Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональнокоммуникативной компетенции у менеджеров по туризму в вузе на основе педагогического проектирования'

Педагогические условия формирования профессиональнокоммуникативной компетенции у менеджеров по туризму в вузе на основе педагогического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ТУРИЗМ / TOURISM / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / МЕНЕДЖЕР / MANAGER / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачев Александр Александрович, Тарариева Клавдия Сергеевна

Статья посвящена проблеме формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в вузе на основе педагогического проектирования. В статье рассмотрены необходимые педагогические условия, способствующие формированию профессионально-коммуникативной компетенции (индивидуализация, ориентация профессиональной подготовки, разработка авторских учебных программ и курсов, научно-методическое обеспечение, профессиональная направленность, использование педагогических технологий, а также компоненты оценки эффективности). Определены цели, результаты и критерии индивидуализации и дифференциации профессиональной подготовки у будущих менеджеров по туризму. Представлен анализ факторов эффективности педагогических условий формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в вузе. Выявлена и обоснована необходимость формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму, способствующая установлению профессиональных деловых контактов межличностного взаимодействия на профессиональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачев Александр Александрович, Тарариева Клавдия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CONDITIONS OF VOCATIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE TOURISM MANAGEMENT UNIVERSITY BASED PEDAGOGICAL DESIGNING

Paper is devoted to study the formation of professional communicative competence of future tourism managers in high school on the basis of pedagogical design. The article discusses the necessary pedagogical conditions, contributing to the formation of professional communicative competence (individualization, orientation training, the development ofcopyright curricula and courses, scientific and methodological support, professional orientation, the use of educational technologies and components to assess effectiveness). Defined goals, outcomes and criteria of differentiation and individualization of training of future tourism managers. Presents an analysis of performance factors of pedagogical conditions of formation of professional communicative competence of future tourism managers in high school. Spotted and necessity of formation of professional communicative competence of future tourism managers, contributing to the establishment of professional business contacts interpersonal interaction on a professional level. The article discusses the necessary conditions for pedagogical training of qualified personnel tourist profile.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональнокоммуникативной компетенции у менеджеров по туризму в вузе на основе педагогического проектирования»

ISSN 1997-0S03 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (SS) март-апрель ^

сП/едаГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИО НАЛЬ НО-КОММУНИКАТИВ НОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЕНЕДЖЕРОВ ПО ТУРИЗМУ В ВУЗЕ НА ОС НО ВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКО ГО ПРО ЕКТИРОВА НИЯ

УДК 37.013:338.48

А. А. Горбачев, К. С. Тарариева

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена проблеме формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в вузе на основе педагогического проектирования. В статье рассмотрены необходимые педагогические условия, способствующие формированию профессионально-коммуникативной компетенции (индивидуализация, ориентация профессиональной подготовки, разработка авторских учебных программ и курсов, научно-методическое обеспечение, профессиональная направленность, использование педагогических технологий, а также компоненты оценки эффективности). Определены цели, результаты и критерии индивидуализации и дифференциации профессиональной подготовки у будущих менеджеров по туризму. Представлен анализ факторов эффективности педагогических условий формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в вузе. Выявлена и обоснована необходимость формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму, способствующая установлению профессиональных деловых контактов межличностного взаимодействия на профессиональном уровне.

Ключевые слова: компетентность, условия, туризм, обучение, менеджер, коммуникации, проектирование.

A. A. Gorbachev, K. S. Tararieva

Krasnodar State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), 40 Years of Victory str., 33, Krasnodar, Russian Federation, 350072

TEACHING CONDITIONS OF VOCATIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE TOURISM MANAGEMENT UNIVERSITY BASED PEDAGOGICAL DESIGNING

ГОРБАЧЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры маркетинга Краснодарского государственного университета культуры и искусств, академик Международной Московской академии детско-юношеского туризма и краеведения (МАДЮТК), председатель Краснодарского регионального отделения академии

GORBACHEV ALEKSANDR ALEKSANDROVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Academician of the International Academy of Moscow youth tourism and local history (MADYUTK), Chairman of the Krasnodar regional branch of the Academy, Professor of Department of Marketing of Krasnodar State University of Culture and Arts

ТАРАРИЕВА КЛАВДИЯ СЕРГЕЕВНА — аспирантка кафедры психологии и педагогики Краснодарского государственного университета культуры и искусств, член-корреспондент Краснодарского отделения Международной Московской академии детско-юношеского туризма и краеведения академии (МАДЮТК), секретарь Краснодарского отделения академии

Tararieva Klavdiya Sergeevna — doctoral student of Department of psychology and pedagogy of Krasnodar 196 State University of Culture and Arts, Corresponding Member of the Krasnodar branch of the Moscow

Academy of International Youth Tourism and Local History Academy (MADYUTK), Secretary of the Krasnodar Branch Academy

e-mail: gordiana1@rambler.ru e-mail: tararieva88-88@mail © Горбачев А. А., Тарариева К. С., 2014

^ Социально-культурная деятельность

Paper is devoted to study the formation of professional communicative competence of future tourism managers in high school on the basis of pedagogical design. The article discusses the necessary pedagogical conditions, contributing to the formation of professional communicative competence (individualization, orientation training, the development ofcopyright curricula and courses, scientific and methodological support, professional orientation, the use of educational technologies and components to assess effectiveness). Defined goals, outcomes and criteria of differentiation and individualization of training of future tourism managers. Presents an analysis of performance factors of pedagogical conditions of formation of professional communicative competence of future tourism managers in high school. Spotted and necessity of formation of professional communicative competence of future tourism managers, contributing to the establishment of professional business contacts interpersonal interaction on a professional level. The article discusses the necessary conditions for pedagogical training of qualified personnel tourist profile.

Keywords: competence, conditions, tourism, training, manager, communications, design.

Профессиональная компетентность менеджера по туризму — это составляющая профессиональной культуры, определяющая социальную ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности и отражающая все её компоненты: единство знаний, умений, благодаря которым антропологические знания выделяются в практических действиях; выстроенная профессиональная и лич ная пози ция, про фессиональ-ная и лич ная са мо оцен ка, оп ре де ляю щая активное, творческое отношение к деятельности; совокупность личностных и профессионально важных качеств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности специа листа.

Высокие требования в современных условиях к профессионально-коммуникативной ком пе тен ции менед жера по ту риз му предполагают необходимость студентам не только осваивать теоретические знания, но и практически их использовать. Сила образованности не в том, что она составляет информационное достояние личности, а в том, как воздействует антропологическое знание на самого будущего специалиста, насколько оно помогает ему модернизировать трудовую деятельность, облагораживать окружающую среду, как природную, так и социальную [4, с. 45—55].

Следует сказать несколько слов о коммуникативной компетентности: понятие «коммуникативная компетентность» менеджеров туризма предполагает обмен информа-

цией, общение среди специалистов профес-сио нальной дея тель но сти, а так же фор мы взаимодействия между служащими, работниками и клиентами, осуществляемые при помощи общения.

Профессионально-коммуникативная компетенция современного менеджера туризма основывается не только на широте его знаний профессиональной деятельности: необходимо учитывать умение использовать специальные информационные источники, спо соб ность обес пе чить де ловые кон так ты с представителями российских и зарубежных турфирм. Поэтому необходимо разрабатывать методы формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего специалиста в ситуациях произ-водст вен ных и меж лич ност ных от ношений в сфере туризма [6, с. 27].

Одним из показателей сформированности профессионально-коммуникативной компетенции является умение выстраивать целостные, связные и логичные высказывания, используя всё богатство выразительных средств языка, а также способность понимать и адек ват но освещать любые ви ды коммуникативной активности партнёров по общению [4, с. 45—55].

Для успешного формирования профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся системы высшего профессионального образования необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу и тем

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

самым — обеспечивать повышение качества их профессиональной подготовки.

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию профессионально-коммуникативной компетенции, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе мы встречаемся с различными точками зрения.

Педагогические условия в педагогической литературе рассматриваются как существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует осуществление определённого события. Условия рассматриваются как обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы [1, с. 69—73]. В педагогическом проектировании мы рассматриваем педагогические условия как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его реализации, обеспечивающую эффективность достижения поставленной задачи [7, с. 86].

Педагогические условия — это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [7, с. 86—120]. Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее об-стоятельст во, ока зы вающее сущест вен ное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструирован ного педагогом, пред полагающего достижение определённого результата [2].

Таким образом, определение понятия «педагогические условия» молено сформулировать как комплекс мер, направляемых в качестве педагогических условий успешности дос ти жения поставлен ных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг дру га, что препят ст вует про ник нове-нию в их состав случайных, не способствую щих обес пе че нию же лае мой эф фек тив-ности.

Нами были определены следующие необ-

ходимые педагогические условия, способствующие формированию профессионально-коммуникативной компетенции:

1. Индивидуализация формирования профессионально-коммуникативной ком-пе тен ции у буду щих ме нед жеров по ту риз-му в вузе.

2. Ориентация профессиональной подготовки на профессионально-коммуникативную ком пе тент ность буду щих ме нед жеров по туризму.

3. Разработка авторских учебных программ и кур сов, на прав лен ных на фор ми ро-вание профессионально-коммуникативной компетентности.

4. Научно-методическое обеспечение процесса формирова ния про фессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в вузе.

5. Профессиональная направленность буду щих ме нед жеров по ту риз му в про цес се изучения дисциплин по выбору, учитывающая по ложи тель ную мо ти ва цию и по треб-ности студен тов.

6. Использование педагогических технологий, комплекса дидактических средств в процессе обучения в вузе будущих менеджеров по туризму.

7. Разработка компонентов оценки уровней формирова ния про фессионально-ком-муникативной компетентности будущих менеджеров по туризму.

Ос нов ным на правлением, на наш взгляд, является единство воспитания и обучения. Определённый уровень воспитанности и нравственности складывается сам собой на базе знаний и вообще получаемой информации. Это противоречит тому факту, что именно воспитание, как сознательная, целенаправленная деятельность образовательного учреждения, создаёт благоприятные условия для освоения знаний. Нет этих условий — не будет и эффективного обучения. Ведь, прежде всего, должна сформироваться установка на обучение, что достигается преимущественно воспитательными сред-ст вами.

Ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

Далее мы выделяем фундаментальность образования специалиста сферы туризма в совокупности гуманитарной, психолого-педагогической и специальной подготовки. Здесь необходимо определить оптимальный план работы в условиях вуза, ибо надо хорошо знать оте че ст вен ный и ми ро вой опыт в единстве и взаимодействии, а не копировать за пад ные образ цы.

Следует остановиться на дифференциации и индивидуализации учебного процесса, где большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студен тов. Форм, методов и средств обучения при этом немало: проблемные лекции, лекции-диалоги; индивидуальная работа на семинарских, практических занятиях; организация спецсеминаров и практикумов; подготовка докладов и рефератов; выполнение курсовых и дипломных работ; постановка экспериментов, моделирование, деловые игры и т.д.; анкетирование и тестирование студентов; конкур сы научных и творческих работ, дис кус-сии, конференции и др. [9, с. 23—25].

Из сказанного выше вытекает необходимость систематического обновления, уточнения и изменения содержания обучения — в соответствии с темпами научно-технического прогресса, социальными, политически ми и культурны ми преобразования ми и др. Объем информации постоянно растёт, а время обучения практически не меняется, по это му ос нов ным пу тём совер шен ст-вования учебного процесса является его интенсификация за счёт системной и логико-структурной упорядоченности всех дисциплин, обобщения част ных дан ных, ликвидации дублирования и параллелизма, применения активных методов обучения, создания учебно-методических комплексов по предметам и т.д. [4, с. 45—55]. Все это является необходимым условием и особенностью работы по формированию профессионально-коммуникативной компетенции будущих менеджеров по туризму в вузе.

В процессе непосредственного самопознания, как говорил В. Э. Чудновский, сту-

дентами широко применяются такие приемы, как рефлексия (размышление о себе), самонаблюдение, самоанализ и самооценка, осуществлению которых способствует реа-ли за ция его спо собно стей, зна ний, умений и навыков. Существенную роль играют приёмы опосредованного самопознания: сравнение, сопоставление, анализ результатов собственной деятельности [11].

В основе профессиональной подготовки студентов должна лежать определённая мотивационная составляющая, выражающая осоз нан ное от ноше ние к сво ей буду щей специальности, направляющая индивида на характер ные объ ек ты и спе цифи че ские способы эффективного взаимодействия с ними. Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности, и её невозможно рассматривать в отрыве от социальной действительности [8, с. 191—194].

Индивидуализация профессиональной под го тов ки не позво ляет уст ра нить раз-ли чия ме ж ду студен та ми, что спо соб ст ву-ет раз ви тию ка ж дым студен том сво их уникальных способностей, нацеливает на высо-коква лифицированную под готовку к профессиональной деятельности.

Главными целями, результатами и критериями индивидуализации профессиональной под го тов ки яв ля ют ся:

• повышение эффективности профессиональной под го тов ки, соз да ние сис те мы образования, обеспечивающей каждому максимальное развитие его возможностей, способ но стей;

• создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разносто-рон него общего развития студен тов;

• ликвидация единообразия в обучении;

• формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности.

Основу индивидуализированного процесса обучения должна составлять диагностика индивидуального развития учащихся. Поскольку она предполагает постоянное

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

наблюдение за процессом индивидуального раз ви тия уча щих ся с це лью вы яв ле ния его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям, мы можем говорить об осуществлении мониторинга индивидуального развития учащихся [3, с. 46—52].

Далее мы выделяем использование педагогических технологий. Педагогическая тех нология — это упо ря до чен ная со вокуп-ность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [10]. Педагогическая технология — это ис сле до ва ния с це лью вы явить прин ци пы и разработать приёмы оптимизации образовательного процесса пу тём ана лиза факторов, повышающих образовательную эффективность, путём конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Суть данного определения заключается в идее оптимизации работы вуза или другого образовательного учреждения, и прежде всего в повышении эффективности его основного звена — учебного процесса.

Педагогическая технология в таком понимании требует научных оснований для описания учебно-воспитательного процесса, вы де ление ко торых даст воз мож ность управлять им, действительно при ходить к заданному образовательному результату.

Роль таких оснований должны играть не принципы обучения (воспитания), сформулированные на основе многовекового педагогического опыта и составляющие основу традиционной педагогики, а законы и закономерности образовательного процесса, на которых и строит свою технологию педагогическая технология.

Педагогическая технология опирается на определённые законы и закономерности педагогики, которые лежат в основе её научной базы. В свою очередь, законы и закономерности были сформулированы на основе научного познания педагогической дейст-

вительности [12].

В. В. Юдин подчёркивает, что только законы, как объективные незыблемые связи компонентов учебно-воспитательного процесса (и закономерности — как устойчивые, часто повторяющиеся связи), могут явиться основой технологического подхода в педагогике, претендующего на гарантированное достижение заранее заданной образовательной цели. Он лее выделяет основную функцию технологии, которая заключается в переносе опы та ис поль зова ния его дру ги ми. Пе да-гогическая технология изначально доллена лишаться личностного оттенка. Поэтому педагогическое образование на уровне сущностной репродукции необходимо строить на технологиях, а не на методиках, которые либо неповторимы, либо предполагают их формальное повторение [12, с. 89—150].

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции у будущего менед-лсера по туризму обеспечивается за счёт таких направлений и особенностей организации дея тельности, как:

• единство воспитания и обучения;

• связь теории и практики;

• фундаментальность учебной подготовки, её дифференциация и индивидуализация;

• овладение навыками самовоспитания и самообразования.

Можно установить тот факт, что студент в ходе обучения становится равноправным (с педагогом) субъектом учебно-вос-пи татель ного про цесса. В настоя щее вре мя в теории педагогики, а также в вузовской практике учебно-воспитательный процесс рассматривается как слолсная организационно-методическая система, которая формирует личность будущего специалиста и на функционирование которой, в свою очередь, оказывают влияние её структурные элементы, объективные и субъективные факторы [4, с. 45—55].

Что касается условий эффективности формирования профессионально-коммуни-катив ной ком пе тен ции, то они край не раз-

Ф

Ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

но образ ны:

• постепенность формирования знаний, умений, желаемого качества и т.п.;

• актуализация процессов самопознания, самовоспитания и самооценки; педагогическая тех нология;

• особенности психических процессов, лич ност ный смысл учения;

• диалогичность процессов взаимодействия студен тов и препо да вате лей;

• матери аль ная ба за и др.

Анализ факторов эффективности позволяет разбить их на четыре условные группы:

• условия, которые определяются личностными качествами обучаемых (тип личности, осо бен но сти вос при ятия, па мя ти, мышления; мотивационная структура личности, её ценностные ориентации и пр.);

• условия, связанные с межличностным взаимоотношением и общением педагога и обучаемых (стиль общения, активность во взаимодействии, совпадение стилей обучения и препо да ва ния и пр.);

• условия, которые определяются личностными качествами педагога (тип личности, особен ности пси хи ческих процессов, сис тема цен но стей, са мо оцен ка и пр.);

• материально-технические условия организации педагогического процесса.

На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод: выявленные педагогические условия способствуют повышению уровня формирования профессионально-ком му ни катив ной ком пе тен ции у буду щих менеджеров сферы туризма в образовательной сре де выс шего про фессионального образования.

Примечания

1. Беликов В. А. Педагогические условия как цель педагогических исследований // Проблемы образования и развития личности учащихся. Москва : МаГУ, 2001. С. 69—73.

2. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2001. 181 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. Москва : Педагогика, 1991. 480 с.

4. Дьяченко В. К. Два варианта новейшей педагогической технологии // Коллективный способ обучения. Москва : Педагогика, 1996. № 3. С. 45—55.

5. Ефремов О. С. Педагогика : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2010. 352 с.

6. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / под ред. С. В. Титовой. Санкт-Петербург : Питер, 2009. 37 с.

7. Кузнецов В. М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. Москва : Народное образование, 2012. 144 с.

8. Лапшина А. В. Сущностное понятие «коммуникативной компетентности» и пути её формирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 4. С. 191—194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Никитина Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : дис. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. Челябинск, 2001. 427 с.

10. Сластенин В. А, Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н. Педагогика. 6-е изд. Москва, 2007. 576 с.

11. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. Москва : Знание, 1986. 80 с.

12. Юдин В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса : монография. Москва : Университетская книга, 2008. 302 с.

References

1. Belikov V. A. Pedagogicheskiye usloviya kak tsel pedagogicheskikh issledovaniy [Pedagogical conditions as the goal of pedagogical research]. Problemy obrazovaniya i razvitiya lichnosti uchashchikhsya [Problems of education and personality development of students]. Moscow, MaGU Publ. [MaSU Publ.], 2001, pp. 69—73.

2. Borytko N. M. V prostranstve vospitatelnoy deyatelnosti [In the space of educational activities].

Ф

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Volgograd, Peremena Publ. [Classroom Publ.], 2001. 181 p.

3. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational Psychology]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1991. 480 p.

4. Dyachenko V. K. Dva varianta noveyshey pedagogicheskoy tekhnologii [Two variants of the latest educational technology]. Kollektivnyy sposob obucheniya [Collective way of learning]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1996, № 3, pp. 45—55.

5. Efremov O. S. Pedagogika [Pedagogy]. St. Petersburg, Piter Publ. [Peter Publ.], 2010. 352 p.

6. Titova S. V., ed. Kommunikativnaya kultura. Ot kommunikativnoy kompetentnosti k sotsialnoy otvetstvennosti [Communicative culture. From communicative competence to social responsibility]. St. Petersburg, Piter Publ. [Peter Publ.], 2009. 37 p.

7. Kuznetsov V. M. Psikhologo-pedagogicheskiye usloviya formirovaniya lichnosti uchashchikhsya [Psycho-pedagogical conditions of formation of individual students]. Moscow, Narodnoye obrazovaniye Publ. [Public education Publ.], 2012. 144 p.

8. Lapshina A. V. Sushchnostnoye ponyatiye «kommunikativnoy kompetentnosti» i puti yeye formirovaniya [The essential concept of «communicative competence» and ways of its formation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuPtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2011, № 4, pp. 191—194.

9. Nikitina Ye. Yu. Teoriya i praktika podgotovki budushchego uchitelya k upravleniyu differentsiatsiyey obrazovaniya. Dis. dok. ped. nauk [Theory and practice of preparing future teachers to control the differentiation of education. Doct. ped. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2001. 427 p.

10. Slastenin V. A., Isayev I. F., Shiyanov Ye. N. Pedagogika [Pedagogy]. 6th edition. Moscow, 2007. 576 p.

11. Chudnovskiy V. E. Vospitaniye sposobnostey i formirovaniye lichnosti [Parenting skills and personality development]. Moscow, Znaniye Publ. [Knowledge Publ.], 1986. 80 p.

12. Yudin V. V. Tekhnologicheskoye proyektirovaniye pedagogicheskogo protsessa [Technological design of the pedagogical process]. Moscow, Universitetskaya kniga Publ. [University Book], 2008. 302 p.

Ф

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.