ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (S8) март-апрель ^
Nikolai Alexandrovich (1859—1866). Moscow, 1904—1907 (in Russian).
3. Speranskiy M. N. Russian oral literature. Moscow, 1917 (in Russian).
4. Bogatyirev P. G. Russian folklore. For external students Ashkhabad Pedagogical Institute. I—II. Ashgabat, 1942 (in Russian).
5. Bogatyirev P. G., ets. Russian folklore. Moscow, 1954 (in Russian).
6. Russian folk art. Moscow, 1966 (in Russian).
7. Kayev A. A. Russian literature. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1949 (in Russian).
8. Bogatyirev P. G., ed. Russian folk poetic works. Moscow, Uchpedgiz publ., 1956 (in Russian).
9. Chicherov V. I. Russian folklore. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 1959 (in Russian).
10. Kravtsov N. I., ed. Russian folklore. Moscow, 1971 (in Russian).
11. Novikova A. M., Kokorev A. V., eds. Russian folk poetic works. Moscow, Higher school Publ., 1969 (in Russian).
12. Mints S. I., Pomerantseva E. V. Russian folklore. Moscow, 1965 (in Russian).
13. Morohin V. N. Reader on the history of Russian folklore. Moscow, 1973 (in Russian).
14. Kruglov Yu. G., Kruglov O. Yu., Smirnova T. V., eds. Russian folklore : Reader on folklore. Moscow, Higher school Publ., 2003 (in Russian).
15. Zueva T. V., Kirdan B. P. Russian folklore. 4th edition. Moscow, Science Publ., 2002 (in Russian).
СО
ОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА Ф С УЧЁТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 0
УДК 37.01:304.44
Е. Г. Багреева, Н. Ф. Спинжар
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье обоснована актуальность организации социокультурного пространства в образовательной среде современного вуза с позиций нового подхода в современных условиях реформирования высшего профессионального образования, с упором на некоторые важные направления развития педагогического процесса. Особое внимание уделяется необходимости создания особого социального и культурного пространства образовательного учреждения, которое будет влиять на развитие профессиональных интересов специалистов, с учётом формы и методов решения задач, расширять представления студентов о социальной миссии профессионального развития личности в процессе обучения в высшем учебном заведении. Приведены необходимость организации социокультурного пространства в образовательной среде вуза как важный элемент развития региона.
Ключевые слова: социокультурная организация, образовательная среда вуза, региональная политика, развитие культуры региона, высшее профессиональное образование, будущие специалисты, ли деры, эли та регио на.
БАГРЕЕВА ЕЛЕНА ГЕННАДИЕВНА — доктор юридических наук, профессор, директор Института экономики, управления и права Московского государственного университета культуры и искусств
BAGREEVA ELENA GENNADIEVNA — Full Doctor of Laws, Professor, Director of the Institute of Economics, Management and Law, Moscow State University of Culture and Arts
СПИНЖАР НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, заместитель директора Института экономики управления и права Московского государственного университета культуры и искусств
2 SPINZHAR NATALIA FEDOROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of
262 Pedagogy and Psychology, Deputy Director of the Institute of Economics, Management and Law, Moscow
State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] © Багреева Е. Г., Спинжар Н. Ф., 2014
^ Образование в сфере культуры
E. G. Bagreeva, N. F. Spinzhar
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
THE SOCIO-CULTURAL ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY WITH REGARD TO REGIONAL SPECIFICS
In the article the urgency of the organization of socio-cultural space of the educational environment of a modern University with positions of the new approach in modern conditions of reforming of the higher professional education, with emphasis on some important areas of development of the pedagogical process. Special attention is paid to regional policy in the field of culture, and its implementation in the social and cultural space of the educational institution. Marked the changing trends of regional policy in the field of culture and the role of higher education institutions in this process. In addition, stresses and psychological aspects of the educational environment, influencing the development ofprofessional interest of specialists, given forms and methods of the decision of tasks, determined the content of classrooms and convert it to broaden students ' views on the social mission ofthe professional development ofpersonality in the process of training in a higher educational institution. Summarizes the necessity of organization of socio-cultural space in the educational environment of the University as an important element of development of the region.
Keywords: socio-cultural organization of the educational environment of the University, regional policy, development of the culture of the region, higher professional education of the future specialists, leaders, the elite of the region.
Многообразие субъектов Российской Федерации естественным образом создаёт богатую культурологическую палитру страны, что и даёт основания для поиска иных — социокультурных подходов к совершенствованию общества. Успешное функционирование и развитие субъекта федерации, решение стоящих перед ним новых задач во многом зависят не только от социокультурного контекста всей страны, но и от отдельно взятого региона.
Традиционно решение социальных проблем регионов нашей страны, как правило, сводилось к организационно-правовым и экономическим преобразованиям жизни общества. Однако сегодня все более очевидным становится факт зависимости ус-пеш но сти ре гиона, по вы ше ния его ин тел-лек ту аль ного по тен циа ла, а значит, и показателей эффективности производства, от культурного уровня населения. В связи с этим необходимо искать пути и способы бытования и развития культуры регионов,
что и составляет одно из приоритетных направлений политики их развития.
Социокультурные и социально-экономические преобразования страны последних лет способствуют развитию регионов, влияют на обновление всех сторон жизни, на формирование региональной политики в социальной, культурной областях, включая сферу высшего профессионального образования.
Задачи, стоящие перед страной в целом, и понимание важности сохранения и развития культуры в обществе определили и при-ори тет ные на прав ления ре гиональной политики, которыми должны стать:
• поддержание баланса развития производственной сферы и трудовой занятости насе ле ния, с од ной сторо ны, и раз ви тие культурных традиций, с другой;
• обеспечение эффективного функционирования всех систем жизнедеятельности ре гио на с учё том его социо культур ных особен ностей;
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
• создание социокультурных и социально-экономических условий для развития системы образования с целью модернизации про из вод ст ва и обес печения трудо вых коллективов кадрами с высоким уровнем про фессиональной ком пе тент ности.
Сегодня вуз становится центром регио-наль ной по ли ти ки, в ко тором осу ще ст в ля-ется подготовка специалистов, повышается профессиональная квалификация уже работающих, осуществляются научно-практические исследования, направленные на решение ключевых проблем региона. В свою очередь, задачей современного вуза является подготовка будущих руководителей — ли деров пред при ятий и организа ций всех сфер жизни общества — элиты региона. Поэтому совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузах, включающего в себя социокультурную организацию образовательной среды, выступает залогом успеха подготовки специалиста нового поколе ния.
Поиск новых путей повышения качества профессионального образования объясняет осо бое вни ма ние к про ек ти рова нию со цио-культурной организации образовательной среды вуза, которое обусловлено:
• социокультурным и социально-эконо-ми ческим потенциа лом региона;
• государственным образовательным стан дар том и сис темой профессиональных компетенций личности будущего работника;
• производственными потребностями региона в постоянном обновлении кадрового состава за счёт выпускников вузов.
Причин но-следст вен ная связь жизни вуза и социокультурного и социально-экономического развития региона очевидна. Она обеспечивается интеграцией его матери-аль ных и не матери аль ных воз мож но стей, транс форми руе мых в совре мен ные ком пе-тен ции про фессиональной под го товки будущего работника путём социокультурной организации образовательной среды и обучающего процесса в вузе. Такая тесная связь
социокультурнои и социально-экономической ситуации региона оказывает влияние на становление личности будущего лидера про извод ст ва, на его представ ле ния о дальнейшей про фессиональной дея тельно сти.
Оче вид но, что соци аль ная сре да, раз но-сторонне влияя, определяет формы и пути развития человека, виды деятельности, формирует качества личности. В данном случае речь идёт об условиях развития личности и опыте, приобретаемом ею в процессе про фессионального образова ния в социокультурной среде вуза.
Модель социокультурной организации образовательной среды вуза может быть разработана в рамках конкретной культурологической палитры региона. Таким образом, отдельно взятый регион должен соответствовать, отражать и продолжать не только культурологические традиции всей стра ны, но тра ди ции культу ры ре гио на. При этом социокультурная организация образовательной среды вуза представляется как универсальное пространство, которое используется для усиления, акцентуации культурологических компонентов, влияющих на про фес сиональное раз ви тие лич но-сти. Образовательная среда выступает как совокупность возможностей и условий, которые вуз пре дос тав ляет лич ности, из которых лишь ус ловно мож но вы де лить социо-культур ную со став ляю щую. Вме сте с тем, социокультурная организация образовательной среды вуза включает, с одной стороны, культурологический контекст страны и региона, а с другой, социокультурную специфику тех специальностей и направлений, по которым вуз осуществляет подготовку.
Образовательная среда вуза должна учитывать уже сформировавшиеся интересы и потребности личности, поскольку новая парадигма образования строится на понимании личности студента как активного субъ-ек та про фес сиональной под го тов ки, а роль преподавателя смещается от транслятора зна ний к ко ор ди на ции са мо стоя тель ных усилий студента (субъекта образователь-
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
ного процесса). При этом особая роль образовательной среды вуза связана с представленными в ней учебными дисциплинами, несущими свой особый социокультурный и воспитательный потенциал, являющийся мотиватором активности личности в учебно-воспитательном процессе вуза.
Личностный интерес затрагивает внутренние и внешние мотивы развития студента в учебной дея тель но сти, ко торая строится на системе дополнительных стимулов, способствует активизации личности в том случае, если соответствует личностной стратегии профессионального развития студента. В связи с этим Л. И. Кобина указывает, что личностная стратегия играет важную роль в актуализации учебного знания на основе содержательного компонента, она помогает студенту увидеть пути практического применения содержания занятия, способствует самоактуализации лич ност ного опы та студен та, не разру шая его целостности и самобытности.
Поэтому образовательная среда представляет собой (по мнению С. А. Хазова) совокупность психолого-педагогических условий и воздействий, направленных на формирование конкурентоспособного специалиста путём создания для студентов возможностей развития необходимых качеств лич но сти и про фес сиональ ных компетенций. Ещё В. А. Сластенин, утверждая психолого-педагогическую значимость образовательной среды, рассматривал её как совокупность условий (значимых обстоятельств), обеспечивающих конкретное на-прав ление развития лич ности. По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда вуза есть «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу ... возможностей для её собственного развития, содержащихся в пространственно-предметном окружении», наиболее соответствующая реалиям современного общества [1, с. 33].
С позиции дидактики образовательная среда (Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, Н. В.
Кузьмина, В. В. Краевский, И. С. Якиманская и др.) представляет собой совокупность обу чаю щих эле мен тов, ока зы ваю щих влияние на формирование профессиональных компетенций. В ряде исследований понятие «образовательная среда» связывают с внутренним и внешним имиджем вуза, где имидж — это целостное восприятие (понимание) оценки, инструмент регулирования дея тель но сти вуза и фор ми ро ва ния по веде ния его уча ст ни ков (И. Л. Васю ков, А. Н. Волков). Это понятие будет неполным, если без внимания оставить его социокуль-тур ное содер жа ние. Имидж — это, пре ж де все го, эмо ционально-вкусовое вос при ятие, впечатление «нравится — не нравится», восприятие комплекса особенных культурологических характеристик. Таким образом, следовало бы уточнить понятие «имидж вуза» и сформулировать его как целостное, социо культур ное вос при ятие, оцен ка и инструмент регулирования деятельности вуза с целью формирования у выпускников современных компетенций.
Базовое понимание сущности образовательной среды как подсистемы социокультурной среды позволяет уточнить специфику её организации в вузе и определить систему её ком понентов — носи те лей современного знания, представляющих собой ориенти ры про фессиональной дея тель-ности будущего специалиста. С этих позиций про фессиональное обра зова ние может рассматриваться как сфера проектирования жизни человека и его развития. По мнению В. В. Серикова, образование, ориентированное на проектирование ситуаций личностного развития, создаёт возможность свободного жизнепроявления личностного потен циа ла, увлечений, зна ний, умений и навыков человека в смыслотворческой деятельности, способст вующей обре тению им профессиональной компетентности [4].
Таким образом, результативность профессионального раз ви тия лич но сти в вузе может быть дос тиг ну та на ос но ве со цио-культурной организации образовательной
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
сре ды с учё том регио нальной спе цифи ки отрасли, в которой будут трудиться выпуск ники.
В творческом развитии личности социокультурная организация образовательной среды позволит воссоздать сложную струк-ту ру ду хов ных и матери аль ных ус ло вий ре-гио на, в ко торых будет осу ще ст в лять свою про фессиональную дея тельность буду щий специалист. Кроме того, важным условием взаи модей ст вия лич но сти со сре дой яв ляет-ся не только её адаптация, но и её преобразование, которое осуществляется в процессе изучения предметных областей — философии, психологии, педагогики, социологи и др.
В социокультурной организации образовательной сре ды вуза важна дея тельность, которую выполняют преподаватели, аспиранты и студенты, поскольку они не только формируют её, но и, в свою очередь, являются объектами её воздействия. Значимость этого двуединого процесса заключается в индивидуальной ситуации выбора профессии каждым выпускником вуза и, по утверждению Е. А. Климова, напрямую связана с необходимостью его проектирования [2, с. 231].
Таким образом, совершенно очевидно, что путём проектирования образовательной среды, вуз может оказывать целенаправленное влияние на развитие личности будущего специа ли ста, адап ти руя его к ус лови ям конкретного региона, не обезличено, а на ос-но ве осоз нан ного ин тере са лич но сти к кон-крет ной про фессиональной сфе ре.
Можно предположить, что социокультурная организация образовательной среды будет способствовать не только свободному проявлению личностью интереса к представленным производственным сферам и формированию профессиональной ком пе-тентности будущего специалиста, но и воспитанию духовно-нравственных начал с учётом потенциала культуры региона.
По мнению А. К. Марковой, профессиональная компетентность как психическое
состояние, позволяет будущему специалисту дейст вовать самостоятельно и от вет-ственно, раскрывать способности и формировать умения, выполнять определённые трудовые функции [3]. Соответственно, максимально информационное насыщение образовательной среды вуза служит ори-ен ти ром для лич но сти в про фес сиональном развитии.
Несомненно, что формирование личности в условиях образовательной среды будет свя за но с ком плек сом ус той чи вых ин диви ду аль ных воз мож но стей (осо бен но стей темперамента, характера, волевых усилий, творческого стиля, рефлексивно-гуманистических предпочтений в общении, открыто сти к вос при ятию но вой худо же ст венной информации), которые подкрепляют её творческую инициативу и обеспечивают кон ку рен тоспособность специа листа на современном рынке труда. При этом влияние региональных фак торов на про фессиональ-ный интерес личности очевидно. Социокультурная организация образовательной среды вуза основывается не только на общих интересах отрасли, но и на учёте индивидуальных потребностей личности, что положительно сказывается на её активности, учебной деятельности и развитии познавательной ини циа ти вы как ус ло вий реа ли за-ции на ме чен ных пла нов.
В педагогическом смысле под фактором понимается любое педагогическое явление, став шее дви жу щей си лой дру гого явления [3, с. 641]. Образовательное учреждение влияет на региональные процессы тем, что закладывает основы профессиональной деятельности специалиста, которому предстоит осуществить преобразования в определённой сфере трудовой занятости. Развитие образовательной среды, по мнению Ю. Н. Карандашева, связано с теми её смыслами, которые характеризуют её с позиций когнитивности, где когнитивность определяет ся как пас сив ное ото бра же ние свя зей ок ру жающей сре ды, а ак тив ность пони мается как использование связей окружаю-
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
щей среды. Выделение уровня развития будущего специалиста представляется наиболее важным, поскольку в этом отражается функциональность образовательной среды [1].
Региональный образовательный компонент включает: совокупность материальных факторов в образовательной среде; пространст вен но-пред мет ные ком понен-ты, обеспечивающие дидактические единицы педагогического процесса; систему со ци аль ных ком по нен тов, позво ляю-щих адаптировать специалиста в сфере как про фес сио нального, так и об ще ст вен но-го взаи модей ст вия; сложив шие ся фор мы взаимодейст вия, раскры вающие цен ности про фессионального сообщест ва, дея тель-но сти и лич но ст ных при ори те тов. Дан ные факторы взаимосвязаны, взаимодополняемы, они взаимообогащаются и влияют на каждого субъекта образовательной среды.
Понимание проектирования в педагогике, с одной стороны, связывается с процессом разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении, а с другой, определяется как один из активных методов обучения [2, с. 477]. Проектирование социокультурной организации образовательной среды вуза обусловлено переориентацией системы образования на потребности региона в различных сферах его развития, которые актуализируют социокультурную и узкопрофессиональную подготовку выпускников вузов. Следует отметить, что проектирование социокультурной органи-за ции образовательной сре ды вуза ука зы-вает на поиски эффективных форм работы, отвечающих новым требованиям общества к подготовке специалиста и реальным потребно стям региона. Вуз в дан ной си туа ции ста но вит ся площад кой ре шения ак туаль ных соци аль ных и лич но ст ных про блем, и проектирование, как способ обучения, обусловливает целенаправленное осуществление подготовки специалиста, исходя из реально существующей в регионе специфики становления различных сфер производства, рынка
труда и т.д.
Таким образом, проектирование социокультурной организации образовательной сре ды вуза долж но опи рать ся на сле дующие компоненты:
• социокультурный потенциал страны и региона;
• социально-экономический потенциал ре гиона, его про извод ст вен ные по требно-сти;
• личностный потенциал будущего спе-циа листа.
Каждый компонент определяет возможности, реализуя их в процессе социокультурной организации образовательной среды. Согласимся с утверждением о том, что образовательная сре да — это, преж де всего, учеб но-твор че ская сре да, ко торая включает:
А.Различные формы получения социокультурной информации.
Сложившаяся практика её организации, как пра ви ло, не учи ты ва ет воз мож но сти современного человека комплексно, объёмно воспринимать окружающую действительность. Образовательная среда вуза должна быть ориентирована на все виды восприятия человека в соответствии с законом организации пространст вен но-времен ной сре ды. Совре мен ный че ловек го тов к вос при ятию сложной картинки монитора: его мозг следит за сюже том филь ма, од но вре мен но чте-ни ем бе гу щих строк. На наш взгляд, сегодня не воспользоваться аудио- и видеорядом, оформляя свободное пространство вуза, значит опоздать не только с процессом обучения, но и воспи тания.
Го воря о совре мен ных фор мах по лу чения информации студентами, следует выделить участие в про фильных ин тернет-конферен-циях, разработку и защиту индивидуальных проектов, социокультурные акции, интеллектуальные ток-шоу и создание иных интеллектуальных продуктов.
БТренажёры для развития профессиональных компетенций, в том или ином варианте.
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
Требованием современности выступает необходимость использования блочно-мо-дульной системы организации, которая направлена на развитие у студентов профессиональных компетенций. Эта система заменила традиционную систему формирования знаний, умений и навыков. Прежде все го, в вузе с це лью под го тов ки специалиста должны быть представлены учебные тренажёры, имитирующие различные виды деятельности, закрепляющие алгоритм вы-пол нения про фессионально важ ных опера ций и дей ст вий. Элек трон ные учеб ни ки, содержат компонент тренинга по каждому представленному модулю и др. Мультимедийные технологии сегодня — неотъемлемая часть социокультурной организации образовательной среды вуза. Благодаря современным технологиям поддерживается ин терес студен тов к изу че нию пред ме тов, вырабатывается понятийная культура и логическое восприятие учебного материала и т.д.
В. Целенаправленное оформление рекреаций и аудиторного фонда вуза социокультурными артефактами, связанными с направлениями профессиональной подготовки, с культурой страны и региона, его элитой.
Образовательная среда вуза может и должна содержать не только «сухую» ин-фор ма цию о воз мож но стях трудо уст рой-ства в про фессиональных объ е ди нени ях и трудовых коллективах региона, но и показать преимущества (в том числе и эстети-че ские, культу ро логи че ские) той или иной специальности, трудовой деятельности. Так, например, в аудитории, где обучаются студенты гуманитарным дисциплинам, может звучать специально отобранная музыка или быть представлены образцы изобразительного искусства, художественные произведения, цитаты и факты из истории культуры региона; в аудитории, где обучаются студенты-юристы, молено организовать музей, стенды, посвящённые работе известного в регионе адвоката, где будут
представлены копии решении суда выигран ных дел, а так же фо тогра фии и дру гие ар те фак ты. Ещё од ним при мером может служить оформление «юридической» аудитории, где будут собраны «юридические казусы» из практики деятельности юристов, госслужащих региональных организаций и юридических консультаций.
Образовательное учреждение представляет определённую совокупность общественных отношений, специфику развития сфер трудовой за нятости, ус той чивые традиции окружающих будущего специалиста условий профессионального развития (пре стиж про фессии, от ношение к специалистам в той или иной области — социальное при зна ние про фессиона лов, прису щие им личные качества, ценности и др.). В современных условиях развития высшего профессионального образования каждое образовательное учреждение укрепляет связи с работодателями, в учреждениях и организациях которых потенциально могут работать выпускники.
В свою очередь, необходимость развития производительных сил региона обусловливает заинтересованность работодателя в сотрудничестве с образовательной органи-за ци ей, с тем что бы в обра зователь ной среде вуза бы ли представлены про фессиональ-ная специфика, достижения региона в этой области, привлекательность данной профессии и эстетика трудовой деятельности. Кроме того, потенциальные работодатели могут сотрудничать с вузом, принимая активное участие в мастер-классах, конкурсах, про ве де нии от кры тых лек ций и т.д.
Несомненно, что такие тесные контакты вуза с трудовыми коллективами будут положительно влиять на профессионализацию студентов вуза, позволят более активно осуществлять связь вуза с производством, создадут у будущего специалиста уве рен ность в сво ём буду щем трудо уст рой-ст ве, по зво лят ему осоз нан но со труд ни чать с предприятием и будущими работодателями. Кроме того, образовательная среда
Ф
^ Образование в сфере культуры
и отражённая в ней информация о дости-жени ях в сфере про фессиональных интересов, в психологическом смысле, способствует оптимизации личностных ресурсов на са мораз ви тие в про фессии. Е. А. Кли мов отмечает, что «...каждый человек на про-фес сио наль ном пу ти строит мир и жи вёт в этом сво ём ми ре. При рода и об ще ст во подчинены закону всеобщей связи и взаимной за виси мо сти яв ле ний, в со от вет ст вии с которым абсолютно независимых явлений нет, и не может быть» [2, с. 228—229].
Таким образом, современными требованиями к выпускнику вуза, наряду с другими ком петенция ми, являет ся культурная образованность, уважение к традициям и культуре региона. Выполнить поставленную задачу вне социокультурного подхода в регулировании деятельностью вуза — невозможно. Социокультурная организация образовательной среды вуза — это ещё один путь в решении назревших проблем совре мен ного про фессионального обра зова ния.
Примечания
1. Карандашев Ю. Н. Психология развития : учебное пособие. Минск, 1997. 240 с.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие. 3-е., стереотипное. Москва : Академия, 2007. 304 с.
3. Кобина Л. И. Личностно ориентированное обучение как условие профессионализации в системе музыкального образования : автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Москва, 2007. 23 с.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва : Знание,1996. 308 с.
5. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. Минск : Современное слово, 2005. 720 с.
6. Сериков В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. Москва : Логос, 1999. 272 с.
References
1. Karandashev Yu. N. Psikhologiya razvitiya [Developmental Psychology]. Minsk, 1997. 240 p.
2. Klimov E. A. Psikhologiya professionalnogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, Academy Publ., 2007. 304 p.
3. Kobin L. I. Lichnostno orientirovannoe obuchenie kak uslovie professionalizatsii v sisteme muzykaVnogo obrazovaniya. Diss. kand. ped. nauk. [Student-centered learning as a condition of professionalization in the system of musical education. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2007. 23 p.
4. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, Knowledge Publ., 1996. 308 p.
5. Rapcewicz Y. S., ed. Pedagogika: Bolshaya sovremennaya entsiklopediya [Pedagogy: Large modern encyclopedia]. Minsk, The Modern Word Publ., 2005. 720 p.
6. Serikov V. V. Psikhologiya razvitiyaObrazovanie i lichnosf: teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskikh sistem [Education and personality: theory and practice of designing of pedagogical systems]. Moscow, Logos Publ., 1999. 272 p.
Ф