ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
^^Использование КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ
ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
УДК 379.8.092:303.4 Е. В. Мальцева
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается использование и развитие компетентностного подхода в обучении и социально-культурном воспитании старшеклассников. Показано развитие личности старшеклассников в условиях учебной и профессиональной среды, под воздействием определенных условий и механизмов, которые характеризуются: отношением к учебной и будущей профессиональной деятельности, требовательностью к себе и окружающему социуму; воздействием учебного процесса на мотивацию обучения. Дана оценка субъектной позиции старшеклассников по отношению к собственному обучению и развитию и, как следствие, к учебной деятельности, к достижению профессиональных и жизненных целей.
Ключевые слова: обучение, воспитание, развитие мышления старшеклассников, социально-культурное развитие, компетентностный подход, педагогическое взаимодействие в обучении, профессиональная подготовка и образование.
E. V. Maltseva
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406 The Using of competency-based approach in learning and socio — cultural education of pupils This article discusses the use and development of the competence approach in education and socio-cultural education of pupils . Shows the development of the personality of starsheklassnikov in terms of educational and professional environment, under the influence of certain conditions and mechanisms that are characterized by: their attitude toward school and their future careers, self-discipline and the surrounding society; the influence of the educational process on the motivation of learning. The estimation of the subjective position of the pupils in relation to their own learning and development and, consequently, to learn, to achieve professional and personal goals
Keywords: training, education, development of thinking in high school students, socio-cultural development, competence approach, pedagogical interaction in learning, training and education.
Развитие и использование компетентностного подхода в обучении и воспитании старшеклассников в школах и учебных заведениях в данной статье рассматривается как совокупность технических, финансовых и людских ресурсов, функционирующих в границах инфраструктуры школ и учебных заведений. Мы непосредственно оказываем свое влияние на развитие старшеклассников, молодых людей и жизнь всего общества. Поэтому воспитание и развитие старшеклассников с использованием компетентностного подхода в обучении
выступает как история их индивидуального развития и развитие условий нового мышления среди молодежи в России. Использование компетентностного подхода в обучении и воспитании старшеклассников всегда яв-ля лось од ним из наи более важ ных вопро сов при ста нов ле нии и раз ви тии лич но сти. Многолетний опыт отечественных и зарубежных исследований показал, что исследования с использованием компетентностного подхода в воспитания старшеклассников может быть систематическим, и его необходимо поэтап-
МАЛЬЦЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА — соискатель кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
MAL'TSEVA EKATERINA VIKTOROVNA — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Мальцева Е. В.,2014
^ Социально-культурная деятельность
Ф
но применять на разных возрастных уровнях развития личности.
В современных условиях обществу требуется творческая личность с высокой степенью внутренней устойчивости, способностью к развитию, творчеству, самообразованию, самосовершенствованию. Реализация проектной деятельности и применение компетент-ностного подхода в обучении, формирование у старшеклассников навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в коллективе, устойчивость поведения, сдержанность — все это позволит сформировать качества, которые свидетельствуют о социальной и творческой зре ло сти че ло ве ка, о дос таточном уровне его социализации.
Одним из составляющих компетентност-ного подхода в обучении и профессиональном развитии, возникающих на этапе обучения в старших классах, является проявление у старшеклассников учебно-профессионального ин те ре са к изу чае мым пред ме там и наукам, это момент когда старшеклассник понимает собственную потребность в обучении, в ос вое нии изу чае мого мате риа ла и в школьном обучении в целом. У старшеклассников становятся востребованными элементы проектной профессиональной деятельности и компе-тентностного подхода. Это так же выражается в усилении в самостоятельности решений и действий, появлении чувства защищенности, в повышении закрепления знаний и ответствен но сти по от но ше нию к се бе, повы шен но му чувству ответственности к изучаемым предметам, к ответственной заботе о других и себе в различных делах и ситуациях. Использование компетентностного подхода в обучении и социально-культурном воспитании старше-класс ни ков ста но вит ся характер ной чер той педагогического обеспечения социального развития подрастающих поколений.
Организация учебно-профессионального обучения, социально-культурного воспитания старшеклассников, с использованием компетентностного подхода в обучении, это эф фек тив ный спо соб обес пе че ния са мореа-ли за ции лич но сти в ус ло ви ях учеб ной и профессиональной среды, которые характеризуются: положительной учебной, профессио-
нальной и социокультурной направленностью, от вет ст вен ностью перед окружающим социумом, активным взаимодействием в учебном процессе, принятием положительной субъектной позиции по отношению к собственному эстетическому становлению и развитию, как следст вие, к учеб ной дея тель но сти. Данный процесс обуславливается наличием но вых учебных, про фес сио нальных и жизненных планов и реальных путей их достижения; наличием личностных ориентаций в раз-ви тии про фес сиональной и учеб ной дея тель-но сти.
В систему критериев, характеризующих различные аспекты компетентностного подхода в обучении и социально-культурном воспитании старшеклассников, мы включаем:
• высокую степень усвоения изучаемых предметов и интеллектуальной деятельности;
• положительную учебную и профессиональную мотивацию;
• полную и адекватную субъектную позицию по отношению к различным изучаемым предметам и учебного материала;
• проявление обоснованного собственного мнения;
• готовность к объективной аргументации (индивидуально значимых ценностей, норм и идеалов);
• принятие новых учебных, социально-культурных, про фессиональных и жизненных планов [см.: 1].
В использовании компетентностного подхода в обучении и социально-культурном воспитании старшеклассников мы выделяем направленность на самореализацию старшеклассников, формирование системы позитивных мотивационных ориентаций по от-но ше нию к уче бе и лич но ст ному раз ви тию; взвешенное и творческое отношение к сложным жиз нен ным си туа ци ям; учеб ной и личностной активности; принятие помощи и поддержки со стороны педагогов; неравнодушие к собственной неуспеваемости и способность применить полученные знания на практике; положительное отношение к одноклассникам и ученикам из младших классов.
Это основные стратегии, которые обеспе-чи ва ют ре ше ние школьных про блем у стар ше-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
Ф
классников и которые являются более эффективными, чем стратегии, чье назначение — совладание с отношением старшеклассника к проблеме. Можно сделать вывод о том, что в процессе социально-культурного воспитания и компетентностного подхода в обучении старшеклассников необходимо учитывать определенные задачи, которые ставятся перед школой и учреждениями культуры, а именно:
• приобщение старшеклассников к ценностям отечественной и зарубежной культуры, луч шим образцам народ но го твор че ст ва, классического и современного искусства;
• реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и эстетических идеалов личности и общества;
• широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального и эстетического совершенствования, способ-ст вующих развитию творческого по тен циа ла де тей и юно ше ст ва;
• использование возможностей искусства в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей,подростков и дру гих групп насе ле ния;
• привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адап та ции под ро ст ков для про фи лак ти ки и коррекции асоциального поведения;
• создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории среди старшеклассников, активизирующей художественную жизнь в школе.
При определении учебно-профессионального использования компетентностного подхода в обучении и социально-культурном воспитании старшеклассников, мы исходим из понимания детерминации данного явления не только соци альной и школьной сре дой, но и активностью самой лич ности старшеклассника, которая, исходя из присущих ей личностных свойств, проявляется в ней, как учебная, со ци альная, так и твор че ская ак тив ность учащихся.
Использование компетентностного подхода в обучении и социально-культурном воспитании личности старшеклассника — это процесс ее становления и развития. Мы выделяем
следующие основные механизмы проявления компетентностного подхода в обучении старше класс ни ков:
• реакция старшеклассников на воздействие учеб ной сре ды, а так же раз лич ных людей, прежде всего родителей и педагогов:
• воспроизводство уже известных и требуемых в учебной среде качеств и свойств.
Процесс воспитания у старшеклассников социально-культурной направленности с использованием компетентностного подхода необходимо рассматривать как создаваемую самим старшеклассником индивидуальную, прогрессивную форму собственного развития и формирования положительного миро-ощу щения.
В этом процессе следует выделить проблемы эстетического и социального характера, к которым относятся:
• недооценка в социальной практике роли эстетического воспитания, художественной культуры как влиятельных факторов духовного развития старшеклассников;
• этико-эстетический нигилизм значительной час ти со вре мен ных стар ше класс ни ков;
• усиление в деятельности учреждений культуры разрыва между педагогическими технологиями и задачами художественно-эстетического воспитания старшеклассников.
В этих условиях использование компетентностного подхода в обучении,эстетическом и социально-культурном воспитании старшеклассников является важнейшей задачей современной педагогики. Ее решение необходимо выстраивать на основе педагогической модели: старшеклассники сначала прибегают к приемлемым в обучении действиям в форме страте гий пре одо ле ния труд но стей, и, лишь когда ситуация выходит за границы их возможностей, обращаются к новым стратегиям и механизмам.
Модель учебно-профессионального воспитания у старшеклассников с использованием компетентностного подхода в обучении понимается как целостное, динамическое, многокомпонентное образование, включающее сле дую щие подструк ту ры: ког ни тив ную, оце-ноч ную, эмоцио нальную, цен но ст но-смысло-вую, мотивационно-целевую и рефлексивную.
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
Вы делен ные структурные ком понен ты отражаются в выборе воспитательных задач и в по ста нов ке це лей, в настой чи во сти и в уровне зна ний, в эмо циональных ре ак ци ях и в эффективности, в успешности деятельности и в интересе к учебе у старшеклассников. Процесс воспитания с использованием компе-тентностного подхода в обучении начинается с восприятия новых задач и ситуаций, которые приводят в действие все привычные спо-со бы дей ст вия, обес пе чи вая воз мож ность их решения.
Обучение и социально-культурное воспитание старшеклассников с использованием компетентностного подхода рассмотрена в работах А. Д. Жаркова, А. А. Ласкина, В. П. Подвойского и др. ученых. В связи с этим особое зна че ние при обре та ет дея тель ность уч ре-ждений культуры, по внедрению в практику инновационных культурно-досуговых программ, насыщенных художественным, интеллектуальным и педагогическим содержанием, оказывающим влияние на эстетическое воспитание старшеклассников.
Результатами использования компетентностного подхода в обучении и развитии старшеклассников являются позитивное или негатив ное из мене ние лич но сти в про цес се образования, усвоение учебного материала и социального опыта; овладение стандартами и ценностями окружающего социума; преодоление негативных аспектов накопленного лич но ст ного опы та, в ко тором раз лич ные типы деструктивного поведения старшеклассников проявляются не только как подчинение об щим тре бова ни ям, а ско рее как вы бор правильно прогнозируемого поведенческого решения [см.: 2].
В процессе эстетического воспитания старшеклассников с использованием компетентностного подхода в обучении необходимо учитывать определенные задачи, которые ста вят ся перед учре ж дения ми культу ры, а именно:
• приобщение учащихся к ценностям отече-ст вен ной и зару беж ной культу ры, луч шим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
• реализация нравственного потенциала
искусства как средства формирования и развития этических принципов и эстетических идеа лов лич но сти и обще ст ва;
• использование возможностей искусства в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и дру гих групп насе ле ния;
• привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адап та ции под ро ст ков для про фи лак ти ки и коррекции асоциального поведения;
• создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь школы и общества.
Следовательно, обозначенные актуальные задачи требуют теоретического осмысления и практического решения.
Художественно-педагогические технологии яв ля ют ся важ ней шим фак тором эс те ти-ческого и социально-культурного воспитания старшеклассников в условиях проведения культурно-досуговых программ. Специалисты учреждений культуры, напрямую связанные с творчеством, стремятся научить молодых людей через творчество подчинять свое поведение определенным правилам, формировать внимание, умение сосредоточиться, а так же стремят ся раз вить у них спо соб но сти, которые особенно важны для успешного эстетического воспитания и будут необходимы им в дальнейшей жизни.
Таким образом, результаты исследования компетентностного подхода в обучении и воспитании старшеклассников подтверждают некоторые закономерности его формирования на этапе ранней взрослости, свидетель ству ют об осо бен ностях проявления у старшеклассников высокой или завышенной самооценки и притязаний. В ходе нашего исследования старшеклассники самостоятельно оце ни ва ли на ли чие или от сут ст вие у се бя тех или иных по ложи тельных качеств, знаний и направлений деятельности, значимых стратегии поведения. Мы исследовали не только уровень воспитания у старшеклассников социально-культурной направленности с использованием компетентностного подхода, но и стратегии, реально используе-
Ф
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
мые старшеклассниками.
Ориентированность старшеклассников на будущую профессию; направленность обучения в школе на воспитание и социокультурное развитие, с использованием компе-тентностного подхода в обучении старшеклассников, желание работать по выбранной специ ально сти и уверен ность в буду щем про фессиональном выборе обуслав лива-ют стрем ле ние к изу че нию до пол ни тельных пред ме тов и дис ци п лин учеб ного цик ла, что расценивается как высокое соответствие собственной компетентности высокому уровню эффективности в той или иной деятельности, как уверенность в своих возможностях и способностях к достижению жизненно значимых целей.
Для старшеклассников с ярко выраженным учебно-профессиональным воспитанием с использованием компетентностного подхода в обучении, стремление к обучению имеет характерно высокие значения (более 50%), что, в целом, свидетельствует о наличии симптома внутренней организации: общей удовлетворенности собой, положительном желании и социально-культурной направленности, тяге соответствовать идеальным представлениям о себе.
Нами было отмечено, что количество выбранных направлений, используемых старшеклассниками в тех или иных трудных ситуациях, напрямую связано со степенью их конструктивности и ком петент ност ным подходом.
Примечания
1. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : учебник. Москва : МГУКИ, 2012. 456 с.
2. Ласкин А. А. Педагогическое регулирование профессиональной переориентации высвобожденных специалистов на социально-культурную деятельность : монография. Москва : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2012. 247 с.
Ф
Ф
Ф