вопрос о необходимости определения соответствующих методологических оснований, которыми являются личностный, аксиологический, интегративный и многие другие подходы.

При этом приоритетное значение в изучаемом процессе на наш взгляд должны занимать деятель-ностный и системный методологические подходы, поскольку их ключевые идеи наиболее созвучны специфике социально-культурной деятельности человека. Эффективный досуг - это всегда деятельность, причем четко структурированная и взаимосвязанная с другими сферами жизнедеятельности человека. Поэтому курсант, не принимающий участие в социально-культурной деятельности в тех или иных ее формах, лишает себя возможности развития не только в общекультурном, но и в профессиональном плане. В свою очередь системный подход позволяет видеть в процессе формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности совокупность закономерных функционально связанных, относительно однородных элементов, составляющих определенную целостность. Реализация данных подходов осуществляется путем использования соответствующих им принципов в ходе организации социально-культурной деятельности курсантов. К таким принципам относятся активность, непрерывность, творчество и др., позволяющие ориентировать будущих полицейских на осуществление целенаправленной деятельности в ходе досуга.

Разрабатывая содержательно-методический компонент педагогической модели формирования про-фес-сиональной компетентности курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности уместно обратиться к научному наследию А.Д.Жаркова, достаточно подробно осветившего в своих трудах этот вопрос на общем уровне. Так, например, при организации социально-культурной деятельности курсантов могут применяться массовые и групповые ее формы, описанные этим ученым, такие как праздники, театрализованные представления, концерты, тематические вечера, самодеятельность и т.д. [2]. При этом использование индивидуальных форм социально-культурной деятельности в ходе формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России может являться даже нежелательным, поскольку возможности педагогического воздействия и контроля в данном случае минимальны.

При выборе методов формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности было важно отказаться от сугубо педагогического решения данного вопроса, поскольку традиционное их видение не всегда соответствует особенностям свободного времени. Такие известные общепедагогические методы как рассказ, беседа, эксперимент и др. в сфере досуга практически не применимы, вступая в конфликт с его основным принципам интереса и добровольности.

В связи с этим важно использовать имманентные социально-культурной деятельности методы и прежде всего их художественные разновидности, такие как игра, театрализация иллюстрирование и т.д., поскольку именно с их помощью удается выполнить рекреативные, воспитательные и другие функции досуга.

Существенным компонентом данной модели является содержательный, включающий в себя все основное смысловое наполнение процесса формирования профессиональной компетентности будущих полицейских Это содержание образовано всей совокупностью учебного плана подготовки курсантов вузов МВД России, включая его гуманитарный, естественнонаучный и профессиональный компоненты. Это означает, что на практике, содержанием социально-культурной деятельности могут явиться любые сведения, полученные курсантами в ходе осваивания учебных дисциплин. Поэтому та или форма социально-культурной деятельности может тематически основываться на таких сведениях или включать их в себя в виде сценарного элемента. В тоже время подача этих сведений методами социально-культурной деятельности позволяет повысить интерес курсантов к изучаемому содержанию и, в конечном итоге, формировать их профессиональную компетентность. Так, например, содержанием конкурса песен, рассказов, стихов или плакатов могут явиться вопросы общественной безопасности, пресечения правонарушений, борьбы с терроризмом и других компетенций будущих полицейских. Сходным образом возможна организация тематических вечеров, концертов и т.д., раскрывающих художественными методами это содержание.

Эффективной реализации этого содержания способствуют и средства социально-культурной деятельности, основными среди которых являются речь, музыка, танец, изображения и многие другие явления и объекты, которые можно разделить на следующие группы: художественной выразительности, идейно-эмоционального воздействия, психолого-педагогические и художественную самодеятельность.

Результативный компонент педагогической модели образует описание критериальных показателей сформированности профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России, позволяющих определить степень достижения запланированной цели и уровень освоения будущими полицейскими тех или иных компетенций. Критериями профессиональной компетентности являются знаниевый, эмоциональный и поведенческий, поскольку именно они соответствуют общим и профессиональным компетенциям сотрудников МВД, позволяя определить степень их освоения на низком, среднем и высоком уровнях.

Представляется, что использование данной модели позволит придать социально-культурной деятельности курсантов более целенаправленный и профессионально ориентированный характер. Исходя из этого, можно сделать ряд выводов:

- структура разработанной педагогической модели формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности, включает в себя методологический содержательно-методический и результативный, компоненты и соответствует общей логике рассматриваемого процесса;

- данная модель соответствует ходу и этапам социально-культурной деятельности курсантов, профессиональную направленность которой придает содержание программы профессиональной подготовки будущих полицейских.

Литература

1. Гопта В.В. Возможности культурно-досуговой деятельности в формировании профессиональных качеств учащихся колледжа искусств // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2017. -№ 6. - с. 12-16.

2. Жарков АД. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - с. 277-285

3. Коныгина М.Н., Гузь Е.А Культурно-досуговая деятельность в вузе как фактор профессионального становления студентов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. - № 3 (60). - с. 195-200.

4. Кыштымова Т.В., Блясова И.Ю., Максимовских А.Г. Сущность и специфика организации профориентации старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности / / Символ науки. 2015. - № 10-1. - с. 171-174.

5. Романюк О.Н. Формирование необходимых профессиональных компетенций будущих сотрудников полиции средствами культурно-досуговой деятельности / / Образование. Наука. Научные кадры. 2011. - № 3. - с. 163-166.

References

1. Gopta V. V. the Possibility of cultural and leisure activities in the formation of professional qualities of students of the College of arts/ Education and sdence without borders: sodal Sdences and Humanities. 2017. - No. 6. - с. 12-16.

2. Zharkov A. D. Theory and technology of cultural and leisure adtivities: the Textbook for students of universities of culture and arts. - M.: Publishing House of Moscow state University, 2007. - с. 277-285

3. Konygin M. N., GUZ', E. A. Cultural and leisure adivities in the University as a factor of professional formation of students // Vestnik of North-Caucus Federal University. 2017. No. - 3 (60). - с.195-200.

4. Kyshtymova T. V., Vlasova I. Yu., Frank G. A. the Nature and specificity of the organization of vocationa1 guidance of senior pupils by means of cultural and leisure adivities / / sdence Symbol. 2015. - No. 10-1. - с.171-174.

5. Romanyuk O. N. Forming the necessary professional competences of future police officers by means of cu1tura1 and leisure activities / / Education. Science. Scientific personnel. 2011. - No. 3. - c.163-166.

УДК374

Р.З.Богоудинова, СДБородина, А.Р.Абдулхакова

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье обоснованы инновационные технологии, ориентированные на трансляцию традиционных культурных ценностей как средства образования и воспитания, установлена эффективность межкультурной коммуникации как способа формирования профессионально-значимых личностных качеств и компетенций специалиста, способного вести успешный диалог в современном многополярном мире. Доказано, что стимулирование активной межкультурной коммуникации в ходе культурных практик по изучению, восстановлению и осмыслению историко-культурного материального и духовного наследия, осуществляемое системой профессиональной подготовки, обеспечивает социокультурный эффект в полиэтничном регионе, ведет к интеграции регионального сообщества и установлению атмосферы всеобщего доверия

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, культурные ценности, полиэтничный регион, специалист, профессиональная подготовка.

Rosa Z. Bogoudinova, Svetlana D. Borodina, Mslu R. Abdulkhakova SOCIOCULTURAL POTENTIAL OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION OF SPECIALISTS IS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL PREPARATION

The innovative technologies oriented to translation of traditional cultural values as facilities of education and education are reasonable in the article, efficiency of cross-cultural communication is set as a method of forming of professionally-meaningful personality internalss and competenses of specialist capable to conduct a successful dialogue in the modern mul-tiarctic world It is well-proven that stimulation of active cross-cultural communication during cultural practices on a study, renewal and comprehension of историко-культурного material and spiritual heritage, carried out by the system of professional preparation, provides a sociocultural effect in a полиэтничном region, conduces to integration of regional association and establishment of atmosphere of universal trust.

Keywords: cross-cultural communication, cultural values, полиэтничный region, specialist, professional preparation.

В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача сохранения и роста духовно-интеллектуального потенциала, без которого невозможно дальнейшее развитие страны по инновационному пути, обозначенному в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве целевого ориентира. Развитие интеллектуального потенциала страны напрямую зависит от уровня знания, уровня культуры ее граждан.

Проектирование интеллектуального и духовно-нравственного уровня нации осуществляется преимущественно в системе профессиональной подготовки. В настоящее время в науке осуществляется активный поиск способов ее совершенствования, одним из которых является осмысление социокультурного потенциала межкультурной коммуникации.

Многогранность понятия социокультурного потенциала, трудности в его оценке требуют различных исследовательских подходов к его изучению. Оценка социокультурного потенциала возможна на основе изучения образовательной, культурной, научной, инновационной инфраструктур региона.

Развитие общества определяется качественным обновлением и совершенствованием всех сфер его деятельности, в том числе образования и профессиональной подготовки специалистов новой формации.

Межкультурная коммуникация обеспечивает развитие важнейших составляющих социокультуры -того, что именуется идеологической вселенной смыслов (язык, наука, искусство и др.], и материальной культурой, представляющей собой воплощение этих смыслов в реальности. Межкультурная коммуникация является способом формирования и культурно-нравственного потенциала специалиста. Необходимость установления связей между различными пластами культуры (национально-этническими, временными (прошлое-настоящее] и др.] содействует устойчивости положительного опыта, активизирует интеллектуальный потенциал человека и общества.

Усиление роли коммуникаций во всех сферах общественной жизни, их все усиливающаяся межкультурная составляющая требуют нового концептуального подхода к подготовке специалистов, к организации их профессиональных практик, к формированию нового профессионального статуса.

Уровень знаний становится значимым фактором социальной дифференциации, обеспечивающим конкурентное преимущество личности и общества. Это означает, что именно наука, образование и культура будут определять темпы и масштабы движения человечества в целом и каждой страны в частности к ценностям и достижениям цивилизации [2].

Проблема исследования социокультурного потенциала межкультурной коммуникации обусловлена такими исходными противоречиями, как:

1. между необходимостью в познании и прогнозировании сложных коммуникационных процессов в современном обществе и недостаточностью подходов к изучению их влияния на профессиональную подготовку в современном обществе;

2. между высоким потенциалом поликультурного общества, функциями социализации всех социокультурных институтов и слабым их использованием в процессе профессиональной подготовки;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.