ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Н. С. Грибова
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования социокультурной компетенции специалиста сферы медицинского обслуживания в процессе его профессиональной подготовки. Автор статьи уточняет принципы формирования и критерии сформированности социокультурной компетенции у студентов-медиков и предлагает инновационные формы работы и условия, необходимые для создания образовательной социокультурной среды.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, специалист сферы медицинского обслуживания, профессиональное образование, принципы формирования социокультурной компетенции, критерии сформированности социокультурной компетенции.
68
Keywords: the socio-cultural competence, a specialist of the sphere of medical service, a professional education, the principles of the formation of the socio-cultural competence, the criteria of the formed socio-cultural competence.
Summary. This article is devoted to the problem of the formation of socio-cultural competence in the process of training specialists of the medical sphere. The author amplifies the principles of the formation and the criteria of the formed socio-cultural competence while training medical students. The author suggests the innovative forms of work and the conditions which are important for the creation of the educational socio-cultural area.
Проблема формирования социокультурной компетенции в процессе подготовки специалиста для сферы медицинского обслуживания -это многоаспектная проблема, обусловленная естественным ходом развития теории и практики высшего профессионального образования и отражающая диалектику процессов
дифференциации и интеграции в образовании в целом.
Подготовка специалиста сферы медицинского обслуживания должна реализовываться в четырех аспектах иноязычного образования: развивающем, учебном, воспитательном, познавательном. Установленная нами связь социокультурной компетенции
Преподаватель |_
2 I 2012
с каждым аспектом иноязычного образования медиков, а также определенно значимая ее роль в реализации всех аспектов иноязычного образования при подготовке специалистов сферы медицинского обслуживания требует разработки специального учебно-методического обеспечения, являющегося важнейшим условием успешности осуществления подготовки специалиста данной сферы.
Формирование социокультурной компетенции осуществляется в неразрывной связи с каждым аспектом иноязычного образования медиков и происходит на основе единства следующих принципов.
1. Принцип овладения социокультурными нормами профессионального взаимодействия через общение.
Процесс овладения социокультурными нормами профессионального взаимодействия должен строиться в соответствии с законами реального общения и является его моделью. «Создать процесс обучения как модель процесса общения - означает смоделировать основные, принципиально важные, сущностные параметры общения, к которым относятся: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения, содержательная основа процесса общения, система речевых средств, усвоение которых обеспечило бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения, функциональный характер усвоения и использования речевых средств, эвристич-ность (новизна) общения» [1]. Благодаря этому в сценариях занятий предусматриваются условия общения, адекватные реальным, что обеспечивает успешное овладение социокультурными нормами профессионального общения специалистов-медиков.
2. Принцип новизны в процессе подготовки специалиста для сферы медицинского обслуживания.
Все содержание и организация иноязычного образования специалиста-медика должны быть пронизаны новизной. Социокультурная новизна предполагает использование тестов и упражнений, содержащих нечто новое для студентов, тесно связанное с особенностями организации сферы медицинского обслуживания за рубежом. Таким образом, реализация данного принципа способствует созданию интереса к социокультурным особенностям организации сферы медицинского обслуживания за рубежом, что также является важнейшей составляющей формирования социокультурной компетенции студента-медика.
3. Принцип личностно-ролевого об щения.
Данный принцип разработан и предложен Г. А. Китайгородской [2] применительно к методу активизации возможностей личности. Ролевые игры являются неотъемлемой частью проведения занятий по иностранному языку у студентов-медиков, способствуя созданию творческой атмосферы на занятиях и преодолению языкового барьера, чувства стеснения, боязни ошибок. Принцип личностно-ролевого общения в иноязычном образовании студентов-медиков реализуется путем широкого использования приемов драматизации.
4. Два методических принципа обучения культуре - принцип культурной вариативности и принцип культурной рефлексии. Данные принципы создают условия для культурного самоопределения обучающихся в условиях языкового поликультурного образования.
69
70
С точки зрения В. В. Сафоновой, процесс формирования принципа культурной рефлексии для большинства студентов может быть методически организован посредством проблемных культуроведческих заданий, направленных на поликультурное развитие студентов [3]. К таким типам предлагается относить задания:
• понимание того, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции;
• выявление студентами культурных сходств между представителями различных культурных групп стран со-изучаемых языков. С целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределы политических границ стран изучаемых языков;
• развитие у студентов ответственности за глобальные общечеловеческие процессы.
В процессе культурного самоопределения посредством иностранного языка необходимо постоянно рефлексировать собственную культуру и самого себя. Именно таким образом студенты смогут более точно определить свое место в спектре изучаемых культур. Посредством культурной рефлексии студенты приходят к осознанию себя в качестве субъектов диалога культур с многогрупповой принадлежностью.
Предложенное П. В. Сысоевым разделение процесса освоения культуры страны на три стадии является ценным, так как на его основе можно определить уровень сформированно-сти компетентности у обучающегося, и, исходя из этого, планировать дальнейшую работу [4].
I стадия - стадия первоначального уровня представления о культуре страны изучаемого языка;
II стадия - осуществляется по мере осознания студентами существования различных стилей и образов жизни родной страны и страны изучаемого языка;
III стадия - является переходом от осведомленности и осознанности к активной деятельности.
Таким образом, поликультурно осведомленным следует считать такого студента, который не только хорошо знает основные идеи и ценности своего социокультурного сообщества и разделяет их, но вместе с тем стремится овладеть знаниями о специфике культурных особенностей людей, представителей стран изучаемого языка, в частности, представителей сферы медицинского обслуживания. А задачей преподавателя в данном случае является организация процесса обучения таким образом, чтобы получение и закрепление таких знаний оказалось наиболее эффективным.
Необходимо отметить, что все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга, представляя систему положений, определяющих стратегию обучения студента-медика.
В качестве средства проверки предложенной системы формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка было избрано опытно-экспериментальное обучение, которое позволило обеспечить такие его преимущества, как длительность, возможность непосредственного внедрения теории в практику и сохранение обычного хода образовательного процесса в высших учебных заведениях. В опыт но-экспе ри мен таль ном обучении участвовали 400 студентов ле-
Преподаватель
ЕК
2 / 2012
чебного факультета и 26 преподавателей в период с 2008-2011 гг.
Гипотеза опытного обучения может быть сформулирована следующим образом: обучение профессиональному общению на основе социокультурной составляющей будет способствовать: овладению моделями профессионального общения на основе усвоения социокультурных знаний; формированию профессиональных коммуникативных умений; овладению опытом профессиональной деятельности в процессе решения творческих профессиональных задач; формированию мотивации профессиональной деятельности в условиях реализации международных контактов в сфере медицины.
Опытно-экспериментальная работа длилась в течение 5 лет и проводилась в 2 этапа:
I. Подготовительный этап. В ходе данного этапа были проведены тесты на определение уровня сформи-рованности социокультурной компетенции среди студентов Курского государственного медицинского университета после изучения дисциплины «Иностранный язык» и сдачи экзамена. Проведение тестов осуществлялось на основе существующих форм организации занятий в соответствие с разработанной системой иноязычного образования студентов-медиков. В ходе опытно-экспериментальной работы были проведены занятия с точки зрения формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка. Подготовительный этап включал в себя диагностику сфор-мированности социокультурной компетенции у студентов-медиков. Результаты проведения данного этапа свиде-
тельствовали о недостаточной сфор-мированности социокультурной компетенции у студентов-медиков. В процессе опытно-экспериментальной работы нами были определены критерии сформированности социокультурной компетенции, а именно: социокультурные знания, социокультурные умения, опыт профессиональной деятельности в социокультурной ситуации. Нами было установлено, что процесс формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков будет более успешным, если будет происходить овладение общениями.
II. Основной этап. Его задачами были:
1) апробировать инновационные формы организации занятий по иноязычному образованию студентов-медиков и проверить эффективность данных форм организации занятий с точки зрения реализации целей формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков, а именно, определить, насколько сформированы социокультурные знания студентов-медиков, которые выражаются через умение анализировать профессионально-речевые ситуации, а также через умение общения на основе обсуждения речевых ситуаций.
2) откорректировать учебно-методический материал с учетом применения теоретических положений на практике.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами был проведен цикл занятий, который предусматривал организацию профессионального общения на основе проектной деятельности, на основе просмотра и обсуждения видеофильмов, а также на основе обсуждения интервью с представителями медицинской сферы. Результаты
71
72
анкетирования и тестирования среди студентов постдипломного образования показали, что все студенты отвечают требованиям современного специалиста медицинского профиля. Процесс формирования социокультурной компетенции будет более успешным, если:
• будет обеспечено овладение моделями профессионального общения на основе усвоения социокультурных знаний;
• будут сформированы профессиональные коммуникативные умения;
• овладение опытом профессиональной деятельности будет происходить в процессе решения творческих профессиональных задач;
• сформировать мотивацию профессиональной деятельности в условиях реализации международных контактов в сфере медицины.
Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментального обучения дает основание утверждать, что наша гипотеза относительно условий формирования социокультурной компетенции студентов-медиков в процессе иноязычного образования, в основном, подтвердилась. Опытно-экспериментальное обучение свидетельствует о том, что в процессе овладения социокультурной компетенцией должно происходить овладение всеми аспектами иноязычного образования: профессиональное общение - учебный аспект; модель поведения - познавательный аспект; мотивация - воспитательный аспект; решение профессиональных задач - развивающий аспект дополняют друг друга, представляя систему положений, определяющих стра-
тегию обучения студента-медика.
Взаимосвязанные между собой принцип овладения социокультурными нормами профессионального взаимодействия через общение, принцип новизны, принцип личностно-ролевого общения, а также принципы культурной вариативности и культурной рефлексии представляют систему положений, определяющих стратегию обучения студента-медика.
Критериями сформированности социокультурной компетенции являются социокультурные знания, социокультурные умения, опыт профессиональной деятельности в социокультурной ситуации.
В целях эффективности формирования социокультурной компетенции студентов-медиков необходимо создание обучающей среды (общение с людьми профессионального сообщества посредством Интернет-ресурсов и телекоммуникационных сетей).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: ЛСЛБЕМ1Л, 2005.
2. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. - М.: Русский язык, 1992. -254 с.
3. Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. -№ 3. - С. 19-21.
4. Сысое П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях поликультурного образования // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 4. - С. 14-20. ■
Преподаватель
ЕК
2 / 2012