ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
В ЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА СПЕЦИФИКУ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ В ПРО ЦЕССЕ РАЗ ВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ
УДК 378.14+159.923 Е. А.Топольская
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается влияние возрастных психологических особенностей студентов на специфику овладения профессией в процессе развития социально-культурной рефлексии. Автор отмечает, что выстраивание процесса развития социально-культурной рефлексии должно учитывать специфику образовательного процесса в вузах культуры и искусств, обусловленную крайней неравномерностью этого процесса, наличием резких перепадов в оценке верности своего профессионального выбора.
Ключевые слова: влияние, возрастные психологические особенности, студенты, специфика, овладение профессией, процесс развития, социально-культурная рефлексия.
$ Ф
E. A. Topol'skaia
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
INFLUENCE OF AGE ON THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS MASTERING THE SPECIFICS OF THE PROFESSION IN THE DEVELOPMENT OF SOCIO-CULTURAL REFLECTION
The impact of age-related psychological characteristics of students on the specifics of mastering the profession through the development of socio-cultural reflection. The article examines the impact of age-related psychological characteristics of students on the specifics of skills development in the process of socio-cultural reflection. The author notes that the alignment process of socio-cultural reflection should take into account the specifics ofthe educational process in schools ofculture and arts, very uneven due to this process, the presence of abrupt changes in the assessment of fidelity of their professional choice.
Keywords: impact, age psychological characteristics of students, the specificity, the mastery of the profession, the process of development, socio-cultural reflection.
ТОПОЛЬСКАЯ ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА — докторант кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
TOPOL'SKAIA EVGENIIA ANATOL'EVNA — doctoral candidate of Department of cultural and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail:pr@jenya-topol.ru © Топольская Е. А., 2014
^ Образование в сфере культуры
Ф
Социально-культурная рефлексия будущих специалистов в сфере культуры и искусств обращена к переосмыслению наиболее значимых культурных явлений и своего культурного опыта в поисках новых парадигм развития социально-культурной деятельности.
В своём исследовании мы опирались на теоретические положения концепции социально-культурной деятельности, разработанной профессором А. Д. Жарковым, который подчёркивает: «В реальной жизни социально-культурная деятельность проявляется стихийно, драматично и оптимистично... Социально-культурная деятельность изменяет человеческий взгляд на мир, придаёт человеческому сознанию новые масштабы, за щи щает дос тоинст во лич ности, способствует его соци аль ной адап та ции и сопри частности... Пространство сознания масштабно углубляется и расширяется» [4, с. 95—96].
Выстраивание процесса развития социально-культурной рефлексии должно учитывать специфику образовательного процесса в вузах культуры и искусств, обусловленную крайней неравномерностью этого процесса, наличием резких перепадов в оцен ке верности сво его про фессионального вы бора.
Следовательно, среди наиболее значимых осо бен ностей про фессиональной под го тов-ки студен тов этих специальностей сле дует на звать, пре ж де все го, повы шен ную не оп-ре де лён ность в от но шении сво его буду ще-го; отсутствие большого количества устойчивых связей и сложившихся форм взаимодействия; достаточно низкий уровень ответственного отношения к проблемам жизнестрои тельст ва и профессионального становления; неготовность самостоятельно и рационально реализовать свои потребности в са мореа ли за ции.
Как видим, рефлексивное восприятие реальности необходимо студенческому воз-рас ту более все го.
Кроме того, образовательный процесс в вузах культуры и искусств особенно акцен-
тирует значимость творческого развития личности, которое трактуется в современной психолого-педагогической науке как:
• высший познавательный процесс, связанный с яркими проявлениями творческой активности человека, творческим преобразованием в сознании субъективных образов отражаемых объектов;
• особого рода теоретическая и практическая деятельность, так как творческое раз-ви тие всегда свя за но с на ли чи ем про блем-ной ситуации (задачи), требующей разрешения посредством активного изменения условий, в кото рых за да на та или иная за дача.
Согласно идеям Л. С. Выготского, главная установка теории творческого развития состоит в том, что обучение должно «забегать вперёд развития», вес ти за собой, ориентируясь не на вчерашний день в умственной деятельности учащихся, а на зону ближайшею развития [2, с. 221].
Взаи мосвязь процессов творческого раз-ви тия студен тов в ус ло ви ях выс ше го профессионального образования в вузах культуры и искусств и развития социально-культурной реф лек сии рас кры вает ся в спо соб но-сти человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности и социального поведения, то есть в го тов но сти к жиз нен но му са мо оп ре-делению, возможности достижения гармонии с собой и окружающим миром.
В связи с этим образовательный процесс в вузе культуры и искусств может быть осмыслен с позиций педагогики сотрудничества, сотворчества, которые предполагают со вме ст ную вы работ ку цен но стей, норм, задач, социальной деятельности, утверждение гуманистической жизненной позиции, обогащение опыта культуротворческой деятельности.
Согласно исследованиям (А. Д. Жарков, Ю. А. Стрельцов, В. М. Чижиков), к профессионально значимым для будущего специалиста в сфере культуры и искусств качествам от но сят ся: гно сти че ские (уме ния расширять свои знания, изучать опыт коллег,
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
анализировать собственный профессионально-педагогический опыт); конструктивно-проектировочные (умения, связанные с проектированием творческого процесса); организаторские (умения организовывать деятельность в соответствии с поставленными целями); коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия в динамике творческого процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе общения); прикладные (умения, определяемые художественными способностями специалиста или требованиями профессиональной ситуации); перцептивные (развитая психологическая наблюдательность, такт, сензитивность, эмпатия); волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.); творческое воображение; способность к саморегуляции, концентрации внимания; динамизм личности — способность к волевому посылу и логическому убеждению; эмоциональная устойчивость; толерант ность; опти мисти ческое прогнозирование; креативность, в данном случае понимаемая как порождение продуктивных творческих идей, являющихся импульсом к созданию проектов.
В ходе нашего исследования этот ряд был дополнен за счёт включения таких качеств, как про фессиональная ус той чивость; профессиональная рефлексия; культурно-творческая инициативность; творческая активность; личная заинтересованность при реализации творческого проекта; развитое сенсорное мышление; высокий уровень эс-те ти ческого сознания.
Отсюда перед преподавателями возникает слож ная про бле ма реа лиза ции всех этих це лей.
С нашей точки зрения, важнейшим принципом является в данном случае целостность организации образовательного процесса, в котором одновременно актуализируются задачи индивидуализации обучения и дифференциации подготовки будущих
специа ли стов с учё том мис сии из бран ной специальности, овладев которой они должны обладать совокупностью следующих качеств: гуманитарный тип мышления; развитый интеллект; способность к длительному творческому труду; сформированное миро-воз зрение; устой чивая сис тема цен ностей, адекватная гуманистическим идеалам; раз-ви тое рефлек сив ное созна ние, мо ти ва ция к самообразованию, личностному и профессиональному самосовершенствованию; высокий уровень коммуникативной компетентности; умение пользоваться свободой выбора, понимать свободу как ответственность; умение проектировать свою деятельность, создавать програм му реа лизации про ек та; го тов ность к творче ской са мореа-лизации в профессиональной деятельности; высокий уровень культуры мыслительной и речевой деятельности, отношений, эстети-че ская культу ра; встро ен ность в культур ное пространст во; креативность, стрем ление к культуротворчеству.
Такие качества личности молено обобщить в понятии «развитый творческий потенциал». Безусловно, в практике подготовка специалистов с подобным потенциалом встречает множество сложностей. Среди них особенно валены психологические особенности студентов вузов культуры и искусств.
Согласно исследованиям психологической школы Б. Г. Ананьева, студенты обретают про фессию на та ком эта пе сво его жизненного пути, который представляет собой сензитивный период для развития основных социогенных потенций человека [1, с. 38]. В это время формируется склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.
При этом в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира, повышается уровень самосознания, перестраиваются пси хи ческие процессы, становят ся более устойчивыми эмоциональная, мотивацион-ная и во ле вая сфе ры лич но сти.
Центральным психическим процессом
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
студен че ского воз рас та яв ляет ся раз ви тие самосознания, которое включает: познавательный элемент (открытие своего «я»); понятийный элемент (представление о своей индивидуальности); оценочно-волевой элемент (са мо оцен ка).
Исследователями установлено, что в студенческом возрасте наиболее значимым является переживание насыщенности жизненных событий и менее значимым — их принятие.
Для большинст ва студен тов характерно восприятие времени рас тяну того, стоя чего, свободного от суе ты, не нуж дающегося в организации. При таком ощущении времени появляются раскованность, чувство запаса «свободного» времени, приятного и беспре-дель ного, что сни жает аде к ват ность оцен ки своих возможностей.
В этом контексте определены варианты субъективной оценки качества упорядочивания жизненных событий, типичные для студен ческого воз рас та:
• жизненные события оцениваются как разнообразные, неорганизованные, вызываю щие ощу ще ние бес пре дельно сти вре-ме ни;
• как однообразные, организованные, вызывающие ощущение беспредельности вре-ме ни;
• как однообразные, неорганизованные, вызывающие ощущение ограниченности вре ме ни.
Очевидно, что восприятие жизненных смыслов влияет на построение жизненных стратегий. Если студентом было воспринято беспеч ное, лег комыс лен ное от но ше ние к собст вен ному жизнен ному и профессиональном пути, то это может сказаться на оста нов лен но сти про цессов са мораз ви тия и приведёт к выгоранию, опустошению, безволию. В этом случае развитие социально-культур ной реф лек сии соз даёт ус ло вия для критической переоценки ранее сложившихся ценностей, следовательно, происходит их из ме не ние и раз ви тие.
Большинство исследователей подчёрки-
вает, что для дос ти же ния вы соко го уров ня профессиональной подготовки студентов необходимо повысить качество обучения на основе использования инновационных педагогических методов и технологий стремления к са мораз ви тию (А. А. Вер биц кий, Ю. В. Попов). Импульсом к этому является обретение рефлексивной позиции, направленность на достижение высокого уровня социально-культурной рефлексии.
Важнейшим новообразованием студен-че ского воз рас та пси хологи счи та ют углубленный поиск смысла жизни [5, с. 133]. В процессе осознания необходимости определения смысла проявляется установка на сознательное построение собст вен ной жизни.
Все это об щие пси хологи че ские чер ты студенческого возраста. В чем же состоит спе цифи ка буду щих спе циа ли стов в сфере культуры и искусства? Прежде всего — в профессиональном выборе, который сделали студенты. А он связан с искусством и социально-культурной деятельностью. Это означает, что студенты обладают активной направленностью на самореализацию в области искусства, выраженными творческими способностями, обратной стороной которых мож но назвать: обострён ное чувст во индивидуализма; стремление к независимости; возбуди мость нервной сис темы; яркая эмо цио нальность.
Отчуждение от массы, глубинные рефлексивные страдания, поиск своего места в искус ст ве — все это так же харак тер ные чер ты студен тов вузов культу ры и ис кусств. Кроме того, творческая личность характеризуется откры тостью к восприятию новых идей, гибкостью, кри тич ностью мыш ления, ши ро-кой сферой интересов [3, с. 89].
Студенты вузов культу ры и искусств ха-растеризуются неравномерностью формирования мотивации. Любой, далее незначительный неуспех творческой дея тельности может при вес ти к от тор же нию про фес сио-нального выбора, снижению самооценки, сопротивлению педагогическому влиянию,
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
что при водит да же к де за дап тив ному по ведению, связанному с повышением агрессивно сти и эс ка пиз мом.
В целом профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства происходит на основе: когнитивной перестройки сознания; формирования типов мотивационного поведения; осознания ошибок в профессиональном становлении и необходимости их коррекции; самоопределения в специальности; вхождения в про фессиональную общ ность и обре тения статуса её полноправного члена; персонали-за ции и осозна ния ин ди ви ду аль ных твор че-ских стратегий.
Исходя из выявленных особенностей студентов, были определены следующие направления развития социально-культурной реф лек сии, яв ляю щей ся фун да мен тальным основанием раскрытия творческого потенциала личности:
• поддержка стремления студентов к критическому переосмыслению первоначальных представлений о себе на основе анализа моральных норм поведения других людей. Так происходит построение нового конструктивного динамического «образа Я»;
• поэтапное развитие личностной рефлексии, включая выявление уровня развития и осознания объективной необходимости разви тия реф лек сив ных спо соб но стей к исследованию, анализу и проектированию, выполнение заданий, ориентированных на лич ност ную рефлексию;
• создание условий для свободного прояв-ле ния рефлек сив ных спо соб но стей;
• повышение выраженности рефлексивных ак тов, что про яв ляет ся в рас кры тии потенциалов креативности, уменьшении тревожности, повышении эмоционального тонуса, уверенности в себе;
• повышение уровня сформированности навыка конструктивного самоанализа: выявление и обоснование различных источников информации (самонаблюдение, мнение других людей, результаты диагностики); анализ информации с выявлением положи-
тельных и отрицательных тенден ций;
• построение коррекционной программы са моразви тия с учё том по ложи тель ных и отрицательных тенден ций;
• интенсификация социально-культурной рефлексии. Этот процесс осуществляется в процессе осознания объективной необходимости её развития при соотнесении и согласованности, направленности «на себя» и на «внешний мир»;
• раскрытие культуротворческой миссии из бран ной ими про фес сии;
• внедрение в образовательный процесс новейших технологий раскрепощения творческого потенциала личности;
• преодоление деструкции ожиданий, рассогласования «Образа Себя» и «Образа Про-фес сии». В по ру про фессиональной под готовки в вузе значительно повышается стрем-ле ние к са моут вер жде нию в про фес сии, что при водит к кон флик там в студен че ской среде, то есть возникает особая необходимость развития навыков саморегуляции и самоконтроля. К этому периоду для студентов возрас тает значимость профессиональной готовности, происходит согласование представлений о «Себе-профессионале» с представления ми о про фессии, а так же осознание соб ст вен ной роли в дос ти же нии ус пе ха, приобре тении про фессиональных умений и по строении сво его буду щего;
• активизация самостоятельной творческой деятельности студен тов в ус ловиях взаимодействия с различными учреждениями культу ры и ис кус ст ва, с предста ви те ля-ми этой сферы (Мастерами). В этом случае, как показал эксперимент, студенты начинают активно сравнивать свои творческие стратегии со стратегиями коллег и выработанными в этой области творческими стратегиями состоявшихся специалистов. Так начинается идентификация с профессией, понимание её специфики, социально-культурной значимости;
• взаимосвязь традиционных и инновационных методов подготовки будущих спе-циа листов в сфе ре культу ры и ис кус ст ва;
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
• индивидуализация обучения.
Последнее направление особенно валено для студен тов ву зов культу ры и ис кусств.
Это также во многом определяется их психологическими характеристиками, повышенной возбудимостью,склонностью к тревожным ожиданиям, лабильностью психики, сложной динамикой самооценки.
Практически на всем протяжении процесс профессионального становления сопровождается возникновением у студентов различных кризисных ситуации. В процессе профессионального становления в вузах культуры и искусств нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем году обучения, у студентов может измениться отношение к процессу овладения профессией специалиста в сфере культуры и искусства. Они разочаровываются в своём профессиональном выборе, а иногда далее задумываются о перемене специально сти.
Таким образом, в процессе профессионального становления возможно и регрес-сив ное дви же ние. Появ ле ние та ких си туа-ций обрат но го дви же ния тре бу ет осо бен но присталь ного вни ма ния к ним со стороны педагогов, вузовских психологов и самих студентов. Знание индивидуальной динамики и хода процесса про фессионального становления каждого конкретного студента, осознание каждым из них своих собствен ных лич ност ных особен ностей являют ся непре мен ны ми ус ловия ми про фессиональ-ного становления.
Кроме того, специалист в области культуры и искусства должен обладать ярко выраженной творческой, личностной позицией, стремлением к творческому поиску. Важней шими целями профессионального становления являются внутренняя значимость дея тель но сти в сфе ре культу ры и ис кус ст ва, удовлетворённость его результатами, самим творческим процессом.
Приведём высказывание выдающегося хореографа И. А. Моисеева о сущности творчества и позиции художника: «Никакая
материальная заинтересованность не должна побуждать художника к творчеству. Сам процесс творчества обогащает необычайно. Я считаю, что богатство внутреннего мира художника излучается на его творчество. Чем богаче этот внутренний мир, тем богаче те средства, которые он сможет использовать на созидание. Художник не должен ни на секунду успокаиваться. В самом высоком смысле: не тревожиться, не мельтешить, а успокаиваться в своей внутренней жизни. А импульсы для творчества дают мгновения, поднимающие человека над повседневностью» [6, с. 159].
Под го тов ка ис тин ного про фес сио на ла в сфе ре культу ры и искус ст ва — процесс многоступенчатый и динамичный, требующий длительного времени, так как при его реализации становится возможным говорить о постоянном развитии и саморазвитии лично сти. В этом процессе проис ходит осоз-на ние и кон ст руи ро ва ние че ло веком цен но-стей, смыс ла жиз ни, мис сии из бран ной профессиональной деятельности, связанной с культуротворчеством, сохранением и преумножением культурных ценностей, про-све тительски ми целями.
Индивидуализация обучения создаёт условия для самостоятельного постижения глубинного потенциала избранной профессии, значения саморазвития личности, пони ма ния бы тий ных начал жиз ни.
В результате, как показывает анализ экспериментальной работы, у будущих специалистов в сфере культуры и искусства начинают развиваться наиболее значимые личностные и профессиональные качества: готовность к со вме ст но му продук тив но му творчеству, способность к диалогическому общению в процессе творческой деятельности, быстрота включения в творческий процесс и др.
Индивидуализация работы со студентами стимулирует их на сочетание теоретических знаний с обращением к практическим ситуациям, решение творческих задач, приближен ных к ак ту аль ным про фес сио нальным
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
проблемам, создаёт условия для самосовершенствования, своевременного осознания своей индивидуальности, способностей и склонностей характера, ценностных ориен-таций, потребностей и мотивов, интересов, темпов освоения знаний и уровня интеллектуального и культурного развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.
На практике индивидуализация необыкно-вен но трудоёмка и требует от препода вате ля предельной включённости в работу. Это не всегда реально в нынешних условиях.
В этом случае возможно оптимизировать индивидуализацию за счёт выявления харак тер ных ти пов студен тов и раз работки педагогических ситуаций поддержки их стратегий развития и повышения уровня социально-культурной рефлексии.
В эксперименте были выявлены несколько ти пов студен тов ву зов культу ры и ис кусств, даны их обобщённые характеристики. Например:
I. «Хорошо развитые творческие способности, оптимистичный».
Характеристика: Целенаправленный, внутренне мотивированный, обладающий хорошей пред про фессиональной под го тов-кой в сфере культуры и искусства, чётко осознающий свои творческие стратегии, но аде к ват но оцени ваю щий свои зна ния и умения.
II. «Способный, но без развитой социально-культурной рефлексии».
Характеристика: Внутренне мотивированный, но не обладающий хорошей пред-про фессиональной под го товкой, нечёт ко осознающий свои творческие стратегии, при этом за вы шен но оцени вающий свои зна ния и умения.
III. «Студент с отсутствием адекватной самооценки, с деструктивной личностной рефлексией».
Характеристика: Сомневающийся (повышенная рефлексивностъ разрушает его уверенность в собственных силах), «случайный» в профессии, не имеющий чётко осознанных целей и творческих стратегий, но
стремящийся к творческой самореализации в жизни.
Этим студентам необходимо осознать значимость выработки конструктивной рефлек-сив ной по зи ции, понять, в чем со сто ит сущность рефлексии, которая позволяет человеку стать не про сто более прони цатель ным по отношению к себе и другим, но и во многом способст вует его зре лости — лич ност ной и про фессиональной. Позна вая себя, глубже понимая других людей, человек все больше освобождается от непосредственного влияния окружающих, бездумного следования их требованиям и ожиданиям, от случайных импульсивных поступков. Чем глубже развита рефлек сия, тем большую от вет ст вен ность он ис пы ты вает перед со бой и дру ги ми, ориен ти-руясь на сознательно постав лен ные цели.
Уверенно можно сказать, что способность человека к рефлексии — это фактор и сред-ст во лич но ст ного и про фес сио нального рос та. В этом смыс ле рефлек сия об ла да ет мощ ной раз ви вающей функ цией.
Овладение рефлексией как способностью к критическому самоанализу обогащает Я-концепцию человека. Наблюдая себя в разных ситуациях и оценивая свои возможности и способности, сравнивая себя со значимы ми дру гими людьми, человек луч ше осоз нает свои сильные и сла бые стороны, ин ди ви ду аль ные осо бен но сти сво ей лич но-сти. Приобретаемый в рефлексии опыт самопознания обогащает и расширяет представление человека о самом себе. Это позволяет ему стро ить бо лее аде к ват ные его возможностям цели на будущее.
В целом, для облегчения индивидуальной работы со студентами продуктивно использование особого педагогического дневника или создание портфолио студента, где отмечаются этапы его личностного развития, твор че ские дос ти же ния и не удачи, осо бен-но сти ста нов ления его как про фессиона ла.
В общих чертах можно отметить, что рефлексия характерна для молодёжи, мотивированной к творческой самореализации в про фессии.
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
Эта характеристика личности свидетельствует о стремлении молодёжи сконструировать собственную модель социокультурного пространства — причём на основе созидательной культуротворческой деятельности. Вопрос состоит в том, чтобы на этом пути были избраны высоко духовные рефлексивные прак ти ки и пре одолены свойствен ный студен че ской мо лодё жи экс клю зи-визм, от сут ст вие чёт ких ори ен ти ров на самореализацию в коллективе, размытость и неустойчивость цен ност ной сис темы.
Все это может привести к созданию некой псевдореальности (например, погружение в мир компьютерных игр или web-общения). В результате может возникнуть парадоксальная ситуация: социально-культурная рефлексия, задачей которой должна быть рационализация социальной среды и внутреннего мира человека, выступает основанием для ими та ции дей ст ви тель но сти и когнитивно-ценностного диссонанса, который заключается в существенном расхождении, во-первых, между ценностями большинства
молодых людей и ориентирами, предлагаемыми нестабильным обществом в качестве универсальных норм поведения, и, во-вторых, в несовпадении ценностей, природа которых имеет не только рациональный, но и эмоциональный характер [7, с. 4].
Другой проблемой изучения развития социально-культурной рефлексии является саморефлексия молодёжи как способа приватизации социокультурного пространства.
Саморефлексия связана с тем, что практикующие её молодые люди конструируют особый мир ценностей и смыслов, который обычно возводится к какой-либо мат ри-це, чаще всего представленной феноменами мас со вой культу ры (шоу-биз нес, се тевая ли-терату ра и др.). Об щим по ложе нием для подобных мат риц яв ля ют ся уп рощён ность и ути литарность.
Следовательно, современная действительность требует рас ширен ной ин терпре-тации такого многокомпонентного и динамичного явления, как социально-культурная рефлексия.
Примечания
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. Москва : Педагогика, 1980. Т. 1.
2. Выготский Л. С. Психология. Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002.
3. Дружинин В. Н. Психология. Санкт-Петербург : Питер, 2004.
4. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012.
5. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. Москва : Политиздат, 1984.
6. Моисеев И. А. Я вспоминаю... Гастроль, длиною в жизнь. Москва : Согласие, 2001.
7. Тощенко ЖК. Т. Фантомы общественного сознания и поведения // Социологические исследования. 2004. № 12.
Ф
References
1. Anan'ev B. G. Izbrannyye psihologicheskie trudy [Selected psychological worksIn]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1980. Vol. 1.
2. Vygotskij L. S. Psihologija [Psychology]. Moscow, Exmo Publ., 2002.
3. Druzhinin V. N. Psihologija [Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004.
4. Zharkov A. D. Teorija, metodika i organizacija social'no-kul'turnoj dejateVnosti [Theory, methodology and organization of socio-cultural activities]. Moscow, 2012.
5. Kon I. S. V poiskah sebja: Lichnost i ee samosoznanie [In search of itself: Personality and identity]. Moscow, Politizdat Publ., 1984.
6. Moiseev I. A. Ja vspominaju... Gastrol dlinnoju v zhizri [I remember... Tour of a lifetime]. Moscow, Soglasie Publ. [Consent Publ.], 2001.
7. Toshhenko Zh. T. Fantomy obshhestvennogo soznanija i povedenija [Phantoms of public consciousness and behavior]. Sociologicheskie issledovanija [Sociological studies], 2004, № 12.