Научная статья на тему 'Формирование социокультурной компетентности студентов в условиях досуга'

Формирование социокультурной компетентности студентов в условиях досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE BASED APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ТВОРЧЕСТВО / ДОСУГ / LEISURE / CREATIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новгородова Е. Е., Валеева Р. З.

Исследуется роль и значение творческого потенциала в формировании социокультурной компетентности студентов в условиях досуга. Социокультурная компетентность рассматривается как базовая составляющая профессиональной компетентности будущего специалиста социокультурной сферы. В статье представлен практический опыт формирования социокультурной компетентности средствами иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF FORMING STUDENTS’ SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE DURING LEISURE ACTIVITIES

The article is devoted to the role and significance of creativeness and creative activity in the process of forming students’ social and cultural competence. Social and cultural competence is considered as a basic part of professional competence of a future specialist in the socio-cultural sphere. The authors present practical experience of forming students’ social and cultural competence by means of a foreign language.

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурной компетентности студентов в условиях досуга»

- порассуждайте;

- предложите догадку;

- представьте себе, что...

8. Стимулировать и поощрять способность находить, формулировать и первыми предлагать идеи в решении нестандартных задач.

9. Поощрять креативные идеи и результаты творческой деятельности. Необходимо учить детей переживать радость творческого открытия, воспитывать потребность к творчеству.

Таким образом, учитывая в обучении особенности проявления и развития творческих способностей младших школьников, мы получаем всесторонне гармонично развитую личность, способную легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного общества.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности / Д.Б.Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - СПб.:С0ЮЗ, 1997. - 96 с.

3. Кислов А.В. Диагностика творческих способностей ребенка: практическое пособие / А.В.Кислов. - М.: Речь, 2011.-101 с.

4. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности: учебное пособие, 4.1 / А.С.Сиротюк. - Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 735 с.

5. Утемов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие / В.В.Утемов, М.М.Зиновкина, П.М.Горев. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.

6. Guilford J.P. Traits of creativity in Creativity and its Cultivation. Harper and Row, 1959. - pp. 142-161.

References

1.Bogoyavlenskaya D.B. Osnovnyye sovremennyye kontseptsii tvorchestva i odarennosti / D.B.Bogoyavlenskaya. -M.: Molodaya gvardiya, 1997. - 416 s.

2. Vygotskiy L.S. Voobrazheniye i tvorchestvo v detskom vozraste / LS.Vygotskiy. - SPb.:SOYUZ, 1997. -96 s.

3. Kislov A.V. Diagnostika tvorcheskikh sposobnostey rebenka: prakticheskoye posobiye / AV.Kislov. - M.: Rech', 2011.-101s.

4. Sirotyuk AS. Diagnostika odarennosti: uchebnoye posobiye, CH. 1 / AS. Sirotyuk - Moskva, Berlin: DirektMedia, 2014.-735 s.

5. Utemov V.V., Zinovkina M.M., Gorev P.M. Pedagogika kreativnosti: prikladnoy kurs nauchnogo tvorchestva: uchebnoye posobiye / V.V.Utemov, M.M.Zinovkina, P.M.Gorev. - Kirov: ANOO «Mezhregional'nyy TSITO», 2013. - 212 s.

6. Guilford J.P. Traits of creativity in Creativity and its Cultivation. Harper and Row, 1959. - pp. 142-161.

УДК 378

Е.Е.Новгородова, Р.З.Валеева

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА

Исследуется роль и значение творческого потенциала в формировании социокультурной компетентности студентов в условиях досуга. Социокультурная компетентность рассматривается как базовая составляющая профессиональной компетентности будущего специалиста социокультурной сферы. В статье представлен практический опыт формирования социокультурной компетентности средствами иностранного языка.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, компетентностный подход, профессиональное образование, творчество, досуг.

Elena Е. Novgorodova, Roza Z. Valeeva THE PROCESS OF FORMING STUDENTS' SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE DURING LEISURE ACTIVITIES

The article is devoted to the role and significance of creativeness and creative activity in the process of forming students' social and cultural competence. Social and cultural competence is considered as a basic part of professional competence of a future specialist in the socio-cultural sphere. The authors present practical experience of forming students' social and cultural competence by means of a foreign language.

Key words: social and cultural competence, competence based approach, professional education, creativeness,

leisure.

Современное экономическое и политическое развитие российского государства вносит серьёзные изменения в систему высшего образования, предъявляя все более высокие требования к образовательной и профессиональной подготовке будущих бакалавров и магистров. Наиболее востребованными на рынке труда становятся кадры, способные мыслить и трудиться по-новому, нестандартно, творчески. В связи с этим, большое значение приобретает компетентностная модель образования, при которой главное внимание сосредоточено на личности будущего специалиста, на формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в процессе обучения. Основные положения компетентностного подхода сформулированы в Концепции разви-

тия образования до 2020 года, Стратегии модернизации содержания общего образования, Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, а также прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по всем направлениям подготовки. Так, специалист социокультурного профиля должен быть готов к решению профессиональных задач в различных областях: организационно-управленческой, научно-методической, педагогической, творческо-производственной, а также в художественно-творческой деятельности. Но чтобы научить будущего специалиста в дальнейшем строить долговременные контакты со своими партнерами, он должен изучать не только вербальные, но и невербальные средства коммуникации, так как это будет способствовать достижению цели в профессиональном общении и выбору различных приемов психологического влияния на участников общения [8, с 132].

Решение вышеобозначенных профессиональных задач невозможно при низком уровне формирования социокультурной компетентности, что подтверждается научными исследованиями отечественных и зарубежных учёных При этом социокультурная компетентность выступает как базовая составляющая профессиональной компетентности. Анализируя вопрос профессиональной подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, учёные рассматривают содержание и структуру социокультурной компетентности с разных точек зрения.

Сторонники общефилософских подходов к формированию социокультурной компетентности выделяют психологическую мобильность, коммуникабельность, социальную адаптацию и культурную толерантность личности. В современных педагогических исследованиях социокультурная компетентность понимается в качестве общих свойств личности, содержащих такие компоненты, как когнитивный, мотивационный, ценностно-смысловой и поведенческий аспекты. В исследованиях ученых-культурологов отмечается, что социокультурная компетентность помогает специалисту принимать ответственные решения в профессиональной сфере, способствует успешному коммуникативному диалогу, опирающемуся как на знания собственной культуры, так и культуры другого участника диалога [5, С. 40].

Анализ научно-педагогической литературы и практический опыт показывают, что дисциплина «Иностранный язык» имеет большие возможности для формирования социокультурной компетентности. Реалии современной жизни общества, изменение концепции образования значительно повлияли на подходы к преподаванию иностранного языка в вузе с учетом мирового опыта обучения языкам международного общения, а также социальных и культурных особенностей их изучения в современной России.

На данном этапе развития образования акцент в обучении иностранному языку все больше смещается с традиционного изучения лексических и грамматических явлений на формирование социокультурной компетенции, которая определяется наличием у студентов знаний собственной и иноязычной культур и необходимых умений для осуществления коммуникативного акта на межкультурном уровне. Современные подходы к образовательным методикам, применяемые преподавателями иностранного языка в Казанском государственном институте культуры, ориентированы на самостоятельный активный поиск информации на иностранном языке и на готовность ее применения в практической деятельности. Студент становится участником образовательного процесса, в котором предпочтение отдается творческому компоненту, то есть умению проявить себя. С учетом этих требований были организованы и проведены тематические мероприятия: встреча в «Музыкальной гостиной», посвященная 50-летию концертной деятельности легендарной британской рок-группы "The Beatles"; заседание «With love to Shakespeare» в «Поэтической гостиной», посвященное юбилею выдающегося английского поэта и драматурга У.Шекспира; музыкальные чтения, представленные участниками «Проекта Д» из Германии и поэтические чтения, приуроченные к 130-летию знаменитого татарского поэта Габдуллы Тукая и т.д. [4,9].

Формирование социокультурной компетентности происходит во всем образовательном пространстве вуза, важнейшей педагогической составляющей которого является внеучебная, в том числе культурно-досуговая деятельность студентов.

Английское слово «досуг» (leisure) берет свое начало из латинского языка «ligere», что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло «loisir», что означает быть свободным, разрешенным. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей [7, с.164]. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью и является необходимой средой для развития социальных качеств личности студента. Благодаря участию в культурно-досуговой деятельности происходит накопление опыта, знаний и умений, совершенствование творческих сил, приобщение к ценностям и формирование полезной мотивации, суждений, взглядов.

Известно, что процесс социальной деятельности способствует раскрытию общественной сущности личности и именно в вузе формируются личностные и профессиональные качества студента. При этом основной задачей преподавателей является, с одной стороны, передача профессиональных знаний, а с другой - создание условий для самопознания, самореализации, самовыражения и проявления себя как творческой личности, что особенно актуально для студентов вузов культуры, поскольку их будущая профессиональная деятельность напрямую связана с творчеством.

Существует множество определений понятия «творчество». В психологии «творчество» изучается как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включённость в этот процесс. Творчество рассматривается как высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека [1, с. 1185]. В философии творчество трактуется как высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия; способствующая самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Полагается, что человеческое творчество - это интегральная совокупность фантазии, предвидения и интуиции [6, с.1019].

Анализ зарубежных источников по теме позволил выяснить, что в толковых словарях английского языка [11, с.207] творчество (креативность) рассматривается как: 1) изобретательность; воображение, фантазия; нововведение, новшество, новаторство; артистизм, артистичность, художественность; вдохновение, воодушевление; 2) стимулирование, побуждение, воздействие; мировоззренческая концепция, видение. В кратком оксфордском словаре английского языка [10, с.194] предлагается следующее определение творчества: 1) творческая сила или творческий дар (способности); 2) способность, возможность, умение создавать; компетенция. В словаре английского языка и культуры (издательство «Лонгман») [12, с.299] творчество трактуется как способность создавать новые и оригинальные идеи, вещи, произведения; фантазия, воображение; изобретательность. Наиболее интересным представляется рассмотрение термина «творчество» как компетенции, что, на наш взгляд соотносимо с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

По-новому рассмотрели понятие «творчество» Роберт Стернберг и Тодд Лаберт, выделившие пять компонентов творчества, которые описал Дэвид Майерс в своей книге «Интуиция» [3, с.61-62]:

1. Знание вопроса. Чем больше идей и представлений каждый из нас получает, приобретая знания, тем больше у нас шансов сложить кирпичики творческим образом.

2. Навыки образного мышления. В моменты творчества мы видим вещи в новом свете, распознаем схемы, создаем связи. Изучив основные элементы проблемы, мы переоцениваем и рассматриваем проблему по-новому.

3. Азартная личность. Творческие личности допускают неопределенность и риск, стойки в преодолении препятствий и ищут новый опыт.

4. Внутренняя мотивация. Люди будут более креативны, когда их мотивацией в первую очередь является не внешнее давление, а интерес, наслаждение, удовлетворение и вызов, которые бросает им работа.

5. Творческая среда. Новаторские и оригинальные идеи вспыхивают, подпитываются и дорабатываются в процессе взаимоотношений.

Центр интеграции культур, созданный при кафедре межкультурной коммуникации и лингвистики Казанского государственного института культуры ставит своей целью создание креативных условий для самовыражения студенческой молодежи творческого вуза. Основными направлениями воспитательно-педагогической деятельности Центра являются: повышение образовательного и культурного уровня студентов; развитие их творческих способностей; повышение качества владения иностранным языком; стимулирование интеллектуальной и языковой активности; расширение культурологического кругозора и эстетического вкуса.

Так, в рамках работы Центра ежегодно проводится литературно-переводческий конкурс "ЫА-ОВСЖОТ", целью которого является приобщение талантливой молодежи к межкультурному сотрудничеству, развитие интереса к многообразию культур, обогащение интеллектуального и лингво-культурологического уровня, побуждение к творчеству. Студентам предлагается принять участие в одной из двух номинаций: 1. Перевод предложенного жюри поэтического текста иди Создание собственного перевода поэтического текста; 2. Художественное исполнение (чтение) пародии на известное поэтическое произведение иди Создание собственного варианта пародии на заданный поэтический текст и его художественное исполнение.

Поэтический текст как объект анализа выбран из-за сравнительно небольшого объема и широкого поля для интерпретации, и, следовательно, для развития критического и творческого мышления. Студенты выбирают, анализируют, переводят самостоятельно подобранный материал и на примерах неадаптированных произведений зарубежных авторов рассматривают основы стихосло-

жения и образности поэзии. Все это способствует формированию лингвистических навыков и умений, а также развитию творческого потенциала обучающихся.

Ежегодные встречи в Поэтической и Музыкальной гостиной вызывают неподдельный интерес и большую активность среди студенческой молодежи нашего вуза. В 2017 году одно из мероприятий было посвящено 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой. Студентами второго курса социально-гуманитарного факультета была подготовлена презентация о трагической судьбе и богатом творческом наследии великой русской поэтессы, которая самый сложный период своей жизни провела в небольшом провинциальном городке Татарстана. Примечателен факт участия обучающихся в КазГИК иностранных студентов в подобных тематических событиях, ведь это активный выход в межкультурную коммуникацию, в многообразие форм общения и сотворчества, а также возможность продемонстрировать свои навыки и умения в профессиональной сфере. Примером такого сотрудничества стал совместный проект, в котором каждому была отведена своя роль - режиссера, постановщика, оператора, звукорежиссера, хореографа, композитора, актера. Среди подготовивших видеофильм «Посвящение Марине Цветаевой» - интернациональная творческая команда третьекурсников факультета кино и телевидения [в их числе студент из Палестины], ассистента-стажера второго курса театрального факультета (г.Каир, Египет] и студентки первого курса хореографического факультета КазГик. Поэзия Марины Цветаевой искренне и проникновенно прозвучала на русском, английском и арабском языках

Таким образом, знание преподавателями иностранного языка реалий будущей сферы профессиональной деятельности обучаемых (в нашем случае в сфере социокультурного образования] создает условия для формирования социокультурной компетентности и организации образовательного процесса в контексте специальности, моделируя в досуговой деятельности ее содержание и условия.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Рос. Энцикл.; СПб.: Но-ринт, 2000. - С.1185.

2. Валеева Р.З. Формирование иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов в системе заочного обучения вуза: Дис.... канд. пед. наук. - Казань. - 2011. - 236 с.

3. Майерс Дэвид. Интуиция: [пер. с англ.] / Дэвид Майерс. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер - 2009. - 250 с: ил.

4. Новгородова Е.Е. Внеаудиторная деятельность как условие формирования социокультурной компетентности студенческой молодежи в процессе обучения иностранному языку // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 1. - С. 120-124.

5. Новгородова Е.Е. К вопросу о структуре и содержании социокультурной компетентности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 4. - С. 39-42.

6. Новейший философский словарь. - 3-е изд., испр. - Минск: Книжный Дом, 2003. - С.1019.

7. Пиндус С.Я., Забавников В.Н. Потенциал досуговой деятельности в формировании национального самосознания курсантов военного вуза // Стрельцовские чтения 2011: Труды межвузовской научно-практической конференции, Москва, 14 декабря 2011 года / Под науч. ред. Е.Ю. Стрельцовой, H.H. Ярошенко. - М.: МГУ-КИ, 2012.-270 с.

8. Терехов П.П. Риторическая подготовка студентов вуза культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 4. - С. 130-133.

9. Устинина Г.Ф., Валеева Р.З. Развитие креативности и творчества студентов в процессе обучения иностранному языку Сна примере Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств] // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983 (дата обращения: 11.09.2017].

10. Compact Oxford Dictionary and Thesaurus, and Wordpower Guide (Edited by Sara Hawker], Oxford University Press 2002,2006.

11. Distance Education Survey 2007 // Distance Education and Training Council, USA, June 2007., printed by Weston Distance Learning Fort Collins, CO

12. Longman Dictionary of English Language and Culture. Longman Group UK Limited, 1992. - P. 299. McKay Heather. Teaching adult second language learners. - CUP, 2006.

References

1. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar'. - 2-ye izd., pererab. i dop. - M.: Bol'shaya Ros. Entsikl.; SPb.: Norint, 2000. -

S.1185.

2. Valeyeva R.Z. Formirovaniye inoyazychnoy rechetvorcheskoy deyatel'nosti kak kompetentnosti budushchikh spetsialistov V sisteme zaochnogo obucheniya vuza: Dis.... kand. ped. nauk - Kazan'. - 2011. - 236 s.

3. Mayyers Devid. Intuitsiya: [per. s angl.] / Devid Mayyers. - Sankt-Peterburg [i dr.]: Piter - 2009. - 250 s.: il.

4. Novgorodova E.E. Vneauditornaya deyatel'nost' kak usloviye formirovaniya sotsiokul'turnoy kompetentnosti studencheskoy molodezhi v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo un-iversiteta kul'tury i iskusstv. - 2017. - № 1. - S. 120-124.

5. Novgorodova E.E. Kvoprosu о strukture i soderzhanii sotsiokul'turnoy kompetentnosti //Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2016. - № 4. - S. 39-42.

6. Noveyshiy filosofskiy slovar'. - 3-ye izd., ispr. - Minsk: Knizhnyy Dom, 2003. - S.1019.

7. Pindus S.YA., Zabavnikov V.N. Potentsial dosugovoy deyatel'nosti v formirovanii natsional'nogo samosoznaniya kursantov voyennogo vuza / / Strel'tsovskiye chteniya 2011: Trudy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Moskva, 14 dekabrya 2011 goda/ Podnauch. red. Ye.YU. Strel'tsovoy, N.N. Yaroshenko. - M.: MGUKI, 2012. - 270 s.

8. Terekhov P.P. Ritoricheskaya podgotovka studentov vuza kul'tury // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2017. - № 4. - S. 130-133.

9. Ustinina G.F., Valeyeva R.Z. Razvitiye kreativnosti i tvorchestva studentov v protsesse obucheniya inostrannomu ya-zyku (na primere Kazanskogo Gosudarstvennogo Universiteta Kul'tiny i Iskusstv) // Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika 2014. № 4 [Elektronnyy resurs]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983 (data obrashcheniya: 11.09.2017).

10. Compact Oxford Dictionary and Thesaurus, and Wordpower Guide (Edited by Sara Hawker). Oxford University Press 2002,2006.

11. Distance Education Survey 2007 // Distance Education and Training Council, USA, June 2007., printed by Weston Distance Learning Fort Collins, CO

12. Longman Dictionary of English Language and Culture. Longman Group UK Limited, 1992. - P. 299. McKay Heather. Teaching adult second language learners. - CUP, 2006.

УДК 37.03

Д.В.Шамсутдинова, Р.И.Турханова

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Рассматриваются особенности организации социально-культурной деятельности с молодежью, раскрываются ключевые проблемы организации досуга молодежи, анализируется опыт вуза, раскрываются новые возможности для социально-культурной практики; статья раскрывает комплексные проблемы социально-культурной деятельности в научно-теоретическом анализе особенностей современного социально-культурного пространства, а также выявляет важные направления организации социально-культурного опыта молодежи. В статье анализируются интересные монографии, посвященные социально-культурной деятельности, в которых определяются ключевые теоретические и практические идеи. Статья содержит авторский взгляд на проблемы реализации социально-культурной деятельности в условиях трансформации общества.

Ключевые слова: досуг, социально-культурная деятельность, молодежь, социально-культурная практика, социально-культурный опыт, социальная активность, социально-культурное пространство.

Dilbar V. Shamsutdinova, Raikhana I. Turhanova SOCIO-CULTURAL ACTIVITY AND ITS COMPLEX PROBLEMS IN THE SYSTEM OF DEVELOPMENT AND FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF YOUTH

The article examines the features of the organization of socio-cultural activities with youth, reveals the key problems of organizing leisure for youth, analyzes the experience of the university, reveals new opportunities for socio-cultural practice; the article reveals the complex problems of socio-cultural activities in the scientific and theoretical analysis of the features of contemporary socio-cultural space, and also identifies important areas for the organization of socio-cultural experience of youth. The article analyzes monographs devoted to socio-cultural activities, in which key theoretical and practical ideas are determined. The article contains an author's view of the problems of realizing socio-cultural activities in the context in conditions of transformation of society.

Key words: leisure, socio-cultural activity, youth, socio-cultural practice, socio-cultural experience, social activity, socio-cultural space.

Формирование социальной активности молодежи сегодня является очень актуальной проблемой, так как развитие личности в социуме имеет свои социокультурные особенности:

- появляются новые молодежные сообщества, которые связаны с актуальными для них способами социального самовыражения;

- формируются новые социальные институты, направленные на удовлетворение культурных потребностей молодежи и опосредованные историческими и экономическими трансформациями;

- реализуются новые возможности для молодых людей, связанные с карьерными перспективами и требующими социальной активности и ответственности;

- формируются новые социальные среды, связанные с культурными и экономическими инновациями.

Данные особенности напрямую связаны с серьезными государственными и политическими реформами, культурными трансформациями и социальными инновациями. Сегодня, рассматривая социально-культурную деятельность в системе культурных ценностей, понимания их значения в развитии молодежи, необходимо учесть, что современная социально-культурная деятельность связана со многими инновационными коммерческими и финансовыми проектами, имеющими новые возможности. Так, например, в Казанском институте культуры применяются инновационные технологии организации досуга молодежи, определяющие креативность ее мышления, стремления к инновациям, стремления к новизне, реализации новых способностей и талантов, культурных интере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.