ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (S8) март-апрель ^
izdanie [Cultural Journal. Electronic periodical publication of peer-reviewed scientific], 2011, № 4.
7. Letov E. V. Suschnost' i osnovnye cherty integratsionnogo protsessa virtual'noy real'nosti i kul'tury [The essence and the main features of the integration process of virtual reality and culture]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2012, № 2, pp. 43—46.
8. Research Report on performance. State. Contract № 900-01-41/06-12 of 23 May 2012 on the theme: «Creating a cultural environment of the region on the basis of modernization of cultural institutions and the introduction of information and communication technologies (final): Generalizing book /Saint-Petersburg State University of Information technologies, Mechanics. St. Petersburg, 2012. 189 p. (in Russian)
9. Shlykova O. V., ets. Elektronnaya i informatsionnaya kul'tura Rossii: prioritety i tendentsii [Electronic and Information Culture of: Russian priorities and trends]. Kulturnaya dinamika Rossii v XXI veke: resursy, preemstvennosf, perspektivy [Cultural dynamics of Russia in XXI century: resources, continuity, perspective]. Moscow, 2011, pp. 199—243.
10. Preserving our heritage, Improving our environment. 20 years of EU research into cultural heritage. Brussels, 2009.
11. Study on the Contribution ofCulture to Local and Regional Development — Evidence from the Structural Funds. Final Report. Centre for Strategy and Evaluation Services. September 2010, p. 141. Available at: http:// ec.europa.eu/culture/key-documents/contribution-of-culture-to-local-and-regional-development_en.htm (accessed: 20.12.2013).
И
„ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРЫ
УДК [351.858:379.8]:001.8 Е. В. Чижикова
Московский государственный университет культуры и искусств
В стате раскрываются технологии формирования управленческих компетенций менеджеров культуры на основе интерактивных образовательных методик, в которых студенты свободно могут выражать «себя», объективно оценивать по восприятию окружающих собственное Я, раскрепощать свои способности к саморефлексии и саморегуляции, активно включаться в деятельност-ный и личностно ориентированный учебно-образовательный процесс. Анализируются методы развития самоорганизующих, самопобуждающих и самоорганизуемых действий в процессе обучения студентов, а также поддерживающие действия, включающие методы мотивации студента преподавателем в его самоопределении, в овладении учебными действиями и операциями, методы ободрения и эмоционального подкрепления, метод постановки проблемных вопросов и заданий. Рассматриваются содержательные смыслы новых педагогических технологий, новообразований, новых подходов, методов и приёмов, которые обогащают традиционные приоритеты развития педагогического воздействия на будущего менеджера, создания условий для формирования его профессионально-управленческих компетенций.
Ключевые слова: технологии, интерактивность, компетенции, профессионально-управленческая на прав ленность.
ЧИЖИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности, декан факультета социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
CHIZHIKOVA ELENA VLADIMIROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of management of social-cultural activities, Dean of Department of social and cultural activities, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Чижикова Е. В., 2014
^ Социально-культурная деятельность
E. V. Chizhikova
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
INTERACTIVE TECHNOLOGY OF VOCATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCIES OF CULTURAL MANAGERS
The article reveals the technology of management competence managers of culture through interactive educational methods, in which students are free to express yourself, to objectively evaluate the perceptions surrounding our own selves, emancipate their capacity for self-reflection and self-correction, to engage in activity and personality-oriented teaching and educational process. Analyzes the development of methods of self-organizing, self-organized and samopobuzhdayuschih action during training students, as well as supporting actions include methods to motivate the student teacher in his self-determination, in the mastery of educational activities and operations, encouragement and emotional reinforcement, staging issues and tasks. Considered a meaningful sense of new educational technologies, new formations, new approaches, methods and techniques that enrich the traditional priorities of development of pedagogical influence on the future manager, creating the conditions for the formation of its professional and managerial skills.
Keywords: technology, interactivity, competences, vocational and managerial direction.
Определение содержательных смыслов компонентов подготовки менеджеров обусловлено характером их будущей профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка менеджеров социально-культурной деятельности представляет собой и процесс, и результат овладения определённым уровнем знаний и навыков в управленческой профессии и специальности «Социально-культурная деятельность». Данная профессия определяется родом практической деятельности по решению различного типа социально-культурных задач и проблем, обусловленных специфическим характером технологического процесса, осуществляемого особыми методами и средствами.
В рамках управленческой профессии социально-культурная деятельность как специальность объединяет типичные характеристики общественно полезной социокультурной деятельности людей, с одной стороны, а с другой — характерные управленческие качества менеджеров как специалистов социально-культурной деятельности, которые эффективно реализуются в процессе профессиональной трудовой деятельности.
В профильном обучении менеджменту социально-культурной деятельности формируется, прежде всего, интегрированный уровень про фессионально-на правлен ных ком петен ций, который студент дос ти гает в результате образования и опыта работы.
Исходя из этого, мы предполагаем, что овладение профессией менеджера социально-культурной деятельности наиболее эффективно может осуществляться на основе интерактивных образовательных методик, в которых студенты свободно могут выражать «себя», объективно оценивать по восприятию окружающих собственное Я, раскрепощать свои способности к саморефлексии и саморегуляции, активно включаться в деятельностный и личностно ориентирован ный учебно-образовательный процесс. Только в этом случае интерактивные обучающие методы профессиональной подготовки не только станут гарантом совершенного образования, но и помогут модифицировать некоторые парадигмы в обучении и развитии лич ности.
Содержательные смыс лы таких технологий интегрируются с профессиональны-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
ми качествами менеджера и особенностями деятельности в социально-культурной среде, которая предопределяет способности такого специалиста:
а) взаимодействовать с целостной социокультурной системой, являющейся объектом его влияния;
б) дифференцировать циклы процессов в этой сис теме, виды дея тельности, характерные для раз ных эта пов ка ж до го цик ла;
в) решать раз лич ные типы профессиональных за дач для ка ж до го эта па;
г) определять место непосредственного пред ме та дея тель но сти в об щей струк ту ре сис темы;
д) выделять социально-экономические, социально-культурные аспекты в своей деятельности.
Интерактивные методики обучения лежат в основе трёх важнейших методологических принципов формирования профес-сионально-управ лен ческой на прав лен но сти менеджера:
• свободы творчества студента и педагога;
• формирования «я-концепции» специа-листа-управ лен ца;
• целевой установки на условия и характер будущей управ лен ческой дея тельности.
На основе этих принципов могут продуктивно реализовываться такие направления учебно-образовательного процесса, как:
• системные отношения «модули кон-крет ных дис ци п лин — модули са мораз вития будущего менеджера», обеспечивающие целостность образовательной системы, включающей модель будущего менеджера социально-культурной деятельности ^ модель системы обучения ^модель цикла учебных дисциплин ^ модель каждой учебной дисциплины ^ модель содержания раз де лов дис ци п ли ны;
• логическая преемственность и последовательность в изучении как отдельных дисциплин, так и их циклов, взаимосвязь теоретической и специальной подготовки в процессе обучения, составляющих основу
про фессионально-управлен ческой на прав-ленности менеджера;
• профилирование общенаучных дисциплин на кон крет ные специализации, налажи-ва ние меж пред мет ных свя зей;
• оптимальное соотношение различных видов занятий по общенаучным, специальным дис ци п линам, дис ци п ли нам специа лиза ций;
• рациональное распределение учебного времени студентов: а) утренние часы для специ аль ных дис ци п лин и дис ци п лин специализации; б) оптимальное соотношение обязательных дисциплин, спецкурсов и факультативов; в) время для самостоятельной работы студентов и индивидуальных занятий с преподавателем.
Таким образом, структура образовательной программы по формированию профес-сионально-управ лен ческой на прав лен ности менеджеров определяется интерактивными компонентами педагогического процесса, включающего три ведущих направления: обучение, деятельность, рефлексию. Интерактивные образовательные методики, лич-ностно ориентированный подход к каждому студенту превращает монологический учебный про цесс в диа логи че ский, в ко тором происходит осознанное формирование и структурирование знаний, повышается уро вень про фес сио нальной и лич но ст ной мотивации.
Интерактивные технологии в структуре новой формирующей программы обеспечи-ва ют так же:
• возможность создания для каждого студента индивидуальной оптимальной программы, учитывающей его познавательные осо бен но сти, ин тере сы, мо ти вы, склонности и другие качества;
• оптимизацию содержания обучающих модулей;
• оптимизацию соотношения теоретической и прак ти че ской под го тов ки буду щих ме нед жеров;
• интенсификацию процесса обучения за счёт новых ин терактивных тех нологий,
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
обеспечивающих развитие управленческой направленности;
• модернизацию учебных планов и программ, повышающих уровень управленческих знаний, навыков и умений.
При этом интерактивный характер обучающих методик способствует: моделиро-ва нию креатив ной и ими та цион ной тех ни ки обучения; созданию творческого климата в студенческой группе; развитию стратегии сотворчества; моделированию креативной прак ти ки.
Структура образовательной программы должна быть основана на интерактивных технологиях обучения, определять три основных направления формирования профессионально-управленческих компетенций: базовое, вспомогательное, психолого-педагогическое.
Согласно концепции В. П. Исаенко [1], содержание базового направления составляют фундаментальные знания, включающие основные понятия и положения социально-культурного управления, его научные методы и системы заданий по выработке новых моде лей управ лен че ской дея тель но сти.
Содержание вспомогательного направления составляют знания, которые включают в себя и умения, способствующие углублению взаимосвязи с конкретными профес-сионально-управлен чески ми про бле ма ми.
Психолого-педагогическое направление включает знания, обеспечивающие развитие саногенного мышления, снимающего личностные демотиваторы, комплексы, блоки, мешающие профессионально-управленческому развитию менеджеров.
Все три направления в структуре интерактив ных ком по нен тов фор ми рова ния управленческой компетенции должны включают сис темы за да ний, упраж нений, тренингов, деловых обучающих игр разной степени сложности по возрастанию, по соотношению общих и частных задач.
Формирование профессионально-управ-лен че ских ком пе тен ций не может за вер-шаться только аудиторными занятиями.
Студен там важ но ов ла деть и прак ти че ски-ми навыками управления в социально-культурной сфере, на уровне учреждений и организаций культуры, которые сегодня постоянно преобразуются и реформируются. Следовательно, их специальные практические навыки оттачиваются опытом профессионального реагирования на все изменения социально-культурной среды.
В этом случае процесс освоения знаний мы рассматриваем как изменение поведения и де ловых качеств, ко торое про ис ходит в результате накопления опыта, профессио-наль ной адап та ции к социо культур ным процессам. Обретение знаний также связано с перцепцией, поскольку обучение зависит от умения воспри ни мать чувст вен ные дан ные.
Оче вид но, что, на при мер, два студен та в формировании профессионально-управ-лен че ской на прав лен но сти в од ной и той же профессии идут разными путями, поскольку они принципиально отличаются друг от дру га в спо соб но стях обре тения знаний и восприимчивости в формировании про фессионально-управлен ческой направленности. Цикличность процесса обучения в этом случае определяется, на наш взгляд, следующими стадиями: конкретный опыт, мысленное наблюдение, абстрактная концептуализация, активное экспериментирование. За конкретным опытом, который накапливает студент в процессе обучения, следует обдумывание и мысленное на-блю де ние, что при водит к по строению абстрактных концепций, а те, в свою очередь, тре бу ют ак тив ной опыт ной про вер ки, что при водит к столк но ве нию с новым кон крет-ным опы том, и цикл по вто ря ет ся.
Эффективность такого подхода апробирована в процессе выполнения простого задания. Так, в ходе работы над семестровыми заданиями студенту понадобился учебник «Теория и практика социокультурного менеджмента» (авторы: В. М. Чижиков, В. В. Чижиков), использовавшийся на занятиях год назад, в котором сформулировано определение понятия «конкретный опыт». Заду-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
мавшись (мысленное наблюдение), студент вспоминает, что учебник лежит в книжном шкафу его квартиры (абстрактная концептуализация), он начинает искать его (абстрактное экспериментирование). Его там нет (конкретный опыт). Процесс начинается заново, студент присту пает на этот раз к поискам учебника в читальном зале. Они увенчались успехом. Студент обрёл знания о местонахождении учебника и нашёл в нем нужное определение.
Несмотря на то, что данный наглядный при мер прост, важ ность представ ленной модели, на наш взгляд, велика, потому что каждый студент разрабатывает собственный вари ант обре те ния зна ний, в ко тором мож но отдать пред поч тение од ной или двум стадиям, с пропуском остальных стадий цик ла.
Эти различия имеют место в силу того, что процесс обучения направляется не только препода вате лем, но и собст вен ными потенциями каждого отдельного студента, его нуждами и целями. Например, менеджер, который связывает свои профессиональные планы с работой творческого коллектива, в большей мере полагается на абстрактные концепции, а менеджер туризма больше акцентирует внимание на конкретном опыте.
Таким образом, ос воение теории, прак тики и технологий менеджмента социокультурной деятельности: стиля руководства, диагностики ситуаций, технологий принятия решений, контроля, методов планирования, управления персоналом и др., не только развивает профессионально-управленческие компетенции менеджеров социально-культурной деятельности, но одновременно является школой педагогического, учебно-методи ческого мас терст ва студен тов и педагогов.
Эффек тив ность интерак тив ных тех но-логий в «познании себя» и формировании про фессионально-управ лен че ской на прав-ленности менеджеров социально-культурной деятельности убедительно проявляет-
ся в пла нирова нии лич ной профессиональной карьеры и ориентации на успех будущим специалистом. Планирование карьеры — это своего рода непреходящая деятельность, которая не ограничивается каким-то первоначальным выбором после окончания средней школы или получения диплома колледжа, а сопряжена с систематическим обдумыванием и постановкой краткосрочных и долгосрочных целей карьерного роста на протяжении всего периода обучения в вузе и последующей профессиональной деятельности.
В основу развивающих личность студента интерактивных технологий входит методика, которая в педагогике именуется как школа обучающего самоконтроля — умение контролировать свой образовательный процесс, ори ен ти рован ный на дос ти же ние успеха в профессиональной деятельности, которая даёт возможность установить уровни экспериментального настроя мыслительной деятельности будущих менеджеров. Фор-ми рова ние представ ле ния о са мом се бе как менеджере связано с коррекцией идеального образа Я и установлением соответствия его выбран ной про фессии, приве дением их в гармонич ное состоя ние.
Вве де ние студен тов в дея тель ность не обходимо связывать с такой учебной ситуацией, в ко торой дос ти гает ся общ ность смыслов и целей дея тельности препода вате ля и студента, их взаимосвязь с предстоящей профессионально-управленческой деятельностью. В теоретическом плане ситуация актуализируется на лекциях и семинарах, в практическом — в виде деловых игр, в виде моделирования реальных ситуаций, в которых каждый студент играет свою профессиональную роль.
Деловые игры как обучающий метод по-зволя ют рас крепо стить воз мож но сти их участников, войти в конкретную профессиональную роль, выбрать и использовать адек ват ные приё мы, средст ва и стиль в работе с людьми, средства решения производственной задачи. Например, в деловой игре
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
«Приём на работу» преподаватель, выступаю щий в роли экс пер та, раз де ляет группу на подгруппы по 3—4 человека, которые играют роли: специалистов отдела кадров; претендентов на вакантную должность; независимой экспертной группы; группы представителей вышестоящей организации. Деловая игра проходит в течение 2,5 часов. Цель иг ры: вве сти студен тов в си туа цию дея тель но сти в кон крет ной про из вод ст-венной обстановке, коллективно обсудить про фес сиональные дейст вия и дать оцен ку ка ж дому уча ст ни ку и его под груп пы, установить наиболее рациональные действия «кадровиков» и поступающих на работу пре тен ден тов.
Ин три га иг ры за ключает ся в том, что на одну должность главного менеджера-администратора театрально-концертного комплекса претендуют 3 человека. Эксперт деловой игры (преподаватель) предлагает специалистам отдела кадров публич но проанализировать (в отсутствие претендентов) поступившие документы (резюме, личный листок по учёту кадров, характеристики с прежнего места работы, письма-ходатайства, документы об образовании и т.д.) и высказать личное мнение по каждой кандидатуре, выставив свой балл оценки (по 10-балльной шкале). В данном эпизоде «кадровики» не вырабатывают общую оценку и не отдают предпочтение какому-либо кандидату. Но представители вышестоящей организации и подгруппа независимых экспертов оценивают действия «кадровиков», про-фессиона лизм их оценок.
Сюжеты деловых игр управленческого характера для менеджеров социально-культурной деятельности позволяют ими ти ровать учебные, про фессиональные, воспитательные ситуации, деловые взаимоотношения в коллективе. Результаты учебно-игровой деятельности позволяют выделить следующие положительные результаты проведения деловых игр:
а) повышение мотивации и интереса к учебным занятиям в целом и к моделируе-
мым в игре аспектам деятельности;
б) эффективность познавательного обу-че ния;
в) положительное влияние игры на учебную работу студен тов;
г) обострение реакции студентов на моделируемые ситуации и персонажей.
Разделённые действия рассматриваются как совместное выполнение преподавателем и студентом учебной работы с решением конкретных задач. В основе осуществления таких действий лежит постановка проблемы, решение которой требует активного общения студентов друг с другом. Преподаватель ставит проблему, например «Современный менеджер — как я его себе представляю?», а студенты, разделившись на группы, вырабатывают своё видение проблемы. Для выработки и утверждения своей точки зрения разрешается пользоваться литературными источниками. Освоенные таким путём зна ния ста новят ся более осознан ны ми, поскольку тес но свя заны с насущ ны ми профессиональны ми проблемами. По итогам работы в мелких группах студентам пред-ла га ет ся учебная си туа ция в фор ме дис кус-сии, на которой в откры той полемике студенты обосновывают собственные точки зрения, доказывают свою правоту.
Ими ти руе мые дейст вия свя за ны с вы пол-нением учебного задания, предложенного преподавателем, который просит студентов представить себе стиль и методы управления коллективом известного им руководителя социокультурного учреждения, приемлемого для подражания. Для имитации действия выбирается фрагмент ситуации по управлению, например по теме «Способы разрешения конфликтов», которые студенты должны изложить в стиле имитируемого образа, копируя его действия, манеру поведения, жесты и способы общения с под-чи нён ны ми Об су ж дение сла бых и силь ных сторон наглядной демонстрации конкретной ситуации дало возможность сравнить свой управлен ческий стиль работы с деятельностью других студентов. Далее пред-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
лагается выполнить то лее самое задание, но в стиле непродуктивного руководителя, с тем чтобы можно было показать те недос-тат ки, ко торые не сле дует по вто рять в ра-бо те.
Поддерживающие действия включают методы мотивации студента преподавателем в его самоопределении, в овладении учебными действиями и операциями, методы ободрения и эмоционального подкрепления, метод постановки проблемных вопросов и заданий. Проблемное задание строится на основе своеобразного опровержения устоявшихся управленческих методов, в ходе обсуждения которых происходит столкновение противоположных позиций. Например, «Всегда ли целесообразно применять рискованные решения?» или «Нужно ли создавать обстановку нетерпимости к ошибкам подчинённых?» В этом случае позитивным моделям противопоставлялись роли «Агрессора», «Блокировщика», «Адвоката дья вола», ко торые приводят раз личные до воды в поль зу де ст рук тив ных ме то-дов в менеджменте. Такое противопоставление создаёт острую, дискуссионную атмосферу в обсуждениях. Каждый студент примеряет к себе, к своим индивидуальным возможностям те методы и способы, которые особенно импонируют в работе того или иного руководителя.
Методы развития самоорганизующих, самопобуждающих и самоорганизуемых действий в процессе обучения обусловлены вовлечением каждого студента в решение учебных задач, побуждением к непрерывному совершенствованию профессиональных навыков и саморазвитию. Изначально пред-по ла гает ся, что ка ж дый студент по тен ци-ально способен к творчеству, то есть разработке новых подходов к решению возникающих учебных проблем. Творчество (креативность) студента проявляется в абстрактном мыш ле нии и ши ро те воз зрений, ори ги наль-но сти, от сут ст вии пре клоне ния перед авторитетами, независимости, интересе к игре, спо собно сти к иссле до ва ни ям, лю бо-
знательности, упорст ве, кон цен трации на проблеме. Стремление повысить творческий уро вень и развить спо соб но сти к ин нова ции организационных и управленческих изменений выражается в разработке определённых программ группового обучения.
Методы взаимодействия преподавателя со студентами в группе трансформируются от максимальной помощи через равноценное партнёрство к активизации полностью самостоятельной работы. Движение от одного этапа к другому сопровождается воз-рас та нием свободы студен та в по сти же нии целей обучения, расширением их самостоятельности, взаимопомощи и, наконец, формированием саморегуляции обучения. В основу такой последовательности положен принцип достижения профессионализма П. А. Просецкого: «от подражания-копирования через творческое подражание и под-ра жатель ное творче ст во — к под лин но му творчеству» [2].
Среди факторов, определяющих эффективность группового обучения, на первое место выходят организационные условия работы группы: роль лидера (формального и неформального) переходит от одного студента к другому; соблюдается индивидуальная и взаимная подчинённость (каждый подчиняется каждому); приверженность одной учеб ной це ли; дис кус сион ный харак тер занятий; совместное общение, принятие решений, учебное задание; результативность измеряется в виде оценки коллективной работы. В основу учебного процесса должно быть положено ролевое участие каждого студента в освоении крупных учебных проблем.
Та кую кон цеп ту аль ную управ лен че скую проблему, как «постановка целей и плани-рова ние дея тельности социокультурных учреждений», преподаватель разбивает на бо лее локаль ные те мы: «что та кое це ли и планы», «цели социокультурной деятельности», «планирование и организационная ответственность», «роль планирования в социокультурной сфере». Основные роли сту-
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
дентов в контексте каждой темы распределяются на три категории: концептуальные (поиск и управление информацией), межличностные (управление взаимодействием ме ж ду студен та ми) и свя зан ные с при ня ти-ем решений (управление учебными действия ми).
Мы ус та нови ли, что в си лу сво их спо соб-но стей, зна ний и уме ний мно гие студен ты принимают на себя разные роли: «наблю-дате ля» — по иск и по лу че ние ин фор ма ции по теме; «проводника» — распространение информации в группе; «оратора» — подготовка выступлений, сообщений, докладов; «экс пер та» — ру ко водство и мо ти ва ция группы; «предпринимателя» — инновация новых проектов, идей, завоевание сторонников; «распределителя ресурсов» — рас-ста новка приори те тов, составление пла на изучения темы.
Каждая роль предопределяет выполнение оп ре де лён ных ви дов учеб ной дея тель но сти, что в конечном счёте и обеспечивает освоение управленческих методов планирования.
Мы заметили, что в процессе изучения ка-ж дой про бле мы у студен тов груп пы про являются те или иные черты будущих профес-
сио наль ных ме нед жеров: в од ной си туа ции это ини циа ти ва, в дру гой — же ла ние обмени вать ся мне ния ми, в треть ей — ин те рес к по ис ку новой ин фор ма ции, да лее — спо соб-ность к обобщению, кон цен тра ции энер гии. В группе, кроме этого, формируются инди-ви дуаль ный и об щий по зи тив ный эмо цио-нальный настрой: во оду шев ление, гармония и согласие, готовность к компромиссам, снятию напряжённости
Позитивный настрой группы помогает студентам активно и эмоционально общаться, обостряет внимание, интерес, стремление к уча стию, к со труд ни че ст ву в ре ше нии про фессиональных про блем ных си туа ций, задач, в достижении согласованных целей. Следовательно, интерактивные обучающие методы формирования профессионально-управлен ческих ком петенций менед жеров социально-культурной деятельности обеспечивают большую эффективность в условиях наполнения их предметного содержания таки ми управлен чески ми ком понен-тами, как «модель обучения», «стиль руководства», «планирование», «принятие решений», «достижение», «планирование карьеры», «самооценка» и др.
Ф
Примечания
1. Исаенко В. П. Развитие лидерской направленности специалиста социально-культурной сферы в процессе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. на соиск. уч. степ, доктора пед. наук. Москва, МГУКИ, 2002. 46 с.
2. Просецкий П. А. Психологическая структура профессионально направленного студенческого коллектива и пути его совершенствования // Проблема психологии личности в коллективе. Москва : МГПИ им. В. И. Ленина, 1979. С. 23—53.
References
1. Isaenko V. P. Razvitie liderskoi napravlennosti spetsialista sotsialno-kulturnoi sfery v protsesse dopolniteVnogo professionaVnogo obrazovaniia. Avtoreferat diss. dokt. ped. nauk [Leadership development orientation specialist in socio-cultural sphere in the process of additional vocational training. Synopsis doct. ped. sci. diss.]. Moscow, 2002. 46 p.
2. Prosetskii P. A. Psikhologicheskaia struktura professional'no napravlennogo studencheskogo kollektiva i puti ego sovershenstvovaniia [The psychological structure of professionally oriented student body and the ways of its development]. Problema psikhologii lichnosti v kollektive [The Problem of psychology of personality in the team]. Moscow, 1979, pp. 23—53.