Научная статья на тему 'Обеспечение качества профессионального социокультурного образования'

Обеспечение качества профессионального социокультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIO-CULTURAL EDUCATION / COMPETENCE / ENSURING THE QUALITY OF EDUCATION / A MODULAR APPROACH IN DESIGNING THE CONTENT OF SOCIO-CULTURAL EDUCATION / INFORMATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехов П.П.

В статье рассматривается влияние социокультурного образования на развитие социально-культурных и социально-экономических связей в обществе. Трехуровневая модель социокультурного образования актуализировала необходимость выстроить научно-методологическое и методическое сопровождение проектирования и реализацию образовательных программ, не нарушая преемственности и ясного понимания конечных результатов каждого образовательного цикла. В настоящее время важно в обеспечении качества профессионального образования реализовать методику формирования компетенций и методику проверки качества сформированных компетенций. Обеспечение качества социокультурного образования в вузе культуры и искусств определяется множеством условий и показателей, среди которых большие резервы в заложены в информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терехов П.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSURANCE OF PROFESSIONAL SOCIO-CULTURAL EDUCATION

Socio-cultural education influences the development of socio-cultural and socio-economic relations in society very much. The three-level model of socio-cultural education actualized the need to build a scientific and methodological support for the design and implementation of educational programs, without breaking continuity and a clear understanding of the results of each educational cycle. At the present time, it is important to ensure the quality of vocational training to implement the methodology of formation of competence and quality control of professional competencies. Quality assurance of socio-cultural education in high school of culture and arts is determined by a variety of conditions and parameters, including the large potential of informatization in education.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества профессионального социокультурного образования»

УДК 378

П.П.Терехов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается влияние социокультурного образования на развитие социально-культурных и социально-экономических связей в обществе. Трехуровневая модель социокультурного образования актуализировала необходимость выстроить научно-методологическое и методическое сопровождение проектирования и реализацию образовательных программ, не нарушая преемственности и ясного понимания конечных результатов каждого образовательного цикла. В настоящее время важно в обеспечении качества профессионального образования реализовать методику формирования компетенций и методику проверки качества сформированных компетенций. Обеспечение качества социокультурного образования в вузе культуры и искусств определяется множеством условий и показателей, среди которых большие резервы в заложены в информатизации образования.

Ключевые слова: социокультурное образование, компетентность и компетенции, обеспечение качества образования, модульный подход в проектировании содержания социокультурного образования, информатизации образования.

P.P.Terekhov. QUALITY ASSURANCE OF PROFESSIONAL SOCIO-CULTURAL EDUCATION

Socio-cultural education influences the development of socio-cultural and socio-economic relations in society very much. The three-level model of socio-cultural education actualized the need to build a scientific and methodological support for the design and implementation of educational programs, without breaking continuity and a clear understanding of the results of each educational cycle. At the present time, it is important to ensure the quality of vocational training to implement the methodology of formation of competence and quality control of professional competencies. Quality assurance of socio-cultural education in high school of culture and arts is determined by a variety of conditions and parameters, including the large potential of informatization in education.

Key words: socio-cultural education, competence, ensuring the quality of education, a modular approach in designing the content of socio-cultural education, informatization of education.

Социокультурное образование становится всё более открытым к изменениям, происходящим в российском обществе. Сегодня востребован специалист, способный активно участвовать в фор-мировании новых инновационных программ в социально-культурной сфере, в сохранении ценно-стей традиционной народной культуры, в педагогическом обеспечении процессов организации до-суга и свободного времени различных групп населения.

Социокультурное образование в русле постклассической парадигмы должно формировать об-разовательный процесс через исследование, индивидуализацию и вариативность. Общество ожи-дает от вузов подготовки таких кадров, которые будут способны самостоятельно определять не то-лько собственную траекторию развития, но и развитие социально-культурных и социально-эконо-мических связей, способных создавать уникальный конкурентный продукт, еще не существующий в природе [1, с.39].

Данные анализа научных исследований показывают, что в социально-культурной сфере за последнее десятилетие произошли кардинальные изменения, связанные с повышением запросов общества к качеству социокультурного образования; изменились правовые, организационные и экономические условия социокультурной деятельности; появились новые технологии и новые формы социокультурного творчества населения. Все это коренным образом преобразует концептуальные основы профессионального социокультурного образования. Существует необходимость разработки такой стратегии подготовки специалистов социально-культурной сферы, которые были бы способны к работе в режиме диалога, «преодоления аксиологических разрывов и несовпадений, а также определять контуры духовно-ценностной и технологической интеграции образовательных систем в сфере культуры» [2, с.33].

Подготовка таких специалистов по направлению «Социально-культурная деятельность» осуществляется для работы в области социально-гуманитарного знания, теории социально-культурной деятельности; культурной политики и управления; социокультурного менеджмента и маркетинга; социально-культурного творчества, досуга, рекреации и туризма; культурно-воспитательной деятельности и образования [3, с.3]. Соединение различных предметно-функциональных ориентаций требует специфических методик в определении приоритетов при решении проблем соотношения объема и содержания тех знаний и умений, которыми должны овладеть студенты в процессе профессионализации.

В настоящее время существует ряд проблем, которые сдерживают инновационное развитие

подготовки кадров в вузах культуры и искусств. Это:

• отсутствие стратегии развития профессионального социокультурного образования, как на региональном, так и на государственном уровнях;

• возвращение в 2014/2015 г.г. университетов и академий культуры и искусств в статус первоначального их развития - в статус институтов культуры;

• трудности в формировании системы непрерывного социокультурного образования;

• сокращение бюджетного набора и увеличение коммерческого набора студентов;

• превалирование «знаниевой» парадигмы над «компетентностной», и отсюда -недостаточность умений студентов работать как со знаниями, так и с информацией и технологиями;

• отсутствие средств на повышение квалификации и переподготовку преподавательских кадров;

• робкие шаги по формированию электронной информационно-образовательной среды вуза и

др.

Высшая школа должна предугадывать будущие, еще не осознанные запросы потребителей и формировать современные взгляды на качество образования. К сожалению, вузы культуры и искусств сегодня не могут работать на опережение, а пытаются выжить в скудных условиях государственного финансирования и оптимизации по всем статьям. Тем не менее, содержание образовательного процесса в вузах культуры и искусств в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) получает свое естественное развитие.

Трехуровневая модель социокультурного образования актуализировала необходимость выстроить научно-методологическое и методическое сопровождение проектирования и реализации образовательных программ, не нарушая преемственности и ясного понимания конечных результатов каждого образовательного цикла.

ФГОС в своей концептуальной основе содержат компетентностный подход с повышенными требования в обеспечении качества образования при реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Социально-культурная деятельность». Акцентируется внимание на возможностях вуза в формировании компетенций выпускников, в том числе и общекультурных (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Это касается, прежде всего, формирования социокультурной среды вуза и создания условий, необходимых для всестороннего развития личности (3, с.37).

В проводимой Рособрнадзором аккредитации вузов в обеспечении гарантии качества подготовки обращается внимание на разработку стратегии вуза по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателя, существует аккредитационное требование рецензирования работодателем образовательных программ. Но в связи со значительно расширившимся списком работодателей в социально-культурной сфере для выпускников вузов культуры и искусств не всегда это рецензирование выполнятся объективно и качественно.

В соответствии с компетентностной концепцией ФГОС в программе каждой дисциплины дол-жны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органической увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе.

Профессиональная компетентность и компетенции подробно исследованы в научной литературе за последние годы. В структуре компетентности выделяются компоненты: потребностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой. Обращается внимание на то, что ценностно-смысловой компонент является ведущим, систематизирующим. «Ценностные ориентации и смыслы индивидуальны и это отличает компетентность от простой грамотности или образованности. Компетентность нельзя выучить по учебнику. Компетентность, преломляясь через ценностно-смысловой компонент, способствует субъективности индивида в жизни в целом, т.е. реализуется практически-деятельностный компонент в первую очередь. Компетентность - это способность к самоизменению, к саморазвитию, как окружающий мир в целом» [4, с.87].

В структуре профессиональной компетентности специалиста социально-культурной сферы велика роль педагогической составляющей. Поэтому мы рассматриваем отдельно

педагогическую компетентность как сложную интегральную характеристику личности, целостно сочетающую творческую направленность, теоретические профессиональные знания, практические умения и навыки, выраженные художественно-педагогические способности и качества личности. Педагогическая ком-петентность специалиста социально-культурной сферы обеспечивает успешность передачи содержания социокультурного творчества различным потребителям; реализуется в социокультурной деятельности; воплощается в художественно-педагогической подготовленности; обеспечивается личностными качествами педагога культуры [5, с.20].

В настоящее время важными представляются два аспекта проблемы в обеспечении качества профессионального образования - это методика формирования компетенций и методика проверки качества сформированных компетенций. Знания и умения студентов в вузе проверяются в ходе процесса обучения при текущем контроле и промежуточной аттестации по дисциплинам, а также во время государственной итоговой аттестации. Однако личностные качества выпускника, как отмечают ученые и практики, не могут быть адекватно оценены в процессе обучения и наиболее полно проявляются лишь в его последующей конкретной практической деятельности. При этом ориентация на потребности рынка труда предполагает более полный учет требований к выпускникам со стороны работодателей [6, с.4].

Важнейшим в компетентностном подходе является проектирование содержания социокультурного образования. В реальной практике оно проходит сложно, так как вступает в противоречие между новыми целями и прежней, дисциплинарной структурой образовательных программ. Интегративный, комплексный подход к проектированию образовательных программ не стал еще нормой в вузовской практике. ФГОС3+ дают возможность комплексного подхода и обеспечивают право выбора структуры и содержания программ. Новым в реализации основной образовательной программы является то, что в образовательных стандартах задан результат, а как к нему прийти - определяет сам вуз. И это накладывает особые обязательства на разработчиков рабочих учебных планов выпускающими кафедрами в вузе.

Один из путей к этому - использовать широкие возможности социального партнерства с наукой и работодателем, что позволит результативно сочетать дисциплинарный и модульный принципы в обеспечении сохранения как академической традиции, так и восприимчивости к современным требованиям. Как отмечает А.А.Факторович, «модуль как особый элемент образовательной программы в большей степени соответствует природе компетенций. Он позволяет гармонизировать те-орию и практику, выстраивать междисциплинарные связи, обеспечивающие целостное профессиональное мировоззрение обучающихся, создает условия для применения знаний и умений в нетиповых ситуациях, использования интеллектуального инструментария одной области науки для решения задач другой, обеспечивает понимание значения и способов применения теоретической информации в профессиональной деятельности» [8, с.89].

Что понимают под определением «качество образования»? Современная наука рассматривает качество образования как систему, имеющую много измерений. Мы опираемся на требования Министерства образования и науки РФ, которые изложены в методике проведения аккредитации основных образовательных программ. Это, прежде всего, результат компетенции, знаний и опыта преподавателей. Для связи обучения с реальной действительностью каждую основную образовательную программу должны обеспечивать от 5 до 10 процентов преподавателей-практиков. Это дает возможность студентам оперативнее знакомиться с новыми формами и технологиями социально-куль-турной деятельности, получать возможность прохождения практики в организациях и учреждениях, где работают приглашенные преподаватели.

Учитывая быстрые изменения, происходящие в социально-культурной сфере, сократился период прохождения преподавателями повышения квалификации, который теперь составляет три года. И это делает процесс повышения квалификации преподавателей в вузе перманентным.

Качество образования - это соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Однако просто соответствие стандартам предоставляет вузу небольшие стратегические преимущества, так как многие вопросы качества не являются частью оценок аккредитационных комиссий. Вуз может соответствовать требованиям аккредитационной комиссии и не соответствовать стандартам качества, распространенным в среде студентов, родителей, работодателей, общественности.

Обеспечение качества социокультурного образования в вузе культуры и искусств определяется множеством условий и показателей, основными среди которых являются:

1) компетентность профессорско-преподавательского состава,

2) активное участие преподавателей в учебно-методической и научно-исследовательской работе,

3) согласованность образовательных стандартов и рабочих программ дисциплин,

4) учебно-методическое обеспечение образовательного процесса и самостоятельной работы студентов,

5) качество подготовки абитуриентов,

6) эффективность организации учебного процесса,

7) целенаправленность в воспитательной работе со студентами,

8) активность художественно-творческой деятельности студентов и преподавателей,

9) состояние материально-технической базы и электронной информационно-образовательной среды вуза и др.

Все эти аспекты взаимосвязаны и оказывают существенное влияние на обеспечение качества образования. Вместе с тем, как отмечает Д.В.Шамсутдинова, превратить социокультурную среду вуза в воспитательное пространство можно в том случае, если будут скоординированы и интегрированы ее потенциалы и ресурсы, если в процессе ее преобразования будут включены сами студенты [8, с.153].

Также в учебном процессе необходимо модернизировать рабочие программы дисциплин, вести разработку новых образовательных технологий, формировать систему контроля за качеством обучения, вести работу по изданию учебно-методических пособий, создавать дополнительные мощности в Интернете и т.п.

В плане обновления материальной базы большие резервы повышения качества подготовки специалистов заложены в информатизации образования. И именно это является одним из основных требования в ФГОС3+.

Деятельность вуза в сфере информационных компьютерных технологий должна стратегически определяться исходя из потребностей рынка труда, оценки технологических возможностей вуза.

Информационные технологии в образовании - это не техническое средство обучения. Они становятся символом изменения социального образа жизни населения и шагом на пути перехода образования в массовую коммуникацию. И ФГОС3+ указывают на те требования к электронной информационно-образовательной среде вуза, которая должна обеспечивать:

- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик,

- к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата и магистратуры;

- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие, посредством сети "Интернет" [9].

Массовое использование информационных технологий - это значительный резерв для существенного повышения качества подготовки специалистов в российских вузах культуры и искусств.

Большие возможности по обеспечению качества социокультурного образования информационные технологии дают при обучении студентов-заочников. В Казанском государственном институте культуры ведется работа по организации дистанционного обучения студентов-заочников. Основные акценты при заочной форме смещаются от обучения к педагогическому руководству, осуществляемому путем организации и стимулирования самостоятельной познавательной деятельности студентов. Педагогическое руководство предполагает:

• определение целей - что учить, чему научиться;

• формулирование дидактических задач;

• установочное, консультационное, диагностическое, оценочное взаимодействие с обучаемыми;

• стимулирование учебно-познавательной деятельности;

• оценка и анализ достигнутых промежуточных и итоговых результатов.

Важно обеспечить доступность и непрерывность получения знаний студентами-заочниками не только во время сессии, но и в течение всего времени обучения в вузе. В Казанском государственном институте культуры это достигается путем создания виртуальных учебно-методических комплексов на кафедрах; обеспечения свободного доступа студентов к отечественным и зарубежным источникам информации, к образовательным ресурсам факультетов и кафедр; использования онлайновых средств педагогической коммуникации.

Обеспечение современного содержания профессиональной подготовки студентов - одно из главных условий обеспечения качества социокультурного образования. Дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса мешает сохраняющийся предметоцентризм, когда главным критерием оценки качества образования становится степень усвоения студентом содержания учебного предмета. При этом содержание конкретного учебного предмета зачастую отбирают, не учитывая профиль профессиональной деятельности специалиста, а исходя из уровня научной разработанности в этой области знания.

В современном динамично меняющемся мире задача вуза перейти от предметной к блочно-модульной организации содержания образования, когда учебный материал не разносится по различным дисциплинам и семестрам, а логически стройно концентрируется вокруг главных целевых установок.

Вузовские ученые предлагают актуальные теоретические и практические проблемы профессиональной деятельности объединять в едином блоке, из которых формируется модуль, позволяющий изучать учебный материал не отдельными фрагментами, а целыми блоками. Блочно-модуль-ный способ дает возможность определять разноуровневое и вариативное содержание, оперативно решать задачи методического и научно-информационного обеспечения учебных занятий, осуществлять подготовку студентов по программам и планам, учитывающим их индивидуальные возможности.

Для системной организации обеспечения качества социокультурного образования в Казанском государственном институте культуры создан учебно-аналитический отдел, целью которого стало содействие формированию политики качества в институте как главного требования совершенствования системы непрерывного профессионального социокультурного образования.

Для достижения этой цели определена система задач:

• организация систематического изучения мнения преподавателей и студентов о качестве подготовки бакалавров и магистров в вузе и мнения работодателей (руководителей учреждений культуры региона) о качестве профессиональной подготовки выпускников вуза;

• разработка технологии сбора информации, ее обработка, анализ, оценка, прогнозирование;

• организация регулярных обсуждений мониторинга образовательного процесса на факультетах, кафедрах и в студенческих группах;

• разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию качества подготовки специалистов в институте.

Цель развития социокультурного образования - повышение качества, мобильности и его доступности, отвечающего потребностям развивающегося постиндустриального

коммуникационного общества и личности. И наш вуз должен эффективно работать для достижения этой цели.

Литература

1. Неборский Е.В. От классической к 1. Neborskij E.V. Ot klassicheskoj k postklassicheskoj постклассической парадигме высшего образования. paradigme vysshego obrazovanija. - Pedagogika, 2015, - Педагогика, 2015, №5. №5.

2. Ярошенко Н.Н. Ценностное содержание 2. Jaroshenko N.N. Cennostnoe soderzhanie образования в сфере культуры и искусств: контекст obrazovanija v sfere kul'tury i iskusstv: kontekst межкультурного взаимодействия. - Вестник mezhkul'turnogo vzaimodejstvija. - Vestnik MGUKI,

МГУКИ, 20122, №5.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность», квалификация (степень) бакалавр / утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13.01.2010, №16.

4. Тимошенко А.И. Компетенции и компетентности в образовании. - Совет ректоров, 2011, №7.

5. Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в условиях модернизации непрерывного профессионального социокультурного образования. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.

6. Поспелов К., Комиссарова Н. Проблемы перехода к уровневой системе подготовки. - Высшее образование в России, 2011, №10.

7. Факторович А.А. Управление качеством образования в вузе: внешние вызовы и внутренние резервы. - Педагогика, 2015, №5.

8. Шамсутдинова Д.В. Компетентностный подход к формированию социально-культурного пространства вуза. - Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2012. - №1(29).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура, квалификация (степень) бакалавр / утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12.03.20150, №223.

20122, №5.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 071800 «Social'no-kul'turnaja dejatel'nost'», kvalifikacija (stepen') bakalavr / utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 13.01.2010, №16.

4. Timoshenko A.I. Kompetencii i kompetentnosti v obrazovanii. - Sovet rektorov, 2011, №7.

5. Terehov P.P. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti specialista v uslovijah modernizacii nepreryvnogo professional'nogo sociokul'turnogo obrazovanija. - Kazan': Izd-vo Kazansk. un-ta, 2003.

6. Pospelov K., Komissarova N. Problemy perehoda k urovnevoj sisteme podgotovki. - Vysshee obrazovanie v Rossii, 2011, №10.

7. Faktorovich A.A. Upravlenie kachestvom obrazovanija v vuze: vneshnie vyzovy i vnutrennie rezervy. - Pedagogika, 2015, №5.

8. Shamsutdinova D.V. Kompetentnostnyj podhod k formirovaniju social'no-kul'turnogo prostranstva vuza. -Vestnik Cheljab. gos. akad. kul'tury i iskusstv. - 2012. -№1(29).

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 51.03.02 Narodnaja hudozhestvennaja kul'tura, kvalifikacija (stepen') bakalavr / utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 12.03.20150, №223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.